Матевосян Р.И.
Урартская геральдическая символика в гербе Багратуни
// Гербовед. №44. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 6 (44). С. 135-140
Аннотация: Родовая геральдическая символика древнеармянского феодального рода Багратуни, сыгравшего исключительную роль в античный и особенно феодальный периоды истории Армении, известна нам по миниатюре рукописи 862 г. Композиция рода включает несколько компонентов, главными из них являются парные львы (барсы ?), между которыми расположено древо жизни, ниже древа - головы змей. Над фигурами львов диски.
Об авторе публикации/статьи:
Матевосян Рафаел Иванович (Ереван) доктор исторических наук, сотрудник Института истории Национальной Академии наук Республики Армения, главный консультант по геральдике и генеалогии Совета
Союза Армянских Дворян
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Матевосяна Р.И.в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 17509 знаков (с пробелами)
Р Матевосян, д н., Ереван
VPA.PTGKtlЯ Г6РА.ЛЬДИЧ6GКlUI GИМВОЛИКА.
8 Г6РБ6 БА.ГР 1ТVПИ
Родовая геральдическая символика древнеармянского феодального
рода Багратуни, сыгравшего исключительную роль в античный и особенно
феодальный периоды истории Армении, известна нам по миниатюре рукописи
862 г. Композиция рода включает несколько компонентов, главными
из них являются парные львы барсы между которыми расположено
древо жизни, ниже древа головы змей. Над фигурами львов диски рис. 1
Композиция эта имеет древние истоки и прошла долгий поэтапный
путь развития, прежде чем получила композиционное решение, которое
мы видим на миниатюре середины IX в. Все ее основные компоненты и
дополняющие знаки известны задолго до формирования армянской феодальной
геральдики, уже в эпоху государства Урарту клинописного периода
Древней Армении. Они присутствуют на образцах урартского прикладного
искусства, обнаруженных во время археологических раскопок
это медальоны, статуэтки, амулеты, печати и т а таюке фресковая живопись.
На них изображены божества урартов Халд, Тейшеба, Шивини,
богиня Багбарту и др., с сопровождающей их культово государственной
эмблематикой.
Главным богом урартского пантеона был Халди верховное божество
всех урартских племен. Вначале Халд был покровителем царского рода,
но впоследствии его культ получил общеурартский характер, он считался
богом неба, власти, победы, жизни, семьи и т Его главный храм находился
в стране Мусасир бассейн юго западного побережья оз. Урмия
где с конца IX до конца VIII в. до н короновались урартские цари. Имеются
его фресковые, скульптурные изображения и на чеканке, иногда
вместе с супругой богиней Багбарту, часто верхом на льве, поскольку
лев являлся его идеоrраммой 1рис. 2
Багбарту имя произносилось таюке Багмашту, Арубани вначале была
главной богиней страны Мусасир, но после присоединения последней к
Урарту, Халд стал главным божеством и для Мусг сира, а Багбарту стала
его супругой и женским двойником2
Ее изображения имеются на образцах урартского художественного ремесла.
В г. Ване еще в 1907 г. была найдена бронзовая статуэтка сидящей на
троне богини в длинном платье, на груди богатое украшение, среди украшений фигура льва, лежащего на навершии кинжальчика3 рис. З и За
Фигура статуэтка совпадает с изображением сидящей на троне богини
на золотом медальоне из Топрах кале находится в Берлинском музее
совпадают поза, одежда. На медальоне богиня держит в руке ветку или
цветок. Перед богиней стоит женщина рис. 4 135
Серебряный амулет, нагрудное украшение, имеет изображение с ид ящей
на троне богини, держащей в одной руке чашу, в другой вен,у. Перед
ней женщина, подносящая жертвенного козла причем козлов приносили в
жертву только богу Халди, вероятно и его двойнику а по двум сторонам
древо жизни5 рис. 5
Та же богиня изображена на медальоне из Тейшебаини Кармир Блур,
окрестности г. Еревана богиня сидит на троне, в руке серповидный жезл,
перед ней женщина с козлом. Над богиней изображены звезда и полумесяц.
Композиция напоминает изображение на золотом медальоне из Топрах
кале6.
Древо жизни священное дерево которое было. династическим гербом
урартских царей7 и предметом культа, его изображения имеются на
официальных печатях, украшениях, фресковых рисунках Халди, Багбарту
и других боrов8 а таюке на фронтоне храма Халди в Мусасире.
С перечисленными предметами урартского художественного ремесла
композиционно и сюжетом связана гемма, найденная при археологических
раскопках в Гарни. Она считается эллинистической, но датировка требует
уточнения.
На гемме изо бражено божество с женским туловищем и львиной головой,
над головой диск. Женщина сидит на троне, справа от нее жезл и
древо жизни9 рис. 6 Композиция с ее компонентами полностью схожа с
изображением богини Багбарту на урартских медальонах.
У.рарты изображали своих богов обычно в образе людей, но в некоторых
случаях, как, например, в гарнийской гемме, можно усмотреть и остатки
их первоначального образа черты животных и птиц. Так, головной
убор богов имел свой атрибут рога. Богини, ранее изображавшиеся в
образе птиц, сохранили крылья, некоторые божества приняли вид фантастических
существ с головами животного при человеческом туловище. Все
это различные стадии антропоморфиэации божеств, имевших вначале
облик животных и птиц. Животные, ранее являлись божеством, а при антропомор иэации божеств сами стали выполнять роль посвященного им
животного о.
Изображение на гемме из Гарни очевидно отражает и енно процесс
антропоморфизации божества, поэтому, на наш взгляд, гемма скорее
относится ко времени, предшествующему появлению медальонов из Топ
ах кале и Тейшебаини и статуэтки из Вана. Поразительное сходство
композиции по сюжету и компонентам с иконографией Багбарту дает основание
для m ождествления гарнийской эмблемы с изображениями
урартской богини.
Гемма каменная печать, являлась эмблемой геральдическим знаком
одного из древних аристократических родов. И в урартскую эпоху в Мусасирском
храме хранилось золотое кольцо с печатью, для подтверждения
решений приказов Багбарту Т уже в эпоху Урарту изображение Багбарту
служило государственной символикой на официальных документах.
Композиционное сходство и геральдический характер обоих эмблем
очевиден. 136
8се основные компоненты геральдической символики, сопровождающие
изображения Багбарту лев, древо жизни и Халда диск совпадают с
компонентами родового герба феодальной эпохи княжеского рода Баrратуни.
И это совпадение не случайно.
Багбарту первоначально была богиней той династии, которая владела страной Мусасир, т пограничной армяно иранской области, югозападнее
озера Урмия. Здесь проживал народ близкий по языку к иранцам.
В языковом фонде этого народа было много иранскt 1Х слов, в том
числе и слово bag бог производное от него имя Bagbartu Багбарту
которое имеет индоевропейскую языковую основу. Того же корня имя
Багадата Баrарата. Это имя носил стратег царя Тиграна Великого, назначенный
правителем Сирии, присоединенной в 83 г. к державе Тиграна. Это
имя иранского корня, означает богом данный Историк Н. Адонц считает
Баrарата родоначальником рода Багратуни, династия, по его разъяснению,
возникла на армяно иранской этнической почве, первоначальная
родина Баrратуни лежала на атропатенской окраине, в области Багреванд
Айраратской провинции 12
В последние десятилетия появились новые данные в пользу этой версии.
В 1940 г. урартист Гр. Капанцян уточнил, что царь страны Мана соседствующей с Мусасиром и также входящей в состав Урарту Баrадати
принадлежит к роду Багратуни 13 Он упоминается в связи с событиями
7 16 Г. ДО Н
Богиня Баrбарту носила такое имя ирано арийскоrо корня, от Баr барту
трансформируется в имя Баг ар ат Баrрат аналогия Ур ар ту Арар
ат Арарат От Баrрата образуется родовая фамилия Багратуни,
иначе говоря имя Баrбарту является эпонимом фамилии Багратуни, в
которой урартский суффикс уни означает род, племя. Логичным выводом
является положение о том, что страны Мусасир и Мана в урартскую
эпо у населяли народы, близкие к иранскому языковому кругу, а указанные
две области являлись владениями предков Баrратуни. В 1945 г. в
статье, посвященной проблеме происхождения армянского народа, Б.
Пиотровский писал, что древние родовые фамилии армянских феодальных
домов связаны с Урарту не только корнями, но и формой уни т
суффиксом урартских клинописей. Так образовались фамилии Аршакуни,
Аршаруни, Мандакуни, Бзнуни, Рштуни и др. 14 Добавим от себя и Багратуни.
Урартское происхождение рода Баrратуни, высказанное еще в 1940 г.
Гр. Капанцяном, подтверждается не только данными языка и исторической
географии, но и данными геральдики родового герба, ген, зис которого
уходит в глубь урартской символики. 137
ПРИМЕЧАНИЯ 1См. так же Пиотровский Б. Ванское царство. Л., 1959. с. 223, 227, рис. 68.
Дьяконов И. К вопросу о символе Халди. Ер. Древний Восток. 8. 4. 1983. С. 193.
Амаякян С. Государственная релиmя. Ванского царства. Ер., 1990. Табл. 3.8 на
арм. яз
2 Меликишвили Г. Наири Урарту. Тб., 1954. С. 372 Лосева И. Некоторые
урартские ювелирные изделия с изображением ритуальных сцен Древний мир.
Сборник статей. Академику Василию Васильевичу Струве. М., 1962. С. 305.
См. Пиотровский Б. Искусство Урарту V VI ев. до н Л., 1962. С. 8 182
рис. 47.
4
Пиотровский Б. Указ. соч. С. 82, 84, рис. 48 Лосева И. Указ соч. С. 30 1
5 Пиотровский Б. Там же. С. 85, рис. 49 Лосева И. Указ соч. С. 303.
6 Пиотровский Б. Указ. соч. С. 85, рис. 50.
7
Дь.яконов И. Указ. соч. С. 194.
8 Рисунок печати с древом жмзни. См. Пиотровский Б. Ванское царство. Табл.
XXXV, б См. также С. 228 229. Он же. История и культура Урарту. Ер., 1944. С. 277,
280 28 1
9 См. также Аракелян Б. Очерки по истории искусства Древней Армении. Ер., 1976. С. 32 ЗЗ. Табл. XLIX, 8. 10 Пиотровский Б. Ванское царство. С. 226,227. Там же. С. 223 и у друmх авторов. 12 См. Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. СПб., 1908. С. 307, 308, 400, 4 12,
4 13. 13 Гр. Капанцян. История Урарту. Ер., 1940 на арм.яэ С. 203, 204, 2 18, 2 19.
В 1965 г. недалеко от Сисиана СюнИt D аЯ область РА была обнаружена арамейская
надпись, написанная от имени Никифора, сына Ахшахрсарта Оба они венцевозлагатели
царя Арташеса 89 160 гг. до н т представители Багратуни. См. Периханлн А. Арамейе ая надпись из Зангезура Историко филолоmческий
журнал. АН Арм. ССР. 1965, 4 Таким образом, стратег Багарат уже не основатель
JХ да, а его представитель. 1Пиотровский Б. К вопросу о происхождении армянского народа на армян.
яз. Известия АН Арм. ССР обществ. науки 1945. 6. С. 13.
Ил. 38
r с
f 1
Ил
Ил. За.
Ил 139
Ил. 4. 140
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Матевосян Р.И. Урартская геральдическая символика в гербе Багратуни (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|