Ражнёв Г.В.
О символике триколора и двуглавого орла
// Гербовед. №38. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 6 (38). С. 149-154
Аннотация: Статья В.В. Похлёбкина о «естественных символах России» (см. «Независимая газета», 06.03.1998 г.) побудила меня выразить свое мнение о проблемах российской государственной символики. К Вильяму Васильевичу Похлёбкину отношусь с глубоким уважением. Со многими положениями его статьи я согласен, но не все они кажутся мне истиной в последней инстанции.
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 27637 знаков (с пробелами)
Г Ражнёв, к н, Смоленск
О GИМ.GОЛИК6 ТРИКОЛОР
И Д.GVГЛ GОГО ОРЛ
статья В Похлёбкина о естественных символах России см. Независимая газета 06.03. 1998 г. побудила меня выразить свое мнение
о проблемах российской государственной символики. К Вильяму Васильевичу
Похлёбкину отношусь с глубоким уважением. Со многими положениями
его статьи я согласен, но не все они кажутся мне истиной в
последней инстанции.
Прежде всего хочу заметить, что в геральдике, и особенно в таком ее
разделе, как символика, следует быть очень осторожным и всегда помнить,
что многие геральдические фигуры и цвета обладают многозначной,
а порой и противоречивой символикой, поэтому безапелляционно отстаивать
какой то один вариант символики следует с оговоркой. Пример тому
российский триколор. Меня удивило, что Вильяма Васильевича возмущает совершенно дурацкое, если не сказать провокационно вызывающее
расположение полос в российском флаге. Белый цвет, по его мнению,
олицетворяет дворянство, синий купечество, а красный рабочий класс и
крестьянство. Да, такое мнение имело право на существование, но только
для определенного этапа развития России и даже не в прямом смысле.
Тем более, цвета для российского флага выбрал не Николай II и даже не
Петр 1Известно, что их утвердил царь Алексей Михайлович, когда строился
первой русский военный корабль Орел Тогда специальная комиссия
исследовала, какие цвет чаще всего употреблялись на русских знаменах
и стягах. Мн,е кажется, что утверждение Вильяма Васильевича о
том, что синий цвет совершенно несвойственен русскому народу, несколько
категорично, а обоснование этого ссылкой на выводы комиссии Верев
на неубедительно.
Если серьезно задаться вопросом, какой цвет лучше всего отражает
ациональные черты русского народа, то сначала следует ответить на
естественный вопрос а в чем состоит самобытность духовно.го лика России,
в чем неповторимое своеобразие русской души Для ответа, видимо,
следует обратиться не к Веревкину, а к Л Толстому, И Тургеневу,
Н Бердяеву и особенно к И Ильину, специально посвятившему этой
проблеме несколько замечательных работ. Вспомним, что отмечали в
русской душе лучшие духовные светочи России
Толстой и Тургенев выделяли духовное достоинство русского человека,
дававшего ему силы спокойно смотреть в лицо смерти во время боев и
сражений. Бердяев выделял устремленность к высоте русской души, ее
исключительное свободолюбие и любовь к людям. Ильин считал, что центральной
идеей русской души является идея созерцающего сердца, идея
души, предрасположенной к сочувствию, доброте. Он отмечал широту
души русского человека, его ласковость, сердечность и простоту обхожде 149
ния в противоположность черспюсти и чопорности западного человека
Особо он выделял русское правдолюбие, стремление к поиску истины,
породившие, по его словам, живой сонм русских правдолюбцев
Так вот, в геральдике все перечисленные качества олицетворяет синий
цвет, поэтому он был одним из любимых цветов русских. Особенно его
любили славяне, жившие на территории современной правобережной Украины.
Не случайно он украшает сегодня Государственный флаг Украины
и неспроста татары называли южных славян хохлами т синежелтыми по татарски хох синий, улу желтый У славян, живших
севернее, синий цвет тоже был в почете, достаточно вспомнить Гжель,
русскую финифть. Гжель даже считается неофициальным символом
фольклорной России. До наших дней синий цвет дошел в униформе донских
казаков, традиционно украшающих им свои жупаны и папахи. И у
православных христиан синий цвет был любимым не только ризы Спасителя
и Богоматери, но и многих святых имели синий цвет. В шедевре А.
Рублева Троица именно синий цвет является доминирующим в одежде
ангелов. Этот цвет неоднократно подтверждался и геральдически так,
например, в знаменитом Грюнвальдском сражении 14 10 года Перемышльские
и Львовские полки имели хоругви синего цвета. Соперничая с красным,
синий цвет иногда одерживал верх. Так случилось при выборе фона
для герба Киева, древней столицы Малой Руси синий цвет стал фоном
и в гербах Пскова, Орла, Астрахани Белгорода, Тобольска, Коломны,
Тамбова, Симбирска, Калуги, Нарвы, Саратова, он есть в гербах Суздаля,
Ростова на Дону и многих других русских городов.
Белый цвет испокон веков был у русских как бы спутником красного,
символизируя духовную чистоту, святость и величественность. Этот цвет
имели ризы св. Георгия Победоносца, древнейшего покровителя Руси.
Православные считали белый цвет олицетворением Святого Духа Особо
почитали его русские воины уходя на смертный бой, они одевались в
белое. Крепостные стены городов русские белили. Этнографически этот
цвет больше всего почитался в Белой Руси одним из центров которой
был Смоленск, выбравший для фона своего герба белый цвет. Видимо, не
случайно именно царь Алексей Михайлович, при котором к Московской
Руси были присоединены С оленские земли и Малая Русь, принял решение
изменить свой титул и величать себя как Царь и великий князь всея
Великия и Малыя и Белыя России самодержец А избрав триколор для
российского флага, Алексей Михайлович как бы решил подчеркнуть и увековечить
идею откуда изыде земля русская
Что же касается красного цвета, то Вильям Васильевич излишне перестраховался.
Регальным русским цветом красный цвет является не 400
лет, а гораздо больше. Удивительно, но этот факт увековечил еще в XII
веке выдающийся поэт Востока Низами Гянджеви в поэме Семь красавиц в которой рассказал, что каждая из семи жен Бехрама жила в храме
с куполом, который был окрашен в геральдический цвет того народа, откуда
она была родом 150
В этот день все красное шах Бехрам надел,
К башне с красным куполом утром полетел.
Там розовощекая славянская княжна.
Цветом с пламенем сходна, как вода нежна.
Таким образом, не только красный, но и синий и белый цвета с древнейших
времен были русскими геральдическими цветами и мы их не заимствовали
у иноземцев. Эти три цвета могут символизировать для нас
древнюю триединую основу Руси, где базовым, фундаментальным цветом
является исконно славянский, красный цвет, символ Великой Руси с центром
в Москве, чей герб красного цвета. Средняя полоса синяя показывает,
что Россия уходит корнями в Киевскую Русь с центром в Киеве, чей
герб синего цвета. Верхняя, белая полоса символ Белой Руси с древним
центром в Смоленске, чей герб имеет белое поле щита.
Существует и христианское понимание триколора Вера, Надежда и
Любовь. Имеют место еще несколько вариантов символики российского
триколора, в зависимости от того, что берется за основу.
А теперь обратимся к гербу России. Вильям Васильевич утверждает,
что двуглавый орел для герба современной России неприемлем в принципе
как средневековая, византийская а не русская эмблема, как монархический
символ, как неадекватное, неверное отражение существа уст
ройства современной России С этим согласиться не могу.
Во первых, некорректно с научной точки зрения догматически подходить
даже к явно одиозным или кондовым геральдическим фигурам пример тому крыса и ее символика Неизменной, застывшей, канонизированной
символика не может быть. Она естественно развивается вместе
с геральдическим менталитетом и общественным сознанием людей, их
цивилизованностью иначе мы перестали бы понимать мудрость прежних
поколений, мнение народов других цивилизаций.
Во вторых, приклеивание ярлыков в серьезной науке чревато досадными
ошибками, субъективизмом, подменой аргументированных доказательств
эмоциями и уходом от предмета полемики.
А ведь если спокойно, по деловому разобраться, то окажется, что кажущийся
многим двуглавый орел как имперский символ не является средневековой,
а тем более, византийской эмблемой. Давно установлено, что Л ЕВЫй о рел одно из древнейших геральдических изображений, звестных
еще с третьего тысячелетия до н Н Соболева, ссылаясь на
западноевропейских исследователей, напоминает, что Византия использовала
двуглавого орла не в качестве геральдического знака, а как декоративное
украшение. Да, изображение двуглавого орла использовалось в
Священной Римской империи, но только в одном, вполне конкретном символическом
значении, удобном для того времени. Иван взяв его, стремился
подчеркнуть свое знатное происхождение, а сймволиkа его начала
постепенно обрастать в зависимости от развития руского государс тва, не
случайно в лапах двуглавого орла что только не перебывало. 15 1
Как ни странно, официальная герапьдическая наука серьезно еще не
занималась глубокой расшифровкой сложной символики двуглавого орла.
А ведь эта фигура представляет собой удивительно сложный символ, по
глубине содержания с которым может соперничать лишь популярный в
странах Дальнего Востока символ инь ян. В пылу дилетантских споров
остряков, что это за птица бройлер, побитый коршун или мутант, даже
специалисты не вспомнили, что двуглавый орел андрогин, т е., двуполое
существо одна голова его мужская, вторая женская. Как любой андрогин,
онолицётворяет собой единство и борьбу противоположностей. отсюдавытекает, ЧТО ОН СИМВОЛИЗИRуе, гармОНИЮ, Р оВНОВесие И СОвершеНСТВО.
Кроме того, взаимодействие противоположностей порождает
те условия, то энергетическое поле, которое обеспечивает рождение новой
жизни, создает пружину как источник движения. Поэтому дв главый
орел символизирует таюке способность к развитию, nрщ рессу. Являясь
универсальным символом полярных свойств всего сущего, он обладает
социальной многозначностью. С политической стороны это символ соци
ального равноправия, демократических отношений, гармонии политиче
ских и экон мич ских интересов всех социальных групп населения, равенства
прав и свобод граждан.
С правовой стороны это символ законности, справедливости, порядка и равной для всех дис иплины. С ической стороны по символ отсутс вия
нравственных изъянов, символ чести и достоинства граждан, величия
и высших добродетелей. С эстетической стороны это символ прекрасного,
возвышенного, идеаль ного, образцового, символ красоты. С религиозной христианс ой стороны это символ божественного создания Иисуса
Христа с его духовным совершенством примером любви к Богу и ближнему,
самоотверженного служения людям во имя приближения их к Богу,
во имя милосердия, добра и счастья.
Вот почему, глубоко понимая это скрытое для непосвященных, зашифрованное
под несложной философской оболочкой и непонятное для безграмотных
людей, изображение двуглавого орла использовали некоторые
тайные общества, в том числе и в России, например, на знаке масонской
ложи Орла Российского, основанной в 18 18 году в Петербурге. Действительно,
символика двуглавого орла как нельзя лучше соответствовала
духу и целям масонского движения, нравственному и патриотическому
совершенствованию не только самих масонов, но и всех граждан страны.
Пример тому изображение двуглавого орла, которое использовалось
масонами как высочайший символ совершенства, как символ философского
камня, помещенное в книге Мэнди П. Холла Энциклопедическое
изложение философии
В данной статье не место вдаваться в подробности всех символических
значений двуглавого орла как андрогина. Упомяну еще один, весьма
важный его смысл для современной России. Одна голова орла смотрит как у Януса вперед, в будущее, а вторая назад, в прошлое. Это говорит
о том, что Россия, как и все оссияне, идя вперед, должны не забывать 152
ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ ВЫСОЧАЙШИЙ СИМВОЛ
Здесь изображен Верховный Жрец, Хозяин Двойной Священной Империи
высшей и низшей вселенных. Древняя эмблема равновесия состоит
из андрогинного тела, увенчанного двумя головами, одной мужской, другой
женской, с одной короной на обе головы. Это единственное совершенное
существо, в котором все противоположности примиряются, и
совершенство это выражено двумя головами рс вного достоинства и
величия. Вот почему эмблема двуглавого орла принята для идеи завершенности
и означает Философский Камень, окончательное состояние
души, абсолютное и трансцендентное совершенство, возникающее
только в результате полнейшего развития скрытых возможностей
индивида. 153
свое проЩ ое, а гщ 1цюьсвим,тgошо его знать, быть истинными патрио
тамивёликой державы.
Таким образом, двуглавый орел древнейший символ андрогин, олицетворяющий
путь в будущее, к государству равных прав, свобод и возможностей,
где удовлетворяются интересы каждого гражданина, каждой
социальной группы. Именно к этому стремится современная Россия, взяв
путь к построению правового государства на базе республики.
О щите на груди орла. Здесь, к сожалению, имеется небольшое противоречие.
Согласно описанию российского герба на груди орла на красном
щите всадник, поражающий копьем дракона Если учесть, что дракон
на языке геральдики символ мудрости, силы, добродетели, высшей
власти, то получается, что на нашем гербе изображен какой то люмпенпролетарий,
пытающийся низвергнуть законного Президента и правительство.
Другой вариант символики всадника хулиганствующий атеист измывается
над духовными святынями татар, унижая и оскорбляя их национальные
чувства, ведь в гербе столицы Татарстана Казани изображен
именно дракон, имеющий на Востоке свой знак Зодиака, соответствующий
европейскому Льву.
А вот в Москве поступили мудро и грамотно, записав в описании московского
герба, что на нем изображен Георгий Победоносец, поражающий
копьем крылатого Змия. Но и им не удалось быть до конца быть корректными,
поэтому канонизированный церковью Св. Георгий потерял определение Святой А ведь это очередной геральдический нонсенс не
Святым Георгий Победоносец не может быть, такого просто нет в мировой
геральдике.
Вот почему важно исправить грубейшую ошибку в российском гербе, четко и ясно записав, что на груди орла изображен Святой Георгий Победоносец,
поражающий копьем крылатого Змия. Слово Святой примененное
к Георгию, означает, что он совершает не обычный акт убиения
Змия, а священный подвиг масштабов страны.
Подводя итог размышлениям о российском гербе, следует заметить,
что двуглавый орел вбирает в свою символику и все лучшие символические
значения не только птицы, но и орла, а также специфическую символику
андрогина. С учетом этих символических значений двуглавый орел
как нельзя лучше может соответствовать гербу новой России. Но для этого
нужен не только Указ Президента, не только Закон, но и большая разъяснительная
работа, координатором которой должна выступить Государственная
Герольдия.
О российском гербе нужны не только дорогие подарочные фолианты,
но и содержательные, небольшие по объему и общедоступные по цене
книги, по которым каждый учитель школы, каждый преподаватель вуза мог
бы толково и внятно рассказать школьнику, студенту или курсанту не только
историю, но и сложную символику картинки в твоем букваре Государственного
герба и флага России. С этого и должно начинаться воспитание
уважения и любви к своему Отечеству. 154
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнёв Г.В. О символике триколора и двуглавого орла (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|