Герасимов В.Л.
Авиаторы флота летали и летают с земли Московской
// Гербовед. №27. (1998)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1998. № 1 (27). С. 94-97, цв. вкладка 17
Аннотация: Из многих частей морской авиации, прославившихся в годы Великой Отечественной войны и отличившихся в послевоенный период, только один авиационный полк на протяжении всего своего существования базировался в Москве и в ближайшем Подмосковье. В центральном аппарате Военно-Морского Флота, в авиации ВМФ нет, наверное, офицеров, которые не знали бы о существовании на московской земле отдельного транспортного авиационного Краснознаменного полка.
Об авторе публикации/статьи:
Герасимов В.Л.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 18759 знаков (с пробелами)
8 ФАЛЕРИСТИКА
В Герасимов, Москва
А.GИАТ РЫ ФЛ ТА Л6ТАЛИ И Л6ТАЮТ
G з мли M GK GGK Й см. рис. на 17 й стр. цв. вкладки
Из многих частей морской авиации, прославившихся в годы Великой
Отечественной войны и отличившихся в послевоенный период, только
один авиационный полк на протяжении всего своего существования базировался
в Москве и в ближайшем Подмосковье. В центральном аппарате
Военно Морского Флота, в авиации ВМФ нет, наверное, офицеров, которые
не знали бы о существовании на московской земле отдельного транспортного
авиационного Краснознаменного полка.
В июне 1997 года отдельный транспортный полк отметил свой 55 летний
юбилей. При его создании, теперь уже в далеком 1942 г., он сразу замысливался
как полк специального назначения. На вновь сформированную
часть были возложены перегонка самолетов с заводов промышленности
и авиационных баз в боевые части морской авиации, перевозка военных
грузов и личного состава флота, выброска десантов в тыл врага, доставка
приказов, боевых и служебных документов, а также почты во фронтовые
части и осуществление других видов обеспечения оперативной
боевой деятельности. Постоянным местом базирования 65 му авиационному
полку авиации ВМФ это наименование он получил при формировании
был определен аэродром Измайлова, а запасными аэродром Чертаново
и совместно с самолетами полярной авиации Захарково.
Полк был создан на базе авиационной эскадрильи, которая числилась
при управлении командующего авиацией ВМФ. Ее основной задачей в
период 1938 1942 гг. было обеспечение тренировок летного состава.
Трудностью при формировании и становлении полка являлось то, что в
пяти его эскадрильях находилось около 40 типов летательных аппаратов.
И хотя три из авиаэскадрилий официально назывались штурмовой, бомбардировочной,
транспортной, а две истребительными, но такое четкое
деление провести среди типов самолетов практически не представлялось
возможным. Непросто было первому командиру части подполковнику Д.
Петрову проводить также кадровую работу, поскольку оснащение полка
всеми типами летательных аппаратов, находящихся в то время на вооружении
морской авиации, требовало комплектования части только высококлассными
специалистами и летного, и технического состава. Поэтому
сюда направлялись лишь лучшие летчи, штурманы, стрелки радисты,
инженеры, техники, механики из всех чаете училищ авиации ВМФ. 94
l GИ4ТО.РЫ ФЛОТ4 Л6ТМ.И И Л6Т4ЮТ 17
С З6МЛИ MOсKQ.GсKOЙ см. стр. 94
Некоторые юбилейные знаки ОТ АП и А ТБ ВМФ.
Фраrмент коллекции В ГерасимовJ.
Летный состав перегоночных эскадрилий изучал, осваивал, перегонял
крылатые машины на фронт, а затем во фронтовых условиях обучал полетам
на вновь прибывшей авиатехнике руководящий состав боевых
авиационных полков флотов. И не только обучал, но и принимал непосредственное
участие в боевых действиях. Аналогично в своей области
действовал и инженерно технический состав перегоночных эскадрилий.
При этом через перегоночные эскадрильи прошли не только все типы отечественных
морских самолетов, но и летательные аппараты, которые наша
страна получала от союзников по борьбе с фашизмом.
В целом на Балтийский, Черноморский и Северный флоты, а также в
запасные полки морской авиации за период 1942 1944 гг. авиаторы 65 го
авиационного полка специального назначения перегнали 5,5 тыс. самолетов
авиаконструкторов Ильюшина, Лавочкина, Петлякова, Микояна, Яковлева,
Туполева и самолетов иностранных фирм. Кроме того, за годы Великой
Отечественной войны они перевезли 38 тыс. военнослужащих, более
3 тыс. тонн грузов. Выполняя указанные и иные задания командования,
летные экипажи полка налетали в те годы свыше 59 тыс. часов.
22 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР За
образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы
с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу
65 й авиационный полк был награжден орденом красного Знамени. Право
получить этот почетный боевой орден предоставили лучшим летчикам
полка Герою Советского Союза В. Савченко и пилотам В. Акимову и
Н. Герману. Отметим также, что в годы войны полком последовательно
командовали полковники Д. Петров, В. Васильев и И. Афанасьев.
После окончания Великой Отечественной войны 65 й авиационный
Краснознаменный полк был преобразован в отдельный транспортный
авиационный Краснознаменный полк авиации ВМФ. Его личный состав в 1949 1550 гг. активно участвовал в освоении центральной Арктики и приполюсных
районов. Тогда были организованы две специальные полярные
экспедиции, в ходе которых в тяжелейших погодных условиях Крайнего
Севера авиаторы полка проявили истинные мужество и отвагу. При этом
особо отличились экипажи майоров И. Замятина, М. Тишина, а также капитана
А. Гарскова. Вскоре за героизм, связанный с выполнением задания с
риском для жизни, майор И. Замятин был удостоен звания Героя Советского
Союза, а майор А. Тишин награжден орденом Ленина. Остальные
члены экипажей были награждены орденами Красной Звезды и медалями За боевые заслуги
В 1954 г. на вооружение полка стали поступать новые транспортные
самолеты Ил 14. Первым из летчиков морской авиации освоил данный
самолет командир авиационной эскадрильи полковник А. Пятков, в годы
войны громивший врага в составе 1го гвардейского минно торпедного 95
авиационного Клайпедского Краснознаменного полка ВВС Балтийского
флота, кавалер многих боевых наград. в том числе ордена Ленина и четырех
орденов Красного Знамени.
В 1959 году полк с аэродрома Измайлове передислоцировался на аэродром
Остафьево. В 1963 году в полк поступила новая авиационная техника самолеты Ан 12. Несколько позже Ан 24 и Ан 26. Первым летчиком
в авиации флота, освоившим самолет Ан 12, а затем переучившим
личный состав части, был майор П. Лобженидзе.
Росли задачи, ставившиеся перед авиацией ВМФ, и масштабы их решения.
И снова первопроходцами выступают авиаторы остафьевского
полка. Экипаж майора Г. Колянова первым в авиации ВМФ освоил самолет
Ан 24. Затем эскадрилья самолетов Ан 12, возглавляемая подполковником
Е. Михайловым, успешно освоила полеты по международным трассам.
За ними и остальные экипажи полка начали успешно осуществлять
международные рейсы. Систематическими стали полеты в страны Востока
и африканского континента. Ежегодный налет авиаторов части в те годы
составлял в среднем 9 1О тыс. часов, что, конечно же, являлось очень большой нагрузкой на личный состав. В 1968 г. один из ветеранов транспортного
полка майор Н. Герман первым в морской авиации завершил
безаварийный налет 1О тыс. часов
Когда в 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были установлены
почетные звания Заслуженный военный летчик СССР и Заслуженный военный штурман СССР одним из первых в стране и в
авиации ВМФ звания Заслуженный военный летчик СССР был удостоен
Алексей Захарович Пятков, командовавший полком на протяжении 1О лет
с 196 1по 197 1гг. В последующем этого почетного звания удостаивались
командиры части полковники П. Козинов, А. Флягин, а полковник В. Базванов
стал заслуженным специалистом ВС СССР. Руководящий полком сегодня
полковник Н. Болгов удостоен звания Заслуженный военный летчик
Российской Федерации
Продолжая славные дела своих старших товарищей, авиаторы полка
добились того, что в 1975 г. за высокие показатели в боевой и политической
подготовке часть была объявлена отличной. В 70 80 х гг. экипажи
Краснознаменного полка, как никогда ранее, часто выполняли ответственные
задания по перевозке многих иностранных делегаций и лиц высшего
командного составс Э Министерства обороны и Военно Морского Флота.
В те годы высоких правительственных наград были удостоены полковники
А. Флягин, И. Знаменев, подполковники И. Бармин, А. Беленков, 8. Вынушев,
Е. Михайлов, Ю. Новожилов, В. Фомичев, майоры М. Ананьев, 8. Боярский.
А. Ковачевич, Ю. Соколов, Г. Петросян и другие. В середине 80 х гг.
личный состав полка, опять же первым в морской авиации, освоил новый
транспортный самолет Ан 72. 96
Следует отметить, что в годы войны и послевоенный период в полку
проходили службу девять Героев Советского Союза. Это Григорий Сергеевич
Бажанов, Василий Алексеевич Балебин, Александр Иванович Жесткое,
Иван Петрович Замятин, Анатолий Ильич Крохалев, Александр Васильевич
Пресняков, Владимир Миронович Савченко, Петр Федорович
Стрелецкий, Геннадий Дмитриевич Цоколаев. Служила в части и единственная
ле ица, воевавшая в авиации ВМФ на штурмовике Ил 2, Лидия
Ивановна Шулайкина. Справедливость в отношении отважной ле ицы
восторжествовала в 1993 г., когда она, старший лейтенант в отставке
Л. Шулайкина, была удостоена звания Героя Российской Федерации. К
большому сожалению, героини нынче нет уже в живых.
Если говорить о сегодняшних буднях отдельного транспортного авиационного
Краснознаменного полка ВМФ, то и в нынешних непростых, а
зачастую действительно труднейших условиях его офицеры и прапорщики
делом показывают, как надо относиться к выполнению воинского долга.
Героическая история боевой авиационной части нашла свое отражение
в фалеристике авиации ВМФ. В честь юбилейных дат полка было выпущено
6 памятных значков на 30 ти 35 ти 40 ка 45 ти 50 ти и 55 тилетие
части. И если знаки первых четырех юбилеев отличались только
различными цифрами дат на колодке в иллюстрации приведен лишь последний
знак данной серии 45 летие со дня образования полка то последующие
два имели принципиально новые отличия и содержание на
фотографии приведены знаки, посвященные 50 ти и 55 летию части
На протяжении всего периода существования авиаполка он обслуживался
одной и той же авиационно технической базой, которая летом 1997
года также отметила свое 55 тилетие, и два последних юбилейных значка
части обеспечения также приводятся на вклейке к данной статье.
Несмотря на проводимые в настоящее время организационно штатные
мероприятия в Вооруженных Силах России в целом и в Военно Морском
Флоте в частности, хочется надеяться, что базировавшийся и базирующийся
на московской земле прославленный авиаполк авиации ВМФ будет
продолжать дальнейшее написание своей славной истории и еще не сказал
последнего слова в фалеристике морской авиации. 97
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Герасимов В.Л. Авиаторы флота летали и летают с земли Московской (1998)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|