| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №41. (2000) › Воронов Б.В. Вильям Шекспир и геральдика | ||||||
Воронов Б.В.
Вильям Шекспир и геральдика// Гербовед. №41. (2000)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 3 (41). С. 22-37-v2-5 Аннотация: В описываемое драматургом время геральдика уже прочно заняла свое место в жизни народов Европы, что не могло не найти отражение в указанных произведениях. В некоторых из них она стала составной частью действий, обогатила сюжеты, расставила акценты в развивающихся событиях. Об авторе публикации/статьи: Воронов Б.В. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Воронов Б.В.
в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 55949 знаков (с пробелами)
Б Воронов, Санкт Петербург 8ИЛЬЯМ Ш6КGПИР И Г6Р 1ЛЬДИК см. илл. на 2 5 стр. цв. вкладки Вместо предисловия. С 1590 по 1600 гг. великим английским драматургом В. Шекспиром была написана серия исторических пьес, связанных с яркими, драматическими событиями в жизни английского королевства и произошедших в период с XI по XVI столетия. Это были годы правления королей Иоанна Джона Ричарда Генриха IV, Генриха V, Генриха VI, Ричарда IH и Генриха VIII. Названия пьес непосредственно связаны с именами королей Жизнь и смерть короля Джона создана в период с 1594 по 1597 rт Жизнь и смерть короля Ричарда 595 г Король Генрих IV дилогия 1596 1597 гг Король Генрих V 1598 1599 гг Король Генрих VI трилогия 1590 1592 гг Жизнь и смерть короля Ричарда 1592 1593 гг Знаменитая история жизни короля Генриха VIII 1 Произведения основывались на историческом материале Хроник Англии, Шотландии и Ирландии написанных Рафаэлем Холиншедом R. Holinshed В описываемое драматургом время геральдика уже прочно заняла свое место в жизни народов Европы, что не могло не найти отражение в указанных произведениях. В некоторых из них она стала составной частью действий, обогатила сюжеты, расставила акценты в развивающихся событиях. Мы встречаемся со всеми атрибутами геральдики с герольдами при выполнении, ими государственных обязанностей с гербами с бэджами badge знаками принадлежности или подцержки той или иной партии, рода или личности с отдельными фиrурами, входящими или держащими герб с девизами на гербах и т Символика в жизни людей с целью их отличий от других личностей, групп людей или их объединений, а также государств появилась задолго до рассматриваемого периода. Однако, становление и оформление ее в геральдику с последующим развитием на законодательной и про фессиональной основе началось во времена Первого крестового похода 1096 1099 гг Поход с одной стороны объединял представителей различных государств во имя великой цели освобождения Гроба Господня, а с другой стороны разъединял, т участн ки похода, есте 22 ственно сплачивались вокруг своих территориальных предводителей и имели или хотели иметь свои знаки, символы и флаги, созданию и распространению которых способствовало желание участников похода подчеркнуть и выделить их место, значение, а также заслуги в общем деле. Таким образом, Первый крестовый поход послужил толчком к становлению геральдики в Европейских государствах, которое началось в XI XII вв. К этому периоду относится ее развитие и в Англии в годы правления первого представителя династии Плантагенетов Генриха Анжуйского 33 89 гг В течение последующих столетий вплоть до XIV в. герб приобретает классическую форму, дошедшую до наших дней именно в английской геральдике 2 Носители геральдической законности герольды в начале становления геральдики носили различные титулы и не были организованы. Стремление к корпорациям привело к утверждению герольдов орденских объединений. Герольды стали разделяться по должностной деснице, в их обязанности входило не только знание гербов, ведение родословных книг и участие в торжественных церемониях, они были глашатаями судьями на турнирах представителями королей и сеньоров при переговорах о заключении мира или договора выполняли функции адъютантов во время боевых действий участвовали в решении брачных вопросов. Личность герольдов была неприкосновенной 3 Первым английским герольдом официально, утвержденным в 1334 году, был Герольдмейстер Кларенсо сlarenсeax King of Arms Однако, старшим герольдмейстером в Англии стал Герольдмейстер Гартер герольдмейстер ордена сarter Prinсipal King of Arms должность которого была утверждена Генрихом V в 14 15 г. Во Франции первым герольдмейстером был Монжуа История Английской Геральдической Коллегии начинается с 1484 г., когда по указу короля Ричарда все герольды были объединены в корпорацию 4 5 Указанные факты нашли отражение в произведениях В. Шекспира, а решения Геральдической Коллегии сказались на его семье, о чем будет изложено ниже. В данной статье я не беру на себя смелость и не претендую на всеобъемлющий анализ произведений великого драматурга с позиции оговоренной в заглавии темы. Ее задача систематизация и описание фактов использования В. Шекспиром геральдики. Отдельные наиме ования лиц и мест событий приведены также в английской транскрипции, поскольку в некоторых исторических произведениях, переводах пьес и др. литературных источниках они имеют различную транскрипцию на русском языке. 23 1О гербе В. Шекспира. Предки отца драматурга Джона Шекспира не принадлежали к дворянскому сословию. Они были фермерами, преданно служившими правящей династии Тюдоров. Шекспиры принимали участие на стороне графа Генриха Ричмонда будущего короля Генриха VII Тюдора в его борьбе за трон против правящего страной Ричарда Йорка. Во время битвы при Босуорте Bosworth 22 августа 1485 г., закончившейся победой Ричмонда, лучники Шекспиры отличились, за что пришедшая к власти династия наградила их имуществом и землями. Мать драматурга Мэри Арден была дочерью эсквайра esquire и принадлежала к одной из ветвей древнего дворянского рода Арденов, владевшего землями в графстве Уорикшир Warwiсkshire еще до завоевания Англии норманами невозможно, что она происходила от знаменитых графов Уорик. Герб Арденов того времени щит пересеченный верхняя половина золотая, на ней красная ласточка нижняя половина червленая, на ней три заостренных внизу золотых креста, на концах которых расположены малые кресты. В XVI в. в Англии существовал порядок, который устанавливал возможность получения герба и, соответственно, перехода в дворянское сословие лицам, достигшим определенной должности на церковной, военной или гражданской службе. С этой целью претенденту необходимо было обратиться в Геральдическую Коллегию, которая, найдя обоснованность получения данным лицом дворянского звания, разрабатывала и утверждала его герб. Герб заносился в матрикул и становился гербом семьи и потомков, а имя гербовладельца включалось в список знатных и благородных людей. После того как Джон Шекспир в 1568 г. стал судебным приставом bailiff в Стратфорде, он воспользовался указанным порядком получения дворянского звания, обратившись в Геральдическую Коллегию. Только в 1576 г. Д. Шекспир получил проект неутвержденного дворянского герба, выполненного Робертом Куком герольдмейстером Кларенсо, и лишь после повторного ходатайства в 1596 г. герольдмейстер Гартера Вильям Детик утвердил говорящий герб Шекспиров Шекспир Shakespeare потрясающий копьем на золотом поле щита правосторонняя диамантовая перевязь, поверх нее серебряное копье с наконечником главу щита венчает бурелет из цветов герба и серебряный сокол с распростертыми крыльями, держащий в правой лапе золотое копье. Щит снабжен девизом Non Sanz Droiс Не без права В 1599 г. в ответ на обращение Шекспиры получили разрешение об объединении на одном щите их герба с гербом Арденов. Однако, в связи со скандалом в Геральдической Коллегии по поводу правомерности получения гербов рядом лиц в том числе и Шекспирами они отказались от объединения гербов, сохранив без изменения утвержденный. Об этом свидетельствует изображение герба без девиза над бюстом В. Шекспира, установленным в северной части алтаря церкви Святой Троицы в Стратфорде 6 24 Святой Георгий. Переходя от личной геральдики Шекспира к геральдике в его произведениях, следует начать с символа, который объединял англичан, а именно с красного креста на белом поле. Он вошел в их жизнь и сознание как символ Святого Георгия покровителя Англии. День Святого Георгия национальный праздник, отмечаемый начиная с 1222 г. по настоящее время 7 Святой Георгий победитель Змия дракона изображался средневековыми живописцами рыцарем с белым щитом, пересеченнь 1м красным крестом. Святого Георгия избрал своим покровителем Ричард Львиное Сердце во время Третьего крестового похода 89 9 1гг. а расцветку его щита перенес на полотнища флагов английских судов, плывших на покорение Палестины. Эта символика заняла прочное место в геральдике Англии, а обращение к Святому Георгию всегда сопровождало англичан в сражениях, на знаменах которых был красный крест на белом поле. Поэтому и естественны в пьесах многочисленные обращения и призывы действующих лиц к Святому Георгию. Некоторые из них приводятся ниже. В пьесе о короле Джоне бастард Филипп Philip the Bastard сын Ричарда I Львиное Сердце и леди Фоконбридж 8 накануне битвы с Филиппом королем Франции взывает Святой Георгий, ты, сразивший змея учи нас биться д. кар. 1т. XVIII Подобные обращения наиболее часто встречаются в действиях накануне и во время битв, требуя соответствующего геральдического оформления пьес. Король Генрих V перед штурмом французского города Гарфлера Hareur обращается к войску со словами С отвагой в сердце риньтесь в бой крича Господь за Гарри и Святой Георг д. кар. 1т. Герцог Бедфорд Ouke of Bedford дядя короля Генриха VI перед ставкой войска во Францию говорит Огонь потешный стану зажигать во Франции, Георгия справляя д. 1кар. 1т. XI В той же пьесе в сценах сражения под Бордо и Орлеаном к Святому еоргию обращается полководец лорд Джоt Толбот Jhon Talbot и анги ские солдаты. К нему же апеллируют и в междоусобных войнах в сражении между правящим домом Ланкастеров и претендующим на асть домом Йорков Эдуард Ланкастер Edward, Prinсe of Weles восклиает Бей барабан Святой Георгий с нами д. кар. 1т. XI 25 перед битвой Тюдоров с Йорками граф Ричмонд взывает к воинам Гремите громче трубы Выше знамя Бог и Святой Георг Победа с нами д. кар. 1т. VI а с противоположной стороны Ричард Святой Георг Победы луч горит на наших шлемах Обращение в пьесах к Святому Георгию хотелось бы закончить ссылкой на сцену из личной жизни монархов, когда Ричард во время беседы с королевой Елизаветой женой его покойного брата Эдуарда IV уверяет ее о своей непричасности к исчезновению племянников принцев и клянется при этом Подвязкой и Святым Георгом на что королева, не веря ему, отвечает Нет святости в Георге оскверненном, Нет доблести в запятнанной Повязке д. IV, кар. LV, т. VI В дальнейшем при образовании Великобритании крест Святого Георгия стал составной частью ее знамени Юнион Джека совместно с белым косым крестом Святого Андрея знамени Шотландии и косым красным крестом Святого Патрика знаменем Ирландии Крест Святого Георгия используется в современной жизни Англии на ее флаге, в гербах, в геральдических грамотах. Львы на гербовом щите. Геральдические львы также упоминаются в текстах пьес. В описываемые драматургом периоды времени становление львов на гербе Англии уже закончилось и в сформированном в те годы виде до сих пор остается неизменным на червленом поле три золотых льва с поднятыми правыми лапами и головами повернутыми влево. Ссылки на львов в королевском гербе либо использование их в королевской одежде имеются в пьесах о Ричарде Генрихе IV и Генрихе VI. В сцене ссоры Генриха Болингброка герцога Хорефорда Henry Bolinbroke, Duke of Hereford с Томасом Маубреем герцогом Норфолком Thomas Mowbray, Duke of Norfolk когда первый обвиняет второго в измене королю Ричарду король обращается к герцогу Норфолку со словами К моим ногам перчатку брось. Тебе приказ понятен Львы укрощают барсов. Норфолк в ответ да, но пятен не могут с барсов снять д. 1кар. 1т. IX 26 В английском тексте R. Give те hise gage lions make leopards tame 9 Здесь следует отметить, что в угоду рифме переводчик называет леопардов барсами Поскольку после этой сцены согласно действия пьесы, произошел разрыв между королем и герцогом Норфолком, остается загадкой для автора статьи какой герб в те годы был у герцога, т герб, дарованный ему Ричардом имел на щите трех львов со знаком второго королевского сына 10 Может быть во времена В. Шекспира потомки Норфолка имели другой герб. Упомянутый ранее полководец Джон Толбот после битвы с войсками Жанны д Арк, покидая позиции, восклицает Эй, земляки, возобновите бой Иль с нашего герба сорвите львов От родины своей вы отрекитесь, На trteсmo львов поставыпе в герб овец д. 1кар. V, т. XI Полагалось, что во время действия герои пьес будут одеты соответственно времени и месту, занимаемому ими в табеле о рангах. Это особенно касается королей, когда об их присутствии в ходе битв участники судили по королевским гербам на попонах боевых коней и накидках рыцарских доспехов в частности, по наличию золотых львов на одежде короля Англии Граф Дуглас Earl of Douglas движимый желанием убить Генриха IV, убивает в поединках двух рыцарей в одежде короля, и наконец, встречаясь с самим монархом, кричит Еще один король Они плодятся, как головы у гидры. Кто ты Знай, я Дуглас, смертоносный враг всем, носящим такие знаки Кто ты, лжекороль И далее по тексту И был захвачен Дуглас, перед этим в трех встречах перебивший подставных, одетых королем д. V, кар. IV, т. Появление львов в гербе Англии и напичие их в гербе Великобритаи имеет под собой историческую основу. Изображение льва на щитах королевских печатях было в особом фаворе у Плантагенетов, половших начало включению львов в королевскую геральдику. Первый из лантагенетов герцог Анжу Джоффрей Красивый имел на голубом щите львов напоминающих леопардов у его сына бастарда Вилиама на те и попоне коня был лев, его внуки сыновья Генриха принц Джон 27 впоследствии король Иоанн Безземельный до коронации имел печать с двумя львами, его брат Ричард Львиное Сердце утвердил Большую Королевскую печать, на которой он изображен сидящим на коне и держащим щит с тремя львами. Тем самым и было положено в 95 г. начало собственно гербу Англии, который использовался как королевский до 1340 г. соответственно королями Иоанном, Генрихом Эдуардом I и Эдуардом 2 IV. Геральдические лилии. При жизни В. Шекспира герб королевства включал в себя не только указанных золотых львов но и золотые лилии на синем поле, которые мы привыкли считать символом королевской Франции. И действительно, лилия иrрала роль в жизни Франции сначала в качестве декоративного элемента, например, ее использовали как навершие скипетра и короны еще в V в. Король Роберт, сын Хьюга Капета, изображен на печати в подобной короне. Существует древняя легенда, что при крещении Хлодвига, короля франков. Дева Мария, эмблемой которой была лилия, в знак особой милости послала к нему ангелов с лилией. Можно предположить, что fleur de lis это переиначенное fleur de lois, что обозначает цветок лилии Следует отметить, что Lois, Loys, Louis Луи равны друг другу и французские Людовики вплоть до Людовика XIII, подписывались Loys 1О Нет ничего удивительного в том, что лилия вошла в государственную геральдику Франции. Когда и почему появились лилии в гербе английского королевства Это произошло в 1340 г. Когда король Англии Эдуард став также и королем Франции, разделил гербовой щит Англии на четыре части, поместив на нем перекрестно гербы королевств. Мать Эдуарда была единственным ребенком покойного короля Франции Филиппа IV, однако, французский закон о престолонаследии только по мужской линии должен был перечеркнуть претензии Эдуарда. Английский король пренебрег установленным порядком и добился короны Франции, что положило начало Столетней войне. Хотя в ходе обоюдного противостояния Англия постепенно потеряла все свои территории во Франции, наличие в ее гербе лилий сохранялось вплоть до 180 1г. Борьба за французский престол в более поздний период после правления Эдуарда нашла отражение в пьесе о Генрихе V, в которой в первом действии архиепископ Кентерберийский, подцерживая желание короля, заявляет Обоснование прав его законны на герцогства различные и графства и даже на французскую корону тех прав, что прадед Эдуард оставил д. 1кар. 1т. 28 Успех сопутствовал Генриху V во Франции В результате битвы при Азенкуре Aginсourt 25 октября 14 15 г. он завоевывает часть французских земель и пол ает руку французской принцессы Елизаветы, называя ее моя прекрасная белая лилия д. V, кар. т. В ходе дальнейших событий, нашедших отражение в пьесе о Генрихе VI все завоевания его отца были утрачены. Гонец, прибывший в Лондон из Франции с плохими вестями, восклицает Проснись, проснись английское дворянство, Пусть юной славы день не омрачит, С герба у нас все лилии сорвали Английский щит наполовину срублен д. 1кар. 1т. XI Поднявшаяся против Ланкастеров оппозиция в лице Йорков, возглавляемая Ричардом Плантагенетом, герцогом Иоркским, собирает ирландские войска и перед битвой Ричард заявляет, намекая на французское происхождение Генриха Клянусь душою, скипетр будет в ней его руке им лилии французские сшибу д. V, карт. 1т. XI Упоминаются лилии и французской стороной. Жанна д Арк перед оса дой Орлеана обращается к королю Карлу VII со словами Готова я. Вот он, мой острый меч, пять лилий на илинке его видны На иладбище святой Екатерины В Турени, в груде лома он был найден д. 1кар. Т. XI Смысл текста на английском языке, полагаю, иной ат prepar d here is ту Knee ed d sword Deсk d with five flower de Juсes оп eaсh side The wiсh at Touraine, in Saint Katharine s сhurсhyard Out of а great dea of iron I сhose forth 9 Речь здесь идет о дворе церкви Святой Екатерины покровительницы естовых походов и о старых изделиях из железа. Что же касается лилий а мече Жанны д Арк, то, по видимому, это исторический факт известный В. Шекспиру. На картинах можно увидеть ее с мечом, вдоль лезвия котороо располагаются лилии. В национальной библиотеке в Париже хранится ее дворянская грамота, выданная Карлом VII 2 июня 1429 г. На гербе изображен меч с пятью лилиями, расположенными вдоль лезвия попарно юс одна 13 29 V. Алая и Белая розы. Трагическая судьба Генриха VI прямо связана с бэджами Алой и Белой розами, разделившими две ветви королевской семьи и народ Англии на непримиримых врагов, борьба между которыми привела к гибели обеих. Как описывает В. Шекспир в трилогии о Генрихе VI, начало этой вражде было положено в саду Тампля Ternple в Лондоне, где встретились представители правящей династии Ланкастеров и семьи Йорков, стремившихся к власти и действительно являвшихся сильным кланом. Йорки основывали свои претензии на трон происхождением от Эдмунда, герцога Иорка, сына короля Эдуарда Плантагенета, а также слабостью Генриха как короля человека мягкого, находящегося под влиянием жены францу женки, и растерявшего все владения Англии во Франции. Непризнанные отношения усугублялись еще и тем, что отец короля Генрих V казнил за измену их предка графа Ричарда Кэмбриджа. Вернемся к действию в саду. Ричард Плантагенет, герцог Йорк сын Ричарда Кэмбриджа Кто дорожит рождением своим сорвет здесь розу белую со мной Его подцерживают сторонники, в том числе видный полководец граф Уорик Eart of Warwiсk Рву розу белую с Плантагенетом Противники граф Сомерсет Кто искренно стоять за правду хочет Со мною розу алую сорвет К нему присоединяются сторонники Ланкастеров. Итог подводит граф Уорик Предсказываю нынешний раздор, что разгорелся эдесь в саду при Тампле в борьбе меж розой алою и белой заставит сотни душ покинуть тело все ссылки д. кар. IV, т. XI Узнав о ссоре в саду, король Генрих прикалывает к камзолу алую розу, как бы утверждая раздор между кланами. После встречи и беседы с королем Ричард Плантагенет заявляет когда начнутся раздоры Тут подниму я млечно белый розан, Что воздух напоит благоуханьем На знамени герб Йорка вознесу И, в бой вступив с Ланкастером надменным Лишу венца д. 1кар. 1часть т. Х 30 Начинается кровавый путь под знаком роз, происходят события, унося с собой жизни и герцога Ричарда, его детей Королей Эдуарда VI и Ричарда его внуков, короля Генриха VI и его сына Эдуарда. Закончим данный раздел двумя монологами у увядающего короля Генриха наступает просветление О, смерть моя 1им положи конец Я вижу на лице его две розы Цвета домов, что борются за власть На розу алую находит кровь И с розой белой сходна бледность черщ Увянь одна, пусть расцветет другая. Коль. будете Вы продолжать борьбу Должны увянуть много тысяч жизней д. кар. V, часть т. XI новый король, основатель династии Тюдоров граф Ричмонд, представлявший дом Ланкастеров и ставший королем под именем Генриха VII, женится на Елизавете дочери покойного короля Эдуарда IV Йорка и перед свадьбой провозглашает свершив обряд, соединим мы с белой розой алую навеки. В единую семью сольют отныне Ланкастеров и Йорков д. V, кар. V, т. VI И ныне красно белая роза находится в обрамлении большего герба Великобритании. VI.O гербах и бэджах Йорков, Невилов, Ричарда и прочие факты, связанные с геральдикой. 1Солнце Йорков Изображение солнца было составной частью символов Йорков. О чем свидетельствует капитан охраны перед казнью герцога Сеффолка сторонника Ланкастеров Дом Йорка несет на стягах Лик солнца, полускрытый облаками, Стремящийся победно воссеять, Н надпись там стоит nvitis nublbus т наперекор тучам д. кар. 1т. IX Далее свое развитие получает герб Эдуарда Йорка будущий король Э уард IV который говорит брату Ричарду Три сына доблестного Йорка, озарили землю словно солнце. Но, что 6 ни означало это, впредь Носить три солнца буду на щите 3 1 Три солнца сыновья Ричарда Йорка Эдуард, Ричард и Джорж герцог Кларенс впоследствии убитый в Тауэре во время правления Эдуарда Перед битвой при Тоутоне древней столице Йорков, согласно легенде, в небе видели три солнца, что Йорки связывали с надеждой на благополучное царствование их династии. Но чуда не произошло. Эдуард умирает. Сыновья лишаются прав наследования. На престол восходит его брат герцог Глостер Duke of Glouсester после коронации Ричард считающийся одной из самых одиозных личностей в истории Англии. 2. Ричард Автор пьес не симпатизирует Ричарду, что, естественно, отразилось не только на текстах повествования о нем коварство, обман, убийство родственников, физические недостатки но и на отношении к его геральдическим символам. Став королем, Ричард получил и королевский герб. Но всю жизнь он любил и его сопровождал белый вепрь на флагах, щитах и, наконец, как щитоносец королевского герба. Ричард получил кличку кабана вепря и по ней ему приписывались самые уничижительные эпитеты землю роющий кабан ужасный, кровавый узурпатор кабан Лорд Хестингс Lord Hastings перед казнью корит себя за то, что пове рил Ричарду О горе Англии Себя не жалко Безумец я ведь мог бы я спастись. Кабан со Стоили шлем сорвал во сне, Но вещим сном я принебрег д. кар. IV, т. VI Лорд Стенли Lord Stanley отчим графа Ричмонда с обеспокоенностью говорит о заточении Ричардом его сына Кровавый боров держит Джоржа Стенли заложником в своем хлеву д. кар. V, т. VI Далее граф Ричмонд заявляет P Кровавый узурпатор, мерзкий вепрь что нивы растоптал, срыл сады и кровью как помоями упился, клыками потроша тела людей, залег средь острова ужасный боров д. V, кар. Т. VI Негативное изображение Ричарда и восхваление графа Ричмонда основывалось у Шекспира как на вернопо,оданническом отношении к правя 32 щей династии Тюдоров, так и на официальной пропаганде победителей Йорков, их претензиях на законность завоеванного трона и, как следствие, очернение павшего властителя. Современные исследования говорят о том, что имеются искажения в трактовке образа Ричарда. Отлично физически развитый внешне имел только один недостаток разновысокие плечи он был хорошим государственным деятелем, организатором и военачальником, а также сыном, братом и дядей. Он не замешан в смерти племянников сыновей Эдуарда IV которые исчезли в Тауэре сразу после прихода к власти Ричмонда. Заслуги Ричарда для английской геральдики бесспорны 14 З. О символах рода Невилов. Особое место в произведениях занимает упоминавшийся ранее граф Уорик представитель рода Нееилов прозванный делателем королей оторый служил то одной, то другой королевской семье и, в конце концов, бесславно погиб, защищая интересы Ланкастеров. Когда Уорик еще отстаивал позиции Йорков, то в споре с лордом Клиффордом приверженцем Генриха VI, он объявил Клянусь я Невилов гербом старинным медведем, что стоит на задних лапах прикован к суковатому стволу сегодня вознесу его на шлем. Так на вершине горной кедр стоит, Ветрам листву отважно подставляя, Пусть вид герба тебя повергнет в страх на что лорд Клиффорд ответил Я с шлема твоего сорву медведя и растопчу его ногой с презреньем назло тебе поводырю медведя д. V, кар. 1т. XI Здесь опять в переводе имеет место отступление от смысла англий о текста Невил граф Уорик говорил Now, Ьу my father s badge, old е. s сrest т речь идет о родовом знаке и фигуре, которая может на шлеме, гербовом щите и родовом знамени рафа Уорика и графа Солбери Ричард Плантагенет герцог Йоркский з вает храбрыми медведями моими, чтобы они цепями погремев, свирепых шавок разогнали т сторонников Ланкастеров д. V, кар. 1Т. XI 33 4. Различные факты ссылок на геральдику Сцена из пьесы о Ричарде Генрих в дальнейшем король Генрих IV обвиняет фаворитов короля Ричарда в разграблении его поместья Срубили на дрова леса и парки, со стекол замка вытравить велели и мой девиз и родовой мой герб, так что и знаков моего дворянства нет у меня Д. кар. 1Т. IX В дальнейшем после убийства короля Ричарда он, став королем, восстановит замок, который прекрасно сохранился до наших дней 15 Сцена из пьесы о Генрихе VI. Генрих Перси Непгу Perсy сын графа Нортумберленда с раздражением говорит о своем отце, увлеченным геральдикой В ушах звенит от муравьев, кротов волшебников Мерлинов, предсказаний, бескрылых грифов и бесперых рыб, львов на гербах, лежащих и стоящих д. кар. 1т. Сцена из пьесы о Ричарде Королева Маргарита жена покойного Генриха VI одергивает Дорсета пасынка правящего короля Эдуарда IV, развязно ведущего себя во дворце Потише Вы, маркиз Да Вы наглец Ваш свежеиспеченный герб не в моде д. 1кар. т. VI VII. О геральдической службе. Как уже упоминалось, в пьесах уделено внимание и герольдам, которые появляются в различные ответственные моменты действий. Пьеса о короле Джоне Иоанне Герцог Артур Бретонский племянник Ричарда I и его брата Джона, как сын их покойного не царствовавшего старшего брата претендует на английский престол. Пользуясь поддержкой короля Франции, Артур подходит к городу Анжеру Angier принадлежащему Англии, и посылает к стенам города герольда. Герольд призывает жителей города распахнуть ворота перед бретонским герцогом и провозгласить Артура королем Англии вместо его дяди короля Джона. Пьеса о Ричарде Ранее в разделе говорилось о ссоре между Генрихом Болингброком и Томасом Маубреем. Ссора закончилась поединком. О вызове на бой объявляют герольды. Один из них, от имени Ланкастера, обвиняет в измене Норфолка, другой, от имени Норфолка, обвиняет Ланкастера в злонамеренной лжи 34 Пьеса о Генрихе V. Наиболее ярко роль герольдов нашла воплощение именно в этой пьесе. Сцена перед боем при Азенкуре. Англичане в меньшинстве 3 5 тысяч лучников и 1ООО спешенных рыцарей против примерно 1О тысяч французских воинов рыцарей и арбалетчиков 16 17 В английский лагерь приходит Монжуа с предложением к англичанам от имени французского коннетабля заплатить выкуп, т тот считает, что поражение англичан предрешено. Генрих V отвечает Монжуа Montjoy Не трудись герольд, Не приходи за выкупом напрасно Лишь тело будет выкупом моим так передай пославшему Исполню государь. Итак, прощай Последний раз внимаешь ты герольду Но судьба распорядилась иначе. Англичане победили. После битвы ожуа вновь перед Генрихом. Генрих Ты вновь за выкупом Монжуа Нет, государь. Я к Вам пришел о милости просить, Позвольте обойти нам поле битвы, Убитых сосчитать предать земле Дворян отдельно от простых людей Генрих Герольды, с ним идите И узнайте число убитых у сторон обеих д. IV, кар. VI, т. Пьеса о Генрихе VI. В ней в одном из действий герольду поручается ъявить изменниками всех восставших с Кедом Кед бунтовщик, етендуя на трон, выдавал себя за потомка второго сына Эдуарда В другом действии герольд передает приглашение герцогу Глостеру быть в парламент для объяснений. Пьеса о Генрихе VIII. В. Шекспир, описывая торжества по случаю ко а ии Анны Болейн матери, правящей в его время королевы Елизаве 1е обделил вниманием и участие в них герольдов Улица Уэстмина Westminster Лорд мэр с булавой, за ним герольд в доспехах и с о енною медною короной на голове а этом я завершаю тему данной статьи. Восхищают обширные знания числе в области геральдики использованные в написании пьес, З е ию которых мы должны быть также признательны лорду Хансдону, в елю В. Шекспира и двоюродному брату королевы Елизаветы 18 35 Надпись под гербом В. Шекспира, сделанная йоркским герольдом в 1602г. Герб короля Джона Герб над бюстом В. Шекспира Герб Томаса Маубрея, герцога Норфолка 36 ЛИТЕРАТУРА 1Вильям Шекспир. Собрание сочинений. Тома VI, IX, XI, XV II. СПб. КЭМ, 1992 1997. 2. Диунов М Титулы, короны, бэджи Гербовед. 1997. 5 17 3. Борисов И Турнирная геральдика Там же. 1997. 4 16 4. Егоров В Организационная структура и практическая деятельность зарубежных геральдических организаций Там же. 7 19 5. Гиппенрейтер Е Краткий очерк об английской геральдике Там же. 1997. 3 15 6. Шенбаум С. Шекспир краткая документальная биография М. Прогресс, 1985. 7. Иванов К Флаги государств мира. М. Транспорт, 197 1 8. Who s. Who in Shakespeare. сharaсters, names and plot sourсes in the plays and poems. Franсis Griffin Stokes. Braсken Books. London. ISBN 009 185 1440 9. The сomplete works of W am Shakespeare. Edited, With а Glossary, Ьу W сRAG, М Trinaty сollege. DuЫin, Неnгу Pordes, London, 1984. ISBN 085376 034 9. 1О. The Wordsworth сomplete Guide to Heraldry. Arthur сharfes FoxDavies, Wordsworth Referens, Ltd 1996. SBN 185326 365 6 Heraldry sourсes, symbols and meaning Tiger books lntemational, London ISBN 18550 1908 6. 12. Royal Heraldry. Beasts and Badges of Britain Ьу J Brooke Little. с O., М.А, F A., F S. Norroy and U ster King of Arms. ISBN О 900594 59 4. Pilgrim Press ltd, 1994. 13. Luсien FаЬге. Janne d Arс. Franсe Loisirс 123, boulevard de GreneЫe. Paris. 14. Цареубийства Гибель земных богов. Сост. Н Попов. М. КРОНПРЕСС, 1998. 15. А сolourmaster Guide to English сastles. Produсed in G Ьу Photo preсision Ltd., St. lves. Hutingdon. 16. БСЭ. Т. 969. 17. The Book of the Medieval Knight, Stephen Tumbull, Broсkhampton Press. London. ISBN 1860 19 864 З 18. Кастрикин Н Шекспиром был Хансдон Международный ежемесячник Совершенно секретно 9. М., 1994. 37 2 сильям Ш6КGПИР и rвР4ЛЬДИК4 см. стр. 22 Рис. 1Герб Шекспира. Рис. 2. Флаг на кораблях Ричарда Львиное Сердце. Рис. 3. Штандарт Арчибальда, графа Дугласа. Рис. 4. Герцог Анжу Джоффрей. Рис. 5. Боевая одежда короля Англии. Рис. 6. Белая роза Йорков. Рис. 7. Красная роза Тюдоров. з Боевая одежда короля Англии. 4 Львы в гербах 1Англии времен короля Ричарда 12. Современной Великобритании. Лилии в гербах Англии З. Времен короля Эдуарда 4. Времен короля Генриха IV. 5. До 180 1г. Штандарты 1Ричарда 2. Эдуарда, герцога Йорка. З. Ричарда Невила, графа Уорика. 4. Генриха Тюдора, графа Ричмонда. 5. Генриха Болингброка, герцога Херифорда. 5 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Воронов Б.В. Вильям Шекспир и геральдика (2000)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |