Каменцева Е.И.
Курс генеалогии в РГГУ
// Гербовед. №42. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 4 (42). С. 144-145
Аннотация: Пожалуй, единственным учебным заведением, где сохранялись лучшие традиции преподавания вспомогательных исторических дисциплин, в советское время был Московский Государственный историко-архивный институт. Именно здесь началось возрождение генеалогии в качестве учебной дисциплины. Профессор АЛ. Станиславский начал читать спецкурс по источникам русской генеалогии, по его инициативе состоялась и первая в тогдашнем СССР научная конференция по генеалогии, организованная кафедрой вспомогательных исторических дисциплин в 1989 r.
Об авторе публикации/статьи:
Каменцева Елена Ивановна (1920-2004) (Москва) Доктор исторических наук, профессор кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Каменцевой Е.И.в библиотеке найдено еще 18 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 9872 знаков (с пробелами)
Е.И Каменцева, д н., Москва
ку PG Г6Н64.Л ГИИ g Prry
В последние годы интерес к вспомогательным историческим дисциплинам,
и прежде всего к генеалогии, геральдике, фалеристике и другим наукам,
которые раньше пребывали в забвении, необычайно возрос. Однако в
области генеалогии ещё мало по настоящему глубоких, профессиональных
исследований, многие работы, напротив, страдают дилетантизмом и
очень низким науч ным уровнем. Это связано прежде всего с тем, что генеалогией
стали заниматься люди, не имеющие соответствующей исторической
подготовки, а в исторических вузах страны генеалогия не преподавалась
не только в качестве самостоятельного предмета, но даже в общем
курсе вспомогательных исторических дисциплин. В дореволюционной науке
положение было иным. Курс генеалогии читали, к примеру, в Московском
археологическом институте, и здесь создателем курса был такой
крупнейший генеалог, как Леонид Михайлович Савёлов. Его Лекции по
генеалогии вышедшие в 1908 году и переизданные в 1994 м, остаются
до сих пор единственным учебным пособием по этой дисциплине. Но, несмотря
на их большую научную ценность, они, естественно, во многом
устарели, т историческая наука в целом с тех пор шагнула далеко вперёд.
Пожалуй единственным учебным заведением, где сохранялись лучшие
традиции преподавания вспомогательных исторических дисциплин, в советское
время был Московский Государственный историко архивный институт.
Именно здесь началось возрождение генеалогии в качестве учебной
дисциплины. Профессор АЛ. Станиславский начал читать спецкурс по
источникам русской генеалогии, по его инициативе состоялась и первая в
тогдашнем СССР научная конференция по генеалогии, организованная
кафедрой вспомогательных исторических дисциплин в 1989 г.
В последние годы жизни работал на кафедре и профессор В Кобрин,
автор раздела по генеалогии в учебнике по вспомогательным историческим
дисциминам, изданном Московским педагогическим институтом в 1994 г. вышел в свет под названием Ключи к тайнам Клио Это было
одно из двух учебных пособий по вспомогательным, где генеалогии по
свящалась отдельная глава во втором учебнике Введение в специальные
исторические дисциплины подготовленном на историческом факультете
МГУ, раздел о генеалогии был написан к н. О Дмитриевой, но он,
как и учебник в целом, сориентирован на историка медиевиста,
специализирующегося по европейской средневековой истории
С 1998 г. в Российском государственном rуманитарном университете
началось чтение отдельного курса по генеалогии в качестве самостоятельного
предмета учебного плана. Курс разработан к н. Е Пчеловым 144
с учётом как научного развития генеалогии в прошлом, так и современного состояния. Причём генеалогия рассматривается не только как одна из
вспомогательных исторических дисциплин, но и как гуманитарная наука
самого широкого плана, имеющая тесные междисциплинарные связи в
том числе и в области естественно научного знания носящая историкоантропологический
характер и открывающая возможности для самых разнообразных
компаративистских исследований.
Цель курса дать студентам представление о развитии генеалогии как
исторической науки, ознакомить их с системами генеалогии разных стран и
народов, показать место генеалогии в гуманитарных и культурологических
исследованиях, на конкретных примерах продемонстрировать способы
извлечения генеалогической информации из разнообразных исторических
источников, а также методику составления родословных.
В соответствии с этим курс состоит из десяти тем. Тема предмет и задачи
генеалогии, её место в ряду других наук посвящена определению
понятия генеалогия в историографии, задачам генеалогии и её связям с
сторическими и другими гуманитарными, а также биологическими наука.
В разделе Теория, методика и источники генеалогического исследова
ия рассматриваются теоретические вопросы генеалогии основные
оняmя, виды родословий, способы построения генеалогического материала
и т даётся характеристика источниковой базы и методики исследования.
В следующем разделе подробно охарактеризована история генеалогической
науки в Европе и России. Затем следуют темы конкретногенеалогического
характера. Это Основы европейской генеалогии и Основы восточной генеалогии в которых даётся общий обзор истории
европейских и азиатских преимущественно мусульманских династий. Два
раз ела посвящены генеалогии русских династий Рюриковичей и Романов Зате рассмотрена генеалогическая система российского дворянства.
ая те а даёт представления о т системах социального этикеествовавших
в дореволюционной России и темно связанных с
е еало ей ины, должности, звания, титулы а также о связях rенеалои
с руса ой антроnонимикой, геральдикой, фалеристикой. И наконец,
рассматриваются проблемы изучения генеалогии других сословий российского
общества купечества, духовенства, мещанства, казачества, крестьянства
показываются возможности генеалогического анализа при изучении
семей деятелей науки и культуры. Таким образом в курсе уделено
внимание и теоретическим, и практическим вопросам генеалогии, прич м
русская генеалогия вписана в общеевропейский и даже в отдельных случаях
в общеевразийский контекст. В целом курс рассчитан как минимум
на 24 часа лекций. Программа опубликована в РГГУ в феврале 1999 г. 145
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Каменцева Е.И. Курс генеалогии в РГГУ (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|