Ражнёв Г.В.
Чаша Грааля: загадки и символика
// Гербовед. №67. (2004)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 1 (67). С. 96-100
Аннотация: Во многих средневековых легендах и мистических произведениях прославлялся священный сосуд с многозначной символикой - Грааль. В апокрифическом Евангелии от Никодима рассказывается о чаше, из которой пил Христос при последней тайной вечере, и в которую затем Иосиф Аримафейский собрал кровь из раны распятого Христа.
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 23095 знаков (с пробелами)
Г Ражнёв, к н., Смоленск
Чi Шi ГРi i ЛЯ
Зi Гi ДКИ И GИМ8 ЛИКi
Во многих средневековых легендах и мистических произведениях прославлялся
священный сосуд с многозначной символикой Грааль. В апокрифическом
Евангелии от Никодима рассказывается о чаше, из которой
пил Христос при последней тайной вечере, и в которую затем Иосиф Аримафейский
собрал кровь из раны распятого Христа. Средневековые предания
указывают на то, что Иосиф Аримафейский по повелению архангела
Рафаила обладателя тайных знаний и покровителя путников и паломников
привез Грааль вместе с терновым венцом в Гластонбери, поселение
бриттов на юго западе Англии, где местные монахи спрятали его в тайнике,
находящемся в глубоком колодце местного замка.
По другой легенде, Иосиф Аримафейский вместе с Марией Магдалиной
привезли Грааль из Иерусалима в Марсель, откуда катары приверженцы
ереси в XI XIII веках, создавшие свою религиозную организацию с
крайним аскетизмом и осуждением пороков католицизма, за что жестоко
преследовались и к началу XIV века были истреблены перевезли Грааль
в замок Монсегюр. Он находился в восточных Пиренеях, область Лангедок.
Именно там католики заживо сожгли последних катаров, которые, по легенде,
спрятали Грааль в подземелье этого замка.
Название Грааль происходит от греческого слова Кгаtег лат. сratare
что переводится вообще, как столовая посуда. По одним преданиям, Грааль
хранился в горном замке и служил для причастия и передачи чудесных
сил. По другим преданиям, это был драгоценный камень, выпавший из
короны Люцифера при его низвержении с небес. Таким образом, этот камень
представлял собой единственное небесное сокровище, оставшееся
от бывшего рая.
В эпоху раннего и зрелого рыцарства фанатики рыцари посвящали
свои жизни поиску Грааля, чем дали основание для создания многочисленных
легенд о Граале, которые затем подвергались литературной обработке
многими поэтами и писателями. Один из них В. фон Эшенбах 70 1220 талантливый лирик, написавший в 1220 году рыцарский роман Парцифаль около 25 ООО стихов увековечивший его имя. В качестве
источника своего огромного произведения Эшенбах взял не только
роман Кретьена де Труа, который был написан в стихах лишь до половины,
но и вариант Романа о Граале принадлежавший Роберту де Борону,
где подробно повествуется об истории священного сосуда, который был
спрятан и сохранен тринадцатым учеником Иисуса, богатым торговцем
Иосифом Аримафейским. Именно он и собрал в страшный день распятия в 96
эту чашу кровь Спасителя. Так апокрифическая реликвия, близкая к сказочной,
по своему значению приобрела характер первостепенной христианской
святыни, обладающей множеством таинственных и величественных качеств.
Но у Эшенбаха Грааль не чаша, а лучезарный камень, который наделен
рядом чудодейственных свойств, в которых в концентрированном виде
представлена прежде всего моральная символика Грааль дарует людям
божественную благодать. Но в тоже время Грааль дарит людям и материальные
ценности пищу и питье. Таким образом, в Граале соединяются в
гармоническом единстве возвышенные духовные и материальные ценности,
являя собой совершенство, красоту, уравновешенность духовных и
физических сил человека.
Следует заметить, что легенды о некотором чудесном камне существуют
у многих народов. У буддистов это драгоценный камень Мани, у
индусов знаменитый черный камень Чинтамани, у тибетцев и монголов
Норбу Римпоче, у кришнаитов Сьямантак Шьямантак у мусульман
Кааба, а в русских народных преданиях и сказках Алатырь. Свидетельсва
о чудесном камне встречаются в Библии Откр. 2, 17 Ис. 28, 16 и др. а
средневековые ученые алхимики искренне верили в существование философского
камня мечты о живой воде многих народов.
Что касается Кретьена де Труа, работавшего во второй половине XII
века, то он был первым и самым значительным представителем жанра
романа в литературе средневековой Франции. Самые известные его произведения это романы, написанные на основе преданий и литературных
произведений цикла о короле Артуре Эрек и Энида Клижес оба около 70 Ланселот или рыцарь телеги Ивейн, или рыцарь со львом оба около 80 и Персеваль незаконченный роман о Граале, написанный
по мотивам апокрифической литературы XI XII веков.
История короля Артура тесно переплетается с историей чаши Грааля.
То было жестокое, варварское время рыцарей, которые своей кровью отстаивали
христианские ценности в крестовых походах и поединках. Рыцари
покровители платили поэтам, чтобы утолить свое литературное тщеславие.
Поэты, в свою очередь, талантливо переплетали правду с художественным
вымыслом. Артур и Грааль стали воплощением всего лучшего в
представлении рыцарей честности, чистоты и братства Круглого стола.
Барды и трубадуры превратили произведения об Артуре и Граале в истинные
бестселлеры того времени.
Легенды о короле Артуре, ищущем чашу Грааля, были обработаны
также жившими в XII веке Джеффри Монмаутом, Гальфредом Монмутским
и Робертом Уэйсом. Позднее на эту тему писали анонимный автор Сэра
Гавейна и Зеленого Рыцаря 1346 а также Томас Мэлори, А. Теннисон, Т.
Х. Уайт и даже Марк Твен. Томас Мэлори 14 17 147 1колоритный английский
писатель, автор весьма оригинального романа Смерть Артура 1460 1470 97
Марк Твен всю жизнь занимался проблемами средневековья, о котором
он написал повесть Принц и нищий 1882 и остропародийный роман Янки из Коннектикута при дворе короля Артура 1889 где обыгрываются
мотивы артуровских легенд. Альфред Теннисон 1809 1892 английский
поэт, в свое время щедро обласканный королевой и получивший титул
барона, обращался к теме Артура в цикле поэм Королевские идиллии 1859 1885 основанных на легендах о рыцарях Круглого стола.
Особой страницей отражения темы Грааля в искусстве является творчество
Р. Вагнера, создавшего оперу Парсифаль музыка которой вдохнула
новую жизнь в средневековые легенды. Адольф Гитлер, который восторгался
творчеством Вагнера, считал, что Парсифаль как нельзя лучше
воплощает сущность нацизма и был убежден, что чашу Грааля могут найти
только рыцари чистейшей арийской крови. Гиммлер, увлекавщийся оккультизмом
и веривший в реинкарнацию, пытался не только воссоздать
копию Грааля, но и искренне верил, что если завладеть священной чашей,
то война будет выиграна безо всяких усилий. В 1934 1935 гг. его консультант
Отто Ран возглавил несколько экспедиций, которые Гиммлер лично
профинансировал. Их целью были поиски Грааля в Германии замок Вюденберг
и во Франции крепость Катары Но Ран так и не сумел найти
Грааль, и в 1939 году после неожиданного увольнения из СС он был найден
мертвым в австрийских Альпах. Причину его смерти установить не
удалось.
Мистические предания о Граале удивительно переплетаются сегодня с
реальностью и появлением реальных чаш, которые претендуют на истинный
Грааль. Так, в Гластонбери при раскопках колодца, проведенных в 1906 году, нашли стеклянную чашу диаметром около 15 см, формой напоминающую
глубокое блюдце. Чаша была сделана из полупрозрачного
темно голубого стекла с бирюзовым оттенком и украшена изнутри. Интересно
заметить, что колодец, где нашли чашу, был на месте древнего источника,
вода в котором имеет красноватый оттенок, ибо насыщена железом,
что дало основание считать эту воду символом крови Христа.
Вторая чаша, претендующая на Грааль, была найдена на северном побережье
Уэльса, в местечке Нантео Хаус в конце XIX века поблизости от
развалин аббатства Стратофлориды. Именно сюда якобы бежали 7 последних
монахов катаров с чашей Грааля, которая была сделана из оливкого
дерева в I веке в Палестине. Нашедший чашу Джорж Пауэлл в 1877 г.
выставил ее для обозрения публики, а впоследствии давал ее под залог
для исцеления. В 1960 году Маргарет Пауэлл, которая унаследовала дом и
чашу, опубликовала брошюру об этой чаше. Но, как показали исследования,
эта чаша была сделана из вяза в XIV веке.
Третья чаша, претендующая на Грааль чаша из Валенсии. По преданиям,
ее привез из Иерусалима в Рим святой Петр через 20 лет после распятия
Христа. Позднее, когда римляне начали преследовать христиан,
папа отправил ее на хранение в Испанию. Вот почему в 1982 году папа 98
римский Иоанн Павел признал эту чашу за Грааль и благословил ее. Она
считается бесценной и хранится в Кафедральном соборе в Валенсии. Чашу
собрали из различных материалов. Верхняя ее часть из агата, середина из серебра, а основание из другого камня. Считается, что она
сделана в Александрии или в Антиохии не ранее второй половины I столетия
до н или в начале I века н
Четвертая чаша найдена в Турции, в древних развалинах Антиохии, одного
из величественных городов, столице работы с серебром Римской империи.
В 19 10 г. команда ученых из Пристанского университета США во время
раскопок обнаружила несколько серебряных предметов, один из которых
представлял собой красивую позолоченную чашу, на которой выгравирован
сюжет тайной вечери. Весьма вероятно, что кто то, возможно и сам Иосиф
Аримафейский, после смерти Христа решил увековечить тайную вечерю. Чаша
считается самым ранним изображением Христа и 12 апостолов во время
тайной вечери. Предположительно, внутренняя серебряная часть добавлена
позднее. Чаша была выставлена в Чикаго в 1933 г. на всемирной выставке как
Грааль, затем ее купил Джон Рокфеллер и подарил Метрополитен музею отдел средневековой культуры в Нью Йорке, где она и хранится.
Существуют еще несколько чаш, претендующих на святой Грааль, однако
происхождение их слишком сомнительно, чтобы признать хотя бы
одну из них одной из величайших святых реликвий. Но для тех, кто верит в
них, каждая из этих чаш является святым Граалем.
Не обошло чашу Грааля и древнерусское искусство. Напомним, что в
средние века идеологи православия не признавали Грааль, так kак о нем
не упоминает Библия. Лишь некоторые просвещенные служители церкви
тайно верили в Грааль, например, Сергий Радонежский. Часть искусствоведов
считает, что Андрей Рублев был убежденным сторонником истинности
преданий о Граале и отразил это в своем творчестве. Сначала он это
сделал эзотерически в Преображении а затем открыто в Троице
Как писал О. Кандауров в книге Русь и христианство Чаша Нового Завета и тема на столе в центре и вариации оси фигур, их внешние и
внутренние контуры мелодия и аккорд, прелюдия и фуга. Грааль камень
Чинтамани, вестник и глашатай пресуществления, тайная тайных
мистических братств предстал перед лицом мира во всей своей недвусмысленной
полноте Апофеозом Грааля, его манифестацией стала Троица Рублева, где чаша Нового Завета является голографическим
феноменом чашеобразного сидения триипостасного Божества а не кровавая
сцена с отрубленной головой тельца на блюде и плотоядно на нее
взирающими гостями Авраама
Символы семантемы дом, древо и гора указывают на Отца, Сына и
Духа, двуперстие Сына, указывающее на две природы Христа, подкреплено
уменьшением нимба. Как глубоко понятны и прочувствованы железисто
красные тона земли и крови, которая должна наполнить Чашу, ибо Новый
Завет скреплен именно этой кровью 99
Таким образом, Грааль это реликварий, символика которого обладает
удивительной многозначностью. Подведя итог, можно констатировать, что
основные символические значения Грааля сводятся к следующему 1Заветной, святой мечты.
2. Устремленности к духовному подвигу.
3. Сохранения жизни, мира, сострадания.
4. Чудесной целительной силы.
5. Богоискания.
6. Способностей к преодолению препятствий на пути к высоким целям.
7. Реликвии для материализованной святыни.
8. Добровольной общечеловеческой жертвы.
9. Искупления греха. 1О. Духовной гармонии и устойчивости. Обладания тончайшими энергиями. 12. Совершенной чистоты, величественности, полноты благодеяний. 13. Изобилия, богатства. 14. Озарения сознания, одухотворенности. 15. Мистического единства бытия и сознания. 16. Табуированной тайны, невидимой для недостойных. 17. Тайного трудного поиска. 18. Пути к совершенству. 19. Приобщения к Всевышнему.
20. Залога мудрости, доброты и великодушия.
2 1Совершенной сердечности и искренности.
22. Ноева ковчега.
23. Евхаристии.
24. Духовного единства, духовного братства.
25. Духовного центра.
Величайшая загадка истории все же остается существовал ли в действительности
Грааль, а если да, то будет ли он найден Если человечество
найдет когда нибудь истинный Грааль, то это станет самым важным археологическим
и религиозным открытием за последние 2 тысячи лет. Но
даже если его не найдут, то он был, есть и будет одним из самых многозначных
и возвышенных символов в истории мировой культуры. 100
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнёв Г.В. Чаша Грааля: загадки и символика (2004)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|