| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №65. (2003) › Багаев В.П. Гербы короля Артура и рыцарей Круглого стола | ||||||
Багаев В.П.
Гербы короля Артура и рыцарей Круглого стола// Гербовед. №65. (2003)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2003. № 5 (65). С. 18-35 Аннотация: Корни легенды о короле Артуре необходимо искать в мифологических сказаниях кельтского Уэльса. Однако, о великом короле, хотя и косвенно, упоминают ряд более ранних хроник. В данной статье мне хотелось бы остановиться на геральдическом ракурсе Артурова цикла. Об авторе публикации/статьи: Багаев В.П. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Багаев В.П.
в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 66234 знаков (с пробелами)
В Багаев, Минусинск Г6РБЫ К РОЛЯ ЛРТУ Pt И РЫЦЛ.Р6Й КРVГЛ ГО GTOЛZ Давайте всмотримся в былое Повествовать мое призванье. Я рад начать повествование О безупречном короле, Столь дорогом родной земле. Среди различных испытаний Не позабыт в своей Британии Отважный, добрый государь, Любимый нынче, как и встарь. Кретьен де Труа ок. 65 ок. 90 В настоящее время, пожалуй, не найдется человека, который не слышал и не читал бы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Но даже зная об их существовании, не каждый может вспомнить подробности их жизни и деятельности, а уж тем более их гербы. Существование легендарных рыцарей и их короля до сих пор будоражат кровь многочисленных историков, филологов и писателей. Их подвиги и похождения породили множество легенд, их жизнь и соблюдение 1одекса чести рыцаря и пре 1mоне ние перед прекрасным полом подвигли писателей на написание больших романов целого цикла Артурианы. Но особой канвой идет с 1азание о Святом Граале Чаше причастия, в 10торую Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа. Святой Грааль священная рели 1вия, которая в силу каких то таинственных сил стала мистичес 1им и эзотеричес 1им символом рыцарского начала и высшего духовного совершенства, которая была доставлена в Британию и хранилась Е замке Грааля. А рыцари, охранявшие его, из простых ис 1ателей при,mючений превратились в борцов за справедливость, защитни 1ов обездоленных, слабых и угнетенных, создателей и созидателей высшей гармонии на грешной земле. Корни легенды о 1ороле Артуре необходимо искать в мифологических сказаниях кельтского Уэллса. Однако, о вели 10м короле, хотя и косвенно, упоминают ряд более ранних хроник. Но в начале повествования вкратце пройдем по историческому пути, предшествовавшему реальному времени жития Артура. В древние и далекие от нас времена территорию нынешней Англии, Британских островов населяли 1ельтские племена бриттов и с,юттов, давшие впоследствии им свое имя. Точное историческое время заселения 18 кельтами Британских островов пока не установлено, и предположительно, относится к появлению первых 1ельтских переселенцев с 10нтинента в середине первого тысячелетия до н хотя отдельные ученые склоняются к еще более ранней дате в этом вопросе. В конечном итоге кельты постепенно вытеснили племена местных аборигенов, под обобщенным названием ПИl ТЫ с Британских островов. На юге Англии осели кельты бритты, а в Ирландии кельты гэлы, которые позднее стали называться скопы Ирландские переселенцы скопы унесли свое имя в Шотландию, где уничтожили последние независимые княжества пи 1Тов на севере Британии. В первом веке н э. на Британских островах появились римляне. Образование римской провинции Британия относится к 44 году нашей эры. Через несколько десятилетий упорной борьбы римлянам удалось подчинить себе большую часть ОGТрова. Они разместили здесь три легиона знаменитый Легион, на северных границах Уэльса ХХ Легион, на севере Римской Британии VI Легион. Для защиты от непокоренных и непокорных скопов и пи 1Тов Шотландии Каледонии в тридцатых годах второго века нашей эры отстраивается Стена Адриана, которая тянется более чем на 50 миль, разделив, тем самым, остров на две половины южную имперскую и северную скоттскую. Через два десятка лет римляне возводят севернее Gтены Адриана оборонительный вал Стену Антонина. Эта стена стала самой северной границей империи. Она проходила в районе современного Эдинбурга. Римляне построили свои знаменитые дороги, опутав ими праl Тически весь остров, возвели мосты, основали новые поселения и сотни вилл. К концу третьего века нашей эры на острове существовало шесть или более городов, несколько десятков укрепленных фортов. В то же время Римская империя своим завоеванием глубоко не затронула повседневной жизни бриттов, которые продолжали свое привычное существование, сохраняя родовой строй. Однако Римская империя в конце четвертого века начинает разлагаться, и это разложение в скором будущем приведет 1ее падению. В 383 году, в связи со сложной обстановкой внутри империи, из Британии были выведены все легионы. А в 395 году Империя распадается на Восточную и Западную. Британия отошла к Западной Римской Империи, которая в силу своего состояния и положения и проходивших процессов внутри страны, не только не могла защищать свои земли и колонии, но даже их эксплуатировать. Император Гонорий своим письмом от 4 1О года нашей эры снял протекторат Империи с острова Британия. Освободившись от опеки империи, в Британии возникают десятки бритских королевств и княжеств, между которыми начинаются ме кдуусобные 1ровопролитные войны. С севера, из за стены Антонина, прорываются с 10тты и остатки пи 1Тских племен. С запада грабят побережье Уэльса ирландские пираты, а на восточном побережье высаживаются первые англы и саксы 19 В V веке н рухнула Римская империя, и на ее западные и северные владения хлынули многочисленные и воинственные германские племена, неся дикость и разрушение. В том же пятом веке германские племена англов, са сов и ютов подчинили себе бриттов и покоренной земле дали название Англия. Таким образом, с выводом римских легионов в Британии начинается эпоха Темных времен эпоха жестокая и кровавая, плохо изученная историками, но овеянная легендами констатирует А. Платов в своей книге В поисках Святого Грааля С этим вполне можно согласиться. На этом заканчивается древняя история острова, которая известна по римским источникам, но в это же время начинается история короля Артура. Незадолго до 500 года бритты объединились против вторжения варваров. Их предводитель держался римского и христианского наследия, и их борьба велась с крайним упорством и ожесточением против англосаксов. Военные действия велись с переменным успехом и закончились возвратом части земель, захваченных саксами. Война с саксами продолжалась до середины шестого века, когда после крупной победы бриттов при МаунтБадоне горе Бадан нашествие варварских племен с континента было остановлено на целых полвека. И Британия, единственная из всех провинций бывшей Римской империи, обрела самоуправление еще до глобального нашествия варваров, дала им достойный отпор и не единожды останавливала их продвижение вперед, вглубь страны. Бритты, относившиеся враждебно к англосаксам, с любовью слагали песни и сказания о своих вождях и воинах, мужественно сопротивлявшихся захватчикам. Одним из самых патетических было повествование о битве при Маунт Бадоне, рассказанное в середине шестого века латинским составителем хроник Гильдасом в другом варианте Гильда Кельты в этой битве под предводительством некоего бесстрашного Артура победили англосаксов. Хотя имя Артура там приводится иносказательно, возможно у автора на это были свои веские причины. В тексте упоминается воин по прозвищу Медведь что в переводе на валлийский может быть созвучным как арт Гильдас использовал исторические события прежде всего 1а 1материал для проведения проповеди. Но для нас важно, что автор оставил реальное и веское свидетельство того, что военные действия, с которыми исследователи эпоса связывают имя Артура, в действительности имели место. Самое раннее упоминание об Артуре появляется в валлийской поэме Гододдин У Gododdin созданной 0 10ло 600 года бриттским северным бардом по имени Анёрин Анейрин Кстати, по некоторым данным, Анёрин был братом святого Гильдаса, как раз того самого, что являлся автором одного из древнейших сочинений по истории Британии. Анёрин правил Гододдином маленьким княжеством Лотиана бритской страны между стенами Антонина и Адриана. Его поэма посвящена обороне стены Антонина, которая состоялась в 578 году. Битва бриттами была проиграна и все бритты, за небольшим исключением, погибли. Сам Анёрин остался в 20 живых и запечатлел эту драму в поэме. В ней как раз и упоминается Артур как смелый воин и мудрый правитель своих земель. Как видим, у братьев было разное мнение на одного и того же человека. Вот такая картина складывалась в Британии во времена правления реального Артура. В 25 году Уильям Мальмсберийский пишет о воинственном Артуре Амброзии 1коий из римлян был единственный, оставшийся в живых и воцарившийся на троне после Вортигерна2 сокрушил гнусных варваров при славной поддержке воинственного Артура. Вот о сем Артуре британцы сложили многие легенды и с любовью рассказывают про него и поныне. Истинно, был он достоин, чтобы подвигам его было воздано должное не в досужих вымыслах, но в подлинной истории. Он долгие годы поддерживал гибнущее королевство, воодушевляя дрогнувших соотечественников на новые битвы. Когда же осадили Маунт Бадон, сей герой с верой в Святую Деву, которой образ был прикреплен им 1доспехам, один, без всякой помощи, в ступил в сраже ние с девятью сотнями недругов и в бегство их об ратил после неслыханной сечи 3. В то же время битва при Маунт Бадоне, произошедшая в конце пятого века, дает возможность нам определить с большей точностью время жизни реального, а не мифического Артура. Это пятый начало шестого века. Ведь именно в пятом веке англосаксонские племена вторгаются на Британские острова, и Артур становится последним Героем, 10торый пытается сдержать нашествие захватчиков. Это обстоятельство сыграло важную роль в написании более позднего бретонского цикла рыцарских романов, которые отожествили смерть Артура с гибелью целого мира, существовавшего на основе Справедливости и Согласия, и провели одновременно параллель в наступлении эпохи зла, насилия и раздоров. Около 39 года уэльский священник Гальфред из Монмута в отдельных источниках Монмаута завершил свой монументальный труд История британских королей своеобразный обзор деяний британских правителей со времен римского владычества. В этом труде, изрядно приукрашенном вымыслами, красочными деталями, заимствованными из местного фолы лора, кельтской и скандинавской мифологии и даже библейс 10 7 истории, Гальфред Монмутский назвал Артура королем, более того, он не просто I 0роль, а мудрый, благородный монарх, завоеватель и покоритель мира, который поI 0рно склоняется перед праведной властью христианского повелителя. Его Двор есть обитель отваги и чести, благородства и учтивости. Две из 12 книг, написанных Гальфредом, посвящены Артуру в них впервые появляются волшебник Мерлин, фея Моргана, рыцари Гавейн и Кэй, другие персонажи и истории о похищении Гиневры и предательстве Мордреда. Гальфред приукрасил скудные исторические свидетельства и ввел в свое повествование персонажей, о которых на самом деле ничего не известно, установив образец для подражания на несколько столетий вперед. Так реальный исторический кельтский воин пятого века превратился в легендарного и могущественного короля бриттов, чья слава затмила подвиги самого Карла Великого. 2 1 Конечно, я понимаю уважаемых читателей, что введение в историческую эпоху короля Артура и его рыцарей весьма затянулось, но, к сожалению, без этого отступления невозможно было бы понять истоки появления артурианы и ее победное шествие через века. Я не остановился еще на периоде завоевания Британии норманнами во главе с Вильгельмом Завоевателем, которые в конечном итоге и подвигли с середины XII века необходимость установления единства духовных корней английской и бретонских культур Полуостров Бретань, т западная часть Франции, попавшая в вассальную зависимость от Англии Ведь именно с данного периода легенды о кельтском короле Артуре стали стремительно распространяться по Бретонскому герцогству. Их разносили трубадуры, слагавшие о доблестном короле песни на родном языке, который являлся разновидностью кельтской языковой группы. Поэтому бретонцы считали короля Артура своим а сам образ его приобрел дополнительную куртуазность. Прекрасный французский поэт XII века Кретьен де Труа использовал художественные обработки кельтских сказаний и облек их в поэтическую форму, но эта тема стала для него способом раскрытия кодекса рыцарской чести, как она мыслилась в его время. Но возвратимся к теме нашей статьи. В данной статье мне хотелось бы остановиться на геральдическом ракурсе Артурова цикла. Для этой цели немного отвлечемся и вернемся в более реальную обстановку средних веков, в тот момент истории, когда на сцене появились всевозможные аксессуары, знаки отличия и эмблемы. В связи с этим особо необходимо выделить гербы, появляющиеся в XII веке, как один из способов выражения собственной индивидуальности или демонстрации своей принадлежности к определенной социальной группе. Хотя, вопреки распространенному мнению среди обывателей, гербы ни,шгда не были достоянием толыш одного дворянс 1шго сословия, а таюке не имеют ничего общего с таинственным миром символов это совершенно другой аспект, связанный с мистикой и метафизикой. В то же время в эмблематику герба вкладывался не только определенный канонами, но и определенный самим хозяином или составителем герба, тайный смысл эмблем и их значение в более позднее время в отдельные гербы стали включаться и сакральные эмблемы, такие, как Святой Грааль, изображение Лика Иисуса Христа и др., но это уже совершенно другая тема для отдельной статьи А известный современный французский историк Мише. ь Пастуро вообще считает, что появление гербов никак не связано и с Крестовыми походами Самое древнее происхождение в истории имеет герб Жоффруа Плантагенета, впоследствии графа Анжуйского голубой щит с шестью золотыми львами. Жоффруа Плантагенет получил свой герб в 27 году от своего тестя, короля Англии Генриха 1по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V. Во время бракосочетания Генрих 1вешает на шею своему зятю щит с золотыми львятами. Хотя эта версия и оспаривается. Подобный же щит находится и на эмали 5 1года с гроб 22 ницы Жоффруа. Старший бастард Жоффруа Плантагенета, Вильям Длинный Меч, тоже носил этот герб, изображение которого сохранилось на его гробнице в Солсбери. Но как бы там ни было, а со второй четверти XII века гербы стали появляться в различных областях Западной Европы в Анжу, Нормандии, Пикардии, Иль де Франсе, Южной Англии, долине Рейна. В кратчайшее время с 50 года гербы начинают распространяться в социальном отношении, а не только в географическом. Если вначале ими пользовались только военачальники, то постепенно они стали приниматься их вассалами и вассалами их вассалов. В связи с этим уже к началу XIII века гербы имело всё среднее и мелкое дворянство. Символика герба настолько вошла в обиход, что постепенно другие сословия и лица стали присваивать себе гербы. Если смотреть это в хронологическом порядке, то все выглядит следующим образом женские гербы появились еще до 56 года, городские с 90 года, у клириков примерно с 1200 года, бюргерские примерно с 1225 года и даже крестьянские, начиная с 1234 года. Все это длилось до XV веI а. Как видим, в Средневековье ношение герба нельзя назвать привилегией только одного особого сословия. Но в то же время наследственно употребление гербов входило в жизнь очень медленно, о чем можно судить по такому примеру, который ярко иллюстрирует состояние этого момента во времена правления Людовика IX Святого 12 14 1270 короля Франции с 1226 года, многие сыновья имели щиты с нанесенными на них эмблемами, коренным образом отличавшиеся от тех, что принадлежали их отцам. Правила составления гербов сформировались также лишь с середины XIII века. Жизнь вносила свои коррективы в геральдиI у и гербоведение. Гербы украшали не только знамена, штандарты, но и городские постройки, красовались на чепраках лошадей. Крестовые походы внесли свою лепту в жизнь европейцев, в том числе и в одежду. Подражание восточной росI 0 ши одежд создало новый колорит и рождение моды. Как предмет росI 0ши, одежда играла все более важную роль в экономических и социальных отношениях. Ее привозили издалека, дарили в знак расположения, а также использовали в качестве уплаты. В XII XIII веках, так же, как и в наши дни, одежда изменялась под веянием моды. Знатные особы носили одежду цветов, соответствующих своему гербу простые дворяне получали такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. Позже, в XIV веI е, при Карле V 1330 1380 гг. короле Франции с 1364 года, в моду вошли I 0стюмы двух геральдических цветов правая половина костюма была одного гербового цвета, а левая другого. Таким образом, возникли двухцветные платья и ферязи. Красный, белый, желтый считались самыми изысканными, потому что излучали больше света а те цвета, краски которых из за отсутствия технических знаний не позволяло сделать светящимися оставались в забвении. 23 ЛИКОБРИТАНИЯ. ИРЛАНДИЯ i il i l i i r ii 1 r 1i f и сl i j r у нб i ГJ у Jl 1u.с с г 1r i рс я 1iiP 1o 1j J y f J 5 1 J 1 Ё Сама Книга турниров содержала подробные правила по организации и Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Багаев В.П. Гербы короля Артура и рыцарей Круглого стола (2003)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |