МАТЕРИАЛЫ ПРЕДЫДУЩИХ КОНФЕРЕНЦИЙ
Д Котов, Москва
GИМ.GОЛИКl G РХИТ6КТV Р6 Л GИТБ6РГ l
Постановка проблемы
Карл Магнус Витберг создатель проекта храма Христа Спасителя на
Воробьевых горах. Проект стал знаменит благодаря своим немыслимым
размерам 2 сажен 237 м от подошвы горы до креста, высота наземной
части 170 м а также криминальной истории, с ним связанной.
Витберга историки архитектуры постоянно хвалили, несмотря на то, что
его храм не был построен, а достоинства его проекта были спорными.
Зодчий был осужден за растрату и сослан в Вятку. А Герцен писал Свинцовая руI а царя не только задушила гениальное произведение в
колыбели, не только уничтожила самое творчество художника, запутав его
в судебные проделки и следственные полицейские уловки, но она попыталась
с последним куском хлеба вырвать у него честное имя, выдать его за
взяточника, казнокрада 1
Сам же Карл Витберг всегда был предан царю. 24 декабря 18 17 года
Витберга, который до этого был протестантом, крестили по православному
обряду. С этим событием связана легенда, что, якобы восприемником при
крещении был сам Александр 1Видимо, она происходит из Записок
Витберга, где запутанно излагаются факты. Князь Александр Николаевич
Голицын 1773 1844 в 1803 18 17 гг. обер прокурор Синода, в 18 17 1824 гг. министр духовных дел и народного просвещения. Д. К. объявил
поручение государя императора, что хотя бы и не имел надобности присоединения
к греческой церкви, но теперь видит в том нужду, если это
согласно с собственным моим желанием Т ак как в греко российской
церкви имени Карла не существует, то принял имя Александра, ибо сам
император изъявил. желание быть восприемником в домовой церкви
архиепископа Августина совершилось присоединение мое к российс 15ой
церкви при священнодействии Августина. От имени государя был князь
Александр Николае ич выделено мною Д 2 Как видим, сам царь
восприемником, крестным архитектору не был, от него лишь присутствовал
князь А Голицын. 1Герцен А Былое и думы. М. Детская литература, 1970. С. 256.
2 Витберг А Записки академика А Витберга, строителя храма Христа Спасителя
в Москве Масонство и русская культура Сост. В Новиков. М. Искусство, 1996. С. 286. 104 Есть сведения, что уже в 18 19 г. А. Витберг получил потомственное
русское дворянство. Однако Т Пассек в 1879 г. писала о родителях художника Шведский дворянин Лаврентий Самойлович Витберг в 1779 г. с
женой своей выехал из Швеции в Россию и поселился в Ревеле
3 То есть,
по ее версии Витберг уже по рождению был дворянином.
Интересно, что некоторые исследователи, цитируя следующее высказывание
Витберга из его Записок Я пламенно желал, чтобы храм сей
удовлетворил требование царя выделено мною. ДК. и был достоин
народа 4, пропускали его подобострастные слова.
Воспоминания Витберга, записанные со слов архитектора А Герценом
в Вятке в 1836 г. и опубликованные теткой писателя Т Пассек в
журнале Русская старина в 1872 г., переполнены недовольством, желанием
архитектора быть признанным лучшим добиться своего, понравиться
императору, используя для этого все средства.
Эти желания Витберга, его честолюбивые амбиции и покровительство
императора не повлияла на отношение к нему ни современников, ни историков.
В течение долгого времени считалось, что царизм погубил гениального
архитектора.
Гипотеза исследования
Храм Христа Спасителя на Воробьевых горах по проекту Карла Витберга
не был построен по объективным техническим, идейным и религиозным
причинам.
Цель исследования
Раскрыть содержание и смысл, а также масонскую символику, заложенную
в архитектуру Витберга.
Задачи исследования Развенчать легенды о Витберге, созданные Герценом и его близкими. Расшифровать символы архитектурных проектов Витберга. Выявить причины, по которым было невозможно построить Храм
Христа Спасителя по проекту Витберга. Показать профессиональную не состоятельность Витберга как архитектора.
3 Пассек т Александр Лаврентьевич Витберг Очерк 1879 г. Отечество
Краеведческий альманах. Вып. 20 Отв. ред. А Попов. М. Профиздат, 200 1
С. 138.
4
Витберг А Записка, 18 13 1824 гг. Записано с его слов А Герценом в
Вятке в 1836 г. Сообщила Т Пассек Русская старина, 1872. 1С. 16 32 2.
С. 159 192 4. С. 5 19 582. Цит. по кн. Кондратьев И Седая старина Москвы.
М. Воениздат, 1996. С 28 05
Источники исследования Письменные воспоминания современников, документы, поста
новления и т Вещественные масонские знаки Витберга и т Изобразительные проекты, гравюры, картины и т Комплексные экспонаты музеев
Методы исследования
о Искусствоведческий анализ и синтез
О Архитектурный анализ и синтез
О Стилистический анализ и синтез
о Содержательный анализ и синтез
о Герменевтический метод интерпретации текстов
О Семиотический знаковый, смысловой анализ и синтез
о Краеведческий поиск
Карл Витберг родился 15 января 1787 года в Санкт Петербурге. Отец
его Лоренцо Лаврентий был лакировальщиком малярного дела гейзелем шведом по происхождению, который приехал в Россию в 1773 г. по
другим сведениям в 1779 г.
Витберга приняли в Академию художеств в 1802 г., когда ему было 15
лет. В то время, как правило, в Академию принимали детей в возрасте 7
лет. Витберг, судя по всему, оказался исключением, так как поступил сразу в четвертый возраст по классу исторической живописи. Причем за казенный
счет, благодаря протекции графа Строганова, президента Академии
художеств5.
До Академии с 1795 г. он учился в Петербургском горном училище, так
сообщает одно из современных научных изданий
6 По данным самого Витберга
он был отдан в 10 лет, т в 1797 г., в Горный корпус. Через год ему
была неудачно привита оспа, образовалась опухоль. Сделали операцию,
но два года рана не заживала, поэтому он оставил корпус7
То же энциклопедическое издание сообщает, что с 1798 г. Витберг
учился в Анненшуле при лютеранской церкви св. Анны
8 Однако сам архи
5 Пассек Т Александр Лаврентьевич Витберг Очерк 1879 г. Отечество
Краеведческий альманах. Вып. 20 Отв.ред. А Попов. М. Профиздат, 200 1С. 138.
6 Отечественная история. История России с древнейших времен до 19 17 года
Энциклопедия в 5 тт. Т. 1А Д Гл. ред. В Я ин. М. Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 395.
7 Витберг А Записки академика АЛ. Витберга, строителя храма Христа Спасителя
в Москве Масонство и русская культура Сост. В Новиков. М. Искусство, 1996. С. 27 4.
8 Отечественная история. История России с древнейших времен до 19 17 года
Энциклопедия в 5 тт. Т. 1А Д Гл. ред. В Янин. М. Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 395. 106
тектор ясно говорит Я был отдан в пансион лютеранской церкви св.
Анны 9, имея ввиду Санкт Петербург.
Откроем Описание Санкт Петербурга и уездных городов СанктПетербургской
губернии составленное И Пушкаревым в 1839 1842 гг.
В нем он дает сведения и об иноверческой немецкой приходской церкви
Св. Анны, расположенной между Кирочной и Фурштатской улицами, построенной
в камне в 1779 г. Также он сообщает данные об училище пансионе
при этой церкви, которое существовало с 1734 г. и располагалось
на Кирочной улице.
Пушкарев пишет, что в последнее время училище доведено до такой
степени совершенства, что может приготовлять юношей ко вступлению в
университет 10. Интересно, что среди предметов в этом училище изучали
и рисование. Видимо, в пансионе Витберг получил неплохое начальное
образование, что позволило ему поступить в Академию художеств.
Витберг занимался по классу исторической живописи у Г Угрюмова
художника классициста. За время учебы он не раз получал серебряные и
золотые малые медали. В 1807 г. Витберг получил большую золотую медаль,
аттестат 1степени и чин 14 класса за картину Три отрока Он был
оставлен при Академии с правом на пенсионерскую поездку за границу. Но
это сделать не удалось, так как Наполеон вел завоевательньiе войны на
территории Европы.
В 1808 г. Витберг получил еще одну золотую медаль за картину Русская
правда а в 1809 г. опять же золотую медаль за картину Андромаха,
оплакивающая Гектора После этого он был назначен помощником
Угрюмова в натурный класс. В дальнейшем Витберг отказался от поездки
за границу в пользу своего отпуска, который использовал для создания
проекта Храма Христа Спасителя.
25 декабря 18 12 г. Александр I издает манифест о постройке храма во
имя Спасителя Христа в память героев Отечественной войны 18 12 г. Он
объявляет конкурс на лучший проект. Летом 18 13 года, взяв отпуск в Академии,
Витберг переезжает в Москву с рекомендательным письмом от
конференц секретаря Академии А Лабзина к Ф Ростопчину, главнокомандующему
Москвы, с которым был знаком еще по Петербургу, с 18 12 г.
В Москве Витберг должен был по желанию графа Ростопчина выполнить
виньетки и картины на сюжеты подвигов в Отечественной войне 18 12 г.
Но он начинает работать над проектом храма Христу Спасителю. Витберг
изучает основы архитектуры, выбирает место для храма, а главное
ищет пути и знакомства, чтобы приблизиться к влиятельным чиновникам и
приближенным царя.
9
Витберг А Записки академика А Витберга, строителя храма Христа Спасителя
в Москве Масонство и русская культура Сост. В Новиков. М. Искусство, 1996. С. 27 4. 10
Пушкарев И Николаевский Петербург Сокращенное изд е Описание
Санкт Петербурга и уездных городов Санкт Петербургской губернии 1839 1842 гг.
Ст. А Алексеева. СПб. Лига Плюс 2000. С. 404. 107
А Герцен создал легенду о не приспособленном к жизни, гениальном
художнике. Но в Записках Витберга их автор предстает как деятельный
и предприимчивый человек.
Витберг налаживает необходимые связи, получает аудиенции у знатных
и обладающих властью людей и рекомендательные письма от них,
рассказывает о своих планах и просит содействия. Все, что делает Витберг
в Москве в течение 2 лет очень похоже на то, что мы сейчас называем
рекламой, формированием определенного общественного мнения и
информационной поддержкой.
Среди людей, чьей поддержкой он смог заручиться в Москве, оказыва 19тся Иван Иванович Дмитриев 1760 1837 поэт, член Государственного
совета и министр юстиции 18 10 18 14 гг. граф Ф Ростопчин 1763 1826 главнокомандующий Москвы, противник масонства, мартинистов граф
Лев Кириллович Разумовский брат Алексея Кирилловича Разумовского 1748 1822 в то время президента Академии художеств, министра народного
просвещения 18 10 18 16 Дмитрий Павлович Рунич 1780 1860 в 18 12 г. директор канцелярии главнокомандующего в Москве и его отец Павел Васильевич Рунич 17 4 7 1825 сенатор, оба масоны архиепископ
Московский Августин Виноградский Александр Васильевич. 1766 18 19
Федор Петрович Ключарев 175 822 московский почт директор, масон.
В 18 15 г. Витберг вернулся из Москвы в Петербург с несколькими рекомендательными
письмами к влиятельным чиновникам, от которых зависели
результаты конкурса, в частности, к Александру Николаевичу Голицыну
и А Разумовскому. Витберг и здесь начал действовать очень решительно.
Он был художником, а ему хотелось заявить о себе как об архитекторе.
Витберг хотел баллотироваться в академики за проект храма Христа.Спасителя,
что было не по принятой форме. На звание необходимо было вы
полнить заданную Академией программу.
Ни конференц секретарь Академии А Лабзин, ранее очень помогавший
Витбергу, ни вице президент Академии Петр Петрович Чекалевский 175 8 17 не могли понять этого его желания, так как Витберг не занимался
архитектурой.
Однако, помня Зqслуги Витберга как живописца и учитывая предстоящую
его женитьбу на Е Артемьевой, добрый Чек алев ский как называет
его Витберг, разрешил выдвинуть кандидатуру художника в академики
живописи. За ученическую картину Освобождение апостола Петра из
темницы А Витберг был избран академиком живописи в 18 16 г. Распоряжение
Академии о принятии меня членом было совершено во времени,
ибо через несколько дней оно уже не доставило бы мне того удо Автор трактата Рассуждение о свободных художествах с описанием некоторых
произведений российских художников СПб., 1792 Его сменил А Лабзин на
посту конференц секретаря АХ. Был масоном. 108
вольствия 12 Так Витберг откровенно говорит о своих честолюбивых планах.
Звание ему было необходимо как еще одна ступень для дqстижения
своих целей.
Именно в это время, в начале 18 16 г. подводились итоги конкурса. Витберг
сделал все, чтобы самому показать и рассказать императору об идее
своего проекта. Он обратился к протекции А Голицына и тот устроил
Витбергу аудиенцию у царя.
Витберг стал единственным среди конкурсантов, кто был удостоен такой
чести. Видимо красноречие, эмоциональность Витберга и грандиозность
проекта поразили императора, и он решил присвоить ему 1место.
Известно несколько вариантов слов, сказанных Александром I о проекте
Витберга. По одному из них, царь так отозвался о его творении Вы
угадали мои мысли, мое желание для этого храма, которое я тайно хранил
в себе, не предполагая, чтобы архитекторы удовлетворили меня вы за
ставили камни говорить 13
Но я приведу несколько другой вариант оценки императора, в котором
акценты расставлены иначе. Это вариант самого Витберга Вы отгадали
мое желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы
он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлен
какой либо религиозной идеею Вы же заставили камни говорить. Но уверены
ли вы, что все части вашего храма будут удобоисполнимы 14 Как
видим, император одобрил идею храма, но сомневался в ее осуществлении.
Согласился с его сомнениями и сам Витберг.
В дальнейшем царь рекомендовал Витбергу обратиться за советом и
помощью к двум профессионалам инженеру генералу О. де Бетанкуру,
по чьему проекту в Москве был построен Манеж с его знаменитыми перекрытиями,
и к известному архитектору В Стасову.
Витберг был оскорблен Советоваться с архитекторами мне будет
неприятно. Они мне теперь враги, и чего же я могу ждать от их совета 15
Так честолюбие и неуживчивый характер Витберга положили начало краху
его проекта. 12
Витберг А Записки академика А Витберга, строителя храма Христа
Спасителя в Москве Масонство и русская культура Сост. В Новиков. М. Искусство, 1996. С. 27 3
Храм Христа Спасителя в Москве История проектирования и создания собора.
Страницы жизни, гибели и возрождения 18 13 1997 Альбом Авт текста Е
Кириченко, А Денисов сост. Г Иванова. 2 е изд., доп. М. Планета, 1997. С. 3 4 Витберг А Записки академика А Витберга, строителя храма Христа
Спасителя в Москве Масонство и русская культура Сост. В Новиков. М. Искусство, 1996. С. 273. 15 Витберг А Записки академика А Витберга, строителя храма Христа
Спасителя в Москве Масонство и русская культура Сост. В Новиков. М. Искусство, 1996. С. 276. 109
Заложив сложные и странные, запутанные идеи в свой проект, Витберг
не смог их профессионально, как архитектор воплотить.
В своей работе я пытаюсь выяснить, о чем же говорят камни на проектах
Витберга.
Александр Лаврентьевич Витберг был мистиком, постоянно находился
в своих фантазиях. Он был масоном, причем высокого ранга. В Историческом
музее города Кирова Вятка хранятся его масонские регалии.
Попробуем расшифровать масонские регалии А Витберга, а также
понять масонские идеалы, нашедшие отражение в его проектах. Для этого
обратимся к некоторым фактам из истории масонских ритуалов и тайных,
эзотерических внутренних, понятных только посвященным и герметических закрытых, мистических знаний ордена вольных каменщиков.
Каждый масон должен был пройти несколько ступеней степеней, градусов
посвящения в эти тайные знания. В 80 х гг. XVIII в. в России сложилась
следующая иерархия масонских степеней Первые три степени назывались иоанновскими, по имени их покровителя
Св. Иоанна Крестителя. Это Ученик, Подмастерье Товарищ и
Мастер. Одна высшая степень шотландская или андреевская, по имени ее
покровителя Св. Андрея Первозванного. Тайная для всех, в том числе для масонов низших степеней, теоретическая
степень под покровительством Св. Иоанна Богослова.
Высшие степени внутреннего Ордена розенкрейцеров, одним из руководителей
которого в России был Н Новиков.
Т Соколовская в своей статье Возрождение масонства при Александре 6 говорит, что 15 января 1800 г., в Петербурге от 1ылись работы
ложи Умирающего сфинкса под молотком А Лабзина 1А Лабзин
был племянником и учеником просветителя и издателя Н Новикова 1744 18 18 арестованного по приказанию Екатерины II и просидевшего в
Шлиссельбургской крепости несколько лет 1792 1796 Новиков был главой
московских масонов. Уже работая в Москве, А Витберг, видимо
имея рекомендации А Лабзина, посещал Н Новикова в его имении
Авдотьина Бронницкого уезда Московской губернии, показывал свой проект
храма, и тот его одобрил.
Впоследствии А Лабзин стал вице президентом Академии худфкеств 18 18 1822 С 1799 г. он жил в казенной квартире в здании Академии художеств,
где был конференц секретарем. По сведениям Соколовской, ложа собиралась в небольшом деревянном доме на 13 й линии Васильевского
острова 18 Витберг тоже был причислен к этой ложе. А Лаб 16 Соколовская Т Возрождение масонства при Александре 1Тайные ордена
Масоны Сост. А Гопаченко. Харьков Фолио Киев Астарта Ростов на Дону
Феникс, 1997. С. 240 297. 17 Там же. С. 242. 16 Там же. 0
зин помогал Витбергу, у них долгое время были дружеские отношения. Об
этом пишет в своих записках Витберг. Но он умалчивает о том, что во второй
половине 1808 г. Лабзин принимает его в ложу Умирающий сфинкс.
Это произошло не сразу. Почти восемь лет ложа была малочисленной
и очень засекреченной. Лабзин принимал избранных за 7 лет он принял
толыю 7 человек 19. Работы ложи были мистическими.
Интересно то, что К Тон в начале 1830 х гг. установил на набережной
у Академии худ.ожеств на специальные постаменты двух сфинксов,
привезенных из Фив. Не связано ли это решение с названием ложи Умирающий сфинкс Сфинкс хранитель тайного знания. Некоторые
члены Академии были масонами. Не хранили ли египетские сфинксы эту
тайну Сначала на месте сфинксов хотели поставить скульптуры лошадей
П. Клодта, но почему то этого не сделали, посчитав, что их отливка
будет стоить очень дорого. Сейчас они стоят на Аничковом мосту в Петербурге.
В 1809 18 10 гг. А Лабзин открывает ложу шотландских мастеров
Вифлеем и собрания теоретического градуса, к которым в 1809 году,
наравне с Лабзиным и еще 3 масонами, причисляется и Витберг. Он поставил
свою подпись под письменной клятвой, в которой члены теоретического Jfaдyсa обещали отдать честь, имение и самую жизнь на службу
Ордену
По косвенным данным, приводимым историком масонства А Серковым,
можно предположить, что вероятнее всего около 18 16 г. Н Новиков,
принимая близких ему людей, посвятил во внутренний Орден то
есть розенкрейцерские высшие степени, и А Витберга2 1
Высшие степени посвящения А Витберга подтверждают и шесть его
масонских знаков22
1Треугольник знак принадлежности к масонам, олицетворяющий
божественную тройственность. То есть Витберг, действительно, был ма
соном. 2 Циркуль инструмент строителей Храма. Знак переплетенных треугольника
и циркуля являлся символом Мастера ложи, то есть Витберг
был посвящен в третью иоанновскую степень. 19 Всего несколько упоминаний о А Витберге и малочисленные разрозненные
сведения о ложе Умирающий Сфинкс можно найти в кн. Серков А История русского
масонства XIX в. СПб. Изд во им. Н Новикова, 2000. 400 с. В ней автор
использовал ранее не известные архивные материалы.
20 Серков А История русского масонства XIX в. СПб. Изд во им. Н Новикова,
2000. С. 63 64.
2 1Там же. С. 139, 228 229, 23 1
22 Расшифровка автора дана по опубликованной фотографии регалий А Витберга.
См. Alexander Witberg 1787 1855 Еп arkitekturhistorisk insta tion.
Konstkademien, Stoсkholm. 15 januari 13 februari 1994. Kungl. Ademien fог de fria
konsterna i samarbete med Kungl. Konsthogskolan 1993 1994. С. 68.
3. Косой крест салтир в треугольнике является крестом Андрея
Первозванного. Этот знак подтверждают высшую шотландскую. андреевскую
степень.
4. Знак с изображением распятого Св. Андрея Первозванного под короной
означает, видимо, посвящение в теоретический градус шотландских
Мастеров ложи Вифлеем.
5. Самый сложный знак из регалий Витберга представляет собой переплетение
кадуцея, двух труб и угольника. Угольник является масонским
знаком Мастера ложи. Его прямой угол символизирует обязательство масонов
подцерживать моральную чистоту, справедливость и правду. Кадуцей магический жезл, обвитый двумя змеями вокруг стержня и увенчанный
парой крыльев. Это жезл Гермеса, вестника греческих богов, чьим
именем названа герметика древние мистические представления, лежащие
в основе масонских идей. Центральный стержень кадуцея, заканчивающийся
шаром, напоминает скипетр и означает власть, а также связь
между небом и землей, то есть божественность этой власти. Двойная спи раль из змей олицетворяет космическую энергию. Змея также является и
символом мудрости. Крылья символ духовного восхождения, соединения
с божественным. Кадуцей считался знаком полномочий и неприкосновенности,
защиты высшей тайны. Трубы символизируют великие свершения,
Великое Делание как говорили масоны. В сочетании угольника с кадуцеем
и трубами скрыт знак высшей власти и таинства. масонских работ
высшего ранга.
6. Крест с уроборосом ороборо 23. Крест с изображением в перекрестии
схематичной розы символ розенкрейцеров. Оборобо змея, кусающая
себя за хвост, символ вечности и возрождения. Изображение змеи на
кресте символ воскрешения, а также высокого духовного уровня. Видимо,
это знак посвящения во внутренний Орден розенкрейцеров.
Витберг отразил масонскую символику в своих проектах храма Христа
Спасителя, который должен был состоять из трех храмов. Нижний храм тело гроб символ надежды на возрождение в виде параллелограмма параллелепипеда по идее Витберга соответствовал Рождеству Христову,
которое произошло в пещере. Средний храм душа в форме креста соответствовал
Преображению Христа. Верхний храм бессмертный дух круглый
в плане олицетворял Воскресение Христа. В целом все три храма
отражали идею божественной тройственности и вечности.
В варианте 1825 года в плане храм имел равноконечный крест, его
образовывали выступы портиков. Посередине его колесо вечности с
восемью спицами божественными солнечными лучами один из главных
масонских символов. Число восемь тоже священно. Оно символизирует
космическое равновесие, циклическое возрождение и вечное блаженство.
23
На фотографии не очень четко просматриваются отдельные детали и буквы
на кресте. 2
Колесо пронзают скрещенные мечи, которые в нем переходят в спицы.
Мечи символизируют христианство, борющееся с невежеством за истинное
знание.
Символика Витберга неоднозначна. Каждая фигура в сочетании с другой
фигурой и по отдельности олицетворяют тот или иной символ. Так
центральное колесо можно воспринимать и как середину коптского креста
24 с четырьмя гвоздями, которые использовались при распятии Христа.
Интересно, что копты в IV VI вв. н до завоевания Египта арабами создали
ансамбль купольных гробниц в Багауате. Архитектура этих гробниц
очень похожа на нижний подземный храм крипту Витберга.
Также центральное колесо верхнего храма Витберга напоминает розу в
кресте, которая была символом розенкрейцеров тайного общества, основанного
в 1484 г. немецким ученым Христианам Розенкрейцем крест
розы Роза и крест символы Воскрешения и Искупления Христа. Эта
символика соответствовала идее Храма Витберга, а также личной принадлежности
архитектора к этому ордену.
На планах Витберга очень хорошо виден косой крест салтир по
форме напоминающий первую букву имени Христа в греческом написании.
Этот же косой крест, синего или белого цвета, является крестом Андрея
Первозванного, легендарного Крестителя Руси, распятого на таком кресте.
Сюжет Распятия и Преображения и здесь соответствует идее Витберга.
Пересечения геометрических тел и фигур создавали главную масонскую
символику Библия прямоугольник угольник, треугольник и циркуль
атрибуты легендарных Строителей Храма Соломона храма мудрости и
тайного знания. Эта символика хорошо читается на планах и проектах
Витберга.
Треугольник у масонов означает тройственность Космоса, его стороны
Свет и Тьму, а основание Время.
Циркуль инструмент для изображения круга, в сочетании с квадратом символом земли олицетворяет связь земного и божественного.
Витберг в своих Записках писал Я вообразил себе Творца точкою.
Назвав ее единицею, Богом, поставил циркуль и очертил круг, коего центр
эта точка эту периферию назвал множественностью творением 25.
По мистическим представлениям, точка является центром и источником
жизни, местом концентрации созидательной энергии. Точка создает
линию, служит. центром креста и круга. Она центр мира и олицетворение
его Единства, Бога.
По православному учению Бог триедин Бог Отец, Бог Сын и БогСвятой
Дух. По мистическим понятиям точка также заключает в себе трой
24 Христианское население Египта получило название коптского от. кубт арабизированное
греческое название Египта.
2 Витберг А Записки академика А Витберга, строителя храма Христа
Спасителя в Москве Масонство и русская культура Сост. В Новиков. М. Искусство, 1996. с. 259. 3
ственность Начало, Середину и Конец. В понимании Витберга, видимо,
это соответствовало идее Рождества, Преображения и Воскрешения, которое
воспринималось и как Конец и как Начало.
На Генеральном плане храма Христа Спасителя и местности на Воробьевых
горах 1825 г. Бумага, тушь, акварель хорошо видно, что А. Витберг
и планировку местности подчинил масонской символике.
Парк разбит на четыре квадрата и два полуквадрата прямоугольника
Каждый квадрат пересечен четырьмя лучами, выходящими из
центрального малого круга. Сочетание квадрат круг это символ связи
между душой круг и телом квадрат Это связь небесного круг и емного квадрат
Полуквадраты также разбиты двумя лучами, выходящими из центрально.го
малого полукруга, что создает рисунок циркуля инструмента масонов
строителей Храма.
Витберг планировал симметрично слева и справа от верхнего храма
поставить две железные колонны из переплавленных французских пушек,
захваченных в России и Европе. Железо символ несгибаемости, жеста кости войны. На одном из проектов 18 17 г. Разрез. Бумага, тушь, акварель
колонну обвивает спираль орнамента. Спираль символ жизненной
силы, а таюке символ постижения тайного знания, которое открывается по
мере движения по ней символ стремления к Космосу. Подобные две колонны
из меди поставил Хирам у притвора Храма библейского царя Соломона,
о чем говорит Третья книга царств. Гл. 7, стих 15 18.
Здесь у спирали тот же смысл, что и у лестницы символа восхождения
и посвящения.
Лестница означает и символический переход, соединяющий подземный,
земной и небесный миры. Поэтому Витберг три разноуровневых храма соединил
несколькими лестничными маршами. Количество ступенек уровней
знания и посвящения в проектах менялось. Но в основном нижний пандус
4, средний 6, верхний 4, а к портикам верхнего храма вели три ступени.
Число четыре символ порядка, твердости и единства. 6 символ совершенства
и гармонии. Это число лежит в основе шестиугольника и Печати
Соломона, царя построившего храм на шести подножиях, к трону ко
торого вели шесть ступеней.
В сумме ступени трех пандусов Витберга дают число 24 4+6х2+4х2 тс,
есть в основе лежит произведение чисел 6 и 4.
Число три символизирует и Троицу, и три степени посвящения у масонов
строителей Храма Ученик, Подмастерье, Мастер.
В проектах Витберга христианская символика соединилась с масонск9й.
Доктор искусствоведения Е Кириченко считает, что Витберг первым
начал решать проблему полноты воплощения Иfеи заботился об адекватности
художественной формы содержанию Мне кажется, что это не
совсем верно.
26
Кириченко Е Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. С. 108. 4 Действительно, Витберг заложил глубокий смысл в свой архитектурный
проект. Но еще В Баженов в чертежах своих построек в Царицыно использовал
масонские знаки треугольники, колесо, циркули, звезды, трилистники.
Они раскрывали масонские идеалы зодчего. Особенно хорошо они
видны на баженовских планах.
Масон Витберг пошел вслед за масоном Баженовым. Тайные знаки
были заложены Витбергом в формы и объемы храма. Но если у Баженова
масонство было выражено открыто и ясно, то Витберг свои символы прятал за сложными сочетаниями. Тем более, что в 1822 г. масонские ложи
опять, как и во времена Баженова, были запрещены. 12 октября 18 17 г., в пятую годовщину ухода наполеоновских войск из
Москвы, на Воробьевых горах, названных императором Александром 1короной Москвы на месте, где должен бы п находиться витберговский
храм, была торжественно заложена табличка в виде золотого креста с
именами августейшей фамилии.
Это был праздник. Отслужили молебен в церкви Тихвинской иконы
Божьей матери в Малых Лужниках около Новодевичьего монастыря. Затем
Крестный ход отправился по специально построенному к этому событию
мосту из двух понтонов, которые привезли из Тарутина через Москвуреку
на Воробьевы горы. Здесь архиепископ Августин произне речь. Храм
Христу Спасителю был заложен. Этому событию посвящена гравюра А.
Афанасьева. По ее нижнему полю идет текст, объясняющий чему посвящены
три храма Витберга27.
Еще 1сентября 18 17 г., в пятую годовщину появления неприятеля у
Москвы, на месте будущего заложения храма был поставлен деревянный
крест, а 2 сентября, в день вступления врага в Москву, это место было
окроплено святой водой и начали подготовительные работы для фундамента
храма. 13 сентября 18 17 г., в день обновления храма Воскресения
Христова в Иерусалиме, Витберг положил крестообразно первые четьIре
камня и начали делать бут 28.
Несмотря на это земляные работы начались только в 182 1г. Все это
время Витберг покупал имения и живущих там крепостных крестьян, которые
должны были работать на строительстве храма и подвозить к месту
возведения нужные строительные материалы. За эти четыре года Александр
Лаврентьевич купил имений, население которых составляло 23 254
человека, на сумму 9 3 17 970 рублей 50 копеек ассигнациями.
В связи со смертью Александра I и медлительностью строительства,
постройка храма была приостановлена. Потом выяснилось, что Витберг
27 Историческое изображение Торжества, происходившего при заложении храма
Христа Спасителя на Воробьевых горах, 12 октября 18 17 г. А. Афанасьев. Гравюра
пунктиром, раскрашенная акварелью.
28 Храм Христа Спасителя в Москве История проектирования и создания собора.
Страницы жизни, гибели и возрождения 18 13 1997 Альбом Авт текста Е
Кириченко, А Денисов сост. Г Иванова. 2 е изд., доп. М. Планета, 1997. С. 35. 5
только на расчистку земли, заготовление материалов, содержание Комиссии,
устройство судоходства по Москве реке, проект соединения верховьев
рек Москвы и Волги, на барки, рабочих, провиант, больницу на 60 человек
и прочее истратил 4 132 560 рублей 74 14 копейки ассигнациями, в
отличие от Константина Андреевича Тона, который на постройку своего
грандиозного храма Христа Спасителя с 1837 по 1883 гг., то есть за 46 лет,
в общем, истратил 15 123 163 рубля 89 копеек
А Витберга обвинили в растрате, и в 1835 году он был сослан в Вятку.
На мой взгляд, Витберг действительно был виновен. Он, как следует,
не продумал технологию возведения храма. Долго откладывал решения
вопроса со строительством фундамента. В течение 8 лет изменял проекты
храма от пятиглавого до купольного так и не создав окончательный вариант,
который можно было воплотить. Строительство шло, деньги тратились,
а Витберг продолжал творить и фантазировать. Он и в Вятке работал
над проектом храма Христа Спасителя.
В Вятке Витберг жил в одно время с Александром Ивановичем Герценом,
они дружили. Через два с половиной года Герцен покинул вятские
просторы и Витберга. Через много лет он написал книгу Былое и думы
где вспоминал события тех лет. В ней он пишет Где эти трезвые люди,
умеренные, воздержнь 1е Да если и есть, то они не делают колоссальных
проектов и не заставляют говорить каменья
Само собою разумеется, что Витберга окружала толпа плутов Нетрудно
было понять, что они под ногами Витберга выкопали яму. Но для
того, чтоб он, упавши в нее, не мог из нее выйти, для этого нужно было
еще, чтоб к воfgовству прибавились зависть одних, оскорбленное честолюбие
других
Герцен хвалит Витберга, даже немного жалеет его. При этом Герцен
говорит Главное обвинение, падающее на Витберга со стороны даже
тех, которые никогда не сомневались в его чистоте зачем он принял место
директора он, неопытный артист, молодой человек, ничего не смыслящий
в канцелярских делах Ему следовало ограничиться ролью архитектора.
Это правда 30.
Даже из этих слов ясно необъективное отношение Герцена к Витбергу.
Ведь Александр Иванович называет 30 летнего мужчину именно столько
лет было Витбергу, когда император одобрил его проект, молоды м человеком и неопытным артистом
Витберг был подвергнут судебному разбирательству в 40 летнем возрасте,
так как Комиссия по строительству храма Христа Спасителя на Воробьевых
горах была закрыта мая 1827 г. То есть Витберг был зрелым
человеком, а не молодым. Так А Герцен создал легенду, которая живет
до сих пор.
29
Герцен А Былое и думы. М. Детская литература, 1970. С. 26 1
зо Там же. С. 260 26 6
Герцен оправдывает Витберга. Упоминает о своем отце отставном
гвардии капитане И Яковлеве, но не говорит о том, что именно он подал
жалобу царю. И Яковлев жаловался на то, что Комиссия сооружения
Храма дозволила каменных дел подрядчику Балкашину ломать самовольно
камень на землях, принадлежавших ему, Яковлеву, и тем нанесла
большие убытки 3 1Именно с этой жалобы начался ход судебного дела.
Витбергу приходилось оправдываться. Время, которое он, по идее, должен
был уделять своему проекту, так и не доведенному до совершенства, уходило
на написание формальных ответов. Они порой достигали 80 страниц.
Но выяснилось, что Александр Лаврентьевич делал это напрасно следователь
был на стороне его противников.
Видимо, сказалось и то, что при всей своей талантливости Витберг
был горд и заносчив, а потому всI 0ре нажил себе врагов. Многим проект
его казался невыполнимым все ужасались размером будущего храма
32
Герцен создал и еще одну легенду. О том, что витберговский проект
погубило самодержавие и его чиновники, которые были настроены против
гениального архитектора.
На самом деле вопрос о возможности постройки храма на Воробьевых
горах рассматривался специальным Искусственным комитетом в который
вошли лучшие архитекторы и инженеры того времени.
Их имена целая эпоха в истории русской архитектуры В Стасов
строитель провиантских складов в Москве 182 835 О. Монферран
строитель Исаакиевского собора в Петербурге 18 18 1853 К.И Росси
великий зодчий эпохи классицизма и другие.
Заключение Комитета, основанное на нескольких экспертизах, проведенных
петербургскими и московскими зодчими и инженерами, свелось к
тому, что проект Витберга не осуществим как по инженерно техническим и
геологическим причинам, так и по архитектурно художественным. В нем
говорилось о невозможности привесть в исполнение проект Витберга по
огромности и неправильному расположению предполагаемого им здания выделено мной ДК. и о неимении в окрестностях Москвы довольно
твердого на то материала
33
Обратим внимание на фразу неправильное расположение здания
Где же и как должен был стоять огромный храм
На Воробьевых горах до сих пор сохранились следы земляных работ
под смотровой площадкой, в районе большого трамплина видны следы пустот и попытки выравнить гору.
3 1Храм Христа Спасителя. Печ. по кн. Мостовский М. Историческое описание
храма во имя Христа Спасителя в Москве. 1883 г. М. Столица, 1996. С. 20.
32 Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон Биографии. В 12 тт. Т. 3. Вакидий Герардеска Отв. ред. В Карев, М Хитров. Репринт. М. Большая Российская
энциклопедия, 1993. С. 372.
33 Храм Христа Спасителя в Москве История проектирования и создания
собора. Страницы жизни, гибели и возрождения 18 13 1997 Альбом Авт текста
Е Кириченко, А Денисов сост. Г Иванова. 2 е изд., доп. М. Планета, 1997. С. 40. 7
Попробуем сориентировать храм Витберга как православный храм, то
есть алтарем на восток. Но мы не видим на его проектах и планах алтаря.
Хотя даже в центрических постройках по православной традиции было
принято внутри храма выделять алтарную нишу и преграду. Та 1же в последствии
сделает и Витберг в соборе Александра Невского в Вятке.
Итак, алтарь а по канону их должно было быть три в нижнем, среднем
и верхнем храмах должен быть на востоке. Где же тогда планировал
сделать вход Витберг Если по христианской и масонской традиции
с запада, где находилась и дверь в ложу, то на западе оказывается гора.
Если с севера, то тогда этот вход должен был оказаться с боку. Храм, с
учетом православных канонов, располагался бы не по склону снизу
вверх как планировал Витберг а вдоль склона горы, под острым углом
к самой горе. Именно так ориентирована церковь Троицы в Воробьеве 18 г Она стоит на кромке холма, хорошо сочетаясь с окружающим
ландшафтом.
На Плане столичного города Москвы 1825 года, на излучине Москвы
реI и схематично показан строящийся трехчастный храм Христа Спасителя.
Если его сориентировать по этому плану на восток, то мы увидим,
что храм не вписывается в пространство Воробьевых гор и излучину реки.
Острый угол, под которым огромный храм монтировался бы с горой,
не позволял гармонично сочетать задачи архитектуры и каноны православия.
Вход из горы или же сбоку, а не от реки снизу, разрушал всю символику
Витберга. На мой взгляд, именно то, что архитектор не смог привести
свой замысел в соответствие с православным каноном, послужило одной
из главных причин долгого проектирования. Идеи масонской тройственности,
движения по вертикали как идеи усовершенствования, восхождения к
Свету и Возрождению, вступили в противоречие с русской архитектурной
традицией ставить церкви на высоком месте и строго на восток. Так стоит
церковь Троицы.
Витберг остался великим архитектурным фантастом и дилетантом.
Время романтиков и мистиков проходило. Наступало время профессионализма,
экономического и математического расчета, сложных конструкций.
Наступило время К Тона.
Сам А Витберг подтвердил это своим проектом собора Александра
Невского в г. Вятке 1838 1864. Не сохранился Пятиглавый собор, с четырьмя
главками колоколенками, с трехчастными большими окнами, был
построен в русско византийском стиле. Он вно испытал на себе влияние
тоновской архитектуры.
Герцен рассказывает, что в ссылке Витберг сделал проект храма по
просьбе вятского купечества и послал его государю Николаю 1Просматривая
проекты, император остановился на витберговском. Он удивил его и
утвердил, а, главное, узнав, что этот проект делал тот самый Витберг
дал разрешение Александру Лаврентьевичу вернуться либо в Петербург,
либо в Москву. 8
Проект понравился Николаю потому, что он был создан в духе новой
национальной архитектуры. Я думаю, что даже по тоновским образцам,
так как Герцен в одном из своих писем к Витбергу от 24 ноября 1838 г. писал Получили ли вы посланный мною фасад Тоновского храма 34
Витберг опять хотел понравиться царю, поэтому принял новые веяния в
архитектуре. Он достиг своей цели, использовав разработки К Тона. Этому
не помешало даже то, что, как пишет Т Пассек, проект Тонова храма
Витбергу не понравился он назвал его простой деревенской церковью
35
Витберг вернулся в Петербург 1840 г. и попросил позволения оправдаться ему отказали Он сделал новый опыт, но ничего не получилось.
В начале зимы 1846 г. А Герцен был в Санкт Петербурге. Он видел
Витберга, который уже гибнул как вспоминал Александр Иванович. Гнев против его врагов который любил Герцен, стал потухать. Витберг
понимал, что его конец близок
А Витберг скончался 12 января 1855 г. Его могила на Вол 1ювском
православном кладбище в Санкт Петербурге утрачена.
Семья Витберга, по словам Герцена, постоянно бедствовала, так как
его имение было конфисковано. Но дети архитектора получили хорошее
образование.
Дочь Витберга, Софья Александровна Арсеньева, была известным московским
педагогом. Она основала в 1873 г. женскую гимназию, которая
находилась на Пречистенке в доме баронессы Шеппинг ныне Пречистенка,
дом 17. Бывшая усадьба Архаровых Бибиковых Д. Давыдова
Т Аксакова Сивере 1892 198 1учившаяся в этой гимназии в начале
ХХ века, вспоминает, что мы видели на стене гостиной проект прекрасного,
но не осуществленного храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.
Проект был создан отцом Софьи Александровны 36 В этой же гимназии
преподавали племянницы Софьи Александровны Мария и Александра
Николаевны Дриневич, а также ее родственница Надежда Николаевна
Сагинова урожденная Мерчанская Т Аксакова Сивере пишет Все
родственники начальницы Арсеньевы, Дриневичи, Витберги были людьми
высокой порядочности и эрудиции 37
Сын А Витберга, Федор Александрович родился в 1846 г. в Петербурге окончил петербургский университет, был писателем, преподавателем
русского языка и словесности. Ему принадлежат статьи, посвященные
творчеству А Пушкина, Н Гоголя и других русских писателей.
34
Пассек Т Александр Лаврентьевич Витберг Очерк 1879 г. Отечество
Краеведческий альманах. Вып. 20 Отв. ред. А Попов. М. Профиздат, 200 1
С. 160 16 1
35 Там же. С. 16 1
36
Аксакова Сивере Т Гимназические годы Московский альбом книга воспоминаний
о Мос 1Ве и москвичах. М. Изд е журн. Наше наследие при участии ГФ Полиграфресурсы 1997. С. 2 15.
37
Там же. 9
Несмотря на фантастичность, неоправданную символику и сложность
проектов А Витберга, вклад его в развитие русской архитектуры большой
и значимый. Зодчий обогатил русскую архитектуру своими идеями и
символами. Он пытался выразить глубокий философский смысл через
сочетание архитектурных объемов, сделать детали и формы говорящими.
Источники Изобразительные Гравюры и картины XIX и ХХ вв. Приложения Москва на старинных открытках Сост. В. Царин, И. Коровин. М. Скорпион 1992. Проекты А Витберга. Приложения Старые и современные фотографии. Приложения Святыни Древней Москвы Альбом Рос. гос. б ка по искусству по
трудам М Александровского и Н Найденова. М. МП НИКОС ПКП КОНТАКТ 1993. 176 с. ил. Письменные
Аксакова Сивере Т Гимназические годы Московский альбом книга
воспоминаний о Москве и москвичах. М. Изд е журн. Наше наследие
при участии ГФ Полиграфресурсы 1997. С. 2 14 247.
Библия. Книга Священного писания Ветхого и Нового завета В русском
переводе с параллельными местами и приложениями. М. Российское
библейское общество, 1999.
Витберг А Записки академика А Витберга, строителя храма Христа
Спасителя в Москве Масонство и русская культура сост. В Новиков.
М. Искусство, 1996. С. 254 292.
Герцен А Былое и думы. М. Детская литература, 1970. 575 с. l Л.
Пассе Т Александр Лаврентьевич Витберг Очерк 1879 г. Отечество
Краеведческий альманах. Вып. 20 Отв. ред. А Попов. М. Профиздат,
200 1С. 136 164.
Пушкарев И Николаевский Петербург Сокращенное изд е Описание
Санкт Петербурга и уездных городов Санкт Петербургской губернии 1839 1842 гг. Ст А. Алексеева. СПб. Лига Плюс 2000. 687 с.
Ростопчин Ф.В Записки о 18 12 годе Ростопчин Ф Ох, французы
Сост., вступ. ст., примеч. Г Овчиннию ва. М. Русская книга С в. Ро сия 1992. С. 2 14 3 14.
Alexander Witberg 1787 1855 En arkitekturhistorisk insta tion.
Konstkademien, Stoсkholm. 15 januari 13 februari 1994. Kungl. Ademien for de
fria konsterna i samarbete med Kungl. Konsthogskolan, 1993 1994. с. ил. Каталог выставки Комплексные Экспонаты экспозиции История Храма Христа Спасителя. Создание.
Разрушение. Возрождение Музея храма Христа Спасителя филиала
Музея истории города Москвы. 120
ЛИТЕРАТУРА 1Бакунина Т Знаменитые русские масоны. Вольные I аменщики.
М. Интербук, 199 40 с.
2. Балязин В Московские градоначальниI и. М. Терра, 1997. 432 с. ил.
3. Башилов Б. История русского масонства. Книга 2. Вып. IV. М.
МПКП Русло ТОО Община 1992. 14 1с.
4. Башилов Б. История русского масонства. Вып. IX X XI. М. МПКП Русло 1994. 2 с.
5. Башилов Б. История русского масонства. Вып. XVI XVII. М. Наш современник, 1995. 240 с.
6. Бусева Давыдова И Нащокина М Астафьева Длугач М
Москва Архитектурный путеводитель. М. Стройиздат, 200 15 12 с. ил.
7. Жюльен Н. Словарь символов Иллюстрированный справочник. Челябинск
Урал L ТО, 1999. 498 с. ил.
8. Иконников А Тысяча лет русской архитектуры Развитие традиций.
М. Искусство, 1990. 38 1с. ил.
9. Ильина Т История искусств. Русское и советское искусство Учебное
пособие для вузов по специальности Журналистика М. Высшая
школа, 1989. 400 с. ил. 1О. Исторические кладбища Петербурга Справочник путеводитель
Сост. А Кобак, Ю Пирютко. СПб. Изд во Чернышова, 1993. 639 с. ил. История Большой справочник для школьников и поступающих в вузы
В Абрамов, Н. Андреев, С Антоненко и др. М. Дрофа, 1998. 8 16 с. 12. История русской архитектуры Учебник для вузов Под общ. ред.
Ю Ушакова и Т Славиной. 2 е изд., перераб. и доп. СПб. Стройиздат, 1994. 600 с. ил. 13. К свету Символи 1а русского храмоздательства К престольному
празднику храма Христа Спасителя. 17. М. АОЗТ Родник 1995. 176 с.
прилож. 14. Кириченко Е Архитектурные теории XIX века в России. М. Искусство, 1986. 15. Комарова И Архитекторы Краткий биографический словарь. М. РИПОЛ Класик 2000. 576 с. ил. 16. Кондратьев И Седая старина Москвы. М. Воениздат, 1996.
527 с. ил. 17. Лотарева Д. Знаки масонских лож Российской империи. М. ГПИБ
России, 1994. 9 с. 18. Масонство Авт. сост. С Мильгунов, Н Сидоров. Мн. Харвест, 1998. 608 с. 19. Масонство и масоны Сб. статей. Вып. 1М. Эра, 1994. 122 с.
20. Москва Энциклопедия Гл. ред. А Нарочницкий. М. Сов. энциклопедия, 1980. 688 с. ил.
2 1Москва Энциклопедия Гл. ред. С Шмидт сост. М Андреев,
В Карев. М. Большая российская энциклопедия, 1997. 976 с. ил. 12 1
22. Муравьева Л, Рудишина Т. Сокровища России Энциклопедия. М.
ООО Росмэн Издат 2000. 120 с. ил.
23. Новиков В Масонство и русская культура. М. Мегаконтакт 1993. 64 с.
24. Отечественная история. История России с древнейших времен до 19 17 года Энциклопедия в 5 тт. Т. 1А Д Гл. ред. В Янин. М. Большая
Российская энциклопедия, 1994. С. 395.
25. Платонов О Исторический словарь российских масонов. XVI X
веков. М., 1996. 128 с.
26. Пыпин А Масонство в России. XVIII и первая четверть XIX в. М.
Век, 1997. 496 с. 27. Ракова М Русское искусство первой половины XIX века. М.
Искусство, 1975. 239 с. ил.
28. Робинсон Д. Масонство Забытые тайны Пер. с англ. В. Симакова,
А. Блейз. М. Крон Пресс, 2000. 480 с.
29. Серков А История русского масонства XIX в. СПб. Изд во им.
Н Нови 10ва, 2000. 400 с.
30. Соколовская Т Возрождение масонства при Александре 1Тайные
ордена Масоны Сост. А Гопаченко. Харьков Фолио Киев Астарта
Ростов на Дону Феникс, 1997. С. 240 297.
3 1Сорок сороков. В 4 тт. Авт. сост. П Паламарчук. М. АО Книга и
бизнес 1994 1995.
32. Трессиддер Дж. Словарь символов. М. Изд во Торговый дом ГРАНД Фаир Пресс 1999. 448 с. ил.
33. Универсальный словарь иностранных слов русского языка Под
ред. Т. Волковой. М. Вече, 2000. 688 с.
34. Федосюк Ф Москва в кольце Садовых. 2 е изд е, перераб. доп.
М. Московский рабочий, 199 1496 с. ил.
35. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М. Вече, АСТ, 1997.
432 с. ил.
36. Храм Христа Спасителя Сборник Сост. Л Полиновская. М. Московский
рабочий, 1996. с. ил.
37. Храм Христа Спасителя Сост. С Романова. М. Профиздат, 2000. 128 с. ил.
38. Храм Христа Спасителя. Печ. по книге Историческое оnисани
Храма во имя Христа Спасителя в Москве. 1883 г. Сост. М. Мостовский
сост. закл. части Воссоздание Б. Споров. М. Столица, 1996. 288 с. ил.
39. Храм Христа Спасителя в Москве История проектирования и создания
собора. Страницы жизни, гибели и возрождения 18 13 1997 Альбом
Авт. текста Е Кириченко, А Денисов сост. Г Иванова. 2 е изд., доп.
М. Планета, 1997. 295 с. ил.
40. Храм Христа Спасителя в Москве Составлено по книге М Мостовского,
издание 19 18 г. М. Отечество, Крайтур, 1993.
4 1Черняк Е Невидимые империи Тайные общества старого и нового
времени на Западе. М. Мысль, 1987. 27 1с. ил. 122
42. Шейнина Е Энциклопедия символов. М. ООО Изд во АСТ
Харьков Торгсинг 200 159 1с. ил.
43. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон Биографии. В 12 тт.
Т. 3. Вакидий Герардеска Отв. ред. В Карев, М Хитров. Репринт.
М. Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 372.
44. Энциклопедический словарь юного историI а Отечественная история
Сост. В Перхавко. М. Педагогика Пресс, 1997. 584 с. ил.
45. Яковкина Н История русской культуры. XIX век. СПб. Изд во Лань 2000. 576 с.
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 1Иван Алексеевич Яковлев, отец А Герцена.
Портрет работы неизвестного художника.
2. Кадоль А. Вид на Москву с Воробьевых гор. 1820 е гг.
Рисуно 1
3. Вид Москвы и ее окрестностей. Воробьевы горы 1825 г.
Гравюра по рисунку О. Кадоля.
4. Церковь Тихвинской Божьей Матери в Малых Лужниках за Новодевичьим
монастырем.
Фототипия Шерер, Набгольц и К.
В этой церкви был совершен молебен в день закладки храма Христа
Спасителя на Воробьевых горах.
5. Васильевское, имение Яковлева. Вид из парка на Москву реку.
Ксерокопия фотографии 1960 х гг.
Здесь в карьерах добывали камень для строительства храма Христа
Спасителя 6. Фасад храма во имя Христа Спасителя. Проект 183 1г.
Архитектор И. Шарлемань. Б., тушь, акв.
7. Памятный знак на Воробьевых горах, где А. Герцен и Н. Огррев по
клялись бороться с самодержавием.
Скульптор М Шмаков, архитекторы Ю Ильин Адаев и Р Кананин.
Ксерокопия фотографии конца 1970 х начала 1980 х гг.
8. Неизвестный художник. А Витберг. 18 10 1820 е гг. по атрибуции
автора Миниатюра.
9. Фасад храма, заложенного в Москве на Воробьевых горах во имя
Христа Спасителя с северо восточной стороны.
Архитектор А Витберг. 10. Генеральный план храма Христа Спасителя. 1825 г.
Архитектор А Витберг.
Б., тушь. Генеральный план Храма, заложенного в Москве на Воробьевых
горах, во имя Христа Спасителя. 1825 г.
Архитектор А Витберг.
Б., тушь, акв. 123 12. Проект храма Христа Спасителя. 18 17 г.
Архитектор А Витберг.
Б., тушь, акв. 13. Баженов В План 2 го кавалерского корпуса, восьмигранника
Царицыно. 14. Баженов В План 3 го кавалерского корпуса. Царицыно. 15. Баженов В План Оперного дома с потаенной винтовой лестни
цей. Царицыно. 16. Баженов В Первый кавалерский корпус. 1784 г. Царицыно.
Фото А. Бердыевой. 1998 г. 17. Баженов В Второй кавалерский корпус или Восьмигранник 1784 г. Царицыно.
Фото А. Бердыевой. 1998 г. 18. Афанасьев А. Историческое изображение торжества, проходившего
при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах 12 октября 18 17 г.
Гравюра пунктиром, раскрашенная акварелью. 19. Предполагаемый храм на Воробьевь 1х горах по проекту Витберга.
Проект. Фасад. 18 17 г.
Фотогравюра Шекр.ер, Набгольц и К в Москве.
20. Проектированный А Витбергом, но не осуществленный храм
Христа Спасителя, на Воробьевых горах в Москве. 1825 г.
Б., тушь.
2 1Витберг А Вид Вятки. 1830 е гг.
Рисунок.
22. Витберг А Портрет А Герцена. 1836 г.
23. Собор Александра Невского в г. Вяпе. 1864 г.
Гравюра из газеты Гатцука.
Архитектор Витберг А гравер Селезнев Иван.
24. Храм во имя Святого Благоверного Великого князя Александра
Невс 10го, сооруженный в Вятке, в память высочайшего посещения в бозе
почиваущим Государем императором Александром Первым. Архитектор
А Витберг. 1838 г.
Проект.
25. Неизвестный художник. А Витберг. Конец 18 40 1850 е гг.
Рисунок.
26. Первоначальный проект храма во имя Христа Спасителя в Москве
на Воробьевых горах, составленный академиком Александром Витбергом.
Проект удостоился высочайшего одобрения в 18 16 г. Закладка храма совершена 12 октября 18 17 года.
27. Первый план г. Витберга храму на Воробьевых горах 18 13 г.
ГИМ.
28. Витберг А Автопортрет. 18 г.
Гравюра. Литературный музей им. А Герцена в Москве. 124
Витберг АЛ. Автопортрет. 18 г.
Гравюра. Литературный музей им. А Герцена в Мос 1ве. 125
Масонские знаки д Витберга. 1i ii 1i 26
Витберг А Проект Храма Христа Спасителя. 18 15 г.
Из собрания ГИМ. г. Москва.
j
ik
1t t 1j
J, i. t t J
tt
J
Витберг А Проект верхнего храма. 1825 г. Из собрания ГИМ. г. Москва. 127
Витберг А План нижнего храма. 1826 г. Из собрания ГИМ. г. Москва. 128