Абрамова Д.
Пароль: «Белый рояль» (Интервью: К 60-летию Валерия Петровича Лысенко). Служебная характеристика на Валерия Петровича Лысенко.
// Гербовед. №60. (2002)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2002. № 6 (60). С. 131-136, цв. вкладки 2-5
Аннотация: - Пожалуй, я - единственный дипломированный специалист такого профиля: художник-постановщик театра, эстрады и массовых представлений потому, что факультет сценографии массовых представлений в ГИТИСе закрыли, а я успел получить диплом. Но диплом дипломом, а жизнь жизнью. И нужно быть художником не по диплому, а по жизни. Так началась беседа с художником Валерием Петровичем Лысенко, который хорошо знаком москвичам по концерту на Васильевском спуске Красной Площади.
Об авторе публикации/статьи:
Абрамова Д.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 27896 знаков (с пробелами)
ЮБИЛЕЙ В ЛЫСЕНКО
Д. Абршtова, Москва
П Р ЛЬ Б6ЛЫЙ Р ЯЛЬ к 60 л тню GАл рня П трокнчА Лыс нко см. илл. на 2 5 стр. цв. вкладки Пожалуй, я единственный дипломированный специалист такого профиля
художник постановщик театра, эстрады и массовых представлений
потому, что факультет сценографии массовых представлений в ГИТИСе
закрыли, а я успел получить диплом. Но диплом дипломом, а жизнь жизнью.
И нужно быть художником не по диплому, а по жизни.
Так началась беседа с художником Валерием Петровичем Лысенко,
который хорошо знаком москвичам по концерту на Васильевском
спуске Красной Площади.
Помните как бы взмывший над площадью, словно парус, огромный
белый рояль Этот белый рояль любимое детище Валерия Петровича,
которому он дал жизнь вопреки прогнозам скептиков, что то
говоривших о парусности, которая делает невозможным ставить в
том месте такую сцену.
Он поставил. Открытая крышка белого рояля достигала в высоту
26 метров. И ничего Зато 400000 зрителей, которых собрал этот
концерт, могли видеть белый рояль даже издали и с улицы Степана
Разина, и с моста, ведущего от Василия Блаженного на ту сторону
Москвы реки, и от гостиницы Россия У всех в памяти так и остался
этот удивительно романтический образ парящий белый рояль и
красные стены Кремля, Спасской башни и храма Василия Блаженого. Скажу Вам по совести я ведь был очень скован этими шедеврами
мировой архитектуры. Ни в коем случае не хотелось нарушить это дивное
архитектурное единство. Мне увиделось убранство сцены, как белое платье
для невесты. Стояла задача не испортить его разными рекламными
щитами, укрыть свето и радиоаппаратуру и притом сделать так, чтобы
артисты были хорошо видны.
Как вы помните, Валерий Петрович Лысенко блестяще справился с
этими многотрудными задачами. Более того, стоит только сказать белый рояль и сразу теплеют глаза собеседника Как же, помним
Классный художник Я рос в семье военных. Отца 5 мая 1945 года арестовали. Правда,
потом, после ХХ съезда КПСС 1956 года реабилитировали. И воспитывали
меня дед с бабкой, которые жили в ныне печальной памяти городе,
известном как Буденновск. Я потомок теркских казаков. Мама армянских
кровей. 13 1
Может быть, эта гремучая смесь и позволила Валерию с 14 лет по
сегодня работать без отпуска. Всю жизнь я любил музыку, мечтал стать музыкантом. Из грозненского
музыкального училища в 1960 году ушел в армию. После службы поступил
в Ленинградское училище имени Мусоргского по классу гитары. Однако
учиться пришлось всего полгода, по самой банальной причине чтобы
получить место в общежитии музыкальное училище своего общежития не
имело нужно было рыть землю, а лопата и гитара, сами знаете вещи
несовместимые.
В 65 м, после Ленинграда, переехал в Москву. Поступил в Московское
театрально техническое художественное училище. С большим теплом
вспоминаю моих учителей и, в частности, Ю. Кирцера.
А рисовать меня тянуло всегда еще с 2 3 х лет. Помню, в 70 м году к 100 летию рождения В Ленина, мы достигли совершенства в таком негласном
соревновании рисовали Ильича вождя, ребенка в любом возрасте,
в любом ракурсе, а главное, держа руку в кармане. Не понимаю, через ткань, что ли Нет, бумага была в кармане, там вслепую и рисовали Потом со
стоялась моя встреча с Воркутинским драматическим театром в качестве
главного художника. А в 74 м я поступил в ГИТИС на факультет художников
постановщиков театра, эстрады и массовых представлений. И вот перед
вами теперь дипломированный специалист со стажем, который никак
не забудет своих учителей, таких как Иоаким Шароев, Энар Стенберг, Давид
Боровский, Дмитрий Васильевич Тихомиров.
Мой послужной список безразмерный. Практически все юбилеи, связанные
с 50 летием, были оформлены мною 50 летие образования
СССР, Украины, Грузии и т и т Два года в Театре на Таганке с Любимовым.
Ушел оттуда в Росконцерт на Олимпиаду главным художником
культурного центра. Мы тогда, сразу после Олимпиады, организовали
вместе с Виктором Галустовым и Алексеем Баташовым цикл концертов в
Олимпийской деревне Джаз плюс джаз 15 лет кряду шел на БАМе наш фестиваль Огни магистрали мы вывозили
на него до 100 артистов. Очень заметно прошло празднование 50
летия Магнитки, где режиссером был народный артист России Дмитрий
Тихомиров. На реке Урал я придумал возвести 3 сцены в форме уральских
самоцветов. Плыли баржи, декорированные по мотивам сказов Бажова,
раскрывался каменный цветок и из него выходили исполнители
Масса концертов, Новых годов в России когда там работал директором
А Аскольдов. Новый год во Дворце съездов. Первый марафон в
Измайлове. Привезли тогда впервые в Москву Лайму Вайкуле и Александра
Розенбаума. Судьба свела меня с Мишей Котляром. Сделали с ним Музыкальный магазин к 50 летию оркестра Утесова. С Валерием Жаком
сделали самую долгоиграющую эстрадную программу Парад пародистов 12 пет она каталась по Союзу. Оформлял программу 8+8 По существу,
это был закамуфлированный первый творческий вечер Михаила
Жванецкого. 132 С чего обычно начинается ваша работа над оформлением концерта,
празднества С создания художественного образа. И в первую очередь я стремлюсь
не мешать исполнителям, не отвлекать от них внимание зрителей, а
наоборот максимально помочь им создать особую ауру концерта, праздника.
Например, на Васильевском спуске мне хотелось в осеннюю Москву
с ее низким, утяжеленным небом внести какую то легкость, полетность,
устремленность ввысь. Со мною полностью был согласен режиссер Сергей
Свенцицкий, с которым мы работали в паре более 20 лет.
Я сознательно и подсознательно стараюсь ввести зрителя в действие,
включить его в ту световую партитуру, которая работает в концерте. Я
стремлюсь сделать его участником или хотя бы соучастником того, что
происходит на сцене.
7 мая 1997 года в Государственном Кремлевском Дворце для Президента
и его окружения, для правительства Москвы, для воинов. ветеранов
я оформлял концерт. Тогда было разрушено традиционное место встречи
воинов ветеранов в садике у Большого театра. Я честно перенес этот
сквер на сцену Государственного Кремлевского Дворца. Сам лазил по
сцене, проверял пушкинские фонари, фонтан. И в результате туда органично
вписалась толпа ветеранов с небольшими транспарантами Ищу
такую то дивизию и т Это создавало атмосферу большого искреннего
волнения со слезами на глазах Валерий Петрович, как я слышала, Ваше участие в юбилее Москвы
850 не ограничилось только оформлением Большого хорового
собора 7 сентября в Коломенском состоялся очередной из цикла исторических
спектаклей, разыгрываемых прямо на природе, на фоне уникального
архитектурного ансамбля. Костюмы я взял из Большого театра, а также
кубки, шпаги, оружие. Спектакли, по отзывам, полностью передают
ощущение эпохи того времени. А звука и светоаппаратура у меня на
этот раз была спрятана под орлами, украшающими кованные решетки
того времени. Еще 7 го на Поклонной горе в празднике Виват, Россия
Виват, Москва я был художником по костюмам.
И наконец, самым главным для меня в этот день был Большой хоровой
собор Здесь я стремился создать образ триединства Бога отца,
Бога сына и Святого Духа. Для меня очень важно, что посмотрев макет,
Патриарх Всея Руси дал добро
Как Вы уже знаете, большой сводный хор размещался на станке высотой
в четырехэтажный дом. Наверх ведут три анфилады лестниц.
Станок был обрамлен декоративными горящими свечами цвета российского
флага. Начало лестницы венчали три золотые арки с горящими
лампадами. Такое устраивалось в России впервые. Мне хотелось передать
зрителям ощущение величественности, духовности, и конечно, не
мешать восприятию красоты храма, а наоборот, всеми силами помогать,
чтобы он, как говорится, работал 133
Белого цвета станок не люблю какофонии цвета В одном двух бы
цветах разобраться Вспомните японские станки один только цвет, а. какая
выразительность и глубина белый верх и черный низ у артистов,
белый величественный собор и три золотые арки
А задумано это было еще зимой. Нам предлагали несколько площадок.
Пришли мы с Сергеем Свенцицким к храму. Он весь в лесах. Непохоже,
что скоро будет готов. Но как я глянул на него и на Волхонку, которая идет
уклоном к Москве реке, так и понял только эдесь и нигде больше, хотя
весь худсовет сопротивлялся считая, что такое невозможно. Но я настоял
и победил. Думаю, что мы не ошиблись в выборе. Валерий Петрович, расскажите о Ваших главных работах последнего
времени.
Самая главная моя работа, это доченька Машенька. Сейчас ей уже 6
лет, но она активная солистка ансамбля Непоседа где художественный
руководитель Елена Пиджоян.
Последние три годя я являюсь заведующим кафедрой Московского института
рекламы, туризма, шоу бизнеса, где читаю лекции по сценографии
и геральдике.
С этого года я назначен на пост главного художника Гербоведа Мои
рисунки уже публиковались в 5 1м номере журнала см. рис. на 3 й стр.
обложки Сегодня читатели смогут увидеть еще ряд моих геральдических
работ см. рис. на 4 5 стр. цв. вкладки А всего за последние два года по
заказу Русской Геральдической Коллегии и Еврейской Геральдической
Коллегии я нарисовал уже около пятидесяти личных и корпоративных гербов
для физических и юридических лиц самого разного уровня от военнослужащих,
артистов и депутатов Государственной Думы до кадетских
корпусов, театров и ликера водочных заводов. Геральдические работы Валерия Петровича отличаются особым
графическим стилем. Удивительная техника в исполнении, знания законов
полиграфической печати, позволяют выполнять оригиналы со всеми
требованиями, учитывая перспективные уменьшения и сокращения
при тиражировании.
Оригиналы гербов всегда подаются Валерием Петровичем в выставочном
варианте, в презентабельном итальянском багете. Получив от
художника такую работу, заказчик просто не может не повесить ее на
самом видном месте у себя в квартире или в офисе. 134
2 ПЛР ЛЬ Б6ЛЫЙ Р ЯЛЬ к 60 Л ТНЮ 8АЛ рня П трОRНЧА ЛЬIС НКО см. стр. 13 1
Вверху Валерий Петрович Лысенко
на праздновании своего 60 летнего юбилея.
Слева направо сестра Ольга Погрелова,
жена Елена, дочь Машенька. Фото Владимира Привалова. Внизу Торжественное вручение Валерию Петровичу Лысенко
членского билета и знака ВГО. Фото Александра Веселухина.
Торжественные вручения гербов,
изображенных Валерием Петровичем Лысенко.
Вверху вручение герба сотрудникам фирмы Лэнд Круизер Клуб
Внизу вручение герба народному артисту СССР
Иосифу Давыдовичу Кобзону.
3
4
Светлана Владимировна ЛЕВИТАН Евгений Васильевич ЛЕВИТАН
Иосиф Давыдович КОБЗОН Ариф Давидович РАГИМОВ
Валерий Григорьевич КОРН.
гм 662 от 26.02.2002 г.
Серия книг Шедевры русской литературы
гм 623 от 28.08.200 1г.
5
Анатолий Дмитриевич ЖАРКОВ. Владимир Михайлович ГУЩА.
гм 629 от 22. 10.200 1г. гм 655 от 07.0 12002 г.
Автор гербов И Сметанников, художник В Лысенко.
GЛУЖ6Бfu Я Х4Р4КТ6РИGТИК4
П4 G4Л6РИЯ П6ТРО.GИЧ4 ЛЫG6ПКО
Валерий Петрович Лысенко родился 27 февраля 1942 года, русский.
Образование высшее. В 1965 197 1гг. учеба в Московском театральнохудожественно
техническом училище В 1975 г. закончил Высшие театральные
курсы при ГИТИСе им. А Луначарского по специальности художник
постановщик театра, эстрады и массовых представлений.
С 196 1по 1965 гг. служил в рядах Советской Армии. Свой творческий
путь начал в качестве мастера художника в 196 1г. в мастерской рекламно
производственного комбината в г. Буденновске Ставропольского края.
Особенно ярко проявил себя В Лысенков качестве театрального художника
в Воркутинском государственном театре драмы, театре им. Маяковского,
театре драмы и комедии на Таганке и др., а также художникомпостановщиком
крупномасштабных театрализованных представлений в
течении многих лет работал в ведущих концертных организациях страны
Росконцерт, Москонцерт, областные и республиканские филармонии,
главным художником Большого концертного зала в Олимпийской деревне,
главным художником Государственного концертного зала Россия
В Лысенко автор оригинальных творческих идей. Все его работы
отличают не только неординарное создание художественного образа
представления, но и глубокие знания технологического процесса, материалов,
изготовления деталей и оформления в целом, владения световой
партитурой действа.
Творческий стиль художника В Лысенко самобытен, неповторим,
ярок не только в целом, но и в деталях оформления, которые позволяют
ему решать любые творческие задачи.
В настоящее время художник В Лысенко находится в прекрасной
творческой форме, о чем свидетельствуют его оригинальные работы последнего
периода концертная программа Гонки по вертикали спортивно
технического клуба Скифы 1993 г. телевизионный марафон Белый
рояль на Васильевском спуске в День города Москвы 1996 г. цикл
исторических спектаклей в Коломенском, посвященный 850 летию образования
Москвы 1997 г. торж ственный концерт в Большом Кремлёвском
Дворце для ветеранов 808 и Правительства России Давно окончилась
война 1997 г. Большой хоровой Собор у Храма Христа Спасителя 6 сентября 1997 г. театрализованное представление на Манежной площади к
200 летию А Пушкина Памятник нерукотворный 1999 г. новогодние
представления на Театральной площади Морозова гулянье 200 1г.
комплекс личных и корпоративных гербов по заказу Русской Геральдической
Коллегии 1999 2002 гг.
В качестве художника постановщика театрализованных представлений,
концертных программ он неоднократно выезжал в гастрольные поездки
за рубеж. 135
Своим профессионализмом, неординарностью художественных решений
он способствует высокому качеству концертных программ, с успехом
идущих на центральных площадках Москвы и многих городов Российской
Федерации.
В Лысенко награжден медалью В память 650 летия Москвы многими
почетными грамотами и дипломами.
Художественный ВКУС, чувство изобразительного ряда, красочность
оформления концертных программ, гармонирующих со сценическими образами
всегда приковывают внимание зрительного зала и оставляют в
памяти несмываемые впечатления. Огромный творческий и художнический
опыт, удивительная работоспособность, делают его постановки подлинными
произведениями искусства.
В течение многих лет его работы пользуются большим успехом широкой
аудитории зрителей и имеют высокую оценку критики. Художникпостановщик
В Лысенко успешно работает в самых различных жанрах
массовых представлений, театрализованных и концертных программ. Он в
совершенстве знает полиграфическую технологию, что незаменимо при
выполнении печатной рекламы.
В Лысенко имеет большой опыт работы художника постановщика.
Среди его работ особое место занимают концертные программы, праздники
искусств, фестивали для тружеников Российской Федерации. Эти работы
отличаются зрелостью, глубоким пониманием материала, нестандартными
решениями, новизной изобразительных находок, зрелищностью, и
всегда проходят на высоком художественном уровне.
В Лысенко пользуется заслуженным уважением к авторитетом в
коллективе и вышестоящих органах управления культурой.
Характеристика дана Валерию Петровичу Лысенко для представления
в редколлегию журнала Гербовед на должность главного художника. 136
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Абрамова Д. Пароль: «Белый рояль» (Интервью: К 60-летию Валерия Петровича Лысенко). Служебная характеристика на Валерия Петровича Лысенко. (2002)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|