Шелковенко М.К.
Первый личный герб в Рязани (Герб Алексея Евгеньевича Кирилина)
// Гербовед. №64. (2003)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2003. № 4 (64). С. 127-137, 161 (третья страница обложки)
Аннотация: Серебряный единорог, поражающий лазоревого дракона в рассеченном серебряном и червленом щите, под золотой зубчатой короной с девятью жемчужинами. Эта эмблема стала давно знакома всем любителям «Русского» пива в Рязани, а, значит, большинству ее взрослого населения. Знакома настолько, что никто уже, наверное, не задается ,вопросом: откуда она и что значит?
Об авторе публикации/статьи:
Шелковенко Михаил Константинович (Рязань) Заместитель председателя Геральдического совета при Губернаторе Рязанской области; Почетный гражданин города Рязани; Заслуженный художник России; до 2019 г. - член Геральдического совета при Президенте РФ
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Шелковенко М.К.в библиотеке найдено еще 32 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 21995 знаков (с пробелами)
М Шелковенко, Рязань
П Р.8 I6Пi ЛИЧПЬКЙ f РБ С 1РЯЗ4ПИ f ерБ дlл КС Я 6RГEIНIIЬ RHЧ0i JКнр ЛlrП d см. рмс. D flгt З й стр. обложки
Серебряный единорог, поражающий лазоревого дра 1она в рассеченном
серебряном и червленом щите, под золотой зубчатой короной с девятью
жемчужинами. Эта эмблема стала давно знакома всем любителям Русс 10го пива в Рязани, а, значит, большинству ее взрослого населения.
Знакома настолько, что никто уже, наверное, не задается вопросом
откуда она и что значит
Из глубин древности пришел к нам единорог фантастическое и неуловимое
создание. Его образ I ажется то вполне понятным, осязаемым,
то вдруг ус 1юльзает каtс ртуrь между пальцев. Недаром у средневековы
алхимиков единорог символизировал ртуть, с помощью которой они очищали
золото и пытались создать философсr ий камень Этот свирепый,
неукротимый и грациозный зверь, имеющий тело и голову лошади, мохнатые,
с раздвоенными копытами, ноги антилопы, хвост льва, 10злиную бородку
и длинный витой рог посредине лба, являлся излюбленной эмблемой
в средневеI 0вых легендах и сказаниях. На нем ездили волшебники,
своим рогом он убивал все, что попадалось ему навстречу, и только непорочная
дева могла укротить его и сделать ручным. Это свойство очевидная
ссылка на то, что в античности единорог ассоциировался с 1сультом
девственной богини Луны и охоты Артемидой дианой
У средневековых рыцарей единорог символизирова цобродетель чистой
любви и способность целомудренной женщины смирить и направить
на благие цели рог страсти Поэтому он стал также особенным символом
женс сой чистоты и добродетели. Популярным было изображение единорога,
сидящего у ног девы, склонив ей голову на колени.
В христианской культуре образ единорога оказался связан с образом
Девы Марии и с Воплощением Христа. По преданиям вся сила единорога
сосредоточена в его роге, настолько остром, что любой может порезаться,
только пр 10снувшись к его кончиtсу. В славянских Физиологах и АзбуIювниках XVI XVII веков единорог Инрог описывается так Зверь подобен
есть tсоню, страшен и непобедим, в роге имать всю силу Этот рог,
имевший в язычес 1их и античной культурах очевидное фаллическое значение,
в христианстве обрел совсем иной смысл. Pory единорога приписывалась
волшебная сила очищать все, к чему он прикасался. Считалось,
что, размешав воду крестообразным движением рога, он может очистить
ее от змеиного яда.
Поэтому растолченный в порошок рог единорога включался в средневековые
медицинские рецепты и до конца XVII века продавался апте 1арями
как противоядие. Символизм рога, тождественный символизму 1юпья
и фаллоса, в сочетании с волшебной силой очищения, сделал единорога 127
поэтическим символом проникновения, особенно тайны зачатия Христа в
девственном чреве Марии. Средневековые бестиарии пишут Господь наш
Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу Девы Оттого в
христианском искусстве единорог является аллегорией Христа, соединяя
в себе целомудрие, чистоту, силу и добродетель. Пос 1ольку Христос воздвиг рог спасения нам Евангелие от Луt И, 169 рог стал таюке символом
спасительного 1реста.
В России изображение этого сказочного существа одно время даже 10н курировало с московским ездецом за право быть государственной эмблемой.
На мало й печати Иоанна Грозного единорог помещен вместе с двугла вым орлом, а на большой Государственной печати он изображен в щиТ 1е на
груди орла, в 0I ружении эмблем царств и княжеств. Истори 1В Татищев
утверждал, что единорог был собственной эмблемой Ивана Грозного. А
английс 1ий торговец и дипломат Дж. Горсит сообщал в своих Запис 1ах о
России что царь по,сазывал ему в своей соI ровищнице жезл, усыпанный
драгоценными камнями и ср,еланный якобы из рога единорога. Достоверно
известно, что Грозный печатал зна 10м единорога личную переписку.
Встречался он и на печатях Бориса Годунова, Михаила Федоровича и лексея Михайловича Романовых. На многих памятни 1ах XVI XVI ве 1ов
встречается фигура двуглавого орла в Оt ружении символичес 1их животных
льва, драIюна, грифа и единорога.
Хотя единорог и считается символом, имеющим суrубо европейское
происхождение, но и в Древнем Китае встречается схожее существо, КайЛинь, 10торое вместе с тремя другими фантастичес 1ими животными драконом,
фениксом и черепюсой является знаI 0м доброго предзнаменования.
Здесь он символ мудрости, счастья иметь детей особенно сыновей
и 1ротости, ибо он никогда не растаптывает живое существо и растущую
траву. Его рог символизирует интеллект.
Изображение единорога можно встретvпъ и на одном из древних персид.
ских рельефов, где он предстает в виде свирепого чудовища, которое в
единоборстве поражается царем. Так что не все та 1очевидно с происхождением
этого фантастического существа. Сам же рельеф, до некоторой
степени, послужил прообразом для эмблем, о 1оторой сегодня идет речь.
Одним из самы с сложных, противоречивых и широко трактуемых символов
является дра 1он. Но о 10м же ще рассказывать в Год Дракона
как не о драконах
Строго говоря, восточный дракон, имя которого носит и нынешний год и
дракон европейс 1ий, западный схожи только по внешнему облику и по присущей
им первобытной стихийной мощи.
А на самом деле это два совершенно различных существа, и наделены
они прямо противоположными свойствами. Если на Востоке дракон
является зна 1Сом созидательных сил благоприятствующих человеку, то на
западе он 0 1азался главным образом силой разрушительной, символом
зла. Вот уже где уместно вспомнить снова Р. Киплинга Восто 1есть восто 1с,
а Запад есть Запад, и вместе им не сойтись 128
В Древнем Китае, Японии, Корее дракон представлялся воплощением
сверхъестественных сил, неподвластных людям и непредсказуемость он
являлся, скорее, благожелательным к человеку существом, повелителем
дождя, ре 1и морей, подателем жизненны благ и символом счастья.
Обычно дракон изображался среди облаков, с телом змеи, лапам и тигра и
небольшими 1рыльями. Вышитый на одеждах извивающимся дра 1он символичес 1
и изображал созидательные ритмы природных элементов, особенно
несущего дождь, грозу.
Согласно представлениям древних, именно небо является хранилищем
воды, откуда она изливается на землю в виде животворного дождя,
неся ей плодородие и изобилие. Любопытно, что и у индейцев Центральной
Америки повелителем дождя считался схожий с крылатой змеей
драконом Пернатый Змей Кецалькоатль.
В народных китайских представлениях дракон не только символ плодородия,
но также символ силы и величия. Иероглиф РЮ означающий его
имя, одновременно означает таюке силу, энергию, сrюсобность и цельную
натуру. В прошлом семьи, и по сей день он считается национальным символом
Китая. Вышитый на церемониальных одеждах высших сословий дракон
обозначал статус их обладателей пять когтей на его лапах полагалось
иметь только императору, четыре принцам, а у прочих ве лыvюж дра 1он
имел не более трех когтей. В начале века бирюзовый дракон с пятью 1шгтями,
Лунг, был эмблемой династии Хань имя которой ханьцы до сих пор
носят китайцы. Не менее почитаем дракон и в других странах Востока, ЮгоВосточной
и Центральной Азии. Вероятно, до прихода ислама, этот образ
был распространен и среди народов в Ближнем Востоке, откуда он и попал
в Европу на штандартах римских легионеров. Но толи, после победы христианства,
он полностью сменил свой смысл и значение, с rlлюса на минус.
Еще в античных мифах драконы встречаются как свирепые существа,
охраняющие запретные сокровища на далеких окраинах Осткумены золо тые
ябло 1и Гесперид на крайнем западе, или золотое руно на крайнем
востоке в Колхиде. Отсюда появилась традиция считать дракона символом
бдительности, хранителя кладов и со 1ровищ. Античные герои Кадм и
Ясон, скандинавский Сигурд, англосаксонс 1ий Беовульф в жестоких сражениях
добывают эти со 1ровища. Фиванский герой Кадм после своей победы
посеял драконьи зубы, что стало впоследствии символом раздора.
Как воплощение страха и ужаса дракон был популярной эмблемой воинов
на парфянских и римских штандартах, на резных носах ладей викингов. А
как воплощение мощи и бдительности его часть выбирали своей эмблемой
короли и императоры.
Христианство превратило дракона в обобщающий символ зла, разрушительной
силы, нечистоты и коварства. Латинское слово draсo означает
одновременно и дра 1он и змею Поэтому в христианской традиции
дракон унаследовал все отрицательные черты библейского Змеяискусителя,
введшего человечество во грех и сделавшего его пленником
смерти. Поэтому дракон стал символом смерти и одним из воплощений 129
сатаны. Откровение Иоанна Богослова 12 9 говорит о нем Древний
змий, называемый диаволом
В европейском искусстве и в геральдике дракона принято изображать
с чешуйчатым змеиным или крокодильим телом, когтистыми лапами льва
или орла, крыльями летучей мыши, большой заостренной головой с зубастой
пастью, из которой выходит раздвоенный язык или пламя и смрадное
дыхание. Иногда его голову венчают рога. При этом принято делать различие
между драконом, который обычно имеет две лапы, и крылатым змеем, у которого их четыре на Востоке у дракона всегда четыре лапы
В России крылатый змей воспринимался как воплощение зла, смуты и
всяческой неправды. Его изображение впервые появилось в конце XVI в.,
на печати Ивана где помещен всадник езде пронзающий копьем распростертое
под ногами коня чудовище. Как символ побежденного зла змей
и в дальнейшем присутствует в русской иконописи, на печатях московских
царей, в московском и российском гербах.
Еще у ранних христиан пронзание дракона пикой копьем символизировало
победу над язычеством, безверием, беспорядком, моральным
злом и распущенностью. Там в роли победителей выступают Св. Георгий,
Св. Михаил, Св. Марте. При этом, поскольку по поверьям считалось, что
злая сила дракона заключена в его хвосте, в знак поражения его хвост
обычно изображался завязанным в узел.
Возвращаясь к нашей эмблеме, мы видим, что на ней в роли герояпобедителя
выступает серебряный единорог, как копьем поражающий
дракона своим рогом прямо в его разверстую пасть.
Обобщенно это можно трактовать как символ победы добра над злом,
торжество христианского начала над дьявольским безверием и смутой,
обращение во благо хранимых драконом втуне сокровищ. Если мы вспомним
о волшебной. очистительной силе рога единорога, то здесь можно
увидеть и символ проникновения света божественной истин ы в чрево чудовища
и очищение его изнутри, овладение его мощью и очищение ее от
злых сил. В различных трактатах по символике битва с драконом представляется
как факт становления подлинного человека. Как только ему
удается овладеть охраняемыми им сокровищами, он сможет освободить
душу, которую дракон держит в плену. А победа над драконом предстает как
победа порядка над хаосом, является символом позн9ний мира и самого
себя. Следует таiоке обратить внимание на то, что цветовая гамма эмблемы
воспроизводит русские национальные цвета красный, белый и синий.
А после этого мы можем. сказать, что на эмблеме представлен гербовый
щит личного герба Президента Русс,кой пивоваренной компании Алексея
Евгеньевича Кирилина. Это первый личный герб в Рязани с 19 17 года.
Его эмблема была выбрана самим А Кирилиным из более чем двадцати
разработанных для этого проектов см. ниже Этот выбор был высоко оценен
специалистами Государственной герольдии при Президенте Российской
Федерации, подтвердивших оригинальность эмблем и полное соответствие
ее геральдическим нормам и российской геральдической традиции. 130
i
3
2 1
4
Рис. 6. Проекты личного герба гербового щита
Алексея Евгеньевича Кирилина.
Художник М Шелковенко. 13 32
4 133 134
Эмблема
Эм лема
фирмы Интершарм
Русской пивоваренной компании,
зарегистрированная Торговой палатой. 135
Герб А Кирилина гербовый щит
Эмблема
Русской пивоваренной компании
с гербом А Кирилина. 136 ерб А ир лют г 1рбот, U ит
Худож ик М. 1Шелковенко. 1
IШ
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Шелковенко М.К. Первый личный герб в Рязани (Герб Алексея Евгеньевича Кирилина) (2003)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|