Акунов В.В.
Краткая история военно-духовных орденов
// Гербовед. №56. (2002)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2002. № 2 (56). С. 85-89
Аннотация: Возникшие в эпоху Крестовых походов рыцарские, или военно-духовные, союзы или братства - ордены (следует говорить «ордены», если имеешь в виду монашеский или рыцарско-монашеский союз, и «ордена», когда речь идет о наградных знаках, хотя эти два понятия взаимосвязаны) были полностью уравнены в правах с возникшими несколько ранее чисто монашескими орденами.
Об авторе публикации/статьи:
Акунов В.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 23452 знаков (с пробелами)
ФАЛЕРИСТИКА
В Акунов, Москва
К.Р4ТК4Я ИGТОРИЯ
G06HHO ДVXO.GHЫX ОРД6НО.
GДревней христианской Церкви было не чуждо взятое из Ветхого Завета
крылатое выражение Жизнь человека есть борьба В переводе Священного
Писания на латинский язык, сделанном в III веке н так называемой Вульгате слово борьба переведено как милиция militia
т буквально рать воинство ополчение ибо оно имело еще и
такое значение, аналогично тому, как в церковнославянском и древнерусском
языках слово рать имело два значения битва не хвались идучи
на рать но в то же время и войско во время Отечественной войны 18 12 года русские ополченцы именовались ратниками вооруженные
силы Приамурского Собора генерала М Дитерихса в 1920 1922 гг. носили
официальное название Земская Рать и т
Однако первые христиане вели духовную брань и бились исключительно духовным мечом ибо руки их были нередко в оковах. Они принимали
мученическую кончину, не обнажая меча против римских властей,
памятуя о словах Спасителя, сказанных им апостолу, который
извлек меч свой и отсек ухо рабу иудейского первосвященника, схватившему
Христа Возврати меч свой в его место, ибо все, взявшие меч,
мечом погибнут
Но вели они, хоть и духовную, но все же брань, и, видимо, потому Святой
Бенедикт Нурсийский, основатель западноевропейского монашества,
назвал в 543 г. монастырскую жизнь духовной ратной т военной
службой а монахов, оставляющих мир и все, что в миру, ради Господа ратью Христовой или Христовым воинством militia сhristi Со временем,
по мере возрастания хаоса в Западной Европе, подвергавшейся с
начала Средневековья нападениям бесчисленных полчищ враждебных
христианству варварских народов мадьяр, аваров, норманнов, куманов половцев и множества других, Западная Церковь была вынуждена, наряду
с духовным мечом, вооружиться и мечом вполне земным, железным,
выпавшим из ослабевших рук светской власти.
Наибольшую угрозу для христианской цивилизации Западной Европы
начиная с VI в. представлял ислам, именуемый по имени своего основателя
также магометанством. За каких то 100 лет, прошедших с 632 по
732 гг., мусульмане отняли у христианского мира полностью христианизированные
за много веков до того территории Северной Африки и Западной
Азии, за исключением Малой Азии. Но к 1000 году от Р исламские
орды уже завоевали большую часть Малой Азии, дотоле принадлежавших 85
крупнейшей державе Восточного Христианства православной ВосточноРимской
Империи которую мы привыкли называть Византийской хотя
это название и антиисторично и попытались, используя свое военное
превосходство на море, покорить также средиземноморские христианские
страны Запада. Однако прочно закрепиться магометанам удалось только
в Испании.
Эта череда мусульманских нашествий в VII, VIII и особенно XI веках
поставила христианскую Церковь на грань катастрофы, лишив ее больше
половины территории земель, причем наиболее процветающих, богатых и
культурных.
Наконец христиане, собравшись с силами, в период 1096 129 1гг. в так
тазываемую эпоху Крестовых походов отвоевали и долго удерживали
перед лицом превосходящих сил ислама Сирию и Палестину Святую
Землю, с главнейшими святынями христианского мира. Тем самым, они
вогнали клин между мусульманскими державами Азии и Африки, вступившими
в период внутренних конфликтов, что привело к ослаблению их
стремительной наступательной мощи, приведшей к громадным исламским
завоеваниям предыдущих столетий. Крестоносцы называвшие себя пилигримами,
т паломниками в Святую Землю во главе с рыцарями, т
конными ратниками по латыни militia armata ибо латинское слово miles воин ратник к тому времени стало означать исключительно
конного рыцаря кавалера т в первоначальном значении этого слова конника кавалериста шли на брань под знаменем Креста, с боевым
кличем Deus vu Так хочет Бог
В ходе священной войны им удалось, наконец, преодолеть противоречие
между службой Богу и ратной службой. Поэтому возникшие в эпоху
Крестовых походов рыцарские, или военно духовные, союзы или братства ордены следует говорить ордены если имеешь в виду монашеский
или рыцарско монашеский союз, и ордена когда речь идет о наградных
знаках, хотя эти два понятия взаимосвязаны были полностью уравнены в
правах с возникшими несколько ранее чисто монашескими орденами.
Отныне рыцари, сражавшиеся с мечом в руке, могли одновременно принять
монашеский постриг и носить поверх брони рясу со Святым Крестом.
Так возникло новое Христово воинство, militia сhristi в буквальном
смысле слова, признававшее над собой только власть римского Папы хотя первоначально между ним и Папой попытался встать Патриарх Иерусалимский
Следует сразу оговориться, что термин орден от лат. ordo т порядок для обозначения новых военно монашеских союзов устоялся
далеко не сразу. Долгое время эти ордены назывались также fratemitas братствами liga лигами и даже religio религиями в том же
значении объединений Зачастую и по сей день ведутся споры о том,
чем являлись те или иные из них.
Дело в том, что наряду с духовно рыцарскими орденами в XII и XIII вв.
в Святой Земле возникли близкие по своему характеру к орденам военно 86
религиозные объединения христианских горожан, также именовавшиеся
братствами, и позднейшие историки часто путали их друг с другом. Известно
семь таких ополченческих братств, возникших во второй половине
XII века 1братство Святого Андрея, обосновавшееся в Акре Акко, Акконе, Сен
Жан д Акре
2 братство Святого Петра в том же городе,
3 братство пизанцев граждан итальянского города Пизы в Святой
Земле,
4 общеитальянское братство Святого Духа,
5 испанское братство Святого Иакова,
6 английское братство, названное именем короля Эдуарда Исповедника,
7 братство Святого Георгия в городах Лидце и Вифлееме.
Главное различие между этими военными братствами и военно духовными
орденами заключалось в следующем. Братства представляли собой
не постоянные, а временные милиционные ассоциации, включавшие в
свой состав земляков пилигримов, главным образом купцов и ремесленных
мастеров кузнецов, оружейников, каменщиков, плотников, шорников,
столяров, ювелиров и проч. прибывавших по своим делам в Иерусалимское
королевство и другие государства крестоносцев на Востоке, и вынужденных,
иногда в силу обета, но чаще в силу обстоятельств, принимать
участие в вооруженной борьбе с сарацинами т мусульманами так,
например, ректорами, т предводителями итальянского братства Святого
Духа были два золотых дел мастера. Другое отличие палестинских военных
братств от военно духовных орденов заключалось в том, что некоторые
из них например, братство Св. Георгия в Лидце и Вифлееме объединяли
в своих рядах не только латинян т католиков но и восточных
христиан несториан, мелкитов, яковитов, маронитов, а в Эдесском граф
стве и армян григориан.
Во время с 00 по 1300 г. возникли 15 крупнейших духовно рыцарских
орденов, составлявших основную ударную военную силу западных христианских
народов в борьбе с мусульманами и язычниками. В отличие от
крестоносных ополчений светского рыцарства, которые по завершении
очередного паломничества возвращались домой, рыцари монахи постоянно
оставались на фронте борьбы с антихристианскими силами.
Наибольшей известностью пользуются следующие военно монашеские
ордены 1Орден Храма, храмовников, или тамплиеров Орден бедных рыцарей
Христа и Храма Соломонова этот первый созданный исключительно
в военных целях для вооруженной защиты паломников к святым местам духовно рыцарский орден был основан около 20 г. позднее он дал
начало испанскому ордену Монтезы и португальскому ордену Христа
2 Орден иоаннитов, или госпитальеров странноприимцев от слова госпиталь т странноприимный дом значение военная больница
данное слово приобрело позднее он был создан между 1050 и 1080 гг. в 87
качестве братства по уходу за голодными и усталыми паломниками и
лишь шесть десятилетий спустя взял на себя также функции военного
рыцарского ордена
3 Орден Святого Гроба или Гроба Господня основанный в 20 г.
для охраны этой главнейшей святыни всего Христианского мира он отличался
от тамплиеров, иоаннитов и других учрежденных в Палестине военно
духовных орденов тем, что с самого дня своего основания подчинялся
не римскому Папе, а католическому патриарху Иерусалимскому после
ликвидации Иерусалимского королевства с связи с невозможностью охранять
далее Гроб Господень орден потерял быпое значение, но сохранился
до наших дней и, между прочим, имеет православную ветвь
4 Орден Святого Лазаря точный год основания неизвестен чьи рыцари кавалеры преимущественно итальянского происхождения, носившие
черную одежду с белой каймой и зеленым крестом, с наряду с ратной
службой, лечили больных паломников поэтому орденская больница называлась лазарет Позднее орден Святого Лазаря перешел исключительно
на лечение прокаженных избирая себе даже магистра из числа рьщарей,
зараженных проказой а уход за другими больными взяли на себя
госпитальеры
5 Орден Святого Духа, учрежденный в 90 г. также для ухода за
больными и ранеными пилигримами
6 Орден Святого Бенедикта Авизского Эворы основан в 45 г. для
борьбы с мусульманами маврами главным образом в Португалии
7 Орден Алькантары основан в 57 г., как и следующие три ордена,
для борьбы с маврами, также главным образом в Испании
8 Орден Калатравы или Сальватьерры основан между 58 и 63 гг.
9 Орден Крыла Святого Архангела Михаила основан в 67 г. 10 Орден Святого Иакова и Меча Сантьяго основан в 60 70 гг. Орден Лилии точный год основания неизвестен 12 Орден Святого Лаврентия до нас дошло только его название 13 Орден Монжуа или Пресвятой Богородицы Монжуа основан в 80 г. 14 Тевтонский, или Немецкий, орден полное название Орден Немецкого
госпиталя Святой Марии что в Иерусалиме позднее Тевтонский Орден
Святой Марии Орден рыцарей Дома Святой Марии и др. основан в 90 г. 15 Орден гладиферов, или братьев меченосцев основан в 1202 г. в
Ливонии 16 Добринский добрынский, Добжинский орден, основанный в 1228 г.
Первые двенадцать из вышеперечисленных духовно рыцарских орденов
были основаны представителями романских народов французами,
итальянцами, португальцами, испанцами, следующие два ордена немцами в тогдашнем смысле этого слова подданными Священной
Римской Империи германской нации последний поляками хотя его
костяк составляли также немецкие рыцари Однако широкую международ 88
ную известность было суждено снискать только двум интернациональным по составу военно духовным орденам храмовникам и иоаннитам,
да еще Тевтонскому Немецкому ордену. Судьба прочих, более мелких национальных орденов чаще всего была аналогична судьбе их стран, и
они, подобно своим странам, были вынуждены признать над собой верховную
власть местного государя или же были распущены таковым. В 13 12 г. такая судьба постигла даже самый могущественный и богатый
военно духовный орден храмовников. Состоявшие преимущественно из
немцев Добринский орден и Орден меченосцев были поглощены Тевтонским
орденом, первый из них в 1235, а второй в 1237 г. с тех пор он существовал
на правах филиала, но, вопреки широко распространенному заблуждению,
отнюдь не под названием Ливонского ордена
В дальнейшем мы более подробно коснемся истории некоторых из
вышеперечисленных духовно рыцарских орденов.
Вольфганг в православном крещении Владимир Викторович
АКУНОВ, Рыцарь Чести Державного Православного Ордена
рыцарей Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского бывшее Российское Великое Приорство в Санкт Петербурге
президент Русской Службы помощи Суверенного Военного
Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса
и Мальты Русской Мальтийской Помощи соратник Российского
Имперского Союза Ордена, директор по международным
связям Русского Александровского Имперского Комитета,
член Национального Комитета Кавалеров Русских Императорских
Орденов, директор по международным связям Николаевского
Имперского Комитета, член Союза графа Келлера,
член Дроздовского объединения в России, член Военноисторической
ассоциации России, действительный член Военно
исторической Комиссии Центрального Совета Всероссийского
общества охраны памятников истории и культуры, член
Землячества казаков в Москве и Союза Казачьих Офицеров,
подполковник Сводно добровольческого ген. П Краснова
офицерского полка Белого Союза Казачьих Войск, офицер
Корниловского Ударного полка Московского Корпуса и Добровольческого
Корпуса, действительный член Морского Собрания,
представитель Товарищества XV Казачьего Кавалерийского
Корпуса им. ген. Гельмута фон Паннвица в России, член
Союза журналистов России, член Международной федерации
журналистов, действительный член Международной академии
энергоинформационных наук и проч., г. Москва. 89
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Акунов В.В. Краткая история военно-духовных орденов (2002)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|