| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №39. (2000) › Пчелов Е.В. Современный календарь и история церкви | ||||||
Пчелов Е.В.
Современный календарь и история церкви// Гербовед. №39. (2000)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 4-17 Аннотация: В последнее время в нашем обществе царит хронологический сумбур. Проявляется он прежде всего в двух моментах. Во-первых, наличие в дате нынешнего 2000 года сразу трёх нулей настолько всех зачаровало, что значительная часть населения полагает, будто мы уже живём в третьем тысячелетии от Рождества Христова и в XXI веке. Ситуация усугубилась ещё и тем, что «всё прогрессивное человечество» во главе с Британией, на территории которой находится знаменитая Гринвичская обсерватория, уже отпраздновало наступление нового миллениума. Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 71476 знаков (с пробелами)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ Е Пчелов, к н., Москва GО.GР6М6ННЫЙ КА.Л6НДА.РЪ И ИGTOPIIЯ Ц6РКВИ В последнее время в нашем обществе царит хронологический сумбур. Проявляется он прежде всего в двух моментах. Во первых, наличие в дате нынешнего 2000 года сразу трёх нулей настолько всех зачаровало, что значительная часть населения полагает, будто мы уже живём в третьем тысячелетии от Рождества Христова и в XXI веке. Ситуация усугубилась ещё и тем, что всё прогрессивное человечество во главе с Британией, на территории которой находится знаменитая Гринвичская обсерватория, уже отпраздновало наступление нового миллениума это латинское словечко вслед за другими словами паразитами, типа эксклюзив и проч. на волне праздников влетело в обиход русского языка Грандиозные торжества прошли не только в Англии, но и в других странах, в которых официально принято летосчисление от Рождества Христова, вплоть до Китая, где радостно встретили первые лучи восходящего над морем солнца. В некоторых государствах празднование очень напоминало демонический шабаш. Папа Иоанн Павел II поздравил многотысячную толпу, собравшуюся на площади перед собором Св. Петра в Риме. А 7 января 2000 г. весь мир мог наблюдать как главы православных церквей собрались на Божественную Литургию в Иерусалим по случаю 2000 летия со дня рождения Иисуса. В газетах и на телевидении настойчиво внушается мысль о том, что 2000 й г од первый год XXI века, и знатоки с умными лицами говорят, что, оказывается, был некий нулевой год нашей эры. Всё это слегка напоминает хронологические изыскания знаменитых реформаторов мировой истории академика Фоменко и его сподвижников. Но на конкретных причинах всего этого процесса остановимся чуть позднее. Второй путь внесения хаоса в вопросы хронологии более сложен и связан с государственной, даже законодательной деятельностью власть придержащих. Так, например, 10 февраля 1995 г. Государственная дума приняла федеральный закон О днях воинской славы победных днях России который 1З марта того же года был утверждён президентом Российской Федерации. В этом законе отмечены в качестве памятных дат крупнейшие победы русского оружия, начиная с Ледового побоища. Приведём некоторые даты и события из этого списка 18 апреля День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере Ледовое побоище, 1242 год 2 1сентября День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монrоло татарскими войсками в Куликовской битве 1380 год 4 7 ноября День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководсrвом Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов 16 12 год 10 июля День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении 1709 год 9 августа День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут 17 14 год 24 декабря День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А Суворова 1790 год сентября День победы русской эскадры под командованием Ф Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра 1790 год 8 сентябр День Бородинского сражения русской армии под командованием М Кутузова с французской армией 18 12 год 1декабря День победы русской эскадры под командованием П Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп 1853 год Остальные даты относятся к периоду советской истории. Сразу замечу, что сам текст закона содержит серьёзные огрехи как стилистического набор расхожих, но отнюдь не точных клише так и чисто фактического плана, в том числе и грубые ошибки. Битва у мыса Гангут не могла быть первой в российской истории морской победой, поскольку ещё в Х в. русские корабли успешно еоевали против Византийской империи и даже несколько раз брали Константинополь в осаду. Мыс же Тендра, у которого одержал победу флот под командованием Ф Ушакова, на самом деле является островом. Нарушена в данном случае и хронологическая последовательность, т сражение у о. Тендра произошло раньше, чем взятие Суворовым Измаила. Но самое большое недоумение вызывают даты отмеченных событий. Следует думать, что вроде бы все они даны по современному, принятому в России Григорианскому календарю т новому стилю Однако часть дат относится ко времени до 19 18 г., когда в нашей стране использовался, как известно, другой, Юлианский календарь т старый стиль Переведены же они с одного календаря на другой весьма странно. Вот какие соответствия получаются в этом случае Ледовое побоище 1242 г. 5 18 апреля Куликовская битва, 1380 г. 8 2 1сентября Освобождение Москвы, 16 12 г. 25 октября 7 ноября это особенно за мечательное совпадение Полтавское сражение, 1709 г. 27 июня 10 июля Гангутская победа, 17 14 г. 27 июля 9 августа Взятие Измаила, 1790 г. 24 декабря Тендра, 1790 г. 29 августа сентября Бородино, 18 12 г. 26 августа 8 сентября Синопское сражение, 1853 г. 18 ноября 1декабря. 5 Нетрудно заметить, что все даты переведены путём прибавления 13 ти дней независимо от того, в каком веке то или иное сражение произошло. Таким образом, получается, что и в XIII веке, и в ХХ м, разница между календарями была одинаковой Важно и то, что даже в самих датах этих знаменательных событий допущена ошибка. Так, договор о капитуляции польского гарнизона в осаждённом Кремле кстати, оборона польского отряда полковника Струся была не менее героической, чем русская оборона Троице Серrиева монастыря или Смоленска во время той же Смуты был подписан не 25, а 26 октября 16 12 г., тогда же ополченцы и вошли в Кремль. Следовательно, по логике авторов закона этот день должен соответствовать не 7, а 8 ноября. Дальше больше. В связи с приближавшимся юбилеем Пушкина в журнале Русский дом август 1998 г. появилась статья Когда родился поэт В ней утверждается, что нужно праздновать день рождения Пушкина не 6, а 8 июня, т прибавлять при переводе даты всё те же 13 дней. Более того, авторы предлагают вообще даты всех событий, безразлично в каком веке случившихся, переводить на новый стиль подчёркиваю, именно переводить на новый прибавляя 1З дней. Это, якобы, устранит многолетнюю фальсификацию в нашей культуре которая лишала памятные даты их необыкнQвенноrо духовного содержания, прерывала вре мён связующую нить и даже унижала обычаи народа Всех несогласных ретирые публицисты скопом объявляют невеждами Думаю, необходимо разобраться в том, кого же в действительности можно назвать невеждами и фальсификаторами. Тем более, что вопрос отнюдь не праздный, поскольку затронуто важнейшее условие жизни общества система времясчисления. Чтобы разобраться во всех спорных хронологических вопросах обратимся к истории нашего календаря. До 19 18 г. от Рождества Христова далее РХ Россия жила по Юлианскому календарю. Этот календарь является солнечным, т он основан на наблюдениях за видимым движением Солнца. Главной единицей счёта времени во всех солнечных календарях является т тропический, или астрономический год промежуток времени между одним весенним равноденствием и другим. По точным астрономическим расчётам он составляет 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд. Астрономический год основа времясчисления и в Юлианском календаре. Он был введён в Древнем Риме в 46 г. до РХ диктатором Гаем Юлием Цезарем по фамилии которого и получил своё название До этого в мире существовал только один солнечный календарь календарь Древнего Египта другие календари, в том числе принятые в Древней Греции, Вавилоне, Китае и других странах, были первоначально лунными, а затем стали лунно солнечными Древнеегипетский календарь стал основой и Юлианского, в разработке которого деятельное участие принял александрийский астроном Сосиген. До юлианской реформы римский календарь был также лунно солнечным, он прошёл длительный путь развития, включавший несколько реформ, и к моменту ре 6 формы Цезаря был существенно запутан жрецами, в руках которых и находилось управление календарём. Эрой Римского государства была эра от основания города аЬ urbe сondita т Рима, эпоха т начальная точка отсчёта которой была определена римским историком Марком Теренцием Варроном и относилась к 2 1апреля 753 г. до РХ. Так вот, из за многочисленных изменений 708 й год от основания города, предшествовавший юлианской реформе, им л 445 дней, т был намного длиннее солнечного астрономического года, почему и получил наименование anпus сonfusioпis год замешательства Далее так продолжаться не могло, и Юлий Цезарь, будучи Верховным понтификом, т жрецом, Рима, предпринял свою реформу. Начало года было отнесено на январь до этого новый год в римском календаре начинался с 1марта и первым днём нового календаря стало 1января 45 г. до РХ. Год в новом календаре оказался равным 365 суткам, причём в каждый четвёртый год вставлялся один дополнительный день. Таким образом в среднем длина года в Юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов. Следовательно, юлианский год длиннее астрономического на минут 14 секунд. Создатели календаря, конечно, знали о несоответствии юлианского и тропического годов, но полагали, что столь маленькой разницей можно пренебречь. В пределах одного года или даже нескольких лет она действительно кажется не очень сущеtтвенной. Но проходили десятилетия и века Из за отставания юлианского календаря от реальной смены лет за 128 лет эта разница составила уже одни сутки, а за 1280 лет 1О суток. Как отразилось это на жизни христианского мира Дело в том, что в 325 г. на Первом Вселенском соборе христианской церкви, который проходил в малоазийском городе Никее ныне г. Изник на территории Турции Юлианский календарь был признан обязательным для всех христиан. А в христианском календаре важнейшим праздником, как известно, является Пасха. Пасха переходящий праздник, т он не относится к какому то одному числу года, а может приходиться на разные дни в определённом временном промежутке. Промежуток этот зависит от двух явлений весеннего равноденствия и полнолуния. Пасха празднуется в первое воскресенье после полнолуния, которое произошло в день весеннего равноденствия или по еле него. А весеннее равноденствие в 325 г. приходилось на 2 1марта. Так этот день и считали днём равноденствия и уже от него вычисляли Пасху. Между тем юлианский год оставался длиннее истинного, астрономиче ского, и с течением времени разница всё увеличивалась. Это привело к тому, что реальное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным. Постепенно весеннее равноденствие происходило всё раньше и раньше 2 1марта, пока наконец к концу XVI века не пришлось уже на марта. Но по календарю всё равно продолжали считать, что равноденствие наступает 2 1марта, а значит, Пасха постепенно смещалась всё ближе и ближе к лету. Если бы календарь оставался неизменным, в конечном итоге Пасха перестала бы быть весенним праздником. 7 Запаздывание Юлианского календаря относительно реальной смены лет было замечено ещё в начале XIV в. Об этом знал Данте Алигьери 1265 132 1который в поэтической форме отметил данное явление в своей Божественной комедии Несколько позже календарный вопрос обсуждался византийскими учёными. В 1324 г. философ и историк Никифор Григора обратился к императору Андронику Палеологу император в 1282 1328 с предложением исправить календарь, а следовательно, и расчёт пасхалий. Но император не подцежал эту идею, считая, что реформа нереальна из за невозможности достичь соглашения по этому вопросу между всеми Православными Церквами. Другой византийский учёный Матфей Властарь таюке обратил внимание на неточность Юлианского календаря. Он, впрочем, не считал нужным проводить какую либо реформу, полагая, что в этом положении и состоит особое преимущество Православной церкви, т запаздывание православной Пасхи не допустит её совпадения с иудейской, что запрещалось христианскими церковными канонами. В 1373 г. Исаак Аргир вновь указал на календарную проблему, но тоже признал реформу ненужной, руководствуясь, правда, совсем другими соображениями. В 7000 г. от Сотворения Мира по византийской эре он соответствует 149 492 гг. от Р ожидался конец Света и, по мысли Арrира, в преддверии этоrо не стоило заниматься календарными исправлениями. Необходимость реформы понимали и деятели Католической церкви. За исправление календаря высказывался папа Климен r V 1собств. Пьер Роже де Бофор, понтификат 1342 1352 собравший в Авиньоне, где тогда находился Святейший престол, комиссию учёных по коррекции календаря. В XV в. этот вопрос обсуждался несколько раз, в том числе и на церковных соборах. В марте 14 14 г. с инициативой реформы выступил кардинал Пьер д Альи. На Базельском соборе 143 439 в марте 1437 г. свой проект календарной реформы предложил знаменитый учёный и философ кардинал Николай Кузанский собств. Николаус Кребс, 140 464 В 1475 г. подготовку к реформе начал папа Сикст IV собств. Франческа делла Ровере, понтификат 147 484 С этой целью в Рим из Нюрнберга был приглашён выдающийся астроном, создател одной из первых обсерваторий в Европе, Региомонтан собств. Иоганн Мюллер, 1436 1476 Но его внезапная смерть прервала работу. Вопрос о реформе календаря обсуждался таюке на Латеранском 15 12 15 17 и Тридентском 1545 1563 католических соборах. На Латеранском соборе в 15 14 г. была образована календарная комиссия, куда был приглашён великий Николай Коперник 1473 1543 Он представил своё мнение в письменном виде, указав на преждевременность реформы, поскольку с достаточной точностью ещё не была установлена продолжительность солнечного, тропического года. После Тридентского собора папа Пий IV собств. Джованни Анджело Медичи, понтификат 1559 1565 таюке занимался календарной проблемой, но только папе Григорию XIII собств. Yro Бонкомпаньи, понтификат 1572 1585 удалось наконец то реформу осуществить. 8 В 1582 г. им была создана специальная комиссия для разработки нового календаря, в состав которой вошли несколько богословов и астрономов, в том числе профессор астрономии и математики одного из старейших в Европе Болонского университета Игнатий Данти 1536 1586 После обсуждения различных вариантов комиссия одобрила проект, предложенный врачом и математиком, преподавателf М медицины университета г. Перуджи Луиджи Джильо Гаралли латинизир. Алоизий Лилиус, 1520 1576 Представил проект брат учёного Антонио, который принял деятельное участие в работе комиссии. 24 февраля 1582 г. Григорий XIII издал буллу lnter gravissimas Pastoralis которой и ввёл новый календарь по имени папы он стал называться Григорианским Разница в 10 дней была ликвидирована, когда после 4 октября 1582. г. предписывалось считать не 5, а сразу 15 октября. А чтобы предотвратить запаздывание календаря в будущем, в каждые 400 лет три високосных года нужно было считать простыми, поскольку примерно за 400 лет разница между Юлианским календарём и сменой реальных лет составляет трое суток продолжительность тропического года более истинного его значения всего на 30 секунд к тому времени с большой точностью была установлена немецким астрономом и математиком Эразмом Рейнгольдом 15 553 издавшим в 155 1г. свои знаменитые астрономические Прусские таблицы Какие же високосные годы стали простыми В Юлианском календаре високосным является каждый четвёртый год это последние годы столетий т нулевые например, 1600, 1700, 1800 и годы, две последних цифры которых делятся на 4 например, 1604, 1708, 18 12 В Григорианском календаре из каждых четырёх нулевых годов только один оставался високосным тот, две первые цифры которого делились на четыре. Например, из четырёх лет 1600, 1700, 1800, 1900, только 1600 был високосным в Григорианском ка лендаре. К чему это привело на практике Во время реформы разница между календарями была в 10 дней. Наступил 1600 год, он был високосным и по Юлианскому, и по Григорианском календарям, значит разница осталась прежней. Потом наступил 1700 год. Он был високосным по Юлианскому календарю, а по Григорианскому простым, т в одном календаре было 29 февраля, а в другом этого дня не было. Следовательно, с 1марта 1700 г. разница между календарями увеличилась на один день 1марта 1800 г. ещё на один день, 1марта 1900 г. ещё на один. А значит, чтобы перевести дату с Юлианского календаря на Гриrорианский, с 1марта 1700 г. надо прибавлять дней, с 1марта 1800 г. 12, а с 1марта 1900 г. уже 13 дней и так до 1марта 2 100 г Впрочем, необходимо отметить, что принятая в Григорианском календаре новая система високоса т нулевых годов, т тех, которыми оканчиваются столетия, предложенная Джильо, была хорошо забытой старой. Дело в том, что ещё в 1560 г. математик и астроном из Вероны Пьетро Питати латинизир. Петрус Пr,тат предложил аналогичную систе 9 му, но тогда она не был принята официально. Сложную реакцию вызвала реформа в самом научном мире. Часть учёных, в том числе преподаватели Парижского и Венского университетов, высказались против неё. Но в то же время такие крупные астрономы, как профессор Римского иезуитского коллегиума Христоф Клавий 1537 16 12 и великий Иоганн Кеплер 157 630 кстати, последовательный протестант решительно выступили в её з щиту. Время подтвердило их правоту. И когда европейские астрономы, начиная с Дж Риччоли и Фр Гримальди, ввели традицию называть лунные кратеры именами своих коллег, то на картах земного спутника появились в числе других имена Региомонтана, Н. Коперника, П. Питата, Л. Джильо, Э. Рейнгольда, Х. Клавия, И. Кеплера. Практическое введение Григорианского календаря было очень длительным. В этом процессе можно выделить как бы несколько этапов, связанных с чисто религиозными и политическими явлениями. Естественно, сразу же новый календарь был принят католическими странами, подчинявшимися в церковном отношении папе в итальянских государствах, Испании, соединённой с ней унией Португалии, Польше, чуть позже в раздираемой гугенотскими войнами Франции В протестантских государствах реформа вызвала противодействие, протестанты полагали, что лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой На немецких землях действовал с 1555 г. Аугсбургский религиозный мир, устанавливавший право князей определять вероисповедан е подданных, по принципу чья страна, того и вера Поэтому католические немецкие государства Вестфалия, Вюрцбург, Майнц и др. приняли реформу в разные месяцы 1583 1584 гг., в протестантских этот процесс затянулся. Пруссия перешла на новый стиль только с 22 августа 16 10 г., а во всех германских странах этот переход осуществился только к 1700 г. Датское королевство в унии с Данией находилась Норвегия осуществило переход 18 февраля 1700 г., Великобритания 2 сентября 1752 г., Швеция частью Швеции были и финские земли 17 февраля 1753 г. Введение нового календаря кое где сопровождалось существенными беспорядками. Так, Календарные беспорядки произошли в 1584 г. в Риге, где Гигорианская реформа была проведена польским королём Стефаном Баторием, которому в то время подчинялись прибалтийские земли. В Великобритании реформа сопровождалась и перенесением начала нового года с 25 марта на 1января, в результате чего 175 1г. оказался равен 282 дням. Графа Филипа Четсерфилда 1694 1773, автор знаменитых Писем к сыну по инициативе которого прошла реформа, лондонцы встречали криками Верни нам наши три месяца Ещё более сложным был путь Григорианского календаря в Православном мире. Православные церкви с самого начала заняли отрицательную позицию в календарном вопросе. Уже на следующий год после папской буллы, в 1583 г., Констанинопольский церковный собор объявил реформу латинской ересью Это произошло потому, что, во первых, Юлианский календарь был принят Вселенским собором, а Григорианская реформа 10 была осуществлена самолично папой, и решения какого либо собора в данном случае не было. А во вторых, теперь прежний ход праздников нарушался, и христианская Пасха могла совпасть с иудейской. Поэтому в тех странах, где господствовало Православие, реформа прошла только в начале ХХ века и была связана скорее с политическими событиями. с 3 1марта 19 16 г. на новый стиль перешло Бол гарское царство, с 18 января 19 19 г. королевство Румыния и Королевство сербов, хорватов и словенцев с 1929 г. Югославия с 9 марта 1924 г Греческое королевство. Для Православных церквей вопрос о реформе был очень болезненным, и на созванном по инициативе Вселенского патриарха Мелетия IV в мае 1923 г. в Константинополе Стамбуле совещании представителей Православных церквей было принято решение о введении нового исправленного календаря, отличного от Григорианского. Этот календарь, названный Новоюлианским, был разработан югославским астрономом, профессором белградского университета Милутином Миланковичем 1879 1958 Он отличается от Григорианского другой системой високоса, но в ближайшие 800 лет с Григорианским совпадает. Новоюлианский календарь, однако, был принят только Константинопольским патриархатом. Со второй половины XIX в. Григорианский календарь становится всемирным, поскольку некоторые мусульманские и даже восточноазиатские страны перешли на неrо. Это также было связано с политическими и революционными изменениями. Япония ввела Григорианский календарь с 1 января 1873 г. после революции Мэйдзи Китай с 20 ноября 19 г. после Синьхайской революции Турция с 18 декабря 1925 г. после младотурецкой революции и провозглашения республики Египет с 17 сентября 1928 г. после провозглашения независимости на Руси Юлианский календарь существовал со времени принятия христианства, т с конца Х в. Использовалась эра от Сотворения Мира в константинопольском варианте новогодие приходилось на 1сентября или 1марта, с 1492 г. 7000 г. от Сотворения Мира далее СМ в который ожидался конец Света только на 1сентября. Первая хронологическая реформа была проведена Петром I указом от 19 декабря 1699 г. Согласно ей начало нового года переносилось на 1января как это установилось к тому времени в большинстве европейских стран и вводилась овая эра от Рождества Христова. Таким образом 1января 7208 г. от СМ стало 1 января нового, 1700 года от РХ. Когда же появилась эра от Рождества Христова в латинской традиции Anno Domini АО года Господня Её вычислил римский монах, скиф по происхождению Дионисий Малый, бывший архивариусом папской канцелярии, в 525 г. от РХ. Но она не сразу стала общепринятой. Её использовали некоторые европейские учёные и писатели Флавий Магн Аврелий Кассиодор ок. 490 ок. 583 Юлиан Толедский, Бэда Достопочтеннный 672 673 ок. 735 она встречается в документах пап Св. Бонифация IV понтификат 608 6 15 и Иоанна XIII понтификат 965 972 Но только со времени Евгения IV собств. Габриэле Кондульмер, понтификат 143 447 с 143 1г. эта эра стала применяться в документах папской канцелярии регулярно правда с обязательным одновременным указанием и на год от СМ К 1699 г. эра от РХ уже давно стала общепринятой в Европе, чем и объясняется петровская реформа. Но сам Юлианский календарь остался неизменным. Вопрос о его реформе возникал iз XIX в. В 1830 г. с инициативой введения нового стиля выступила Петербургская Академия наук, но министр народного просвещения кн. Карл Андреевич Ливен в своём докладе Николаю I отметил, что выгоды от реформы ничтожны, а неудобства велики, и вопрос надолго был закрыт. В 1864 г. свой проект календаря предложил астроном, профессор Дерnтского университета Иоганн Генрих Мёдлер 1794 1874 Наконец, в 1899 г. при Русском астрономическом обществе была создана специальная комиссия, активное участие в работе которой принял великий Дмитрий Иванович Менделеев 1834 1907 Комиссия высказалась не за Григорианский календарь, а за календарь Мёдлера. Императорская Академия наук, спохватившись, образовала свою комиссию, во главе которой встал президент академии Великий князь Константин Константинович поэт К 1858 19 15 Но реформа Юлианского календаря так и не был осуществлена. Главным тормозом естественно была Русская Православная Церковь обер прокурор Святейшего Синода КЛ. Победоносцев 1827 1907 подписал мнение Синода считать введение неблаговременным а профессор Петербургской духовной академии В Болотов, представлявший Синод в комиссии астрономического общества, и вовсе заявил, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещё несколько столетий удержать в жизни юлианский кален дарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю Для непроведения реформы имелись серьёзные юридические основания. Согласно 62 и 63 статьям седьмая глава первого раздела Свода основных государственных законов Российской Империи 1906 г. первенствующей и господствующей в Российской Империи верой была Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания а Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной Следовательно, как православное государство Россия на новый календарь перейти не могла. После революционных событий 19 17 г. советская власть на протяжении 19 18 1930 х гг. неоднократно пыталась изменить календарь частью этот процесс не удался Во многом образцом для этих изменений служил календарь французской революции, введённый декретом 25 октября 1793 г. действовал до 1января 1806 г. и с 18 марта по 28 мая 187 1г Реформы шли в нескольких направлениях 1Предлагалось ввести новую эру от Октябр ской революции в республиканском французском календаре за начало эры был взят день провозглашения республики 22 сентября 1792 г Это предложение принято 12 не было, хотя в советское время во всех календарях текущий год указывался и по эре от Рождества Христова, названной нашей или новой и по эре от Октябрьской революции. 2. Предлагалось изменить названия дней недели дельник трудник вместо понедельника серп, молот, звезда, восстание, социализм 1коммунизм и т Напомню, что первоначально ЕЮ время французской революции таюке предлагались новые названия дней подобного типа плуг, пушка, пика, кокарда, красный колпак но потом возобладали названия, основанные на порядковых числительных примиди, дуоди, триди и т Последний ряд названий, равно как и новые названия месяцев брюмер, термидор и проч. придумал известный революционер, депутат Конвента, поэт Филипп Фабр д Эглантин 1750 1794, гильотинирован вместе с Дантоном и Демуленом 3. Непосредственно связанное с предыдущими идеями разрушение традиционной семидневной недели. Она была, естественно, основана на религиозных традициях. С 1929 г., когда был принят первый пятилетний план и взят курс на ускоренную индустриализацию вторую пятилетку 1932 1937 гг. Союз воинствующих безбожников объявил пятилеткой безверия к концу которой планировалось полное уничтожение религии в СССР обсуждался вопрос об измеt tении числа дней в неделе. Вспомним, что в республиканском французском календаре неделя стала называться декадой и включала 10 дней. В 1930 г. в целях увеличения темпов развития была введена непрерывная пятидневная производственная неделя, а с 1 декабря 193 1г. она была заменена шестидневной прерывной неделей, просуществовавшей до 26 июня 1940 г. отменена после начала Второй мировой войны Это временно сняло вопрос и о названиях дней они вообще исчезли из обихода. Введение nятидневки и необходимость в меди для индустриального развития послужили поводами к запрещению церковного звона и массовому изъятию церковных колоколов. 4. 1июля 19 19 г. на территории РСФСР было введено поясное время, а с 16 июня 1930 г. т декретное, когда на всей территории СССР во всех часовых поясах время было переведено на 1час вперёд. Срок действия этого декрета Совнаркома СССР был продлён впредь до отмены Отмена наступила только в начале 1990 х гг., но продержалась ровно год, после чего всё снова вернулось на круги своя. Так мы и живём вне мировой системы времени до сих пор. Кроме того, якобы из за необходимости экономии, уже много лет подряд осуществляются абсолютно бессмысленные переводы часов на час вперёд и назад весной и осенью, что делает отечественную хронологическую систему ещё более оригинальной. 5. И наконец, важнейшей частью календарной реформы безусловно был декрет Совнаркома О введении в Российской республике западноевропейского календаря от 24 января 19 18 г. Этот вопрос обсуждался уже на одном из первых заседаний советского правительства 16 ноября 19 17 г. Западноевропейский календарь называть его по имени папы большевикам 13 было, вероятно, неудобно в нашей стране был введён с 3 1января 19 18 г. Сразу после этого дня следовало не 1февраля, а 14 е, поскольку к тому времени разница между календарями составляла 1З дней. Имелись ли какие либо юридические основания для принятия такого решения, или оно было абсолютно произвольным Конечно, имелись, поскольку 20 января 19 18 г., т за 4 дня до введения нового календаря Совнарком п ринял декрет Об отделении церкви от государства и школы от церкви Следовательно, Российская республика стала светским государством, и главное препятствие на пути принятия Григорианского календаря в России исчезло. Каково же сейчас положение Юлианского календаря в мире Более он не является государственным ни в одной стране. Употребляется он только в трёх Поместных Автокефальных Православных Церквах. Это Иерусалимский патриархат, Сербская Православная Церковь и Русская Православная Церковь. Все остальные церкви перешли или на Григорианский или на Новоюлианский календари. В Русской Церкви патриарх Тихон сделал попытку ввести новый стиль в 1924 г., но буквально через несколько месяцев отменил его. Таким образом Русская Православная Церковь живёт в настоящее время по Юлианскому календарю. Юлианским календарём пользуются и все три старообрядческие русские церкви Русская православная старообрядческая церковь Белокриницкая иерархия Церковь древлеправославных христиан старообрядцев Новозыбковская архиепископия Древлеправославная Поморская цер 1овь беспоповцы причём старообрядцы не признают даже петровскую реформу и отмечают новогодие 1сентября. Старого стиля придерживается и Русская Православная Церковь За границей. Кроме того принятие нового стиля некоторыми Поместными Автокефальными Православными Церквами вызвало в них расколы. Так, откололись Греческая Церковь ист инных православных христиан окончательно оформилась в 1935 г. и Румынская Старостильная церковь. Так как же праздновать нам юбилейные даты и верно ли они указаны в законе о победных днях России Дело заключается в том, что в этом документе юлианские даты не ПЕРЕВЕДЕНЫ на Григорианский календарь, а лишь СООТНЕСЕНЫ, СОПОСТАВЛЕНЫ с ним. Поясню это на конкретном примере. Возьмём день Полтавской победы. Она произошла 27 июня 1709 r. по Юлианскому календарю. Разница между Юлианским и Григорианским в это время составляла дней. Следовательно, чтобы ПЕРЕВЕСТИ дату, надо прибавить к 27 июня дней, и получится 8 июля. Таким образом, 8 июля будет датой Полтавской победы в Григорианском календаре независимо от того, какой сегодня идёт век, что XIX, что XXI. Если же продолжать отмечать Полтавскую победу по Юлианскому календарю, то в этом календаре она всегда останется приходящейся на 27 июня, но будет СООТВЕТСТВОВАТЬ разным дням Григорианского календаря, в зависимо сти от нынешнего века. Например, в XVIII в. 27 июня юлианского календаря будет соответствовать 8 июля Григорианского, а в XIX в. то же 27 июня Юлианского будет уже соответствовать 9 июля Григорианскому. В ХХ в. эта 14 юлианская дата будет приходиться уже на 10 июля, а если в 2 109 г. будут праздновать 400 летие Полтавской баталии, то юлианское 27 июня будет соответствовать июля Григорианского календаря. Следовательно, определённые числа Юлианского календаря приходятся на разные числа Гриоrрианского в зависимости от того, какой сегодня век. А это значит, что государственный закон устанавливает раэднование памятных военных событий по Юлианскому календарю, лишь соотнеся их с теми числами Григорианского, на который они приходятся в ХХ веке. То же самое относится и к юбилею Пушкина. Если отмечать его по Григорианскому календарю, то надо прибавлять к юлианской дате дней и праздновать 6 июня 26 мая + 6 июня Это 6 июня сохранится всегда, независимо от того, какой век идёт в настоящее время. По Юлианскому же календарю праздновать день рождения Пушкина нужно 26 мая. Другое дело, что в зависимости от века, этот день будет приходится на разные числа Григорианского. Так, в 1799 г. 26 мая по Юлианскому календарю приходилось на 6 июня Григорианского, в 1899 г. уже на 7 июня, а в 1999 г. на 8 июня. Когда же наступит 2 199 г., юбилей 26 мая по Юлианскому календарю будет соответствовать дню 9 июня Григорианского календаря, а юбилей по Григорианскому календарю так и останется 6 июня. Главное понимать, что любая хронологическая система условна, и в принципе то же 200 летие Пушкина можно праздновать по любому календарю. Наnример, по мусульманскому лунному хиджре. В нём длина года составляет всего 354 дня, и поэтому 200 летие со дня рождения поэта давным давно прошло. Или по эфиопскому, учитывая африканские корни поэта впрочем сейчас доказывается что предки Пушкина по линии Ганнибалов происходили из района озера Чад, т принадлежали к негроидной расе Так верно ли поступают ревнители традиций пытаясь исправить многолетние несправедливости имеют ли законодательные инициативы, осуществлённые на практике, юридические основания Согласно действующей ныне конституции статья 14 Российская Федерация светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной а Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом Несмотря на то, что эта статья нарушается например, гражданским праздником в РФ стало Рождество Христово, отмечаемое по ЮЛИАНСКОМУ календарю, т 7 января, вместо 25 декабря по Григорианскому государственным календарём в России является Григорианский. Значит, возможны две альтернативы. Или разработчики закона, депутаты Госдумы и президент Росс и являются настолько православными людьми, что готовы ради этого забыть общегражданское законодательство, или же у них отсутствует элементарное понимание хронологических проблем. Мне думается, вероятнее второе. Чего не скажешь о предложениях, высказанных в журнале Русский Дом Здесь совершенно очевидно влияние Русской Православной Церкви, со 15 храняющей Юлианский календарь. Может быть оно даже имело место и в случае с федеральным законом. Но наша страна живёт в настоящее время по Григорианскому календарю, именно он является государственным, и это такая же реалия современной российской жизни, как новая орфография или метрическая система. А значит текст закона о памятных военных днях России ошибочен и противоречит и юрид ческому состоянию современной России, и всем тем историческим данным, которые приведены выше. Па раллельное существование в российском обще стве двух календарей и приводит к подобного рода ошибкам. Если праздновать военные победы России именно по Григорианскому календарю, то они будут приходиться на следующие числа Ледовое побоище 1242 г. 12 апреля 5+7 12 Куликовская битва 1380 г. 16 сентября 8+8 16 Освобождение Москвы в 16 12 г. 5 ноября 26 октября+ 10 5 ноября Полтавская битва 1709 г. 8 июля 27 июня+ 8 июля Гангутская победа 17 14 г. 7 августа 27 июля+ 7 августа Тендра, 1790 г. 9 сенября 29 августа+ 9 сентября Взятие Измаила, 1790 г. 22 декабря + 22 Бородино, 18 12 г. 7 сентября 26 августа+ 12 7 сентября Синопская битва 185 3 г. 30 ноября 18+ 12 30 В данном списке переведены с Юлианского на Гриогрианский и те даты, которые имели место до проведения реформы в 15 82 г. Они обычно в исторической литературе не переводятся, но для государственного празднования их всё же, вероятно, следует переводить но только в зависимости от века, когда эти события произошли. И ещё один немаловажный аспект. Победные дни России, зафиксированные в законе, имеют не только российское, но и мировое историческое значение. Как события, относящиеся к славному прошлому многих народов, они почитаются нашими историческими противниками та же Полтава шведами, или Бородино французами там оно именуется битвой при Москве реке и считается победой Великой армии И отмечают они их по Григорианскому календарю, потому что в то время их страны уже на него перешли. Так логично ли нам вносить диссонанс и путаницу в общеевропейскую историческую науку, хронология которой основана на Григорианском календаре Но вернёмся в заключение к вопросу о начале нового века и 2000 летия Рождества Христова. Не нужно быть математиком, чтобы понять, что третья тысяча начинается с 200 1или историком, чтобы осознать, что нулевого года не было. Первым днём эры от Рождества Христова было 1января 1г. Следовательно две тысячи лет с этого дня исполнится 1января 200 1г. Тогда и начнётся и двадцать первый век, и третье тысячелетие. Замечу, что способ обратного счёта лет, т 1г. до РХ, 2 г. до РХ и т был впервые предложен в 1627 г. французским астрономом Дени Пето латинизир. Дионисий Петавий, 1583 1652, кратер на Луне причём было 16 принято, что 1г. до РХ непосредственно примыкает к 1г. от РХ. Люди, пытающиеся внести сумбур в эту элементарную истину, пытаются опереться на т астрономический счёт лет. Этот счёт был введён для астрономических целей французским учёным 1пальянцем по происхождению Жаком Кассини 1677 1756 в 1740 г. Но по этой системе нулевым стали называть год, предшествующий 1г. от РХ, т 1г. до РХ, 2 г. до РХ соответственно минус первым и т т и при историко хронологическом и при астрономическом счёте лет третье тысячелетие начнётся одинаково 1января 200 1 г. от РХ. А когда же праздновать 2000 лет со дня условного Рождества Христова Точно установить время рождения Иисуса невозможно, современные учёные полагают, что он появился на свет в З или 4 гг. до н Но если исходить из условной хронологической системы, построенной Дионисием, важно помнить, что за точку отсчёта этот создатель новой эры взял вовсе не момент рождения Спасителя, а Благовещение, которое приходится на 25 марта. Следовательно по системе Дионисия Рождество Христово было отнесно не к 25 декабря 1г. до н а к 25 декабря 1г. н А это значит, что 2000 летие от Рождества Христова христианский мир должен праздновать 25 декабря 200 1г. н по Григорианскому календарю или 7 января 2002 г. по Юлианскому. Следовательно, собравшиеся в Иерусалиме главы Поместных Православных Церкве они отмечали 2000 летие по Юлианскому календарю, который принят Иерусалимским патриархаrом ошиблись на целых два года Впрочем, и большинство населения земного шара оказалось в заблуждении относительно времени встречи третьего тысячелетия. Эта ошибка, разумеется, носила чисто коммерческий характер, но, кажется, всё таки прозрение наступает, и как знать, может быть мы ещё раз встретим новый век, как зто было в некоторых странах в 1900 и 190 1гг. Литература Володомонов Н Календарь прошлое, настоящее, будущее. М., 1987. Ермолаев и Историческая хронология. Казань, 1980. Каменцева Е Хронология. М., 1967. Климишин И Календарь и хронология. М., 1990. Селешников С История календаря и хронология. М., 1977. Хренов Л Голуб И Время и календарь. М., 1989. 17 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. Современный календарь и история церкви (2000)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |