Королёв Г.И.
Христианские религиозные и церковные символы в русских территориальных гербах XVII - нач. XX вв.
// Гербовед. №39. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 91-96, 162 (последняя страница обложки)
Аннотация: Предшественниками религиозных и церковных символов в русской областной и городской геральдике были некоторые знаки на средневековых княжеских печатях, представление о которых даёт обширная сфрагистическая коллекция, опубликованная В.Л. Яниным . Религиозный смысл имеют многочисленные изображения святых, хотя прежде всего они являются изобразительным указанием имён владельцев печатей. Со второй половины XI в. на печатях нередки четырёх-, шести- и восьмиконечные кресты, жезлы, ангельские чины, Богоматерь, а также книга (видимо, священного писания). К религиозным символам, не являющимся отдельными образами, относится перстосложение у святых.
Об авторе публикации/статьи:
Королев Геннадий Иванович (Москва) доктор исторических наук, профессор кафедры археографии Российского государственноrо гуманитарного университета
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Королева Г.И.в библиотеке найдено еще 44 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 31084 знаков (с пробелами)
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕРАЛЬДИКА
Г Королёв, д н., Москва ХРИGТИt НGКИ6 Р6ЛИГИОЗНЫ6
И Ц6РКО.GПЫ6 GИМ.GОЛЫ G PYGGKИX
Т6РРИТ РИ ЛЬНЫХ Г6РБАХ
XV НАЧАЛА ХХ RR. см. илл. на 4 й стр. обложки
Предшественниками религиозных и церковных символов в русской областной
и городской геральдике были некоторые знаки на средневековых
княжеских печатях, представление о которых р,аёт обширная сфрагистическая
коллекция, опубликованная В Яниным Религиозный смысл имеют
многочисленные изображения святых, хотя прежде всего они являются
изобразительным указанием имён владельцев печатей2 Со второй половины
XI в. на печатях нередки четырёх шести и восьмиконечные крестыжезлы
3, ангельские чины, Богоматерь, а также книга видимо, священного
писания К религиозным си.мволам, не являющимся отдельными образами,
относ,ится перстосложение у святых.
Первь 1й известный ныне комплекс собственно областных эмблем
представляет государственная печать Ивана Грозного, но религиозных и
церковных знаков в составе сих эмблем нет.
Религиозная символика в значительном количестве пре стаёт в областных
титульных гербах, помещенных в Титулярнике 1672 г. Из 33 гербов
рассматриваемая мною символика имеется в 10. Это архангел Михаил iз
киевском гербе, четырёхконечный длинный крест во владимирском гербе,
четырёхконечный короткий крест в белозерском, волынском, вятском и
подольском гербах, крест и книга в пермском, трисвещник и жезл с крестом в новгородском, хоругвь с крестом на конце и на полотнище в болгарском,
шестиконечный крест на щите всадника в литовском. Руку из
облака в псковском знаке видимо можно трактовать как руку Господню.
Литовский и волынский гербы и прежде включали крест. Владимирский
герб был тогда лишь сочинён. В гербы же белозерский, вятский, подольский,
пермский, новгородский и болгарский, существовавшие уже в XVI в.,
религиозные знаки были добавлены при составлении Ти,улярника.
Развитие городской геральдики в XVIII в. первоначально было связано
с созданием гербов на знамёна полков, называвшихся no городам. Например,
в указе о знамёнах от 7 июня 1728 г. полковые гербы так и были
названы городовыми 5. В последней трети XVIII в. создание гербов специально
для городов приняло массовый характер. Точнее, гербы были
уездно городскими, губернско rородскими и областно городскими. Во второй
половине XIX начале ХХ вв. для губерний и областей были составлены
отдельные гербы. 9 1
Далее мы рассмотрим церковную и религиозную символику по группам,
не разделяя на городские, губернские или областные, и не учитывая
знаки в губернских и областных частях городских гербов. Не станем учитывать
и несколько гербов, содержащих изображения крестовидных орденских
знаков.
Религиозная символика в гербах, восходящих к Титулярнику 1672 г.,
носила преимущественно отвлечённый характер. Никако 1конкретики нет,
скажем, в кресте белозерского герба в отличие от изображенных в нём
рыб 178 1В друrих гербах интересующая нас символика вполне конкретна
и в большинстве случаев объяснена в офиц альных описаниях, правда,
не всегда достаточно ясно. 1Бесплотнь 1е силы и святые.
Из ангельских чинов в городской геральдике представлен лишь архангел
Михаил, причём главным образом в малороссийских гербах с копьем
против дьявола Киев, 1730, 1782 Гадяч, 1782 с мечом и весами, стоящий
на змее Кролевец, 1782 или на облаке Овруч, 1796
В гербах Феллина 1788 и Минска 1796 изображена Богородица. В
первом она представлена с младенцем на руках, во втором в окружении
ангелов.
В нескольких гербах фигурируют святые с принадлежащими им атрибутами.
Таковыми являются гербы Гольдингена 1846 с образом Екатерины,
и Борисова 1796 с Петром с ключами. С XVIII в. московский всадник
именовался святым Георгием. Георгий присутствует в гербе Грузина Имеретинской
губернии 185 1В московском гербе фигура была переосмыслена.
В грузина имеретинский герб она была помещена как популярный в
Грузии образ.
С местной историей связано изображение святого царевича Дмитрия
Ивановича в гербе Углича 1778 Впрочем, гибель царевича факт не
только местный.
Интересен герб Борисоглебска в Ярославской губернии 1778 В нём
изображен венок из роз с надписью названия города по цветкам. Название
города напоминает о Борисе и Глебе. Если обычно гербовые фигуры намекают
на название гербовладельца, то в данном случае, наоборот, название
гербовладельца называет имена неизображённых святых. Оговорюсь,
это только мой вывод. Составители герба такой задачи не ставили.
В гербе Чернигова, изображенном в Титулярнике и позднее принятом
на полковое знамя 1730 и утверждённом в качестве городского, а затем и
губернсt ого знака, помещен, орёл с длинным крестом. Как представляется,
крест напоминает о черниговском князе Михаиле Всеволодовиче, убитом
в сУавке Батыя в 1246 г. за отказ перейти в монгольскую веру. Позднее
Михаил был причислен к святым. Черниговская эмблема вошла в гербы
Мосальска и Одоева 1777 чтобы показать, что когда то оба города
находились в составе Черниговского княжества. Религиозное значение
креста в этих двух гербах отступает на второй план, т.к знак включен в них
с той целью, какую я назвал, а не ради неrо самого. 92
2. Распространение христианства.
Учреждённая в 1783 г. Таврическая область в 1784 г. получила герб
восьмиконечный крест на щитке на груди двуглавого орла. Составители
герба объяснили, что крест означал крещение России чрез Херсонес
Имелось в виду известие Повести временных лет о принятии христиане
ства великим князем Невским Владимиром в Корсуни. По возвращении в
Киев Владимир обратил подданных в свою новую веру6 Таврическая губерния,
созданная вместо области, пользовалась гербом, повторившим
композицию 1784 г. Однако орлу в нём была придана византийская
форма, подчёркивавшая символику креста как символа православия,
пришедшего через византийский город в Крыму. На таврический г рб похож
герб Херсона 1803 Поскольку Херсон был назван в честь Херсонеса Херсона, Корсуни Таврического, то и герб был уподоблен гербу таврическому.
Только крест в нём не восьми а шестиконечный.
Крест и евангелие в пермском гербе по мысли геральдистов XVI II в. означал
принятие христиансrва Пермской землёй. Это событие относится к XIV в.
Губернско городской герб бы утвержден в 1783 г., а губернский в 1878 г.
Крест, водружённый на полумесяце, в гербе Мариуполя 18 должен
был говорить о принятии из под ига магометанского под сильную защиту
Российской державы вышедшее из Тавриды азийское христианство Под азийским христианством следует разуметь крымских греков, основавших
город в 1779 г. Поскольку город возник на территории вскоре упразднённого
Крымского ханства, то можно говорить о геральдическом напоминании
о христианизации небольшого района. Подобный смысл имеют
крест и золотая книга Евангелие в мелитопольском гербе 1844 В
гербе Александрополя 1843 крест и полумесяц означали население города,
являвшееся большей частью вышедшими из Турции христианами
т армянами, перешедшими в 1829 г. из оставшейся под турецким игом
Западной Армении в Восточную Армению.
Кроме мариупольского и мелитопольского гербов о городах, возникших
в местах, некогда входивших в мусульманские государства, говорят гербы
царёва 1846 находившегося близ остатков золотоордынскоrо Сарая
Копала в Семиречье 1908 Черноморской губернии и Новороссийска 19 14 Во всех четырёх гербах кресты сочетаются с полумесяцами. Первый
герб Таганрога 1808 тоже включал крест, показывавший выход России
на Азовское море и основание города. Дата 1698 во второй четвер
ти щита уточняла время события.
3. Церковные объекты и предметы церковного обихода.
В нескольких городских гербах изображены местные церковные сооружения.
Золотая церковь в гербе Василькова 1852 вероятно, означает
построение храма великим князем Владимиром в конце Х в. в память избавления
от печенегов. В гербе Эривани 1843 помещён древний собор в
Эчмиадзине центре Армянской церкви. Геральдически запечатлены некоторые
крупные монастыри. Колоколами символизированы Макарьев
Унженский монастырь, основанный в 1439 г. св. Макарием, в гербе Макарьева
в Костромской губернии 1779 и Далматов Успенский Исетский 93
монастырь, хранивший Далматовскую икону Божьей матери, привлекавшую
массу почитателей, в гербе Далматова 1783
У меня нет сведений о причинах включения изображения иконы Спаса
нерукотворного в герб Григориополя 1794 Звенигородский колокол 178 883 означает реальный предмет и вместе с тем намекает на название
города. Знаки архиерейского сана фигурируют в гербе Николаева
Херсонской губернии 1803, 1883
В Титулярнике 1672 г. новгородский герб по видимому впервые был
изображён с посохами крестами на месте и трисвещником. Последний
предмет, называемый таюке трикирием, является предметом, употребляемым
при архиерейском служении. Любопытную деталь, возможно связанную
с новгородским гербом, сообщила М Постникова Лосева новгородский
митрополит Питирим, став в ноябре 1672 г. патриархом 1672 1673 для московской ризницы заказал трикирий по образцу такого же
предмета из новгородской ризниць 7
4. Символизация религиозными знаками событий гражданской истории.
Употребление религиозных знаков в некоторых вышеупомянутых гербах
можно рассматривать и как символизацию событий гражданской истории
и современности. Например, кресты таганрогского и александропольского
гербов. В ряде гербов религиозная символика участвует в увековечении
суr убо светских событий Таковы кресты в гербах с военноисторической
тематикой8 Факты недавно закончившейся гражданской
войны фиксируют косые кресты в гербах Ирбита 1776 и Оренбурга 1782 выдержавших осаду со стороны войска Пугачёва. Оренбургский
герб появился в действительности немного раньше 1782 г. в 1776 г. на
знамени Оренбургского батальона9
В каширском гербе 1778 крест долже был показывать, что город, отданный
в кормление бывшему казанскому хану, не выходил из под Российской
державы т был знаком государственной юрисдикции.
В официальном описании герба Ромнов 1782 символика креста на двуступенном возвышении не объяснена. По неофициальному толкованию
А Шафонского это крест на могиле в память местных жителей, погибших
в борьбе с татарами в неназванное время 10 Шафонский связывал
знак креста с многочисленными, как он писал, могилами курганами близ
города.
5. Говорящие и полуrоворящие rербьi.
В петровское время в территориальной эмблемат 1ке появились первые
говорящие гербы. Старейшими из таких гербов оказались знаки на
энамёна Архангелогородского и Троицкого полков 17 12 г. Архангелогородский
полковой герб представлял архангела, сражающегося с диаволом.
Для знамени Троицкого полка был определен крест, который окольным
образом напоминал о Троице и тем самым называл город. В 1730 г. крест
был перенесён на новое знамя Троицкого полка и впервые помещён на
знамя Новотроицкого полка. Архангелогородский полк тоже получил новое
знамя, естественно, с гербом с архангелом В 178 1г. полковые гербы 94
стали гербами городов Архангельска и Троицка в Пензенской губернии
Герб Малоархангельска в Орловской губернии, тоже утверждённый в 178 1г.,
практически совпадал с архангельским гербом и имел тот же смысл. Как
символы Спасителя и Спасения кресты вошли в гербы рязанского и тамбовского
Спасское 1779, 178 1В гербе же приволжского Ставрополя 1780 крест обозначил только первую часть названия города, ибо погречески стаурос есть крест Другая часть названия показана чисто
светской фиrурой крепостью полисом Покров той формы, которая
часто встречается в стенописи церквей, в 178 1г. поместили в гербе Покрова.
Для косвенного указания названия города Воскресенска сочинители
его герба избрали Солнце яко принятый всеобщий знак не сказав
знак чего, но придав ему формально религиозный смысл. Поскольку название
города, некогда бывшего селом, происходит от названия церкви
Воскресения, построенной в первой половине XVII в. 12 то ненамеренно
фигура фиксирует факт местной церковной истории.
Рука Георгия Победоносца Егория копьем поражающая змия, рука
апостола Варнавы, фиrура апостола Павла и рука, держащая ключи знак
апостола Петра являются говорящими эмблемами Егорьевска 1789 Варнавина 1779 воронежского Павловска 1730, 178 1и Петровска в Саратовской
губернии 178 1
Интересный вариант изображения архангела Михаила использован в
гербе рязанского города Михайлова 177Э по имени сего города два
крыла этого ангельского чина. Михайловский герб можно приводить как
пример того, что без объяснения геральдиста герб понять нельзя догадаться,
что лёт в этом гербе означает архангела, весьма мудрено.
6. Прочие гербы.
Часть гербов, не имеющих объяснения в описаниях, я не берусь толковать.
Это весьма одно9бразные гербы Борзны 1782 Зенькова 1782
Золотоноши 1778 и Конотопа 1782 Их кресты унаследованы от печатей
более раннего времени, в ряде случаев, если не во всех, XVII в. К этой же
группе относятся гербы с крестами Пернова 1730, 1788 Виндавы 1846
и Костромы 1834 1878 гг Возможно, правда, что крест и полумесяц в
костромском гербе означали защиту Костромского края от набегов казанских
татар в XV первой половине XVI вв. В описании не сказано и о кресте
на горах в гербе Ушицы 1796 Горы показывают сильную холмистость
Ушицкого уезда.
О гербах Подольской губернии и Новоград Волынского в описаниях утверждалось,
что они существовали еще в древности во время владения
великих князей на Волыни и в Подолии. В подольский герб крест был
включен в 1672 г., так что к нему слова о будто бы существовавших в
древности гербах не относятся. Для Волынского губернского герба был
принят щит с крестом, употреблявшийся уже в первой половине XV в. 13
Гадать о том, почему для этого герба некогда был избран крест, не стану.
7. Виды релиrиозных и церковных знаков.
Самым распространённым религиозным символом был крест. Особенное
пристрастие сочинители гербов почему то питали к укороченному че 95
тырёхконечному равноконечному уширенному кресту. По моим подсчётам
такой крест включен в 16 гербов. В двух гербах такой крест имеет удлинённый
нижний конец, а в волынском губернском он имеет более узкие,
чем в остальных гербах, плечи. В винницком гербе 1796 уширенный
крест соединён с рыболовным крючком и получившаяся фигура названа
удой. В данном случае крест отдельно не упомянут.
Четырёхконечный равноконечный крестик имеется в десяти гербах. В
восьми гербах изображен такой же знак, но с удлинённым нижним концом.
В трёх гербах замечен четырёхконечный равноконечный крест, украшенный
трилистниками, в шести гербах длинный четырёхконечный крест.
Восьмиконечный крест использован в восьми случаях, причём четыре
раза в начале ХХ в., шестиконечный крест в четырёх случаях. Косой
крестик включен только в два герба. Если учесть кресты в губернских
частях гербов, то количество крестовых эмблем, естественно, увеличится.
Кроме того, крестики встречаются как детали таких фигур, как короны,
верхи церквей и т
Для русской территориальной геральдики не характерен геральдический
крест, представляющий собой в сущности пересечение столба с поясом.
Если специально не объясняется, то такой крест не служит религиозным
символом. Некоторую связь с религиозной символикой имеет лишь
геральдический слегка уширенный Крест в срединном щитке таганрогского
герба 1808 г.
Частотность использования других религиозных знаков и церковных
фигур намного уступает частотности креста.
ПРИМЕЧАНИЯ 1
Янин В Актовые печати Древней Руси X XV вв. в 2 т. М., 1970.
2 См. Королев Г Всадник на печати новгородского ю tязя Мстислава Мстиславича
Удалого Гербовед. 1997. 5 17 С. 82.
3 Я не учитываю печати 1и 2 в труде Янина, на которых видны крестики. Эти кре
стики могли и не иметь релиrиоэного значения.
4 Портреты, гербы и печати Большой государственной книги 1672 года. СПб 1903.
5 ПСЗ. 1е собр. СПб., 1830. Т. 8. С. 46. NR 5280. 1Повесть временных лет. Подгот. текста Д Лихачева, пер. Д Лихачева и 6
Романова. Под ред. В Адриановой Перетц. М. Л., 1950. Ч. 1С. 77, 80 текст 275 276,
279 280 перевод
7 Постникова Лосева М Русское ювелирное искусство Его центры и мастера
XVI XIX вв. М., 1974. С. 67.
8 Королёв Г Военно историческая тематика русских территориальных гербов
XVIII XIX вв. Гербовед. 1997. и 3 С. 104 0.
8 Историческое описание одежды и вооружения российских войск. СПб., 1899. Ч. 4.
Таб. 539. 10 Черниговского наместничества топографическое описание с кратким географическим
и историческим описанием Малыя России, из частей коей оное наместничество
составлено, сочиненное д. ст. с. и кавалером Афанасием Шафонским, с четырьмя географическими
картами. в Чернигове 1786 года. Изд. М. Судиенко. Киев, 185 1С. 569. О гербах на полковых энамёнах см. Историческое описание 12 Города Подмосковья. В З кн. М 198 1Кн. 3. С. 664. 13 Heymowskl А. НеrЬу polskie w sztokholmskem сodex Bergshammar Studia Zrodloznawсze. 1967. Т. 12. ТаЬ. 12, 9. 96
ХРИGТИАПGКИ6 Р6ЛИГИОЗПЫ6
И Ц6РКО.GПЫ6 GИМВОЛЫ G PVGGKИX
Т6РРИТОРИАЛЬПЫХ Г6РБ4Х
XVII НАЧАЛА хх В
Некоторые, значки с гербами городов Российской Империи,
содержащими христианскую символику.
Фрагмент коллекции И Сметанникова.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Королёв Г.И. Христианские религиозные и церковные символы в русских территориальных гербах XVII - нач. XX вв. (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|