| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №41. (2000) › Асадов Ю.А. Геральдика Армянских царских и княжеских родов и династий | ||||||
Асадов Ю.А.
Геральдика Армянских царских и княжеских родов и династий// Гербовед. №41. (2000)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 3 (41). С. 6-14 Аннотация: Не все представители царской династии Аршакидов использовали в качестве родового царского символа орла. Судя по тому, что до нас дошли четкие гербовые изображения львов, леопардов, вепрей (клыкастых кабанов), барсов, боевых коней и прочих диких и домашних животных можно предположить, что орел в качестве герба устраивал владельцев армянского трона далеко не всегда и они зачастую отдавали предпочтение и нелетающим тварям тоже. Об авторе публикации/статьи: Асадов Ю.А. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 44809 знаков (с пробелами)
Ю Асадов, Пя рск Г Р ЛЬДИК РМЯПGКИХ Ц РGКИХ И КНЯЖ6GКИХ РОДО.G И ДИШ GТИЙ При армянском царе Тигране 566 52 1гг. до Р. Х. сыне царя Ерванда из арийской династии и друге детства персидского царя Кира, в качестве царского герба и символа использовалось изображение семиглавого дракона. Однако, позднее, к эпохе завоеваний Александра Македонского, данное изображение утратило свое значение. А уже при аршакидских царях в качестве родового герба и государственного символа государи Армении использовали изображение одноглавого орла, распластавшего свои крылья. Орел изображался не только на знаменах и хоругвях предводимых аршакидскими царями войск, но таюке и на драгоценных рукоятях боевого оружия, на монетах и перстнях, на металлической утвари и медной посуде, на коврах и карпетах, на стенах и плитах церквей и монастырей, над воротами крепостей и в царских усыпальницах, на переплетах древних книг фолиантов и на личных печатях. Но не все представители царской династии Аршакидов использовали в качестве родового царского символа орла. Судя по тому, что до нас дошли четкие гербовые изобра f ения львов, леопардов, вепрей клыкастых кабанов барсов, боевых коней и прочих диких и домашних животных можно предположить, что орел в качестве герба устраивал владельцев армянского трона далеко не всегда и они зачастую отдавали предпочтение и нелетающим тварям тоже, После ввер,ения е Армен ю в начале V в. нашей эры христианства на гербах ш жоторых монархов и. отпочковавшихся от них княжеских родов появилось изображение к нноrо агнца ягненка с рестом, символизирующим принадлежн сть 1данной религии. Особенно интересио в rерат 1ьдике наличие говорящих герб 1в, содержание которых соотве, ствует значению родового ю. ениf пишет армянский историк, академик, директор Государственного Эрмитажа Иосиф Абгарович Орбели 1887 196 1гг. в своих Избранных трудах том 1стр. 120 в областях, составляющих коренные владения рода князей Орбелианов, и его армянской, и ero грузинской ветвей, было распространено рельефное стилизованное изображение на архитектурных памятниках и крепостных стенах распластавшего свои крылья одноглавого или двуглавого орла. Орби по грузински означает орел Название орбети носила и крепость, входившая в родовые владения этих князей То же самое отмечал в одной из своих статей председатель ИсторикоРодословного Общества в Москве, кандидат исторических наук Станислав Владимирович Думин Нередко геральдические эмблемы отражают фамилию владельца у Орловых орел, у князей Долгоруких рука 6 со стрелой, выходящая из облаков. Подобные гербы именуются гласными Происхождение гласного имени у феодального армянского княжеского рода Арцруни также было связано с гербовым символом. Орел поармянски звучит как арцив Отсюда рельефы и гербы с изображением орла на фрагментах зданий Васпураканского царя Гагика Арцруни 908 943 гг. а также на родовых и государственных гербах прочих представителей этой славной династии. Об этом же нам сообщает и армянский историк V в. Моисей Хоренский Мовсес Хоренаци Старший в нахарарском роде Арцруни обязан был по традиции, заведенной еще армянским царем Трдатом 1Тер Датом Аршакидом 62 68 гг. выносить при короновании и возведении на престол царей этой династии царский штандарт в виде орла. Позже аршакидский орел, собственно, и украсил гербы самих орпоносителей сделав их фамилию гласной. Но опять же не все Арцруниды пользовались птичьей символикой. Некоторые ветви данного княжеского рода изображали, к примеру, на своих гербах мифологического дракона свишапа У известного армянского писателя Раффи Акопа Мелик Мирзоевича Мелик Акопяна, 1835 1888 гг. в книге Самвел стр. 256 читаем Носилки остановились перед великолепным княжеским дворцом, у ворот которого стояли громадные крылатые драконы вмwапы Это был герб князей Арцруни, он красовался у входов во все их города и дворцы Возможно, что на геральдику этих ветвей рода Арцруни повлияли древние геральдические символы их далеких ассирийских предков, от которых они произошли А возможно, что эти изображения Арцруниды позаимствовали у прочих армянских нахарарских родов после породнения с ними династических браков. Такая же картина возникла и с изображением на гербах льва, который считался символом царской власти еще в древней Нубии, в Халдее, в Египте, в Персии, в Мидии Великокняжеские парфяне армянские династии Пахлав Каренеан, Пахлав Суренеан, Камсаракан, Пахлавуни и Арраншахиков, отпочковавшиеся от парфянского царского древа Аршакидов и принявшие участие в этногенезе армянской нации, использовали в XI вв. в качестве родословного и династического герба изображение стоящего на задних лапах леопардическоrо льва, который позднее перекочевал и на гербы и штандарты киликийских царских и княжеских родов. Но опять же случались исключения и у этих династий, когда тот или иной феодал отдавал предпочтение менее свирепым животным Иногда лев оказывался крылатым, иногда он лежал в миролюбивой позе, иногда львов оказывалось двое или даже трое. В отдельных случаях над головой животноrо появлялась корона, а в поднятой лапе прямой или восточный меч, или лук со стрелой. Разумеется, использовались в композициях и прочие геральдические элементы и символы. 7 Однако, изображение льва или леопардического льва, а иногда и львуподобного леопарда запатентовать в те времена было невозможно. И потому вслед за аршакидскими родами и Пахлавиками предпочтение данным животным отдают царственные Багратиды, чье древнее иудейское происхождение ни у кого не вызывало сомнений. На гербе анийско ширакской армянской династии Багратидов IX XI вв. над воротами в крепостной стене города Ани, появилось изображение одинокого льва, стоящего на четырех лапах. На гербе грузинской царской ветви Багратидов тоже имелось изображение двух стоящих друг против друга, на фоне боевого щита, львов. Истории известен случай, когда германский император Генрих, по согласованию с римским папой Селестином послал киликийскому армянскому князю Леону через своего кардинала Конрадия штандарт с изображением льва, который впоследствии был вывезен в Персию и стал даже реликвией местного шахского двора. Вслед за киликийскими царями и князьями Рубенидами, Па хлавуни, Ошинян Хетумидов и Луэиньян ввели в свои родовые и государственные гербы льва, а затем и двух львов, поднявшихся на задние лапы, и некоторые византийские греческие императоры из династий Комнинов, Ангелов и Палеологов. В частности, император Алексей Ангел 95 1204 гг А также короли Кипра и Сардинии. Имена некоторых царей и князей, изображавших львов на своих гербах, знаменах, оружии или печатях, тоже были гласными и переводились с различных языков на русский язык, как лев Например, имя агванкского царя михранида Дживаншира джуаншера переводится с тюркских языков и диалектов, как молодой лев Владетельный князь Шеро Широ из того же рода, как просто лев Имя партавской армянской царицы Ширин означало в переводе с тюркского диалекта львица Имя парфянского царевича Шируйе львенок Киликийские князья и цари опирались на греческий и латинский языки, когда давали своим отпрыскам имена Леон или Левон. А ишханы и атабеки по имени Аслан, Арслан или Араслан были обязаны своими именами древне и среднеперсидсю tм языкам и диалектам. Все эти имена означали одно и то же лев Не был забыт и арабский язык. Перса армянские атабеки Асады и армяногрузинские князья Асатиани получили корень своего имени из арабского. Но не надо думать, что современным языкам принадлежит лидерство в данном вопросе. Скрупулезный анализ данных имен собственных привел к мысли, что тюрки, персы и арабы многие свои слова позаимствовали у древнего праязыка санскрита. К примеру, еще в VI в. до Рождества Христова, по свидетельству греческого историка Геродота, царские скифы избрали своим царем воина Окта.масада в некоторых источниках Тагимасада что в переводе означало отец львов царь львов А персы своих царей называли Арташирами Арта ширами задолго до тюрков обозначив этим именем значение отец львов Именно из него у армян впоследствии возникло имя Арташес, а у грузин Ардашел. 8 Изображение льва сохранилось в гербе старейшего армянского княжеского рода Арrутинск х Долгоруковых, ведущих свое происхождение от парфянского царя Аршака I Храброго в. до н и утвержденных в княжеском достоинстве в России определением правительствующего Сената в начале XIX в. Вот описание герба этого рода Щит разбит на две половины. Левая часть рассечена и заключает в себе родовые знамена в верхней половине, в красном поле, выходящая из облаков обнаженная рука с мечом. Под нею, в голубом поле, лев, держащий передними лапами золотую булаву и щит. В правой же части в золотом поле вылетающий черный орел, имеющий на главе корону и в лапе скипетр. На груди орла изображен мальтийский крест с маленьким щитком посередине, красного цвета, на котором означено имя императора Павла 1 Владетельные ишханы князья Мариобизские и Агдзенские, переселившиеся в Грузию из иранского Курдистана в 142 1г., были утверждены в XVIII в. в княжеском достоинстве царем Ираклием 720 1798 гг. и получили новую фамилию Абамелик. В некоторых источниках эта фамилия зафиксирована иначе и звучит как Абамелек или Абымелек. Это неверно, даже если данной транскрипцией пользуются сами представители рода. Имя означает принадлежность к царскому роду в арабском звучании Абу Мелик Прочие же написания ближе к библейскому имени Абамелех. После утверждения в княжеском достоинстве ро.д Абамелик получил и герб, в котором основной фигурой стал лев Чуть позже этот лев перекочевал на герб князей Абамелик Лазаревых, объединивших в своей геральдике и элем нты рода Лазаревых. Вот описание объединенного герба Щит четверочастный, с малым щитом посередине. В первой, золотой части, червленый лев с червленой же короною на голове, держащий в правой лапе червленый восточный меч. Во второй, червленой части, скрещеннь 1е серебряный с золотою рукоятью восточный меч и золотой скипетр. В третьей, лазуревой части, на зеленой земле серебряный столб, обвитый виноградными лозами натурального цвета с зелеными листьями. В четвертой, золотой час ти, на зеленой земле черный овен с червлеными глазами и языф ком. Мальай щит, в середине пересеченный в верхней, золотой no ловине, черное орлиное крыло, а в нижней, лазуревой, лежащий золотой лев с черв.r 1еными глазами и языком Как видим, лев на гербах мог стоять, лежать, мог быть агрессивным или спокойным, идти вправо или влево, мог держать в руках меч, саблю, лук со стрелой или скипетр. Различной была и цветовая гамма, которая далеко не всегда соответствовала принятой в Европе или России, за исключением тех гербов, которые были утверждены российским правительствующим Сенатом. Популярен был лев в качестве геральдического изображения в Персии XV XIX вв. Страной тысячи львов называли её современники. Царь зверей был символом не только правящих в стране шахских династий, но и употреблялся в данном качестве менее знатными ханскими и княжескими родами. 9 Российский графский и дворянско княжеский род Лазаревых Еrиазарянов переехавший в Москву и Санкт Петербург из персидского города Исфагана, перевез с собой и утвердил в России в 177 4 г. в качестве герба геральдическое изображение лежащего льва. Вот описание Щит разделен горизонтально на две части, из коих в верхней, в золотом поле, изображено черное орлиное крыло. В нижней части, в голубом поле, виден лежащий золотой лев Но разные ветви рода имели разные гербы. Вот описание другого Лазаревского герба Щит двухчастный. Пер вая часть верхняя и узкая в золотом поле черный прямой меч, расположенный горизонтально, рукоятью слева. Вторая часть нижняя и широкая в синем поле золотой ключ, а по бокам его два золотых колоса В варианте же герба потомков одного из адмиралов Лазаревых в качестве элементов появляются восточный кривой меч, силуэт маяка и морской якорь. Как составную часть своего герба и деталь личных печатей использовали изображение львов и другие знатные армянские рода и династии Пахлавуни и Павленовы Долгоруковы, Баяндуряны и Мелик Парсадановы, Шериманяны, Мелик Егановы, Лорис Меликовы и Асрибековы, Дживанширы и Рустамбековы, Дживановы и Асадовы К примеру, описание герба графа М Лорис Меликова выглядело следующим образом с Щит чет верочастный. В первой третьей частях серебряный лев с луком и стр лой на зеленом поле идущий влево. Во второй четвертой частях скрещенные пурпурные мечи и четыре черные крепостные башни на коричневом поле Внизу девиз С боя за братьев по Христу И далеко не всегда их гербы бывали утверждены в официальном порядке. Иногда в утверждении отказывали и возвращали на доработку, иногда до утверждения дело и не доходило, оставаясь в стадии эскиза или наброска. Однако, это не означало, что данными гербами не пользовались. Их можно было увидеть на чем угодно, включая и оттиски личных печатей, прикладываемых к документам или к почтовым отправлениям. Конечно, в средневековой и более поздней армянской геральдике использовались и другие фигуры и элементы. Такие, например, как кони, пешие или конные человеческие фиrуры, воины, вооруженные мечом или луком, виноградная лоза, хлопковая коробочка и прочие. Нередко геральдические символы изображались на боевых щитах. Причем, самой различной формы круглых, квадратных, овальных, прямоугольных. Словом, на таких, какими пользовались скифы, персы, греки, монголы, тюрки, грузины, армяне Откуда было знать не всегда грамотным восточным аристократам, что в.Европе и в России формам щитов придадут единые правила Часто гербы были простыми, т использовались один или несколько элементов. Сложными гербы становились тогда, когда при их утверждении, по вновь заведенным правилам, от их владельцев требовали соблюсти массу непременных дополнительных условий и отправляли эскиз на доработку, загромождая и запутывая главную мысль. Сложными гербы становились и в результате объединения родов. 1О В монастыре Айриванке Гегарде, где находится родовая усыпальница армянских князей Прошьянов XI XIII вв. существует следующее изображение герба этого рода крупным планом голова быка, который держит цепь, этой цепью охвачены шеи двух львов, между львами, ниже цепи, орел, держащий в когтях агнца ягненка Похожее изображение орла когтящего ягненка можно встретить и в гербе tнязей Вачутянов, изображенном в верхней части алтарной аспиды книrохранилища монастыря Сагмосаванка на реке Касах к северу от Еревана. Понятно, что данные изображения преследовали определенные цели и потому становились сложными. Но, увы, утраченной оказывалась при этом основная суть и главная мысль композиции к какому корню восходит rеkiетическая линия рода Наличие в композиции многих элементов хорошо видно на примере некоторых гербов знатных армянских княжеских и дворянских родов и фамилий. Приведем несколько примеров. В гербе князей Аматуни На синем поле продолговатого щита изображено белое знамя в знак полководца, на знамени два барса, из коих один взором своим означает обзор прошедших дел, другой, озирающийся назад, благоразумную предусмотрительность при предприятиях. Барсы держат в лапах карту, на которой в верхней половине два четвероугольника один с синим, другой с красным полем. На одном четвероугольнике изображены сабля и копье знаки храбрости на другом финиковое дерево, полное плодов знак изобилия и полезного действия. В нижней половине карты имеются еще два четвероуrольника, тех же цветов. На одном изображен мраморный столб знак твердости на другом крестообразно лежат две золотые стрелы знак искренности. В центре карты изображен поверженный лев с разодранной пастью знак Богом дарованной И предкам силы. Ниже всего крестообразно сложены две ветви, оливковая м лавровая знак мира и победы. И все сие увенчано княжескою короною Данное описание утверждено было Грамотой грузинского царя Ираклия января 1784 года. В гербе князей Бектабековых Щит разбит на две части. В верхней, в красном поле, изображен воин в черкеске, скачущий вправо на белом коне с золотою сбруею и имеющий на плече золотое копье. А во второй части, в голубом поле, видны крестообразно положенные остроконечием вверх две серебряные стрелы и поверх их щит красного цвета с серебряным на нем полумесяцем В гербе имеретинских дворян армян Худобашевых Щит разбит надвое. Верхняя половина рассечена. В правом, золотом поле, крестообразно положены два меча, в левом, голубом поле, изображен золотой крест, под ним, у подошвы щита, видны море и, к левому углу, каменная гора. Наконец, в нижней части серебряный полумесяц, обращенный рогами вверх, над ним золотой хлебный сноп Армянские княжеские рода, породнившиеся в разное время с различными представителями грузинского царского дома, вносили в свои радо вые гербы геральдические элементы царской династии Багратиони. К таким родам относятся армянские ветви армяно грузинских княжеских родов, Баратовых, Аваловых, Сумбатовых, Тумановых, Бебутовых, Меликовых и некоторых других. Но были и оригинальные элементы у Тумановых собака, пенал и десница с пером, у Бебутовых олень и десница, держащая саблю. В гербе российских дворян армян Вагановых, ведущих свое происхождение от внука карабахского мелика и хана Есаи Мелик Еганяна 1720 178 1гг. Вагана, после утверждения в Сенате появились пчелы, вылетающие из улья, и журавль. Тифлисские и кизлярские дворяне армяне Серебряковы ввели в свой герб изображение десницы с золотой ветвью на синем поле, выходящей из облаков. В гербе карабахских, елисаветпольских и тифлисских, армянских родов Дживаншир, Асланбековых, Рустамбековых, Дживановых, Асадовых, ведущих с.вое происхождение от майора 42 го егерского полка Рустамбека Касимова сына Дживаншира, получившего, как гласило Донесение коллежского асессора Зубарева генерал адъютанту Стрекалову от 1О июня 1830 г., за участие в кавказских боевых операциях полка орден Св. Анны 2 ой степени с алмазами, дающий право на потомственное дворянство, используется изображение льва, стоящего на задних лапах. Описание одного из неутвержденных гербов гласило сЩит с пурпуровым полем разбит на четыре части белым крестом. В первой, верхней левой части изображена серебряная звезда и под ней серебряный полумесяц, остриями обращенный кверху. Во второй, верхней правой, части раскрытая черная книга. В третьей, нижней правой, части три серебряных цветка, напоминающие три языка пламени. В четвертой, нижней левой, части черный парящий одноrлавый орел. В центре щита, заслонив крест, изображен в рофиль идущий влево когтистый леопардический красный лев с длинным языком, высунутым из пасти, держащий в правой руке серебряный восточный меч с черной рукоятью. Над щитом пятизубая золотая корона и мантия из горностаевоrо меха Девиз на ленте Amantibus Justitiam. Pietatem, Fidem Любящим правду, благочестие, верность в описание не входил, но на изображении присутствовал. Прочие варианты герба этого рода отличались цветом креста, льва и других деталей, наличием или отсутствием отдельных элементов, девиза. Тифлисские князья и дворяне Давыдовы родственники и потомки полководца Давид бека Мелик Парсаданяна утвердили в России герб рода, несмотря на то, что некоторые исследователи, в частности Раффи, утверждали, что полководец умер бездетным. Известны по меньшей мере два внука Давид бека, переехавшие из Тифлиса в Россию Степанос Дав тян давидян сын Саака дослужившийся во второй псловине XVIII в. до чина премьер майора, и драгун rрузино армянского эскадрона Парсадан Давыдов, поселившийся в 1747 г. в Кизляре. Вот описание их герба Герб разделен на четыре части и имеет в середине щиток ерноrо цвета, в котором изображен золотой лев держащий в лапах лук. По 12 сторонам щитка, в золотом поле, видны две армянские буквы черного цвета, соответствующие русским буквам Д и Б Над щитком, в горностаевом поле, на малиновой подушке, лежит княжеская шапка. В первой четверти, в голубом поле, изображен черный одноглавый орел, имеющий в лапах серебряную стрелу. Во второй четверти, в зеленом поле, золотой крест, означенный на ветви с плодами того же цвета. В третьей четверти, в белом n Ле, видi tы пять рыб, плавающих в реке, и наконец, в четвертой четверти, в красном поле, крестообразно означены белое знамя с золотым древком и серебряная сабля остроконечием вниз. Щит держат два воина в азиатской одежде, в панцирях и с пиками Элементы композиции гербов карабахских меликов таюке неоднократно становились объектом пристального внимания и исследования ученых. Так, доктор исторических наук Паруйр Мурадян сообщает Мелики Варанды имели даже свой герб, который согласно родовому преданию, привлек внимание Петра I и Наполеона. На гербе имеются армянские монограммы из трех букв, означающих слова Армения смелик Шах Назар Над головой, орла изображен купол церкви с крестом Изображение этого герба по оттиску хранится в настоящее время в городе Бостоне, в США. драконов виwапов Широко извеtтны во всем мире карабахские ковры с изображением вишапагоргер называем 1е Джраберд Джолабердами, которые таюке основаны на символике древних армянских княжеских родов. В основе рисунков лежит идея противоборства орлов, расположенных крестообразно и поддерживающих небосвод, и змей, олицетворяющих злые силы. Эти элементы входили составляющими в композицию герба джрабердских меликов Мелик Исраэлянов. В конце XVIII в. по инициативе нескольких армянских патриотов был изготовлен проект герба будущего суверенного царства Армянского, который состоял из трех древних элементов одноглавого орла Арwакидов, агнца Божия времен христианства и двух львов из герба Киликийской Армении. Но проекту этому не су tЩено было воплотиться в жизнь. После вхождения Восточной Армении в состав Российской империи на гербе русских императоров появился лев из герба последней царствовавшей в Киликии династии. Хорошо известны ныне и элементы новых государственных гербов Армении и Карабаха, которые несут в себе древние армянские геральдические традиции и символы. ЛИТЕРАТУРА 1гаян Ц и др. Присоединение Восточной Армении к России. Ереван АН Арм. ССР, 1978. 2. Арсеньев Ю Геральдика лекции, читанные в Московским археолоrr 1че ском институте в 1907 1908 гr. Ковров БЭСТ В 1997. 13 З. Арцруни Товма. История Дома Арцруни. Тифлис, 19 17. 4. Асадов Ю Родословные тайны армянских князей. М. Интер Весы 1997. 5. Восканян В Армяно русские отношения во втором тридцатилетии XVIII в. Ереван АН Арм. ССР, 1978. 6. Дворянские роды российской империи. Тома 1и 2. СПб. ИПК Вести 1993, 1995. Тома З и 4. М. Линкоминв.ест 1996. 7.ДживанширМирза Джемал. История Карабаха. Баку, 196 1 8. Дмитриев А Перм е землевладельцы Лазаревы и их r реемники князья Абамелик Исторический вестник. 5. 1893. 9. Долгоруков Л Российская родословная книга. Части 14. СПб., 1855 1857. 10. Каланкатуаци Мовсес. История страны Алуанк. Ереван АН Арм. ССР, 1984. Лакиер А Русская геральдика. М. Книга, 1990. 12. Лобанов Ростовский Б. Русская родословная книга. Тома 1и 2. СПб., 1895. 13. Микаэлян Г История Киликийского армянского государства. Ереван АН Арм. ССР, 1952. 14. Мкртчян Ш Историко архитектурные памятники Нагорного Карабаха. Ереван Айастан 1988. 15. Мурадян Л История память поколений. Ереван Айастан 1990. 16. Онучин А Князья Абамеляк и Абамеляк Лазаревы, графы и дворяне Лазаревы. Пермь Ассоциация генеалогов любителей, 1996. 17. Петров Л История родов русского дворянства. Том 1СПб., 1886. 18. Руммель В Голубцов В Родословный сборник русских дворянских фамилий. Тома 1и 2. СПб., 1887. 19. Савелов Л Московское дворянство. Родословная книга дворянства Мос ковской f бернии. Том 1М., 19 14. 20. Улубабян Б. Княжества Хачена в X XIV ев. Ереван, 1975 на арм. яз 2 1Хоренаци Моесес. История Армении. Ереван Айастан 1990. 22. Черняес,кая Т.А t 1стории возникновения капиталов и горнозаводского хо зяйства Лазаревых Историческме записки. Т. 105. М., 1980. 23. Шаховс 1t.ойД Общестео l t дворянство Российское. Т. 1Ренн, 1987. 24. Энциклопедия путешественника. Армения. Ереван, 1990. АС.АДОВ Юрий Андре евич, писатель, истерик, журналист, главный редактор Пятиrорскоrо литературно историческоrо альманаха БЕКСКИЙ ДОМ предводитель Ассоциации потомков армянских княжеских и дворянских родов и фамилий r. Пятигорск. 14 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Асадов Ю.А. Геральдика Армянских царских и княжеских родов и династий (2000)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |