| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №38. (1999) › Пчелов Е.В. Образ орла в античной астрономической традиции | ||||||
Пчелов Е.В.
Образ орла в античной астрономической традиции// Гербовед. №38. (1999)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 6 (38). С. 116-123 Аннотация: Орёл - один из древнейших символов, известный в мифологии многих народов, где он олицетворяет небесную силу, огонь и бессмертие. Выделяют несколько мифологических мотивов, связанных с орлом: миф о разорителе гнезда орла, мотив борьбы орла со змеёй, противопоставление орла и ворона и др. Образ двуглавого орла в древности был популярен в различных культурах Востока: в шумерской традиции, во времена Хеттского (XIII в. до н.э.), Мидийского царств (рубеж VII-VI вв. до н.э.) и т.д Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 45646 знаков (с пробелами)
Е Пчелов, к н., Москва ОБР 3 ОРЛl fl НТИЧПОЙ А.GТРОПОМИЧ6GКОЙ ТРЦИЦИИ 1 Орёл один из древнейших символов, известный в мифологии многих народов, где он олицетворяет небесную силу, огонь и бессмертие. Выделяют несколько мифологических мотивов, связанных с орлом миф о разорителе гнезда орла, мотив борьбы орла со змеёй, противопоставление орла и ворона и др.2 Образ двуглавого орла в древности был популярен в различных культурах Востока в шумерской традиции, во времена Хеттского XIII в. до н Мидийского царств рубеж VII VI вв. до н и т 3 В античном мире было широко распространено изображение одноглавоrо орла. В древнегреческой мифологии орёл символизировал источник света, плодородия и бессмертия. Он считался важнейшим спутником верховного бога Зевса, его посланцем, олицетворявшим связь мира богов и людей, неба и земли4. Орла наделяли необычными способностями полагали, например, что он может лететь навстречу солнцу, смотря прямо на него. Морской орёл, писал Аристотель, обладает наиболее острым зрением и принуждает детей, когда они ещё без перьев, смотреть на солнце, а не желающего бьёт и поворачивает, и у кого глаза раньше начинают слезиться, того убивает, другого же выкармливает 5 В эллинистический период не без влияния восточных культов орёл стал солярным символом. В древнегреческой культуре существовали многочисленные мифологические и исторические легенды, связанные с орлом. Так, именно орёл ежедневно терзал rечень прикованного к Кавказским горам Прометея, пока, наконец, Геракл на пути к своему одиннадцатому подвигу не освободил героя, убив орла6 В этом сюжете отразилась связь орла с огненной стихией, поскольку именно Прометей похитил огонь богов для людей. Атрибутами Зевса громовержца были молнии перуны, и орёл считался хранителем этого оружия верховного бога, принося их ему обратно что нашло отражение и в иконографической традиции, когда в лапах орла помещались молнии таким образом через символ орла осуществлялась связь огненной и небесной стихий. В легенде о Ганимеде, сыне троянского царя Троса Троя и нимфы Каллирои7 которого орёл или даже сам Зевс в образе оgла из за его красоты принёс на Олимп, где тот стал виночерпием богов8 отразилось и соотнесение орла с водной стихией ер. латинское название птицы aquila и латинское слово вода aqua В этом мифе орёл не только служит связующим звеном между небом и землёй, так же как и в мифе о Прометее соединяя мир богов и мир людей, но и между небом и водой, и даже огнём и водой, поскольку небесная и огенная сила в образе Зевса соединяется с земной и водной стихиями, олицетворяемыми Ганимедом сын земного царя, хоть и божественного происхождения, и виночерпий, что впоследствии нашло выражение в астрономическом плане в соединении образов Ганимеда и Водолея Следовательно орёл превращается в своего рода универсальный символ, подцер 6 живающий единство стихий мироздания. Мотив вознесения на небо на спине орла или в образе орла известен и в других мифологических системах 9 Среди исторических легенд следует отметить рассказ Страбона 1в. до н о гетере Родопис из греческого города Навкратиса в дельте Нила, сандалию которой орёл похитил во время её купания и принёс в Мемфис, где сбросил на колени царя фараона Поражённый этим явлением царь приказал разыскать женщину, носившую эту сандалию, и потом женился на ней. После смерти Родопис была похоронена в одной из мемфисских пирамид, которую греки называли Гробницей гетеры 10 это пирамида Микерина Менкаура Интере.сно, что в этой легенде орёл представлен как инструмент своеобразного знамения, связанный с царской властью. Подобное значение орёл имел и в Древнем Риме, где он почитался с древнейших времён. По преданию, именно вестник богов орёл предсказал Луцию Тарквинию Древнему при переезде в Рим царскую власть, сняв с его головы шапку и затем вернув её на прежнее место Тарквиний Приск был пятым царём Рима в 6 16 578 гг. до н Тарквиний прославился основанием на Капитолии храма Юпитера, чьим спутником считался орёл. При республиканском строе символ орла сохранился, и, поскольку он был связан с Юпитером, олицетворял силу и могущество государства. Около 100 г. до н Гай Марий сделал орла с расправленными крыльями военным знаком римлян, для несения которого в легионах выделялись специальные воины аквилиферы от латинского названия орла aquila 12 В императорский период орёл также был широко популярен. На многих монетах его изображали в качестве государственного символа Апофеоз Августа орёл на шаре, орёл на монетах Адриана, Антонина Пия 13. Птица Юпитера, стоящая на пучке молний перунов, встречается на римских камеях в., украшавших императорские венки например, иана 14 В Риме известно также изображение Венеры, ласкающей орла 5 Богиня любви считалась прародительницей римлян мать Энея, предка рода Юлиев поэтому её соединение с орлом как бы являлось выражением римской государственности. Орёл с поверженной змеёй считался символом грядущей победы, именно в этом значении он изображался и на древнегреческих монетах 16, и, вероятно, на античных геммах антики использовали в качестве печатей в средневековой Руси, и на одной из печатей можайского князя Ивана Андреевича присутствует изображение орла, сидящего на змее 17. Имперский двуглавый его происхождение со времён императора Константина и раздела Римской империи в достаточной степени легендарно и одноглавый королевский орлы очень широко распространены и в последующей европейской государственной эмблематике пожалуй, только лев может соперничать с ними по популярности 18. Античные легенды стали основой для выделения Орла в качестве созвездия. Оно было известно ещё со времён Гомера 19 Об Орле упоминается и в знамени ой поэме Арата Солийского ок. 3 15 239 гг. до н Явления написана ок. 275 270 гг. до н в Македонии источником которой, в частности, послужили труды астронома IV в. до н Евдокса Книдского20. Однако, описывая созвездия, Арат не рассказывает об их происхождении. Этому посвящён труд Катастеризмы Превращения в 7 созвездия ранее приписывавшийся известному географу Эратосфену ок. 284 202 гг. до н Здесь говорится, что созвездием Орла стал тот самый орёл, который принёс Ганимеда к Зевсу. Орёл является спутником Зевса потому, что это единственная из птиц, которая может лететь навстречу солнцу ер. со сведениями Аристотеля Ссылаясь на историка Аглаосфена в. до н написавшего Историю Наксоса автор Катастеризмов так объясняет появление орла отправляясь в поход с острова Наксоса против титанов, Зевс заметил сопровождавшего его орла, расценил это как доброе предзнаменование, посвятил орла себе и затем поместил на небо в качестве созвездия2 1Ганимед оказался рядом в виде созвездия Водолея, которое Псевдо Эратосфен объясняет так Очевидно, он назван Водолеем по ро своего дела он стоит с кувшином в руках и потоком льёт из него влагу Ганимед стал виночерпием Зевса, разливая на пирах богам нектар23 поэтому контаминация созвездия Водолея с образом Ганимеда была вполне естественной, хотя первоначально, вероятно, не предполагалась автор Катастеризмов приводит мотив Ганимеда лишь как версию, носящую вторичный характер Но отождествление Водолея с Ганимедом, благодаря к тому же близкому расположению к созвездию Орла24 стало обычным хотя и не единственным местом античной астрономографии. Надо заметить, кстати, что рядом с созвездиями Орла и Водолея находятся таюке созвездия Дельфина и Рыб, а чуть далее Кита и Эридана, т водное окружение Орла в мифоастрономическом ключе свидетельствует о глубокой семантической связи орла с водой, вероятно, существовавшей с древнейших времён. Пользуясь большой популярностью в античном мире, поэма Арата была, конечно же, переведена на латынь. Наиболее полный дошедший до нас перевод принадлежит известному военному и политическому деятелю ранней Империи Цезарю Германику Явления переводил и Цицерон, но от его труда остались лишь фрагменты По отцу Германик 24 15 г. до н 10. 10. 19 г. н был внуком третьей жены Октавиана Августа Ливии от её первого брака и племянником Тиберия, а по мате и доводился внуком Марку Антонию и сестре Августа Октавии младшей 5 Отец Германика Друз старший децим Клавдий Нерон был выдающимся полководцем, и этот талант передал сыну, пользовавшемуся большой популярностью в римском войске. По настоянию Авrуста, в 4 г. н Германик был усыновлён Тиберием, и даже чуть было не стал преемником Октавиана, но верный долгу перед отчимом отказался от предложений легионов принять верховную власть. В конечном счёте всеобщая любовь, которой он пользовался у народа и армии, привела к печальному концу. Германик был отправлен Тиберием в Сирию, где его отравили медленно действующим ядом. Женой Германика была Агриппина старшая, дочь полководца Марка Випсания Агриппы и Юлии старшей, дочери Авrуста от второго брака. Император Гай Юлий Цезарь, носивший прозвище Калигула пожою был третьим сыном Германика и Агриппины, а император Нерон их внуком. Светоний писал, что Германиw были присущи замечательные способности к наукам и красноречию 2 Одним из результатов этих занятий и стал перевод поэмы Арата, сделанный в 15 г. н Это было скорее творческое переложение, конгениальное оригиналу. Германик добавил по 8 тексту объ яснения созвездий Орел это Юпитера птица похитившая Ганимеда2 1Происхождение же созвездия Водолей Германик вслед з А а ратом не раскрывает. Видимо, современником Германика был Марк Манилий, автор поэмы Астрономика написанной на рубеже правлений Августа и Тиберия. Манилий так описывает Орла Вот взлетает ввыс птица великого Юпитера, как бы несущая молнии и громы небесные, достойная Бога и неба, отвоёванного священным оружием 28 Рождённый в момент восхождения Орла будет склонен к насилию и захвату добычи даже ценой кровавой сечи. Для него нет разницы между войной и миром, согражданами и врагами и, если нет возможности биться с людьми, он воюет со зверями. Он сам себе закон и яростно бросается туда, куда каприз влечёт его и считает достоинством всё презирать. Но если он вступит в борьбу за правое дело, порок обратиться достоинством, он завершит войны и принесёт своей родине великие триумфы. И так как пернатый не делает, а доставляет оружие, возвращая брошенные огни и молнии, его отпрыски будут военными вождями монархов, и немало пользы принесут их врождённые свойства 29. Таково астрологическое значение орла в древнеримской культуре начала нашей эры. Водолея Манилий однозначно отождествляет с Ганимедом, хотя сам образ последнего не влияет на астрологические умозаключения автора30 Наконец своеобразным итогом античной мифоастрономической традиции можно С 1итать замечательный трактат Астрономия написанный римским автором Юлием Гигином во в. н возможно он тождественен тому Гигину, который создал другую, не менее популярную книгу Ми ы Гигин приводит пять объяснений появления Орла на звёздном небе Орёл, похитивший Ганимеда вслед за Псевдо Эратосфеном 2. Превращённый Юноной в орла царь острова Кос Мероп, горевавший о своей жене нимфе Ефимии, унесённой живой в царство мёртвых Прозерпиной переложение мифа о сыне троянского царя Приама и его первой жены Арисбы, дочери Меропа, Эсаке. Эсак женился на Астеропе, дочери еки Кебрена, которая умерла, и, тоскуя по ней, Эсак превратился в птицу З. Орёл Юпитера, ознаменовавший его победу над Титанами, при этом Гиrин ссылается на Историю Наксоса Аглаосфена это второе заимствование у Псевдо Эратосфена 4. Орёл Юпитера, похитивший сандалию купавшейся в реке Ахелой Венеры и принесший её Меркурию в египетскую Амитаонию. Венера отправилась на её поиски и пришла к Меркурию. Утолив свою страсть, он отблагодарил орла, поместив его среди созвездий зто переложение легенды о Родопис ер. рассказ Страбона что подтверждает и перенесение Гигином пелопонесской местности Амитаонии в Египет 5. Превратившаяся в орла Венера, преследовавшая обернувшегося лебедем Юпитера, который нашёл спасение у своей возлюбленной Немесиды. Поскольку люди видели лебедя летящим высоко в небе, они говорили, что он находится среди созвездий. Чтобы это не оказалось ложью, Юпитер и на самом деле поместил среди созвездий как летящего 9 лебедя, так и преследующего орла этот сюжет изложен в главе, посвящённой созвездию Лебедя, как один из вариантов его происхождения. Марrинальность этого объяснения по отношению к Орлу подтверждается и самим расположением двух созвездий Орёл не преследует Лебедя, а летит ему навстречу их разделяет Стрела Видимо, легенда имеет римское происхождение превращение Венеры в орла отвечает отмеченной ранее идее римской государственности. Происхо ение созвездия Водолей объясняется Гиrином следующими вариантами3 1Ганимед. Традиционная интерпретация34 2. Сын Прометея Девкалион, спасшийся вместе со своей женой Пиррой в ковчеге во время потопа. Гигин ссылается на писателя и историка 11вв. до н Гегесианакта из Александрии в Троаде Однако такое объяснение не совсем понятно, поскольку Водолей выливает воду из урны а не спасается от неё 3. Кекроп, царствовавший до открытия вина, когда при жертвоприношениях богам употреблялась вода Гигин ссылается на афинского комедиографа Эвбула35 4. Объяснение, 1анное в Мифах Гигина Водолей. Он знал все ремёсла и научил людей 6 Таким образом, наиболее распространённым и, вероятно, древнейшим объяснением происхождения созвездий Орла и Водолея в античной астрономии является миф о похищении орлом fанимеда. В некоторой степени это подтверждается и последующими изменениями в составе созвездий. Видимо, с конца XVI в. на звёздных картах непосредственно под созвездием Орла появилось созвездие Антиноя37 Речь, конечно же, шла не о том Антиное, который был женихом Пенелопы и потом пал жертвой Одиссея. Имелся в виду вполне реальный герой фаворит римского императора Адриана правил в 7 138 гг. н грек по происхождению, юноша удивительной красоты, жизнь а точнее смерть которого, впрочем, также окутана легендами. Совсем юным Антиной погиб во время путешествия Адриана по Нилу утонул в реке 38 Безутешный император официально обожествил его, и с тех пор образ Антиноя был чрезвычайно популярен в римском искусстве. Существовала легенда, что, якобы, Антиной пожертвовал жизнью ради Адриана и даже был вознесён на небо орлом, посланным богами39 Последний мотив возник, конечно, по аналогии с Ганимедом, и это соотнесение Ганимеда и Антиноя было абсолютно логичным юный Ганимед был любимцем верховного бога, а Антиной земного властителя самой великой империи. Созвездие Антиноя было помещено как раз под созвездием Орла, унёсшего его на небо, но сама иконографическая традиция этого созвездия как нельзя лучше соответствовала именно Ганимеду, а не Антиною. На звёздных картах Антиной изображался мальчиком, натягивающим тетиву лука, чтобы пустить стрелу, почти амуром, только без крыльев40 Такая трактовка слабо напоминала античного Антиноя. Вероятно, ко времени появления этого созвездия соотнесённость Водолея и Ганимеда в астрономической традиции не была столь очевидной. Орёл же продолжал восприниматься как символ божественной и царской власти. 120 ПРИМЕЧАНИЯ 1 Краткий вариант этой статьи Пчелов Е Символ орла в античном мире Тезисы докладов 39 й научно технической конференции профессорско преподавательского состава, аспирантов и научных сотрудников Московский государственный университет печати. Ч. 2. М., 1999. С. 93 95. 2 См. подробнее Иванов В Топоров В Орёл Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 2. М., 1992. С. 258 260, здесь же библиография. 3 Вилинбахов Г Государственный герб России. 500 лет. СПб., 1997. С. 3 Соболева Н Артамонов В Символы России. М., 1993. С. 20 Герб и флаг России Х ХХ века. М., 1997. С. 130. В качестве наследия древневосточных держав этот символ употреблялся в сасанидском Иране и в исламском мире может быть, поэтому он известен на монетах золотоордынского хана Джанибека. 4 Иногда этот мотив нравоучительно Басни Эзопа. М., 1993. С. 6 162, 64 и 277 278 коммент. и даже иронически Лукиан. Избранная проза. М., 199 1С. 268 здесь об орле говорится в связи с Ганимедом обыгрывался в древнегреческой литературе. 5 Аристотель. История животных. М., 1996. С. 369. 6 Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993. С. 39. Орла, впрочем, Аполлодор называет порождением Ехидны и Тифона, что вполне согласовывается с другими подвигами Геракла, избавляющего мир от чудовищ. Отсутствие такого объяснения придавало бы рассказу несколько иной оттенок, т хотя Геракл и освободил Прометея по желанию Зевса, он должен был убить его символ орла. Ещё дальше идёт Юлий Гигин орёл, убитый Герl у лесом, был или порождением Тифона и Ехидны вслед за Аполлодором или Теллус римской богини земли и Тартара чисто римская интерпретация или даже был сделан Вулканом т Гефестом а Юпитер т Зевс вдохнул в него жизнь Гигин. Астрономия. Спб, 1997. С. 57, ер. Гигин. Мифы. Спб, 1997. С. 88, 196 Таким образом, орёл, терзавший Прометея, и орёл символ или даже ипостась Зевса, связанный с другими сюжетами, разделяются в мифологическом сознании, и первый несёт в целом скорее негативное содержание. 7 Гомер. Илиада. Л., 1990. С. 289 Аполлодор. Указ. соч. С. 66. У Гигина Ганимед ошибочно назван сыном Ассарака Гигин. Мифы. С. 264,265 или Эрихтония С. 293 8 Тахо Годи А Ганимед Мифы народов мира. Т. 1М., 199 1С. 265. См. поэтическое описание этого мотива в Метаморфозах Овидия Овидий. Собр. соч. Т. Спб 1994. С. 2 15 9 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С. 84. 10 Страбон. География. М., 1994. С. 745. О Родопис до Страбона сообщал и Геродот История. М., 1993. С. 12 22 Кн. 34, 135 описывая пирамиду Мике рина. Хотя Отец истории и отверг версию о постройке этой пирамиды гетерой, как недостоверную, он всё же рассказал о жизни Родопис, происходившей из Фракии Родопы гора Родопа ныне называется Деспото Даг горный массив в югозападной Фракии Словарь античности. М., 1992. С. 499 Геродот. Указ. соч. С. 199 Кн. IV, 49 бывшей рабыней у того же хозяина, что и греческий баснописец Эзоп, выкупленной из рабства братом поэтессы Сапфо Хараксом и оставшейся жить в Навкратисе. Но Геродот не упоминает о легенде, связанной с орлом, вероятно, появившейся позже. О Родопис говорят таюке и старший современник Страбона историк Диодор Сицилийскиv. Родопис была возлюбленной одного из наместников царя, из любви к ней повелевшего построить эту пирамиду на средства казны и великий римский учёный Гай Плиний Секунд Старший, живший в I в. н первоначально Родопис была рабыней и наложницей Эзопа См. Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986. С. 20 22. 12 Тит Ливий. Истор я Рима от основания города. Т. 1М., 1989. С. 4 142. 12 13 Словарь античности. С. 398. См., к примеру, Абрамзон М Римский императорский культ в памятниках нумизматики. Магнитогорск, 1993. С. 84, 87, 124, 125. Из птиц по популярности с орло 14м может сравниться разве что символ Юноны павлин. Одна из таких камей хранится в Петербургском Эрмитаже, см. Неверов О Ант iные камеи. СПб., 1994. 124. См. изображения на камеях Там же. 35, 97. 16 Орёл со змеёй, знак грядущей спортивной победы, присутствует, например, на г 7 еческих монетах Эл 1ды, где проводились знаменитые Олимпийские игры. См. Соболева Н Русские печати. М., 199 1С. 138, 165 166 и рис. 63 в табл. Исследовательница пишет об орле, сидящем на скале но под лапами орла видна змея. См. таюке Лакиер А Русская геральдика. М., 1990. С. 89 и Табл. XI, 14. Вероятно, римское происхождение имеет и гемма, которую в качестве печати использовал вологодский князь Андрей Васильевич меньшой сидящий орёл держит в клюве венок Соболева Н Русские печати. С. 138, 169, рис. 72 в табл. По сторонам орла изображены не цветки как говорится в описании Соболевой, а скорее военные знаки типа штандартов, увенчанные, судя по всему, одноглавыми орлами. Лакиер определял эти знаки как что то вроде арматур Лакиер А Указ. соч. С. 95 и Табл. XI, 7 18 Двуглавый орёл гербы Албании, Австро Венгрии Австрии России, Югославии Сербии одноглавый Испании, Германии, Франции при Наполеоне Лихтенштейна, Польши, Румынии, Чехии см. Бурков В Государственные эмблемы и символы стран Западной Евррпы. СПб., 1998 Он же. Государственные эмблемы и симв 19о лы стран Восточной Европы. СПб., 1999 Щеглов П Отражённые в небе мифы Земли. М., 1986. С. 74. 20 Небо, наука, поэзия. Античные авторы о небесных светилах, об их именах, восходах, заходах и приметах погоды. Под ред. Н Фёдорова и П Щеглова. М., 1992. с. 35. 2 1Там же. С. 78. 22 Там же. С. 76. 23 Аполлодор. Указ. соч. С. 66. 24 Манилий писал, что Орёл находится слева от Водолея и распростёр над ним крылья Марк Манилий. Астрономика. Наука о гороскопах М., 1993. С. 132 а Гигин что он даже летит над Водолеем Гигин. Астрономия. С. 59 хотя скорее под Орлом находятся созвездия Стрельца и Козерога, а над Водолеем Дельфина. 25 Фёдорова Е Императорский Рим в лицах. М., 1979. С. 87. Младший брат Германика впоследствии стал римским императором Клавдием 1 26 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988. С. 14 127 Цезарь Германик. Небесные явления, по Арату перевод с латинского под общей редакцией Н Фёдорова Историко астрономические исследования. 1988. Вып. 20. М., 1988. С. 353 и комментарий С. 368 В античной астрономии с Орлом связывалось и другое созвездие Стрела, расположенное прямо над Орлом. Якобы, это та самая стрела, которой убил орла Геракл, освобождая Прометея. Однако такое толкование имеет поздний характер. Германик пишет о стреле, запущенной в небо луком безвестным у Псевдо Эратосфена это стрела, которой Аполлон истребил киклопов Небо, наука, поэзия. С. 78 и только Гигин приводит версию о Геракле, хотя затем отмечает и вариант Псевдо Эратосфена Гигин. Астрономия. С. 56 Вероятно, само горизонтальное расположение Стрелы над Орлом, которое отмечается и Гигином наконечник Стрелы обращён в сторону копыт Коня, а древко к плечам Змееносца С. 93 первоначально не давало основания мифологически 122 связывать эти созвездия, тем более, что судя по античной литературе, само созвезлие Орла никогда не соотносилось с орлом легенды о Прометее. 29 Марк Манилий. Указ. соч. С. 38. Там же. С. 132. за Там же. Ср. С. 67, 105, где говорится о звёздах Водолея принадлежащих Юно3н 1е. 32 Гигин. Астроном 1я. С. 59 60 и 48. См. таюке комментарий, С. 154 155. Аполлодор. Указ. соч. С. 67. Аполлодор не пишет, в какую именно птицу превратился Эсак, но, по Овидию, он стал нырком Метаморфозы Овидий. Собр. соч. Т. С. 25 1252 здесь говорится, что Эсак, полюбив нимфу Гесперию, преследовал её, но во время бега её ужалила змея, отчего нимфа умерла, а Эсак от горя бросился со скалы в море. Тефида превратила его в птицу Нырка описывает Аристотель История животных. С. 358 Нырки относятся к роду Aythya семейства Утиных. Замена нырка орлом, отмеченная Гигином, может быть объяснена тем, что Эсак не был царём, Мероп же им был, а значит его превращение в царственного орла, а не в морскую утку, выглядело более оправданным. 33 Гигин. Астрономия. С. 75 и комментарий С. 16 1 34 См. таюке Гигин. Мифы. С. 264. 35 Кекроп Кекропс афинский правитель, первый царь Аттики, автохтон т рождённый землёй получеловек полузмея дракон Тахо Годи А Кекроп Мифы народов мира. Т. 1С. 633 Возможно отождествление Водолея с Кекропом возникло потому, что в царствование последнего произошёл знаменитый спор между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой, во время которого Посейдон в дар жителям выбил трезубцем из земли источник морской воды Аполлодор. Указ. соч. С. 70 и 175 комментарий И хотя в споре одержала победу Афина, источник морского бога остался в Эрехтейоне на Акрополе. О нём упоминают Геродот Указ. соч. С. 390 и Павсаний Описание Эллады. Т. 1М., 1994. С. 7 1Мифологический сюжет спора Афины и Посейдона был очень популярен в Аттике. 36 Гигин. Мифы. С. 3 15 хотя ранее говорится о Водолее как Ганимеде С. 264 По мнению комментатора, здесь, вероятно, имеется в виду Оаннес громадный получеловек полурыба, выплывший из Красного моря и научивший людей государственному устройству, ремёслам, наукам и т см. ранее в Мифах С. 304 Этот мотив, безусловно, имеет восточное происхождение и не связан с собственно древнегреческой мифологией. Но такое объяснение Водолея соотносится с легендой о Кекроnсе, т оба персонажа имеют смешанную, получеловеческую природу что характерно для мифов об автохтонах Однако они мало подходят к самому образу Водолея, и потому эти мотивы среди версий Гигина остаются второстепенными. 37 Согласно К. Фламмариону его ввёл Тихо Браге История неба. СПб, 1875 Антиной был исключён из числа созвездий в 1922 г. на I конгрессе Международного аст ономического союза. 38 Элий Спартиан. Жизнеописание Адриана Властелины Рима. Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. М., 1992. С. 13 14 Фёдорова Е Указ. соч. С. 14 1 39 Щеглов П Указ. соч. С. 90. 0 См., к примеру, рисунок в атласе Яна Гевелия. Ганимеда даже в античную эпоху зачастую изображали не юношей, а мальчиком, почти ребёнком см., например, отмеченный ранее пассаж Лукиана Ср. Ганимеда на полотнах европеЙСf i 1Х живописцев А. Корреджо, ПЛ. Рубенса и др 123 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. Образ орла в античной астрономической традиции (1999)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |