Молявко-Высоцкий А.П.
О древней печати Всевеликого Войска Донского
// Гербовед. №46. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 110-111
Аннотация: В своей статье, озаглавленной «Печать Всевеликого Войска Донского», ЕЛ. Савельев, ознакомивший читателей с чрезвычайно красивыми и поэтичными легендами, высказал, между прочим, ту мысль, что донской герб, изображающий оленя, пораженного стрелой, символизирует целомудрие и имеет связь с мифом об Актеоне, превращенном Дианой в оленя, рассказанным Овидием в его «Метаморфозах» и известном, как говорит автор, древнему донскому казачеству.·
Об авторе публикации/статьи:
Молявко-Высоцкий Александр Петрович (1886-1941) (Ростов-на-Дону) российский геральдист; преподавал геральдику в Донском археологическом институте; член Донского Общества археологии и истории; кандидат технических наук.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 9553 знаков (с пробелами)
О ДР6ВН6Й П6Чt 1ТИ
ВG686ЛИКОГО BOЙGKl ДОНGКОГО
В своей статье, озаглавленной Печать Всевеликого Войска Донского
ЕЛ. Савельев, ознакомивший читателей с чрезвычайно красивыми и поэтичными
легендами, высказал, между прочим, ту мысль, что донской
герб, изображающий оленя, пораженного стрелой, символизирует целомудрие
и имеет связь с мифом об Актеоне, превращенном Дианой в оленя,
рассказанным Овидием в его Метаморфозах и известном, как говорит
автор, древнему донскому казачеству.
При помощи мифов Овидия можно было бы, конечно, объяснить не
только герб Войска Донского, как это предлагает автор упомянутой статьи,
но и другие русские гербы. Так, например, в Ярославском гербе можно
видеть Каллисто, обращенную в медведицу, в гербе города Стародуба
Филемона, превращенного в дуб, а легенда о нимфе Аретузе, превращенной,
как рассказывает Овидий, в источник, могла бы объяснить изображение
последнего в гербе Воронежской губернии.
Подобные объяснения при всей их поэтичности грешат против первого
правила символики, говорящего, что символы должны употребляться только
понятные окружающим.
К сожалению, мифы Овидия не были известны древним казакам, хотя и
встречались в Сечи изредка лица, учившиеся в Бурсе, подобно гоголевскому
Тарасу Бульбе, упоминающему про Горация и вызывающему этим
замечание Остапа Все старая собака знает, а прикидывается
Наконец, по точному смыслу мифа об Актеоне, символом целомудрия
могла служить лишь Диана, застигнутая во время купания Актеоном, последний
же мог служить символом не целомудрия, а скорее неосторожности
и легкомыслия.
Я предложил бы другое объяснение донского герба, прекрасно выраженное
самим автором в его статье следующими словами Всякие эмблемы
и символы в гербах и печатях характеризуют жизнь и деятельность
данного народа
В гербах областей и губерний России согласно этому принципу изображались
эмблемы, характеризующие флору, фауну или промышленность
данной области. Так, например, в гербе Иркутской губернии изображен
тигр, держащий соболя, фигурирующего и в гербе Иркутской области
в гербе Семипалатинской области верблюд, в гербе Закаспийской области тигр, Ферганской шелковичные бабочки, Самаркандской ветви тутового
дерева, указывающие на шелководство.
ПЛ. Сахаров в своей прекрасной статье Происхождение донского ка 1ачества к которой я отсылаю интересующихся, доказывает, что родина
rюдавляющеrо большинства первых донцов Русь. Вышли они сюда через
русские украины военно промысловыми артелями, постепенно усиливши О
м свои военные черты станиц, что и привело экс промышленников к отслоению
от Украины и водворению на оседлое житье на Дону 1
Документы 1530 1540 годов показываю 1что сельские люди Рязани и
Мещеры, не выдержавшие бесчинств ногайских гостей т послов, проходивших
через их земли в Москву, и отмстившие им самовольно, при самозащите
от спутников, которым они учинили взаимное лихо Эти
смельчаки уходили на Дон и присоединялись к военно промысловым товариществам,
спасаясь от несправедливого суда, как раненые олени от
охотников.
Олень, водившийся целыми стадами на Поле,
и изображенный на древних печатях Войска Донского,
великолепно характеризует охотничий образ
жизни этих военно промысловых артелей.
Пользуясь удобным случаем, я хочу сказать
несколько слов о компоновке герба Войске Донского
с геральдической точки зрения. По строгому
геральдическому правилу никогда нельзя при составлении
гербов класть краску на краску или металл на металл На
цветном поле должны быть помещаемы обязательно серебряные или золотые
фигуры, а на серебряном или золотом поле фигуры цветные.
Рыцари, имевшие гербы, составленные вопреки этому закону, например,
имевшие черную фигуру на голубом щите или золотую на серебряном
щите, не допускались на турнир. Гербы их считались подлежащими
специальному исследованию на предмет определения их подлинности les
armes а enquerre
Исключение составлял лишь герб Иерусалимского Королевства золотой
крест на серебряном поле. Гербы Седлецкой губернии красный олень
на серебряном поле и Курляндии серебряный олень на голубом поле
составлены по всем правилам геральдики. В случаях, когда на старых
гербах правило цветов не было соблюдено, герб изменяли, например,
если в гербе встречалась черная башня на голубом поле, то к слову черная прибавлялось означенная серебром
Изображенный на древних печатях герб Войска Донского черный
олень на голубом поле должен быть по геральдическом правилам золотым
на голубом поле серебряный уже имеется на гербе Курляндии
Кроме того, национальные флаги составляют обыкновенно по цветам
герба. Так, желто сине красные флаги Венесуэлы и Колумбии объясняются
тем, что на гербе одной из этих республик щит делится на три части
красную, золотую и синюю, а на гербе другой дважды пересечен, причем
первая часть его золотая, а вторая голубая, обремененная червлеными
глазами, рогами и копытами. Следовательно, флаг, соответствующий гербу Войска Донского Прим. Сост. должен быть сине желто красным. 1Сахаров n Происхождение донского казачества Записки Ростовскоrона
Дону Общества истории древностей и природы. Т. 2. 19 14. С. 36.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Молявко-Высоцкий А.П. О древней печати Всевеликого Войска Донского (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|