Королёв Г.И.
Орёл на стремени
// Гербовед. №38. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 6 (38). С. 131-133
Аннотация: На выставке в Кремле, посвященной 500-летию двуглавого орла, экспонировалось серебряное стремя 2-й половины XVII в. с выгравированным государственным гербом.
Об авторе публикации/статьи:
Королев Геннадий Иванович (Москва) доктор исторических наук, профессор кафедры археографии Российского государственноrо гуманитарного университета
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Королева Г.И.в библиотеке найдено еще 44 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 12264 знаков (с пробелами)
Г Королёв, д f, Москва Р6Л fu GТР6М6ПИ
На выставке в Кремле, посвященной 500 летию двуглавого орла, экспонировалось
серебряное стремя 2 й половины XVII в. с выгравированным
государственным гербом 14 ноября 1997 г., во время посещения выставки
участниками конференции, посвященный тому же юбилею, проведенной
РГАДА, возник примерно такой вопрос привожу по памяти Получается, что государственный герб попирался ногою Предположили,
что стремя было декоративным и не использовалось, что в VII в. еще
не придерживались правил геральдики. Как видим, небольшой музейный
предмет возбудил важный вопрос об отношении людей прошлого к государственной
эмблематике, иначе говоря, об общественной функции эмблем.
У меня нет данных, которые прямо указывали бы на назначение герба
на стремени. Остановлюсь на некоторых фактах, представляющихся
мне в известной мере аналогичными случаю со стременем.
Эмблемы существуют для выражения некоего смысла. Нет причины
считать, что герб на наше стремя был нанесен произвольно, без смысла.
Невозможно представить, что создатель стремени не знал, для какого
случая он изображал герб на своем произведении, не знал, что хотя бы в
принципе на огербованное стремя могла ступить нога всадника. Отметим,
нога не рядового всадника, но, видимо, царя. Известно, что закон связывал
государственный герб с личностью царя. В указе о государственной
печати 1667 г. сказано Орел двоеглавный есть герб державный великого
государя царя и великого князя Алексея Михайловича Герб широко использовался
в государственных церемониях и дворцовом обиходе. Так в 1675 г. при въезде голландского посла в Москву гербы его царского величества как сообщает иноземец, были видны на попонах, да на нагрудных
знаках и бердышах почетной стражи. Он был изображён на скатерти
обеденного стола. Интересно сообщение о доставленной русской стороной
на торжественный обед у голландского посла выпечке с фигурами
двуглавое Опись Московской оружейной палаты изданная в 1884 г., и
другие собрания дворцовых предметов содержит массу сведений о двуглавом
орле на посуде XVII в. и в небольшом количестве XVI в.
В Чине избрания и поставления в епископы 1423 г., опубликованном
по списку XV в., в разделе О малом знамени описан орлец, т круглый
коврик, на котором надлежало изобразить орла единоглавня, крила имея
простерты, права стояща на ногах, под ногами же его град написати, и с
заборолы и столпы, орлу же крепко ногам наступавшу на стопах оных 4 В
надлежащий момент посвящаемый в сан должен был стать на орлец. В
начале ХХ в. значение данного традиционного предмета объяснялось так 13 1Орлецы напоминают епископу, что он жv знию своею и учением должен
стремиться к небу, подавая тем пример своей пастве 5 Из этого объяснения
ясно, что стояние на эмблеме не есть ее попирание в отрицательном
смысле, но напротив, носит смысл положительный. В середине XVII в.
путешественник Арсений Суханов, рассказывая о поставлении в сан одного
митрополита в Иерусалимской патриархии, описывает вариант орлеца Орел на бумаге на листу написан двоеглавый с короною, а под ногами
града нет у орла 6.
Углубляясь во время, мы обнаруживаем ряд фактов, которые можно сопоставить
с эмблематизированным стременем, в византийском материале.
В соборе в Мистре, столице области Морея, которая в 1348 1460 гг. была
фактически удельным княжеством в Византийской империи, был изображен
двуглавый орел. Сей коронованный орел был выложен на каменном полу в
большом нефе предположительно в первой четверти XV в.7 Скорее всего
плита с орлом имеет отношение к византийскому обычаю вделывать порфировые
плиты в полы площадок, зал, церквей для обозначения мест,
на которых император и придворные чины стояли во время различных
церемоний8
На византийских миниатюрах XIV в. императоров изображали стоящими
на подушках. Некоторые подушки украЦJены одноглавными или двуглавыми
орлами. В одном случае царская нога слегка наступила на орла9 в
другом подол императорской одежды закрыл орловы головы 10 На недостатки
рисунка это не похоже. Скорее всего мы имеем дело с элементами
реализма в изображении предметов, выполнявших символическую функцию.
Византийские писатели сообщают об изображении орлов на обуви
императоров, деспотов и севастократоров
Орлов на орлецах, на полу, подножных подушках и обуви высших византийских
лиц объединяет то, что они низкорасположенные прямо под
ногами или невысоко. Такое расположение орла могло символизировать
прочность опоры для того, с кем была связана. Нужно учесть традиционное
понимание орла как царь птицы. Не лишне обратить внимание на
трактовки образа орла, вроде той, что дал Иоанникий Голятовский в сочи нении Месия правдивый изданном в Киеве в 1669 г. Слова Апокалипсиса
о преследовании пустынным змием жены, которая спаслась, данными
крылами орла великого Голятовский толковал так Орлом великим
есть Христос, наш Спаситель, который невесте, церкве святой, дал две
крыле Подножное положение орла знак устремления к небесам и священности
власти. Гербовый орел на стремени, возможно, выражал такого
рода идеи. Конечно, это только предположение. Может быть, герб служил
только для обозначения принадлежности предмета. По смыслу гербу на
стремени близко написание царского имени, зафиксированное в одной из
учетных книг Стремяна серебряны, около их резаны слова, имя Бориса
Феодоровича, да на них мишени резаны травы 12. 132
ПРИМЕЧАНИЯ 1См. описание стремян московского дела на которых под ступнями выгравированы
двуглавые орлы в клеймах Опись Московской Оружейной палаты. М., 1884. Ч. 6. Кн. 5. С. 99 а также седла с двуглавыми орлами на путнищах там же.
С. 32 Изображение см. например Государственные музеи Московского Кремля.
Оружейная палата. Парадное конское убранство и старинные экипажи Путеводитель.
М., 1979.
2 3 ПСЗ. I е собр. СПб., 1830. Т. 1N2 42 1С. 737. Посольство Кунраада фан Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору
Але сеевичу Изд. Археографической комиссии. СПб., 1900. С. 377,403,4 14,427
Русская историческая библиотека. СПб., 1880. Т. 6. Стб. 449.
5 Темномеров Н. Учение о богослужении православной церкви. 12 е изд., испр.
СПб., 19 12. С. 20.
6 Проскинитарный Арсений Суханов 1649 1653 гг. Православный палестинский7
сборник. СПб., 1889. Т. 7. Вып. 3. С. 72. 8 См. например Sotiriou М. G. Mistra. Athnes, 1935. Р. 8. Fig. 3. 06 этом см. Беляев Д Byzantina Очерки, материалы и заметки по византийским
древностям. Спб., 189 1Кн. 1С. 35 1893. Кн. 2. С. 67.
9 Miniatures des plus anсiens manusсrits greсs de la BiЫiotheque Natuonale du Vl9
au Xlv9 sieсle Pub. Раг Н. Omont. Paris, 1929. ТаЬ. XXVI. 10
Grabar А. L empereur dans l art byzantin Reсherсhes sur l art offiсiel de l empire
d Orient. Paris, 1936. PI. XXVI, 2., Деспот и севастократор второй и третий, после императора, византийские
титу 1лы. 2 Цит. по Древности Российского государства. М., 185 1Отд. 2. С. 15 33
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Королёв Г.И. Орёл на стремени (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|