| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №67. (2004) › Комаровская Е.П. Когда царит триколор | ||||||
Комаровская Е.П.
Когда царит триколор// Гербовед. №67. (2004)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 1 (67). С. 64-70, цв. вкладка 4 Аннотация: Начиная с 1794 года, каждая полубригада французской линейной пехоты получает три трехцветных знамени. Однако представляет значительный интерес геометрическое соотношение трех цветов на этих знаменах, совершенно отличающихся друг от друга. Благодаря «Патриарху» французской вексиллологии Оскару Холландеру (Оsсаг Hollander) мы можем судить о цветовом решении этих полотнищ. Об авторе публикации/статьи: Комаровская Елена Петровна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Комаровской Е.П.
в библиотеке найдено еще 9 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 29835 знаков (с пробелами)
Е Комаровская, к н., Москва когд Ц РИТ ТРИКОЛОР см. рис. на 4 й стр. цв. вкладки Чтобы отличаться и выделяться среди других, каждому государству необходима своя символика. Для одних это одноглавый или двуглавый орел, для других идущий или вздымающийся на задние лапы лев. Франция остановила свой выбор на цветке лилии. Французская Республика, пожелавшая считать себя свободной, отмела изображение лилии и выбрала в качестве своей официальной эмблемы пучок фасциев, связанных вокруг двухлезвийного топора и увенчанных красным фригийским колпаком победивших рабов. Так как необходимо было определиться с государственными цветами, Республика остановила свой выбор на трех синем, белом и красном, фигурировавших на ливреях прислуги французского короля. Начиная с 1794 года, каждая полубригада французской линейной пехоты получает три трехцветных знамени. Однако представляет значительный интерес геометрическое соотношение трех цветов на этих знаменах, совершенно отличающихся друг от друга. Благодаря Патриарху французской вексиллологии Оскару Холландеру Оsсаг Ho nder мы можем судить о цветовом решении этих полотнищ. Образцы знамён для первого и третьего батальонов с 1й по 29 ю полубригаду были утверждены в период с 1794 по 1804 годы. Речь идет о рисунках этих вексиллумов, сделанных художником Шаллио сhalliot в марте 1794 года. Первый рисунок представляет аверс знамени, единого для всех полубригад, выданных во второй батальон или батальон центра что явственно указывает на положение древка с левой стороны. Согласно таблице Гирсберга Giersberg 1воспроизводящей все французские знамена, хранившиеся в Берлинском цейхгаузе до Великой войны 19 14 19 18 годов, мы можем определенно сказать, что изображения знамен 8 й, й, 13 й и 15 й полубригад абсолютно совпадают с рисунками Шаллио, знамя 2 1й совершенно другого рисунка, а у 14 й и 16 й чуть отличаются, о чем мы скажем далее. Не будем забывать, что 9 я, 13 я и 18 я линейные полубригады получили знамена так называемого итальянского армейского образца и сохранили их вплоть до 1804 года. Основная часть материалы данной статьи взяты из французского военноисторического журнала Tradition Magazine Автору хотелось, чтобы у исследователей и знатоков вексиллологии сложилось представление о столь необычном использовании триколора едва ли не единственное в сво м роде на военном вексиллуме. Рисунки и описания даны по французским архивным документам, приведенным в статье. 64 Образцы первого и третьего батальонов, выданные в полубригады с номерами с 30 й по 59 ю включительно, известны нам по рисункам Шаллио, сделанным им в марте 1794 года. Не будем настаивать на том факте, что эти рисунки показывают теоретически модели знамен полубригад линейной пехоты, сформированных в 1796 году. Мы говорим теоретически т в сравнении с рисунками Гирсберга, опубликованными Пьером Шарье Pierre сharrie можно заметить, что многие знаменные эмблемы были изменены, особенно это касается 54 й полубригады. Другие совершенно отличаются например, у 44 й, 45 й, 53 й, 56 й полубригад. Напротив, у 30 й, 3 1й, 32 й, 39 й, 42 й, 56 й, 57 й и 58 й абсолютно совпадают с расположением триколора как у Шаллио. Следует добавить, что 3 1я, 38 я, 4 1я и 49 я линейные полубригады, сформированные в 1796 году, были расформированы в сентябре 1803 года, и их номера оставались вакантными во времена Империи. Кроме того, 32 я линейная сохраняла свои знамена итальянского армейского образца вплоть до декабря 1804 года. Говоря об образцах первого и третьего батальонов с 60 й по 89 ю полубригаду, отметим, что по расположению цветов на знаменах до 8 1й полубригады включительно речь идет о рисунках Шаллио, оригиналы которых хранятся в библиотеке Музея Армии Париж в других случаях мы использовали репродукции рисунков Тиоле Thiolet 2 выполненные с исчезнувших оригиналов Шаллио. Согласно Гирсбергу, были слегка изменены знамена 70 й и 86 й полубригад. Знамена 6 1й, 63 й, 74 й, 75 й, 76 й ударной 78 й, 85 й и 88 й ударной абсолютно совпадают с расположением цветов у Шаллио. Подчеркнем, что 68 я, 7 1я, 73 я, 74 я, 77 я, 78 я, 80 я, 83 я, 87 я и 89 я линейные полубригады были расформированы в сентябре 1803 года и что их номера оставались вакантными во времена Империи. Кроме того, 6 1я, 69 я, 75 я, 85 я и 88 я линейные полубригады имели знамена типа итальянских армейских, с которыми они прошли Египет в 1798 году и сохраняли их вплоть до 1804 года. Утверждение знамённых образцов первого и третьего батальонов с 90 й по 0 ю полубригаду произошёл в период с 1794 по 1804 годы, а со й по 9 ю ударные полубригады с 1794 по 1796 годы. Речь идет о последних копиях, сделанных Тиоле по исчезнувшим оригиналам Шаллио. Таблица Гирсберга включает расписание триколора 92 й, 99 й, 100 й, 104 й, 109 й, 3 й, 8 й и 9 й полубригад. Три последних первого формирования, т численность линейной пехоты в 1796 году была ограничена 0 ю полубригадами. Полной загадкой остается то, что связано со знаменами 104 й линейной, т можно заметить, что одно из четырех ее знамен, хранившихся в Берлине, совпадает с расписанием Шаллио, два других повторяют рисунок знамени 4 й линейной полубригады 3 а четвертое рисунок 97 й, которая была благополучно сформирована в 1794 и 1796 годах. Между тем, жизнь 104 й полубригады линейной пехоты была довольно краткой, потому что ее расформировали в сен 65 тябре 1803 года вместе с 90 й, 9 1й, 97 й, 98 й, 99 й, 107 й, 109 й и 0 й линейными полубригадами, номера которых оставались вакантными в эпоху Империи. Уделим внимание знаменам интересующих нас полубригад, хранящимся в европейских музеях и повторяющим рисунки Шаллио, или немного отличающимся от них. 8 й линейной полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го и 3 го батальонов. й линейной полубригады. Взято в Париже в 18 15 году хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 13 й ударной полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 14 й ударной полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. Изготовлено с некоторыми отличиями от авторского рисунка. 15 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 16 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. Исполнение слегка отличается от расписания цветов. 2 1й линейной полубригады. Хранится в Вене. 1го батальона. 23 й линейной полубригады. Хранится в Вене. 1го батальона. 30 й линейной полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. Несколько слов о знаменах полубригад, хранящихся в европейских музеях и совпадающих с рисунками Шаллио или слегка модифицированных. 3 1й ударной полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 32 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 39 й линейной полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го и 3 го батальонов. 42 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 45 й линейной полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 54 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. Это образец слегка отличается от рисунков Шаллио. 56 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го и 3 го батальонов. 57 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го и 3 го батальонов. Согласно Шарье эти знамена никогда не выдавались в строй, 57 я ударная полубригада так и не была сформирована. 58 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 6 1й полубригады. Хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 66 63 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 70 й линейной полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. Это образец слегка отличается от рисунков Шаллио. 74 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го и 3 го батальонов. 75 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го и 3 го батальонов. 76 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го и 3 го батальонов. 78 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го и 3 го батальонов. 79 й полубригады. Хранится в Вене. 1го или 3 го батальона. 80 й линейной полубригады. Хранится в Музее Армии в Париже. 1го или 3 го батальона. 85 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 86 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. Это образец слегка отличается от рисунков Шаллио. 88 й ударной полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 92 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го и 3 го батальонов. 99 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1го или 3 го батальона. 100 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1 го и 3 го батальонов. 104 й линейной полубригады. Хранится в Лозанне. 1го или 3 го ба тальона. 106 й линейной полубригады. Хранится в Вене. 1го батальона. 108 й линейной полубригады. Хранится в Вене. 3 го батальона. 109 й полубригады. Взято в Париже в 18 15 году, хранится в Берлине. 1 го и 3 го батальонов. Известны цветовые расписания знамен ударных полубригад 1го набора 1794 1796 годов, хранившиеся в Берлинском цейхгаузе в 19 13 году. Если расписание цветов художника Шаллио дает нам представление о знаменах линейных полубригад до 9 й ударной включительно, то, к счастью, Холландер изобразил все подобные регалии и опубликовал их, что позволяет нам иметь хотя бы какое то представление еще о двух десятках подобных знамен. Само собой, львиная доля их находится в Берлине, и к этому стоит добавить, что большой личный враг французов Блюхер снял полотнища с древка, чтобы сохранить на память. К счастью, это и спасло знамена от сожжения в эпоху Луи XVIII Их, увы, не так много 67 3 й полубригады. 1го и 3 го батальонов. 8 й полубригады. 1го и 3 го батальонов. 9 й полубригады. 1го или 3 го батальона. 120 й полубригады. 1го или 3 го батальона, не использованное, т 120 я ударная никогда не была сформирована. 12 1й полубригады. 1го или 3 го батальона. 130 й полубригады. 1го или 3 го батальона. 133 й полубригады. 1го и 3 го батальонов. 14 1й полубригады. 1го или 3 го батальона. 142 й полубригады. 1го или 3 го батальона. Среди знамён ударных полубригад, хранившихся в Берлинском цейх гаузе, назовём следующие 144 й полубригады. 1го или 3 го батальона. 147 й полубригады. 1го и 3 го батальонов. 158 й полубригады. 1го или 3 го батальона. 165 й полубригады. 1го или 3 го батальона. 167 й полубригады. 1го или 3 го батальона. 175 й полубригады. 1го и 3 го батальонов, не использовавшиеся, т 175 я ударная никогда не была сформирована. 178 й полубригады. 1го или 3 го батальона. 188 й полубригады. 1го или 3 го батальона не выдавалось, т полубригада не была сформирована. 189 й полубригады. 1го или 3 го батальона не выдавалось, т полу бригада не была сформирована. 192 й полубригады. 1го или 3 го батальона. 194 й полубригады. 1го или 3 го батальона. 195 й полубригады. 1го или 3 го батальона не выдавалось, т полубригада не была сформирована. Известны и знамена полубригад, хранившиеся в Берлине, но имеющие значительные отличия от рисунков Шаллио. Среди них знамёна 2 1й полубригады. 1го или 3 го батальона. Коренным образом отличается от оригинального рисунка Шаллио, расписание цветов которого использовалось для знамени 2 1й полубригады. Возможно, что Шаллио нашел более художественное решение и использовал его только для 2 1й ударной. 26 й полубригады. 1го и 3 го батальонов. По нашему мнению, Шаллио изменил свой рисунок для упрощения написания номеров и надписей на полотнище. 43 й полубригады. 1го или 3 го батальона. Изменено по тем же причинам, что и знамя 26 й полубригады. 44 й полубригады. 1го или 3 го батальона. Шаллио, без сомнения, хотел упростить расположение цветов знамени. 53 й полубригады. 1го или 3 го батальона. Здесь оригинал рисунка изменен с целью упрощения изготовления полотнища. 68 56 й полубригады. 1го и 3 го батальонов. Оба знамени изменены по сравнению с рисунком оригинала. Логично предположить, что Шаллио изменил рисунок, когда делал другие знамена для 56 й полубригады. Однако, если посмотреть на знамена 2 1й, по прежнему остаются вопросы 76 й линейной полубригады. 1го и 3 го батальонов. В этом случае логика соотношений цветов объяснима, потому что Шаллио изобразил два знамени для 76 й ударной, следуя своему оригинальному рисунку и использовал их художественное исполнение при изготовлении знамен для 76 й линейной. 104 й полубригады. 1го или 3 го батальона. Здесь мы сталкиваемся с загадкой. Почему Шаллио использовал расположение знаменных цветов 97 й, которая уже существовала С другой стороны, он отрисовал два знамени, следуя своим рисункам, т одна из этих регалий была захвачена в 1800 году австрийцами. 104 й полубригады. 1го и 3 го батальонов. Мистика не просто не рассеивается, но только усиливается Конечно, было бы логично подумать, что, будучи недовольным своим оригинальным рисунком с расписанием знаменных цветов, Шаллио воплотил идею воспользоваться образцом для 4 й ударной, созданной в 1796 году. Однако мы уверены, что в 1800 году 104 я линейная полубригада имела два знамени, отличных от соответствующего ей цветового расписания. Наша гипотеза заключается в том, что 104 й линейной вновь были выданы знамена сходные с рисунком 4 й в период с 180 1по 1804 годы. Знамя напоминает расписание цветов 97 й полубригады, что можно объяснить единственно только лишь ошибкой при его построении, хотя тогда знамя никогда не попало бы в строй. Но в любом случае это не более чем предположение. Напомним, что в хранилищах иностранных музеев также хранятся знамена 2 го или центрального батальона следующих полубригад 8 й линейной, 13 й ударной, 14 й ударной, 16 й, 17 й линейной, 2 1й линейной, 23 й линейной, 24 й, 26 й ударной, 30 й, 3 1й ударной, 32 й, 37 й, 39 й, 42 й, 43 й, 45 й, 46 й линейной, 54 й, 56 й, 57 й никогда не выдававшиеся 58 й, 63 й, 66 й ударной, 66 й линейной, 70 й, 7 1й, 74 й, 75 й, 76 й линейной, 78 й, 80 й, 83 й, 85 й, 86 й, 88 й ударной, 92 й, 96 й, 100 й, 108 й. А также ударных полубригад 8 й, 120 й никогда не выдававшиеся 122 й, 133 й, 147 й, 167 й, 178 й, 188 й никогда не выдававшиеся 195 й никогда не выдававшиеся В заключение добавим, что на цветных вкладках мы приводим лишь незначительную часть цветовых расцветок знамён французских полубригад, утвержденных в период с 1794 по 1804 годы. Многое удалось восстановить по оригинальным рисункам и образцам из европейских военноисторических музеев. Они дают некоторое представление о том, как строилось полотнище знамени и какую роль играл в этом французский государственный триколор, геометрия узора которого не повторялась ни на одном из приведённых образцов. 69 ПРИМЕЧАНИЯ 1Она была опубликована Пьером Шарье в его великолепном труде Drapeaux et etandards de la Revolution et de I Empire Edition сoperniс. 1982. 2. В XIX веке были очень популярны и распространены различные рисунки и акварели, и многие в то время сумели собрать приличные коллекции. Случилось так, что Шаллио был ограблен, однако, к счастью, у Тиоле, архитектора и преподавателя рисунка в Военной Школе, возникла идея скопировать расписания знаменных цветов с 82 й по 9 ю ударную полубригаду, предложенные Шаллио. Приходится констатировать, что на по прежнему не известна расцветка знамен с 120 й по 2 ю ударную полубригады. 3. Даже если это и не было регламентировано, такое вполне возможно, т в 1796 году 4 я ударная полубригада более не существовала, и здесь не может быть путаницы. Однако, не подал ли сам Бонапарт дурной пример, распределив в своей армии в Италии знамена, схожие с цветовой гаммой 197 й ударной полубригады, распущенной в 1796 году. 4. Мы говорим, конечно, о времени, когда Холландер их восстановил. 5. Это свидетельствует о том факте, что пруссаки в 18 15 году захватили данные регалии безо всякого распознавания. Но самое неприятное и трудное ожидало немецких ученых, которым пришлось проглотить этот факт, что немецкие солдаты в сражении захватили знамена никогда не существовавших полков 6. Мы называем ударной полубригадой воинскую часть, сформированную в период с 1794 по 1796 годы, и линейной или пехотной созданную после 1796 года. 7. Мы отмечаем только номера, потому что нам не известно, идет ли речь о первом или втором этапах формирования частей. 70 4 КОГД Ц РИТ ТРИКОЛОР см. стр. 64 Некоторые образцы знамён полубригад французской армии 1794 1804 гг. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Комаровская Е.П. Когда царит триколор (2004)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |