Полищук А.С.
Герб на бюсте «неизвестного»
// Гербовед. №41. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 3 (41). С. 119-121
Аннотация: В одном из залов Третьяковской галереи среди скульптурных портретов внимание посетителей привлекает величественный бронзовый бюст. Он отличается своей простотой. Здесь нет ни рыцарских лат, ни мантии, ни орденских знаков, которые были обязательной принадлежностью каждого парадного портрета XVIII в.
Об авторе публикации/статьи:
Полищук А.С.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11867 знаков (с пробелами)
А. С. Полищук, Москва
Г6РБ fu БЮGТ6 Н6ИЗ.G6GТПОГО
В одном из залов Третьяковской галереи среди скульптурных портретов
внимание посетителей привлекает величественный бронзовый бюст.
Он отличается своей простотой. Здесь нет ни рыцарских лат, ни мантии,
ни орденских знаков, которые были обязательной принадлежностью каждого
парадного портрета XVIII в.
Скульптор изобразил дворянина среднего достатка. Он одет в простой
кафтан без узорного шитья. Под распахнутым кафтаном виден застегнутый
простой без шитья камзол. На шее галстук с оригинальными кружевными
кистями. На плечи накинут плащ, отороченный бахромой и закрывающий
руки и спину. Лицо обрамлено высоким париком с крупными локонами.
Бюст очень реалистичен изображен немолодой, несколько тучный и
усталый от жизни человек. Печально смотрят большие внимательные глаза.
Глубокие морщины у плотно сомкнутого рта нижняя, несколько поджатая
губа выдает самолюбие и гордость.
Высокий лоб подчеркивает незаурядную интеллектуальность. Во всем
облике, в повороте головы, во взгляде очень тонко подчеркнуто достоинство
человека, знающего себе цену. На постаменте, представляющем собой
единое целое с бюстом герб и дата 1732 Обращает внимание
крупная надпись СОМТЕ DE RASTRELI FEсIT Сделал граф Растрелли Надпись расположена так, что читается при первом же взгляде на
бюст. И тем неожиданнее на табличке значится Бюст неизвестного
Как же так Есть имя автора бюста, дата создания и наконец герб
Ведь по гербу очень просто определить имя т неизвестного 9
Эскизный
рисунок
герба с бюста неизвестного
в авторском
исполнении.
Герб и прост и необычен. Овальный щит, на котором изображены геральдические
фигуры, в геральдике носит название итальянского. Щит
разделен поясом на две половины. В верхней, в золотом поле изображен
обращенный вправо белый одноrлавый орел с распростертыми крыльями.
В нижнем, голубом поле якорь адмиралтейского типа. На красном поясе
изображена серебряная геральдическая лилия, сопровождаемая по сторонам
двумя серебряными восьмиугольными звездами. Щит енчает рыцарский
шлем с четырьмя решетинами и ромбовидным медальоном. Нашлемник три страусовых пера. Ранговой короны бурелета и намета нет.
Слева и справа от щита орнаментальные украшения и изображения двух
путти, держащих в руках золотую ленту без девиза, обрамляющую гербовый
щит снизу. Ниже герба цифры 17 32
Попытки автора определить, кто из известных в России в I й половине
XVl 1в. людей мог иметь такой герб не дали результата. Удалось только
установить, что поисками владельца этого герба занимались очень авторитетные
специалисты в области геральдики. В Лукомский и П Эттингер
и подобного изображения не обнаружили в геральдических сборниках
Западной Европы и России 1
Казалось бы тупик А что, если предположить, что перед нами бюст
самого скульптора, автопортрет графа Бартоломео Карло Растрелли, и на
постаменте бюста изображен его личный герб, сочиненный им самим в
меру его познаний в геральдике и не внесенный ни в какие геральдические
сборники В пользу этого предположения можно привести следующие доводы.
Надпись СОМТЕ DE RASTRELI FEсIT зто подпись скульптора
под своим автопортретом. Дата 1732 отмечает один из самых благоприятных
периодов его жизни. Он чувствовал себя прочно исполнен крупный
и почетный заказ статуя Императрица Анна Иоанновна с арапченком
Его сын получил звание придворного архитектора и уже зарекомендовал
себя как знающий мастер. При таких благоприятных обстоятельствах у
графа Б Растрелли могла появиться мысль о создании скульптурного
автопортрета, отражающего положение его как первого скульптора императорского
Двора.
Граф Б Растрелли купил титул графа Папского государства и достоинство
кавалера Ордена Св. Иоанна Латеранского еще во Франции, в 1704
году.2 Но очевидно, что герба графского, составленного по всем правилам
геральдики, он не имел. Можно предположить, что герб на пьедестале
бюста сочинен либо сами Растрелли, либо кем либо из его окружения. В
гербе присутствуют элементы герба родины скульптора, Флоренции лилия
родового герба дворян Растрелли восьмиконечные звезды на поясе
и голубой цвет нижнего поля щита, а также орел из гербов Тосканского
герцогств.а, где формально было графство Растрелли3
Отсутствие на гербе Ордена Св. Иоанна Латеранскоrо как на автопортрете,
так и на гербе можно объяснить тем, что разрешение носить знаки
иностранных орденов, да еще католических, могла дать только лично императрица.
Этим же объясняется и отсутствие ранговой короны. Титул 120
графа иностранного государства должен был быть подтвержден в России
личным указом императрицы. Вот поэтому то и изобразил СОМТЕ ОЕ
RASTRELI на своем автопортрете такой герб. То, что это автопортрет
именно Б Растрелли, свидетельствует таюке сравнение бюста с портретом
сына скульптора архитектора Ф Растрелли работы П. Ротари. У
отца и сына можно отметить определенное сходство n структуре лица,
подбородка и рта, в короткой шее, определяющей одинаковую для них
характерную посадку головы.
И еще. После смерти отца архитектор Ф Растрелли обратился в
Канцелярию от строений с донесением, что в мастерской отца остались разным фигурам модели и разные портреты собственные отца его видимо,
предварительные эскизы бюста Своим ответом Канцелярия подчеркнула,
что среди них нет изображений Высочайших особ или известных
лиц и имеют отношение они только к семье 4
Предположение о том, что Бюст неизвестного изображает графа Я
Брюса, к тому времени бывшем в отставке и жившем в подмосковных
Глинках, несостоятельно и по типу изображения без регалий что было
немыслимо для бюста генерал фельдмаршала, обоих Российских орденов
и польского Белого Орла кавалера графа Я Брюса, и по рисунку герба
на пьедестале, ничего общего не имеющего с гербом графа Я Брюса.
Таким образом, можно сделать вывод не неизвестного а очень даже
знаменитого российского скульптора, итальянского графа и кавалера
Б Растрелли представляет этот превосходный по технике исполнения и
реализму изображения бюст. А герб на пьедестале это самодеятельный
герб БХ Растрелли, что и в те времена и позже было вполне обыденным
явлением.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Греч А. Новое произведение Растрелли. Институт археологии и искусствове
дения. Труды секции археологии. 1928. Т. IV. С. 156 16 1
2 ЦГИАЛ. Ф. 468. Оп. 36. Л. 8 1об., 87.
3 Овсянников Ю Ф Растрелли. М. Искусство, 1982.
4 ЦГИАЛ. Ф. 470. Оп. 76 183. Д. 253. Л. 228. 12 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Полищук А.С. Герб на бюсте «неизвестного» (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|