Г Королёв, д н., Москва
GТИЛИGТИК д.сугл GЫХ О.РЛО.G XIII XVII кв. G Р GПИТ ЛЬПЫЙ Р ЗБО Р
Систематическое сравнение приемов изображения двуглавого орла, при 1надлежавшего к эмблематике разных стран, еще не проводилось Я останов
люсь на формах и цветах двуглавов, употреблявшихся в Византии, ряде балканских
государств, Западной Европе и России. Задача состоит в выяснении
общего и особенного, статического повторяющегося и динамического переменчивого
в способах изображения орлов.
Строго говоря, византийский изобразительный материал по теме сохранился
и от более раннего времени. Это рельеф из Стара Загары, датируемый
то VII VIII в., то началом IX, в. до XI XII вв.2 который можно отнести и к болгарскому
искусству, и ткани XI XII вв.3 Ранних орлов характеризует прежде
всего посадка голов на одной нее, опущенные крылья и ряд декоративных деталей,
вроде горизонтальных полосок в верхних частях крыльев. Возможно,
полоски являются результатом художественного преобразования второстепенных
маховых перьев.
Крайне скуден материал XIII в. Опубликованный образец орлиной ткани до 1295 г. и миниатюра с портретом никейского императора Феодора 254 1258 rг. на подножной подушке которого имеется двуглав. Однако мнения
о числе глав этого орла расходятся5 Бесспорным является двуглав на
такой же подушке супnедионе с портретной миниатюры на грамоте 130 1г.,
прежде ошибочно датировавшейся 1293 г.6
Большинство византийских орлов XIV 1ой половины XV в. изображено на
различных предмета,с. Малые размеры таких изображений диктуют схематичность
и непрорисованность деталей. Общий же характер фигуры ясен. Силуэт
орла определяют главы на собственных шеях, опущенные крылья и обычно
декоративные, нереалистические хвосты. Концы крыльев немного отогнуты.
Имеются изображения орлов с полурасправленными, но не поднятыми крыльями.
Соответственно варьируют общие очертания крыльев. Схематизм рисунка
проявляется в том, что в крыле зачастую видны лишь 3 5 первостепенных
маховых перьев, к которым иногда и сводится все оперенье. На туловище перья
иногда прорисованы, как на плите из церкви в Мистре начала XV в.7 а часто
только намечены. Характерны раскинутые в стороны лапы, изображавшиеся
к тому же в одной плоскости с телом, а то даже как бы выходящими из за него.
Ранние орлы были реалистичнее, поскольку держали лапы перед хвостом,
хотя и не всегда параллельно. Впрочем, полуреалистический пример можно
привести и из поздних источников растопыренные лапы перед хвостом6
Чаще всего византийские орлы обходились без дополнительных элементов.
Имеются. однако, двуглавы с утолщением кольцом на общем основании
wей, как на упомянутой миниатюре грамоты 130 1г. с лилией над междуглавьэм
9. С последней четверти XIV в. на главах орлов появляются открытые короны.
Ранний известный мне случай коронованных орлов их изображения на 60
платье трапезундской императрицы на миниатюре грамоты 13 7 4 г. 10 Два памятника
одного происхождения, дошедшие от первой пол. XV в., интересны
тем, что коронованные орлы увершены более крупной третьей короной, в одном
случае открытой, в другом закрытой
Что касается цветов, то на миниатюрах с императорами и на миниатюре из Евангелия деспота Димитрия Палеолога 12 они золотые на красном червленом
Есть основания которые я сейчас не привожу полагать, что упоминаемые
в письменных источниках, по крайней мере, конца XIII первой пол. XV в., золотые орлы на обуви императоров тоже были двоеглавыми, равно как и орлы на обуви, конской сбруе и шатре деспотов и севастократоров, т лиц
второго и третьего после императора ранга. Деспотам полагались жемчужные желтоватые, желтые орлы на пурпурно белую обувь и седло, красные орлы на белые попону и шатер, а севастократорам орлы золотые в красных
кругах на голубую обrвь, красные на голубую попону и красные в голубых
кругах на белый шатер 1Очевидно, что цвет имел функциональное значение
варьировал соответственно сану, а таюке предмету, на который фигура по. 1
ещалась.
Довольно значительный изобразительный материал фресковые портреты,
редметы прикладного искусства касающийся двоеглавого орла, сохранилсл
в Сербии 14 Старейшее изображение сербского двуглава помещено на одежде
князя Мирослава, брата Стефана Немани, и относится к началу XIII, а может
быть даже к концу XII в. 15 Поскольку некоторые придворные обычаи в Сер.бии ыли восприняты от Византии, то нельзя исключать, что сербские источники
дновременно отражают формы византийского двуглава уже в XIII в.
Сербские двоеглавы принадлежат к одному типу с византийскими орлами. х абрис определяется прежде всего опущенными крыльями. В отличие от
зизантийских орлов сербские птицы никогда не короновались, но зато для них
рактерны утолщения, иногда явные кольца, на общих основаниях шей, а аюке на основаниях хвостов. Другой особенностью является изображение оедмета в виде треугольника или трех соединенных листиков но не лилии а фресковых портретах видны золотые двуглавы в кольцах на красной или пурной одежде.
Встречающийся на некоторых болгарских монетах последней четверти X вв
двуглав подобен византийскому и сербскому орлам. Он изображался ез дополнительных элементов, и с ними наглавными коронами, звездой или
м то неопределенным предметом над междуглавьем 16 В кодексе Еван г.ия царя Ивана Александра 1349 г. сохранилась великолепная миниатюра,
бражающая царскую семью. На ней хорошо видны золотые двуглавы на асной обvви и подножной полушке царя и белые на пурпурной одежде цар ГО ЗЯТЯ
В XV в. двоеглавые орлы с опущенными крыльями появились в Албании и е ногории. На нескольких сохранившихся печатях Г оргия Скандерберга, а ейшая из которых относится к 1450 г., изображен орел со звездою над в Источник начала XVI в. сообщает, что у Скандербега было красное зна
с черным двуглавым орлом 19 Черногорский орел известен по барельефу, 1руемому литературой 1483 1484 гг., печати господаря Ивана Черно
а 1485 г. и цетиньскому первопечатному Октоиху 1494 г. 20 Особенность 6 1
этой фигуры короны о трех зубцах на каждой главе. О цвете говорить, конечно,
не приходится.
Можно сказать, что в XIII XV вв. существовал византийско балканский тип
двуглавого орла, для которого характерны в общем одно и то же очертание и
преобладание одного цвета. Различия в деталях изображений создавали варианты
в пределах названного типа.
В Западной Европе двуглав помещался на печатях, монетах и в гербах
феодалов разных рангов, а также на других предметах, например, на географических
картах. Хотя в этой. части Европы двуглавый орел зафиксирован
источниками от конца XII в. 2 1в целом он представляет более позднее явление.
Центральное место среди заnадноевроnейс 1G 1х двоеглавов занимает в
золотом щите черный орел священно римских германских императоров,
впервые упоминаемом в связи с похоронами Фридриха 250 г Впоследствии
значительная часть таких орлов появилась в гербах частных лиц и городов
благодаря императорс 1G 1м пожалованиям.
В отличие от орлов византийско балканской сферы их западные собратья
помещались на щитах, которые в первые века геральди 1G 1были треугольными.
Такая форма щита в известной мере влияла на форму гербовых фигур.
В некоторых случаях очень хорошо видно, что именно из за узкой нижней части
щита опущенные крылья поджаты. Для орлов XIII XIV вв. характерны вздернутые
головы. Во второй половине XIV в. на тех же треугольных щитах стали появляться
орлы с приподнятыми крыльями22. Такую форму орел имеет в гербовнике т.
наз. Гельдернского герольда последней четверти XIV в., в котором фигуры
помещены на треугольных щитах, правда, с несколько более широкими, чем
раньше, нижними частями23 Тенденция поднятия крыльев привела к образованию
формы орла f поднятыми крыльями, т с крыльями, концы которых
направлены к верхним углам щита. Такая форма вполне характерна для XVIXVII
вв. Она придавалась и тем орлам, которые уже ушли в прошлое. Например,
в книгах XVI XVII вв. можно найти византийского орла именно такой формы
24. То, что византийский двуглав имел опущенные крылья, было известно.
Об этом свидетельствуют иностранцы, писавшие о том, что в России принят
двуглавый орел в честь византийских императоров, указывая на опущенные
крылья как на черту, отличавшую византийского и русского орлов от германского.
Заметим, однако, что в XV XVII вв. орлов иногда изображали и с опущенными
крыльями, как например, на портрете императора Максимилиана I кисти
Альбрехта Дюрера. Один и тот же герб рода Кастриотов, к которому принадлежал
Скандербег и который существовал в XVII в., в одном труде представлял
собой двуглава с поднятыми крыльями, а в другом с опущенными2
Изменение положения крыльев означало отход от первоначальной формы,
совпадавшей с византийской формой. В X V в. возникает обычай изображать
на орлиных шеях несколько топорщащихся перьев, в XVI XVII вв. принимающихся
иногда вид сугубо декоративных завитушек. В XV в. между первостепенными
маховыми перьями начинают рисовать нитевидные перья. В первой
трети XV в. при головах императорского орла появляются сияния.
Важной чертой эволюции западноевропейского двоеглава, в первую очередь
императорского, является хищнизация всего облика орла. Это присуще 62
орлам XVI XVII вв. Грозный вид орлам придает реалистическое прописывание
клювов, глаз и когтей. Реалистически выписывались перья. Немало рисунков,
на которых в отдельно взятом пере видны не только его ствол и опахало, но
даже бородки в опахале. Впрочем натурализм в изображении гербового орла
сочетался с такими условными деталями, как декоративный хвост, нитевидные
перья, растопыренные лапы и некоторые другие. Условным, хищнизирующим
элементом является резко выделенный зубец на боку надклювья, характерный
скорее для соколиных, чем для орлов, у которых его нет или он слабо выражен.
Во второй половине XV в. двуглавый орел появился в России.
На тверской монете времен Михаила Борисовича 146 486 гг. двуглав
имеет опушенные крылья и хвост, крайние рулевые перья которого удлинены и
идут горизонтально подобно, например, миниатюре в Евангелии Димитрия
Палеолога26. В другом варианте тверской орел изображен скорее реалистически
27. На новгородской монете, по А. В. Орешникову, после 1456 г. двуглав
примечателен нашейным кольцом и диагональными насечками на туловище,
служащими для обозначения рядов перьев, чем напоминает некоторых сербских
орлов XIV в.28 Среди московских монет Василия II или Ивана III есть такие,
что несут двуглава, вершенного неясным предметом треугольной формы
подобно сербским орлам 9
Московский двуглав 1497 г. объявился в период, когда в Западной Европе
был обиходен орел с полуподнятыми и поднятыми крыльями. Эти формы,
мQжно не сомневаться, в Москве были известны. Выбор формы фигуры был
осознанным. В литературе высказывалось мнение о сходстве орла 1497 г. с
рлом из Мистр30. Однако, как упомянуто выше, мистринский орел увершён
третьей короной. Московский орел ее не имеет. Орел 1497 г. больше сходен с
ерногорскими двуглавами с печати Ивана Черноевича и печатного октоиха
494 г. Практически у них одни и те же очертания и наглавные короны. В nрин
4ипе черногорские источники были доступнее, чем материал из Мистры, к тому
е они и по времени ближе. Возможно, специальное, по теме, изучение русскоерногорских
связей даст что то. Я этим вопросом не занимался. Утверждать,
о у орла 1497 г. был черногорский или какой нибудь другой конкретный обра
3ЕЩ, я не берусь.
Как и на Балканах и в Византии форма двуглавого орла в России не была
язана со щитом.
В 156 1г. двуглавый орел стал основой государственной эмблемы. Помеение
на груди орла щитка с московским всадником с единоr,огом на обороте
печати означало известное изменение в облике фигуры 1Возможно, на
у дный щиток был введен по примеру императорского герба, в котором щиток отребляли с XV в. Другими элементами, отличавшими русского двуглава ле 156 1г., были фигурирующие на государственной печати одна общая рона и крест на голгофе. Однако главным стилистическим отличием от фи
РЫ 1497 г. была ее хищнизация, проявлявшаяся прежде всего в рисунке го
в. Как и в Западной Европе в России XVI в. орла стали изображать с языком, еестественно, сугубо условно, высунутым из зева.
Орел не оставался неизменным и в XVII в. В 1625 г. была введена третья, ая, корона. Главное же изменение рисунка фигуры произошло при Алексее айловиче. Во первых, это вручение орлу скипетра и державы. Соответст 63
венно этому нововведению пазногти стали изображать сжатыми в кулак
тогда как прежде они были растопырены. Во вторых, орловы крылья были подняты.
Они стали напоминать веер, в образовавшиеся между концами перьев
были помещены нитевидные перья. Хвост принял декоративную форму. Все
эти изменения двуглавого орла зафиксированы изображением в Титулярнике 1672 г.
Эволюция русского двуглава при Иване Грозном и Алексее Михайловиче
может быть определена как поэтапная вестернизация, в результате которой
фигура отошла от византийско балканской формы орла 1497 г.
На цвете фигуры я не останавливаюсь. Отмечу только разнообразие ок
расок, среди которых выделяется золотой цвет32
В XIII в. двуглавы в византийско балканской и западноевропейской сферах
имели в сущности одну и ту же форму. В дальнейшем сформировались византийско
балканская и западноевропейская редакции орла. Во второй половине
XVII в. и западный и русский орлы уже малопохожи на свои первоначальные
изображения.
Сравнительное изучение способов изображения орлов может помочь выяснению
тенденций развития, сохранения и исчезновения тех или иных стилистических
элементов в геральдическом художестве происхождения и взаимосвязей
эмблем. На основе сравнительного исследования следовало бы попытаться
выяснить происхождение форм и составляющих их элементов.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Теоретическое значение сохраняет работа В Лукомского О геральдическом
художестве в России Старые годы. 19 2 Конкретные работы, имеющие
отношение к исторической стилистике Белавенец n. Изменение российского
государственного герба в императорский период Вестник имn. Общества ревнителей
истории. 19 15. Вып. 2 выходит за хронологические рамки настоящей работы
Новиков Н. Русский государственный орел Мистерия 445 летней исторической2
эволюции Гонец. 199 2 весьма сnорные толкования См. соответственно Филов Б. Староболгарское искусство. София, 1924. С.
таб. 2 Кондаков Н Очерки и заметки по истории средневекового искусства и
культуры. Прага, 1929. С. 13 1История Болгарии в 14 т. София, 198 1С. 432.
3 4 Fa ke О. Kunstgesсhiсhte der SeidenweЬerei. 3. Aufl. Bertin, 1936. 5 lbld. АЬЬ. 206. Двуглавым этого орла считал С. Ламброс См. So oviev А. Les emЫemes
heraldiques de Byzanсe et des Slaves Seminarium Kondakovianum. 1935. Т. 7. Р. 133
А. Гейзенберг доказывал, что вторую главу дорисовали в XVI в. Heisenberg А. Aus
der Gesсhiсhte und Literatur ser Palailogenzeit. MOnсhen, 1920 В последнее время
выводы Гейзенберга были оспорены См. Spatharakis Тhе portrait in Byzantine
illuminated manusсripts Proefsсhnift. Leiden, 1976. Р. 169
в См. например, Grabar А. L empereur dans l art byzantin Reсherсhes sur l art offiсiel
de l empire d Orient. Paris, 1936. PI. XXVI, 2.
7 Monuments byzantins de Mistra Materiaux роuг l etude de arсhiteсture et de la
peinture en Greсe aux x 1ve et XV8 sieсles Reс. Et pub G. Millet. Album de 152
planсhes. Paris, 19 10, PI. 47, 6. 8 9 Spatharakis Ор. сit. 87. История Византии в З т. М., 1967. Т. З. С. 245. 64 10 Spatharakis Ор. сit. N2 136. Имеются в виду орлы на плите из Мистры и в евангелиевом кодексе деспота
Димитрия Палеолога, сидевшего в Мистре в 1448 1460 гг. См. Monuments byzantins
de Mistra Sotiriou M Mistra. Athenes, 1935. Р. 8 fig. 3 20 Лихачев В
Византийская миниатюра. Памятники византийской миниатюры IX XV веков в собраниях
Советского Союза. М., 1977. С. 22, 58. 12
Лихачев В Указ. соч. 3 См. описание одежд сановников двора сodinos. Ое offiс bus pala сpolitani
et de offiсiis magnae eссlesiae liЬer Ех reсognitione 1Bekkeri. Bonnae, 1839. Р. 13 15. 14 См. Ковачевип J. Средньовековна ношнья балканских Словена Студиjф из
историjу средньовековне културе Балкана. Београд, 1953 Историjа применьене
уметности код Срба. Београд, 1977. Т. 1Историjа Српског народа. Београд, 198 1
Кнь. 982. Кнь. 2. 15
Ковачевип J. Указ. соч. с. 29, рис. 6 Musmov N Срацимирови монети с двуглав орел Byzantinoslaviсa. Praha, 1935 36. Roс. 6. Р. 220. 17 Живкова Л. Четвероеванrелието на цар Иван Александър С пълно чернобяло
възпроизвеждане на оригинала и 64 цветни факсимилета. София, 1980. Рис. 8 См. например Ивип А. Стари српски печати и гербови прилог сpnсoj сфрагис
тици и хералдици. Нови Сад, 19 10. N 12 57. 19
Barletl М. De vita et gesris Sсanderbegi, Eplrotarum prinсipis сhroniсorum turсorum
origo. Franсoforti а. М., 1578. Т. 3. Р. 2 1
20 Историjа Црне Горе. Титоград, 1970. Кнь. 2. Рис. 10, 104.
2 1Печать Генриха 1графа Аренсбергского из Вестфалии, датированная публи
тором 86 г. Die wesШШsсhe Siegel des Mitte ters. Mit Unterstotzung der
Landst nde der Provinz f Hrsg. Von Verein fОг Gesсhiсhte und Altertumskunde West a
ens. Monster, 1882. 1Н. Taf. ХХХ, 5 ткань из нормандской Сицилии, т уже из
Ожной Европы Falke О. Von. Ор. сit. АЬЬ. 16 1
22 Об эволюции фигуры можно судить даже по одному труду Posse О. Oie egel der deutsсhen Kaiser und Kёnige von 75 1Ьis 19 13. Dresden, 1909 19 13. Bde 14.
23 Материал этого гербовника доступен мне лишь по восnроизведениям части
рбов в разных изданиях.
24
Вага Н. De. La Ыasqn des armoiries auque est monstree amaniere de laquelle Anсiens et Modemes ont use en iсelles. Lyon, 158 1Petra Sanсta S. Tesserae genti ae. Romae, 1638. Р. 40 1
25
Petra Sanсta S. Ор. сit. Р. 40 1Duсange сh. Historia byzantina dupliсi сom
e tario illustrata. Lutetiae Parisiorum, 1680. ТаЬ.
26
Орешников А. Русские монеты до 1547 года. М., 1896. 32 1322.
27 Спасскvй И Русская монетная система Историко нумизматический очерк. изд., доп. л., 1970. с. 90, 22.
28
Орешников А. Указ. соч. N 12 54, 55. Орешников уточняет датировку, пола
что монета чеканена при Иване после 1478 г.
29 Там же. 64 1643.
Соболева Н Русские печати. М., 199 1С. 202, 2 18
3 1ПСРЛ. М., 1965. Т. 13. С. 33 1
32 Подробнее см. Королев Г Цвет российского двугла вого орла по первую Ъ XVIII в. включительно Гербовед. 1997. 2 14 С. 7 10. 65