Королёв Г.И.
Геральдика царства пресвитера Иоанна
// Гербовед. №34. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 2 (34). С. 87-91
Аннотация: В статье о фантастической геральдике я упомянул о гербах, приписанных легендарному государству пресвитера Иоанна . Материал позволяет остановиться на этих гербах подробнее.
Об авторе публикации/статьи:
Королев Геннадий Иванович (Москва) доктор исторических наук, профессор кафедры археографии Российского государственноrо гуманитарного университета
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Королева Г.И.в библиотеке найдено еще 44 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 22514 знаков (с пробелами)
Г. И. Королев, д н., Москва
Г6Рl ЛЬДИК4
Ц GТВ4 ПР6GВИТ6Р4 И 4Hlli 1
В статье о фантастической геральдике я упомянул о гербах, приписанных
легендарному государству пресвитера Иоанна Материал позволяет
остановиться на этих гербах подробнее.
В середине XII века в Европе появились известия о том, что на Востоке
су ствует христианское государство, управляемое священником Иоанном Историки полагают, что легенда возникла на основе сведений о
нескольких племенах Центральной Азии, придерживавшихся христианства,
а также под влиянием сказания о деятельности апостола Фомы в Индии
и неясных данных о христианской Эфиопии. Путешественник второй
половины XIII века Гильом де Рубрук считал Иоанна правителем тюркского
племени найманов, замечая при этом, что последние г0з0орили о правителе вдесятеро больше, чем согласно было с истиной де Рубрук и
Марко Поло утверждали, что у Иоанна были преемники. Интересно такое
известие Поло о преемниках Иоанна царь здесь из роду попа Ивана, и
сам он поп Иван, а зовется Георгием Эти слова показывают, что уже в
XIII веке пресвитера по другому священника Иоанна понимали как
титул. В этом нет ничего странного, если вспомнить, например, что имена Цезарь и Август тоже вошли в титул римских императоров. Марко Поло
сообщал, что царство Иоанна было разгромлено Чингис ханом и Пе6 1Ращено
в зависимое от великого хана государство. В описаниях де Руорука
и Поло царство Иоанна не предстает особенно могущественным и обширным.
Однако некоторые западноевропейские правители стремились
установить связи с этим государством. Воображение и, видимо, надежды
на военно политический союз превратили Иоанна в государя, повелевающего
огромными владениями и обладающего несметными богатствами.
Таким выглядит царство Иоанна и в русском Сказании об Индейском
царстве сохранившемся в списках XVII века. Веру в реальность царства
Иоаf На отражают географические карты, на которых оно появилось в XIV
веке.
Со временем царство Иоанна перенесли в Эфиопию. Португальцы,
проникавшие в эту страну с конца XV века, считали священника Иоанна
родовым именем эфиопских государей. Тем не менее, связь Иоанна с
Индией, а, следовательно, с Азией, в представлениях европейцев сохранялась.
Писал например, что Эфиопия является двойным царством в
Азии и Африке С географических карт имя Иоанна сошло лишь в XVII
веке.
Неудивительно, что западноевропейские геральдисты, наделявшие
гербами кого угодно, не преминули rеральдизироватъ сказание о могущественном
царстве оанна. Собранный материал представляет, повидимому,
только частицу геральдической продукции, относящейся к Иоанну,
произведенной в XIV XVI веках.
Самое раннее известное известие об эмблематике Иоанна содержится
в сочинении неизвестного по имени францисканца из Севильи середины
XIV века, в котором рассказывается о путешествии по множеству стран и
описываются их эмблемы. Монах утверждал, что царство Иоанна, патриарха Нубии и Абиссинии в другом месте Нубии и Эфиопии 87
которое он будто бы посетил, обширно, населено неграми христианами,
богато и имеет хорошую воду, поступа ую с Антарктического полюса,
где, как говорят, находится земной рай Земной рай обозначался на
некоторых картах и в XV XVI веках. Тогда его помещали на так называемом
Африканском роге, восточнее царства Иоанна. Францисканец сообщил
и о белом флаге с ерным крестом и двумя посохами, по одному с
каждой стороны креста 8 Посохи явно намекают на священнический сан
Иоанна.
Сочинение францисканца сохранилось в трех списках последней трети
XV века, каждый из которых иллюстрирует рисунки эмблем, сделанные по
описанию. Есть в них и Иоанновы знаки, причем только один знак оформлен
в виде флага. В одном гербе нет посохов, положенных по описанию.
Все три герба имеют белое поле и черные кресты разной формы. В гербе
флаге посохи чер ые, а в остальных желтые. В двух гербах щиты
обведены червленью Как видим, рисовальщики придерживались описания
лишь в общих чертах.
На карте мира немца М. Вальдзеемюллера 1507 г. имеется пояснение,
в котором, в частности, сказано, что основные области мира отмечены гербами их госуда Е й В числе этих государей назван Иоанн, правитель вост ной и южнои Индии Владения Иоанна обозначены красным крестом По понятиям картографа, царство Иоанна относилось к основным
частям мира, что наглядно иллюстрирует преувеличенное представление
о значении данного государства.
Остальные найденные рисунки гербов относятся ко второй половине
XVI века. Во всех сл аях царство Иоанна помещено в Эфиопии Абиссинии В издании Всемирной космографии С. Мюнстера на немецком ыке, гербом Иоанна показан лев с латинским крестом в лапах, на
щите Описания герба в книге нет, так что о цветах его говорить не приходится.
Возможно, этот герб перерисован из книжки немецкого художника
В. Солиса, изданной в 1555 г., в кота желтый лев с красным крестом
в белом щите символизировал Индию
В связи с львино крестоносным гербом Иоанна приведу объяснение
происхождения и формы герба эфиопских императоров, данное испанским
с щенником Луисом де Урретой, побывавшим в Эфиопии около 1570 г Уррета считал Иоанна родовым именем эфиопских императоров.
Поэтому пересказанная им генеалогическая легенда, возводившая
эфиопскую династию к царям Давиду и Соломону, относится и к Иоанну.
В частности, полагал Уррета, упомянутые древние цари, принадлежа к колену Иудову будто бы имели герб в виде коронованного льва в золотом
поле. Эфиопские правители по праву наследования пользовались
этим гербом, но, став христианами, они дополнили его, вложив в правую
лапу льва крест. В другом месте, при описании коронационной це монии,
испанец добавляет, что лев был черный, а крест червленый По
тому же источнику, скипетром в виде золотого креста сpe ilи всех царей и
монархов мира пользовался только император Эфиопии
Португальский картограф Ф. Важ Доураду обозначил вла ния Иоанна
весьма простым гербом. На карте 157 1г. это к ст на щите а на карте 1575 г. это крест и восьмиконечные звезды Черно белые репродукции
показывают, что цвета полей и фигур этих знаков разные. На карте в
атласе португальца Бартоломеу Лассу 1590 г. изобра н Г 1герб в
увенчанном желтой закрытой короной.лазуревом щите белы j крест
Французы Б. Шассенез и Ж. де Бара приводят герб в виде распятия,
сопровождаемого по сторонам плетками. Плетки, как и крест, означали 88
фр а нци ска нец
Важ Доураду. 1575
Важ Доураду. 157 1
Бара Шрот Мюнстер 89
орудия мученичества Христа. Французские гербы Иоанна напоминают
некоторые ксилографированные рисунки XV века, на КС Iорых видны кнут
и пучок розг, повешенных на концах Христова креста У Шассенеза в
описании сказано, что царь Индии Иоанн им 1trт гербом черное распя тие с двумя черными бичами в золотом поле Другой француз описалгерб
иначе В серебряном поле червленый крест, обремененный золотым
распятием, сопровождаемый двумя червлеными плетьми, по одной с
каждой стороны и добавил, что другие пишут о серебряном кресте с
распятым Христом в лазуревом поле, и что в нескольких старых книгах
найдены герб 1в виде крестов с распятиями разных цветов на щитах разных
же цветов
Уместно сопоставить эти гербы с распятиями с распятием, изображенным
в верхней части письма эфиопского императора португальскому королю
от конца 1543 начала 1544 г. Существу т сомнения в подлинности
документа, не имеющие для нас значения Важно, что для обозначения
одного и того же государя в общем смысле слова и в документе,
и в некоторых гербах использован один и тот же символ.
Самой сложной геральдической композицией Иq нновой эмблемы является
рисунок в немецком гербовнике М. Шрота Шротов герб представляет
червленый фигурный щит, на котором помещен белый т серебряный
укороченный крест с уширенными концами. Щит увенчивает
золотой шлем, покрытый короной с выходящими из нее червлеными крестами.
Это вполне западноевропейский рыцарский герб. По сторонам
щита расположены шесть малых щитов с простыми изображениями в
червленом поле белый крест, в лазуревом поле белые весы, в червленом
поле три белые голубя, в червленом щите желтая т золотая чаша, в
желтом поле три желтые или белые неясно птицы, в лазуревом щите
человек в белом полагает кого то Христа во гроб. Фигуры символизируют
Христа и христианство голуби символы Св. Духа и Троицы, чаша это чаша для причащения и др. В стихотворении, начинающемся словами сей герб имеет священник Иоанн объяснено, что этот царь верен
Евангелию, с помощью оружия энергично защищает веру и отмечено, что
еще не все христиане знают об обычаях его огромной страны.
Для полноты картины символов и для сравнения приведу примеры негербового
обозначения владений Иоанна на географических картах.
На генуr ской карте 144 1г. изображен царь в короне, держащий знамя
с крестом На каталонской карте середины XV века Иоанн в голубой
одежде, с четверной короной на голове, сидит у ша Над двумя городами
его страны реют голубые флажки без знаков Цвету в данном
случае не следует придавать символического значения, так как на этой
карте флажками одних и тех же цветов отмечены города разных стран.
О подвластности царств Габеши и Габакри пресвитера Иоанна, или
Большой Индии Эфиопии свидетельствует фигурка царя на престоле с
мечом t 1длинным крестом в руках на карте мира М. Вальдзеемюrу ера 15 16 г. Царь с крестом нарисован на карте Г. Меркатора 1569 г. На
португальской карте первой половины XVI века Индию священника Иоанна
т Эфио ю, символизирует царь на троне, в епископской митре,
с крестом в руках
В гербах царства пресвитера Иоанна, довольно различающихся между
собою, центральное место занимает крест. Крест говорит о христианском
характере государства Иоанна, то есть о том главном, что знали о нем в
Европе, и о том, с чем западноевропейцы связывали некоторые свои политические
надежды. 90
ПРИМЕЧАНИЯ 1Королев Г. И Фантастические гербы в западноевропейской геральдике XVI века Гербовед. 1996. 4 12 С. 134.
2. О пресвитере Иоанне существует некоторая литература. Кратко, но вполне ясно
данный сюжет изложен во вступительной статье в кн. Книга Марко Поло Пер. старофранцуз.
текста И. П. Минаева. Ред. и вступит. ст. И. П. Магидов ча. М., 1956. С. 5 Там же имеются комментарии, касающиеся темы. См. также Бартольд В. История
изучения Востока в Европе и России Лекции, читанные в УнивеJ ситете и в Ленинградском
институте живых восточных языков. 2 е изд. Л., 1925.
3. Джиованни дель Ппано Карпини. История монголов. Гильом де Рубрук. Путешествие
в восточные страны Ред., вступит. ст. и примеч. Н. П. Шестина. М., 1957. С. 6.
4. Книга Марко Поло С. 94.
5. Brinсken А. 0. von den. Марра mundi und сhronographia Studien zur lmago Mundi
des aЬendlandisсhen Mitte ters Deutsсhes Arсhiv fOr Erforsсhung des Mitte ters. 1968. Bd. 24 174.
6. Boemus 1Mores, leges et ritus omnium Qentium. Lugduni, 1556. Р. 26.
7. Памятник доступен мне лишь в англииском переводе. См. Book of the knowtedge
of all the kingdorns, lands, and lordships that are in the world, and the arms and deviсes of
eaсh land London, 19 12. Р. 36. В примечании на С. 38 английский издатель отмечает,
что францисканец первым поместил царство Иоанна в Эфиопии.
8. lbid. Р. 37.
9. lbld. PI. 15, no. 7 О. Цит. по Delano Smith С. сartographiс signs оп european maps and their explanation
Ьefore 1700 lmago Mundi. 1985. Vo 37. Р. 24. Munster S. сosmographey oder Besсhreibung der Lйnder, Herrsсhafflenns und
fOrnemesten Stetten des ganzen ErdЬogens. Basel, 1592 MссссXXIII. 12. Solis V. WappenЬuсhlein NOmЬerg Ьеi Virgil Solis 1555. MOnсhen, 1886 28. 1З. Urreta L. de. Historia eссlesiastiсa, politiсa, natural у moral de los grandes у remotos
reyons de la Etiopia, monarсhia del emperador, 1amado Preste luan de las lndias. Valenсia, 16 10. 14. lbld. Р. 7 5 52. 15. lbld. Р. 147. 16. сortes o А. сartografia е сart6grafos portщ ueses dos seсulos XV е XVI сontribuS 10
para um estudlo сompleto LisЬoa, 1935. Vol. 2. Ftg. XXXVII. 17. сortesAo А. Esparsos. сoimbra, 1974. Vol. 1Fig. VIII. 18. Кammerer А. Le mer Rouge, ГAbyssinie et l AraЬie du xv 1et xv sieсles et 1а сartographie
des purtulans du monde oriental Etude d histoire et de geographie historique. Le
сaire, 1935. PI. XсVII. 19. Lemoisne Р. А. Les xvloqraphies du XIV et du XV siссle du сablnet des estampes
de la BiЫoithсque Nationale. Pans, 1927. Т. 1PI. XXXVI, XLIX, LVI.
20. сassanaeus В. сatalogus gloriae mundi. Vene s, 1576. Р. 10,265.
2 1Вага Н. de. La Ыason des armoiries auquel est monstree la maniere de laquelle les
Anсiens et Modemes ont use en iсelles. Lyon, 158 1Р. 199, 198.
22. Кammerer А. La mer Rouge, rAbyssinie et l Arable du xv 1et xv sieсles et 1а сartographie
des portulans du monde oriental Etude d histoire et de geographie historique. Le
сaire, 1947. Р. 1PI. ХХ.
23. Sсhrot М. Wappenbuсh des Heiligen Romisсhen Reiсhs and allgemeiner сhristenheit.
Monсhen, 158 123 123 1v.
24. Кretsсhmer К. Die katalonisсhe Weltkarte der BiЫioteсa Es ense zu Modena
Zeitsсhrift der Gesellsсhaft fUr Erdkunde zu Berlin. 1897. Bd. 32 100.
25. lbld. Карта в цвете при статье.
26. lmago Mundi. 1956. Vol. 13. Факсимиле после. С. 76.
27. lbld. Факсимиле после. С. 84.
28. См. карту в Winter Н. On the real and the pseudo Pilestrina maps and other early
portuguese maps in Muniсh lmago Mundi. 1947. Vol. 4. 9 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Королёв Г.И. Геральдика царства пресвитера Иоанна (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|