Павлычева Е. А.
Ценность и традиция как социокультурные аспекты формирования государственной геральдической системы России
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2008. Вып. 3. С. 337-342
Аннотация: В статье прослеживается развитие российской геральдики от единичного государственного символа (герба) к геральдической системе. Проведен подробный контент-анализ описаний современных: 1) официальной символики РФ; 2) областной и городской геральдики России. Геральдическая система России рассматривается на различных уровнях (макро, мезо и микро). Выявляются характерные для этих уровней символически воплощенные социокультурные аспекты. Отмечается тенденция фиксации в символах: 1) глобальных ценностных установок на макро уровне; 2) исконных социокультурных и ценностных традиций на мезо и микро уровнях.
Об авторе публикации/статьи:
Павлычева Е. А.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 33410 знаков (с пробелами)
337
Сер. 12. 2008. Вып. 3 ВЕСТНИК САНКТ ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Е. А. Павлычева
ЦЕННОСТЬ И ТРАДИЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ РОССИИ
Геральдический символ представляет собой соединение двух категорий образа
и идеи. Образ включает в себя обычно несколько символических элементов фигуры,
цвета, формы герба и флага или сочетание звуков в мелодии гимна Эти элементы явля
ются системой кодов, обладающих значимым для общества культурно историческим
смыслом идеей.
Первым и долгое время единственным символом Руси был государственный герб
двуглавый орел с распростертыми крыльями, с изображением на груди всадника, пора
жающего копьем змея орел увенчан тремя коронами с восьмиконечными крестами, в лапах
орла скипетр и держава. Герб имел официальное описание и трактовку. Анализируя
объяснение герба, данное при Иоанне Грозном, можно выделить следующие основные
идеи. Во первых, православие, обозначенное восьмиконечным крестом самодержавие,
зафиксированное в виде скипетра и державы народность, изображенная в виде распростер
тых крыльев, объемлющих все мира концы Во вторых, идею победы добра над злом,
символически изображенную в виде всадника, попирающего копьем дракона Наконец,
идею объединения, собирательства земель, т. е. могущества русского государства. Основной
социокультурный смысл государственного герба сводится к провозглашению основных цен
ностей, разделяемых обществом и таким образом служащих для объединения народа. На осно
вании ценностей православия, самодержавия, народности, а также мифа Москва третий
Рим как подлинной реальности для народа формируется социокультурное единство Руси,
выраженное в гербе как в символе государства 1
Ключевым социокультурным аспектом, заключенным в государственном гербе, исто
рически является ценность, или ценностный ориентир.
Начиная с XVIII в. можно говорить о возникновении геральдической системы Рос
сийской Империи. Официальная символика теперь представлена в виде флага, герба и гимна.
Кроме того, геральдическая символика активно и планомерно разрабатывается с целью упо
рядочивания социальной жизни.
Рассматривая геральдическую систему Российской империи, можно выделить два
основных направления среза по которым строилась геральдическая система 1должност
ная символика приобретаемая в ходе службы 2 местная и родовая символики изначально
заданные, связанные с происхождением их носителя и его историей
Систематизируя местную символику, можно выделить макро мезо и микро уровни.
Макроуровень представляет собой герб, который делится на большой, средний и малый.
Мезоуровень выражен в губернской и областной геральдических системах, соответствующих
гербах, мундирах и пр. Микроуровень составляют городская и родовая символики, которые
зачастую взаимосвязаны 2. Е. А. Павлычева, 2008
338
Изначальная функция городского герба узаконенное обозначение определенного
вида свободы в феодальном смысле данного слова. С течением времени, к концу XVIII в.,
что было связано с ужесточением абсолютизма, произошла трансформация функции город
ского герба, который стал символом отличия города от деревни и соответствующих при
вилегий 3.
При создании городских эмблем внимание акцентировалось на символике, отражаю
щей официальную идеологию Российской империи. С этой точки зрения российские гербы
можно рассматривать как средство пропаганды правительственной политики и своеобраз
ное картинное воплощение этой политики по отношению к городам. Правовой момент
и идеология, ярко выраженные в символах российских городов, составляют специфику
отечественного герботворчества 4.
Другой отличительной чертой городских гербов Российской империи является содер
жащееся в них указание на административную значимость города. Гербы последней четверти
XVIII в. имеют характерную особенность в гербовом щите располагаются фактически два
герба, причем верхний следовательно, основной наместнического губернского города,
а нижний второстепенный самого города. Центральное место отводится фигуре, пред
ставляющей владельца герба. Еще одной деталью, обозначающей значимость, положение
города, количество населения, характер экономического состояния является корона виды
ее могли быть различны.
Преемственность геральдической структуры выражается в том, что общие, характер
ные в целом для русской символики знаковые элементы пронизывают всю систему гераль
дики от верхних уровней до нижних. Так, например, соединение в одном гербовом щите
фактически двух самостоятельных гербов, из которых верхний представлял собой намест
нический герб, давал возможность вводить почти в каждый герб города символ верховной
власти, заимствованный из государственного герба, в виде двуглавого орла в гербах Санкт
Петербургского, Полотского, Подольского, Минского, Воронежского и других наместни
честв державы в Вологодском наместничестве скипетра в Новгородском, Харьковском,
Санкт Петербургском императорского штандарта, знамен, короны, княжеской шапки. Знаки
верховной власти дополнялись церковными символами благословляющей рукой Псковское
наместничество рукой из облака Олонецкое крестом Владимирское, Пермское, Вятское
и др. святыми Московское 5.
Геральдический символ содержит непосредственную информацию о носителе. В Рос
сийской империи городские гербы составлялись в с учетом характерных особенностей города,
местности, населения, традиций и т. д. Например, на печати г. Оренбурга щит разделен трижды,
что должно означать три разных народа, прибежищем и защитою которых является город,
при этом наверху по бокам щита и в центре изображено оружие, которым пользуются эти
народы. В гербах некоторых городов встречаются говорящие символы, непосредственно
связанные с названиями городов. Таковы, например города Орел белый город, на воротах
сидит орел Стародуб старый дуб, стоящий на зеленой земле Павловск святой апостол Павел
в красной одежде, белое поле Название города могло отражать его природные особенности,
промыслы, исторические события, традиции, что послужило основой гербов Изюм три вино
градные косточки Сумы три черные сумы В городской герб также часто вводится фигура,
являющаяся символом милости верховной власти в герб города Кострома 1767 г. плывущая
по реке галера со штандартом, на котором изображен двуглавый орел 6.
Геральдика Российской Империи представляла собой единую социокультурную
систему, при этом основные символические элементы пронизывали всю систему, придавая
339
ей целостность и обозначая функции отдельных ее элементов и их взаимодействие 7. Содер
жащиеся в местных гербах символы государственной власти обозначали привилегии, права
и обязанности носителя, олицетворяли его честь, достоинство и славу как принадлежа
щего к единому государству и причастного к разделяемым обществом ценностям. Однако
каждый областной и городской герб обладал своим индивидуальным символом, который
отражал функциональные особенности данного места военные заслуги, промышленность,
торговые связи, географические и природные богатства, одним словом, характерные
культурно исторические традиции.
Итак, анализ геральдической системы Российской империи показал, что на макроу
ровне социокультурное значение символа сводилось к обозначению глобальных ценностей,
служащих для объединения нации. А на мезо и микро уровнях помимо функций и приви
легий фиксировались также исторические традиции конкретного поселения.
В течении XVIII XIX вв. геральдическая система непрерывно развивалась. После
революции все символы Российской Империи были упразднены. Советский Союз создал
собственную геральдическую символику, соответствующую основным принципам гераль
дики. Ключевой особенностью советской символики была ее идеологическая направленность
в будущее на всемирную революции и построение коммунизма серп и молот на фоне
земного шара, освещенного лучами восходящего солнца, обозначали начало новой эры
и призыв в будущее пролетарии всех стран объединяйтесь
В современную постсоветскую эпоху Россия находится на пути построения нового
государства. Реформируется геральдическая система. В геральдике мы наблюдаем поли
стилистическое соединение символов основных культурно исторических эпох развития
российского государства.
Современная официальная символика состоит из трех символов герб, гимн и флаг.
Герб РФ соответствует образцу герба времен Иоана IV Алексея Михайловича Государ
ственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными
нижними углами, заостренными в оконечности, красный геральдический щит с золотым
двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми
коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе
орла скипетр, в левой держава. На груди орла в красном щите, серебряный всадник
в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого
навзничь и попранного конем дракона
Трехцветный флаг стал применяться при Петре I, и по своей идее является символом
реформ, преобразований и обращения России к Западу как к культурному образцу. Именно
бело сине красное полотнище стало символом новой России при Б. Ельцине. Триколор
вновь ознаменовал собой перемены, демократию, ориентацию на западное общество. После
краха советской культуры были упразднены все геральдические символы СССР, однако
по мере того, как прошел период неизменного отторжения прежней символики, показа
лось возможным возвращение музыки советского гимна в качестве официального символа
государства слова были заменены К тому же красное советское знамя без серпа и молота,
названое знаменем Победы, продолжает существовать как геральдический символ. Текст
гимна современный и содержит провозглашение основных общечеловеческих ценностей
современности.
Официальные символы на макроуровне призваны служить объединению народа.
Поэтому, несмотря на культурно историческую разнородность, три современных символа
образуют собой единство, символизируя примирение с историческим прошлым России,
340
аппеляцию к прежним традициям, фиксацию в символике вех социокультурного развития
страны. Прежние символы приобретают интерпретацию, построенную на современных
ценностях и отвечающую ожиданиям большинства.
Рассмотрев законы об официальных символиках различных республик, областей,
районов, регионов и городов России, можно выявить ряд закономерностей все примеры
в виде цитат заимствованы из законоположений об областной символике различных облас
тей РФ
Во первых, символы можно разделить по принципу 1Восстановленные или возвращенные. Это изначальные исторически сложившиеся
символы, например, Санкт Петербурга, Москвы, Ярославля, Перми, Пскова и т. д., которые
после распада Советского Союза были воспроизведены и узаконены в том виде, в котором
существовали до революции. Например, Закон возрождает государственную символику
Псковской области и восстанавливает официальный статус последнего псковского губерн
ского герба и пр.
2. Вновь составленные символы. Они оказались актуальными для вновь возникших
областей или для тех, которые вследствие территориальных изменений утратили символи
ческое единство.
3. Комбинированные символы. Вместили в себя имперскую и советскую эмблема
тику, например, элемент герба Смоленской области представляет собой щит, увенчанный
исторической земельной великокняжеской образца 1730 г. шапкой и окруженный лентой
ордена Ленина
Во вторых, формулировки описаний и трактовок символов можно разделить по прин
ципу лаконичные сводятся к описанию и перечислению законоположений и пространные описание символа сопровождается объяснениями
Среди пространных формулировок можно выделить следующие ценностно смысловые
ориентиры 1акцент на исторические традиции и национально патриотические чувства исходя из преемственности исторических традиций Смоленской области, определяются
основные официальные символы Смоленской области в целях упрочения исторической
гордости и патриотизма жителей Смоленщины, их причастности к ее истории, величию
и славе преемственности боевых и трудовых традиций, связывающих неразрывными узами
прошедшее, нынешнее и будущее поколения смолян
2. объяснение смысла символа с точки зрения его значимости для данного района,
в связи с этим отдельно отмечаются 1географические особенности например, трактовка флага Иркутской области
такова а синий символ воды. В данном случае символизирует озеро Байкал, Ангару
и другие реки области б белый символ чистоты, добра, скромности. В палитре флага
он отображает чистоту помыслов жителей области, является символом белоснежных сибир
ских зим в зеленый цвет ветвей кедра цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует
также уникальную флору и фауну, лесные богатства области
2 способы производства, товарно хозяйственные отношения Щит обрамлен
венком из золотых колосьев пшеницы, олицетворяющих сель ское хозяйство как ведущую
отрасль экономики Алтайского края
3 исторические события, факты воспитание патриотических чувств на истори
ческих традициях псковской геральдики, в которой отразилась древняя самостоятельность
Псковской земли Исторический герб Санкт Петербурга, утвержденный в 1730 г.,
34 1
подтвержденный в 1780 г., дополненный в 1857 г., никогда не отменявшийся и вновь вве
денный в употребление в 199 1г., является старейшим и основным официальным символом
Санкт Петербурга
4 религиозные сюжеты, а также царские и императорские регалии законом уста
навливается официальное толкование основных элементов герба. Десница с мечом символ
справедливости, правового суда, а также защиты Отечества. Держава символ власти, госу
дарственности, прав субъекта Российской Федерации. Императорская корона символизирует
исторический государственный территориальный статус Вологодской земли. Корона является
традиционным геральдическим знаком высокого достоинства и власти. Червень красный
цвет гербового поля символизирует власть и мужество, золото служит обозначением изо
билия и могущества, серебро благородства, света и чистоты
3. принадлежность к Российской Федерации Держава символ власти, государст
венности, прав субъекта Российской Федерации
В третьих, исходя из хронологических рамок можно установить следующие особен
ности характеристики символов, внедренные и составленные в середине 90 х гг., отличаются
настроем на такие понятия, как суверенитет независимость собственное истори
ческое прошлое национальная самобытность и т. п. тогда как законы, составленные
в настоящее время, отличаются настроем на такие определения, как единое Российское
государство патриотизм исторические традиции
Таким образом, мы видим, что составление современной местной символики продол
жает традиции времен Российской Империи. Вместе с тем, на фоне преобладания возвра
щенной символики XVIII XIX вв. 80 можно констатировать как сохранение элементов
советской символики, так и внедрение современных символов в нынешнюю геральдическую
систему. Преобладание исконных исторических символов среди областной и городской симво
лик объясняется социокультурным содержанием последней. В отличие от советских символов,
которые отражали желаемое неосуществимое будущее, исконные гербы времен Российской
Империи содержат информацию о традициях носителей, их исторической славе, военной
чести, культурном наследии, географических особенностях и т. д. Следовательно, историчес
кие гербы являются смысловым фундаментом и представляют ценность для населения.
Итак, можно констатировать совмещение в современной геральдической системе
символов, заимствованных у разных культурно исторических эпох развития российского
государства. Особенно ярко об этом свидетельствуют разнородные официальные символы
России, что объяснимо глобальной необходимостью объединения народа этими символами.
Однако на локальном уровне геральдическая система РФ строится по принципу возрожде
ния исконных для русского народа ценностей и традиций, что выражается в возвращении
местных исторических гербов.
Совмещение в государственной геральдике разнородных символов не беспочвенно,
т. к. отвечает запросам различных слоев населения 8. Заимствования у различных культурно
исторических эпох символов оправданы и при соединении образуют культурное единство,
отвечающее запросам современного общества. Кроме того, такое единство порождает новый
российский миф преклонения перед великим прошлым и построения будущего на осно
вании ценностей добра, победы над злом и любви к ближнему добрососедство
Сосуществование символов, заимствованных у трех различных культурно исторических
эпох и несущих в себе соответствующее символическое значение, может говорить о стрем
лении современного общества и государства сохранить культурные традиции прошлого
и создать многостороннюю идеологическую концепцию, отвечающую представлениям всех
национальных, культурных, социальных слоев населения, в основе которой лежит провоз
глашение общечеловеческих ценностей. 1Иоанн, митр. С. Пб. и Ладожск. Снычев И. М Русская симфония Очерки русской историософии. СПб.,
200 1
2 Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
3 Вилинбахов Г. В. Государственная геральдика в России Теория и практика. СПб., 2003 Он же. Государствен
ные символы России. М., 2003 Вилинбахов Г. В., Вилинбахова Т. Б. Святой Георгий Победоносец Образ святого
Георгия Победоносца в России. СПб., 2005.
4 Винклер П. П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в полное собра
ние законов с 1649 по 1900 г. СПб., 1990 Лакиер А. Б. Русская геральдика. М. 1990 Соболева Н. А. Российская
городская и областная геральдика. М., 198 1
5 Соболева Н. А. Указ. соч.
6 Там же.
7 Вилинбахов Г. В. Государственная геральдика Он же. Государственные символы Вилинбахов Г. В.,
Вилинбахова Т. Б. Указ. соч.
8 Российская идентичность в условиях трансформации Опыт соц. анализа Отв. ред. М. К. Горшков,
Н. Е. Тихонова. М., 2005.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Павлычева Е. А. Ценность и традиция как социокультурные аспекты формирования государственной геральдической системы России (2008)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|