Спаткай Л.В.
Иерархия и знаки различия служителей христианских церквей
// Гербовед. №57. (2002)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2002. № 3 (57). С. 94-98
Аннотация: Священнослужители подразделяются на «белое» (светское) и «черное» (монашеское) духовенство. Существует три ступени священнослужителей. Все священники равны между собой по благодати, но по заслугам имеют разные ступени священства и разные саны.
Об авторе публикации/статьи:
Спаткай Леонид Владимирович (Пружаны) майор, Герольдмейстер Комиссии по воинской символике и геральдике Вооруженных Сил Республики Беларусь, член-корреспондент Всероссийского Геральдического Общества
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Спаткай Л.В.в библиотеке найдено еще 5 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 23919 знаков (с пробелами)
Л Спаткай, Минск
И6Р РХИЯ И зн ки Р ЛИЧИЯ
GЛУЖИТ6Л6Й ХРИGТИАПGКИХ Ц6РК.G6Й
В настоящее время в мире существует несколько христианских церквей
православная, католическая в ее составе униатская протестантские англиканская, лютеранская и др Причем, православная и католическая
стали поместными региональными и вселенскими всемирными
Православные верующие подразделяются на прихожан или мирян,
церковнослужителей и священнослужителей или клир.
К церковнослужителям относятся псаломщик чтец религиозных текстов,
в народе называемый дьячком регент дирижер хора звонарь, пономарь,
иподиакон старший пономарь, который прислуживает обыкновенно
только при архиерейских службах и канонарх служитель монастыря,
который нараспев читает религиозные песни, которые за ним повторяет
хор
Священнослужители подразделяются на белое светское и черное монашеское духовенство. Существует три ступени священнослужителей.
Все священники равны между собой по благодати, но по заслугам имеют
разные ступени священства и разные саны.
Самая высокая третья ступень епископы или архиереи архипастыри
которые являются продолжателями деяний апостолов. В зависимости
от занимаемой должности и заслуг перед Церковью, епископ может быть
просто епископом, архиепископом, митрополитом или патриархом.
Вторая ступень священники. По санам священники подразделяются
на младших иереи или пресвитеры, старших протоиереи, самых старших протопресвитеры. Наивысший сан светского духовенства протопресвитер.
Младшая, первая ступень диакон. Старший диакон называется протодиаконом. Черное духовенство также подразделяются на саны или звания. Самые
младшие послушники и монахи. В монашестве диакон называется
иеродиакон, старший иеродиакон архидиакон, младший священник иеромонах,
священник игумен, старший священник протоигумен, самый
старший архимандрит.
Епископ архиерей стоит над разделом на белое и черное духовенство.
В зависимости от сана священнослужители и некоторые церковнослужители
отличаются одеянием, в которое они облачаются как во время
службы, так и вне ее.
Иподиакон облачается в стихарь длинная одежда с широкими рукавами
опоясывается накрест араром довольно длинная и широкая лента
диакон стихарь и на левом плече арар протодиакон стихарь и опоя 94
сывается двойным араром. Кроме того, диакон и протодиакон имеют поручи нарукавники
Священник иерей облачается в подризник стихарь с узкими рукавами
епитрахиль арар с закрепленными концами, носимый на шее пояс,
поручи, ризу фелонь и налагает наперсный нагрудный крест. Голова
священника покрыта скуфьей небольшая шапочка из ткани либо камилавкой высокая бархатная шапка Камилавка выдается священнику в
качестве награды.
За особые заслуги старшим священникам православной и униатской
церквей дается право носить набедренник, палицу наколенник и митру.
Епископ облачается во все то же, что и старший священник протоиерей
и др. но вместо фелони облачается в сакас одеяние с украшениями
и амафор лента с украшениями На голову епископа возлагается митра высокая круглая шапка, украшенная золотом и серебром и увенчанная
крестом Епископ носит крест и панагию небольшой украшенный драгоценностями
образ Матери Божьей или Иисуса Христа Иногда епископ
налагает на себя только панагию.
Во время службы епископ держит в правой руке жезл. Под ноги ему
ложится орляцы маленький круглый коберец коврик с изображениями
летящего орла.
Патриарх и архиерей, когда приезжают в храм на торжественную службу,
поверх рясы облачаются а длинную мантию у патриарха она зеленого
цвета с бело красно белыми полосами, которые символизируют огненную
правду Слова Божьего, прочерченную в чистой душе верующего. Во
время этой службы иподиаконы поддерживают мантию, чтобы она не ниспадала
на землю.
Все православное и униатское духовенство должно облачаться в соответствующую
одежду и вне церковной службы. Диаконы и иподиаконы белое духовенство облачаются в подрясник длинная черная одежда с
узкими рукавами Диаконы поверх подрясника налагают рясу черная
одежда с широкими рукавами На голову возлагается скуфья черного
цвета. Старший диакон может носить в качестве награды камилавку фиолетового
цвета темно синего, малинового, вишневого и иного подобного
цвета В качестве награды священнику разрешается возлагать на голову
скуфью фиолетового цвета, а архиереи носят скуфью с небольшим бриллиантовым
крестом. Ново рукоположенные священники должны носить
поверх рясы 8 ми конечный крест белого металла. В качестве награды
вместо 8 ми конечного креста им разрешается налагать 4 х конечный серебряный
позолоченный крест. Протоиерей может быть награжден крестом
с украшениями из драгоценных камней. Как знак особой награды
протоиерей и протопресвитер могут иметь право носить два и даже три
креста с украшениями.
Монахи также имеют специфическое одеяние. Послушники возлагают
на голову черную скуфью, носят черный подрясник и опоясываются черным
кожаным поясом, а на запястье левой руки носят молитвенные четки. 95
Постриженные в монахи, на подрясник одевают рясу, а поверх нее
черную долгую длинную мантию. На голову возлагается черный клобук камилавка с дополнением из черного материала, что называется
намитко Такая же одежда и у иеродиакона. Он носит четки из суконных
нитей.
Иеромонахи, кроме перечисленного выше, налагают на рясу восьмиконечный
крест из белого металла, а игумены четырехконечный из желтого
металла. Игумен в качестве награды может иметь крест с украшениями.
Иеромонахи и игумены на левой руке носят деревянные или стеклянные
четки.
Архимандрит налагает поверх рясы крест с украшениями. Настоятель наместник монастыря обыкновенно это епископ, который называется
священно архимандрит пользуется посохом, который изготовлен из дерева
ценной породы. Посохом вне службы пользуются также все архиереи
православной и униатской церквей от патриарха до епископа.
Архиереи вне церковной службы облачаются в подрясник черного, серого,
белого или иного цвета, кроме зеленого, в который облачается только
патриарх у которого пояс кожаный или парчовый. Поверх возлагается
черная ряса у патриарха может быть зеленая На рясу возлагается панагия,
бывает также и крест. На голову возлагается черный клобук, на руку
одеваются четки из драгоценных камней и с крестиками из драгоценных
металлов.
На клобуке архиепископа крепиться небольшой четырехконечный крестик
из бриллиантов.
Митрополит возлагает на голову клобук белого цвета с бриллиантовым
крестиком.
Некоторые из митрополитов, как награду, носят две панагии.
Патриарх, в отличии от иных архиереев, возлагает на голову белый куколь закругленный клобук, украшенный изображениями серафимов шестикрылых
ангелов с укрепленным на нем крестом из драгоценного металла.
Священники и архи реи, которые имеют научную степень доктора богословия,
дополнительно носят поверх рясы простой четырехконечный
крест, покрытый синей эмалью. Магистр богословия прикрепляет ромбовидный
знак к цепи священнического креста или архиерейской панагии.
Римско католики и греко католики, как и православные, так же подразделяются
на парафиан иначе люд или народ Божий церковнослужителей
и священнослужителей.
К числу церковнослужителей относятся регент дирижер хора органист,
чтец, министрант соответствует православному пономарю закристиан пономарь, отвечающий за порядок в храме звонарь, катахет учитель,
обучающий детей Закону Божьему В отличие от католиков, органист
у униатов отсутствует.
Священнослужители, также как и православные, имеют три степени в
иерархии, но названия иные. Католическое Белое духовенство подраз 96
деляются на диаконов, священников ксендзов и бискупов. Ксендзы могут
иметь и почетные звания монсиньор, прелат, инфулат, каноник капитулы.
Прелат соответствует православному протоиерею, инфулат митрафорному
протоиерею, а монсиньор это старший ксендз.
Высшее католическое духовенство имеет следующие саны бискуп, арцибискуп,
митрополит, патриарх, кардинал, папа. Черное духовенство имеет, как и в православии, подготовленные
звания послушник и монах. Следующий сан иеромонах.
Католический или англиканский священник в армии называется капеллан.
Саны греко католических священников такие же как и у православных,
но есть и такие, как у католиков каноник капитулы, прелат, монсиньор.
Имеют собственные саны и члены католических орденов. Это игумен аббат, приор настоятель мужского монастыря протоиегумен, архимандрит,
протоархимандрит, эканом заведующий хозяйством консультар,
магистр учитель послушников провинциал руководитель монашеской
общины в какой либо стране вице генерал и генерал ордена.
Руководителем небольшой монашеской общины является приор или
игумен, а настоятель монастыря или монашеской провинции протоигумен
или аббат в сане бискупа.
Каждый монашеский орден имеет свою одежду и определенные знаки
отличия и различия. Общим в одежде большинства монашеских орденов
является капюшон, которые отличаются только цветом. Но в некоторых
орденах монахи не носят капюшоны и ходят в сутанах. Те монахи, которые
принадлежат к ордену иезуитов, могут одевать любое монашеское одеяние
как католиков, так и православных.
Во время службы католический священник облачен в черную сутану,
которая застегивается на 33 пуговицы по числу лет земной жизни Иисуса
Христа. Поверх сутаны на плечи возложен гумарал небольшое белое
полотно.
Поверх сутаны одета альба белый стихарь потом стола епитрахиль
и перепоясан узким белым поясом. Поверх всего одевается арнат риза В зависимости от характера службы используются арнаты различных
цветов. На Пасху, Рождество. в праздники Иисуса Христа и Божьей
Матери, а также в праздники в честь святых, которые не были мучениками,
употребляется арнат белого цвета символизирующий чистоту и радость.
В Вербное Воскресение, Страстную Пятницу, Седмицу и в дни святых мучеников
используется арнат красного цвета символизирующий мученичество
и кровь. Во время Великого и Предрождественского постов, а также
во время траурных служб используется арнат фиолетового цвета символизирующий
мученичество, жалость и скорбь. Если нет постов и лраздников,
то употребляется арнат зеленого цвета символ надежды и веры.
Во время праздников в честь Иисуса Христа и Божьей Матери вместо
белого и красного цвета может использоваться золотистый или желтый
цвет символ радости и святости. 97
Арнат одевают все священнослужители священники, высшее духовенство
и Папа Римский. Папа Римский и кардиналы, кроме того, на арнат
возлагают небольшую ленту с изображениями креста. Она называется
палиюш и соответствует амафору у православных.
Униатское духовенство, священники и архиреи, имеют такую же одежду
как и православное, но цвета этой одежды такие же, как у католического.
Во время службы диакон католиков одевает на сутану альбу, а поверх
нее наискось накладывает соединенную столу арар у православных Во
время торжественных служб диакон находится в одежде типа арната, которая
называется далыкатика.
Перед процессией католический священник снимает арнат и возлагает
капу длинную одежду либо остается в арнате.
Вне службы католические семинаристы старших курсов, диаконы и
священники одевают черные сутаны с черными пуговицами. В качестве
головных уборов диаконы и священники носят трехконечные черные береты
с черным помпоном сверху, доктора теологии имеют четырехконцовые
береты.
Священник имеет право носить поверх сутана черный широкий пояс, а
так же черную длинную накидку без рукавов пелерину Если он имеет сан
прелата или почетные звания монсиньора, инфулата или каноника капитулы,
то он имеет право носить черную сутану с красными пуговицами и
перепоясываться широким поясом малинового цвета, а на берете помпон
красного цвета накидка может быть черного цвета с красной подкладкой.
Бискуп кроме того, что носят священники, имеющие почетные звания,
возлагает на сутану небольшой серебряный или позолоченный крест. Головным
убором бискупа является пиуска шапочка малинового цвета Во
время службы поверх пиуска он возлагает инфулу головной убор с украшениями,
в отличие от митры он имеет коническую форму Инфулу использует
и ксендз, который имеет почетный сан инфулата соответствует
протоиерею у православных и протопресвитеру у униатов только у
ксендза она белого цвета и без украшений. Бискуп же во время службы
может иметь сутану малинового цвета.
Вне службы кардинал одевает красную мантию и берет. Папа Римский
носит сутану, пояс, пиуску белого цвета, а мантию красного цвета.
Все иерархи католической церкви, от бискупа и до Папы Римского,
имеют на безымянном пальце правой руки перстень, причем бискуп серебряный
либо золотой, а кардинал и папа только золотой.
Кроме того, во время литургии бискупы, кардиналы и папа используют
жезл пастырский посох, который называется пасторал. 98
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Спаткай Л.В. Иерархия и знаки различия служителей христианских церквей (2002)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|