В Лавренов, Тверь
XPИGTOG GG6Д6РЖИТ6i Ь к к GИМ.GОЛ
6ДИПОД6РЖ ИЯ Т.86.РGКИХ ГОGУДАР6Й см. рис. на 6 8 стр. цв. вкладки
Узловые и переломные моменты истории всегда имеют определенное
знаковое выражение. Крест с сиянием и девиз сим знаком победишь
обозначали не только официальное признание христианства, но и начало
Восточной Римской Империи. Татарская плетенка на московских монетах
символизировала зависимость Москвы от татар, а принятие Иваном двуглавого орла в качестве общенациональчой эмблемы олицетворяло
конец ордынского ига и вступление единой Руси на путъ независимого
развития. Борьба Москвы и Твери за собирание земли русской способствовала
не только становлению идеологии самодержавия и соответствующих
эмблем, но и положила начало подчинению Церкви государственному
разуму превращению ее в один из аспектов государственной
жизни.
Традиционными носителями государственной символики считаются
монеты, печати и памятники искусства. Ранние печати тверских князей
четко следуют установившемуся византийско русскому канону. На одной
стороне Святой покровитель самого князя владельца печати, на другой Святой покровитель его отца. Ранние печати Михаила Ярославича соблюдают
эту традицию. На одной стороне помещено изображение Архангела
Михаила в разных вариантах с державным яблоком на другой Св.
Афанасий. Его изображение естъ на печати отца Михаила Ярослава
Ярославича, имевшего в крещении Афанасий
Более поздние печати Михаила Ярославича совсем другие. На одной
стороне тот же Архангел Михаил, на другой Спас Вседержитель. Последний
сюжет важен для прояснения картины становления самодержавной
идеологии в Твери. Господь Вседержитель на тверской печати 1307 г.
изображен сидящим на престоле и благословляющим правой рукой. По
сторонам изображения надпись IС ХЪ и НI НА вместо НI КА На
византийских печатях изображение Вседержителя, по гречески Пантократора,
было присуще только императору. Сюжет Христа Пантократора
перешел на Русь и уже Св. Владимир поместил его на своих монетах наряду
с традиционным знаком Рюриковичей Первым изображение Вседержителя
на печати использовал киевский князь Мстислав Владимирович.
После него лишь Михаил Ярославич тверской повторил этот сюжет.
Во время монгольского ига это изображение мог помещать на печати
только великий князь, власть которого распространялась и на Новгород.
На Руси изображение Христа Вседержителя было равнозначно понятию самодержец и олицетворя ло власть киевского, а затем и великого вла 96
Les arme,s dt Tz ere,
Rf.GЫ 1ktfсkie.
Герб Твери. 1772 г. 97
димирского князя. Более т ого, изображение устанавливало прямое соотношение
Христа Пантократора с самим князем. Этот сюжет на печати
был использован и сыном Михаила Ярославича, Александром Михайловичем,
великим князем тверским и владимирским. Его печать сохранилась
привешенной на красном шелковом шнуре к грамоте с Новгородом.
На печати изображен Вседержитель на престоле без спинки с мягкой подушкой.
Господь правой рукой благословляет, в левой Евангелие. На
оборотной стороне печати святой воин с копьем и щитом Св. Александр.
Сюжет со Спасом Вседержителем на княжеских печатях довольно близок
композиции миниатюры Хроники Георгия Амартола составленной в Твери
в начале XIV в. На ней изображен Спас на престоле с мягкой зеленой подушкой,
по сторонам которого в молитвенных позах стоят князь Михаил Я росла
вич и ма ъ его Ксения. В рисунке Христос осмысляется как ЦарьВседержитель,
покровитель княжества и великокняжеской власти. В соответствии
с сюжетами печатей и миниатюры Хроники находится и выбор имени
главного храма княжес тва кафедрального собора Спаса Преображения,
давшего имя Тверской земле Дом Святого Спаса
Памятники письменности этого времени пытаются повысить ранг в ликого
князя Михаила Ярославича новыми средствами. Введение в титул
формулы великий князь всея Руси именование князя царем и самодержцем вполне соответствуют их эмблематическому эквиваленту
образу Христа Вседержителя на печатях и миниатюре Хроники
Сюжет с Христом Пантократором близок другим аналогичным изображениям,
бытовавшим в Тверском княжестве. Близкой по значению является
миниатюра сборника правовых норм Мерило Праведное третьей
четверти XIV в. с изображением библейского царя Соломона. Царь Соломон
изображен в парадном одеянии византийских императоров, сидящим
на роскошном престоле. В Твери фигура Соломона приобретает
качества универсального эталона премудрого судьи царя и строителя Ряд сидящих владык продолжают изображения правителя князя на престоле троне с мягкой подушкой. Подобная традиция
изображения правителей на Руси восходит к композиции первых русских
монет X XI вв., имеет продолжение в скульптурном портрете князя Всеволода изображении неизвестного князя на бронзовом наугольнике из
Старицы, в композиции монет тверского князя Ивана Михайловича. Позднее,
аналогичные изображения, сидящих на столах князей, повсеместно
встречаются в русских миниатюрах.
Эта общность сюжета царя земного и Царя Небесного, восседающих
на троне престоле имеет смысловое единство, связанное с идеологией
единодержавия, призыв к которому отчетливо прозвучал в Повести о
Михаиле Тверском и позднее в Слове похвальном инока Фомы о благоверном
и великом князе Борисе Александровиче В последнем произведении
заметно абсолютное новшество русской средневековой идеологии
вовлечение в программу прославления князя его резиденции города Твери,
и наделение его эпитетами Богоспасаемый град Дом Великого 98
Спаса Богом хранимый град Перечисленные символы дополняет
сюжет, в сокращенном виде повторяющий два первых. Это изображение
венца короны на престоле троне что в XVI XVII вв. станет восприниматься
как эмблема Твери. Наиболее раннее изображение венца на троне
относится к VI в. Это мозаика баптистерия места для крещения в
Равенне Италия где восемь повторяющихся сюжетов вокруг Спасителя,
означают восемь церквей. Нужно отметить, что традиция совмещения
трона престола и венца короны не так проста. В разных памятниках V
XIV вв. на престоле, вместе с короной либо вместо нее могут находиться
книга Евангелие Голубь Дух Святой Крест, Агнец. Все эти знаки
символизируют Христа не только как Царя, но и как Жертву. Греческая
надпись под аналогичным изображением древней рукописи переводится
как престол уготованный
Мы не можем точно сказать когда и как изображение короны на столе
стало восприниматься гербом Твери. Вероятно, это связано с деятельностью
митрополита Макария. Ero стараниями в 1549 г. прошла канонизация
великого тверского князя Михаила Ярославича. На выбор гербовой
композиции вероятно повлияла Повесть о Михаиле Тверском с ее самодержавной канвой, до конца не затертой московскими редакторами.
Цвет эмблемы близок гамме миниатюры Хроники с золотым желтым престолом и зеленой подушкой. Выбор цвета поля щита тверского
герба, красного, так же связан с житием Св. Михаила. В житии есть
один, несколько загадочный мотив явление огненного столпа и огненного
облака над телом Святого. Он означает огонь, как бы сходящий на
жертву, угодную Богу. Символика светового столпа и облака связана с
образом храма. В первом послании к Тимофею апостол Павел говорит Дом Божий есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение ис Т llны
Закрепление в русской традиции явления чудесного столпа или облака за
княжеской агиографией объясняется и восприятием князя как опоры,
столпа благочестия, хранителя государства и храмостроителя. В этой
связи характерны изображения князей с храмами или городами в руках, а
в геральдическом ракурсе изображения колонн, увенчанных коронами.
Чрезвычайно важна связь князя и огненного столпа через сходство красного,
багряного царственного цвета.
Таким образом, изображение Вседержителя на печатях тверских князей,
в период обладания великим княжением Владимирским, говорит о
формировании поли П 1ческой программы единодержавия, в центре которой
стоял Дом святого Спаса Тверь и личность самодержца великого
князя тверского и владимирского Михаила Ярославича. Интенсивная работа
по воссозданию традиционных правовых норм имела и внешнее выражение сюжет Христа Вседержителя. В смысловом единстве с сюжетами
печатей, миниатюр и памятников искусства, находится изображение
князя, сидящего на престоле и изображение короны на троне. 99
6 XPИGTOG 8G6Д6РЖИТ6ЛЬ К 1К GИМ80Л
6ДИПОД6РЖ 18ИЯ Т86РGКИХ ГOGV Д 1Р6Й см. стр. 96
ii 1f jrfJ J t 1t rt i 1W ЙiЧ Juoiмс щ 14t 1tyHftfA, щ 1H J
f tJtf 14,G i f6 tn 1н f,t, n.rф н r flr AЛ S Ф 1Hf, 1A k
Миниатюра с изображением сидящего Князя на столе XIV в.
Миниатюра из византийской рукописи XII в.
из собрания князя Гагарина.
7
8
Выходная миниатюра Хроники Георгия Амартола
Тверь, нач. XIV в.