| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №38. (1999) › Симонов Р.А. Единорог - соперник двуглавого орла | ||||||
Симонов Р.А.
Единорог - соперник двуглавого орла// Гербовед. №38. (1999)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 6 (38). С. 99-107 Аннотация: Мало кто знает, что вместо двуглавого орла нашим гербом при определенных обстоятельствах мог стать единорог. История эта давняя: современная главная эмблема России насчитывает 500 лет (официальная дата первого использования изображения двуглавого орла в указанном качестве - 1497 г.). Об авторе публикации/статьи: Симонов Р.А. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Симонов Р.А.
в библиотеке найдено еще 23 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 42600 знаков (с пробелами)
Р Симонов, д н., Москва 6ДИНОРОГ GОП6.РНИК Д.GVГЛА.ВОГО РЛ 1Единорог на монете Ивана Мало кто знает, что вместо двуглавого орла нашим гербом при определенных обстоятельствах мог стать единорог. История эта давняя современная главная эмблема России насчитывает 500 лет официальная дата первого использования изображения двуглавого орла в указанном качестве 1497 г Примерно за 10 20 лет до этого, при великом князе московском Иване деде Ивана Грозного, были отчеканены noсne долгого перерыва золотые монеты. Первые золотые выпустил в конце Х начале XI вв. Св. Владимир, который, как известно, ввел в 988 г. христианство на Руси Золотые Ивана III были двух типов малые и большие. Большие монеты назывались корабельниками по изображению на них корабля см. подробнее 1с. 75 79 На другой стороне находился крест, в углах которого располагались четыре единорога. Русский корабельник был скопирован с английской монеты. Однако единороги на ней отсутствовали, а были львы. Первая загадка почему на русской монете появились единороги вместо львов Ясно, что этот факт не был случайным, о чем свидетельствует изменение ранга сторон монеты. В английской главной была сторона с кораблем. В русской ею стала сторона с крестом и единорогами ее главность обусловлена началом на ней монетной надписи Какое же значение придавалось единорогам В чем оно состояло Еще одна загад dl почему современным историкам неведомы вероятно, известные приближенным Ивана мотивы, по которым на золотом появились единороги Сформулируем вопрос, который, возможно, позво лит подобраться к разгадке почему на корабельнике не отчеканили двуглавых орлов вместо английских львов Ответ, казалось бы, прост двуглавый орел тогда еще не стал гербом, хотя зто вскоре произошло. Однако такой ответ слишком прямолинеен. И как бы превращает единорога на корабельнике в эмблему, сопоставимую с государственным гербом. Но единорог при Иване и его сыне Василии не употреблялся в таком назначении. Поэтому появление единорогов на монете, как единичное событие, скорее всего, находилос вне или независимо от государственных забот о гербе. Можно предположить, что мотив использования изображения единорогов на корабельнике был сокровенным тайным и поэтому оказался неизвестным современным ученым. Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 98 03 04205. 99 2. Сокровенные знания Что такое сокровенные знания Теперь их, преимущественно, относят к оккультизму астрологии, мантике гаданиям магии колдовству и пр. Какая была и есть от них польза и вред Польза действительная, эфемерная и мнимая состояла и, возможно, частично состоит до сих пор в определенной способности сокровенных знаний прогнозировать общественные события и природные явления. Такое прогнозирование имеет важное значение как для целых государств, так и для отдельных личностей. Если обратиться к сегодняшней жизни, то ни для кого не секрет, что огромные средства и интеллектуальные силы затрачиваются во всем мире на аналитическую и разведывательную работу, чтобы правильно предвидеть развитие политических событий и финансово экономических процессов. Большое внимание уделяется научному изучению природных явлений для предсказания различных катаклизмов глобального характера извержений вулканов, землетрясений, ураганов и пр. Только для предсказания событий личной жизни отдельного человека обычного власти ничего хорошего не делают. Более того, неуrасающую веру простого человека в способ ность сокровенных знаний заглядывать в завтрашний день власть предержащие стремятся заглушить. Для этого используются многие способы влияние церкви и атеистической пропаганды, официальные каналы про свещения школа, наука, средсrва массовой информации телевидение, радио, печать В результате сложился стереотип общественного отношения к сокровенным знаниям, как суеверным, недостойным серьезного отношения к ним здравомыслящего человека. Поэтому люди избегают заявлять о своем интересе к сокровенным знаниям, хотя покупают и читают соответствующую литературу нередко сомнительного свойства В случае нужды прибегают к успугам гадателей и так называемых народных целителей. Следует подчеркнуть, что общественный спрос на бытовой оккультизм породил целую индустрию, спекулирующую на нем и поощряющую шарлатанство. Однако неверно было бы считать, что сокровенные знания сплошной обман, что в них нет некоего рационального зерна, возможно, еще не познанного человеком. Иначе как объяснить, что несмотря на долговременное и целенаправленное внушение человеку мысли о ложности сокровенных знаний, он продолжает, может быть, на подсознательном уровне, сохранять в них веру История показывает, что первоначально в древности власти проблемы политической и экономической жизни стремились решать с опорой на сокровенные знания. И делали это тайно отсюда название сокровенные скрываемые знания чтобы ограничить к ним доступ посторонних людей и конкурентов. По видимому, в отдельных странах существовали специальные волшебные службы со своим персоналом, документацией, целями и задачами. По мнению ряда авторов, такие службы были вообще характерны для Древнего Мира В Древнем Мире частные варианты решений общего уни 100 версального алгоритма считал тайными, изотерическими дисциплинами, а учебные пособия носители информации оберегались и хранились со всем соблюдением мер безопасности и секретности Раскрывая смысл письмен народа майя, указанные авторы конкретизируют высказанную мысль Четыре иероглифа справа вверху снизу вверх 129 VI Для познания колдовства как метода управления различными явлениями окружающего мира необходимо 2 6 VI изучать и классифицировать все встретившиеся явления и формы объективного мира 3 18 методом отождествления с ними 4 23 IV и передавать знания будущим поколениям в виде моделей воспринимаемых явлений и форм 2, с. 82, 86 3. Геополитическая астрология на Руси Для Руси неизвестно существование особого тайного государственного органа, где бы хранилась, обрабатывалась, изучалась и использовалась колдовская информация. Однако существует большой массив рукописных сборников, содержащих разнообразные тексты тайных знаний в основном, с XV в Спрашивается, как они попали на Русь Их слишком много, чтобы считать, что они появились в результате деятельности какого то одного любопытствующего человека. Такой человек не мог быть из простых людей, так как нужны были немалые средства и знания для разыскания, отбора и перевода с греческого, латинского, западных и восточных языков многих произведений астролого колдовского содержания. Такая работа была под силу великокняжеской казне и канцелярии. Поэтому в качестве рабочей гипотезы можно допустить возможность существования на Руси примерно с XV в. государственных структур закрытого характера, в ведение которых входили сформулированные выше задачи. Часть переведенных и систематизированных текстов могли уйти из ведения этой службы и составили пестрый конгломерат сохранившейся астрологоколдовской литературы в списках XV XVIII вв. В таком случае, если на Руси с XV в. существовала тайная колдовская служба то должны быть спеды ее деятельности. Об одном таком возможном следе говорит наличие указанных древнерусских списков сокровенных текстов. Другим следом может быть появление единорогов на корабельнике Это можно обосновать с учетом политических обстоятельств, злободневных для того времени. Одним из них было стремление великих князей Московских доказать свое право именоваться государями всея Руси Дело в том, что в результате татаро монгольского ига многие западные древнерусские территории вошли в состав Великого княжества Литовского. Часть других древнерусских земель, как, например, Новгородская республика, были независимы от Московии. Среди астрологаколдовских материалов содержались данные о магической обусловленности единства древнерусских земель, которые могли служить сокровенной основой права Московских правителей на титул государя всея Руси Соответствующие тексты опубпикованы еще в начало ХХ столетия выдающимся русским ученым славистом академиком А Соболевским 3, с. 10 4 43, 425 427 Вот несколько примеров 1Планета, рекомый Крон т Сатурн Р. С. а держит субботу, а стоит над Русью над Новым городом и над Москвою и над Литвою а дамы его Козий рог и Водолей 2. Сатурн держит под собою 2 дамы, один, в котором он сотворен, то есть каприкорпус от латинского названия Козерога сapriсorpus Р. С. Козий рог, зимнего прирожденья, сухого и студеного 3. Пятая планета Крон, держит субботу, а стоит над Русскою землею и над Великим княжеством Литовским и над Новым городом 4. Сатурн стоит над Русскою, над Новгородскою, Московскою и Литовскою сторонами Первые две выдержки взяты из статьи О седми звездах великих, яже ся наричаются планеты, о силе их и о ходу и домех их входящей в состав Виленского и Холмского сборников XVI в. и являющейся переводом с польского. Третья выдержка, по видимому, есть позднейшее сокращение первой. Четвертая взята из произведения Книга глаголемая математика, новопреложенная в Москве в лето 1664 в котором имеется польское языковое влияние 4 с. 54 55 Следовательно, в XVI XVII вв. на Руси ходили астрологические сведения западного польского происхождения о том, что зодиакальный знак Козерога и его главная планета Сатурн управляют территориями Руси, Новгородской республики и Великого княжества Литовского в состав которого входили Украина, Белоруссия и другие древнерусские земли Значит, знак Козерога и Сатурн выступали своего рода сокровенными свидетельствами магического единства раздробленных древнерусских территорий до 1478 г. Новгород сохранял самостоятельность Поэтому эти астроло го астрономические факторы Козерог, Сатурн могли рассматриваться в качестве схжровенных выразителей единения древнерусских терриrорий. 4. Ko epor на монетах Авrуста Чтобы утвердить свои территориальные притязания, Иван IV Грозный подчеркивал, что великокняжеская с 1547 г. царская династия московских Рюриковичей якобы ведет начало от римского императора Августа. Примечательно, что на монетах последнего встречается изображение зодиакального знака Козерога в виде козла.рыбца козла с рыбьим хвостом. Осеннее рождение Августа 23.09.63 г. до н не имеет отношения к зимнему Козерогу. Но в этом зодиакальном знаке находилось солнце за девять месяцев до его рождения, на что обратили внимание М. Л. Гаспаров и Е. М. Штаерман В созвездии Козерога солнце стоит не в сентябре, когда Август был рожден, а в декабре, когда он был зачат 5, с. 299, прим. 228 Если бы на корабельнике вместо единорогов были отчеканены козлорыбцы, то астрологическая природа такого изображения, как знака Козерога, ни у кого не вызвала бы сомнений. Было бы возможно связать появление козлорыбца на монете с идеей единства русских земель, обу 102 словленного общим астрологическим управителем Козерогом. Такой вывод мог усиливаться тем, что на корабельнике Иван именуется государем всея Руси Знак Козерога на монете как бы дублировал этот титул, подтверждая его обоснованность сокровенным, астрологическим образом. 5. Единорог древнерусское изображение и именование Козерога Однако на корабельнике были отчеканены не козлорыбцы, а единороги. И этот факт не разрушает, а подтверждает высказанную мысль. Дело в том, что на Руси Козерог первоначально изображался не козлорыбцем, а единорогом. Это зафиксировано в Изборнике Святослава 1073 г., где воспроизводятся почти все знаки зодиака, а Козерог имеет облик единорога 6, с. 8 189 Отождествление единорога со знаком Козерога существовало на Руси по крайней мере до XVI в. включительно. Об этом свидетельствует книга Рафли составленная книжником и ученым Иваном Рыковым, жившим в Пскове во 2 й половине XVI в. Здесь в статьях Сказание о звездном люблении, которыя с которыми любятся, и ослабу и потуг на земли подают и Сказание второе о люблении звездном, которыя меж собою любятся, силу свою и потугу и слабу на земли в мир подают Козерог именуется Инорогом т по древнерусски единорогом 7, с. 280, 3 17 Итак, вопрос о причине непонятного замещения львов единорогами в русской версии корабельника получает ответ на основе привлечения астрологических источников. Единороги на монете могли играть роль своеобразного тотема покровителя объединенной Руси. Причина незнания современными историками этого факта, по видимому, обусловлена сокровенностью тайностью соответствующей астрологической информации, к которой допускались лишь редкие посвященные люди из верхних эшелонов власти великий князь, придворные высоких рангов и пр Поэтому сведения об астрологической природе единорогов на корабельнике не получили отражения в актовых, летописных и эпистолярноповествовательных материалах, на которых, в основном, базируются исследования современных ученых. Толкование единорога на корабельнике Ивана как символаобъединителя Руси согласуется с последующей историей этой эмблемы. Проблема права на титул государя всея Руси обострилась при Иване Грозном. Его дипломатические попытки склонить западных монархов к признанию за ним этого права оборачивались неудачей. Наконец, в 1576 г. австрийский император признал Ивана IV государем всея Руси Однако папа римский и король польский этому упорно противились. Причем последний категорически настаивал на недопустимости такого признания как чреватого отторжением земель от Польши. Только во второй половине XVII в., после воссоединения с Россией Украины, вопрос о титуле государя всея Руси утратил политическую актуальность. 103 6. Единорог на печати Ивана Грозного При Иване Грозном статус эмблемы единорога возрос. Единорог в качестве эмблемы царской власти появился на Малой печати царя. На второй главной ее стороне находился двуглавый орел. Этот факr свидетельствует о возвышении изображения единорога до уровня первостепенной важности своего рода личного герба Ивана Грозного, или даже о попытке замены двуглавого орла на единорога как государственного герба. Однако эмблема единорога все же не заняла ведущего положения. На Большой печати Ивана Грозного 1562 г. и его преемников с обеих сторон изображался двуглавый орел. Единорог переместился на нагрудный щит орла. В щите орла главно.й стороны Большой печати располагался всадник, поражающий змея. Эта композиция с двуглавыми орлами дублировалась на золотых монетах, которые выпускали сын Ивана IV Федор Иванович и все его преемники до конца XVII в. Их главная сторона была с орлом, на щите которого изображался единорог. Значит, ранжировка русских государственных эмблем на золотых сохранялась такой двуглавый орел, единорог, всадник змееборец. В конце концов змееборец победил единорога. Он остается и теперь гербом Москвы, а единорог как государственный символ ушел в небытие. Возникает вопрос, почему при Иване Грозном усилился статус единорога как государственной эмблемы Это, с одной стороны, можно связать с обострением борьбы за титул государя всея Руси а с другой с явным интересом Ивана Грозного к астрологии и магии до степени владения элементами этих знаний. Так, английский дипломат Джером Горсей писал о публичной демонстрации царем в кругу приближенных магических манипуляций. Об этом сюжете художником написана картина Опальный придворный, князь Андрей Курбский, сбежавший в Литву, обличал Грозного в том, что он выписывает из за границы волхвов, которые прорицают ему о добрых и злых днях. Одним из царских врачей был с 1570 г. вестфалец Елисей Бомелиус, профессиональный астролог и маг. Он попал в русскую летопись под именем злого волхва Бомелиа Придворные боялись его, считая, что он их несправедливо оговаривает перед царем в своих прорицаниях. Ужас вселяло умение Бомелиуса насылать смерть на людей в точно указанный царем час. Об этом сохранилось письменное свидетельство двух дворян из Прибалтики, попавших в русский плен и затем некоторое время находившихся на царской службе. В летописи описывается случай, когда Иван Грозный, наблюдая комету или другое похожее явление, предрек свою смерть. Действительно, с древних времен существовало у предсказателей мнение, что комета может означать смерть монарха. Умер грозный царь, по свидетельству того же Горсея, в день, точно предсказанный колдунами, которых свезли в Москву для прорицаний. 104 7. Была ли колдовская служба на Руси Очень соблазнительно было бы считать, что на Руси, как, например, у народа майя, существовала особая тайная колдовская служба использовавшаяся в управлении государством. Скорее всего, на Руси не было систематической, организованной колдовской службы Но это не значит, что отсутствовали попытки ее создания при том или ином великом князе или царе, попадавшим под влияние астрологов и магов. Для этого, как минимум, таковые должны были быть в окружении государя. Иван действительно подпадал в период чеканки корабельника под влияние еретиков жидовствующих усиленно занимавшихся астрологией. Он пригласил некоторых представителей ереси из Новгорода в Москву, где предоставил им видные и почетные посты протопопов главных в стране Кремлевских соборов. В Москве жидовски мудрствующие завоевали влияние при дворе, особенно им покровительствовала сноха великого князя. О профессиональных занятиях еретиками астрологией сохранилось мало конкретных данных. Уровень этих занятий мог быть достаточно высоким, о чем свидетельствует приписываемый им перевод астрологоастрономической книги Шестокрыл Возможно, жидовствующие перевели ряд других астрологических произведений, существующих до сих пор в рукописных списках или исчезнувших. Не исключено, что деятельность жидовствующих при великокняжеском дворе была также связана с созданием тайной колдовской службы но источники об этом молчат. Вероятно, именно от них Иван мог воспринять идею о единороге как тотеме объединителе русских земель. В последнее время теме колдовской службы на Руси стали уделять внимание зарубежные авторы. Так, итальянский ученый Giovanni Manisсalсo Basile университет Палермо обосновывает идею о непосредственном участии в ней видного общественного и политического деятеля боярина Федора Ивановича Карпова, с 1537 г. оружничего при малолетнем Иване IV что то вроде государственного министра вооружения В начале 20 х годов XVI в. он якобы вынашивал идею о введении при дворе Московского великого князя официальной астрологической службы для снабжения Василия прогностической информацией по внутри и внешнеполитическим вопросам. При этом Карпов сознавал, что такая служба не только ущемит интересы церкви, но коренным образом преобразует ее деятельность и значение. Астрология, по его замыслу, возвысилась бы до уровня познающей божественное провидение, оттеснив официальную религию 7, с. 4 17 430 Возможно, в этот проект как то был вовлечен и глава Русской православной церкви митрополит Даниил, с которым Карпов состоял в переписке и обсуждал вопросы идеологии государственного управления. Даниил был знаком с придворным врачом и астрологом Николаем Булевым как и Ф. И. Карпов Николай Булев по поручению митра 105 полита Даниила перевел Травник 1534 г По мнению Valerie А. Kivelson Мичиганский университет наряду с неофициальными колдунами, влиявшими на политику Московских государей, Николай Булев был официальным придворным прорицателем Василия 8, с. 27 1272 Медицина, которая преподавалась в западноевропейских университетах, основывалась на астрологии. Тогда врач не мог получить диплома без знаний астрологии. Иностранец медик должен был представить свой университетский диплом, без которого на должность придворного врача в Москву не брали. Кроме лечебной деятельности, в обязанности врачейиностранцев входило написание медицинских произведений, различных заключений и отчетов, в том чиспе астрологическоrо характера. Так, Николаю Булеву приписывается перевод ок. 1524 г. астрологического Алманака Возможно, именно иностранные врачи, владевшие астрологией и магией, могли быть основной ударной силой в организации сокровенной колдовской службы при дворах русских великих князей и царей. Однако, даже о Бомелиусе, оставившем наибольший след в источниках, о котором говорилось выше, нет сведений как об организаторе или участнике такой секретной службы, хотя полностью исключать этой возможности нельзя. Одной из причин, до которой функционирование на Руси колдовской службы было затруднительно, можно считать непримиримую враждебность православной церкви к астрологии, магии и разным видам гаданий и колдовства. Почти с начала христианизации страны стало производиться деление произведений на разрешенные к чтению христианами и запрещенные отреченные В Изборнике Святослава 1073 г. содержатся такие списки или индексы запрещенных книг. Основу перечней отреченных книг составляли сочинения по астрологии и магии. Церковь чинила зверские расправы с еретиками, отдававшими дань сокровенным тайным знаниям. Так, Иван как говорилось выше, симпатизировавший еретикам жидовствующим в конце своей жизни вод влиянием церкви, осудившей еретиков на соборе, не только отказался их поддерживать, но даже санкционировал сожжение ряда из них. Также были обречены на церковное осуждение, а следовательно, и неудачу, все другие начинания, имевшие опору в астрологии и магии. Очевидно, по этой причине не мог утвердиться и единорог в качестве государственного символа. Его возвышение при Иване в качестве эмблемы на корабельнике и Иване IV в качестве почти равноправного двуглавому орлу изображения на Малой государственной печати являются эпизодами, обусловленными прорывами астрологии и магии в монаршие верхи. Обычно же церковь держала все дела, связанные с идеологией, под контролем. Поэтому как деятельность сокровенной колдовской службы так и введение государственного герба на Руси в виде единорога, изображавшего Козерога, были обречены на неудачу. 106 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1Симонов Р О причине появления единорогов. на золотой монете корабельнике Ивана Гербовед. 1997. З 15 С. 75 79. 2. Воронов И Курганский Ю Военное дело майя по анализу ие роrлифиче ской письменности майя классического периода Там же. 1997. 7 19 С. 76 90. 3. Соболевский А Переводная литература Московской Руси XIVXVII вв. СПб., 1903. 4. Симонов Р Книга, глаголемая математика, новопреложенная в Москве в лето 1664 г. Филевские чтения Тезисы пятой научной конференции. М., 1997. 5. Гаспаров МЛ., Штаерман Е Примечания Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей Издание подготовили М Гаспаров и Е Штаерман. М., 1966 Литературные памятники 6. Гиршберг В Козерог в Изборнике Святослава 1073 г. Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972. 7. Турилов А Чернецов А Отреченная книга Рафли Труды Отдела древнерусской литературы Институт русской литературы АН СССР. Л., 1985. В. Giovanni Manisсalсo Basi e. Astrology and Politiсs in Sixteenthсentury. Musсovy Fedor Karpov and the SсrutaЫe God Московская Русь 1359 1584 культура и историческое самосознание University of сalifornia, Los Angeles, Uсla Slaviс Studies. New Series, vol. М., 1997. 9. Valerie А. Kivelson. Politiсal Sorсery in Sixteenth сentury. Musсovy Там же. 107 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Симонов Р.А. Единорог - соперник двуглавого орла (1999)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |