| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №43. (2000) › Шумов И.Л. Опыт типологического сравнения иконографии средневековых печатей городов немецкого права и Северо-Западной Руси | ||||||
Шумов И.Л.
Опыт типологического сравнения иконографии средневековых печатей городов немецкого права и Северо-Западной Руси// Гербовед. №43. (2000)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 5 (43). С. 102-111 Аннотация: При всех различиях в иконографии, печати повсеместно обладают рядом постоянных признаков и функции их аналогичны. Различия в иконографии печатей Европы и свинцовых булл Руси, восходящих к византийским традициям достаточно сильны. Хотя в русской эмблематике, особенно в XIV-XV вв. встречаются иконографические сюжеты, заимствованные, по всей видимости, с запада, их выявление является темой для особого исследования. Пока же, ограничимся сравнением тех основ, которые лежали в основе оформления печатей в Новгороде и Пскове и городах немецкого права. Об авторе публикации/статьи: Шумов И.Л. Просмотр публикации в формате PDF: › Шумов И.Л. Опыт типологического сравнения иконографии средневековых печатей городов немецкого права и Северо-Западной Руси (2000)
› См. также другие статьи автора: Шумов И.Л.
в библиотеке найдено еще 10 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 44739 знаков (с пробелами)
И Шумов, Тверь ОПЫТ ТИПОЛОГИЧ6GКОГО GРА.ВП6ПИЯ ИКОПОГР ФИИ GP6ДП6.G6KO.GЪIX П6Ч Т6Й ГОРОДОВ П6М6ЦКОГО ПРА.В И G6.G6РО З ПЦПОЙ PVGИ Новгород и Псков представляют уникальный для Руси, но широко распространенный в Европе пример самоуправляющихся городских общин. Они поддерживали оживленные торговые и дипломатические отношения с такими крупнейшими самостоятельными городами как Любек, Рига, Висбю и, очевидно, там были хорошо известны основные принципы организации власти в городах Центральной, Западной и Восточной Европы, в частности такие системы, как Любекское право и Магдебургское право. Попытки сопоставления принципов организации городской жизни в Новгороде и западных гоrодах известны как в отечественной, так и в зарубежной историографии Всецело принадлежа Руси в культурном и политическом отношении, в торгово экономическом отношении Новгород принадлежал таюке во многом к Балтийскому региону. Строительство политической структуры в разных городах, наряду с прочими факторами, диктовалось конкретными потребностями организации эффективных r уда, торговли и обороны. Некоторые исследователи, например, О Мартышин 2, ставят под сомнение их правомочность, считая препятствием к этому наличие ряда принципиальных отличий. Однако, делать подобные выводы можно лишь после проведения разностороннего сравнительного анализа, который мог бы дать обоснованные данные о сходстве и различиях русских и европейских городов в разных аспектах. Здесь затрагивается лишь один из этих аспектов сфрагистический. При всех различиях в иконографии, печати повсеместно обладают рядом постоянных признаков и функции их аналогичны. Различия в иконографии печатей Европы и свинцовых булл Руси, восходящих к византийским традициям достаточно сильны. Хотя в русской эмблематике, особенно в XIV XV вв. встречаются иконографические сюжеты, заимствованные, по всей видимости, с запада, их выявление является темой для особого исследования. Пока же, ограничимся сравнением тех основ, которые лежали в основе оформления печатей в Новгороде и Пскове и городах немецкого права. К преимуществам такого сравнения относится то, что по его результатам можно r удить как о принципиальной сопоставимости средневековых городских печатей Руси и Европы, так и делать выводы о сходстве и различиях идеологических основ их политического строя. Из всех европейских городов рассматриваются в первую очередь, принадлежащие странам балтийского региона, где в средние века господствовали разные формы автономного самоуправления, восходящие к не 102 мецкому городскому праву. Это города Германской империи, Польши, Прибалтики и Скандинавии. Как отмечал М Бойцов, немецкий город как форма социальной организации вышел далеко за пределы собственно Германии С расселением немецких бюргеров в соседних странах, происходил экспорт немецкого типа городского устройства3 Вряд ли следует удивляться поэтому, что городские печати в этих странах также очень похожи по своему оформлению. Характерной особенностью городов Северо Западной Руси было то, что эдесь, по видимому, не существовало единой или главной государственной печати. Так, в Новгороде наряду с буллами, обозначавшимися в разное время последовательно печать всего Новгорода новгородская печать и посадничья печать новгородская печать великого Новгорода публично правовым статусом обладали также печати посадников, тысяцких, именные и анонимные печати архиепископов. В Пскове печати псковские использовались наравне с троицкими печатями Ввиду этого, при сравнении следует рассматривать данные буллы как единый комплекс государственных печатей. В то же время, следует отметить, что европейские города также часто имели не только главную большую печать, но и малую, а также употребляли личные печати городских писцов и бургомистров, а кроме того секретные печати которые прежде всего с XIV в. использовались для корреспонденции и были прямо обозначены как Seсretum ad missivas или litteras, специальные печати ad сausas, ad negotia, ad сontraсtus в Австрии существовали s. fundi земельные печаТИ Grundsiegel для поземельных сделок, встречались также специальные контрштемпели Gegenstempel которыми города перебивали в XV в. чужеземные гроши 4. При этом все они могли иметь разные изображения. Печати практически всех городов католической Европы имели изображения, сводящиеся к нескольким типам. На сегодняшний день большинство исследователей выводит таковых пять 1городская архитектура, 2 святой патрон города или его символика 3 городской сеньор изображение его самого, его герба и прочих сим волов 4 атрибуты хозяйственной жизни города, 5 говорящие изображения, обозначающие имя города. Такие типы выделяли Э. Киттель, К. Блашке, М. Гумовский5 и, по видимому, этот список и в дальнейшем останется в том же виде. По мнению Э. Киттеля, основа любого печатного изображения портрет владельца печати, что проистекает из значения печати как заменителя подписи. Поэтому древнейшим способом оформления европейских городских печатей было изображение на них городских укреплений портрета города. Из портретности же исходили, помещая на городские печати изображения сеньора или святого патрона, так как они выступали в роли владельцев города. Три указанных типа являются в то же время самыми древними. 103 Мотивы, связанные с городской архитектурой появляются уже в XII в., в том числе на древнейшей из городских печатей печати Кёльна 49 г. Мотив этот не только самый древний, но и самый распространенный. Так, К. Блашке отмечал, что в Саксонии стенные печати составляют примерно треть от общего числа6 Из немецких городов, имевших древнейшие стенные печати можно упомянуть Эрфурт 83 Страсбург и Нойсс 1245 Регенсбург 1248 и т Достаточно известен данный тип в Скандинавии это печати датских городов Лунда, Копенгагена, Калуннборга, шведских Стокгольма 1296 Кальмара 1250 Фальчеnинга 144 1В Польше архитектурные сооружения представлены на печатях Познани XIII в., Щецина, Торуня, Хельмна и т Видимо, помимо портретности, городские укрепления на печатях имели сакральное значение Стены были не только защитой, но и символом правовой независимости города. Особое место в общей композиции, как правило, занимают ворота в них или над ними часто помещали изображения святых патронов города, городских сеньоров или их гербов. В действ ительности, ворота были наиболее существенной и привилегированной как функционально, так и символически частью городских укреплений. Значение ворот подчеркивалось скульптурными изображениями на их внешней стороне святого покровителя города или Богоматери, герба, а нередко и репрезентативной фортификацией, не имеющей военного смысла, зато создававшей образ городагосподина. Таковы, например, знаменитые Хольстентор имперского города Любека7 Еще один традиционный предмет гордости горожан мост для его строительства требовалось согласие городского сеньора. Мост к примеру нашел свое отражение на городской печати Варенбрюка XV в. 8 И все же, разумеется, главенствующее положение среди всех городских архитектурных сооружений занимала церковь. Церковный храм, первоначально единственное общественное архитектурное сооружение в городе. Церковные башни, колокольни как высшие точки городского пространства, определяли своеобразие внешнего силуэта города. Во многих городах они принадлежали не церковной, а городской общине9 Кроме собора на городских печатях часто изображался святой, которому он был посвящен либо его общеизвестные символы. Например, в Германии печати Трира и Дуйсбурга изображают самого Христа, печати Страсбурга, Магдебурга, Эссена и Андернаха Деву Марию и т На печап 1 шведского города Норрчепинга 1367 г. был изображен Св. Олоф. Очень популярны были изображения святых на польских городских печатях как, например, Петра и Павла на печати Познани или Иоанна Крестителя на печати Вроцлава. Однако, при всей своей важности изображение святого, как и изображение собора имело двоякое значение. Городской святой был связан не только с городской общиной, но и с церковной организацией и с городским сеньором епископом. Первоначально городская община была очень тесно связана с церковной. В постановлениях епископа Буркхарда 1023 1025 Вормс постоянно называется общиной Св. Петра 10. 104 В средневековой Европе каждый город, равно как и каждый человек имел господина. В роли такового по отношению к городу мог выступать епископ, местный феодал, король или император. Он со своей стороны гарантировал городу его право и иммунитет, за что город был обязан определенными повинностями. Столь же двойственную природу имеет и сеньориальная символика на городской печати с одной стороны она служила символом зависимого положения, а с другой давала городской печати аутентичность в соответствии со статусом сеньора. Швабское Зерцало ок. 1275 определяло, что печати городов не имеют силы, если они институированы против воли сеньора Видимо, отсюда проистекает многочисленность и многовариативность изображений сеньора на печатях и упоминаний его в их легендах. К самым распространенным иконографическим типам относятся 1Портрет сеньора или основателя города конного, пешего или сидящего. К примеру на печати Шверина 1255 г. основатель города Генрих Лев представлен в виде конного рыцаря в доспехах. Изображения королей помещены на печатях Ахена, Дюрена, Зинцига и др. образ короля на троне представлен на печати польского города Гродиска. 2. Образ святого патрона сеньора города. В Европе этот вариант городской печати достаточно редок. Он, например, известен в случае с печатью немецкого города Растенберга, на которой по одной версии изображен Св. Георгий покровитель ландграфов Тюрингских, а по другой Св. Вен цель покровитель епископства Наумбург 12 З. Гербы и прочая эмблематика. Гербы сеньоров занимали на городских печатях разное положение и комбинировались с различными символами иногда таких гербовых щитов бывало несколько. Гербы могли быть представлены без щита или только отдельными элементами. Германские вольные имперские города в знак своего привилегированного положения помещали на своих печатях имперского орла как Брайсах, Эссенлинген, Фридберг, Кайзерверт, Кальмар, Меллинген, Ротвайл, Вена. Очень популярно было изображение орла и на польских городских печатях, но эдесь он был польского, силезского или мазовецкого происхождения. Княжеский грифон в XIII XIV вв. был самым распространенным символом на городских печатях Приморья, например Бялогардна, Дарловы, Платова, Свидницы 13 Иногда комбинации разных элементов приобретали причудливые формы как на печати Нюрнберга, где сочетание имперского орла с головой короля потом стало истолковываться как гарпия. Помимо гербовых эмблем, власть сеньора символизируют разные атрибуты власти королевская корона, епископская митра или посох и т Достаточно распространены символы хозяйственной деятельности городов, например, корабли на печатях городов, активно занимающихся морской торговлей, а также говорящие изображения, обозначающие имя города. Обе эти группы символов, за немногими исключениями, относятся к печатям сравнительно позднего времени. К тому же, нетрудно заметить, что данные мотивы имеют под собой другую основу, нежели три рассмот 105 ренные выше. Если печати, использующие символику городской архитектуры, сеньора или святого патрона имеют целью обозначить источник власти, то символы двух последних типов призваны выделить печать данного города из множества прочих городских печатей. Таким образом, можно было наблюдать, что многочисленные иконографические сюжеты на городских печатях городов немецкого права составляют собой комбинации изображений пяти характерных типов. Можно ли говорить, что схожая типология лежала в основе оформления сфрагистической символики Новгорода и Пскова в XIII XV вв., когда здесь наблюдается оформление своеобразной иконографии печатей городских магистратур Для ответа на этот вопрос необходимо выявить источники изображений на должностных печатях городов Северо Западной Руси. Рассмотрим прежде всего Новгород. Печати XIII XV вв. здесь достаточно четко подразделяются на владычные и светские Группа печатей владычного круга включает в себя именные печати новгородских архиепископов, анонимные печати с изображением Богоматери Знамение на аверсе и голrофского креста на реверсе, а таюке именные печати владычных наместников в пригородах. Область правового действия печатей этого круга намного превосходила церковные рамки. Они привешивались к важнейшим документам государственного значения договорам с князьями и иностранными государствами, жалованным грамотам от имени новгородского государства. Анонимными владычными печатями скреплялись акты с частными сделками, т эти буллы сравнимы по сути с нотариальными. Таким образом, новгородские печати владычного круга вполне обоснованно можно признать одной из форм раздельной государственной печати. Главным символом владычных печатей является изображение Богоматери Знамение Одновременно, это самая древняя из новгородских сфраrистических эмблем. В принципе, этот сюжет широко распространен в византийской сфрагистике и был таюке характерен для печатей епископов других русских земель Киева, Смоленска, Полоцка 1 4 Еще А Лакиер, а за ним С Белецкий относили изображение Богоматери Знамение к общим характерным символам церковной власти 15 Однако, символическое значение Богоматери Знамение для Новгорода несравнимо шире. Это отразилось даже в иконографии уже на ранних владычных буллах Новгорода утвердилось ростовое изображение Богоматери, тогда как в других землях оно неизменно было поясным. Особое почитание образа Знамения в Новгороде связано с легендой о победе новгородцев над суздальцами в 70 г. с помощью иконы, вынесенной епископом на стену. Кроме того, Богоматерь Знамение воплощала собой образ СофииПремудрости Божьей. Изображение Христа в медальоне олицетворяло Софию Премудрость, а Богоматерь ее земное вместилище 16 Известны печати архиепископов Далмата 125 273 и Климента 1276 1299 где по сторонам от изображения Богоматери, находятся буквы СО и FI На новгородских иконах XV в. можно видеть местных святых, сопровожда 106 емых вверху все тем же образом Богоматери Знамение 17 Из всего этого видно, что изображение Богоматери Знамение на новгородских печатях было патрональным по отношению к собору Св. Софии и Новгороду вообще. Его роль в новгородской сфрагистической эмблематике сходна с изображениями святых на городских печатях Европы с тем отличием, что в Новгороде оно никогда не перешагивало за рамки печатей владычного круга. В то же время, должность епископа, избираемого с 56 г. на вече из местного духовенства вписывалась в общую систему магистратур. К собственно городским магистратурам в Новгороде относятся посадники и тысяцкие, использовавшие именные печати. Вместе с тем, существовали еще печати, обозначавшиеся Печать Новгородская и Печать Великого Новгорода Порядок их использования до конца не выяснен. По мнению В Янина, это были печати Совета господ государственного совета, состоявшего из посадников и тысяцких. По всей видимости, эти печати пришли на смену более ранним, имевшим надписи Печать Всего Новгорода и Новгородская печать и посадничья Ни один из указанных выше типов должностной печати не имеет одного характерного изображения. В то же время, на каждом из них один и тот же набор сюжетов. За немногими исключениями, таких сюжетов пять пеший воин, всадник, лев, орел и Вседержитель. По поводу значения данных эмблем высказывались разные предположения. Изначально преобладали версии о республиканской эмблематике в указанных эмблемах предполагали протоrербовый характер. Так, еще Н Лихачев, а вслед за ним И Клейненберг, ссылаясь на преобладание среди указанных изображений льва, называли его почти гербом Новгорода 18. Оригинальная гипотеза была выдвинута крупнейшим знатоком новгородских печатей В Яниным. Согласно ей, каждая из пяти эмблем символизировала один из концов Новгорода 19 Вскоfое такая точка зрения была поставлена под сомнение С Каштановым 0 В настоящее время многие исследователи склоняются к мысли, что все пять изображений относятся к великокняжеской символике 2 1Такая точка зрения представляется наиболее убедительной. Изображение Вседержителя издавна встречается на буллах византийских императоров. После падения Константинополя этот символ верховной власти обживается с н. XIII в. на печатях великих князей Владимирских, начиная с Ярослава Всеволодовича и кончая Иваном Калитой. Остальные 4 сюжета лев, орел, всадник и воин также известны на великокняжеских буллах, хотя наибольшее распространение они нашли на монетах. При этом, два последних сюжета, строго говоря, эмблемами не являются средневековой иконографии чужда абстрактность человеческого изображения. И под воином и под всадником подразумевался конкретный человек и, судя по всему, не кто иной как великий князь. Псковская сфрагистика не столь богата, хотя и эдесь прослеживается разделение булл светского и церковного круга. Церковные печати, принадлежавшие, по всей видимости, владычному наместнику, сначала несли уже знакомое изображение Богоматери Знамение и голгофского креста 107 позже только Богоматери с письменным посвящением Троице, а после образ Ветхозаветной Троицы с письменным указанием на принадлежность новгородскому архиепископу. По мнению В Янина, оформление собственно псковских церковных печатей на основе стандартных новгородских печатей владычных наместников началось в 1348 г., когда владычный наместник стал назначаться из псковичей22 Богоматерь Знамение выражавшая церковную зависимость Пскова от новгородского архиепископа, была во 2 ой пол. XV в. заменена изображением собственного покровителя Троицы. Вполне очевидно, что этот сюжет имеет для Пскова то же значение, что и Богоматерь Знамение для Новгорода и соответствует тем изображениям святых, которые мы в изобилии находим на европейских печатях. Интересно, что сходные случаи выражения церковной зависимости в сфрагистике можно обнаружить и на немецких городских печатях еще в XII в. Это, например, печать Зоста, изготовленная по образцу кельнской, с изображением покровителя кельнского. архиепископа Св. Петра в епископском облачении. В XIII в., во время борьбы за независимость, эостцы противопоставили Св. Петру своего патрона Св. Патрокла, изображенного на малой печати. На городской печати Эрфурта был представлен патрон епископства Майнцского Св. Мартин, который не относился в Эрфурте к особо почитаемым святым23 Печати светского круга nредставлень так называемыми Печатями Псковскими атрибуция которых неясна, зато обе известные разновидности этой печати датированы первая 6933 1425 а вторая 6977 1469 годом. На обеих печатях представлена человеческая голова в короне. Ясно, что в данном случае мы имеем дело с портретом Пfавителя, в котором предполагалм Псковского князя Довмонта 1266 1299 4 С другой стороны, логично также предполагать в данном изображении портрет великого князя Московского, тем более, что печать 6977 г. снабжена легендой пеvать псковска водьvины великого кн z iвана васильевиv В московской великокняжеской эмблематике этот тип изображения достаточно редок, хотя можно упомянуть печать Дмитрия Донского25 Таким образом, это изображение встает в один ряд с пятью рассмотренными сюжетами на новгородских печатях, символизирующих власть великоrо князя. Всадник, пеший воин и коронованная голова представляют собой портрет князя, а Вседержитель, орел и лев его властные эмблемы. Все вместе данные сюжеты соответствуют той группе изображений на европейских печатях, которые представляют сеньориальную символику. Главный вывод, который можно сделать из вышеизложенного основы иконографии печатей средневековых городов Руси сопоставимы с теми, что были характерны для городов Европы. Из пяти иконографических типов, представленных на печатях городов немецкого права на буллах городов Северо Западной Руси представлены два. Объяснить отсутствие символов ремесла, торгов.ми и говорящих изображений можно их сравнительно низким политическим престижем. Но чем, в таком случае, объясняется игнорирование символс,в городской архитектуры, наиболее популярных в 108 европейских городах Очевидно, что городские укрепления и такие постройки как собор, мост и т имели для новгородцев и псковичей не меньшее политическое значение. В летописных текстах каждое упоминание Новгорода сопровождалось изображением мноrоглавого храма, окруженного крепостной стеной 26 В Пскове эта тема все же нашла свое выражение в сфрагистике, хотя лишь в виде надписи, которая на Печатях Псковских 6933 г. звучит так nеvать псковьскаrа тогда и перси свьрьшiшь камены Перси первоначально южная стена псковского кремля, утратившая после постройки Довмонтова города свое реальное оборонительное значение. По мнению Г Макеева, перси были местом, где собиралось псковское вече и с XIV в. это сооружение приобрело чисто политическое значение. На верху его была сооружена колокольня27 Видимо меньшая популярность символов городской архитектуры в сфрагистике Новгорода и Пскова объясняется отличным отношением горожан к сельской округе. В Северо Западной Руси городские стены не ограждали городскую свободу от феодального права город не замыкался в стенах от сельской округи как пространства враждебного, а наоборот, образовывал для нее правовое поле. Таблица 1 Образцы изображений на европейских городских печатях. 1Городские укрепления Кобленц 2. Святой патрон Ринrстед З. Сеньориальная символика Росток 4. Говорящая печать Крёппелин 5. Символы ремесла и торговли Любек 109 Таблица 2. Примеры символов на печатях Новгорода и Пскова. 1Святые патроны а Новгород, б Пс 1ов 2. Великокняжеская символика а д Новгород, е Псков 0 ПРИМЕЧАНИЯ См. напр. Хамме.ль Кизов Р. Новгород и Любек. Структура поселений двух торговых городов в сравнительном анализе Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 8. Новгород, 1994. С. 234 240. 2 Мартышин О Вольный Новгород. Общественно политический строй и право дальней республики. М., 1992. С. 50 53. Бойцов М Города Германии до к. XV в. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 1М., 1999. С. 76. 4 Кittel Е. Siegel. Bгaunsсhweig, 1970 307. 5 Kittel Е. Ор. сit 303 8 asсhke К. Siegel und Wappen in Saсhsen. Leipzig, 196С 36 37 Gumowski М., Hasig М., Mikuсki S. Sfгagistyka. Warszawa, 1960. s. 236 243. u х дневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995. С. 256. 8 Lexikon StAd 1e und Wappen der DDR. Leipzig, 1984 472. 0я р п 8 х х вв. Саратов, 1989. С. 26. Klttel Е. Ор. сit 3 16. 12 Lexikon S. 369. 13 14 Bo duan Т. Gryf. Godio Pomorza. Gdansk, 197 137 48. Янин В Актовые печати Древней Руси. М., 1970. Т. 1С. 178 179 Хорошкевич АЛ. Печати полоцких грамот XIV XV ев. ВИД, Вып. 4. Л., 1972. С. 142 143. 15 Лакиер А Русская геральдика. М., 1990. С. 103 Белецкий С П амятники древнерусской сфрагистики проблема принципиальной атрибуции Памятники сrа н ц и о т 0 и. а П г 6 новгорода, М., 1994. с. 168 173. 17 Смирнова Э Лаурина В Гордиенко Э Живопись Великого Новгорода, XV в. М., 1982. С. 74. 18 Клейненберг И Лютый зверь на печатях Великого Новгорода XV в. ВИ 9Вып. 2. л., 1969. с. 177, 188. Янин В Актовые печати Т. 2. С. 142. 20 Каштанов С Древнерусские печати размышления по поводу книги В Янина История СССР. 1974. З. С. 179 180. 2 1См. напр. Хорошкевич АЛ. Еще раз о символах русской государсrвенносrи византийские и западноевропейские традиции в русской средневековой сфрагистике Римско Константинопольское наследие на Руси Идея власти и политическая практика. IX Международный семинар исторических. исследований От Рима к Трет22ь ему Риму Москва. 29 3 1мая 1989. М., 1995. С. 206 209. Янин В Сфрагисrический комментарий к псковским частным актам Марасинова Л Новые псковские грамоты XIV XV ев. М., 1966. С. 165. 23 Groten М. Studien zur FnJgesсhiсhte deutsсher Stadtsiegel Arсhiv fur Diplomati2k4. Sсhriftgesсhiсhte, Siegel und Wappenkunde. Bd. 3 1KOln, Wien, 1985 458. Янин ВЛ. Вислые печати П скова СА. 1960. 3. С. 248 Белецкий С П рти Псковские Сфрагистика средневекового Пскова, Вып. 1СПб., 1994, С. 17. Янин В Актовые печати Т. 2. 422. 26 Черный В Великий Новгород в древнерусской книжной миниатюре История культура древнерусского города. М., 1989. С. 135. 27 Мокеев Г Перси Пскова по историческим данным и морфологическим признакам Архитектурное наследство. М., 1972. 20. С. 27, 30. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Шумов И.Л. Опыт типологического сравнения иконографии средневековых печатей городов немецкого права и Северо-Западной Руси (2000) Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения! Новое сообщение:
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |