Еремеев И.С.
К истории авиационной символики
// Гербовед. №33. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1998. № 1 (33). С. 126-130, цв. вкладки 20-21
Аннотация: Если первоначально символика носила индивидуальный характер (специальная окраска самолета аса и его личная эмблема, как это было, например, у Рихтгофена, чей самолет был выкрашен в красный цвет, за что Манфреда прозвали «Красным дьяволом»), то затем (уже после первой мировой войны) авиационные части и соединения стали получать имена. в честь прославленных асов и им были присвоены эмблемы, частично или полностью отображавшие эмблемы этих пилотов экстракласса.
Об авторе публикации/статьи:
Еремеев Игорь Семенович (Киев) член-корреспондент Всероссийского и Украинского Геральдических Обществ, член Московского клуба экслибрисистов
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Еремеева И.С.в библиотеке найдено еще 11 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 16756 знаков (с пробелами)
И Ере.меев, Киев
К ИGТО РКН 8ИА.ЦИ П 1QЙ GИМ.GОЛИКИ см. рис. на 2 0 2 1стр. цв вкладки
Оснащение в 19 15 году одноместных самолетов воюющих стран синхронными
пулеметами и превращение их в связи с этим в средство борьбы
с самолетами противника заложило краеугольный камень в фундамент
авиационной символики. А первый пилот, воодушевленный тремя
последовательными воздушными победами и нарисовавший на фюзеляже
своей машины карточного туза, чтоб все знали, что он туз в этой игре туз по французски ас стал создателем графических основ
этой символики и, по сути, способствовал введению нового эквивалента
термину пилот высшей квалификации
Поскольку в картах всего четыре масти и комбинации их по дае и три
добавляют еще десяток вариантов видеом, очевидно, что карточный
метод создания эмблем далек от совершенства. Действительно, лишь в
одной Германии было свыше 160 асов, сбивших 1О и более самолетов в
том числе непревзойденный Манфред фон Рихтгофен, сбивший 8 1самолет
не считая 52 асов Франции с их выдающимися летчиками Фонком и
Гюнемером, сбившими по 75 самолетов противника Англии, гордившейся
своим асом Менноком, сбившим 73 самолета, и Канады со знаменитым
асом Бишопом, сбившим 72 самолета, имевших сбивших в сумме 29 асов
девяти асов США во главе со славным Рикенбекером, сбившим 26 машин
противника. Россия с ее асом Казаковым, сбившим 22 вражеских машины
Бельгия с ее выдающимся пилотом В. Коппенсом, сбившим 37 самолетов,
и Италия с ее асом Ф. Барачча, имевшим на своем счету 34 сбитых
самолета врага в сумме имели еще более десятка пило тов высшей квалификации.
Поэтому карточная символика вскоре дополнялась геральдическими
фигурами, стилизованными анималистическими эмблемами, а
также сюжетными композициями.
Если первоначально символика носила индивидуальный характер специальная окраска самолета аса и его личная эмблема, как это было,
например, у Рихтгофена, чей самолет был выкрашен в красный цвет, за
что Манфреда прозвали Красным дьяволом то затем уже после первой
мировой войны авиационные части и соединения стали получать
имена. в честь прославленных асов и им были присвоены эмблемы,
частично или полностью отображавшие эмблемы этих пилотов экстракласса.
Такие части дивизионы эскадрильи и группы эскадры
обычно формировались из наиболее высокопрофессиональных пилотов и
все самолеты части получали одинаковую эмблему, свидетельствовавшую
о том, что на самолетах летают пилоты виртуозы. Со временем и
другие части стали получать свои эмблемы, которые изображались на
каждом самолете части. Эти эмблемы уже не напоминали эмблемы асов, 126
а носили более формальный характер и, в основном, предназначались
вместе с тактическим номером для различения на авиабазах и в воздухе
однотипных самолетов разных частей.
Однако в межвоенные годы авиационная эмблематика развивалась
довольно слабо по двум причинами число авиационных частей было довольно
небольшим и отсутствовал J ритерий, по которому в мирное время
можно было отличать пилотов и тем более целые авиационные части.
Тем не менее, определились некоторые национальные пути развития
авиационной эмблематики. В Англии, где традиции геральдики особенно
сильны, был введен единый тип эмблемы герба авиационных соединений
в круге обрамленном лавровым венком и увенчанном короной британской
империи, помещалась эмблема дивизиона с надписью по кругу дивизион номер королевских ВВС Лод rербом на ленте помещался
девиз по латыни, французски или английски Германии эмблемы
авиационных эскадрилий или rрупп также были стилизованы под гербы,
т представляли собой в основном геральдические щиты не унифицированной
формы но без корон и девизов. Полки одной и той же группы
могли иметь свои собственные эмблемы. Кроме того, отдельные асы могли
иметь и специальную окраску самолета или дополнительную эмблематику как это было у таких асов, как Э, Хартман, на обтекателе винта самолета
которого и капоте была изображена красная шестилучевая звезда
на желтом фоне, а также эмблема авиаэскадры 52 и эмблема командира
полка, которым он командовал В итальянских ВВС эмблематика носила
менее строгий характер часть соединений имела геральдические щиты, а
другая часть просто анималистическую символику. Французские ВВС
имели еtJ е. более разношерстную эмблематику. В польских ВВС в эмблематике
также наблюдалось однообразие, хотя и было стремление сведения
эмблем к нескольким группам. В США авиационная символика носила
в основном индивидуальный характер каждый экипаж или пилот украшал
свою машину, исходя из собственного чувства юмора и вкуса, причем
в качес Зе видеом часто использовались герои фильмов Уолта Диснея,
красотки с рекламных проспектов и разные реальные и фантастические
звери угрожающеrо вида.
После окончания второй мировой войны повторилась та же ситуация, что
и после окончания первой мировой войны индивидуальные эмблемы
исчезли, а существенно сокращенные авиационные части использовали
эмблемы или их вариации частей, наиболее отт 1Щ, 1вшихся во время
войны, с целью сохранения и продолжения традиций. Здесь характерны
эмблемы авиачастей Бундесвера, повторяющие, если не буквально, то по
существу эмблемы люфтваффе, и эмблемы отдельных частей итальянских
880. Однако 0ЯВИ ись и новые эмблемы, которые должны были
отличать части по функциональному принципу, по принадлежности к тому
или иному авианосцу или для отличения специальных показательных
частей, сформированных из пилотов мастеров высшего пилотажа, или
частей самолетов привидений самолетов периода второй мировой
войны, которые и по сей день находятся в строю и участвуют в празд
ничных церемониях 127
ь
d 128 129
Сегодня авиационная эмблематика обр ела второ е дых ание и в странах
СНГ. Если в о время прошлой войны самолет ы с особой р аскраской
или эмблемами в рядах сов ет ск их ВВС насчитывались единицами само лет майора И. Кожед уба с красными треугольниками по обеим сторона
м капота, самолет генерал май ора Г. Захаров а с Георги ем П обедоносцем
в современной военной фор ме на к он е, поражающим зм ея, и несколько
других, в частности группы Меч с крылатым мечом на борту
то теперь каждая авиачасть разрабатывает свою эмблему и официально
и.,и неформально использует ее, украшая свои саW олеты и вертолеты.
Усилиями специалистов и при широкой поддержке общественности и,
в первую очередь, патриотов, посвятивших себя авиации, ее прошлому,
настоящему и будущему, авиационная эмблематика России и других
стран СНГ займет достойное место среди себе подобных. Условием для
этого является твердое знание основ геральдики и военной эмблематики,
учет мирового опыта эмблемотворчества, наличие некоторой доли фантазии,
юмора, чувства меры и вкуса. Однако ко всему этому, как представляется,
необходимо добавить и некоторую долю формализма.
По видимому, как и в британских ВВС и в гербах кораблей Российского
флота, необходимо ввести некий стандарт маску герба эмблемы
т выполнять эмблему герб авиачасти в виде унифицированного шаблона
стандартной формы, где все вспомогательные элементы эмблемы герба такие как шильдик с наименованием части, обрамление и форма
щита, расположение девиза были бы едиными для всех авиационных
эмблем государства, а различными были бы лишь сама глазная видеома
и содержание шильдика и девиза.
В качестве варианта такой маски предлагается следующая. Щит, прямоугольный
в верхней части и полукруглый в нижней, обрамлен снизу и
с боков золотым лавровым венком. Верхнюю часть щита перекрывает
голубая лента, на которой золотыми литерами написано название
авиачасти допускается аббревиатура или ее условное название, кличка
Над лентой с названием шильдиком располаrа ется авиационная корона,
у которой в качестве зубцов использованы чередующиеся изображения
сокола с разворачивающимися для полета крыльями и вэлетаt 0щего современного
самолета. Под щитом на черной ленте серебряными литерами по русски или по латыни начертан девиз части.
Подписи к ч б рисункам
А. 1я авиадивизия Бундесвера В. 52 я авиаэскадра Люфтваффе С. ЗЗ я ЭСКЗАра истребителей
бомбардировщиков Бундесвера D. Соединение ночных истребителей Люфтваффе
Е. 7 1я истребительная эскадра Бундесвера F. 2 я истребительная эскадра
Люфтвайфе Рихтгофен G. 105 й истребительный дивизион британских королевских
ВВС Н. 157 й бомбардировочный дивизион королевских ВВС 13 18 й истребительный
дивизион польских ВВС в Англии J. 308 й истребительный дивизион польских ВВС в Англии
К. 10 я истребительная авиаrруппа ВВС фашистской Италии L. 4 е истребительное
аЕ 1иакрыло ВВС современной Италии М. Индивидуальная эмблема американского пилота
с авианосца Карал Си N. 12 я линейная эскадра 1го авиаполка польских ВВС 1938 г 130
20
К ИСТQРИИ
l ВИ ЦИQППQЙ СИМВQЛИКИ см. стр. 126
Portugal
Ruanda
Sambla
Sсhweden
ohne
Heсkabzeiсhen
м ohne
а
Heс. kabzeiсhen
Rhodesien
Rumanien
Saudi Arablen
Sсhweiz
Syrien
Thailand
Trinidad Tobago
Tsсheсhoslowakei
Tansania
Togo
Tsсhad
Tunesien
2 1
о е
Heсkabzeiэ en
Опознавательные знаки ВВС некоторых зарубежных стран.
Фрагмент немецкого плаката Бонн 99 1Militarisсhe Hoheitsabzeiсhen von 128 Nationen
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Еремеев И.С. К истории авиационной символики (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|