Александрова Н.А.
Историко-генеалогическое краеведение учащихся: формирование, опыт, перспективы
// Гербовед. №57. (2002)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2002. № 3 (57). С. 8-12
Аннотация: Идея привлечения детей и подростков к изучению истории своей семьи, своей родословной, исследованию родословных земляков нашли свое отражение в создании авторских образовательных программ и региональных целевых программ и проектов.
Об авторе публикации/статьи:
Александрова Н.А.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 22832 знаков (с пробелами)
Н Александрова, Москва
ИGТОРИК Г6П6 1Л ГИЧ6GК 6
КР 16.G6Д6ПИ6 УЧ ЩИХGЛ
Ф РМИР G 1ПИ6, ОПЫТ, П6РGП6КТИ.GЫ
Начало 1990 х годов связано с возрождением генеалогии в нашей
стране. В этот период возобновили свою деятельность Историко Родословное
Общество в Москве 1990 Русское Генеалогическое Общество в
Санкт Петербурге 199 1была создана Ассоциация генеалогов любителей
в Перми 199 1
Параллельно со взрослыми дети также стали ощущать потребность в
знании истории своей семьи, своего рода, традиций. На Х Всесоюзном
пионерском слете 1990 провозгласившем создание Союза пионерских
организаций Федерации детских организаций, его участниками была выдвинута
инициатива, позднее оформившаяся в программу Древо жизни 199 1автор руководитель Н Шемякина вошедшую в Программы сотрудничества
СПО ФДО. Практически в то же время Центром детскоюношеского
туризма Минобразования России была разработана программа
туристско краеведческого движения учащихся Российской Федерации Отечество впоследствии доработанная в сотрудничестве с Союзом
краеведов России, в которую вошла тематическая программа Моя родословная
Таким образом, интересы детей и взрослых пересеклись и получили
дальнейшее развитие.
Идея привлечения детей и подростков к изучению истории своей семьи,
своей родословной, исследованию родословных земляков нашли
свое отражение в создании авторских образовательных программ и региональных
целевых программ и проектов. Так, например, в рамках Культурно
патриотического молодежного движения Юные за возрождение Петербурга
с 1990 года действует программа Твоя Петербургская родословная
С 199 1года в Московском городском Дворце детского юношеского
творчества бывший городской Дворец пионеров и школьников реализуется
программа Моя родословная в 1995 году переработанная в авторскую
образовательную программу Историческое родословие автор
Н Александрова В 1993 году Воронежским ОблСЮТуром, совместно с
Воронежским историко генеалогическим обществом Генезис объявила
поиск Твоя родословная С 1994 года в Республике Марий Эл начал проводится
конкурс Семейный архив а во Владимирской области областная
краеведческая конференция Моя родословная Конкурсы Моя родословная
в 1996 году начали проходить в Волгограде, где с 1997 1998 года
реализуется городская программа Твоя родословная Московским братством
православных скаутов в 1997 году был объявлен конкурс под назва 8
нием Семейная петопись посвященный 850 летию Москвы. В том же
году в Омской области был проведен конкурс творческих работ Моя родословная
Отметим, что работа по изучению родословных, пропаганде историкогенеалогических
знаний активно ведется не только в вышеперечисленных
регионах, но и Республиках Башкортостане и Коми, Калужской, Кемеровской,
Кировской, Костромской, Липецкой, Московской, Оренбургской,
Псковской, Свердловской, Тамбовской, Челябинской, Ярославской областях,
г. Пензе.
Такая активность педагогов и их воспитанников привела к тому, что
фактически сформировалось новое направление в историческом краеведении краеведение историко генеалогическое или историко родословное
Такой термин предлагаем, так как этот вид краеведения возник на
стыке научных дисциплин исторического краеведения и генеалогии родословия
Юными краеведами обычно изучаются истории тех родов и семей, которые
проживают или проживали в конкретном регионе, в определенной
местности, там, где живут начинающие исследователи.
Развитию историко генеалогического краеведения школьников активно
способствовало и то, что на Всероссийских конференциях и олимпиадах
участников туристско краеведческого движения обучающихся Российской
Федерации Отечество с 1997 года стала проводиться секция Моя родословная
позднее объединившая две программы Родословие и Земляки
К этому следует добавить и такое явление, как проведение открытых
конкурсов исследовательских работ школьников Прошлое России в истории
моей семьи с 1998 г. МОО Объединение преподавателей истории
Государственная публичная историческая библиотека, приложение История к газете 1сентября Общественная организация Исторический
конкурс Фонд Кёрбера Германия и Человек в истории. Россия
20 век с 1999 г. МИППО Мемориал Совет по краеведению РАО, кафедра
региональной истории и краеведения и центр устной истории Российского
государственного гуманитарного университета, Благотворительный
фонд Форда США Заметим, что многие детские исследования представлялись
на эти конкурсы, а так же на Всероссийский конкурс юношеских
исследовательских работ имени В Вернадского Минобразования
РФ, Комиссия РАН по наследию В Вернадского, Учебно научный центр
довузовского образования МГУ, МКО, Институт физики биосферы им. А
Обухова РАН, ДНТТМ МГДТДиЮ, шк. 1333 Донская гимназия и Российский
открытый конкурс работ учащихся Юность, наука, культура МДНТОО Интеллект будущего Общероссийская общественная организация Национальная система развития научной, творческой и инновационной
деятельности молодежи России Интеграция параллельно с участием
в мероприятиях UДЮТиК Министерства образования РФ Всероссийских
конференциях, олимпиадах и конкурсе. Думается, что ничего по 9
рочного в этом нет, наоборот, очень хорошо, что ребенок может получить
оценку своего труда от разных специалистов, апробировать результаты
исследования.
В исследованиях юных генеалогов краеведов, а их за последние 6 лет
проведения Всероссийских конкурса, конференций и олимпиад туристскокраеведческого
движения Отечество поступило более 200, прослеживаются
судьбы родных, судьбы типичные и уникальные одновременно. Общая
история страны их объединяет, конкретные обстоятельства и особенности например, социальное происхождение, трудовая деятельность,
увлечения, место проживания и т делают людей не похожими друг на
друга.
Важным результатом деятельности организаторов конференций является
выпуск сборников тезисов, докладов и аннотаций участников. За 1996 2000 годы в них было опубликовано 2 материалов, относящихся к
родословной тематике. Это большой вклад в дело популяризации генеа
лога краеведческих исследований. Благодаря публикациям с данными
материалами могут ознакомится не только школьники и педагоги но и
ученые, специалисты и генеалоги любители. Правда, к сожалению, эти
сборники выходят очень малыми тиражами и не могут быть распространены
хотя бы в центральных городских, областных и краевых библиотеках.
Мало представлен и изучен опыт педагогов, занимающихся с детьми
изучением родословных. Спасибо ЦЦЮТиК МО РФ, который в 1998 году
выпустил тематический сборник Альманах Отечество Выпуск пятый
Родословие Программы, опыт, рекомендации для руководителей объединений
в образовательных учреждениях Сост. Н Александрова, Ю
Попович. М., 1998. 120 с. в котором был сделан первый шаг по пропаганде
практической деятельности в этой области.
Благодаря таким педагогам, как В Аксельрод Санкт Петербург Н
Благово Санкт Петербург С Воротилова Волгоград Р Гумеров Башкортостан Л Ильичева Псковская обл. Н Колесова Волгоград Т Ларина Калужская обл. Т Кузьмина Владимир Г
Плоткин Москва Л Попова Свердловская обл. Л Прянишникова Владимирская обл. В Соломаха Санкт Петербург С Тихонова Владимир Н Тощевикова Московская обл. активно развивается историко
генеалогическое краеведение школьников. Именно материалы об
их опыте работы могли бы помочь многим начинающим наставникам.
Остановимся лишь на нескольких формах работы, успешно реализуемых
в регионах.
Комплексный подход, включающий консультативную работу, проведение
конкурсов исследовательских работ, конференций и выпуск сборников
докладов осуществляется в Санкт Петербургском городском Дворце твор
чества юных. Здесь проводится городской Конкурс творческих работ юных
генеалогов Петербургские родословные городские конференции юных
генеалогов, из печати вышло два сборника, включающих родословные,
написанные школьниками города 1999, 200 0
В форме познавательной игры осуществляется приобщение к родословной
в г. Волгограде. Городская программа Твоя родословная автор
С Воротилова включает систему мероприятий, состоящих из вступительной
познавательной игры Древо жизни подготовительных игр Визитация для 7 8 классов и Я исследователь для 9 классов
конкурсов творческих исследовательских работ по генеалогии Семейный
летописец 7 8 классы и Твоя родословная 9 классы заключительной
игры Семь Я
Муниципальным центром образования г. Зеленогорска Красноярского
края в 1999 г. быn разработан Международный образовательный проект МОП Твоя родословная в рамках курса Изучение культурных традиций
семьи через МОП с использованием электронной почты и Интернета
В Москве следует отметить открытие в 1999 г. школьного музея История народа через историю семьи в школе N2 1З Юго Западного
административного округа, в котором представлены родословные учащихся,
и проведение в 2000 г. Ассамблеи Мой дом, моя семья ЦЦЮТ Тушина
Не могу не упомянуть об Исследовательской студии История + Московского
городского Дворца детского юношеского творчества, которой
руковожу с 199 1года. Воспитанники студии занимаются изучением родословных
своих и исторических личностей, участвуют практически во всех
мероприятиях, связанных с генеалогической и геральдической деятельностью.
Сейчас готовится к изданию сборник Историческое родословие в
который войдут исследования ребят за 1992 2000 годы.
Хотелось бы остановится и на таком моменте, как пропаганда изучения
родословных народов и народностей, населяющих нашу страну, и имеющих
свои многовековые традиции и особенности. К таким родословным,
например, относятся шежере расnространенные в Республиках Башкортостане
и Бурятии.
Знакомство с ними обогащает знание истории и культуры, национальных
особенностей жителей нашей Родины государства многонационального.
Исторические перипетии давно перемешали народы. В стране немало
семей со смешанными браками. Поэтому знание родословных традиций
у разных народов помогает разобраться и в конкретных родословных.
Говоря о перспективах историко генеалогического краеведения учащихся,
его пропаганды предложим следующие мероприятия продолжение практики проведения конкурсов исследовательских и
творческих работ учащихся по генеалого краеведческой проблематике на
региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях проведение всероссийской конференции встречи, форума учащихся,
на которой дети могли бы не только изложить результаты своих исследований,
но и обсудить проблемы в режиме круглых столов получить
консультации у специалистов, ученых издание свода исследовательских работ учащихся по родословной
тематике издание материалов об опыте работы педагогов по историкогенеалогическому
краеведению проведение педагогических чтений, семинаров, круглых столов
В заключение, подводя итоги, хочется отметить, что плаuдарм для
развития историко генеалогического краеведения до конца еще не освоен,
во многих регионах не хватает энтузиастов, способных развернуть работу
по изучению и пропаганде родословных. До многих педагогов не доходят
материалы о Всероссийских мероприятиях, в которые бы они со своими
воспитанниками включились.
А в тех местах, где ведется активная работа по данному направлению,
подрастает новая смена, которая, глядя на своих старших товарищей,
используя их опыт, стремится продвинуться дальше.
С моей точки зрения кажется особенно значимым, что наши выпускники,
выпускники детских коллективов, прошедшие через школу Всероссийского
туристско краеведческого краеведческого движения учащихся Отечество
региональных и образовательных программ историко генеалогической
краеведческой направленности, после окончания вузов продолжают
дело своих учителей, возвращаясь на эту стезю уже в качестве педагогов.
АЛЕКСАНДРОВА Наталья Анатольевна, зав. сектором истории
и специальных исторических дисциплин Московского городского
Дворца детского юношеского творчества, отличник
народного просвещения, член корреспондент АДЮТиК, руководитель
программы Родословие Всероссийского туристско
краеведческого движения обучающихся Отечество действительный
член Историко Родословного Общества в Москве
и Всероссийского Геральдического Общества, член Союза
Краеведов России и Российского Общества историков архивистов,
г. Москва. 12
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Александрова Н.А. Историко-генеалогическое краеведение учащихся: формирование, опыт, перспективы (2002)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|