В Кулаков, д н., Москва
ПPVGGKИ6 Р6А.ЛИИ
G Г6РБАХ ДВ РЯПGТ.GА. ПРУGGИИ
В 1874 г. увидела свет монография Королевского прусского архивного
советника и государственного архивариуса Г Мюльверштедта, посвященная
геральдике пресекшихся к середине XIX века дворянских родов
Провинции Пруссия 1С этим редчайшим изданием, неизвестным отечественным
специалистам, мне удалось ознакомиться в апреле 1997 г. в городах
Дибурге и Дармштадте Земля Гессен, Германия благодаря дружеской
помощи со стороны Общества пруссов в Германии Толькемита Gesellsсhaft der PruBen in Deutsсhland TOLKEMITA Особую благодарность
за содействие в моей научной работе приношу Господам Герхарду
Лепа и Олафу Кнафла.
В ходе работы с опубликованной в означенном издании информацией
выяснилось, что определенная часть дворянских родов Восточной Пруссии
согласно своему происхождению является потомками прусских нобилей,
принявших во второй половине XIII в. власть Тевтонского Ордена. В
некоторых актовых документах эти принявшие христианство и орденскую
юрисдикцию представители местной знати обозначаются термином alte
Witinge старые витинги 2 Представители орденской администрации
этим именем называли часть прусской родовой знати3 по образцу западнославянских ветеницы чnены совета ранее в землях Мекленбург и
Бранденбург также ставшихl m.J путь сотрудничества с германскими фео
4
далами Уже по данным Христбургского мирного договора 1249 г. стано
вится ясен факт получения прусскими нобилями прав рыцарского достоинства
5. По степени аккумуляции феодальных имущественных и юридических
проблем набили с XIV в. подразделялись на витингов, свободных
ленников и обладателей Кульмского права6 Определенную роль в сложении
позднейшего местного т происходящего из состава западнобалтских
племен пруссов и ятвягов ц,ворянства Восточной Пруссии сыграли
и потомки прусских дружинников известные в документах Вармийского
епископства середины XIV в. под именем equites prutheni всадникипруссы
8. Предварительно можно предполагать, что из их состава формировался
наименее материально обеспеченный слой прусского дворянства.
Показатели осознания заказчиками родовых гербов своего местного
происхождения, а также аспекты сохранения в позднем средневековье
рудиментов языческой культуры пруссов реализуются в материале родовой
геральдики Пруссии.
Главным принципом предлагаемой работы является вычленение в
комплексах родовых геральдических изображений прусских реалий, то
есть тех артефактов и образов, которые находят прямые соответствия в
археологии и этнографии автохтонов Пруссии и отличаются от материаль 77
ных элементов германской культуры. Использованием в родовой геральдике
подобных деталей определенные дворянские фамилии Пруссии
могли акцентировать глубину корней своего происхождения. Редчайшая
даже в современных библиотеках Германии монография Г Мюльвер
штедта предоставляет уникальную возможность достаточно уверенного
установления времени появления гербов значительной части прусского
дворянства. Прекращение деятельности этих родов показывает. terminus
ante quem для создания соответствующих геральдических эмблем Данный
аспект чрезвычайно важен для датировки составляющих их деталей,
ибо иной путь для датирования прусских гербов пока отсутствует. Хронология
прусских реалий, представленных в геральдике пресекшихся родов
Пруссии, позволяет представить анализируемый материал в соответственно
ранжированном порядке
К4ТМ Г
родословных и геральдических материалов пересекшихся родов
прусского дворянства в сравнении с реалиями
материальной культуры Балтии XI XVI веков 1Фон дер ТРОММЕНАУ, также Тромменей, старопрусский род, про
исходящий из одноименного населенного пункта поблизости от
Riesenburg, Кг. Rosenberg WestpreuВen ныне Prablty, wojew. EIЫ g
Возможно, впервые этот поселок, располагавшийся в заселенной пруссами
лишь с XII в. земле Помезании9, упоминается в 1400 г. под именем
Trumpe в 1379 г. 10 Основателями рода являются Людвиг и Питер de
Trumpia вассалы Ордена с 1370 г. По видимому, род угас в XVI в.
Родовой герб на лазоревом поле фронтально расположенное поясное
изображение закованного в броню бородатого мужчины, чья голова
покрыта белой шапкой с черным отворотом рис. 12
2. ШЛУБУТ, старый аристократический род, происходящий по крови от
первопоселенцев Пруссии, чьим родоначальником, по данным фамильной
легенды, был благородный витинг Slobothe. Этот рыцарь, щитодержате
лем которого служил крестьянин, упомянут в 1342 г. Правда, местное 5 а
мильное имя Slawote было известно в земле Погезания еще в 1263 г. 1В 145 1г. Hans Slobothe приобретает в земле Бартия имение Warkeim, Кг.
Rastenburg OstpreuBen ныне Warkejmy, wojew. Olsztyn ранее уже принадлежавшее
в 1420 г. Georg von Slobothe. Старшая мужская ветвь рода
пресеклась 22 октября 1740 г. со смертью полковника датской службы
Albreсht Ernst von Sсhlubhut.
Родовой герб На лазоревом поле направленный острием вверх се
ребряный штурмовой шлем известны варианты изображения герба, где
представлен лазоревой или чёрный шлем на серебрянном поле 1
Гербы родов ТРОММЕНАУ и ШЛУБУТ несут редчайшее для материальной
культуры Пруссии изображения остроконечных шлемов. Эта деталь
оборонительного снаряжения никоим образом не связана с традици 78
ями орденского доспеха. По мнению некоторых исследователей, такие
островерхие шишаки восходят к древнерусским прототипам Х в., именовавшимися
шлемами черниговского типа тип по А Кирпичникову 14.
Правда, на территории Древней Руси обнаружено 5 таких шлемов, вне ее
пределов 8 таких находок из них два шлема в ареале пруссов Ввиду
такой диспропс,рции регионального распределения находок считать проблему
происхождения этой детали оборонительного снаряжения эпохи
викингов решенной до конца нельзя. Такие островерхие шишаки являлись
у пруссов поздней фазы эпохи викингов исключительной прерогативой
военачальников 15 Ярким примером этой престижной детали прусского
доспеха является шлем рис. обнаруженный на могильнике ГроссФридрихсберг Gross Friedriсhsberg близ бывшего поселка Juditten, западная
окраина современного г. Калининграда 16. Данный шлем, относящийся
к позднему варианту типа Spangenhelm, был составлен из четырех
полос железа треугольной формы, покрытых позолоченными бронзовыми
листами. Боковые накладки в виде криновидного креста и навершие, служившее
для крепления плюмажа из конского волоса были изготовлены
также из позолоченной бронзы 17 Указанная конструкция шлема особенно
четко представлена на гербе рода ШЛУБУТ. Правда, шлем этого герба в
виде анахронизма являющийся и нашлемной фигурой имеет очертания,
схожие скорее с византийским шлемом типа ерихонка XIII XV вв. обозначая
перегибом в нижней части шлема ложбину, предназначенную для
крепления ременной полосой кольчужной завесы бармица Такая ложбина
четко фиксируется у шлема из Гросс Фридрихсберга рис. Разумеется,
такие шлемы не играли реального боевого значения, являясь скорее
не защитой от вражеских мечей, а символом высокого социального статуса
своего владельца, заодно обозначая для его воинов место военачальника
в боевых порядках. Такова нетривиальная роль остроконечных прусских
шишаков, известных в орденской Пруссии под именем prusсhe helm,
pekilhube 18. На рубеже XIV XV вв. такие шлемы производились, судя по
находке в Georgenburgkehlen, Кг. lnsterburg, ныне Тимирязева, Черняховский
р н Калининградской обл. п авда, данный шлем может иметь татарское
или русское происхождение 9, уже сварным способом. В связи с этим
присутствие архаической формы данного шлема на гербе рода ШЛУБ УТ
предполагает сохранение с XI XII вв. вплоть до времени создания герба явно не позднее второй половины XV в. этой фамильной реликвии, свидетельствовавшей
о высоком социальном положении этого рода еще в
доорденской Пруссии.
Несколько иначе выглядит ситуация с прусскими реалиями герба рода
ТРОММЕНАУ. Шлем на изображенном здесь прусском вожде не детализирован
и снабжен по своему нижнему краю черным отворотом или опушкой поднятая кольчужная бармица Однако необычное для европейской
геральдики фронтальное поясное изображение воина, шею которого украшает
подобие гривны с подвеской явный рудимент материальной культуры
пруссов XIII XIV вв.20 показывают на некоторые возможности поис 79
ков реального прототипа для этой геральдической фигуры. Буквально в 10 15 км к востоку от родового гнезда рода ТРОММЕНАУ еще в нач. ХХ в.
находилась группа каменных изваяний, изображавших прусских воинов в
полном вооружении, шеи которых украшались гривнами. Верхняя часть
одной из этих фигур место находки близ города Rosenberg имеет коническую
форму рудимент остроконечного шлема 2 1Такие каменные изваяния
обозначали конечные пункты военных походов пруссоа Самбии
начала XII в., изображая сакральных хранителей прусской земли легендарных
вождей Видевута и Брутена22. Творец герба рода ТРОММЕНАУ
мог воспользоваться одним из упомянутых изваяний из дальних окрестностей
родовой усадьбы в виде образца для создания основной фигуры
заказанного герба. Возможно, эта фигура была призвана символизировать
древнейшего предка рода по аналогии с каменными фигурами прусских
вождей мифических предков властителей языческой Пруссии. В отличие
от родов ТРОММЕНАУ и ШЛУБУТ, в гербах которых представлены iерупные
по размерам реалии прусской материальной культуры, вполне прозаическую,
миниатюрную деталь западнобалтского убора использовал в
своем гербе.
3. НАГЕЛЬ род, происходящий, по видимому, из Курляндии. Прародители
этого рода восходят к родам, потомки которых проживали в XIX в.
в Вестфалии Кг. Ltidingshausen и в Райнланде Kreise Duisburg und
Geldern Род, владевший имениями в прусской земле Помезании Кг.
Mohrungen OstpreuBen, ныне wojew. Olsztyn пресёкся по мужской линии
в начале XVI в.
Родовой герб На белом поле красная пряжка, украшенная по пери
метруорнаментом в виде половинок лилий 23
Основная фигура этого герба застежка der Nagel плаща т фибула
является здесь ономастическим элементом, что соответствует современному
геральдическому понятию говорящий герб Складывается впечатление,
что заказчик герба, стимулировавший его изготовление не позднее
конца XVII в., стремился обосновать специфику своей родовой фамилии
посредством отображения на гербе элементарной детали одежды,
принцип работы которой связан именно с rвоздеобразным язычком застежки.
Существенным в этой кажущейся простой коллизии является то,
что представитель рода НАГЕЛЬ образцом для основной фиrуры родового
герба выбрал вполне конкретный вариант фибулы в типологическом тезаурусе
западнобалтских древностей подтип 6 кольцевидных застежек24
являвшийся в юго восточной Балтии застежкой женской накидки виллайне в XIII XIV вв. Прототип таких фибул известен в виде позднего
варианта готландских застежек в погребальных древностях острова Готланд
25 второй половины Х в. Учитывая тесные этнические связи Скандинавии
и юго восточной Балтии, не вызывает удивления факт появления
моды на крепление женской накидки посредством деривата упомянутой
готландской застежки в северной части земли куршей т в Курляндии
уже в начале XII в.26 Такие застежки были распространены на восточных 80
берегах Балтии от Пруссии до восточных границ Эстонии вплоть до конца
XVII в.27 Символизируя чуждый отеческой культуре автохтонов Балтии
символ шестиугольной звезды иврит могендовид в христианской
символике ставший символом рождения сына Марии, такие застежки были
в употреблении у женщин той части населения, которая находилась в
постоянном контакте с представителями христианской в данном контексте германской культуры. Использование подобного рода украшений в Латвии в том 1исле и в Курляндии прародине фамилии НАГЕЛЬ стимулировалось
не только скандинавским влиянием, но и импульсом со стороны
ареала славян кривичей, в XIII XIV вв. использовавших сходные по типу
звездчатые женские застежки26 Таким образом, можно с уверенностью
утверждать, что заказчик герба рода НАГЕЛЬ сделал символом своей
фамилии не только говорящую фиrуру, но и артефакт, являющийся обязательным индикатором материальной культуры автохтонного населения
Балтии, среди которых жили пришедшие сюда с запада родонач льники
фамилии НАГЕЛЬ. Правда, этот артефакт не относился к престижным
деталям вооружения, могущим акцентировать славу и воинские подвиги
предков, а был скромным элементом женского костюма.
4. КЛИТЦИНГ рыцарский род, происходящий из Пригнитца ныне
Land Meсklenburg Vorpommern, Deutsсhland со смертью старшего в роду
сaspar сhristoph von KLITZING в 1672 г. утерявший свои имения в Korben,
Кг. Fisсhhausen Ostpreul 1en ныне пос. Краснофлотское, Зеленоградский
р н Калининградской обл. и в других местах. Позднее, в 168 1г. дети упомянутого
персонажа выкупили эти имения.
Родовой герб на золотом поле три красных с белыми отворотами шапки
с тульями, загнутыми назад. Нашлемник красный мужской торс с белым
воротником, в шапке, представленной на гербовом щите 29 рис. 4,3
5. КРЕМИТТЕН, также ГРЕМИТТЕН древний исконный род Пруссии,
известный уже в XIV в. и происходящий из одноименного поселка в Кг.
Tapiau Ostpreuf 1en ныне северо восточная окраина пос. Лозовое, Гвардейский
р н Калининградской обл. в пределах исконного прусского ареала земли Самбия. Наследование по мужской линии в этом роду прервалось
в середине XV в. в результате выхода его наследницы замуж за рыцаря
Георга фон Шлибена.
Родовой герб на серебряном поле красная перевязь с тремя золотыми
сердцами. Нашлемник красная шапка с белыми отворотами, увенанная
черным петушиным пером 30 рис. 4,4
Ведущей геральдической фигурой гербов дворянских родов КЛИТЦИНГ
и КРЕМИТТЕН является остроконечная красная шапка с отворотом по
чижнему краю. В европейской дворянской геральдике данная фигура
довольно распространенное явление, при этом шапка имеет либо вполне
быденные формы в соответствии с требованиями средневековой городкой
моды либо очертания прямого колпака с отворотом деталь убора
сказочных магов, восходящая к традиции кельтских друидов 3 1В нашем
лучае данная шапка является отличительным знаком верховного жреца 8 1
языческих пруссов, носившего до середины XIII в. ритуальное имя Криве
к w з2 Г б
риваитис олову верховного жреца, из иравшегося пожизненно, ук
рашала остроконечная шапка с золотым шаром на конце, усыпанным драгоценными
камнями 33 рис. 3,2 Эта шапка, окрашенная в красный цвет,
была троекратно представлена на хоругви епископства Самланд рис. 3, 1
захваченном поляками и литовцами в битве при Грюнвальде Танненберге Жальгирисе 14 10 г. 34 Гербы родов КЛИТЦИНГ и КРЕМИТТЕН представляют
собой композиции, структурно восходящие к архетипу этой хоругви.
Это неудивительно, ибо имения означенных родов располагались
на Самбии, неофициальным символом которой в средневековье являлось
троекратно повторенное изображение красной шапки Криве Кривайтиса
на белом поле хоругви. Правда, остается неясными причины возникно
вения в XIV в. идеи связи верховного жреца пруссов и прусской земли
Самбии. Резиденцией Криве Кривайтиса являлись центральные святилища,
располагавшиеся в землях Вармия Grunwalde, Кг. HeiligenbeH, ныне
пос. Липовка, Багратионовского р на и НадР.авия Sсhlo berg, Кг.
lnsterburg, ныне пос. Бочаги Черняховского р на 35. Происхождение символики
епископской хоругви Самланда имеет скорее всего не культурно
исторический, а политический смысл. В соответствии с папской буллой,
вышедшей в 1234 г. в Риети, из захваченных Тевтонским Орденом эаnаднобалтских
земель в 1243 г. были выделены территории для четырех епископств.
Важнейшее из них епископство Самланд стояло у истоков конкуренции
орденской и епископской власти в Пруссии36 В рамках не nрекращав ейся
административной конфронтации сугубо ортодоксальному
знамени Ордена с черным крестом на белом поле была противопоставлена
хоругвь Самбийскоrо епископства с атрибутами мeсJt oro, фактически
откровенно языческого характера. Примеры подобной анти орденской
символики известны в городской геральдике Пруссии гербы К нигсберга,
Эльбинrа и Данцига 37 Следует отметить, что все стороны жизни в епископских
владениях Пруссии были проникнуты в эпоху средневековья
достаточно явственными элементами либерализма и терпимости к архаическим
традициям формально христианизированных местных жителей.
Впрочем, как выясняется, даже орденские власти обладали достаточной
степенью толерантности к языческим обычаям пруссов38.
Есл появление символа языческой культуры пруссов на гербе рода
КРЕМИТТЕН, восходящего к прусским нобилям XIII XIV вв., вполне естественно,
то аналогичный феномен герба рода КЛИТЦИНГ показывает тенденцию
его представителей к натурализации в прусской среде. Следует
обрат ть е.нимание на то, что родовая усадьба КРЕМИТТЕН располагалась
непосредственно к югу от одноименного орденского замка, относившегося
к комтурии Кёнигсберга и известного еще с 139 1г.39 Ныне его руины
исчезли при строительстве нефтедобывающего комплекс Как правило,
орденские замки соседствовали с прусскими городищами. что является
свид тельством противостояния в борьбе за независимость в 1230 1283 гг В нашем случае в 1км к западу от замка Кремиттен расположено 82
городище Langendort4 травиционно являвшееся усадьбой древнейшего
прусского рода ПЕРБдндr 1потомки которого благополучно здравствуют
ныне в Германии и, в частности, участвуют в деятельности Общества
Толькемита, при подцержке которого написана данная статья.
Изображение шапки Криве Кривайтиса, аналог которой в западноевропейской
геральдике символизирует успехи гербовладельца в борьбе с
язычниr ами42 на гербах прусских дворян было не единственным артефактом
местной догерманской культовой практики. Наиболее популярной
гербовой фигурой в родовой геральдике Пруссии является парные изображения
питьевых ритонов, оформленных, в соответствии с герал fическими
германскими традициями в виде сигнальных охотничьих рогов Эта
композиция включена в герб города Кнайпхофа и правильно трактуется
как гипотетическое отражение языческой прусской традиции жертвенных
возлияний медом, производившихся на святилищах из ритонов44 Эти
сосуды, изготовлявшиеся из рогов туров и домашних быков, были важной
деталью погребального инвентаря знати эстиев прямые предки пруссов
начиная со в. н и выполняли аналогичную функцию в прусских древностях
IV V и XI XII вв.45 Жертвенный ритон представлен на Кольце из
Штробьенен нач. VIII в. в руке предполагаемого верховного жреца пруссов
46 такие ритоны прусские камнерезы XI XII вв. обычно изображали в
правой руке изваяний священных хранителей прусской rраницы47 Таким
образом, парные ритоны в руках девушки, являвшейся, по законам европейской
геральдики символом чистоты, мoryr служит на гербах прусских
дворян отзвуком памяти о сакральной чистоте жертвоприношений прусских
жрецов эпохи раннего средневековья. Показательно, что в правой геральдически почетной стороне шмуцтитула книги ГА Мюльверштедта
под гербом герцоtства Пруссия изображена романтическая фигура прусского
языческого воина с гербом принадлежал одному из древнейших
местных родов ЭЙЗАК украшенным упомянутым выше типичнейшим для
прусской дворянской геральдики сюжетом рис. 4, 1Аспекты становления
геральдической легенды о девушке с двумя ритонами рис. 2,2,3 несомненно,
нуждаются в дальнейшем изучении. Фигура прусского языческого
воина, представленного на шмуцтитуле гербовника вооруженным типичным
для дружинников Самбии второй пол. Х в. оружием тяжелой секирой 48 типа 4 была создана художником Ф Хильдебрандтом явно под
влиянием изображений пруссов в книгах эпохи Возрождения. Яркая особенность
прусской этнографии ношение метательных палиц за поясом кстати, выглядящая полным анахронизмом на фигуре, показанной на рис.
3, 1является атрибутом легковооруженного прусса общинника, представленного,
например, на рисунке из хроники М. Вайсселя рис. 5, 1Метательная
дубина оружие, абсолютно чуждое тяжеловооруженным западнобалтским
нобилям конца XIII нач. XIV вв. рис. 5,2 являлось тра
иционным оружием наиболее массовой части прусского общества сельских
общинников49 Гипотетически можно предполагать, что такая палица
являлась национальным оружием поздних пруссов. Селянин, использова 83
вший в бою и о рыбной ловле подобные дубинки прусск. kula именовался
kulakotis и, как правило, в XIII XVI вв. одевался в распашной каф
v s, И б тан, покрывая голову шапкои с отворотами менно таким о разом вы
глядят мужские фигуры, показанные на гербах следующих родов
6. КЛЯЙСС род франконского происхождения, осевший в Пруссии в
начале XVI в., с 1530 г. обладавший имениями в Gr. КI. Stein, Кг.
Mohrur 1geп OstpreuBen ныне Przezmark, wojew. Olsztyп Последним
представителем этого рода был дезертировавший в 1750 г. из кирасирского
полка Геслера лейтенант von KLEISS.
Родовой герб на серебряном поле поднимающиеся вверх три красных
языка пламени, нашлемник мужской торс в красном кафтане его
голова покрыта белым колпаком с красным отворотом 52 рис. 5,3
7. РИББЕК род, происходящий из Хавелланда, приобретший не
позднее 17 13 г. имение в сallisten, Кг. Mohrungen OstpreuBen ныне Kalisty,
wojew. Olsztyn и пресекшийся в 1746 г.
Родовой герб на золотом поле повернутое вправо погрудное изображение
бородатого МУ К ИНЫ в красном кафтане покрытом красной
шапкой с белым отворотом 53 рис. 5,3
8. ДЕСНИТТЕН древнейший прусский род из племени первоначальных
поселенцев. В XIV в. их имение Desnitten, Кг. Pr. Ho nd Ostpreur en ныне Dzisnity, wojew. EIЫag разделено между родом ДЕСНИТТЕН и
пришлым родом von Maсhewitz. Последний представитель рода
ДЕСНИТТЕН был упомянут в 1559 г.
Родовой герб на серебряном поле в черной, с золотым отворотом
шапке, в черном, отороченном серебром кафтане и черных сanqrax, в
правой руке держащий черный лук, в левой f 1ЯТЬ черных стрел 54 рис. 5,5
9. КОРНЕМАНН род, начавшийся с п олучения дворянства 24 ноября 1750 г. Johann Peter Kornemann, занявшим имения Linkau, Gauthen,
сorgeiten, Кг. Fisсhhausen OstpreuBen ныне Путилова Зеленоградского
р на Калининградской обл Род прервался 26 апреля 1825 г. со смертью
майора сhristoph Ernst Ludwig von KORNEMANN.
Родовой герб опоясанный золотым поясом щит в правом золотом поле
несет зеленый стебель с тремя колосьями, в левом лазоревом поле
одетый в белое мужчина в остроконечной шапке 55 рис. 5,6 10. КАНТЕН старый местный род Пруссии, в большом количестве
своих представителей и в бедности пребывавший в родовом имении
Kanthen, Кг. Mohrungen Ostpreu en ныне K9ty, wojew. Е Ыаg Последним
в роду был умерший в 1734 г. лейтенант полка Бехеферрша сhristoph
Albreсht von Kanthen. Два его младших брата ушли из жизни вскоре после
его смерти.
Родовой герб одетый в короткий кафтан и в высокие сапоги лучник древний прусс 56. рис. 5,7
Серия гербов 6 10, как следует из родословных данных, принадлежит
преимущественно пришлым в Пруссию родам. В этой части нашего
каталога лишь роды ДЕСНИТТЕН и КАНТЕН имели автохтонное происхо 84
ждение. Первый из них, судя по разделению его наследственных владений,
богатством и знатностью не отличался. В родословии рода КАНТЕН
прямо упомянута его многочисленность и бедность. Возможно, именно с
незнатностью происхождения этих родов можно связать непрестижность
основной фигуры их гербов вооруженного луком прусского общинника.
Автор наиболее раннего герба этой части каталога, принадлежавшего
роду ДЕСНИТТЕН, основой для создания образа прусского селянина мог
взять изображение балтского лучника рис. 5,2 на капители колонны кон.
XIII нач. XIV вв., находящуюся по сей день в одном из залов орденского
замка Marienburg, Кг. Marienburg WestpreuBen ныне Malbork, wojew.
EIЫag Проблема доступа посетителей в замок, располагавшийся всего
лишь в нескольких десятках километров к западу от имения ДЕСНИТТЕН,
в эпоху Возрождения не существовала. Существенен факт изображения
на гербе рода ДЕСНИТТЕН рис. 5,5 такого же по конструкции сложносоставного
лука, которым вооружен и воин на мальборкской капители рис.
5,2 В XVI в., в эпоху духовной и административной перестройки бывшего
Орденского государства Тевтонский Орден был секуляризован его
последним Великим Магистром Альбрехтом фон Бранденбург в 1525 г.
среди местных интеллектуалов были чрезвычайно популярны печатные
издания, излагавшие несовместимые с прежней католической моралью
сведения о языческой культуре пруссов. Свежие идеи Реформации стимулировали
невероятный рост интереса к жизни и недавней истории самых
широких слоев населения Пруссии местного крестьянства, их духовности
и фольклора57. Следствием этого, в частности, стало тиражирование изображений
прусских селян в традиционной одежде кафтан и шапка с отворотом рис. 5, 1которые не могли не привлечь внимание автора герба
рода ДЕСНИТТЕН. Так родился геральдический образ прусского лучника,
имевший несомненную связь с этнографическими реалиями. Лишь его
красная шапка с загнутым назад островерхим концом была взята творцом
герба из череды атрибутов Криве Кривайтиса. Это, видимо, является свидетельством
родословных амбиций рядового прусского дворянства, стремившегося
подчеркнуть древность своего происхождения ничуть не меньшую,
нежели у родов знатных см. в каталоге 5 род КРЕМИТТЕН
гербы которых украшала красная шапка Криве Кривайтиса. Правда, на
изображении простого прусского kulakotis она выглядела анахронизмом,
как, впрочем, и высокие сапоги с отворотами.
Итак, из более девяти сотен гербов прусских родов, пресекшихся не
позднее середины XIX в., удалось вычленить 1О гербов, несущих изображения,
отражающие реалии прусской материальной культуры языческого
времени и местной западнобалтской этнографии. Значительное число
гербов из оставшегося пока невостребованным массива, опубликованного
Г Мюльверштедтом 1возможно, в соответствии со своими сюжетами девушка с ритонами ворон древо также могут быть связаны с кругом
понятий негерманского прошлого Пруссии. Правда, данная тема
должна быть в дальнейшем рассмотрена на широком фоне геральдичес 85
кого материала всей Балтии и Германии для вычленения возможных
здесь сюжетов дохристианской истории и поздне средневекового фольклора
не только возможно, даже не столько балтских племен, но и регионов
различных этнокультурных регионов Центральной Европы.
Среди десяти представленных в нашем каталоге родов половина имеет
местное происхождение, восходя к прусскому доорденскому нобилитету NQ 12, 5, 8, 1О Ввиду этого использование ими при составлении родо
вых гербов прусских реалий вполне логично. Эти реалии распадаются
на три неоднозначные группы шлем шапка Криве Кривайтиса и фигура старого прусса являющиеся, соответственно, отражением обосн9ванности
претензий на древность родословной. Как отмечалось выше,
шлем мог являться фамильной реликвией и относиться к действительному
наследию рода, принадлежавшему некогда его nервопредку военачальнику
пруссов XI XII вв., чьи ближайшие потомки обрели в XIII XIV вв.
статус витинга. Соотнесение гербовой фигуры шапка Криве Кривайтиса
со статусами свободных денников и обладателей Кульмского права представляется
достаточно проблематичной, но не невероятной. Фигура старого
прусса при учете своего позднего XVI в. происхождения, отражая
неперсонифицированный образ местного жителя, явно не принадлежащего
к слою родового нобилитета, может быть сопоставлена с принадлежностью
соответствующего гербовладельца к потомкам equites prutheni.
Важно отметить, что вторую половину родов, представленных в нашем
каталоге, составляют дворянские роды, прибывшие в Пруссию в финальной
фазе существования Орденского государства. Обретение ими прусской
символики показывает стремление гербовладельцев натурализоваться
в среде местной элиты, на всех информативных уровнях в том
числе и на геральдическом декларировавшей свою непосредственную
кровную связь с древнейшими жителями юго восточной Балтии пруссами,
важнейшим племенем западнобалтского региона.
Наконец, проведенное исследование показывает, что основная часть
родов, обладавших гербами с прусской символикой и декларировавших
пиетет перед своими негерманскими предками или стремившиеся так
выглядеть обладала поместьями в прусской земле Помезании 13,
6 8, 10 Эта территория стала в XV XVI вв. ареной нескончаемых междо
усобиц Война городов и войн с Польским королевством. Участие в полной
опасностей службе на западной границе Орденского государства привело
к затуханию родов, геральдика которых была разобрана в данной
статье. Такова была судьба значительной части коренного прусского дво
рянства, перемалывавшегося неумолимыми жерновами многочисленных
войн, сотрясавших Пруссию на протяжении последних шести столетий.
Лишь завершение Второй мировой войны положило конец этому казавшемуся
бесконечным процессу уничтожения потомков древних вождей и
военачальников пруссов.
Дибург Дармштадт Москва 86
ПРИМЕЧАНИЯ 1Mulverstedt G Der abgestorbene Adel der Provinz Preul 1en. Nurnberg, 1874.
2. Wenskus R. Die gens сandein. Zur Rolle der prur 1isсhen Adels bei der
Eroberung und Verwa g Preul 1ens Wenskus R. Ausgewahlte Aursatze zum fruhen und preur 1sсhen Mitte ter. Sigmaringen, 1986.
3. Lowmianski Н. Studia nad dziejamy Wielkiego Ksi twa Litewskiego. Poznan, 1983 179.
4. Кулаков В Пруссы V XIII вв М., 1994. С. 155.
5. Пашуто В Христбургский Киршпорский договор 1249 г. как исторический
источник Проблемы источниковедения, вып. VII. М., 1959. С. 374.
6. Матузова В Прусские нобили и Тевтонский Орден жалованные грамоты
прусским нобилям и эпизоды Хроники земли прусской Петра из Дусбурга Древнейшие государства на территории СССР. 1987. М., 1989. С. 282.
7. Кулаков В Пруссы С. 155.
8. Lowmianski Н. Studia nad dziejamy С. 179.
9. Кулаков В Пруссы С. 23. 10. Gerullis G. Die a reul 1isсhen Orsnamen, Berlin Leipzig, 1922 187. Mulverstedt G Der aЬgestorЬene Adel S. 98. Taf. 72. 12. Trautmann R. Die a reublsсhen Personennamen. Gottingen, 1974, S. 95. 13. Mulverstedt G Der aЬgestolbene Adel S. 8 1Taf. 59. 14. Кирпичников А Древнерусское оружие. Вып. 3. Свод археологических
источников, Е 136, Ленинград, 197 1С. 25, 26 Кулаков В Древности пруссов
VI X II вв. Свод археологических источников, вып. Г 19. М. 1990. С. 33. 15. Кулака.в В Погребения военачальников прусской дружины Краткие
сообщения Института археологии. Вып. 198. М., 1989. С. 33. 16. Седов В Балты Финно угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987. Табл. СХХХ,8. 17. Gaerte W. Die Besiedlung und Kultur Konigsbergs und seiner Umgebung in
vorgesсhiсh сher Zeit II A reuBisсheForsсhungen. Н. 1KonigsЬerg, 1924 135. 18. Nowakowski А. Uzbrojenie wojsk krzyzaсkiсh w Prusaсh w XIV w. i na
poсz9tku XV w. L6dz, 1980 146. 19. Katalog des Museums lnsterЬurg Zeitsсhrift der Altertumsgesellsсhaft
lnsterburg, 1905. Taf. XVI.
20. Кулаков В Древности пруссов С. 28.
2 1La Baume W. Bildsteine des fr0hen Mitte ters aus Ost und WestpreuBen Blatter fur deutsсhe Vorgesсhiсhte. Н. 5. Danzig, 1927. АЬЬ. 14.
22. Кулаков В Земля пруссов и прусские земли Балта славянские ис
следования 1985. М., 1987. С. 97.
23. Mulverstedt G Der abgestorЬene Add S. 52. Taf. 38.
24. Кулаков В Древности пруссов С. 25. Рис. 13, 17.
25. Thunmark Nylen L. Die Wikingelzeit Got ands. Вd Stoсkholm, 1995. АЬЬ. 48,9.
26 inters V. Traсht und Sсhmuсk in Birka und im ostbaltisсhen Raum 87
Antikvariskt arkiv. Bd. 70. Stoсkholm, 198 144. АЬЬ. 37.
27. Kirme К. Eesti soled. Tallinn, 1986, ill. 247 266.
28. Fr. Balodis. Latvijas arсheologlia. Rig 1926. Р. 124, 125. Attёl. 83
29. Mulverstedt G Der abgestorЬene Add S. 34. Taf. 25.
30. IЬid Taf. 7.
3 1von Saсken Ed. Heraldik. Grundz0ge der Wappenkunde. Leipzig, 1906. АЬЬ. 166,200,203,207.
32. Simon Grunau s Preussisсhe сhronik. Leipzig, 1876. Bd. 162.
33. Кулаков В Пруссы С. 133.
34. Sapoka А Lietuvos istorija. Kaunas. 1936. Р. 673.
35. Кулаков В Дружинные элементы в могильниках пруссов VII начала XI
вв. Археологические памятники Европейской части РСФСР. Погребальные
памятники. М., 1988. С. 129, 130.
36. Booсkmann Н. Deutsсhe Gesсhiсhte im Osten Europas. Ostpreuben und
Westpreu en. Berlin, 1992
37. Кулаков В Происхождение и символика герба Альтштадта Кёнигсберг постановка проблемы Гербовед, 1997. 3. С. 17.
38. Kulakov V Valuev А Veluva A Wehlau ein heidnisсher Friedhof im
сhris сhen Nadrauen Eurasia Antiqua. Bd. 2. Вerlin, 1996 497.
39. Dehio G., Gall Е. Handbuсh der Deutsсhen Kunstdenkm3 1er
Deutsсhordensland Preussen. MOnсhen Berlin, 1952 455.
40. Архив Ид РАН. Р 1Кулаков В ет о работе Балтийского отряда в 1977 Г. 6 184.
4 1Ambrassat А. Die Provinz OstpreuВen. Ein Handbuсh der Heilmatskunde.
WOrzburg, 19 12, S. 333.
42. Neubeсker О. Wapperikunde. M0nсhen. 1990 27.
43. Oswald G. Lexikon der He dik. Leipzig. 1984 206.
44. Лерман Г Историческая геральдика города Кёнигсберга Гербовед. 1996, 2. С. 33.
45. Кулаков В Древности пруссов С. 34.
46. Кулаков В Тюрки на Балтике Материалы по археологии Калмыкии.
Элиста, 199 1С. 142.
47. Там же. Рис. 2.
48. Кулаков В Древности пруссов С. 32, 18, 3.
49. Asсik К. О wojskowosсi prus6w w V XIII wieku Komunikaty Mazursko
Waгmir 1skie. 1969. Nr. 199 224.
50. Топоров В Прусский язык. K. L. М., 1984. С. 255.
5 1Кулаков В Пруссы С. 130, 13 1
52. verstedt G Der abgestorbene Add S. 34. Taf. 25.
53. IЬid 70. Taf. 52.
54. IЬid 13. Taf. 8.
55. IЬid 35. Taf. 26.
56. IЬid 32. Taf. 23.
57. Abramowiсz А. Urny i сeraunie. L6dl, 1979 43 45. 88
Подписи к рисункам см. стр. 90 93
Рис. 1Прусский шлем в родовой геральдике Пруссии 1шлем первой
пол. XI в. из, могильника Гросс Фридрихсберг западная окраина г. Калининграда
2 герб рода Тромменау Тромменей вторая пол. XV в. 3
герб рода Шлубут, вторая пол. XV в.
Рис. 2. Ф була в родовой геральдике Пруссии 1позднийiвариант застежки
готландскоrо типа из погребения второй пол. Х в. из могильника
Барсхальдер приход Грётлингбо, о. Готланд Государственный Исторический
музей г. Стокгольм инв. SHM 758 12 2 Фибула нач. XIV в. из
погребения на могильнике Шплиттер Неманский р н Калининградской
обл. России 3 герб рода Нагель, до кон. XVII в.
Рис. 3. Шапка Криве Кривайтиса в родовой геральдике Пруссии 1схематический рисунок штандарта Самбийскоrо епископства, захваченный
польско литовскими войсками в битве при Грюнвальде Таннеберге
в 14 10 г.
2 графическая реконструкция ритуального головного убора КривеКривайтиса,
представленная Генрихом Герлахом в соответствии с изображением
на печати фогта Самбии. 1327 г.
3 герб рода Клитцинг, XVII в.
4 герб рода Кремиттен Гремиттен до сер. XV в.
Рис. 4. 1Прусский нобиль в правой геральдически части шмуцтитула книги
ГА Мюльверштедта
2 герб рода Дамерау
3 герб рода Эйзак, не позже нач. XVII в.
Рис. 5. Изображения пруссов в родовой геральдике Пруссии 1прусский общинник старый язычник из хроники М. Вайсселя 1599 г.
2 прорисовка части фриза капители колонны из замка Мариенбург
Мальборк, нач. XIV в.
З герб рода Кляйсс, нач. XVI в.
4 герб рода Риббек, не позже нач. XVIII в.
5 герб рода Десниттен, не позже кон. XVI в.
6 герб рода Корнеманн, XVIII в.
7 герб рода Кантен, не позже нач. XVIII в. 89
О 2rм
TRO.Ммt NLY. Ч LUB П Н 90
D а 0
о о 2 о
О 1сm
Рис. 2.
о
Q
r Н. Е Т 1
Рис. 3. 9 192 М У. I 1t v
i г r t.t J 1f 1
i 1 i 1II
EYSALH
Рис. 4.
КLl.l S.
Рис. 5. 93