Комаровский Е.А.
Христианская символика на нагрудных знаках Российской Императорской армии
// Гербовед. №39. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 117-120
Аннотация: Композиционно нагрудные знаки состоят из различных символов, среди которых - военные атрибуты, венки, государственный орел различных форм и цветов, наградные кресты, гербы городов и многое другое. Из Святых наиболее часто встречаются весьма почитаемые русским воинством Святой Великомученик и Победоносец Георгий, Святой Архистратиг Михаил, Святой Апостол Андрей Первозванный и другие.
Об авторе публикации/статьи:
Комаровский Ефим Анатольевич (Москва) Кандидат исторических наук; главный государственный таможенный инспектор Отдела награждений и присвоения специальных званий Управления государственной службы и кадров Федеральной таможенной службы России. Ответственный секретарь геральдического совета ФТС России; ведущий художник-дизайнер Отдела издательского и геральдики МЧС России.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Комаровского Е.А.в библиотеке найдено еще 28 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 12908 знаков (с пробелами)
Е Комаровский, к н., Москва
ХРИGТИ4ПGК4Я GИМ.G ЛИК4
П4 Н4Г.РV ДНЫХ ЗНАКАХ
Р GGИЙGКОЙ ИМП6.Р4ТО.РGКОЙ i РМИИ
Несмотря на большой интерес к наградным и отличительным знакам,
проявляющийся в последнее время, некоторые особенности нагрудных
знаков Российской Императорской армии остаются вне поля зрения исследователей
и историков, ибо немногочисленные источники и литература
по данной тематике зачастую лишь описательны.
Огромное количество и видовое многообразие нагрудных знаков
затрудняет возможность проведения между ними четкой границы, однако
они всегда являлись корпоративным элементом различия, показателем
принадлежности к отдельному подразделению или учебному
заведению.
История нагрудных знаков уходит корнями в XIX век. Поводом к созданию
знаков служили различные события юбилеи частей, их шефов и т
знаки всегда отличались разнообразием форм и художественным уровнем
исполнения 1
Композиционно нагрудные знаки состоят из различных символов, ере.
ди которых военные атрибуты, венки, государственный орел различных
форм и цветов, наградные кресты, гербы городов и многое другое.
Из Святых наиболее часто встречают
ся весьма почитаемые русским воинством
Святой Великомученик и Победоносец
Георгий, Святой Архистратиг Михаил,
Святой Апостол Андрей Первозванный и
другие 2
Святой Георгий Победоносец изображается
на нагрудных знаках значительно
чаще других святых. Иногда он является
частью Российского герба т изображен
на щитке на груди двуглавого орла Порой
цвета его изменены например, на нагрудном
знаке Забайкальского Казачьего войска,
где Святой Георгий черный на белом
поле Встречается он и просто как часть
московского герба на знаках 1го Лейбдрагунского
Московского Императора Петра
Великого, Лейб Гвардии Московского см. рис. 18 го гренадерского Московско Рис. 7
го, 45 ro пехотного Днепровского и 194 го Трои це Серrиевского полков и
др. З
Символика Святого Архистратига
Михаила представлена изображением
Архангела на гербе Киева, составляющего
часть нагрудных знаков 5 го гренадерского
Киевского Наследник Цесаревича
и 9 го гусарского Киевского
полков см. рис. 2
Изображение Святого Апостола Андрея
Первозванного встречается на
знаках Лейб Гвардии Преображенского
и Лейб Гвардии Московского полков,
причем в последнем случае вместо са
мого Апостола на лежащем в основе Рис. 2.
знака Андреевском кресте помещены буквы S P т Sanсtus Andreas
Russiae Patronus Святой Андрей Покровитель России Сам Андреевский
крест различных цветов самостоятельно используется как часть
очень многих полковых нагрудных знаков.
Редкое изображение иконы Святой Александры присутствует на знаке
2 го Киевского Николаевского военного училища.
Нельзя не упомянуть и о некоторых церковных атрибутах и символах,
встречающихся на нагрудных знаках Российской Императорской армии.
Например, православный крест встречается на знаках как часть наградных
медалей за русско турецкие войны, он изображен попирающим
османский полумесяц, хотя это объяснение символики креста весьма условно
попирающим его можно ризнать, если полумесяц повернут концами
вниз, однако подобное изображение свойственно лишь некоторым геральдическим
изображениям, на медалях же крест изображен на полумесяце,
обращенным концами вверх 4 Такой символ имеют знаки О го
пехотного Камского Г. А. графа Толя 92 го пехотного Рымникского полков,
а также 16 й конно артиллерийской батареи. Подчеркнем, что знак О го пехотного Камского полка включает в себя крест с медали за русско
турецкую войну 1828 1829 годов, на знаке же 16 й конной артбатареи
крест взят с медали за русско турецкую войну 1877 1878 годов. В знаке 192 го пехотного Рымникского полка православный крест помещен на
щитке на груди двуглавого орла.
Встречается православный крест на полковых нагрудных знаках и как
часть городских гербов например, 4 й драгунский Новотроицко Екатеринославский
генерал фельдмаршала князя Потемкина, 12 й гусарский Ахтырский
генерала Дениса Давыдова, ныне Великой Княгини Ольги Александровны, 13 й гусарский Нарвский полки и др. 5
Интересно на наш взгляд и то, что на знаке 1й батареи 2 го Туркестанского
артиллерийского дивизиона употребляются весьма редкие в российской
военной фалеристике пальмовые ветви. Аналогичный венок мы можем
видеть и на знаке Х го корпусного авиаотряда. 8
Особое место в церковной символике нагрудных знаков Российской
Императорской армии принадлежит изображению черепа с костями Адамовой
или мертвой головы как символу бессмертия. 5 й гусарский
Александрийский Ея Императорского Величества Государыни Императрицы
Александры Федоровны полк так называемые черные бессмертные
гусары имели в середине нагрудного знака черный мальтийский крест
белый череп с костями, повторявший аналогичное изображение на гусарских
парадных головных уборах киверах кстати единственное в своем
роде в русской регулярной кавалерии 6
Отметим, что употребление Адамовой головы характерно для периода 1й Мировой войны, как символа ударных частей, в частности на нагрудных
знаках ХIХ го и XXXl ro корпусных авиаотрядов и на знаке для летчиков,
сбивших вражеские летательные аппараты 7
Всевидящее око с медали за 18 12 год несут на себе нагрудные знаки 1й батареи 18 й артиллерийской бригады, 7 го уланского Ольвиопольского
Его Величества Короля Испанского Альфонса XIII и 8 ro уланского Вознесенского
Великой Княжны Татьяны Николаевны полков.
Оригинальные и довольно редкие на наш взгляд изображения часовенмонументов
включают в себя знаки 1й батареи й артиллерийской бригады
и 182 го пехотного Гроховского полка.
Среди немногочисленных девизов, украшающих нагрудные знаки русских
полков, отметим лишь один церковный Съ нами Богъ. Разумейте
языце и покоряйтеся на знаке 16 й кон но артиллерийской батареи 1О
Итак, конец XIX начало ХХ вв. породили множество различных фалеристических
памятников в Российской Императорской армии, однако помимо
военных, нагрудные знаки зачастую несли на себе традиции православной
символики, как связующей нити с предками христолюбивого
российского воинства
ПРИМЕЧАНИЯ 1Андоленко С. Нагрудные знаки русской армии. Париж Танаис, 1966 Дуров В
Русские и советские боевые награды. М. Внешторгиздат. 1989. С. 48 49 Кривцов В
Аверс 1Практическое руководство коллекционеров. М., 1995. С. 19 28 Бойнович
А Шабанов Ю Купрюхин В Патрикеев С Знаки и жетоны Российской
Империи. СПб. ФАРН, 1994.
2. Военная энциклопедия. СПб. Изд. И. Сытина. 19 12. Т. Х. С. 527 529 Patriсk de
Gmeline, Gerard Gorokhoff. La Garde lmperiale Russe. Paris Lavauzelle, 1899 19 14.
Р. 23, 62, 143,29 1
3. Андоленко С. Указ. соч. С. 62, 90 9 2. 154, 167, 187.
4. Рунов А. Нагрудные знаки офицеров русской армии Военно исторический жур
нал. 1990. 5. С. 8.
5. Андоленко С. Указ. соч. С. 154 РГВИА. Ф. 2007. Оп. 1Д. 4 1Л. 176, 178, 179, 190.
6. Там же. С. 183.
7. РГВИА. Ф. 2067. Оп. 1Д. 642. Л. 5 6 Ф. 2008. Оп. 1Д. 157. Л. 425 426, 43 1
433, 440.
8. Андоленко С. Указ. соч. С. 150,200. 9 a r лл ok nk 7UU
Рис. З.
Нагрудный знак
для членов Бородинского общества охраны памятников.
Высочайше утвержден 15 декабря 19 13 года. 120
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Комаровский Е.А. Христианская символика на нагрудных знаках Российской Императорской армии (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|