| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №34. (1999) › Журавлёв И.В. Эзотерические взаимоотношения между наставником и учеником в армии Арабского Халифата (VII-XIII вв.) | ||||||
Журавлёв И.В.
Эзотерические взаимоотношения между наставником и учеником в армии Арабского Халифата (VII-XIII вв.)// Гербовед. №34. (1999)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 2 (34). С. 56-73 Аннотация: Взаимоотношения наставника и ученика хорошо освящены в классическом учебном пособии «Дары (глубокого) знания» (Ава риф альМа'ариф ), написанной в XIII веке. Ее автор, Шахабуддин Сухраварди (1145 - 1235), осуществлял контроль за слиянием теории, ри,уалов и практики, которое происходило в его время, был основателем обучающих школ, близких к дворам Персии и Индии, и шейх-уль-машейхом суфике Багдада. Эта книга описывает внешние и ранние стадии привлекательносn1 эзотерики и содержит важнейший материал, имеющий отношение к идеологии и практической деятельности мистиков. Об авторе публикации/статьи: Журавлёв И.В. Просмотр публикации в формате PDF: › Журавлёв И.В. Эзотерические взаимоотношения между наставником и учеником в армии Арабского Халифата (VII-XIII вв.) (1999)
› См. также другие статьи автора: Журавлёв И.В.
в библиотеке найдено еще 3 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 88630 знаков (с пробелами)
И. В. Журавлев, Щелково ЭЗ Т6РИЧ6GКИ6 GЗ4ИМ ТП Ш6НИЯ М6ЖДV П4GТ4 СПИК М И УЧ6НИК М G 1РМИИ 4Р БGК Г Х4ЛИФ 1Т4 VII XIII RR. н Взаимоотношения наставника и ученика хорошо освящены в классическом учебном пособии Дары глубокого знания Ава риф альМа ариф написанной в XIII веке. Ее автор, Шахабуддин Сухраварди 45 1235 осуществлял контроль за слиянием теории, ри,уалов и практики, которое происходило в его время, был основателем обучающих школ, близких к дворам Персии и Индии, и шейх уль машейхом суфике Багдада. Эта книга описывает внешние и ранние стадии привлекательносn 1эзотерики и содержит важнейший материал, имеющий отношение к идеологии и практической деятельности мистиков. В книге отмечено, что Ислам не признает монашества. Люди, которых впоследствии стали называть путниками, странниками или странствующими рыцарями, поклялись друг другу в дружбе и верности в 623 г. н Они стали называть себя суфиями, что может означать шерсть суф набожность суфий и передает также некоторые другие значения. Сорок пять человек, заключивших такой договор в Мекке, и столько же в Медине, представляли собой ядро мусульманского суфизма. Деятельность этих людей принимала различные формы. Первый и четвертый халифы Абу Бакр и Али создали особые общества, где люди занимались упражнениями это были прообразы рыцарских орденов Таким же путем пошел Увайс аль Карни, основавший в 65 1г. н первый аскетический орден. В VIII веке в Сирии появляются здания, специально предназначенные для нужд нового движения. Так мусульманский суфизм проявил себя внешне. Наставник должен уметь определять способности молодого воина, ибо его взаимоотношения с ним будут строится с учетом потенциальных возможностей последнего. Если перспективы будут не очень многообещающими, он может прибегнуть даже к таким суровым средствам, как предупреждения. Руководитель может приказывать молодому человеку заняться определенными упражнениями для того, чтобы помочь ему избавиться от слишком сильного сосредоточеt 1ия на определенных вещах. Если же шейх не обладает такими возможностями к восприятию, он вообще не может быть руководителем. 56 Наставник не должен ни желать, ни владеть ничем из имущества своего ученика. Он может принимать от юноши материальные вещи только в тех случаях, когда он вынужден сделать зто для общего блага. Если ученик желает подарить свое имущество наставнику, тот может и принять его дар, чтобы тем самым обеспечить ученику его спокойствие, в котором он нуждается. Если же юноша еще не может полностью забыть о нем, ему будет позволено израсходовать определенную его часть. Поощрение искренности ученика, так же как и уничтожение нежелательных склонностей его ума, является одной из важнейших задач наставника. В этом смысле важную роль играет благотворительность и распределение материальных благ. Учитель должен быть источником доброты и сочувствия. Если это не противоречит интересам работы, он становится все менее суровым по отношению к ученику. Слишком строгие ограничения могут помешать юноше вложить всего себя в профессиональную подготовку. Воздействие слов наставника на ученика является наиболее важным моментом. Оно подобно семени, а хороший урожай может вырасти только из доброго семени. Если у учителя появится желание произвести впечатление на слушателя или хоть малая доля самодовольства, это приведет только к загрязнению ума ученика. Наставник не разговаривает с учеником, если необходимость такого разговора не обусловлена объективными причинами Объективная речь для говорящего всегда означает то же самое, что и для слушателя Советы даются ученикам в скрытой, аллегорической форме, особенно если они имеют характер критических замечаний. Руководитель хранит в тайне сведения о внутреннем развитии подопечного. Ожидание каких либо успехов в развитии нежелательно и наставник объясняет ученику, что предвкушение достижения состояний ума закрывает ему путь к ним. Ученик должен относится к учителю с глубоким почтением. В то же время учитель не должен ожидать почтения со стороны ученика. Обучающий наставник не проводит много времени с остальными членами общества. Он выделяет время для уединения и деятельности хилват и джилват Учитель выполняет особые упражнения. Они подбираются строго индивидуально и для него и для остальных, и предназначаются для поддержания преданности своей деятельности. Он должен отделяться от людей как таковых. Ученик добивается права на руководство со стороны учителя оiЧасти благодаря правильному отношению к своему учителю, а наставник имеет право на такое уважение. Ученик должен соблюдать 15 Правил поведения 1Он должен полностью доверять своему руководителю в деле наставления, руководства и очищения учеников. 57 2 он должен быть предельно внимательным по отношению к учителю. 3 Он соблюдает покорность наставнику. 4. Он отказывается от внешнего и внутреннего противодействия ему. 5. Он вручает свою волю Ведущему. 6. Он с уважением относится к мнению наставника. 7 Он рассказывает шейху о своих снах для того, чтобы он дал оценку его мышлению. 8. Он ожидает слова учителя. 9. Он понижает голос в присутствии учителя. 1О. Он не допускает слишком сильных проявлений своего эгоизма. Он называет учителя О Сейид господин или О маула учитель 12. Он обращается к своему учителю только в подходящее для этого время. 13. Он не должен говорить о чужих состояниях ума и опыте он также не должен много говорить с учителем о своем собственном состоянии. 14. Он должен скрывать те чудеса, которым он может научиться у своего учителя. 15. Он должен рассказывать наставнику о своих переживаниях. Он должен говор ть с ним так, чтобы тот понимал его. Странствующий рыцарь старается появляться в ордене до обеда. Он приветствует это место молитвой и здоровается со всеми присутствующими за руку. Членам ордена могут предложить еду. Рыцари разделяются на две группы одни живут в ордене, а другие странствуют. Само странствующее рыцарство часто рассматривается как определенное условие или фаза жизни, а не обязательно как профессия или постоянное состояние. В этом смысле странствующих рыцарей Востока нельзя сравнивать с монашескими институтами христианства или буддизма. Рыцарь может быть гостем ордена три дня. Он может остаться и на более длительный срок, если сумеет найти в его стенах подходящее для себя занятие. Люди, занятые непрерывным поклонением, не исполняют никакой физической работы для нужд ордена. Существуют три стадии степени, которыми характеризуются странствующие рыцари, живущие в обители. На самой ранней стадии дервиш относится к так называемым людям для услуг Ахл и Хидмат и обслуживает тех, кто живет в обители постоянно. На этой стадии они не могут исполнять внутренние упражнения и занимаются только внешними в сочетании с внутренними усилиями которые не обеспечивают реального развития, хотя и могут приписывать им такие свойства. Только с помощью такого служения они становятся истинно полезными в смысле реального служения. Люди общения Ахл и Сухбат чаще всего еще молоды. Они проводят время в помещениях для встреч, где занимаются совместной деятельно 58 стью, целью которой является обеспечение связи з нания определяющей степень их реальности и способности к Работе Люди уединения Ахл и Хилват обычно более старшего возраста. Большую часть времени они проводят в одиночестве, занимаясь упражнениями, соответствующими их состоянию. Часто бывает так, что n Добное собрание не имеет руководителя. Это является помехой для них, и они способны только подготовить себя к общению с мастером. Они воспитывают в себе искренность, терпение и способность к размышлению. Они должны вместе питаться, чтобы достичь внешней и внутренней близости. Они должны постоянно бороться не только для того, чтобы сохранить полное равенство в отношениях друг с другом. В такой общине недопустимо существование какой бы то ни было иерархической лестницы или лидерства. Путешествие как в прямом, так и в переносном смысле может быть важной составной частью рыцарской деятельности. Рыцарь путешествует по своей земле внутренне а также по сельской местности и по чужим странам внешне Некоторые посвященные проводят на одном месте не более 40 дней. Благодаря дублению кожа приобретает чистоту, мягкость и изящество. Точно так же с помощью дубления путешествием и удаления от естественной испорченности и врожденной грубости появляется очищающая мягкость поклонения, и человек оll азывается от упорства в делах религии Но рыцари могут совсем не путешествовать. Те же, кто не имеет учителя, иногда путешествуют почти постоянно. Принимаются детально разработанные программы путешествий методов, с помощью которых рыцарь будет использовать их опыт. Обычно такие программы называют Двенадцатью правилами путешествия Танец посвященных, который так часто является объектом неnравильноrо понимания, состоит из прослушивания и движения. Настоящий странник не является музыкантом в том смысле, что он не играет ни на каких инструментах. Этим могут заниматься посторонние или слуrи. Авторитет ислама Внешние мудреЦы отрицает дозволенность подобной деятельности, но ее допускают и поощряют в особых условиях и с учетом ее необходимости странсiВующие святые и духовные руководители. Использование музыки и движений может принести серьезный вред и даже свести на нет все результаты работы, если человек не подготовлен к внутреннему их восприятию. Особенно разрушительными являются любые движения, совершаемые во время слушания музыки. Дело обстоит иначе в более светской обстановке, когда движения под музыку допустимы. Мантия хирка обладает огромным символическим значением для рыцаря. Рыцарь сам шьет себе плащ, состоящий, как правило, из лоскутков. Вручение мантии символизирует передачу неосязаемой благодати или энергии бараки от одного человека к другому. Преемственность учителей осуществляется наследованием мантии. Рыцари, в дополнение к другим 59 сведениям, упоминают о пожаловании Мухаммедом материи Халида мантии, которой никто больше не желал. Это был небольшой черный бедуинский плащ с желтыми и красными полосками. У большинства странствующих рыцарей мантия темно голубого или белого цвета. Избрание преемника происходит следующим образом Если учитель видит в своем ученике проявление святости, считает, что он достиг совершенства и обрел знание, и желает сделать его своим преемником, он надевает на него Плащ Святости и особо отличает его. Это позволяет преемнику основать свой собственный Орден и иметь учеников Кроме всего прочего, традиция, связанная с плащами, разделяет рыцарей на три группы. Представители первой группы носят ту мантию, которую выбирает для них учитель, представители второй вообще не носят особой одежды, так как находятся в рабочем состоянии, а остальные выбирают себе одежду самостоятельно, ибо их выбор стал уже абсолютным, необходимым и совершенным объективным Эзотерическое знание, представленное в рыцарском кодексе, рассматривается как всеобщее знание. Разделы знания и их последовательность являются предметом важной работы потому что каждая стадия путешествия отмечена соответствующей степенью познания. Эзотерики не согласны с общим мнением о том, что существует только два вида знания информация и опыт. Существует, например, два интеллекта акль интеллект обычного человека и интеллект религиозного человека. Первый годится для этого мира и его дел, второй для мира иного. Последний зависит от определенного руководства, которое иногда называют озарением. Существует также обычное знание, противопоставляемое внутреннему или глубокому. Первое может сочетаться с благочестием, а второе характеризуется способностью к восприятию божественных проявлений. Существуют еще и теологические знания, связанные с приказами и запрещениями. Этими видами знания обладают три вида мудрецов. Божественный мудрец знаком со всеми видами знания. Второй постиг мудрость иного мира. Третий мудрец этого мира, знакомый только с внешними формами поклонения. Реальное знание подобно пище, является одной из форм питания. Глубокое знание включает в себя три более низких формы знания. Первая это знание механизма действия слов и различных факторов. Вторая способность к узнаванию каждого отдельного фактора в процессе его работы. Третья способность к познанию факторов с помощью мышления. Человек, который мгновенно постигает смысл событий и поступков, не прибегая при этом к обычному процессу мышления, является арифом Мудрым, достигшим или Зрелым Существует несколько форм осознания и переосознания Познание 60 Тайной Мудрости, Мудрость Познания, Познание Мудрости Мудрости. Это пр остейшие термины, которыми можно описать последовательность совершенствования знания мудрости. Мистическое переживание, которое в других системах считается цепью и конечным итогом поисков, является для странствующих не более, чем одним из этапов подготовки к достижению подлинной связ с объективной реальностью. Способ, с помощью которого эта реальность воспринимается и с помощью которого осуществляется взаимодействие между реальностью и человеком, воспринимающим ее, будет играть решающую роль в достижении подлинного прогресса. Это является важнейшей особенностью странствующего рыцаря, четко отделяющей его от других, так называемых мистических систем, применяющих наркотики или любые другие экстатические средства. Методы оценки различных стадий и состояний сущности пути совершенствования рыцаря и ее постепенного очищения сами по себе являются важнейшей частью рыцарской деятельности. Именно этим рыцарь отличается от обычного теоретика. Последний заявляет Я продумаю это Рыцарь говорит Я подготовлю себя к восприятию этого, не пользуясь ограниченным, создающим препятствия мышлением, которое годится только для детей Преграда или приостановка правильного использования человеческого духа сущности вызвана неоправданным потаканием грубым эмоциональным процессам, создающим особую форму заключения обусловленности в котором пребывает большинство людей. Насчитывается десять таких преград или заслуживающих порицания качеств 1Желание. Желания, основанные на незнании. того, чему следует быть, и на определенных предложениях относительно того, что является хорошим для человека. Правильно используемый аскетизм является средством против неразумных желаний. На этой стадии человеку хочется леденцов 2. Разделение. Одна из разновидностей лицемерия, когда человек использует процесс логического мышления для оправдания тех мыслей и действий, объектом которых является он сам, а не высшая реальность. Противодействием является практика искренности. 3. Лицемерие. Характеризуется гордостью своими успехами, имуществом, ложным ощущением независимости, склонности к насилию. Лицемерие можно преодолеть только блаrс щаря использованию тех качеств которые вызовут порицание людей, но заслужат похвалу Бога Имеется в виду правильно понимаемое смирение, покорность и нищета. Эти качества познаются только блаrодаря правильной оценке истинной ценности их, противоположностей. 4. Стремление к восхвалению и любви. Самовлюбленность, препят 6 1 ствующая объективной самооценке недостаток уравновешивающего фактора, который в данном случае будет соответствовать самопрезрению. 5. Иллюзии о собственном, чуть ли не божественном назначении. Преодолевается только благодаря восхвалению качеств Бога. 6. Алчность и скупость. Порождают зависть, являютсР. наихудшим качеством. Исчезают только под воздействием силы уверенности йакина 7. Жадность и стремление к большему. Представляет собой опасность, так как заставляет человека уподобиться мотыльку, бездумно бросающемуся на пламя свечи. Преодолевается только с помощью аскетизма и бяагочестия. 8. Безответственность. Проявляется в стремлении достижения того, чего желает разум. Это качество всеrда находится в движении, подобно вращающемуся глобусу. Его можно преодолеть только благодаря терпению. 9. Быстрая утомляемость. Обычно проявляется в отсутствии постоянства цели. Это мешает людям понять, что существует много задач, которые могут заменить собой нынешние грубые цели. От этой беды может спасти только упорядоченная молитва Для преодоления этой тенденции применяются также особые упражнения. 1О. t iевнимательность. глубоко укоренившаяся лень, проявляющаяся в непонимании требований ситуации или потребностей человека. Бдительность воспитывается с помощью лекарств, применяемых Врачами Сущности руководителями Третья часть книги дервишей под названием Глубокое познание духа показывает, как путь человеческого ума к реализации согласуется с терминами религии. Такие слова, как ангелы Адам и Ева благодать и др., используются здесь таким образом, чтобы показать, как мыслители рыцарских орденов интерпретировали религиозное знание, чтобы объяснить, какие именно процессы были описаны в символической форме с помощью того, что считается историческими фактами, легендами или сверхъестественными явлениями. Независимо от того, что может скрываться за рассказом о сотворении Евы из ребра Адама, Сухраварди приводит суфийское толкование этого события как непрерывно возобновляющегося мисn 1ческого процесса. Благодаря единению духа сущности частично в каждом человеке возникает другой человек, подобно тому, как Ева возникла из Адама То, что называют сердце является сочетанием Адама и Евы души и сущности. Мужской элемент образован из универсальной души, а женский из универсальной сущности. Именно с этой сущностью человек Адам вступает в связь внутри самого себя, что приводит к появлению Евы. Таким образом, Ева, сотворенная из Адама, олицетворяет собой особое, внутреннее осознание истинной объективной сущности, которую человек достигает благодаря своим внуrренним возможностям. 62 Все сотворенные вещи являются результатом взаимодействия между двумя принципами, которые называются сущностью и душой Активность и пассивность, сила и слабость порождают атрибуты женского и мужского начал в душе с помощью брака возникают народы, появляясь в видимом мире при участии повитухи судьбы Существуют последовательные степени разрежения истинной реальности, каждый из которых представляется абсолютным для д ного уровня восприимчивости. Дыхание является порождением упорядоченного духа Как отмечали другие великие учителя, ангелы это высшие способности ума. В книге указано, что некоторые из них созданы из красоты джамал а другие из величия джарал Учение о собирании и рассеивании джам и тафрика касается взаимодействия между жизнью этого мира и жизнью других измерений. Познавший совершенный странствующий рыцарь живет в миру, но он человек не от мира сего. Он находится в состоянии истинной гармонии со всем творением, по отношению к котоРQМУ знакомый мир является лишь незначительной частью. Он уравновешен телом и не телом, как они должны быть представлены в обычном толковании. Он постиг такие тонкости, которые стали основой его веры в то, что за всем сотворенным скрыт абсолют, являющийся определяющим фактором творения. Освещение и сокрытие это два взаимосвязанных термина, описывающих способность людей к восприятию Бога и отсутствие такой способности у людей. Тучи символизируют собой тот аспект объективной реальности, который скрывает ее от человека. Человек не сможет перенести озарения, если не будет должным образом подготовлен к нему. В лучшем случае он впадет в экстатическое состояние, в котором он будет полностью парализован и не сможет довести этот контакт до конца. Вот почему, хотя средневековые поэты и говорят о безумии от любви они подчеркивают, что безумие появляется на предварительной стадии и не является результатом реального переживания. Считается, что реальное переживание должно быть активным, взаимным и осмысленным, а не выражаться в форме бесполезного возбуждения. Термины восторг ваджд и существование вуджуд описывают два состояния, из которых первое предшествует второму Джунайд В состоянии восторга ощущения человека противоположны тому, что он чувствовал и ощущал ранее. Он овладевает новой, непривычной для него формой зрения. Это состояние приходит к человеку, когда он еще связан с чувственными восприятиями и пока недостаточно хорошо понимает, как можно было бы их усовершенствовать. Период и момент это две концепции, связанные с моментом непосредственного восприятия, мгновенного познания, с помощью которого совершенствуются последующие состояния бытия. С этими двумя концеп 63 циями связаны некоторые другие концепции и упражнения. Одно из таких упражнений заключается в прекращении всякого движения и временной остановки обычных ассоциативных процессов. Другое состоит в использовании остановки времени и пространства что помогает начать действовать конструктивному времени Рьщаря мистика можно назвать хозяином времени, т хозяином начала и остановки, хозяином изменяющегося сознания. Моментом называют также дыхание Этот термин описывает физические упражнения, связанные с дыханием, и является указанием на то, что рыцарское развитие, как и дыхание, есть последовательный процесс, а не статическое состояние иррегулярного движения. Следовательно Момент зто одно из состояний остановки Дыхание это состояние, ли.шенное остановок Время для начинающих. Дыхание для тех, кто подходит к концу, завершению Дополнительные значения терминов присутствие и отсутствие описывают психические состояния, которые могут быть совершенно недос ту пными для восприятия. Мистик может присутствовать, если имеется в виду невидимый мир, и в то же время отсутствовать, если подразумевается знакомый нам мир. Присутствие является, конечно, одним из вариантов отсутствия, определение которого зависит от точки зрения Присутствующие для Бога отсутствует для людей. Некоторые странствующие рыцари попеременно впадают в эти состояния. Смена состояний иногда происходит медленно, а иногда мгновенно. Когда процесс алхимизации завершается полностью, никакой двойственности уже не остается. Человек постоянно находится в состоянии присутствия и не является скрытым ни от того мира, ни от этого. Методология странствующих рыцарей включает в себя использование упражнений, предназначенных для достижения таджрид внешнего отделения и тафрид внутреннего уединения Правильная регулировка объединения особых способностей достигается с помощью внешнего отказа от желаний, связанных с этим миром, и внутреннего отказа от награды и в этом мире, и в мире ином Это таджрид. Тафрид не является необходимым для таджрида, но они связаны между собой или могут быть связаны. Тафрид подразумевает отказ от увеличения числа собственных дел и совершение их в тайне, считая их результатом милости и щедрости Бога. Этот метод ясно показывает эволюционные недостатки внешней религии, внимание которой сосредоточено на мире ином. Для рыцаря зто всего лишь начальная стадия, о которой необходимо забыть, когда наступает время настоящей работы амаль Связанные между собой термины махв уничтожение и исбат утверждение подразумевают уничтожение и утверждение существования 64 раба. Обычно люди неправильно понимают это схематическое изображение одного из аспектов бытия странствующего рыцаря. Любое уничтожение есть в то же время и утверждение уничтожение нежелательных или отрицательных качеств приводит к активизации соответственно противоположных положительных качеств. Поверхностные предположения сводят эту теорию и сопутствующие ей процессы к отрицанию интеллекта или разума рыцаря. Этот ярлык сохраняется еще и потому, что странствующие рыцари работают, а не занимаются теориями или. толкованиями священных текстов. Термины изменение тальвин и неподвижность тамкин описывают состояния ума и тела, а также другие аспекть, внутренней си туации. Неподвижность имеет в виду постоянство проявлений истины. В этом состоянии сердце рыцаря находится в постоянном спокойствии, что помогает ему воспринимать истинную реальность или же объективный фактор, который обычно называют Истиной. Изменение это упражнение, а также одно из условий спокойствия сердца, которое достигается с помощью практики присутствия или отсутствия, как уже было отмечено, и других процессов. В книге Дары глубокого знания уделяется очень много внимания упражнениям, связанным с молитвой, когда странник сосредоточивается на особых толкованиях и методах употребления мусульманских религиозных формул. Затем следует толкование аллегорическоrо смысла аскетизма, нищеты и смирения, безбрачия и брака, доверия, удовлетворенности и любви. Любовь это одна из основных и общих тем всей поэзии странствующих рыцарей, а также учений отдельных мастеров. Любовь является необходимым фактором, приводящим человека к достижению различных стадий опыта, которые сами по себе считаются дарами Существуют две общие формы любви Обычная любовь и Особая любовь. Искаженное восприятие тех, кто не прошел определенного пути развития в этой области познания, постоянно заставляет таких людей смешивать два эти вида любви. К примеру, такие люди допускают серьезные ошибки в оценке отдельных людей, групп и различных ситуаций. Узнав об этом, они обычно тщетно пытаются исправить свои ошибки процесс логического мышления и в результате могут показаться совсем нелепыми тем, кто за ними наблюдает, независимо от того, являются эти наблюдатели посвященными или нет. Самообман является признаком такой любви, хоть искренность ее не вызывает сомнений. Качество ее зависит от неустой Жвости, недос тупной восприятию человека. Отличительной характеристикой Обычной любви Jвляется восприятие бараки неуловимой красоты, благодати через форму. или внешнее прояв ление той или иной вещи. Когда Обычная любовь становится глубокой Особой человек начинает воспринимать красоту сущности зат а не 65 формы. Воздействие любви показывается с помощью противопоставления любви, украшающей существование Обычная любовь той любви, которая делает его совершенным Особая любовь Реальная совершенная любовь не может быть обобщенной, она специфична. Такая любовь позволяет наблюдать красоту во всех ее проявлениях, но ее внимание сосредоточено на сущности, которая в конечном смысле и является единственно реальной любовью. Человек не любит такой любовью, если его любовь способна отвлекаться на что либо другое. Функция наставника заключается в том, чтобы подготовить ум искателя к осознанию своего предназначения. Для того чтобы добиться этого, рыцарь должен понять, в какой степени его обычное мышление сковано различными предположениями. Пока он не добьется этого, он не сможет достичь истинного понимания и будет годен только для участия в деятельности более обычных организаций, которые учат его мыслить в соответствии с определенными образцами Открой двери своего разума, когда придет понимание, ибо ты беден, а оно богато Джалалледдин Руми В определенном смысле Рыцарское движение можно рассматривать как борьбу против использования слов для установления определенных образов мыщления, которые удерживают человека на некой стадии неспособности или же заставляют его служить организациям, не представляющим собой в конечном итоге никакой эволюционной ценности. Связь между учителем и учеником в рыцарстве невозможно понять в отрыве от самого орденского учения. Один из аспектов этого учения находится вне времени и пространства. Он соответствует определенным элементам учителя и ученика, которые обладают равным статусом. Еще одна часть этого учения заключается во всех многочисленных аспектах, на которые обычно сознание человека разделяет опыт, жизнь и мир форм. Взаимодействие особого рода приводит к трансформации. Таким образом, это взаимодействие в конечном смысле намного превосходит обычные рамки обучения и изучения. Наставник молодого рыцаря выше человека, передающего формальные знания, он выше человека, находящегося в гармонии с учеником, он выше механизма, передающего определенный запас информации, накопленной им. Он обучает большему, чем методам мышления или определенному отношению к жизни, он обучает даже большему, чем потенциальной возможности к саморазвитию. Чешский профессор Эрих Хеллер в книге Ум, лишенный наследства Лондон, 1952 г. пишет Учитель рыцарского ордена выполняет задачу, которая кажется неосуществимой, если применять научные лабораторные методы, он обучает тому, чему, строго говоря, обучить невозможно. Это можно только схватить подобно страсти, пороку или добродетели Задача учителя состоит в том, чтобы быть и быть самим собой, и если его бытие функционирует правильно, оно поможет ему выполнить свою 66 миссию. Именно поэтому не существует никакого различия между общественными и частными функциями суфийского учителя. Тот, кто по разному ведет себя в классной комнате и дома, кто имеет профессиональное отношение или применяет так называемый особый подход, не является наставником рыцаря. Учитель молодого рыцаря обладает внутренним постоянством. Может казаться, что его внешнее поведение изменяется, но внутренняя его индивидуальность остается единой. Привычка к изменениям личности так глубоко укоренилась в обычных людях, что исполнение роли стало уже социально приемлемой вещью. Для большинства стадий этого привычного социального процесса характерно влияние синтетической или изменяющейся личности. Само по себе это не считается злом, но с точки зрения рыцарского кодекса такая личность является верным признаком незрелости. Внутреннее единство личности, которое проявляется различными способами, означает, что наставник не имеет ничего общего с поверхностной, идеализированной личностью буквалиста. Спокойная, никогда не изменяющаяся личность, равнодУшный мастер или человек, внушающий только благоговейный страх, человек, который никогда не меняется не может быть мастером. Аскет, достигший отрешенности от вещей этого мира и являющийся поэтому поверхностным воплощением того, что кажется поверхностному человеку образцом отрешенности, не является мастером. Объяснение этому не надо долго искать. Статичное бесполезно для органической жизни. Человека, который всегда спокоен и собран, насколько об этом можно судить, подготовили к исполнению этой функции, функции отрешенности. Он никогда не проявляет волнения следовательно, лишая себя одной из функций органичности, а также ментальной жизни, он тем самым сужает круг своей деятельности. Перетренированный человек превращается в гору мышц. Для странствующего рыцаря отрешенность разделение является всего лишь одним из аспектов динамического взаимообмена. В своей деятельности рыцарь использует чередование. Интеллектуальная отрешенность полезна только в том случае, если она помогает человеку что нибудь сделать в конечном итоге. Она не может быть конечной целью ни одной из систем, занимающихся проблемами самореализации человека. Естественно, что в нежизнеспособных или фрагментарных метафизических системах средства становятся целью. Достижение отрешенности, неподвижности или доброты каждое из этих состояний является одним из аспектов развития любого человека считается столь необычным, желательным само по себе и столь редко достижимым, что последовательность подобной системы так и останавливается на этих состояниях. Следующая стадия этого процесса выражается в поисках объяснений, цепь которых состоит в том, чтобы доказать, что достижение стадии отрешенности, аскетизма или любой отдельной стадии развития обладает не 67 которым высшим или абсолютным значением. Такой то достиг полной отрешенности и поэтому стал озаренным подобные и многие другие вещи становятся легендами. В данном случае одно, конечно же, не является следствием другого, но людям кажется, что это именно так. Например, в Западной Европе от вполне разумных в других отношениях людей можно услышать такие вещи Такой то удивительный человек, он может управлять работой сердца. Я всегда советуюсь с ним о своих проблемах Если тому же человеку сказать Такой то удивительный человек, он может печатать 700 знаков в минуту. Посоветуйтесь с ним о своих проблемах ответом будет немедленное негодование. Если он говорит вам, что, стоя на голове, можно достичь какой либо мистической цели, он должен сначала убедить вас, что эта цель уже действительно была достигнута благодаря подобной методике. Это можно назвать позитивным утверждением, которое можно принять или отвергнуть. Метод обучения странствующих рыцарей Востока охватывает более широкую область. Заостряя внимание ученика на необычных темах и практикуя целый комплекс видов деятельности, учитель старается сделать доступными для него те материалы, которые помогут развитию сознания. Методы учителя могут показаться разрушительными, но в действительности они являются истинно восстанавливающими Именно это имеет в виду Руми, когда говорит, что для того, чтобы найти сокровище, нужно разрушить дом. Человеку не хочется разрушить свой дом, даже если сокровище полезнее для него, чем это сооружение, к которому он не питает особой привязанности. Руми говорит, что сокровище будет наградой за разрушение дома В данном случае никто не говорит о том, что яйца следует разбивать еще до того, как из них можно приготовить яичницу, нет, речь идет о ситуации, когда яйца сами разбивают себя, чтобы обрести способность к стремлению стать яичницей. Наставник молодого рыцаря является связующим звеном между учеником и его цепью. Он олицетворяет собой саму работу продуктом которой он и является, а также неразрывность этой системы, цепь передачи Подобно тому, как армейский офицер для практических задач символизирует для отдельного солдата Государство и его цели, наставник молодого рыцаря является символом целостности рыцарского движения. Наставник рыцаря не может быть сверхчеловеком, привлекающим миллионы последователей, слава которого достигает самых отдаленных уголков земли. Степень его достижений может быть очевидна только для озаренных. Человек может распознавать только те физические и метафизические качества других людей, которые доступны ему самому. Таким образом, значение человека, которого впечатляет и поражает личность учителя, является недостаточным для восприятия и использования влияния. Травинкой невозможно проткнуть гору. Если бы солнце, освещающее мир, приблизилось бы к нему, мир был бы уничтожен Руми, Маснави 68 Развивающийся человек может иметь только отдаленное представление о качествах, проявляющихся на более высокой стадии развития. Большинство людей не может даже составить себе, представление о реальных качествах мудреца странствующего рыцаря, достигшего четвертой стадии развития если сами они находятся на первой или второй стадии. В рыцарском движении Востока различают 4 путешествия Первым из них является достижение состояния, называемого фана что иногда переводится как уничтожение На этой стадии происходит объединение сознания, когда рыцарь достигает гармонии с объективной реальностью. Достижение этого состояний является целью рыцарских орденов средневекового Востока. За ним следует еще три стадии. Великий учитель Х века Ниффари описывает эти четыре Путешествия в своей книге Мувакиф написанной в Египте около 1ООО лет назад. Достигнув состояния фана, странствующий рыцарь начинает Второе путешествие, в котором он становится истинно Совершенным Человеком с помощью стабилизации своего объективного знания. Это стадия бака постоянство Сейчас он уже не является человеком, опьяненным Богом он учитель, наделенный особыми правами. Он носит титул кутуб магнитный центр точка, к которой устремляются все Кутуб это тайный глава всех рыцарских орденов. В буквальном переводе это слово означает Магнитный Полюс, Центр, Полярная Звезда, Глава Сумме числовых эквивалентов этого слова равняется по системе Абджат что является указанием на высшую степень единства, триединство, троекратное утверждение истины, которой является единство. Число можно представить в виде 100+ 10+ 1Эти цифры соответствуют буквам К, ЙАЙ и лиф. Глагол КЙАА, образованный от этих букв, означает быть свободным, пустым Барака проникает только в пустой, свободный и чистый дом человеческое сознание Во время Третъеrо Путешествия такой учитель становится духовным руководителем каждого из членов ордена, в зависимости от индивидуальности того или иного рыцаря. Учитель, находящийся на стадии Второго Путешествия, способен обучать только в условиях окружающего его культурного контекста или местной религии. На следующей стадии учитель может восприниматься различными людьми совсем по разному. Он работает на многих уровнях. Смысл его сознательной деятельности не состоит в том, чтобы быть всем для всех С другой стороны, он может оказаться полезным для любого человека в зависимости от его потенциальных возможностей. В противоположность этому, учитель, находящийся на стадии Второго Путешествия, может работать с избранными. Во время Четвертого и последнего Путешествия Совершенный Человек руководит перемещением других на состояние, которое обычно считается физической смертью, на следующую стадию развития, невидимую для 69 обычного человека. Таким образом, для странствующего рыцаря не суще ствует видимого перерыва, происходящего из за обычной физической смерти. Между ним и более совершенной формой жизни устанавливается постоянное общение и взаимосвязь. Характерной чертой многих форм уставов посвященных является идея о том, что человек должен умереть до своей смерти или родиться вновь в своей настоящей жизни. Однако почти ко всех случаях эта идея воспринимается чисто символически или же сводится к исполнению обычной пантомимы или ритуала. Суфии, считающие себя хранителями истинного смысла этого учения, называют три главные стадии посвящения процессом смерти При этом кандидату необходимо пройти через определенные специфические переживания называемые в технической терминологии смертями Обряд посвящения попросту знаменует собой это событие, не являясь обычной символической его драматизацией. Различают три вида смерти 1Белая смерть. 2. Зеленая смерть. 3. Черная смерть. Ряда духовных переживаний, называемых смертями помогают достичь комплексы психологических и иных упражнений, включающих в себя три важнейших фактора 1Умеренность и контроль над психологическими функциями. 2. Нищета одним из аспектов которой является независимость от материальных вещей. 3. Эмоциональное освобождение с помощью таких упражнений, как преодоление препятствий и использование роли для наблюдения за реакцией других людей. Обучение под руководством мастера осуществляется по определенному образцу, когда Искателю предоставляют возможности для развития его сознания в этих трех состояниях. Поскольку восточное рыцарство использует обычную структуру мира как основу для подготовки, эти три смерти всегда подразумевают особую деятельность, осуществляемую в человеческом обществе. Эта деятельность приводит к определенным духовным переживаниям и сопровождается тремя смертями и последующим возрождением или трансформацией которая является их следствием. В своей классической работе Возрождение богословских наук Газали описывает именно эти стадии, рассматривая их взаимосвязь друг с другом и их функции по отношению к внешнему миру. Газали указывает, что существуют стадии, которые можно уподобить грецкому ореху. В данном случае приводится именно такое сравнение, потому что по nерсидски грецкий орех называют обладающий четырьмя сущностями или четырьмя умами Орех состоит из твердой оболочки, внутренней шкурки, ядра и масла. Горькая на вкус оболочка служит прикрытием в течение определенного периода времени и отбрасывается, когда извлекают ядро. Шкурка облада 70 ет большей ценностью по сравнению с оболочкой, но все же ее нельзя сравнивать с самим ядром. Ядро является цепью того, кто хочет получить масло, однако даже и в этой внутренней мякоти содержатся вещества, которые отбрасываются после получения масла. Для правильного практического понимания метода Ниффари и реальной пользы употребляемого им технического термина вакфат недостаточно только прочитать его. Несмотря на то, что термин вакфат связан с божественной Остановкой и упражнением Стоп помогающими человеку преодолеть ограничения времени и пространства, он обозначает крайне сложное явление, которое обычными словами можно описать только приблизительно. Это состояние обладает некоторыми качествами яркости, которая разгоняет темноту, порождаемую множественностью. Множественность, в свою очередь, возникает вследствие того, что люди принимают второстепенное за главное, а разнообразие за различие. На ранней стадии подготовки молодого рыцаря это разъясняют ему с помощью примеров и упражнений. Например, если кто нибудь имеет депо с понятием плода ему следует сосредоточиваться не на всем огромном разнообразии фруктов, а на основной идее. Ученик должен пробудить пять латаиф, т получить озарение через пять из семи тонких центров общения. Это делается под контролем руководителя, наставника с помощью концентрации сознания на различных участках тела и головы, каждый из которых связан с потенциальными возможностями той или иной латифа тонкость восприятия множественное число латаиф Это называют еще точкой чистоты местом озарения центром реальности В теле существует определенное место, специально предназначенное для активизации этого мемента. Оно считается центром, где его сила или барака проявляются наиболее явно. Теоретически латифа рассматривается как первичный орган духовного восприятия Это слово образовано от арабского корня ЛТФ. Термины образованные от этого же корня, могут передавать значение тонкости, мягкости, доброты, подарка или благосклонности, деликатности. Во фразе прекрасный ПОЛ слово прекрасный образуется тоже от ЛТФ. По мере того, как каждая латифа активизируется с помощью уnражнений, сознание ученика изменяется с тем, чтобы приспособиться к большим потенциальным возможностям его ума. Он уничтожает слепоту, которая делает обычного человека узником тех проявлений жизни и сущности, которые он способен воспринимать. Таким образом, активизация этих центров во многих смыслах рождает нового человека. Активизация латаиф есть только часть весьма разностороннего развития, которой нельзя заниматься в отрыве от всего остального. Эту методологию часто смешивают с йогической системой чакра Однако между этими методами существуют значительные различия. йоги считают, что чакры или падмы это особые центры, расположенные 7 1 в теле и связанные между собой невидимыми нервами или каналами. Обычно йоги не знают о том, что эти центры являются просто точками концентрации, своего рода удобными формулировками, активизация которых является частью некой теоретической рабочей гипотезы. Эти пять центров в рыцарском движении средневекового Востока получили названия Сердце, Дух, Тайный, Таинственный и Глубоко скрытый. Еще один центр, строго говоря, не является латифа, называется Душа и состоит из множества душ Это множество обычный сырой человек называет своей индивидуальностью. Такой индивидуальности присуща смена настроений и склонностей, быстрота появлений и исчезновений которых создает у человека впечатление, что его сознание является постоянным или единым. В действительности же это не так. Путъ к седьмому центру открывается лишь тем, кто развил в себе остальные. Такие люди являются настоящими мудрецами, хранителями и передатчиками учения. Несбалансированное развитие приводит к тому, что люди могут вообразить себя святыми или мудрецами. Благодаря присущему латифа могуществу, людям может показаться, что за таким человеком стоит последователь. Например, суфии считают, что появление таких людей объясняется наличием большого числа ложных метафизических учителей. Сами они, конечно, могут быть убеждены в обратном. Это происходит потому, что привычка обманывать себя или других не была в них искоренена. Активизация латифа осуществляется в следующих областях тела под пупком, на два пальца ниже душа в месте расположения физического сердца Сердце в месте, расположенном в правой части тела напротив сердца Дух Латифа Тайный расположен как раз между Сердцем и Духом, Таинственный во лбу, а Глубоко скрытый в мозгу. Истинный смысл такого расположения становится ясен в результате особого осознания, когда активизируется та или иная латифа. Местоположение этих точек указывается только в начале обучения. Следует отметить, что и эзотерическое христианство располагает подобными теориями, сочетая их с определенными упражнениями. Цветовую гамму, которую наблюдали алхимики запада, можно считать указанием на концентрацию на определенных участках тела, если сравнивать христианские труды с суфийскими, посвященными описанию упражнений сообщает Газали. Несмотря на то, что на Западе еще никто, вероятно, не заметил подобной связи, ее существование можно легко доказать. Латаиф расположены следующим образом по цветовой гамме Сердце калб желтый цвет, левая часть тела. Сознание сир белый цвет, солнечное сплетение. Интуиция хафи черный цвет, лоб. Глубокое восприятие сознания ихва зеленый цвет, правая сторона груди. В западной алхимии гамме появляющихся цветов придается большое значение. Христианские алхимики весьма часто упоминают о черно бело желто крае 72 ной гамме. Здесь следует отметить, что физические эквиваленты этих цветов образуют знак Креста. Следовательно, целью алхимических упражнений является активизация цветов определенные участки тела латаиф что достигается с помощью крещения. Это является адаптацией средневекового мусульманского метода, которому соответствует следующий порядок активизаций желто красно бело черно зеленый. В алхимии эта последовательность бывает и такой черный дополнительный серый частичное развитие черной способности, т лба белый солнечное сплетение, вторая точка знака Креста зеленый одно из обозначений правой стороны груди лимонный левая сторона груди, сердце красный центр груди Иногда, на второй стадии, в сознании возникает образ павлина разнообразные цвета Этот знак, считающийся алхимиками важным, известен на Ближнем и Среднем Востоке как особое состояние, которое не является неизменным и возникает, когда сознание затопляют изменяющиеся цвета или цветовые эффектъ 1Это одна из стадий, предшествующих стабилизации сознания. В определенном смысле это состояние можно сравнить с цветовыми иллюзиями, возникающими в результате употребления галлюциногенов. Поэтому странствующие рыцари Востока носили одежду или зачастую тюрбаны цвет которой соответствовал уровню их достижений в этой особой системе. Рыцарские школы одинаково важны для рыцарского движения, независимо от того, существуют ли они в форме монастырей или их члены устраивают свои собрания где нибудь в чайхане или в кафе Западной Европы, потому что только в условиях школы можно изучить и практически использовать такие материалы, как труд Ниффари, с учетом характерных особенностей ученика и потребностей социального климата, в условиях которого он работает. Вот почему развитие странствующего рыцаря в определенном смысле должно осуществляться в условиях различных обществ. Ero нельзя импортировать. Точно так же методы, подходящие для Египта Х века или йогической Индии, нельзя эффективно применять на Западе. Они могут натурализоваться, но это должно происходить строго определенным в каждом отдельном случае образом. Соблазны красочного Востока и его тайн веками скрывали от западного ума тот факт, что целью является развитие человека, а не украшения. 73 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Журавлёв И.В. Эзотерические взаимоотношения между наставником и учеником в армии Арабского Халифата (VII-XIII вв.) (1999)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |