Д Фёдоров, Марии ский Посад
К 450 летию добровольного
вхождения чувашского народа
в состав Русского государства.
ВQЛКИ G GИМ.GQЛИК6
ЧV.G 1ШGКОЙ Р6GПУБЛИКИ
В 200 1году Чувашская республика будет праздновать 450 летие добровольного
вхождения чувашского народа в состав Русского государства. В
связи со знаменательной датой, под методическим руководством экспертов
геральдического Совета при Президенте Российской Федерации разработаны
парадная версия герба Чувашской республики, проекты символа президентской
власти Знака Президента Чувашской республики и Памятного
знака Президента Чувашской республики.
Необходимо упомянуть ряд методических рекомендаций по разработке
территориальных и муниципальных гербов, составленных советником геральдического
Совета при Президенте Российской Федерации М. Ю. Медведевым Обращаясь к перечисленным здесь нормам, стоит учитывать, что формально
гербоведческие принципы неразрывно связаны с такими важнейшими
функциями герба, как юридическая герб является объектом права и
в то же время представляет своего обладателя в качестве субъекта права
репрезентативная герб парадный, торжественный знак и прежде всего
опознавательная. Некоторые правила составления гербов могут показаться
на первый взгляд архаичными, неактуальными, недостаточно логичными и
т Однако их несоблюдение неизбежно наносит урон гербу его nравdвой
корректности, парадности и узнаваемости.
Короны в гербах не являются и никогда не являлись символом монархического
правления недаром они часто встречаются в гербах республик
Геральдическая корона это знак определенного достоинства и символ
собственных прав самоуправления в случае с муниципалитетами, государственной
власти в случае с субъектами Федерации Правила геральдики
и прецеденты определяют, какая именно корона соответствует тому
или иному статусу правовому, историческому и т
Шитодержатели, или фигуры в опорах щита особые элементы герба,
связываемые в российской геральдике и в большинстве других локальных
геральдических традиций с определенным высоким статусом гербовладельца.
Немногочисленные, но весомые исторические прецеденты установили в
России право на щитодержателей для центров обширных регионов сегодня
им соответствуют центры субъектов Федерации. 83
В состав герба может входить девиз лаконичная надпись. воспроизводящая
призыв, утверждение, назидание или какую либо историческую фразу.
Иное помещение надписей в гербах как в пределах, так и за пределами
щита, не согласуется с геральдическими правилами и потому неприемлемо.
Это касается прежде всего названий и их аббревиатур, а также
цифровых обозначений дат основания и т
Вообще же помещение названия в герб классический пример геральдического
дурного тона.
Герб является изобразительным именем и дополнять его писаным
именем было бы не только негеральдическим действием, но и тавтологией,
неоправданным дублированием обозначающей функции. К тому же на
бланках и гербовых печатях органов власти и са оуправления герб все
равно сопровождается надписью названием 1
В предлагаемой символике присутствует образ волка.
Цель работы обосновать в историческом контексте необходимость
присутствия волков в данных проектах, как необходимый элемент.
Чуваши народ древний с богатейшей историей. Он относится к тюркской
группе языков алтайской языковой семьи. Сегодня уже практически не остается
сомнений в том, что чуваши как и казанские татары прямые наследники
Болгарского Булгарского государства, просуществовавшего на ВолгоКамье
с IX века до 1236 года, года покорения его татаро монголами. Однако
язык, как и культура чувашей, благодаря тому, что они, находясь под властью
мусульман, оставались язычниками, мало изменился и остался наиболее
близким к булгаро суварскому.
Булгары и сувары были кочевыми племенами и пришли на Волго Камье
из Приазовья и Северного Кавказа, где под ударами хазар перестало существовать
государство Великая Болгария, основатель которого был хан Кубрат VII век
Государство Великая Болгария было создано на основе союза тюркоязычных
племен, пришедших сюда еще в веке из Средней Азии вместе с
гуннами. Среди этих племен и были болгары и сувары булгары и сувазы
Однако другое тюркское племя хазары разрушило Великую Болгарию в
начале VIII века. Сыновья Кубрата увепи болгар с этих насиженных земель.
Старший сьiн Аспарух увел часть болгар на Дунай, основав там государство
Дунайскую Болгарию. Средний же Кограт ушел на Волrо Камье. А часть
откочевала на Кавказ, став составляющей в этносе кабардино балкарцев.2
Причем же здесь волки, спросите вы
Дело в том, что волк Кашкар издревле считался священным живот 1
Медведев М Территориальные и муниципальные гербы. СПб. Государст
венный Эрмитаж. 1998. С. 5 15.
2
Чуваши этническая история и традиционная культура Иванов ВЛ., Николаев
В Дмитриев В М. Издательство ДИК, 2000. С. 14. 84
ным у чуваш. Языческая мифолоrия чуваш делит мир на три части верхний
мир, где главенствует верховный бог огня, солнца, воздуха Тура у булrар
Тенгри средний мир мир людей и нижний мир Шуйттана сатана Кроме
того чувашами почитаются и животные, в частности волк, который считается
творением Туры, несмотря на то, что ни одно хищное животное более
не удостоилось такой чести. Волки называются божьими собаками Тура йытти Они вездесущие слуги вестника судьбы пророка Пихампара.
Согласно чувашским преданиям волчица является прародительницей,
кормилицей и воспитательницей нашего n ервопредка, а волк всегда выступал
в роли вождя народа наследие древней тюркской мифологии
Кроме того, культ волка был и у древних великих болгар. Казанский исследователь
Ф. Салихов отмечал, что у древних болгар был развит культ
собаки, считавшейся священным животным. Однако, как уже было сказано
выше под понятием божьей собаки, священной собаки Тура йытти у чувашей
понимается волк.
В статье Д Бойко Агнец и Лев в журнале Гербовед 20, автор
говорит В районе села Мадара в Дунайской Болгарии расположен протоболrарский
храм капище. Здесь выдолблен в камне рельеф, известный как Мадарский всадник Он представляет собой всадника на скачущем иноходью
коне и поражающего копьем агонизирующего льва а за всадником
бежит собака. Болгарские исследователи Дончев и Аладжов полагают, что
в образе льва изображен противник протоболrар император Лев V 8 13
820 а всадник является образом единого верховного бога древних болгар,
бога неба, солнца и огня Тенгри. Лишь изображение собаки не привлекло к
себе внимание, хотя композиция рельефа указывает ответ в фиrу е собаки
показано само болгарское племя, следующее за своим богом Оговоримся
сразу, что под термином протоболrар историки понимают именно тех
аспаруховых древних болгар, пришедших на Дунай в начале VIII века.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что за всадником, олицетво
ряющим бога Тенrри, бежит не просто собака, а божья собака Тура йытти
у чувашей, или волк. Ничеrо удивительного, что мифология древних болгар
и чуваш идентична, ведь корень происхождения этих народов един.
Автор ныне используемого варианта краткого герба Чувашской республики заслуженный член Всероссийского Геральдического Общества Э
Юрьев г. Чебоксары.
Автором же данного проекта парадной версии герба Чувашской республики
явл ется действительный член Всероссийского Геральдического Общества
В Шипунов г. Мариинский Посад Чувашской республики. Ниже
приводится геральдическое описание проекта блаэон который был составлен
советником Геральдического совета при Президенте Российской
Федерации М Медведевым. 1
Бойко Д Агнец и Лев Гербовед. 1997. 8 20 С. 109. 85
ОПИСАНИЕ ГЕРБА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В золотом поле вырастающее из пурпурной оконечности дерево такого
же цвета о шести ветвях, имеющих вид угловато многократно загнутых полос
две верхние ветви загнуты навстречу друг другу, а остальные четыре
в стороны оконечность и ствол дерева имеют внутреннюю кайму в цвет
поля, причем кайма оконечности расторгнута посередине и соединена с
каймой ствола во главе дерево сопровождено дугообразно положенными и
развернутыми сообразно щиту сквозными пурпурными осьмиконечными
звездами в виде косsенных вырубных крестов касающихся ветвей дерева.
Щит увенчан символической короной Чувашской Республики имеющей
золотой узорный обруч с тремя видимыми зубцами в виде осьмиконечных
звезд, средний в виде косвенного вырубного креста, боковые в виде прямых вырубных крестов, и три видимых дужки с золотыми жемчужинами,
завершенные золотым шаром державой, увенчанным деревом о шести
ветвях той же формы, что и в щите корона подложена пурпуром
Щитодержатели серебреные, с червлеными языками и золотыми когrями
крылатые волки оконечность золотая, украшенная стеблями хмеля.
Девиз ПУЛ НА ПУР ПУЛА ТПАР начертан золотыми литерами на пурпурной,
с золотой подкладкой, ленте.
Говоря о символике герба Чувашии отметим, что она была составлена
автором парадной версии герба Чувашии В Шиnуновым.
СИМВОЛИКА ГЕРБА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В золотом поле пурпуровая древне чувашская эмблема Древо Жизни силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее
и долговечное, стойкое к природным стихиям. Кроме того, Древо Жизни
как единый организм, олицетворяет собой единство народов проживающих
на территории Чувашской Республики.
Желтый золото и пурпуровый сиреневый традиционные цвета чувашского
народа. Золото в геральдическом толковании богатство, справедливость,
милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпур
в геральдическом толковании достоинство, моrущество, мужество,
сила. Древо Жизни увенчано тремя дугообразно пурпурными звездами.
Осьмиконечные звезды Три солнца символизируют солнечный свет, дарящий
жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды
означает чувашское народное понятие ПУЛНА, ПУР, ПУЛАТПАР Быnи, Есть, Будем и является девизом герба Чувашской Республики,
который начертан золотыми литерами на пурпурной с золотой подкладкой 86
ПРОЕКТ ДО IЖJЮСТНОГО 3 А 1Л ПРЕЗ ДЕtПА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБlIИКИ И
ПАМЯТНОГО ЗНАМ ПРЕЗидЕtПА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБlIИК. 87
ленте Девизная лента заканчивается золотыми стеблями хмеля, широко
распространенного в растениеводстве Чувашии.
Щит герба Чувашской Республики увенчан символической золотой короной
Чувашской Республики
подложенной пурпуром, которая отражает идею
государственности Чувашии.
Щитодержатели серебреные крылатые волки, означающие тюркское
происхождение чувашского народа и имеющие связь с современностью
через крылья. Чувашская Республика родина третьего космонавта СССР А Николаева.
ПАРАДНАЯ ВЕРСИЯ ГЕРБА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В заключение отмечу, что на мой взгляд в работе достаточно обосновано
использование в символике Чувашии волков, как неотъемлемых элементов
чувашской культуры. Волк в геральдическом толковании инстинкт самосохранения,
поразительной самоотверженной верности семье или стае,
верно сти вожаку, матерому волк у.
Зверь, которого испокон веков почитали, всегда со провождал чувашский
народ. Народ тихий, трудолюбивый, но всегда стремившийся к справедливости
и свободе. Именно волк олицетворяет свобо ду и справедливость
Волки и теперь живут в наших лесах, оберегая великие тайны природы,
помогая людям понять необходимость подцержания равновесия сил. 88