Симонов Р.А.
988 - год христианизации Руси в календарном образе креста Ионы Соловецкого
// Гербовед. №34. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 2 (34). С. 134-138
Аннотация: Иона Соловецкий (20.11.1561 - первая треть XVI I в.) - древнерусский книжник, книгописное творческое наследие которого было известно давно, а имя установлено недавно благодаря историко-археографическим разысканиям Б.Н. Морозова. Из автобиографии Ионы следует, что он был странствующим монахом, переходящим из монастыря в монастырь. Поскольку многое свое он носил с собой в буквальном смысле, а книжную мудрость любил и ценил, то выработал особый мельчайший почерк, которым переписывал в тетради интересовавшие тексты, кроме того, уплотнял их путем сокращений. В его уникальной библиотеке представлены произведения по очень широкому кругу вопросов. Значительное место в ней занимает календарная книжность.
Об авторе публикации/статьи:
Симонов Р.А.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 25424 знаков (с пробелами)
Р. А. Симонов, д н., Москва
988 ГQД ХРИGТИt ПИЗt ЦИИ РУGИ
G Кt Л6ПДАРПQМ QБ.Р4З6 KP6GT 1
V ИQПЫ GQЛQ.G6ЦKQГQ
Иона Соловецкий 20. 56 1первая треть XVI I в. древнерусский
книжник, книгописное творческое наследие которого было известно давно,
а имя установлено недавно благодаря историко археографическим разысканиям
Б Морозова 1с. 89 92 Из автобиографии Ионы следует, что
он был странствующим монахом, переходящим из монастыря в монастырь.
Так, с 1587 по 162 1гг. он посетил 22 обители. Поскольку многое свое он
носил с собой в буквальном смысле, а книжную мудрость любил и ценил,
то выработал особый мельчайший почерк, которым переписывал в тетради
интересовавшие тексты, кроме того, уплотнял их путем сокращений. В его
уникальной библиотеке представлены произведения по очень широкому
кругу вопросов 2, с. 475 499 Значительное место в ней занимает календарная
книжность. Изучая ее, А Романова обнаружила неизвестную по
другим источникам запись такого содержания В лето 6796 е солнечнаго же 243 ro лето 20 е, в руце же тогда лето 4 е,
високосное, луннаго же 258 го лето 13, и лето 7095 солнечнаго же 254 го
лето лето же в руце 6 е, луннаго же круrу 374 го лето 8 е, индиктиона
же 473 го лето 15 миротворного же круга 14 лето 179. И паки лето 7394 е
солнечна го же 265 го лето 2 е в руце 2 е же лето луннаго же 390 ro лето 3 е
Числа в подлиннике записаны в буквенной нумерации и переведены
А Романовой на современные цифры. По ее мнению, можно предположить,
исходя из даты составления сборника Ионы, что статья В лето
6796 е была составлена около 7095 1587 г. 3, с. 189 190 Разбор
вычислений записи в задачу А Романовой не входил. Введение текста в
научный оборот само по себе ценно, так как неизвестно, сколько бы еще
лет он оставался недос тупным ученым. Между тем, эта запись представляет
большой научный интерес. Прежде чем перейти к арифметическому
разбору, охарактеризую использующиеся в ней древнерусские календарные
термины и понятия.
В рассматриваемой записи годы выражены в эре от сотворения мира С Для перевода их в эру от рождества Христова Р вычитают
чаще всего 5508, а также 5507 или 5509 в зависимости от календарного
стиля года. Для каждого из трех годов, указанных в тексте в эре от С
вычислены значения следующих календарных понятий солнечного и лун Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда,
проект 98 03 04205. А Романова приводит число 973, очевидно, в результате близости начертаний цы 900 и мука 400 эта путаница могла возникнуть еще в конце XVI в. 134
ного кругов и вруцелета. Солнечным кругом называется год 28 летнего
цикла. Лунным кругом год 19 летнего цикла. В изучаемой записи только
одно из этих понятий названо полностью луннаго же кругу в остальных
случаях слово круг опущено. В тексте числовые данные о солнечных и
лунных кругах получены как частные с последующим прибавлением
единицы и остатки от деления указанных трех годовых дат в эре от С
соответственно на 28 и 19. Вруцелетом в данном тексте называются календарные
конкурренты, применявшиеся для определения дня недели
даты начала года. В древнерусской практике они сводились в таблицу из
28 значений, чаще всего, в виде руки В рассматриваемом тексте такая
форма таблицы выражена словами в руце же тогда лето лето же в
уце лето 2 е в руце Их употребление свидетельствует о том, что к
концу XVI в. еще не сложился самостоятельный термин вруцелето Есть
в тексте понятие, которое употребляется до сих пор високосное лето т високосный год, число которого кратно 4. Старинным является
термин индиктион в ряде памятников также употреблявшийся в форме индикт обозначающий номер года в 15 летнем цикле. Соответствующие
данные настоящего текста получены путем деления числа 7095 на 15 с
получением частного с последующим прибавлением единицы и остатка. Миротворным кругом называется цикл в 532 года. Числовые данные
рассматриваемой записи получены путем деления числа 7095 на 532 с
выделением частного с последующим прибавлением единицы и остатка.
С учетом сделанных разъяснений упорядочим запись из Ионы Соловецкого
по трем группам, соответствующим календарным числам для 6796,
7095 и 7394 гг. в адаптированном переводе на современный русский
В 6796 г. идет 20 й год
243 го солнечного круга,
вруце лето равно 4 м, год
виса косный, идет 13 й год
358 лунного круга
В 7095 г. идет й
год 254 ro солнечного
круrа, вруцелето
равно 6 ти,
идет 8 й год 37 4 го
лунного круrа, 15 й
год 473 го индикmона, 179 й год 14 го
миротворного круга
В 7394 г. идет 2 й год
265 го солнечного круга,
вруцелето равно
2 м, идет 3 й год 390 ro
лунного круга
Случаен или нет образующийся крест в оформлении календарных данных
записи О намеренной придаче им крестообразности свидетельствует
их симметричность. В средней части их больше, чем в крайних частях. Последние
практически одинаковы по объему. Кроме того, количество лет,
отделяющих крайние дать от центральной, одинаково. Но самое главное разница лет между крайними датами, вычтенная из центральной, дает
988 год христианизации Руси. Действительно, 7394 6796 598, 7095 598 6497. Для перевода даты в эру от Р вычтем 5509, получим искомый 135
988 й год 6497 5509 988. Выше говорилось, что величина вычитаемого
обусловлена календарным стилем года. В конце XVI в. был принят сентябрьский
стиль, и число 5509 свидетельствует о том, что речь должна
идти о сентябре декабре 7095 1586 г. 4, с. 3 1Таким образом, раскрытие
сокровенной сути исследуемой записи уточняет дату ее возникновения
она была создана в сентябре декабре 1586 г.
Это был последний год оседлого пребывания Ионы в Соловецком монастыре,
а с ноября 1586 г. начинается его кочевая жизнь. Уникальность
записи, неизвестной, как установила А А Романова, по другим рукописям,
может говорить о том, что расчеты выполнены самим Ионой Соловецким.
А это дополняет уже известные о нем сведения, характеризуя его как специалиста
в области календаря и счета.
Демонстрируемые записью знания сопоставимы с уровнем Кирика Новгородца,
ученого XII в., написавшего в 36 г. знаменитое календарноарифметическое Учение им же ведати человеку числа всех лет 5, с. 174 19 1Кирик рассчитал для 6644 36 г. числа солнечного и лунного кругов индикта так он называл индиктион и великого круга так он
называл миротворный круг Он не использовал понятие вруцелето которое
появилось на Руси позже, не ранее XIV в., но знал високос. Объем
календарных понятий Учения шире, чем в рассматриваемой записи, уровень
расчетов примерно одинаков. Нельзя говорить о прямом влиянии
трактата Кирика в данном случае, хотя списки Учения были известны в
XVI XVI I вв. и даже получили отражение в книгописном творчестве Ионы 6, с. 363 369 Арифметическая подача материала о числах всех кругов у Кирика и тексте Ионы различна. Кирик находит для 6644 36 г.
числа прошедших совершившихся кругов на момент расчетов и как бы
приплюсовывает к ним годы текущих кругов Например, в современном
переводе От Адама прошло 237 солнечных кругов, а последнего круга
идет восьмой год 7, с. 165 В тексте же Ионы принцип другой указывается
следующий за совершившимся круг и текущий год этого незаконченного круга Здесь аналогичный подсчет выражается так В 7095 г идет год 254 го солнечного круга По Кирику, надо было бы написать В 7095 г прошло 253 солнечных кругов, а последнего круга идет год Разница в арифметике такова. Кирик при делении года на 28, 19 и
другие циклы находил частное и остаток. В тексте Ионы, кроме того, к
частному в каждом случае прибавляется единица.
Удивительно, что скудные биографические данные Кирика и Ионы имеют
аналогии. Так, Кирик написал Учение в 26 летнем возрасте, а Иона
сделал анализируемую запись в 25 лет. Кирик тогда был доместиком руководителем хора монастырской церкви а Иона в 1590 1592 гг. находился
в аналогичном качестве монастырского регента головщика клироса
Однако нельзя считать, что Иона бесспорно был автором календарной
записи. Не исключено, что ее составил какой то хорошо знающий календарь
и арифметику монах Соловецкой обители, неизвестный современной
науке. Иона же просто мог переписать ее себе в тетрадь. 136
Каково же значение рассматриваемой календарной записи для науки,
независимо от ее атрибуции В конце XVI в. еще не употреблялись современные
цифры, хотя и были в принципе известны древнерусским ученым.
Об этом говорит факт перевода ок. 1520 г. первоначального варианта Цифирной счетной мудрости основное назначение которого состояло в
ознакомлении с новыми цифрами 8, с. 3 28 9, с. 106 Хотя последние
вошли в русскую жизнь спустя почти два столетия, текст Цифирной
счетной мудрости не был забыт, а, постепенно пополняясь новым материалом,
разросся до величины толстой книги, как бы подготовив появление
з аме итой энциклопедической Арифметики Л. Магницкого 1703 г
ал зируемый текст приходится примерно на середину этого 200 летнего
е иода и характеризует развитие средневековой русской календарной
матемаn 1ки, остававшейся в лучшем случае на уровне Учения Кирика.
о существовал и худший случай, когда календарные расчеты выполня 1ись без использования действия деления 10, с. 66 84 но и это был не
самый плохой вариант. Поэтому рассматриваемая запись должна быть по
средневековь 1м меркам оценена высоко, особенно с учетом того, что все
расчеты в ней выполнены безукоризненно.
Уровень календарных вычислений на Руси раньше интересовал и
сейчас привлекает внимание зарубежных ученых, так как он служит показателем
общего культурного развития страны. Одни авторы не хотят смириться
с успехами новгородца Кирика. Так, молодая болгарская исследовательница
Т. Славова считает, что Учение ему приписывается незаслуженно,
так как на Руси, якобы, не могло быть ученых соответствующего
уровня с. 53 57 Однако немецкий математик Г. Зименс не сомневается
в существовании древнерусской вычислительной куль туры, сопоставляя
хронологические знания Кирика с показаниями летописей 12, с. 12 27
Поэтому чем больше будет обнаружено и проанализировано оригинальных
древнерусских календарно арифметических записей, подобных тексту из
Ионы Соловецкого, тем яснее станет, что на Руси в XII XVI вв. до распространения
современных цифр и арифметических методов могли производить
сложны е календарные расчеты, необходимые для нужд церкви правильное определение дат Пасхи и других праздников
В древнерусской книжности встречается текст о философе пасхалиям представляющий собой набор своеобразных тестов для человека,
претендующего считаться знатоком календарно арифметических
вычислений. Надо сказать, что требования были довольно высокими.
Практически следовало владеть всем вспомогательным аnn.аратом календарного
счета, включающим десятки таблиц. Трудно представить, что таких
людей было много. Скорее всего, эти тесты моделировали идеального
средневекового ученого компутиста. Однако этот идеал свидетельствует,
что даже пасхалист среднего уровня должен был много знать о календаре
и умело считать. И такие специалисть 1свои знания могли применять не
только по прямому назначению, но и для составления календарных текстов на свободную тему по типу записи, встречающейся у Ионы Соловецкого. 137
Толчком для нее мог послужить приближающийся юбилей 600 летия христианизации
Руси, который приходился на 1588 г. В Соловецком монастыре
в преддверии юбилея среди монахов, по видимому, велись беседы о
важности этого события для Руси. Кто то из них может быть, Иона вернувшись
в келью, преломил указанную идею через свои календарноматематические
знания. Выразил мысль о духовной простертости христианства
в прошлое и будущее от 1586 г. на одинаковое расстояние в 299
лет, наподобие равных сторон перекладины креста, стойку которого уподобил
набору календарных понятий и чисел, приуроченных к текущему году.
Обычно в геральдике и эмблематике ученые имеют дело с нарисованными,
выбитыми, отчеканенными, отлитыми и пр. крестами. Религиозный
человек носит святой крест в себе, в своем сознании. Формы воплощения
духовного креста мало изучены по причине их интимного характера и редкости
словесного описания. Одним из таких духовных крестов, очевидно,
является текст из Ионы Соловецкого, выраженный в календар ых терминах
и расчетах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1Зиборов В Романова А Иона Соловецкий Словарь книжников и книжно
сти Древней Руси. СПб., 1993. Вып. З XVII в Ч. 2.
2. Морозов Б Первое послание Курбскоrо Ивану Грозному в библиотеке странствующего
монаха Ионы Соловецкого к вопросу о распространении переписки в конце
XVI начале XVII в. Московская Русь 1359 1584 культура и историческое само
сознание. М., 1997.,
З. Романова А.А Древнерусские календарно хронолоrические источники XV XVII
вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 1997.
4. Квменцева Е Хронология учебное пособие. М., 1982.
5. Кирик Новгородец. Учение им же ведати человеку числа всех лет Историко
математические исследования. М., 1953. Вып. 6.
6. Морозов Б Симонов РА Календарные мотивы Учения Кирика 36 г. у
Ионы Соловецкоrо последняя четверть XVI в. Проблемы историоrрафии и источниковедения
истории России XI XVIII ев. Тезисы докладов и сообщений Вторых
чтений памяти АА. Зимина. М., 1995.
7. Симонов Р Древнерусская книжность В свете новейших источников календарно арифметического
характера Учебное пособие. М., 1993.
8. Симонов Р О начальном варианте Цифирной счетной МУдРОСТИ Букинмстичесжая
торговnя и история книги. М., 1992. Вып. 2.
9. Симонов Р К атрибуции и датировке Цифирной счетной мудрости Румянцевские
чтения Материалы научно практической конференции Российская гос. биб
лиотека. М., 1996. Часть 2. 10. Симонов Р О ново м древнерусском тексте 38 г. Историко математические
исследования. М., 1995. Вторая серия. Вып. 136 Слввовв Т. Учението на числата Учение им же ведати человеку числа всех
лет приnиvваемо на Кирик новгородец Медиевистични изследования в nамет на
Пейо Димитров. IV младежка медиевистична конференция. Шумен, 1996. 12. Зименс Г Вычисление Пасхи в Новгороде в XII веке Новгородский исторический
сборник. СПб., 1997. Вып. 6 16 138
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Симонов Р.А. 988 - год христианизации Руси в календарном образе креста Ионы Соловецкого (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|