Майоров Р.А. Якушкина М.М.
К вопросу о генеалогических связях преосвященных Черниговского и Нежинского Лаврентия (Бакшевского) и Вятского и Слободского Аполлоса (Беляева)
// Гербовед. №43. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 5 (43). С. 64-70
Аннотация: В 1997-1999 гг. Государственным Историческим музеем совместно со Студией вспомогательных исторических дисциплин Московского городского дворца творчества детей и юношества был организован ряд историкокраеведческих экспедиций в Пестяковский район Ивановской области, во время которых было проведено комплексное изучение истории и быта данного района. Одним из профилирующих направлений наших исследований была церковная история.
Об авторе публикации/статьи:
Майоров Р.А. Якушкина М.М.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 32846 знаков (с пробелами)
Р Майоров, Москва
М Якушкина, Москва
К GOПPOGY О Г6П6й.ЛОГИЧ6GКИХ G.GЯЗЯХ
й.РХИ6ПИGКОПО8 Ч6РНИГО.GGКОГО И
П6ЖИПGКОГО Л GР6ПТИЯ Бй.КШ6.GGКОГО
И GЯТGКОГО И GЛОБОДGКОГО ПОЛЛОG Б6ЛЯ68
В 1997 1999 гг. Государственным Историческим музеем совместно со
Студией вспомогательных исторических дисциплин Московского городского
дворца творчества детей и юношества был организован ряд историкокраеведческих
экспедиций в Пестяковский район Ивановской области, во
время которых было проведено комплексное изучение истории и быта
данного района. Одним из профилирующих направлений наших исследований
была церковная история. 1
На изучаемой нами территории, до революции являвшейся частью
Владимирской епархии, в настоящее время идет процесс духовного возрождения
восстанавливаются монастыри, освящаются новые и реставрируются
старые храмы, все больше народа обращается к Церкви.
Для изучения церковной истории мы собирали воспоминания старожилов,
работали в фондах краеведческого музея села Мыт Пестяковского
района, пользовались документами из архива настоятеля Храма Успения
Пресвятой Богородицы поселка Пестяки отца Михаила Махова За время
работы у нас сложился собственный фотоархив. Посчастливилось нам
пообщаться и с потомками ряда местных священнических родов Гусевых,
Доброхотовых, Беляевых. Со временем наши исследования распространились
на всю территорию бывшей Владимирской епархии.
В Москве полученная информация обрабатывалась, анализировалась
и дополнялась за счет документов, хранящихся в Отделе письменных источников
ГИМа, и ранее опубликованных материалов. Немаловажную
часть нашей работы составило изучение генеалогии родов священнослужителей
Владимирской епархии. В процессе работы над этой темой в
ОПИ ГИМ было обнаружено два очень интересных документа письма архиепископа
Вятского и Слободского Аполлоса Беляева и Г. Нарбекова
Николаю Семеновичу Стромилову 2J.
Первый документ содержит ответы на ряд вопросов, поставленных
Н Стромиловым. В нем архиепископ Аполлос объясняет происхождение
некоторых географических названий Владимирской rубернии, вспоминает
ряд эпизодов из своего детства, а таюке сообщает некоторую информацию
о своих ближайших родственниках. Второй документ, датированный 12 июня 1879 г., содержит данные о визите высокопреосвященного
Аполлоса во Владимир. 64
Несмотря на краткость изложенной в первом письме информации о
родственниках владыки Аполлоса по ней можно проследить родственную
связь преосвященного с архиепископом Черниговским и Нежинским Лаврентием Б евским Это письмо и легло в основу данного исследования.
Однако за скудостью данных, приводимых в письме, нам пришлось
обратиться к ряду ранее опубликованных работ Истории Владимирской
семинарии Н Малицкого ЗJ, содержащей в третьем выпуске списки
учащихся за 1750 г. и 1790 1900 гг., Истории Московской духовной академии
до ее преобразования 18 14 1870 4 и Истории Троицкой Лаврской
семинарии 5 С Смирнова, Русскому Биографическому Словарю, 6 списку архиереев Русской Православной Церкви 1700 19 17 из Истории Русской Церкви 7 а также ряду публикаций в Чтениях Общества
Истории и древностей 8 Страннике 9 и Владимирских епархиальных
ведомостях 10
В данной работе мы сознательно ограничиваемся жизнеописанием
лишь только тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к родственным
связям преосвященных Аполлоса и Лаврентия. Более подробное
изучение их родов, а также родственных им семей со временем, возможно,
приведет к созданию отдельных исследований.
Архиепископ Лаврентий в миру Лука Николаевич Б евский, 0. 1776 17. 12. 1838 родился в семье священника села ИвановскогоПрозоровских
Покровского уезда Владимирской rубернии Николая Васильевича
и его супруги Агафьи Петровны. Впоследствии преосвященный
очень тепло отзывался о своей матери, отец же его был очень строг. В
детстве Лука пел с дьячком на клиросе, а в 1788 г. срочно поступил в
класс информатории Переславской семинарии где был записан с прозванием
Б евского Такая спешка была вызвана указом Переславского
епископа Феофилакта, повелевшего переписать всех праздноживущих
священноцерковнослужительских детей. Родители Луки боялись, что их
единственного сына заберут в военную школу, и потому срочно отвезли
его в семинарию безо всякой подготовки. Вначале мальчик отставал от
своих одноклассников, но вскоре сделался одним из лучших учеников.
Когда Лука был переведен в Троицкую Лаврскую семинарию, он обратил
на себя внимание митрополита Платона. Окончив семинарию, будущий
архиепископ был 6 сентября 1799 г. определен учителем низшего грамматического
класса в Перервинскую семинарию. 2 марта 1800 г. Лука по совету
митрополита Платона постригся в монахи 25 марта того же года он
стал иеродиаконом, 6 декабря 180 1г. иеромонахом, 29 апреля 1804 г.
назначен префектом Перервинской семинарии, затем соборным иеромонахом,
6 января 1806 г. он стал иrуменом Николаевского Перервинского
монастыря, а 25 января 1808 г. был назначен на короткое время еще и
настоятелем Николаевского Угрешского монастыря. 14 октября того же
года Лаврентий был посвящен в сан архимандрита Московского Златоустовского
монастыря сохраняя за собой настоятельство в Перервинском
монастыре Жил он в это время на Перерве как префект семинарии. В 65 18 12 г. он руководил эвакуацией из Москвы драгоценностей Кремлевских
соборов, монастырей и патриаршей библиотеки. Всего за несколько часов до
вступления французов в город Лаврентию удалось вывезти из Москвы две
святыни икону Владимирской Божией Матери и икону Иверской Божией
Матери. Об этом периоде жизни он повествует в своих Записках
В конце декабря 18 12 г. Лаврентий вернулся в Москву и занялся восстановлением
Златоустовского и Перервинского монастырей, а затем и
Богоявленского монастыря, куда он был переведен с увольнением от учительской
должности 1декабря 18 1З г. он утвержден членом Московской
Консистории. В 18 14 г. Лаврентий был уволен от должности префекта, а
30 апреля 18 15 г. от управления Перервинским монастырем, но назначен
членом Московского Комитета по духовной цензуре, 26 июня ему поручено
восстановить Кафедральный Архангельский собор. 26 июня 18 16 г. Лаврентий
был переведен настоятелем в Высокопетровский монастырь, 13
марта 18 17 г. назначен благочинным над монастырями Московской епархии,
а 2 декабря того же года был вызван в Санкт Петербург на чреду
священнослужения и проповеди. 1О января 18 19 г. состоялось наречение
Лаврентия во епископа, а 19 января он был хиротонисан в сан епископа
Дмитровского, викария Московской епархии. По кончине митрополита Московского
и Коломенского Авrустина Виноградского он до приезда 20 мая 18 19 г. нового митрополита Серафима Глаголевскоrо управлял епархией.
20 октября 1820 г. Лаврентий был назначен епископом Черниговским и
Нежинским. 17 июля 1824 г. он получил указ Синода о временном управлении
Полтавской епархией до назначения местного преосвященного, а
22 авrуста того же года возведен в сан архиепископа. Совместно с архиепископом
Минским Антонием в том же году он производил освидетельствование
мощей виленских мучеников, которые затем были торжественно
открыты 12 На Черниговской кафедре Лаврентий обличал иудеев, старался
ослабить раскол, искоренить ошибки в обрядах, допускаемые местными
священнослужителями крещение обливанием и т 12 апреля 183 1г. Лаврентий был уволен по болезни на покой с назначением местопребывания
в Переяславском Даниловом монастыре. Был награжден орденами
Св. Анны 820 и 8 16 степеней.
Высокопреосвященный Лаврентий имел двух сестер. Старшая Акилина
Николаевна была замужем за дьяконом села Абакумова Покровского
уезда в 50 ти верстах от Владимира Петром. Это имя известно нам только
по отчеству матери преосвященного Аполлоса, так как ни одна из изученных
нами работ не сообщает о нем больше никакой информации.
Младшая сестра Анна Николаевна была замужем за Григорием Марковичем
Радугиным июль 1830 который, по данным Н. Малицкоrо, в 1805 г. вышел из богословского отделения Владимирской семинарии священником
Суздальской Ильинской церкви. В 18 15 г. он священник Златоустовской
церкви города Переславля, а в 1822 г. священник Троицкой
церкви того же города. Архиепископ Аполлос в письме Н Стромилову
сообщает, что Григорий Маркович одновременно со священством в г. Переславль
был также учителем духовного училища. 66
От брака дьякона Петра с Акилиной Николаевной родилась дочь Марина
Петровна мать архиепископа Аполлоса, которую преосвященный в
своем письме называет старицей там же он сообщает, что ей 8 1год
Отцом же владыки Аполлоса был Егор Георгий Никитич Беляев
8. 86 1в 18 г. вышедший из богословского отделения Владимирской
семинарии священником села Волохова Александровского уезда где и
родился преосвященный Из за бедности прихода в 1830 г. он был переведен
в село Ставрово Владимирского уезда, а затем в Благовещенский
погост Александровского уезда, откуда в 1860 г. был уволен за штат.
Егор Никитич и Марина Петровна имели четырех сыновей Иоанна,
Андрея, Алексея и Николая Егоровичей, а таюке четырех дочерей. Старший
их сын Иоанн, более известный как архиепископ Аполлос, согласно
данным Русского Библиографического Словаря Т. 2, СПб., 1900 ссылающегося
на дела архива Синода, родился около 18 12 года. В имеющемся
же у нас письме преосвященный указывает не только конкретный
день, но даже и время своего рождения Я родился ro апреля в Зем
часу пополудни в 18 12 году За неимением гречневой крупы Марина
Петровна варила шестимесячному Иоанну кашу из репы, что подтверждает
приведенные выше данные о бедности Волоховского прихода.
Огромную ценность, на наш взгляд, представляют описанные в письме
Н Стромилову предзнаменования будущего архиерейства маленького
Иоанна. Когда на 40 й день после рождения младенца принесли в храм, о.
Георгий заметил, что ручонки у него были сложены в виде архиерейского
благословения. Поэтому или по другому случаю дьячок Иван Семенович
меня величал будущим архиереем пишет архиепископ Аполлос. Другой
случай произошел с Иоанном, когда он уже учился в ПереславлеЗалесском Раз ходил я с прочими учениками квартирантами в город,
и, проходя мимо Никольской часовни с колодцем, увидели мы старичка,
покачивающегося из стороны на сторону. Прочие дети по глупости стали в
старичка бросать комьями снега, а я уговаривал их не обижать дедушку.
Старичок подошел ко мне, снял с меня шапку и поцеловал в голову, сказав Ты будешь или протоиереем или архимандритом и архиереем, а вы
все будете звонаряМИ Последствия оправдали буквально слова старичка,
и к монашеству и к архиерейству я имел призвание высшее
В 1835 г. из Владимирской семинарии будущий архиепископ поступил в
Киевскую духовную академию, где 25 сентября 1838 г. постригся в монахи,
а 1августа 1839 г., по окончании курса, был рукоположен в иеромонахи. В
сентябре он был назначен преподавателем в Орловскую семинарию, но
вскоре был переведен в Тверскую семинарию на класс библейской истории
и чтения Священного Писания, а в сентябре 184 1г. во Владимирскую
семинарию преподавать богословские науки в З классе высшего отделения.
В 1847 г. Аполлос переведен в Астраханскую семинарию на
должность инспектора и преподавателя в 1849 г. назначен настоятелем
Астраханского Иоаннопредтеченского монастыря. 9 ноября 185 1г. он стал
архимандритом, 2 1февраля 1854 г. ректором Астраханской семинарии и
настоятелем Астраханского Спасопреображенского монастыря. В 1856 г. 67
Аполлос был переведен на должность ректора Псковской семинарии и
настоятеля Псково Печерского Успенского монастыря. В 1859 г. он был
вызван в Санкт Петербург, а 16 февраля 1864 г. хиротонисан во епископа
Старорусского, викария Новгородской епархии. Через два года, 22 февраля 1866 г., Аполлос стал епископом Ладожсю 1м, викарием Санкт Петербургской
епархии, а уже 1З декабря того же года назначен епископом Вятским и
Слободским. Во время его епископства 1877 при Вятском кафедральном
соборе была открыта епархиальная библиотека. С 15 июня 1879 г. по
мая 1880 г. епископ с 20 апреля 1880 архиепископ Аполлос присутствовал
в Священном Синоде. 7 июня 1885 г. он был уволен по прошению на
покой вследствие болезни в Слободской Крестовоздвиженский монастырь,
где и умер 26 ноября того же года. Н. Малицкий сообщает, что изъяснения Аполлоса, как наставника богословских предметов, отличались,
по словам учеников, теплотою чувства, он считался одним из хороших
преподавателей Преосвященный Аполлос оставил после себя ряд
печатных трудов.
Второй сын отца Георгия Андрей апрель 1847 закончил Владимирскую
духовную семинарию по первому разряду. Он был магистром
Московской академии, где в 1840 г. написал работы о праздниках Вознесения
Господня и Пятидесятницы, впоследствии опубликованные в Приб.
к Твор. Св. Отец 1857 и 1858 гг. В 1840 г. он стал профессором риторики,
священного писания и латинского языка в Вифанской семинарии, с 1844 г.
работал в епархиальном ведомстве, умер будучи священником московской
церкви Козьмы и Дамиана, что в Садовниках.
Второй брат преосвященного Аполлоса Алексей Егорович, закончивший
в 1842 г. Владимирскую семинарию по первому разряду, был секретарем
Московской духовной консистории, по информации Н. Малицкоrо он
был также дьяконом Юрьевского собора и умер 22 мая 1868 г. Однако, повидимому,
эта дата ошибочна, так как в некрологе его младшего брата
Николая см. ниже за 1894 г. говорится, что он еще здравствует.
И, наконец, младшим сыном отца Георгия и матушки Марины был преподаватель
Владимирской духовной семинарии Николай Егорович Беляев май 1832 02. 12. 1894 В 10 лет он был отдан во Владимирское училище,
где обратил на себя внимание начальства своими успехами и природными
дарованиями, а в 1848 г. перешел во Владимирскую духовную семинарию,
из которой в 1853 г. по установившейся традиции за год до окончания
семинарского курса был послан в Санкт Петербургскую академию, которую
закончил со степенью кандидата богословия в 1857 г. С 1857 г. по 1886 г. он преподавал во Владимирской семинарии сначала греческий и
латинский языки, затем математику, а с 1869 г. снова греческий. Интересно
отметить, что в 1882 г. по выслуге 25 лет Николай Егорович был
педагогическим собранием Правления оставлен преподавателем еще на 5
лет, но в 1886 г., когда в результате введения нового устава в семинарии
должно было остаться 2 из 3 учителей греческого языка, он добровольно
ушел без всякого с чьей либо стороны принуждения, но добровольно
уступая чувству товарищества Он занимал более 7 лет должность по 68
мощника инспектора семинарии, обозревал семинарский арх 1в, ревизовал
семинарские экономические ОТ 1еты, был членом строительного комитета
при перестрой 1е семинарских зданий, членом педагогического собрания.
С 1873 г. по 1877 г. и с 1886 г. по 1894 г. был редактором Владимирских
епархиальных ведомостей. Николай Егорович был награжден орденами
Св. Анны ст. и Св. Станислава и III ст. Он был женат с 186 1на
Марии Юрьевне Нечаевой 1878 дочери протоиерея города Юрьева.
Их дочь Юлия Николаевна 1884 бывшая замужем за профессором
Московской Духовной академии П Цветковым, умерла при родах. Оставшись
один, Николай Егорович посвятил всю свою старость работе, выращиванию
цветов, разведению пчел. Николай Егорович Беляев, как пи шет
Н. Малицкий, оставил по себе память во Владимирской семинарии,
как о наставнике, основательно изучившем и знавшем свой предмет. Ученики
относились к нему с уважением
Рассмотрев родственные связи высокопреосвященных Лаврентия и
Аполлоса, мы ознакомились с жизнью некоторых представителей православного
духовенства Владимирской епархии в XIX веке. В ходе работы
над данным докладом у нас возникли определенные вопросы и скопилась
некоторая информация по различным родам. В дальнейшем мы надеемся,
что имеющийся у нас фонд будет пополняться новыми данными и послужит
базой для новых генеалогических исследований.
РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
архиепископа Лаврентия Бакwевскоrо
и архиепископа Аполлоса Беляева Схема составлена Р Майоровым
Николай Васильевич
л
l
ука Б евскии архиеп. Лаврентий 0. 1776 17 12. 1838 1
Акилина 1
Петр лJна Григорий Маркович
Радуrин
Иоанн архиеп. Аполлос 04. 18 12 26. 885
Марина Егор Георгий 1
Андрей 1
Никитич Беляев 8. 86
Алексей апрель 1847 69 июль 1830
Николай
май 1832
2. 12. 1894
ПРИМЕЧАНИЯ 1О результатах работы см. Майоров Р. Из истории Храма Успения Пресвятой
Богородицы пос. Пестяки Ивановской Области VI Всероссийская конференция
туристско краеведческого движения Отечество Сборник тезисов и докладов. М., 1998. Вып. 2. С. 58 Серков А. НовомучениЮ 1К вопросу о трагической судьбе священников
Пестяковского района Ивановской области. Там же. С. 60.
2. ОПИ ГИМ. Ф. 195. Д. 179. Автограф.
3. Малицкий Н История Владимирской духовной семинарии. Т. 13. М., 1900 1904.
4. Смирнов С История Московской духовной академии до ее преобразования 18 14 1870 м., 1879.
5. Смирнов С История Троицкой Лаврской семинарии. М., 1867.
6. Русский Биографический Словарь. Т. 125. М. СПб. Пг., 1896 19 18. Изд. не
завершено.
7. История Русской Церкви. М., 1996. Т. 8 1С. 670 782.
8. Григорий, архим. Списки настоятелей Московского Высокоnетровского монастыря
Чтения Общества Истории и древностей. 1874. Кн. 1
9. Высокопреосвященный Лаврентий, архиепископ Черниговский и Нежинский
Странник. 1862. Ноябрь. 10. Николай Егорович Беляев Некролог Владимирские епархиальные ведомости. 1894. 24. с. 664 674. Лаврентий Б евский архиеп. Записки о 18 12 г. Маяк. 1842. Т. 2. О виленских мучениках и дальнейшей судьбе их мощей см., например М.
Вострошев. Патриарх Тихою М., 1997. С. 138 152.
МАЙОРОВ Роман Александрович, студент исторического
факультета Московского Педагогического Государственного
Университета, член корреспондент Всероссийского Геральдического
Общества, член соревнователь Историко Родословного
Общества в Москве, член Союза краеведов России, г. Москва.
ЯКУШКИНА Марина Михайловна, научный сотрудник Отдела
письменных источников Государственного Исторического музея,
r. Москва. 70
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Майоров Р.А. Якушкина М.М. К вопросу о генеалогических связях преосвященных Черниговского и Нежинского Лаврентия (Бакшевского) и Вятского и Слободского Аполлоса (Беляева) (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|