Шевяков Т.Н.
Символика смерти и бессмертия в армиях Европы
// Гербовед. №57. (2002)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2002. № 3 (57). С. 105-106
Аннотация: С середины XVIII века в европейских армиях становится популярной символика смерти - романтическая мода того времени заставляет армии к привычной символике, военным атрибутам, добавлять еще и череп над скрещенными костями в сочетании с черным, красным и белым цветами отделки мундира.
Об авторе публикации/статьи:
Шевяков Тимофей Николаевич (Москва) кандидат исторических наук, бывший сотрудник Фонда эффективной политики (ФЭП), веб-блогер
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Шевякова Т.Н.в библиотеке найдено еще 10 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 7131 знаков (с пробелами)
Т Шевяков, Москва
GИМ.G ЛИКl GМ6РТИ И Б6GGМ6РТИЯ
G АРМИЯХ 6gР ПЫ
С середины XVIII века в европейских армиях становится популярной
символика смерти романтическая мода того времени заставляет армии к
ривычной символике, военным атрибутам, добавлять еще и череп над
скрещенными костями в сочетании с черным, красным и белым цветами
отделки мундира. Первыми из регулярных частей подобную форму при
ридрихе Великом надели прусские Гусары смерти черные доломан и
ентик. черный же кивер flugelmutze с серебряными черепом и костями.
В данном случае, я полагаю, имело место не только желание отличиться.
выделить свою часть из ряда других, но и обозначить мистическое един
тво войны и смерти на поле битвы. Чуть позже в Пруссии появляется
Второй полк Гусар Смерти. символикой которого стала сама Смерть в обазе
лежащего скелета с косой и песочными часами. Столь подробная
имволика смерти является в европейских армиях в первый и последний
раз. Символика этих двух гусарских полков, несмотря на все реорганизаии
прусской, а затем и германской армий просуществовали не только до
9 18 года в 1и 2 лейб гусарских полках, но и в армии Веймарской респубики
и Третьего Рейха, в частях наследниках.
В русской армии впервые символика смерти появляется в 18 12 году в
дном из конных полков Петербургского ополчения, называвшимся Смертоносным
или Безсмертным. На головных уборах чинов этой ополченской
асти крепились серебряный череп над скрещенными костями. Впрочем,
ак следует из названия полка, мы можем рассматривать эту символику в
рименении к русским частям не только как символику смерти, но и как
имволику бессмертия, учитывая православную традицию изображать т
Адамову главу в подножии Св. Креста по легенде, на Голгофе был похоронен
прародитель Адам, и Кровь Христова, попав на его кости, символически
искупила первородный грех
В ходе заграничных походов русским военным приходилось сражаться
бок о бок с пруссаками, и один из регулярных полков русской кавалерии
Апександрийский гусарский начиная с этого времени неофициально наинает
использовать символику смерти. Известен эпизод, когда фельдмаршал
Блюхер, перепутав прусских лейб гусар с александрийцами, одъехал к последним и поприветствовал их, как Гусар Смерти, на что
омандир полка князь Мадатов ответил, что они не Гусары Смерти, но
Безсмертные Гусары. Черепа и кости использовались александрийцами
3езде, где только возможно, вплоть до посуды в офицерском собрании и
онарей в виде черепов на нем же. Лишь в начале 20 века Император
Николай официально установил для александрийцев герб на головных
борах в виде черепа и костей. 105
Из русских частей, употреблявших символику смерти, стоит отметить
также и Баклановский полк, также официально получивший право на изображение
черепа и костей лишь в начале 20 века. История же флага генерала
Бакланова такова по легенде, монахини одного из монастырей по
некоторым сведениям Новоиерусалимского прислали генералу Бакланову
в подарок черный шелковый значок, на котором серебром была вышита
Адамова глава и текст из Символа Веры Чаю воскресения мертвых
и жизни будущаго века. Аминь Сочетание устрашающей внешности
самого Бакланова с подобным значком наводило ужас на суеверных горцев
Кавказа.
В британской армии символика смерти появляется в 17 уланском полку
в память о генерале Вольфе, убитом в Квебеке в 1759 году. В 1855 году,
после атаки легкой бригады под Балаклавой, называемой также атакой в
Долине Смерти, эмблема получила новое звучание. Здесь череп и кости
наложены на скрещенные уланские пики. Под ними лента с надписью
OR GLORY. После слияния полка в 1922 году с 2 1уланским эмблема осталась.
В 1993 году 17 2 1уланский полк был слит с 16 5 Королевским Ея
Величества Королевы уланским полком в Королевский Ея Величества Королевы
уланский полк. Символика смерти сохранилась в полку по сей
день. 106
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Шевяков Т.Н. Символика смерти и бессмертия в армиях Европы (2002)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|