| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №48. (2000) › Айтов А.Б. История развития иконописи в России | ||||||
Айтов А.Б.
История развития иконописи в России// Гербовед. №48. (2000)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 10 (48). С. 22-28, 02 (вторая страница обложки) Аннотация: Искусство иконописания возникло на Руси с принs:пием христианства и вместе с ним пришло из Византии. О первых привезенных на Русь иконах сообщается в источниках X-XI веков. Эти иконы помещались во вновь построенные храмы и на многие века становились почитаемыми святынями. Большой размах строительных и живописных работ в русских городах неизбежно вызывал потребность в собственных мастерах. И такие появились. Сначала они стали прилежными учениками греков, но уже очень скоро обрели творческую самостоятельность. Об авторе публикации/статьи: Айтов А.Б. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 31193 знаков (с пробелами)
А Айтов, Москва ИGТО.РИЯ РЮ8ИТИЯ ИКОНОПИGИ 8 РОGGИИ см. ил. на 2 й стр. обложки Искусство иконописания возникло на Руси с принs пием христианства и вместе с ним пришло из Византии. О первых привезенных на Русь иконах сообщается в источниках X XI веков. Эти иконы помещались во вновь построенные храмы и на многие века становились почитаемыми святынями. Большой размах строительных и живописных работ в русских городах неизбежно вызывал потребность в собственных мастерах. И такие появились. Сначала они стали прилежными учениками греков, но уже очень скоро обрели творческую самостоятельность. Классическим веком русской иконописи принято считать XV столетие. В эпоху активного стремления к общерусскому объединению, в эпоху, ос вященную памятью о победе на Куликовом поле, создаются произведения высочайшего художественного уровня. Тема единения, с небывалой прежде чистотой и возвышенностью прозвучала в иконописи Москвы, найдя свое воплощение в Троице Андрея Рублева. Образы, созданные Московской иконописью XV века, полны глубокой внутренней тишины, обращены к светлому духовному миру человека, воплощая его мечту о высоком нравственном идеале. К концу XV столетия Русь, объединившаяся под властью Москвы, полностью избавляется от веками тяготевшего над ней ордынского ига. Чувство освобождения, прочная уверенность в торжестве добра и любви, вызвали высокий духовный подъем, ярким свидетельством которого стало творчество Дионисия. Сила мастерства Дионисия была такова, что и Москва и окружающие ее земли в течение нескольких десятилетий, вплоть до середины XVI века, находились под его впечатлением и обаянием. Значительно оживляется художественная жизнь городов Поволжья. Особенно быстро набирает силу Ярославль, выдвигающийся на одну из первых ролей в художественной жизни страны. С середины XVII века труд изографа оказывается в Ярославле одним из самых почетных. На деньги купцов и посадских людей создаются грандиозные циклы стенописи, пишется множество икон. Местные мастера получают широкую известность на Руси. Их вызывают постоянно на работу к царскому двору в Москву, многие из н х удостаиваются чести быть принятыми в число Жалован ных царских изо графов большой объем живописных работ привлекал в Ярославль иногородних мастеров. Некоторое время в городе работал Федор Зубов, позднее жалованный царский изограф кремлевская школа, ученик Симона Ушакова В середине 70 х годов XVII века в Ярославль прибыл из Холмогор замечательный художник Семен Спиридонов. 22 Семен Спиридонов получил признание у ярославских купцов очень ыстро. И когда в 1576 году к городскому воеводе пришел запрос на осылку к государевым работам в Оружейный приказ местных икоописцев, пр,иезжего мастера направили в Москву во главе артели рославских художников. В столице он принял участие в украшении ниатюрами огромного Евангелия, которое готовили по распоряже. ю царя Федора Алексеевича. Симон Ушаков и другие старшие жалова ные изографы царской придворной мастерской дали искусству о могорца высокую оценку. До недавнего времени исследователи несправедливо пренебрегаизучением живописи средневековья, усматривая в ней черты угасая и кризиса и видя лишь утраты, которое понесло искусство Древней си в сравнении с его классическим периодом. Этот взгляд привел к еверному истолкованию многих явлений художественной жизни поедующей поры, так как их истоки крылись именно в культуре XVII зе а, когда на основе отечественных традиций происходило освоение а адноевропейского художественного опыта, просветительских идей, а етилось новое понимание роли человеческой личности. В течение в его столетия в горячей полемике и спорах непримиримых защитниов старого миропорядка и трудно пробивавшегося нового рождались сваивались передовые идеи времени. Искусство в полной мере отаз ло эту противоречивую и бурную эпоху. Огромное напряжение овной жизни выплеснулось в XVII веке в строительстве сотен храв, в создании грандиозных ансамблей фресок, величественных ико стасов. Особую группу произведений начала XVII века представляют произения так называемого Строгановского письма. Сложившийся в осв ых своих формах в конце XVI века иконописный стиль, получил в сре е очитателей и коллекционеров свое название по фамилии богатейших ышленников и меценатов Строгановых, и стал неизменно привлека е ь ым для многих художников. Естественно, что особенности авторского ерка приобретают важное значение. Не случайно иконы Строганова о i письма часто подписывались если не самими художниками, то вла е ами произведений. ачиная с сороковых годов XVII века, особенно активизировалась дея р ь ость Оружейной палаты Московского Кремля. Собирая мастеров из з х городов Русской земли, Оружейная палата взяла под контроль все оль о нибудь значительные художественные силы в государстве. Под одством жалованных царских изографов были проведены в XVI I веке иозные мероприятия по украшению соборов Кремля и других мосх храмов. Иконописные мастерские Оружейной палаты были на ей школой высочайшего мастерства. Ведущую группу мастеров воз. л Симон Ушаков, который имел дворянское звание и являлся не о создате ем Кремлевской школы иконописи но и родоначальнирусской портретной школы. 23 Прожив некоторое время в Италии и изучив тамошнее искусство, он по возвращении на Родину стремился модернизировать средневековые иконописные переводы, употребляя светотеневую лепку объемов, используя элементы прямой перспективы. Сегодня многие художники стремятся овладеть секретами Кремлевской школы но как раз этой школой дано владеть не каждому. В X III столетии внимание профессиональных художников в основном переключилось на светскую тематику. После утвержден 1я Петербургской Академии художеств традиционное иконописание стало приходить в упадок. Его перестали понимать и ценить. Тем не менее именно в XIX веке возрождается интерес к иконе, иконописание становится массовым видом искусства. Иконописную продукцию выпускают крупные московские и петербургские частные мастерские, появляется множество сельских мастерских, наводняющих рынок примитивной нехудожественной иконой. Уровень иконописания стремительно снижается. Особенно ощутимый удар традиционной рукописной иконе нанесло распространение дешевых печатных изображений на бумаге и жести например, фирмы Жако и Бонакер Поэтому в конце XIX и в начале ХХ вв. делаются попытки возродить традиционную рукописную икону. При комитете попечительства о русской иконописи учреждается специальная школа, обсуждается вопрос о введении в Академии художеств иконописной мастерской. Проблемы продолжения традиций иконописи ставятся на Всероссийском съезде художников в декабре 19 9 12 годов. Но грядут другие времена, и иконопись надолго выпадает из жизни России. На сегодняшний день ситуация в этой области вызывает удручающее впечатление. Иконописное дело в России возрождается с большими трудностями и проблемами, так как для выполнения работ на высоком художественном уровне мастеру необходимо обладать уникальным комплексом знаний. Это и стилевые особенности рисунка, и несколько видов позолоты, и тонкости работы гравировки, и яичная темпера, где в отличии от масляной живописи абсолютно другая техника, а также несколько видов письма золотом, орнаментальные росписи черневого письма, цвечение золота в отделке одежд и техника личного письма. На ряду с этим необходимо хорошо разбираться в стилевых особенностях иконописных школ и мастерских прошлого. Все зто мастер должен применять на практике, причем на высоком художественном уровне, и таких мастеров можно пересчитать на пальцах одной руки. Как правило, уровень произведений иконописи таких мастеров представляет собой высший класс и относится в большей степени к искусству, чем к ремеслу. Но общая масса изделий на сегодняшнем рынке иконописи, ужёIсающе низкого уровня, как антиквариата, так и но вых изделий. Достойные произведения просто не выставляются рядом с массой низкосортной продукции. Поэтому настоящее иконописное искусство России не представлено не только в России, но и в мире. 24 Икона Образ пресвятой богородицы Казанская Впервые икона с образом пресвятой богородицы Казанская явилась в городе Казани. Праздник Явление иконы пресвятой богородицы Казанской отмечается с 1579 года. С тех пор было не мало чудесных проявлений этой иконой. Одно из них было в древнем Пскове, осажденном ляхами и Литвою, во время войны Иоанна с королем Стефаном Баторием. В честь этого события празднование Казанской иконе Божией Матери отмечается с 16 12 года. Эта икона является чудотворной. Позже быяо сделано несколько списков с этой иконы, которые так же стали в последствии чудотворными. Представленная икона Образ пресвятой богородицы Казанская см. л. на 2 й стр. обложки выполнена ведущим мастером Русской иконаиеной мастерской Валерием Зарубенко по вновь отрисованным прорисям, собранным с многих икон пресвятой богородицы Казанская и является уникальным произведением русского иконописного искусства. Икона сполнена по старинным технологиям известнейшей иконописной школы XV века, называемой школой царских изографов или Кремлевской или школой Оружейной палаты Икона выполнена на доске из липы размером 30х40 см, с двумя врезными дубовыми клиньями, грунтованная по паволоке иконным евкасом. Поля иконы вызолочены сусальным золотом и отделаны ерневыми орнаментами. Фон иконы гравирован и в последствии так е позолочен. Мафорий богородицы написан яичной темперой, приго вленной вручную на основе минералов. Пробела мафория написаны Вореным золотом, приготовленным так же вручную, и представляют бой классический пример школьного золотопробельного письма. ссист гиматия и хитона написаны тоже твореным золотом. Обшлага афория и хитона позолочены и украшены писанными жемчугами с етальной преработкой. Золотопробельное письмо Кремлевской олы наиболее трудоемкое по исполнению, пишется в перо, по за а ее отработанному рисунку и строится в нескольких плоскостях по ассиву, не подлежит исправлению, впрочем, как и все остальное ная темпера не исправляется. Особое внимание следует уделить ому письму письмо ликов, открытых участков тел называется ым Светоносное письмо выполнено яичной темперой, в реали еской манере, но со своей стилизацией, принятой Кремлевской ой Все плави мягкие, прозрачные и сплавлены в один общий Лики, написанные таким образом, излучают мягкий, внутренний св т6носное письмо Это одно из правил школы. Взгляд богороусrремлен на зрителя и заставляет подумать о многом. с ователем Кремлевской школы иконописи явля ся московский ин Симон Ушаков, работавший в конце XVII века в иконописных ских Оружейной палаты Московского Кремля. Под его руководст 25 вом выполнялись царские заказы, а так же заказы высшей иерархии Русской Православной церкви, в том числе и для купцов Стро г ановых В мастерских были собраны лучшие художественные силы со всей России, для выполнения заказов вызывались и доставлялись в Москву мастера из самых дальних уголков страны, было позволено даже выкупать таJlантливых крепостных художников. Симон Ушаков являлся не только родоначальником Кремлевской школы иконописи, но и законодателем русской портретной школы. Эти два вида изобразительного искусства имеют коренные и принципиальные различия между собой. Икона по сути своей ирреальна, а портрет реален. Симон Ушаков первый стал применять новаторские идеи в моделировке светотени, по аналогии с западноевропейскими художниками. Лики стали объемными, выразительными, стала применяться прямая перспектива в изображении интерьеров и пейзажей. Обилие золота на одеждах усиливало объем фигур, глубокие тени одежд подчеркивали действие или статичность явлений происходящих в иконе. Стремление Симона Ушакова переделать средневековые иконописные переводы прориси на шло яркое подтверждение в его работах, представленных и в Третьяковской галерее, и в Троице Сергиевой Лавре, и в домовой церкви патриарха Всея Руси Алексия До сих пор иконы написанные мастерами Оружейной палаты служат для многих художников работающих в этом направлении, эталоном по исполнительскому уровню и мастерству, так как для всякого вида искусства, для иконописи в том числе, обязателен исполнительский уровень и мастерство. К сожалению, до сих пор вклад Симона Ушакова в русскую изобразительную культуру не оценен. Некоторые стилевые особенности иконописи Кремлевской школы Реальные пропорции фигур, учитывающие анатомическое строение тела, светоносное объемное личное письмо, с применением светотени. Реальная и детальная проработка складок одежд, обилие черневых орнаментов, отделка лат воинов черневым письмом. Одежды пишутся с золотыми пробелами, причем характер пробелов имеет свои особенности, присущие только этой школе. Характерные фона икон бирюзовые, сочная плотная цветовая гамма, сложная фантастика пейзажных фонов. И естественно, высокий уровень исполнительского мастерства с соблюдением технолоп 1й принятых данной школы В настоящее время появляется повышенный интерес 1русской иконе. Появляются ценители подобных произведений, которые могут по достоинству оценить искусство русских мастеров, и вся деятельность Русской иконописной мастерской направлена на возрождение былого мастерства и славных традиций, заложенных Симоном Ушаковым. 26 Основные этапы и особенности выполнения работ по технологии Кремлевской школы в Русской иконописи. 1Подготовительный этап. Подборка древесины липа, дуб, кипарис Заготовка доски склеивается осетровым клеем, с последующим врезанием дубовых поперечных клиньев. 1По отработанной веками технологии наносится паволока, после чего накладывается грунт иконный левкас приготовленный в ручную мастером. 1Все это позволяет обеспечить сохранность произведений на доле годы. 2. После детальной проработки и нанесения рисунка выполняются работы, связанные с позолотой. При роскрыши мастером готовятся и наносятся вручную минеральные краски на яичной эмульсии яичная темпера З. Приготовление твореного золота. Приготовление производится вручную и по качеству зависит от мастерства и опыта мастера. 4. Особенности письма. 4. 1Личное письмо светоносное и более реалистичное с соблюдением равил анатомии. Особенности светоносного письма заключаются в том, о лики должны излучать внутренний свет. 4 Для создания объемности фигур, светлые участки одежд расписыrся твореным золотом золотопробельное письмо которое по трудое ости и мастерству исполнения существенно отличается от других ико исных школ. 5. Заключительный этап. 5. 1Для сохранения красочного слоя мастером вручную приготавливае покрывной лак, который наносится без кисти, рукой мастера. 5 2. Полное отвердение пака происходит в течение 10 12 месяцев, что альнейшем обеспечивает долговечность и сохранность данного произения. етальное соблюдение всех технологий Кремлевской школы сnечивает сохранение свежести и яркости красок на долгие годы. ивительно, что при рассмотрении более ранних работ написанастерами Кремлевской школы создается впечатление, что алисаны сегодня. 27 Изготовление киотов. 1Параллельно с написанием иконы мастера краснодеревщики совместно с изографом делают проработку чертежей и рисунков деревянного обрамления будущей иконы киота се стеклянной дверью. 2. Киоты выполняются из ценных пород дерева высшего сорта с учетом особенностей и характера данного произведения. 3. Резьба орнамента выполняется с большим насыщением выпуклых и вогнутых поверхностей с детальной проработкой каждого узора. 4. На отдельные участки резьбы наносится позолота сусальным золотом 960 пробы. 5 По завершению работ все изделие покрывается специальным лаковым составом вручную приготовленным мастером. Несколько слов о мастере Русской иконописной мастерской Валерий Алексеевич Зарубенко, мастер, 39 лет. В 1992 году закончил иконописную школу Возрожденная Русь диплом N2 83 13 В 1996 году был принят в иконописную мастерскую Александрия при отделе внешних церковных сношений Московской патриархии. Работа в артели заключалась в письме иконостасов для Московских храмов. В настоящее время работает как частный мастер с магазином по продажам икон Свято Даниловского монастыря. Немалое количество его раб п находится в частных коллекциях дальнего зарубежья. Несколько работ в правительственных структурах Москвы Одна работа у президента Белорусской республики Александра Лукашенко. АЙТОВ Александр Борисович, директор Русской иконопис ой мастерской Кремлевская школа психолог, философ, эзотерик, г. Москва. 28 ИGТОРИЯ Р4З.GИТИЯ ИКОПОПИGИ G РОGGИИ см. стр. 22 Икона Образ пресвятой богородицы Казанская Изготовлена в 2000 году ведущим мастером Русской иконописной мастерской Валерием Зарубенко. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Айтов А.Б. История развития иконописи в России (2000)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |