| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №57. (2002) › Мальцев И.В. К Вопросу о правовом регулировании официальной символики в Российской Федерации | ||||||
Мальцев И.В.
К Вопросу о правовом регулировании официальной символики в Российской Федерации// Гербовед. №57. (2002)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2002. № 3 (57). С. 64-79 Аннотация: После распада СССР в каждом бывшем союзном государстве со всей остротой встал вопрос о собственных официальных символах. В Российской Федерации вопрос о государственной символике по существу оставался открытым в течение девяти лет с момента ее образования как суверенного государства и семи лет после принятия Конституции РФ. Множество проведенных по этому вопросу заседаний компетентных структур, «круглых столов», а также вышедших публикаций в СМИ свидетельствует о большой сложности достижения компромисса между появившимися позициями о том, какими должны быть российские символы. Многие факты, в том числе предельная идеологизация государственной символики, дают основание для выдвижения тезиса о кризисе идентичности в России. Об авторе публикации/статьи: Мальцев Иван Владимирович (Новосибирск) Просмотр публикации в формате PDF: › Мальцев И.В. К Вопросу о правовом регулировании официальной символики в Российской Федерации (2002)
› См. также другие статьи Мальцева И.В.
в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 80515 знаков (с пробелами)
И Мальцев, Барнаул К GOПPOGY О ПР О.GОМ Р6ГУЛИРО.G ПИИ ОФИЦИt ЛЬПОЙ GИМ.GОЛИКИ 8 РОGGИЙGКОЙ Ф6Д Рt ЦИИ После распада СССР в каждом бывшем союзном государстве со всей остротой встал вопрос о собственных официальных символах. В Российской Федерации вопрос о государственной символике по существу оставался открытым в течение девяти лет с момента ее образования как суверенного государства и семи лет после принятия Конституции РФ. Множество проведенных по этому вопросу заседаний компетентных структур, круглых столов а также вышедших публикаций в СМИ свидетельствует о большой сложности достижения компромисса между появившимися позициями о том, какими должны быть российские символы. Многие факты, в том числе предельная идеологизация государственной символики, дают основание для выдвижения тезиса о кризисе идентичности в России 1 Необходимо отметить, что проблема государственной символики на долгое время вышла из области права и, будучи излишне политизированной, напрямую зависела от политической конъюнктуры. Федеральный конституционный закон о Государственном флаге. Государственном гербе и Государственном гимне России, который, согласно ст. 70 Конституции РФ, устанавливает описание и порядок официального использования символов, не был принят Государственной Думой ФС РФ ни первого, ни второго созыва. Статус фактически используемых в 1993 2000 годах официальных символов был закреплен лишь Указами Президента РФ временными, по сути, политическими решениями. Только в 2000 200 1годах государственные символы были утверждены должным образом. В условиях большого политического напряжения в России были приняты и самые первые решения в области официальной символики. Например, не без влияния событий августа 199 1года было подписано Постановление Верховного Совета РСФСР Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР от 22 августа 199 1года Постановление предусматривало, что до установления специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации 2 Необходимо напомнить, что в действовавшей на тот момент Конституции РСФСР 1978 года речь шла о Государственном, а не о Национальном флаге З И поскольку Постановление 199 1 года не определяло соотношение этих двух понятий, можно говорить о допущении серьезной ошибки в документе в ином случае до ноября 199 1 года в России существовало одновременно два флага Государственный 64 расный с серпом, молотом, пятиконечной звездой и синей полосой у ревка и Национальный триколор Все же к точке зрения о допущенной а Постановлении ошибке склоняет правительственная телеграмма от 25 августа 199 1года за подписью Председателя Совета Министров РСФСР Силаева, в которой флаг был назван Государственным 4 А 8 декаб я 2000 года, когда Государственной Думой принимались Федеральные онституционные законы о российских символах, полномочный представиель Президента РФ в Государственной Думе А Котенков в своем док аде отметил В качестве Государственного флага РСФСР бело синерасный флаг был утвержден постановлением Верховного Совета СФСР от 22 августа 199 1года курсив мой И 5 Кроме того, указанным Постановлением не были решены многие важые вопросы, в частности, касающиеся пропорций флага, порядка его фициального использования. По мнению исследователей, неточно были азваны цвета средней и нижней полос исторически они всегда имели иний и красный, а не лазоревый и алый цвета 6 Съезд народных депутатов РСФСР принял 1ноября 199 1года Закон Об изменениях и дополнениях Конституции Основного Закона РСФСР оторым была изменена ст. 18 1Конституции РСФСР, описывающая Госу. арственный флаг. Новая редакция гласила Государственный флаг СФСР представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими ризонтальными полосами верхняя полоса белого цвета, средняя ларевого цвета и нижняя алого цвета. Отношение ширины флага к его ине 12 7 Этот факт позволил А Котенкову подчеркнуть, что ормативное закрепление данного флага в качестве государственного IЛО осуществлено еще в 199 1году конституционно 8 Однако оставалась неразрешенной проблема с правовым регулирова ем использования вновь утвержденного Государственного флага РФ. зменения, касающиеся описания флага, не были внесены в Положение о осударственном флаге РСФСР, утвержденное Указом Президиума Вер вного Совета РСФСР от 23 декабря 1953 года, поэтому de jure сущестз вал вопрос о возможности применения указанного Положения по отно ению к трехцветному флагу РФ. Можно назвать следующие нормативно правовые акты, которые отчаскасались проблемы регулирования использования Государственного ага России. Во первых, короткое Постановление Президиума Верховно Совета РФ от 9 марта 1992 года Об использовании изображения оссийскоrо флага для маркировки дымовых труб судов Постанов ние разрешало государственным предприятиям Российской Федерации ользование изображения Российского флага или его элементов цве в для маркировки дымовых труб судов 9 Вызывает недоумение неость в словоупотреблении, допущенная в данном акте теперь речь ет не о Государственном или Национальном флаге, а о Российском аге. Это понятие, безусловно, не было согласовано с действовавшей ституцией России. 65 Во вторых, 1О июня 1992 года было принято Постановление Верховного Совета РФ Об утверждении Положения о ритуале совместного официального подъема Государственного флага Российской Федерации и государственных флагов республик в составе Российской Федерации 1О Положение, не вторгаясь в сферу определения государственной символики республик в составе РФ и применения собственной государственной символики на территориях этих республик, предусмотрело случаи постоянного и временного совместного подъема Государственного флага РФ и государственных флагов республик в составе РФ. Положение закрепило ряд очень важных правил, касающихся использования собственно Государственного флага России. Например, п. 3 определял, что Государственный флаг РФ поднят постоянно на шпиле здания Дома Советов Российской Федерации. А п. 9 уточнял, что при совместном официальном подъеме размеры государственных флагов республик в составе РФ не должны превышать размеров Государственного флага России. Некоторые нормы Положения имеют большое значение до настоящего времени, так как отсутствуют аналогичные законодательные определения. В частности, в п. 8 закреплено, что ритуал совместного официального подъема государственных флагов республик в составе Российской Федерации предусматривает установление их слева направо по отношению к наблюдателю, находящемуся лицом к парадной стороне здания, в порядке расположения названий республик в составе РФ согласно русскому алфавиту. В залах заседаний государственные флаги республик в составе РФ устанавливаются за трибуной в том же порядке. В третьих, необходимо назвать Постановление Верховного Совета РФ от 12 июня 1992 года Об изображениях государственных символов бывшего СССР которое было принято в целях сохранения исторической и культурной ценности находящихся на территории РФ и ее зарубежных представительств зданий, сооружений и иных объектов и предотвращения их разрушения. Оно затрагивает также вопросы использования Государственного герба РФ. Постановление установило случаи, когда изображения государственных символов бывшего СССР, герб и флаг, подлежат замене, а именно, если они находятся на тех местах перешедших в ведение государственных органов Российской Федерации зданий, сооружений и иных объектов, которые в соответствии с законодательством предназначены для изображений государственных символов РФ. Исключение, согласно Постановлению, составляют случаи, когда изображения символов бывшего СССР являются предметами искусства или составной частью памятников истории и культуры, либо их замена невозможна без нарушения целостности зданий, сооружений и иных объектов. Более обстоятельным образом вопросы описания и порядка официального использования государственных символов Российской Федерации были решены в Указах Президента РФ, изданных в конце 1993 года до принятия действующей Конституции Российской Федерации. 66 Первым был подписан Указ Президента РФ О Государственном гербе Российской Федерации от 30 ноября 1993 года 12 Данным Указом было утверждено Положение о Государственном гербе РФ так продолжилось восстановление исторической символики России. Временный характер Положения подчеркнут в самом тексте Указа, устанавливающем, что оно действует до вступления в силу соответствующего закона. Указ и Положение не дают определения Государственного герба закреплено только его описание Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите над орлом три исторические короны Петра Великого над головами две малые и над ними одна большего размера в лапах орла скипетр и держава на груди орла на красном щите всадник, поражающий копьем дракона Положением не определены точно критерии правомерного воспроизведения Государственного герба РФ. Поэтому проблематично ответить на вопрос, должно ли было воспроизводимое изображение герба соответствовать только официальному описанию, данному в п. 1Положения, или также утвержденным рисункам. прилагаемым к Указу Президента РФ Положение предусматривает лишь, что допускаются воспроизведение Государственного герба РФ в одноцветном варианте, а также его воспроизведение в виде главной фиrуры двуглавого орла. Положением подробно устанавливаются две группы случаев официального использования Государственного герба Российской Федерации обязательного и необязательного. Пункты 3 6 Положения посвящены случаям обязательного использования герба, например, на бланках органов государственной власти РФ, на их гербовых печатях, на пограничных знаках и т причем в n. 3 установлены случаи обязательного исполнения герба в многоцветном варианте. А пункты 7 8 Положения регулируют случаи факультативного использования Государственного герба. Например, в п. 8 обозначено, что Государственный герб РФ может помещаться на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации. Как видно из Положения, был установлен исчерпывающий перечень случаев, когда мог быть использован Государственный герб РФ. При этом Как правило, главным для правильного воспроизведения официального символа является соответствие его описанию, закрепленному в тексте соответствующего нормативно правового акта о нем. Конкретные же изображения символа моrут разниться между собой в незначительных элементах, если не нарушается соответствие описанию. Прилагаемые к актам рисунки служат цели единообразного воспроизведения символа, в основном, при официальном его использовании. Хотя в законодательной практике субъектов РФ есть, например, следующее исключение. Конституционный Закон Республики Мордовия О Государственном гербе Республики Мордовия от 30 марта 1995 года предусматривает в ст. 6, что воспроизводимое изображение Государственного герба Республики Мордовия, независимо от его размеров, всегда должно в точности соответствовать цветному или черно белому изображению, прилагаемому к настоящему Закону 13 67 было закреплено право Президента РФ устанавливать иные случаи официального воспроизведения изображения герба. Право на использование герба получила, например, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, когда Президент изменил Положение о Государственном гербе РФ своим Указом от 17 марта 1997 года. В Положении ничего не сказано о неофициальном использовании Государственного герба РФ. Ое iure это означает, что герб является сугубо официальным знаком. Как отмечается в научно практическом комментарии к Конституции РФ, Государственный герб это исключительный государственный символ Российской Федерации 14 Однако распространенные на практике случаи неофициального использования герба скажем, в художественных, агитационно пропагандистских, коммерческих целях требуют к себе повышенного внимания и нуждаются в правовом регулировании. Наконец, в Положении о Государственном гербе РФ отсутствуют нормы посвященные правилам его одновременного размещения с другими гербами. Эти правила, безусловно, важны для протокольной практики. Затем последовали Указы Президента РФ относительно Государственного флага РФ и Государственного гимна РФ. Оба были подписаны накануне Всенародного голосования по Конституции РФ, декабря 1993 года. Указом Президента РФ О Государственном флаге Российской Федерации до вступления в силу соответствующего закона было утверждено Положение о Государственном флаге РФ 15 В п. 1Положения было закреплено следующее описание флага Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос верхней белого, средней синего и нижней красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2 3 курсив мой И Таким образом, в данное Положение вошло описание флага, отличное от установленного в измененной ст. 18 1Конституции РСФСР 1978 года. Хотя эффект узнаваемости флага нарушен не был, формально появился новый триколор изменились пропорции, были восстановлены исторически сложившиеся цвета. В Указе Президента РФ было предусмотрено, что до 1января 1995 года допускается использование Государственного флага РФ ранее установленных пропорций. При этом ничего не было сказано о лазоревом и алом цветах прежнего флага между тем, флаги ранее установленных пропорций отношение ширины к длине 12 были именно бело лазорево алыми. Вряд ли возможно считать такие детали несущественными, когда речь идет об официальном государственном символе России 16 К Указу Президента РФ не был приложен рисунок Государственного флага, и при использовании флаг независимо от размера должен был соответствовать его описанию п. 8 Положения Положение установило достаточно подробным образом случаи обязательного и факультативного официального использования Государственного флага РФ п 2 3 Положения однако было уделено внимание и его 68 неофициальному использованию. Так, п. 4 Положения предусматривает, что Государственный флаг РФ может быть поднят при церемониях и во время других торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжественных мероприятий. Таким образом, использование Государственного флага РФ, в соответствии с Положением о нем, не носило сугубо официального характера и не ограничивалось исключительно государственными целями. Кроме того, в Положении были закреплены правила использования Государственного флага РФ в знак траура, а также порядок его одновременного поднятия с флагами субъектов РФ, предприятий, учреждений, организаций или административно территориальных образований. Вопрос о Государственном гимне, еще одном официальном символе государства, был решен Указом Президента РФ О Государственном гимне Российской Федерации 17 Этим Указом были утверждены музыкальная редакция гимна и Положение о нем. По определению. Государственный гимн это поэтика музыкальное произведение, прославляющее отечество, исторические события, их героев один из символов государства 18 То есть, одинаково важное значение здесь имеют и поэтический текст, и музыка. Однако, в п. 1Положения было закреплено, что Государственным гимном Российской Федерации является мелодия, созданная на основе Патриотической песни М Глинки курсив мой И Относительно слов гимна никаких норм не содержалось ни в тексте Указа Президента, ни в Положении. Таким образом, формально была снята проблема с установлением поэтического текста гимна, и внести коррективы в существующее положение мог только Федеральный конституционный закон. Положением были установлены случаи, когда исполняется Государственный гимн РФ во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами в воинских частях, на военных кораблях и судах при проведении официальных мероприятий за границей обязательное исполнение а также при проведении спортивных соревнований факультативное исполнение В данном Положении как и в Положении о Государственном гербе РФ перечень случаев исполнения гимна является закрытым, но право разрешать исполнение Государственного гимна РФ в иных случаях предоставлено Правительству России п. 8 Положения Наряду с этим. Положение предусмотрело случаи обязательного проведения трансляций Государственного гимна РФ государственными телерадиокомпаниями. Положением была закреплена также норма этикета, устанавливающая, что при публичном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины без головных уборов п. 9 Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации, конечно, содержит норму, посвященную государственным символам. В ч. 169 ст. 70 указано, что Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом 19 По данному положению Конституции возникает ряд вопросов. Ответ на один из них, почему Конституция не установила даже краткого описания хотя бы одного из символов, вполне очевиден, если принять во внимание остроту политических процессов и отсутствие в то время компромисса между сторонниками сохранения с некоторой доработкой советских символов и выступающими за возвращение российской исторической символики. Однако, не совсем понятно, почему норма о государственных символах попала лишь в ст. 70 Конституции РФ в главу о федеративном устройстве. Представляется, что данная норма непосредственно касается основ конституционного строя России и должна находиться в главе 1Конституции РФ. М Баглай отмечает, что Конституция Российской Федерации относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, свойства и качества государственной власти, как 99веренитет государства, разделение властей, органы государственной власти 20 А Государственные флаг, герб и гимн и являются символами перечисленных принципов, свойств и качеств. В юридической литературе можно встретить такие характеристики государственных символов, как отличительные атрибуты государственного суверенитета 2 1отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет и самобытность 22 что они несут в себе идею стабильности государства и тех непреходящих ценностей, которые составляют его основу 23 Указанное мнение также можно обосновать, если обратиться для сравнения к некоторым Конституциям зарубежных государств. Так, нормы, посвященные символам Франции, содержатся в ст. 2 Конституции Французской Республики раздел О суверенитете 24 положение о флаге Италии закреплено в ст. 12 Конституции Итальянской Республики раздел Основные принципы 25 о символике Испании говорится в ст. 4 Конституции королевства Испания Вводный раздет 26 Кроме того, не до конца обоснованным выглядит конституционное положение о том, что федеральным конституционным законом устанавливается не только описание государственных символов, но и порядок их официального использования. Относительно описания никаких вопросов нет. Что же касается порядка официального использования, то, думается, здесь могут возникнуть некоторые проблемы. Регулирование данного вопроса в Российской Федерации идет по пути детального перечисления органов и должностных лиц, уполномоченных в своей деятельности использовать символику. Таким образом, чтобы предоставить такое право какому либо другому органу или закрепить иной случай использования символов, необходимо внести изменение или дополнение в федеральный конституционный закон, что производится в особом порядке и может иметь на практике затруднения. К тому же в свете указанного конституци 70 онного положения выглядит некорректным предоставление федеральным конституционным законом Президенту РФ права устанавливать иные случаи использования государственных символов После принятия Конституции Российской Федерации неоднократно предпринимались попытки принятия как федерального конституционного закона о государственных символах, единого для флага, герба и гимна, так и отдельных законов по каждому символу. Но результат был достигнут лишь в конце 2000 года. До этого времени вся государственная политика Российской Федерации в области официальной символики осуществлялась Президентом РФ, который подписал около двадцати Указов об официальных символах. В числе первых были следующие. 15 февраля 1994 года был издан Указ Президента РФ О штандарте флаге Президента Российской Федерации в соответствии с которым штандарт стал главным символом президентской власти в Российской Федерации 27 Этот символ представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос верхней белого, средней синего и нижней красного цвета в центре золотое изображение Государственного герба РФ. Полотнище окаймлено золотой бахромой. На древке крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента РФ и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья. В специальной литературе отмечается, что соединенные воедино Государственный флаг и герб России как нельзя лучше подчеркивают высший государственный статус штандарта Президента и делают его одним из самых ярких и сильных атрибутов государства Российского 28 Хотелось бы отметить, что, несмотря на всю красоту и торжественность исполнения, штандарт флаг Президента РФ не может обладать и не обладает высшим государственным статусом относительно государственных символов Российской Федерации. 20 августа 1994 года Президент РФ подписал Указ О дне Государственного флага Российской Федерации Этим Указом в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам был установлен праздник День Государственного флага Российской Федерации, отмечаемый 22 августа 29 А 15 апреля 1996 года был издан Указ Президента РФ О Знамени Победы который предусматривает, что Знамя Победы используется наряду с Государственным флагом РФ в дни государственных праздников Российской Федерации, дни воинской славы победные дни России, при проведении воинских ритуалов, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа 30 Определен закрытый пере Как это сделано в ч. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона О Государственном гербе Российской Федерации 7 1 чень случаев, когда используется Знамя Победы, водруженное над рейхстагом в мае 1945 года в остальных же случаях используется символ Знамени Победы. Это, согласно п. 4 Указа, полотнище красного цвета с отношением длины к ширине 2 1на обеих сторонах которого в верхнем углу расположено изображение пsпиконечной звезды. Знамя Победы в научнопрактическом комментарии к Конституции РФ охарактеризовано как почетный флаг и мемориальный флаг 3 1 Значительная часть Указов Президента РФ была посвящена ведомственной символике. Так, были утверждены военный геральдический знак эмблема Вооруженных Сил РФ 32 эмблема и флаг организаций федеральной почтовой связи РФ 33 геральдический знак эмблема органов пограничной службы и пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ 34 флаг и эмблема федеральных органов налоговой полиции, вымпел морских и речных судов федеральных органов налоговой полиции 35 геральдический знак эмблема федеральных органов правительственной связи и информации 36 и некоторые другие официальные ведомственные символы. Основные цели, которые преследуются этими Указами Президента РФ это сохранение и развитие исторических традиций российской геральдики, упорядочение официальных символов и отличительных знаков в Российской Федерации, приведение ведомственной символики в соответствие с государственными символами России, одним словом, реализация единой государственной политики в области геральдики. Большой общественный и политический резонанс получил процесс принятия федеральных конституционных законов о государственных символах в конце 2000 года, когда стало ясным твердое намерение Президента РФ прекратить споры о государственных символах 37 Чтобы политические разногласия не взяли верх и на этот раз, 6 декабря 2000 года было принято Постановление Государственной Думы о специальном порядке подготовки к рассмотрению и специальном порядке рассмотрения законопроектов о государственных символах. А 8 декабря 2000 года Федеральные конституционные законы О Государственном флаге Российской Федерации О Государственном гербе Российской Федерации и О Государственном гимне Российской Федерации были рассмотрены и приняты Государственной Думой. Термины принят принять используются в текстах Федеральных конституционных законов о государственных символах и в соответствующих Постановлениях Государственной Думы. Однако ч. 2 ст. 108 Конституции РФ предусматривает, что федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы 38 Поэтому Государственная Дума, в соответствии с терминологией Конституции РФ, не принимает федеральный конституционный закон, а одобряет проект федерального конституционного закона. Окончательная судьба такого законопроекта зависит от решения 72 обеих палат Федерального Собрания РФ. Следует добавить, что Постановления Совета Федерации о проектах федеральных конституционных законов о Государственных флаге, гербе и гимне РФ были приняты в со тветствии с формулировкой ч. 2 ст. 108 Конституции РФ А в письме от 2 1 декабря 2000 года Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно правовым вопросам В.В Леонов обратился в Государственную Думу с предложением об уточнении регламентных норм с тем, чтобы в последующем терминология в проектах федеральных конституционных законов, связанных с ними документах, соответствовала положениям части 2 статьи 108 Конституции Российской едерацию 39 Федеральный конституционный закон О Государственном флаге Российской Федерации 1ФКЗ был одобрен Советом Федерации 20 э.екабря 2000 года и подписан Президентом РФ 25 декабря 2000 года 40 ст. 1Закона устанавливает определение Государственного флага РФ хак официального государственного символа Российской Федерации Его писание дословно совпадает с п. 1Положения 1993 года однако Закон меет приложение, где помещен многоцветный рисунок Государственного флага РФ Подчеркнута исключительность Государственного флага РФ, ак как согласно ч. 1и 2 ст 8 Закона, другие флаги в России не могут быть дентичны Государственному флагу РФ, а последний не может использо эаться в качестве их геральдической основы. Федеральный конституционный закон пошел по пути подробного регу. ирования случаев использования Государственного флага РФ. Так, уста авливаются следующие группы случаев его официального использования а постоянное поднятие на зданиях органов государственной власти фи субъектов РФ ст. 2 б поднятие на зданиях официальных представительств РФ за предеами страны абз. 2 ч. 2 ст З в постоянная установка в залах заседаний органов государственной зласти РФ абз. 2 ч. 1ст. 4 г постоянная установка в рабочих кабинетах Президента РФ, руковоителей органов государственной власти РФ и субъектов РФ, федераль ых судей, прокуроров, глав муниципальных образований, глав официальых представительств РФ за пределами страны абз. 3 ч. 1ст. 4 д размещение на транспортных средствах Президента РФ, руководи елей органов государственной власти РФ, руководителей государствен ых и правительственных делегаций, глав официальных представительств ф за пределами страны ст. 5 е поднятие установка во время официальных церемоний и других оржественных мероприятий, проводимых органами государственной вла и РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления ч 1ст. 6 Если конкретное помещение предназначено для проведения торжествен ъ,х мероприятий церемоний с участием Президента РФ, то Государстзенный флаг РФ установлен там постоянно абз. 3 ч. 1ст. 4 73 ж поднятие на гражданских и военных судах абз. 3 7 ч. 2 ст. 3 з поднятие вынос в воинских формированиях РФ ч. 3 и 4 ст. 6 Федеральный конституционный закон предусматривает и случаи неофициального использования Государственного флага РФ. Во первых, в дни государственных праздников РФ ч. 1ст. 3 во вторых, во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, во время семейных торжеств ч. 2 ст. 6 в третьих, во время траурных церемоний ч. 2 ст. 7 Порядок использования флага в знак траура совпадает с п. 6 Положения 1993 года, но в ч. 1ст. 7 Закона четко разделяются случаи, когда флаг прикреплен к древку или поднят на мачте флагштоке В первом из них в верхней части древка крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага, во втором флаг приспускается до половины высоты мачты флагштока Как и Положение 1993 года. Федеральный конституционный закон установил некоторые элементы этикета Государственного флага РФ, касающиеся его одновременного поднятия размещения с флагами субъектов РФ, муниципальных образований и организаций. Так, в ч. 3 и 4 ст. 8 Закона регулируются место, размер и высота поднятия Государственного флага РФ среди других флагов 4 1 Отдельно в Законе регулируются случаи использования не самого Государственного флага РФ как полотнища а его изображения ст. 9 Федеральный конституционный закон О Государственном гербе Российской Федерации 2 ФКЗ также был одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года и подписан Президентом РФ 25 декабря 2000 года 42 По технике составления этот Закон сходен с Федеральным конституционным законом О Государственном флаге Российской Федерации Здесь дается аналогичное определение Государственного герба РФ как официального государственного символа Российской Федерации ч. 1 ст. 1в ст. 8 подчеркнута исключительность Государственного герба РФ. Описание герба, которое установлено в ч. 2 ст. 1Закона, текстуально отличается от закрепленного в Положении 1993 года, оно еще детальнее раскрыло все составные части герба Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла скипетр, в левой держава. На груди орла, в красном щите, серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона Из прежнего определения исчезла лишь характеристика корон исторические короны Петра Великого Однако рисунки Государственного герба РФ, которые в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях к Закону, полностью совпадают с утвержденными Указом Президента в 1993 году. Остается от 74 крытым вопрос о критериях правомерного воспроизведения Государственного герба РФ но, как и ранее, оно допускается без геральдического щита и в одноцветном варианте ст. 2 Закона Федеральный конституционный закон устанавливает лишь случаи официального использования Государственного герба РФ, поэтому очевидно, что отношение к гербу как к сугубо государственному символу не изменилось. Можно выделить следующие группы таких случаев а размещение на бланках актов высших органов государственной власти РФ ч. 1ст. З б размещение на бланках органов государственной власти РФ и иных органов, организаций и учреждений, названных в Законе ст. З в воспроизведение на документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти ч. 1ст. 4 г воспроизведение на печатях определенных в Законе органов, оргаизаций и учреждений ч. 2 ст. 4 д размещение на фасадах зданий высших органов государственной власти РФ, официальных представительств РФ за пределами страны абз. 2 и 3 ч. 1ст. 5 е размещение в залах заседаний органов государственной власти РФ абз. 5 ч. 1ст. 5 ж размещение в рабочих кабинетах Президента РФ, руководителей рганов государственной власти РФ и субъектов РФ, федеральных судей, рокуроров, глав муниципальных образований, глав официальных представительств РФ за пределами страны абз. 4 и 6 ч. 1ст. 5 з воспроизведение на штандарте флаге Президента РФ, боевых знаменах воинских частей, знаменах федеральных органов исполнительой власти абз. 2 4 ч. 1ст. 7 и воспроизведение на денежных знаках, государственных наградах ф, на определенных в Законе знаках отличия и различия, форменной дежде ч. 2 и 3 ст. 7 к размещение на пограничных знаках основных пограничных столбах в пунктах пропуска через Государственную границу РФ ст. 6 л воспроизведение на определенных в Законе военных кораблях абз. Ч. 1СТ. 7 Необходимо подчеркнуть, что Государственный герб РФ в ряде случаев при использовании на бланках, на печатях и на документах в дополение к своей роли государственного символа имеет еще и удостовери 77ельное значение. По всей вероятности, этим обстоятельством также бусловлен его сугубо официальный характер. К тому же Федеральный онституционный закон предусматривает, что порядок изготовления, исользования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей зображения Государственного герба РФ устанавливается Правительст зом РФ ст. 1О В настоящее время действует Постановление Правитель ва РФ от 27 декабря 1995 года Об упорядочении изготовления, исполь 75 зевания, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации 43 принятое еще в соответствии с Указом Президента РФ О Государственном гербе Российской Федерации 1993 года. В отличие от Положения 1993 года. Федеральный конституционный закон содержит правила одновременного размещения Государственного герба РФ и гербов геральдических знаков субъектов РФ, муниципальных образований и организаций. Нормы ст. 9 Закона соответствуют правилам, установленным для Государственного флага РФ. Третий официальный государственный символ Российской Федерации Государственный гимн РФ установлен Федеральным конституционным зак оном О Г осударственном гимне Российской Федерации 3 ФКЗ 44 Процесс его принятия является более насыщенным по сравнению с двумя вышеназванными Законами. Так, в первом чтении проект федерального конституционного закона О Государственном гимне Российской Федерации был принят еще 1О марта 1999 года а в декабре 2000 года была утверждена только музыкальная редакция гимна. Полноценным Закон стал в марте 200 1года, когда был утвержден и текст Государственного гимна РФ В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона, Государственный гимн РФ представляет собой музыкально поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных данным Законом. При этом любое исполнение гимна должно соответствовать утвержденным музыкальной редакции и тексту приложения 1и 2 к Федеральному конституционному закону Вместо мелодии, созданной на основе Патриотической песни М Глинки, Государственным гимном РФ стало произведение с музыкой А Александрова и словами С Михалкова. Законом установлено, что Государственный гимн РФ может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко и видеозаписи, а также средства теле и радиотрансляции ч. 3 ст. 2 Как и Положение 1993 года. Федеральный конституционный закон предусматривает исполнение Государственного гимна РФ во время определенных официальных церемоний при вступлении в должность Президента РФ, руководителей органов государственной власти субъектов РФ, руководителей органов местного самоуправления, при подъеме Государственного флага РФ и др. во время проведения воинских ритуалов прv проведении официальных мероприятий на территориях иностранных госу Федеральный конституционный закон О внесении изменений и дополнениs в Федеральный конституционный закон О Государственном гимне Российскоv Федерации 2 ФКЗ одобрен Государственной Думой 7 марта 200 1года, одобрен Советом Федерации 14 марта 200 1года, подписан Президентом РФ 22 марте 200 1года 45 Музыка Государственного гимна прекратившего существование СССР. 76 дарств при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований. Ст. 5 Закона закрепляет случаи и порядок проведения трансляций Государственного гимна РФ государственными телевизионными и радиовещательными компаниями. Однако Законом, в отличие от Положения 1993 года, предусматриваются и случаи неофициального исполнения Государственного гимна РФ при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам РФ абз. 3 ч. 2 ст. 3 во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями абз. 4 ч. 2 ст. 3 Норма этикета Государственного гимна РФ, закрепленная в Положении 1993 года, была изменена и дополнена Законом ч. 1и 2 ст. 7 Так, необходимость выслушивать гимн стоя, мужчинам без головных уборов, установлена в случаях официального, а не публичного его исполнения. А если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом. 8 декабря 2000 года Государственной Думой также был принят Федеральный закон О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года, подписан Президентом РФ 29 декабря 2000 года 46 Данным Законом были установлены знамя Вооруженных Сил РФ, которое состоит из полотнища, древка с навершием, со скобой и с подтоком полотнище знамени прямоугольное, красного цвета отношение ширины знамени к его длине 2 3 ст. 2 а также знамя ВоенноМорского Флота, которое состоит из двустороннего полотнища, древка с навершием, со скобой и с подтоком полотнище Военно Морской флаг РФ прямоугольное, белого цвета, пересеченное синим диагональным Андреевским крестом отношение ширины флага к его длине 2 3 отношение ширины концов креста к длине флага 0 ст. 3 Федеральным законом не определяется порядок использования указанных официальных символов и воинских реликвий. Определение этого порядка возложено на Президента РФ, как и утверждение Положений о знаменах видов Вооруженных Сил РФ кроме Военно Морского Флота о знаменах других войск, их описаний и рисунков Изложенное позволяет сделать вывод, что, хотя и очень противоречиво, нормативно правовая база в области официальной символики в Рос Ст. 5 Федерального закона, предусматривающая утверждение Президентом РФ Положений о знаменах видов Вооруженных Сил РФ кроме ВоенноМорского Флота и о знаменах других войск, их описаний и рисунков, не согласуется с преамбулой Закона, где закреплено, что данным Законом устанавливаются знамена иных видов Вооруженных Сип РФ, а также знамена других войск. Указанное противоречие было отмечено в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы на проект федерального закона 47 но, видимо, из за спешки заключение не было воспринято. 77 сийской Федерации начала складываться. В настоящее время значительно актуализировался процесс установления официальных символов. Но при установлении неизбежно возникают вопросы, связанные с использованием и защитой символики. Так, ни один из трех Федеральных конституционных законов об основных символах России не содержит правового механизма обеспечения их исполнения. Указание на ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации сейчас сводится только к уголовной ответственности за надругательство над Г осударственным гербом РФ или Государственным флагом РФ ст. 329 Уголовного кодекса РФ Культура российского общества в отношении официальной символики лишь начинает развиваться. А только при наличии высокого уровня такой культуры можно недооценивать нормативно правовое регулирование или пренебрегать им. И, безусловно, нельзя абсолютизировать официальную, государственную роль установленных символов, забывая об их общественной важности как знаков, укрепляющих сознание совместной принадлежности и выражающих общие ценности. ПРИМЕЧАНИЯ 1Никонов В. Страна символов Труд. 2000. 16 дек. 2. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 199 134. Ст. 27. 3. Конституция Основной Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. М., 199 1С. 60. 4. Герб и флаг России. Х ХХ века. М., 1997. С. 507. 5. Государственная Дума ФС РФ. Стенограмма заседаний Бюллетень 64 5 12 2000. 8 дек. С. 17. 6. Сапрыков В. Над Россией флаг России Наука и жизнь. 1992. 2. С. 68. 7. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 199 145. Ст. 1497. 8. Государственная Дума ФС РФ. Стенограмма заседаний Бюллетень 64 5 12 2000. 8 дек. С. 17. 9. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. 14. Ст. 728. 10. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. 28. Ст. 16 16. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. 26. Ст. 1450. 12. САПП РФ. 1993. 49. Ст. 476 3. Гербовед. 1997. 14 26 С. 105. 14. Конституция Российской Федерации Научно практический комментарий Под ред. акад. Б Топорнина. М., 1997. С. 4 13. 15. САПП РФ. 1993. 5 1Ст. 4928. 16. См. Борунков А Дипломатический протокол в России. М., 2000. С. 129 130. 17. САПП РФ. 1993. 5 1Ст. 4929. 18. Большой юридический словарь Под ред. А Сухарева, 8 Крутских. М., 200 1С. 9. 19. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 20. Баглай М Конституционное право Российской Федерации Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2000. С. 124 125. 78 2 1Комментарий к Конституции Российской Федерации Общ. ред. Ю Кудрявцева. М., 1996. С. 29 1 22. Большой юридический словарь Под ред. А Сухарева, В Крутских. М., 200 1С. 556. 23. Комментарий к Конституции Российской Федерации Отв. ред. Л Окунь ков. М., 1996. С. 300. 24. Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. М., 1997. С. 106. 25.Там же. С. 246. 26.Там же. С. 298. 27. САПП РФ. 1994. 8, Ст. 587. 28. Протокол Российской Федерации Рук. авт. колл. В Шевченко. М., 2000. С. 20. 29. СЗ РФ. 1994. 17. Ст. 1956. 30. СЗ РФ. 1996. 16. Ст. 1846. 3 1Конституция Российской Федерации Научно практический комментарий Под ред. акад. Б Топорнина. М., 1997. С. 4 32. СЗ РФ. 1997. 5. Ст. 655. 33. СЗ РФ. 1997. 13. Ст. 15 18. 34. СЗ РФ. 1997. 32. Ст. 3749. 35. СЗ РФ. 1997. 32. Ст. 3750. 36. СЗ РФ. 1999. 13. Ст. 1582. 37. См. Российская газета. 2000. 6 дек. 38. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 39. Государственная Дума ФС РФ. Комитет по государственному строительству. Оп. 18п П 1Д. 34. Л. 3 132. 40. СЗ РФ. 2000. 52 Часть 1Ст. 5020. 44. См. подр. Молочков Ф Дипломатический протокол и дипломатическая практика. М., 1977. С. 189 190 Борунков А Дипломатический протокол в России. М., 2000. С. 130. 42. СЗ РФ. 2000. 52 Часть 1Ст. 502 1 43. СЗ РФ. 1996. 2. Ст. 123. 44. СЗ РФ. 2000. 52 Часть 1Ст. 5022. 45. СЗ РФ.200 3.Ст. 39. 46. СЗ РФ. 200 Часть Ст. 14. 47. Государственная Дума ФС РФ. Комитет по государственному строительству. Оп. 18п Д. 4 1Л. 17 18. 79 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Мальцев И.В. К Вопросу о правовом регулировании официальной символики в Российской Федерации (2002)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |