| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №68. (2004) › Шелковенко М.К. Первый корпоративный герб в Рязани | ||||||
Шелковенко М.К.
Первый корпоративный герб в Рязани// Гербовед. №68. (2004)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 2 (68). С. 124-131, цв. вкладка 15 Аннотация: В конце 2001 года один из крупнейших ВУЗов Рязани Радиотехническая академия (РГРТА) будет отмечать 50-летие со дня своего основания. Задолго до этой даты руководство академии задумалось о создании для нее официального символа - герба РГРТА. Об авторе публикации/статьи: Шелковенко Михаил Константинович (Рязань) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Шелковенко М.К.
в библиотеке найдено еще 32 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 35336 знаков (с пробелами)
КОРПОРАТИВНАЯ ГЕРАЛЬДИКА М Шелковенко, Рязань П6РflЫЙ К РПОРl ТИ.GПЫЙ Г6.РБ fl РЯЗАПИ см. рис. на 15 й стр. цв. вкладки В конце 200 1года один из крупнейших ВУЗов Рязани Радиотехническая академия РГРТ А будет отмечать 50 летие со дня своего основания. Задолго до этой даты руководство академии задумалось о создании для нее официального символа герба РГРТ А. К этой мысли его подтолкнуло то, что многие столичные университеты и институты на фоне возросшего в стране общего интереса t традиционной российской символике стали активно обзаводиться своими собственными знаками в виде красочных гербов, по примеру большинства европейских университетов. Подогревает этот интерес и появление в последнее время исторических публикаций, в которых приводится изображение дореволюционных эмблем и значков российских институтов, сочиненных по строгим геральдическим правилам, а также энергичное возрождение российской родовой и территориальной геральдики. Сейчас нет, пожалуй, ни одной фирмы или фирмочки, которая не имела бы своего фирменного или товарного знаt а, логотипа или иного знака идентификации на рынке товаров и услуг, без них она как бы не имеет узнаваемого лица. Но и на этом фоне разнообразных и, порой, изьtСt анных графических миниатюр классический герб, без всяI 0г9 сомнения, выделяется солидностью и значительностью своей традиционной формы, насыщенной информативностью, ощущением древности и некоторой загадочности. За гербом стоят целые столетия истории и непрерываемой традиции, он символизирует преемственность поколений, самоуправление, достоинство и независимость своего обладателя, его права и власть. Герб всегда предполагает некоторую легенду, рассказывающую о его происхождении и символике составляющих его знаков и фигур. В отличие от фирменного знака, которьtй может в любой момент произвольно меняться по воле его владельца, герб составляется один раз и становится общим достоянием какого либо рода или корпорации, и изменения могут в него вносится только по согласованию с Государственной геральдической службой и в строгом соответствии с вековыми геральдическими правилами. Это придает гербу ощущение постоянства, стабильности и надежности, повышает его статус среди прочих знаков изобразительной идентификации. Герб это солидно Определенное значение, возможно, сыграло и то обстоятельство, что сейчас, в отличие от советского периода, пока отсутствует система госу 124 дарственных значков для выпускников ВУЗов а такие значки всегда служили символом определенного общественного статуса человека. Наличие собственного, признаваемого государством герба, позволяет академии создать на его основе и собственные значки как для выпускников РГРТ А, так и для ее профессорско преподавательского состава и студентов. Это же позволяет академии иметь и собственный флаг. Как бы то ни было, и какой бы мотив не послужил основным двигателем, но в начале 1997 года руководство РГРТ А приняло решение создать герб академии, после чего началась конкретная работа в этом направлении. А вместе с ней начались и проблемы. Первая и основная из них состоит в том, что на сегодняшний день в Российской Федерации юридически отсутствует разработанный и официально утвержденный свод правил, регламентирующий порядок создания 10рпоративных гербов, каковым, по сути дела, является и герб Радиоакадемии. Несомненно, есть мировая и российская геральдические традиции, в которых содержится достаточно четкие, освещенные временем нормы герботворчества, и до 19 17 года они неуклонно соблюдались, не требуя специального узаконения. Но в современном российском обществе эти нормы должны обрести не только геральдический, но и правовой статус для того, чтобы всеми единообразно пониматься, тра 1говqться и применяться. Без этого всякий герб, даже составленный с полным соблюдением всех традиционных геральдических правил, будет нести в себе определенный элемент сомнительности и нелегитимности. И никаки е геральдические кодексы, составленные самыми уважаемыми общественными объединениями и специалистами без процедуры легитимации, к сожалению, не могут восполнить эту зияющую прореху. Все вышеу 1азанное относится и к ситуации в родовой и территориальной российской геральдике. Не менее сложной, но решаемой, оказалась и проблема адекватного отражения в гербе РГРТА специфики современного научно технического многопрофильного учебного учреждения в таких зримых образах, употребление которых допускает геральдическая наука. Дело в том, что, в отличие от фирменного знака или эмблемы, которые утверждаются в виде неизменного графического изображения, герб утверждается только в виде его точного геральдического описания блазона составленного в определенной последовательности и с употреблением геральдической терминологии. Изображение герба имеет здесь лишь вспомогательный характер, что допускает его различные стилистичес 1ие трактовки при строгом соблюдении блазона. Это правило накладывает жесткие и даже непреодолимые ограничения на использование в гербах изображений современных механизмов, орудий и приборов они не поддаются точному геральдическому описанию в силу своей сложности, разнообразия форм и быстрой изменяемости вслед за техническим прогрессом. Это же касается конкретных архитектурных сооружений, памятников и т. п. Поэтому геральдика оперирует только устоявшимися за многие века предметами, фигурами и условными знаками. 125 Обе эти проблемы были очевидны с самого начала работы над гербом РГРТ А, но по ходу самой работы выявились и другие сложности, о которых будет целесообразно рассказывать в той же последовательности, в которой они возникали и разрешались. Первоначально руководство Радиоакадемии заказало проект герба, одной из рекламных рязанских фирм. Обладая большим опытом в области рекламы, фирменных знаков и логотипов, но не обладая элементарными геральдическими познаниями, ее специалисты предложили ряд интересных и остроумных вариантов эмблемы РГРТ А, которые, к сожалению, не могли послужить даже основой для герба. Венцом их усилий стала гербаобразная эмблема, в которой были соединены характерный гербовый щит уездного города Рязанского наместничества образца 1779 года в верхней половине эмблема Рязанского наместничества, в золотом поле скрещенные меч и ножны под зеленой княжеской шапкой а в нижней вместо городской эмблемы изображение стилизованной сферической радиоантенны в лазоревом поле, от которой расходятся вверх радиоволны в виде концентрических полукружий с венком из зеленых дубовых листьев, по типу обрамления губернских гербов образца 1857 года, соединенным желтой девизной лентой с лазоревыми буквами РГРТ А. В довершение всего гербовый щит был увенчан изображением пылающего факела, возникающего из за щита. Государственная Герольдия однозначно отказала этому гербу в праве на существование не только потому, что сам гербовый щит оказался составлен безграмотно, но и потому, что сочла неприемлемым присутствие в корпоративном гербе обрамляющего венка. Разъяснения Герольдии в ее экспертном заключении вкратце сводились к следующему двухчастная пересеченная форма щита означает прямую подч ненность нижней эмблемы РГРТА верхней наместничес 1юй, а в настоящее время не только отсутствует такое юридическое лицо, как Рязанское наместничество, но и нет прямого соподчинения РГРТ А администрациям Рязанской области или города Рязани. В силу этих обстоятельств верхняя половина герба сейчас вообще не может употребляться кроме того, такая форма уездного герба юридически отменена еще в 1857 году, а РГРТ А даже не является уездным городом изображение современной радиоантенны в гербе РГРТ А недопусщмо по причинам, изложенным выше, хотя в эмблеме академии оно вполне должно присутствовать венок в современном корпоративном гербе не может употребляться так как он является характерной составляющей частью административного герба и свидетельствует об ограниченной правовой независимости гербовладельца, о его ведомственной подчиненности и принадлежности. Собственно сам венок того или иного вида принадлежит не гербовладельцу, а ведомству, а Министерство высшего образования МВО пока не обзавелось своими ведомственными знаками, а значит и употребление какого то произвольного венка в гербе РГРТ А не имеет правового и гераль 126 дического обоснования. В определенной форме присутствие венка или иного обрамления может быть допустимо лишь в значке РГРТ А или ее юбилейной эмблеме, созданных на основе утвержденного герба. Поэтому с венком следует повременить девиз в гербе может присутствовать, но он не должен вкл.ючать в себя названия гербовладельца даже в виде аббревиатуры над гербовым щитом может помещаться только статусная корона того или иного вида но никак не факел, или иная другая фигура а для корпоративных гербов такие короны пока не учреждены значит ничем такой герб не может сейчас быть увенчан. Одновременно Герольдия настоятельно рекомендовала не использовать в корпоративном гербе каких либо других внешних украшений или геральдических фигур щитодержателей, шлемов с нашлемниками, наметов, мантий и т кроме девиза. Руководство РГРТ А приняло все эти рекомендации к исполнению, и процесс дальнейшей разработки герба был направлен в определенное русло. Рекомендации Герольдии резко снизили поле чисто художественной для фантазии, увели от внешней эффектности, которую всякому гербу придает его обрамление, и, одновременно, углубили поиск знакового содержания гербовой эмблемы в пределах геральдического щита. На этом этапе администрация РГРТ А вынуждена была отказаться от услуг рекламной фирмы и обратиться за помощью к областной геральдической комиссии. В результате работы, длившейся с перерывами более трех лет, определился круг символов, которые могли бы послужить знаковой основой для герба РГРТ А. Малоуспешными оказался путь насыщения гербового щита символами, отражающими различные аспекты деятельности, поэтому предпочтение было отдано поиску одного емкого знака, который смог бы вобрать в себя нечто наиболее образное и существенное для характеристики академии. Всего было разработано около 50 вариантов герба, из которых более менее удачными оказались 7 8 проектов. Одним из первых в гербе возник образ молнии громовой стрелы которая издревле была символом грозы, верховного божества, божественного гнева и его же благодати дождя а в современной символике употребляется, в основном, в качестве символа электричества и эле,протехнических устройств. Мотивом для этого образа в гербе РГРТ А послужило то, что все разнообразие радиотехники возникло из прибора, созданного в 1895 г. А Поповым, основоположником радио. И первоначально регистрировавшего грозовые разряды. Но еще в начале 20 в., поскольку громовая стрела стала слишком широким символом электрической энергии вообще, для электросвязи на ее основе была составлена иная эмблема двусторонняя молния, символизирующая принципиальную возможность двусторонней передачи электросигнала. В этом модифицированном виде молния вошла в эмблемы учреждений электросвязи и, в первую очередь, телеграфа. 127 Традиционным символом быстрой передачи информации стало изображения летящего голубя. У разных народов он таюке символизирует любовь, семейное счастье, мир, а в христианстве Святой Дух. Голубиная почта использовалась с незапамятных времен и до появления телеграфа и радио была самым оперативным средством информационного общения аналогия очевидна. По правилам геральдики вместо целого в гербе может использоваться его характерная часть. Так в гербе РГРТА вместо голубя возник образ крыла, несущего двусторонюю молнию. В дальнейшем он насытился дополнительным содержанием. Чтобы подчер 1нуть электрическую природу всякой радиосвязи, между маховыми перьями появились изображение маленьких серебряных молний, а цвет оперения крыла стал золотым, чтобы напомнить о территориальном цвете рязанской земли золотом цвете её гербового щита. Соединение двусторонней молнии с золотым крылом, имеющим малые серебряные молнии, образовало символ молниеносной связи, что характерно для радио и могло бы достаточно емко обозначить направление деятельности РГРТ А. При желании в общем количестве серебряных молний или маховых перьев в крыле по семь можно было увидеть намек на нынешнее количество факультетов академии семь, или счастливое число. Поскольку руководство РГРТ А хотело еще как либо подчеркнуть территориальную причастность в рязанской земле, в оконечность щита было введено изображение золотого троехолмия, или золотого городка упрощенной эмблемы Рязанской области. В этом виде проект герба был согласован Герольдией, но тут возникли проблемы совсем негеральдического характера, хотя и типичные для тех случаев, когда принимаются коллегиальные решения. Сначала более полутора лет пришлось дожидаться официального экспертного заключения из Герольдии на посланные туда проекты герба РГРТ А при неоднократных напоминаниях со стороны руководства РГРТ А и областной геральдической комиссии и столь же неодно 1ратных обещаниях Герольдии незамедлительно экспертное заключение выслать. За этот необъяснимый и необъясненный период оказались серьезно подорваны как авторитет областной геральдической комиссии, настоявшей перед руководством РГРТ А о необходимости проведения государственной геральдической экспертизы проектов герба о чем постоянно напоминает Герольдия так и авторитет самой Герольдии, оказавшейся не в состоянии своевременно выполнить свои официально провозглашенные обязанности. Тем временем кому то из профессоров РГРТА окрыленная молния показалась похожей на ножку Буша а дурное слово обладает редкой способностью прилипать к предмету или явлению, создавая о нем превратное мнение. В результате, к тому моменту, когда пришел долгожданный ответ из Герольдии, у руководства РГРТА полностью изменилась позиция по выбранной ею же эмблеме и оно оказалось на грани полного разрыва 128 отношений с областной геральдической комиссией. Больших трудов стоило вновь наладить необходимое сотрудничество. Но при этом уже согласованный проект герба был отвергнут, как не соответствующий научно техническому потенциалу академии и слишком старообразный Разработка новых проектов пошла гораздо труднее, так как теперь требовалось согласовывать их со студенческим и преподавательским советами, где мнения постоянно менялись и не совпадали. В конечном итоге в результате новых поисков знаковой основы герба его основной эмблемой стало стилизованное изображение электрического импульса в виде окаймленного острия, одновременно напоминающего своим силуэтом радиомачту и инверсионный след взлетающей ракеты. Последнее образное значение знака основано на том, что одним из основных направлений деятельности РГРТ А является работа на космическую науку. В проекты в разном виде вернулись изображение голубя, либо летящего на фоне радиоволн, либо вылетающего с двух сторон из за острия. Вернулись таюке серебряные концентрические овалы или эллипсы из самого первого проекта. В современном мире такие изображения уже традиционно воспринимаются как символическое обозначение радиоволн. При этом ни 10им образом не нарушается запрет на использование символов новейшего времени, поскольку сами по себе такие серебряные овалы или эллипсы являются простыми геометрическими фигурами. та кой же геометрической фигурой является и острие, часто используемое в геральдике, но немного модифицированное в гербе РГРТ А. Включенное в определенный контекст, оно получило новое смысловое значение. Новым в прое 1пах герба стало включение изображения раскрытой книги, как традиционного символа знания, и, более узко, учебного заведения. В некоторых ранних вариантах изображение книги сочеталось с факелом также одним из символов знания, или со скрещенными двусторонними молниями. Но употреблять изображение факела, как слишком широко трактуемого символа, отсоветовали специалисты Герольдии, а молнии как то сами отпали слишком их образ оказался связан с ножками Буша Появилось в проектах и изображение четырехлучевой золотой звезды, как путеводной, и как символа стремления к возвышенной цели. Сначала путеводных звезд было семь по количеству факультетов РГРТА, что можно было трактовать как созвездие талантов или плеяда по названию плотного созвездия из семи звездочек Плеяды Это слово в словарях объясняется так группа выдающихся в каком либо отношении лиц, связанных в своей деятельности общими задачами, взглядами и т. п Но в конечном итоге было решено оставить одну путеводную звезду на всех. При этом ее золотой цвет не только напоминает о рязанском территориальном цвете, но таюке отличает ее от серебряной четырехлучевой звезды, которая в ряде гербов уже задействована как Полярная звезда Поле герба окончательно определилось как лазоревое цвет эфира, в 10тором распространяются радиоволны. 129 Герб Рязанской государственной радиотехнической академии с девизной лентой вверху и без внизу 130 Так постепенно, в ходе многочисленных обсуждений и консультаций сформировался герб РГРТА, согласованный с Герольдией и утвержденный приказом ректора академии. Его точное геральдическое описание гласит В лазоревом синем, голубом поле выходящие из левой стороны главы тонкие серебряные цикламоры, один в другом и поверх них вписанное вогнутое червленое красное острие с сужающейся к концу золотой каймой острие наклонено в левую стороны главы, обременено справа вверху золотой, о четырех лучах, звездой Теперь, накануне пятидесятилетия РГРТА, на основании утвержденного герба стало возможным создать эмблему юбилея академии, окружив законный герб декоративным золотым венком, перевитым лазоревой лентой с девизом РГРТА и юбилейными датами, написанными золотом, и сопроводив герб вверху такой же лентой с аббревиатурой Радиоакадемии. Девиз взят из книги К. Э. Циолковского, нашего великого земляка, и гласит Всегда вперед Форма венка для эмблемы оговаривалась с Герольдией еще на самых ранних этапах разработки герба и в целом она повторяет обрамление эмблем технических и военно технических институтов царской России. Основания для использования такого венка дает наличие в РГРТ А военной кафедры и военной тематики в обучении и исследованиях. Справа венок состоит из золотой лавровой ветви символа гражданских заслуг и доблестей, а слева из золотой дубовой ветви символа воинских заслуг и доблестей. В дальнейшем эта эмблема может послужить основой для разработки нагрудного значка выпускника РГРТА, а утвержденный герб уже сейчас является знаковой основой для создания флага Рязанской Государственной радиотехнической академии. 13 1 П6Р.GЫЙ К РП Р4ТИ.GНЫЙ Г6.РБ G РЯЗ4ПИ см. стр. 124 12 3 4 1Вариант герба РГРТ А, разработанный рекламно издательской фирмой Март 15 2. Вариант герба, разработанный М Шелковенко. 3. Окончательный вариант герба РГРТА. 4. Эмблема юбилея РГРТА. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Шелковенко М.К. Первый корпоративный герб в Рязани (2004)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |