В Акутт, Vloс 1вa
Ч6Р П И К GТИ Е PVGGK Й GО6 НП Й GИМfl ЛИК6
В 1999 г. в Смоленском издательстве Русич в серии Мир в войнах
вышел перевод книги английского автора Г. Уильямсона СС инструмент
террора Автор предисловия к русскому изданию книги об ордене под
мертвой головой М. Рабинович, пишет Кошмарный сон оборачивается
явью юнцы и пенсионеры в форме, украшенной самым зловещим из
символов, известных в истории, снова маршируют и в Центральной Европе,
и в Прибалтике, и верить ли своим глазам в России Между тем,
символ мертвой головы т череп и I 0сти несравненно более древний,
чем СС и породивший СС национал социализм, отнюдь не является
I аким то исключительным изобретением разработчиков нацистской символики.
Достаточно вспомнить пример из сравнительно недавнего прошлого,
ставший почти хрестоматийным.
В бесчисленном множестве мемуаров советских времен ушедшие на
покой участники гражданс 10й войны в Испании вспоминали одно и то же.
Испанским республи 1анцам де показывают фильм Чапаев Наступает
кульм национная сцена наступление белых офицеров ударников под
черным знаменем с черепом и костями и вот заполнившие зал испанские
республиканцы начинают с криками Фашисты палить в экран изо всех
стволов. Для советского сознания той эпохи череп и кости совершенно
однозначно символизировали АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО.
Дело со временем зашло таI далеко, что в очерках по истории России для иностранцев начала 80 х, вышедшей из под пера ныне покойного
профессора Н Яковлева, даже тевтонские рыцари в битве на Чудском
озере в 1242 г. выстуг ают под черным знамене 1у 1с белым черепом и 10стями Настолько этот символ в эпоху развитого социализма стал
ассоциироваться в советском сознании с чем то ИЗНАЧАЛЬНО
ВРАЖДЕБНЫМ и ЧУЖДЫМ. Короче, он стал своего рода антисимволом
Между тем, череп и кости, как наиболее стой 10 противостоящая тлению,
т разложению, и в наименьшей степени поддающаяся разрушению
органическая ткань, в большинстве древних культур издавна символизировали
способность 1телесному возрождению, жизненную энергию и силу
духа, отнюдь не являясь, вопре 1и широко распространенному заблуждению,
символом устрашения, разрушения и смерти, вкладывавшегося в него,
как мы увидим далее, только анархистами и большевиками в период
Октябрьского переворота, последующего периода красного террора и.
гражданской войны в России.
Символ череп и кости пользовался широчайшим распространением
как раз в России со времен крещения древней Руси Святым Равноапостольным
князем Владимиром, если не раньше. В этом проще простого 7
убедиться, зайдя в любой христианский храм причем не обязательно в
православную цер 10вь Так, латинские хронисты эпохи 1рестовых походов
сообщают о существовании в 76 г. в Святой земле духовно рыцарс 10го
Ордена Благой Смерти, члены которого носили поверх доспехов черные
плащи с изображением адамовой головы т белого черепа с костями
на правом плече, или рассмотрев повнимательнее изображения на Распятии.
Мы почти всегда увидим в основании Голгофс 10го 1реста этот самый зловещий символ череп и кости.
Дело в том, что по христианс 1ому Священному преданию, место для
распятия Спасителя было промыслом Божиим выбрано как раз там, где
по 1оились бренные остан 1и, т череп и 1ости, прародителя рода человеческого Адама. Поэтому Голгофа именуется еще Краниевским или Лобным
местом. По легенде, I ровь и вода, исте 1шие из ребра распятого Христа нового Адама прободенного копьем римс 10го сотни 1а Лонгина, с
целью убедиться в смерти осужденного на крестную муку, пролившись на 1ости ветхого Адама чудесным образом омыли его от грехов, что явилось
символичес 1им прообразом последовавшего вслед за тем в течение
трех дней с пятницы до вос 1ресенья сошествия Христа в ад, с целью
вывести оттуда в рай ветхозаветных праведни 10в, начиная с Праотца Адама.
Поэтому череп и 1ости, именуемые на Руси издревле Адамова голова
вошли в христианскую и, в т православную религиозную символи 1у
как зна 1жертвенной смерти во имя грядущего спасения через воскресение 1вечной жизни. r
Не случайно поэтому, что адамова голова у 1рашает не толь 10 распятия
в христианс 1их храмах своеобразные модели Голгофы но и кресты
тельники и облачения схимников монахов, принявших сугубый постриг,
как бы заживо легших в гроб дабы возродиться из него 1жизни
вечной. Когда объединенные дружины Святого Благоверного Великого князя
Мос 1овского Димитрия Ивановича, за свою великую победу в 1380 г.
позже прозванногd Донским, вышли на бой с Ордой на Куликова поле, начало
сражению положил поедино 1ордынского богатыря Челубея с иноком
Свято Троиц 1ого монастыря Але 1сандром Пересветом на которого сам
Святой Преподобный Сергий Радонежский надел перед походом схиму разумеется, украшенную, как и полагалось, символом Голгофского
креста с адамовой головой Инок погиб сам, но поразил и врага, упав на
него сверху, чем засвидетельствовал свою победу и вселил веру в победу
в сердца всех русских ратников.
Т полностью оправдался символический смысл эмблемы черепа и
костей вкладываемый в нее христианами, причем не только русскими Смертию смерть поправ Эмблема мертвой головы использовалась в
британс 1их, французских, финских, болгарских, венгерских, австрийских,
итальянских и польских войсках, преимущественно в кавалерии, ави ации,
огнеметных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения
армии США и т В германских государствах Пруссии и Брауншвейге существовали
кавалерийские и пехотные части с эмблемами в виде черепа 8
и 10стей на головных уборах. Боровшийся против французс 1их захватчи 1ов
вплоть до битвы при Ватерлоо Черный легион герцога Брауншвейгс 1ого
имел в t ачестве эмблемы опять та 1и адамову голову Мертвая голова была эмблемой гусар смерти французсt их роялистов,
боровшихся против революционного режима, в т в рядах российсI
их войсt что, несомненно, повлияло и на символиt у русс 1ого 5 го лейбгвардии
гусарс 1ого Александрийс 1ого пол 1а черных или бессмертных
гусар, t at их называли Want и и нагрудные полковые знаt И алеt сандрийцев украшали череп и кости. 1й эскадрон Ея Величества 5 го гусарского
Александрийского пол 1а и.мел значок весь черный с серебряной
Адамовой головой полковой эмблемой с рамкой из серебряного гусарсI
0го галуна 2 й эс 1адрон значоt весь черный, с серебряной Адамовой
головой Ч.ереп и t ОСТИ украшали та 1же тульи фуражеt гусар лейб гвардии
Елисаветградс 10го пол 1а и значоI 17 го Донс 1ого Баклановс 10го казачьего
пол 1а. Хараtперно, что на этом знамени Бакланова героя поI 0
рения Кавказа, череп и 1ости были обрамлены девизом, представляющим
собой не что иное, каt заt nючительные слова христиансI 0го Символа Веры Чаю воскресения мертвых и жизни будущего ве 1а. Аминь Именно
та 10й смысл вt Ладывало в эмблему мертвой головы православное христолюбивое
российское воинство, та 1что правомерность использования черепс 1и костей в русской военной символике никого из тогдашних ревнителей
Православия не смущало в отличие от иных нынешних, всюду
сt nонных усматривать проис 1и вездесущих детей вдовы т попросту
говоря, масонов, якобы всегда и везде только и думавших, t ак бы повредить
России.
Несомненно, мертвая голова встречается как, впрочем, все мыслимые
и немыслимые символы самых разных религий и в масонской символиt е
тоже. Правда, у масонов она чаще символизирует голову мифического архитектора
Соломонова храма Адонирама или Хирама Абиффа и слово
мастера вольных каменщиков мак бенак яt обы означающее на неизвестном
языке плоть отделилась от костей Однако сегодня вряд ли
стоит стричь всех масонов под одну гребенку и мазать всех их только
черной краской. Можно по разному относиться t масонству разных стран,
народов и эпох, но фактом является то, что многие масонские а точнее,
воспринятые и творчески переработанные масонством идеи, традиции и
символы настолько прочно легли в основание современной европейской, и
не толыю европейской, но и общемировой культуры и цивилизации, что
стали ее неотъемлемой частью.
Хотим мы того или не хотим, но если попытаться мысленно вынуть из
ее фундамента все те элементы, которые являются или кажутся кому то масонсt ими или заимствованными у масонов то неминуемо рухнет
все европейское здание. А ведь Россия не остров в океане, а часть Европы прежде всего и уж потом толь 10 Азии. Такой она стала, по крайней
мере, со времен превращения ее в Российскую Империю при Петре Великом 9 хотя уже Царь Иван Васильевич Грозный, по свидетельству английского
посла Горсея, считал себя отнюдь не азиатом а немцем Не случайно
поэтому внешнее сходство высшего ордена Российской Империи ордена
Св. Андрея Первозванного с одноименным масонским орденом, сходство
Государственного герба России унаследованного от византийских Палеологов двоеглавого орла с двуглавым орлом степени рыцарь Кадош т шотландского масонства и многое другое.
Масонами были отнюдь не одни декабристы, а почти что все российские
государственные деятели и полководцы, включая генералиссимуса
А Суворова, фельдмаршала М Кутузова и многих других. Естественно,
многие символы, привычные им по общению в ложах, в т и адамова
голова естественно и гармонично переходили в русскую воинскую символи 1
у. Другое дело, что разными людьми в одни и те же символы нередко
вкладывался совершенно различный смысл.
В период Великой как тогда называли первую мировую войны особой
популярностью эмблема адамовой головы пользовалась в молодой, но
уже прославившей себя многочисленными подвигами русской военной
авиации. Было принято решение установить для летчиков, сбивших вражес 1
ие аэропланы, георгиевскую планку, на которой черепами со скрещенными
костями отмечать число уничтоженных самолетов золотыми черепами десятки, серебряными единицы. Многие из подобных проектов
воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки. После Февральского
переворота 19 17 г. 1здарная политика Временного правительства отмена
смертной казни за воинские преступления, отдания чести, чинопочитания,
назначение на фронт комиссаров и прочие благоглупости привела к тому,
что русская армия, дотоле спаянная железной дисциплиной и верностью
Государю Императору, стала расползаться по всем швам
В безуспешных попытках избежать военной катастрофы Временным
правительством начали создаваться ударные части части смерти революционные батальоны и даже отряды добровольцев из увечных
воинов призванные своим примером воодушевить остальные, менее
стойкие войска, усердно разлагавшиеся на немецкие денеж 1и красными
агитаторами и тем самым удержать фронт от распада.
Наибольшей известности среди них достигли, пожалуй, Корниловский
ударный полк в ходе гражданской войны выросший до размеров дивизии и
послуживший костяком белой Добровольческой Армии позднее Вооруженных
Сил Юга России и Женская боевая команда позднее батальон
смерти Марии Бочкаревой защищавшая от большевиков Зимний дворец
в октябре 19 17 г., но были и многие другие аналогичные части, не менее
самоотверженно дравшиеся за историческую Россию на полях гражданской
войны.
В их символике на погонах, фуражках, папахах, жетонах и нарукавных
щитках, знаменах и нагрудных знаках корниловцев, анненковцев, дроздовцев,
бойцов Западной Добровольческой. Армии генерала князя АваловаБермондта 1отрядов атамана Булак Балаховича, донских казаков гундров 10
цев, Железной бригады Чехословацкого Корпуса, Сибирс 10й штурмовой
бригады и многих других непременно присутствовала адамова
голова I аI символ смерти и воскресения, причем та же самая идея
нередко выражалась и черно белой цветовой схимничес 10й гаммой
формы белогвардейских частей как бы подчеркивая этот свой крестоносно
монашес 1ий характер белые воины нередко использовали в
своей символике белый православный или. мальтийский рыцарс 1ий 1рест, а марI овцы даже носили на поясе черные чет 1и лествицы нис 1олько не опасаясь соседства христианс 1ой символи 1и с черепом и
l ОСТЯМИ
И православные иереи служили молебны и благословляли их на правый
бой, совершенно не смущаясь присутствием зловещего символа
Последними, кто, продолжая традицию Я 10ва Петровича Бакланова, носил череп и кости на полях боев правда, уже второй мировой войны, I 0то OJ рая, однако, воспринималась ими прежде всего каI продолжение воины
гражданской были белые I азаки 1й Казачьей Кавалерийской дивизии,
позднее XV Казачьего Кавалерийского Корпуса и многих других 1азачьих
частей и подразделений в составе германсI 0го вермахта.
А вот большеви 1и в период гражданской войны в России вкладывали в
символ черепа и костей действительно убийственно зловещий смысл.
Любопытно, что боснийский гимназист Гаврила Принцип, чей провокационный
выррел в австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда 1августа 19 14 г. в Сараево вызвал четырехлетнюю мировую кровавую бойню и привел 1крушению четырех 1рупнейших империй и прежде всего Российской был членом террористической организации Черная рука эмблемой
которой таюке служили череп и 1ости.
После выстрелов в Ульянова Ленина осенью 19 18 г. до сих пор неизвестно 1ем произведенных большевистс 1ая ЧК развязала невиданный по
жестокости красный террор против всех патриотов России и просто честных
русских людей под зна 1ом черепа с костями см. фотографию демонстрации
петроградских чекистов под лозунгом Смерть буржуазии и ее
прихвостням, да здравствует красный террор Пьяная матросня, по выражению
большевистс 1ого банда Маяковского, при 1ладами гнавшая седых
адмиралов в море с моста в Гельсингфорсе творила свои злодеяния
под стягом с черепом и костями со сходной надписью Смерть буржуям На знамени анархо 1оммунистов большевистского союзника батьI
и Махно, сорвавшего освободительный деникинс 1ий поход на Москву
красовались также мертвая голова и надпись Смерть всiм, хто на пиришкодi
добутья вiльностi трудовому люду
Характерно, что белые сочетали в своей символике череп и кости с
выражением готовности умереть, если надо, самим ради спасения роди
ны на знамени Царскосельского батальона смерти так и было написано Лучше смерть, чем гибель Родины а нередко и с ликом Христа
Спасителя как на знамени женского батальона смерти Марии Бочкаревой
В то же время на большевистских знаменах мертвая голова всегда
присутствовала в сочетании отнюдь не с заявлением о готовности красных
умереть самим ну, если не за Родину, то хотя бы за пресловутую миро
вую революцию а с непременными призывами убить кого то другого мировую
буржуазию контрреврлюционеров врагов трудового народа прихвостней старого реж ма неважно кого лишь бы кого то убить
Самолеты белых были украшены православными крестами, державными
двуглавыми орлами хотя и без корон изображениями русских богатырей
и национальными цветами Великой России. А на советских самолетах той
поры зловеще ухмылявшиеся черепа и кости пре расно сочетались с кровавыми
и черными пентаграммами, вампирами, ведьмами, красными дьяволятами в буквальном смысле слова бутылками водки, чертямикуроцапами
и проче бесовщиной. Впрочем, сатанинские корни большевистской
символики являются предметом отдельного исследования, выходящего
за рамки нашей темы. 1D OШ f ЫЙ
0 1РЯ.ДЪ 1Знамя 3 го батальона Корнилов кого ударного полка.
2. Знамя Бакланова. 3. Знамя Корниловского ударного отряда.
4 Знамя Царскосельского батальона смерти 12
l
6
р 2 l 13 4
Jf l
7
9
Ж li 10 2 1Значок 1го эскадрона 5 ro гусарского Александрийского полка.
2. Знак за количество сбитых неприятельских самолетов.
3. Знак 19 го корпусного авиаотряда.
4. Знак Д Ля летчиков, сбивших аппараты.
5. Погоны ЧИ iОВ Корниловскоi о ударного полка. 19 17 год.
6. Крест Русского корпуса генерала князя Авалова Бермондта
7. Нагрудный знак Корниловского ударного полка.
8. Крест храбрых атамана Булака Балаховича.
9 1О. Эмблемы на фуражку взамен кокарды для частей смерти Жетон Корниловского ударного полка. 12. Варианты Корниловских нарукавных нашивоI 13
ссНмоnор n nетчико 22 ro корnусноrо
отрRда А Михайлооа, пето 19 1В жнемн
оерхнем крыле. Ньюпор 246 с лt тч 0 18 ro РАО сt ut pнoro
фронта Н.Суоорооа, стонци
Плссецко март 19 19 г.
Зохооченный у деник нцеп Сопоич rсКэмсл
летчика 34 го РАО П.Корnухино, лР.то 1920 г. 14
,