Работинский Н.Д.
Общины старого Каменца и их гербы на плане Киприана Томашевича
// Гербовед. №72. (2004)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 6 (72). С. 22-25
Аннотация: Уникальное расположение Каменца-Подольского во многом определило его историческую судьбу. Древнейшая часть Каменца - «Старый город», расположена фактически на скалистом острове, огибаемом со всех сторон рекой Смотрич. Уже более шести столетий (по мнению некоторых учёных - гораздо дольше) на этом замкнутом пространстве разворачивается полотно исторических событий, в прошлом связанных, в основном, с жизнью трёх наиболее значительных национальных общин города - русина-украинской, польской и армянской.
Об авторе публикации/статьи:
Работинский Н.Д.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 16220 знаков (с пробелами)
Н Работинский, Ка.менец Подольский
ОБЩИНЫ GТЛРОГО КЛМ6ПЦЛ
И ИХ Г6РБЫ ПЛ ПЛl П6
КИПРИl fu ТОМЛШ6.GИЧЛ
Уникальное расположение Каменца Подольского во многом определило
его историчес 1ую судьбу. Древнейшая часть Каменца Старый город расположена фактически на скалистом острове, огибаемом со всех
сторон рекой Смотрич. Уже более шести столетий по мнению некоторых
учёных гораздо дольше на этом замкнутом пространстве разворачивается
полотно исторических событий, в прошлом связанных, в основном, с
жизнью трёх наиболее значительных национальных общин города русина
украинской, польской и армянской.
Дефицит территории обуславливал как особый драматизм борьбы за
жизненное пространство между представителями этих общин, та 1и беспримерное
единство их в совместном противостоянии внешнему врагу.
Пожелтевшие страницы летописей и хроник доносят до нас сведения о
частых национальных и межконфессиональных столкновениях. Но на этих
же страницах мы находим примеры героизма и самопожертвования всех
жителей города во времена общей беды.
Литовс 10 русские летописи относят основание Каменца ко второй половине
XIV века, хотя весьма вероятно, что место, на котором сейчас стоит
город, было заселено славянскими племенами гораздо раньше. И практически
с самого начала существования города здесь стали поселяться
армянские переселенцы. Храбрые воины, искусные строители и умелые
торговцы, они с уважением были приняты местными жителями и обрели
здесь свою вторую родину.
Прони 1новение же поля 1ов в Каменец и утверждение их здесь началось
несколько позже. Этому способствовали следующие обстоятельства.
Смерть двух старших Кориатовичей сыновья князя Кориата и вну 1и Великого
князя литовского Гедимина, наместники Подолья сделала их брата
Фёдора в 1386 году суверенным и единоличным владетелем Подолья. Однако
в этом же году, после объединения Литвы и iпоНьши под личн й властью
польского короля Владислава Ягайло, Фёдор Кориатович принёс ему
присягу на верность. А вот требование Великого князя литовского Витовта
Кейстутовича быть ему послушным выполнить не захотел. Властолюбивый
и энергичный Витовт весной 1393 года двинулся на Подолье и, в числе
других городов, захватил Каменец. Правда, Фёдор Кориатович к тому
времени уже ушёл в Венгрию. Но и Витовт недолго владел Каменцем.
Претензии польского короля на Подольские земли вынудили Витовта уступить
Ягайле западные подольские города, в том числе и Каменец. Но уже
в 1395 году Ягайло переуступил свои права краковскому воеводе С пытку 22
из Мельштына. Вот с этого времени Каменец и начинает заселяться поля 1ами. Роль их в управлении городом постепенно растёт и начинается длительный
период поглощения города польскими политическими и католическими
объединениями, вследствие чего обостряются национальные и религиозные
противоречия. С присоединением западного Подолья к Польше
в 1434 году Каменец становится королевским городом и центром Подольс 1
0го воеводства. С тех пор он принадлежал Речи Посполитой примерно
три с половиной столетия, если не учитывать кратковременного правления
в нём тур 10в с 1672 по 1699 г.
Как известно, Каменец первым из подольских городов получил магдебургское
право ещё во времена правления Юрия и Александра Кориатовичей в 1374 году. Обострение противоречий между каменецкими общинами
привело к тому, что каждая из них пользовалась этим правом отдельно.
Общины имели свои органы самоуправления, в городе были созданы три
магистрата, каждый из которых, как символ своих привилегий, имел собственный
герб, изображавшийся на магистратс 10й печати. Изображения
этих гербов можно увидеть на плане Каменца, составленном Киприаном
Томашевичем и изданном в 1672 году краковским епископом Андреем
Тржебицким.
Ефим Сецинский, известный исследователь истор,ии Подолья, описывает
этот план так В левом верхнем углу плана изображён герб Подольского
воеводства солнце в лучах с надписью Palatinatus Podoliae arma оплот Подольского воеводства Герб окружён тремя изображениями, заимствованными
из печатей трёх каменецких ратуш, или магистратов направо
печать русского магистрата, с изображением православного святителя, 1а 1кажется св. Николая чудотворца, с надписью вокруг него Права
русского Каменца Подол. в левой стороне печать польского магистрата,
с изображением св. Георгия на коне и с надписью вокруг сivitatis сameneсen.
in Podolia города Каменца в Подолии внизу печать армянского
магистрата, с изображением овна и армянскою надписью
Как видим, армянская община, члены которой принадлежали к армяногригорианской
церкви, использовали в гербе изображение Агнца Божьего,
несущего хоругвь. Особенностью этого герба было то, что Агнец Божий
являлся эмблемой каждой армянской колонии в Украине. В каждом городе
эмблема имела отличия. Каменецкий герб это Агнец, стоящий геральдически
налево, с повернутой назад направо головой, вокруг которой нимб.
Фигуру перекрывает вкопанное в землю древко, заканчивающееся крестом,
на котором укреплен флажо 1с крестом, разделенный по горизонтали
на три отдельные части т лабарум. Герб использовался 295 лет с 1496 ДО 1790 Г.
Православная русинская община избрала своим покровителем святого
Николая, который был весьма почитаем в Каменце. К тому же, святой Николай,
по преданию, был защитником угнетённых, а, как известно, польская
управленческая верхуш 1а использовала все способы и возможности
для попрания прав русского и украинского населения и искоренения пра 23
вославной веры. Правда, в последнее время появилась довольно серьезно
аргументированная версия, автором которой является львовский историк
Ярослав Дашкевич. Он утверждает, что Ефим Сецинский ошибся,
идентифицируя персону, изображенную на гравюре Томашевича, как святого
Николая, поскольку оригинального оттиска печати русской юрисдикции
исследователь не видел. А впоследствии было доказано, что на гравюре
изображен св. Петр с ключом. Герб использовался 180 лет с 149 1
ДО 1670 Г.
Герб польского магистрата, вероятнее всего, заимствован с герба
князей Кориатовичей, употреблявших на своих печатях изображение
всадника змееборца. Ведь поляки считали себя правопреемниками
прежних владетелей Подолья, что во время создания плана Томашевича,
фактически единственного документа, донесшего до наших дней изображения
общинных гербов Каменца, было вполне справедливо. Собственно,
к этому времени борьба двух наибольших общин города завершилась
их объединением под польским протекторатом. Примерно с этого
времени герб с изображением святого Георгия становится единым
гербом Каменца, поскольку все управленческие функции сосредотачиваются
в едином центре польском магистрате, и он становится единственным
предстаезителем города во всех внешних и внутренних делах.
Герб существовал 422 года с 1374 до 1796 г., но единым гербом города
был лишь 5 лет с 1374 до 149 1и в 1790 1796 гг. вплоть до захвата
города Российской империей.
На плане Томашевича можно увидеть армянский квартал, расположенный
в южной части старого города, польский в центре и русский
в северной части. Ко времени создания плана на территории старого
Каменца насчитывалось около восьмисот домов и 24 христианских
храма 12 православных, 9 католических и 3 григорианских. Однако во
время штурма города турками и, затем, за время их 27 летнего господства
многие из этих храмов были разрушены. Итогом турецкого владения
городом стал массовый исход сначала поляков, а затем армян и
русинов из него.
После перехода Каменца под российскую корону в 1793 году национальный
состав городских жителей претерпел большие изменения. Неподкупная
статистиt а утверждает, что в 1869 году в городе проживало 19 157
жителей. Из них евреев 7340, русских 4655, поля i ов 3258, русинов
2585, немцев 139, белорусов 19, армян 8, молдаван 7. Герб города
тоже изменился. Он был высочайше утверждён 22 января 1796 года В
голубом поле золотые сияющее солнце о шестнадцати лучах и над ним
четвероконечный крест В несколько изменённом виде герб этот служит
городу и по сегодняшний день.
Что же осталось от общин старого Каменца сегодня Каменецких армян
в городе не осталось, разве что какие либо смешанные потомки. Последние
из каменецких армян в 20 е годы прошлого века по призыву католикоса
всех армян ушли на борьбу с турками, да так и не вернулись. 24
Недавний отголосок их пребывания в Каменце обнаружение клада в 10локольне Армянского собора. Польская община в городе активно развивается
и крепнет, возрождается католическая церковь, сильно пострадавшая
за годы советской власти. Украинско русской общины, как таковой, не
существует. Она растеклась по партиям, течениям и прочим группам по
интересам. Естественно, ни о какой единой цели речь не идёт. Тем более
что только околоправославных конфессий в городе пять. Но это уже совсем
другая история 25
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Работинский Н.Д. Общины старого Каменца и их гербы на плане Киприана Томашевича (2004)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|