| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №23. (1997) › Голованова М.П. Государственное знамя Российской Империи: основные вехи истории | ||||||
Голованова М.П.
Государственное знамя Российской Империи: основные вехи истории// Гербовед. №23. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 11 (23). С. 140-147 Аннотация: Государственное знамя стало официальным символом Российской Империи с середины XVIII столетия. Впервые оно было создано как инсигния государства в 1742 г., к коронации императрицы Елизаветы Петровны. С этого времени на протяжении полутора веков знамя входило в состав коронационных регалий российских монархов. Об авторе публикации/статьи: Голованова Марина Петровна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Головановой М.П.
в библиотеке найдено еще 12 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 41722 знаков (с пробелами)
МАТЕРИАЛЫ ПРЕДЫДУЩИХ КОНФЕРЕНЦИЙ М. П. Голованова, Москва ГOGVД 1PGTB6HH06 ЗН 1МЯ РОGGИЙGКОЙ ИМП6.РИИ ОGПОВНЫ6 В6ХИ ИGТО.РИИ Государственное знамя стало официальным символом Российской Империи с середины XVIII столетия. Впервые оно было создано как инсигния государства в 1742 г., к коронации императрицы Елизаветы Петровны. С этого времени на протяжении полутора веков знамя входило в состав коронационных регалий российских монархов. Как один из важных политических символов, государственное знамя стало наиболее значимым выражением российской государственной символики XVIII XIX вв. На золотом фоне полотнища знамени, обрамленном золотой бахромой, размещался герб Российской Империи черный двуглавый орел с Московским гербом и цепью ордена Св. Андрея Первозванного на груди, а также гербы всех территорий государства. Включение в число государственных регалий знамени потребовало и появления в церемонии коронации особых торжественных ритуалов, связанных с почитанием этой святыни. Создание нового символа государства стало одним из этапов формирования комплекса регалий российских императоров, начало которого было связано с изменением статуса государства в I четверти XVIII в. Принятие Петром 122 октября 172 1года 1титула императора Всероссийского и провозглашение России империей потребовали изменения языка политических символов и церемониалов. Как известно, именно в петровскую эпоху делом государственной важности становится разработка государственного герба. В учрежденной по воле императора в 1722 году Герольдмейстерской конторе центральном государственном учреждении, ведавшем делами дворянского сословия, была создана специальная служба Геральдическая канцелярия По личному указу Петра на должность помощника герольдмейстера был утвержден специалист no геральдике граф Ф. Санти. Под его руководством создавался фонд живописных изображений уже существовавших к тому времени российских гербов и составлялись их описания, соответствовавшие правилам геральдической науки, а также разрабатывались новые гербы, в том числе тех территорий, которые вошли в состав Российской Империи после окончания Северной войны 2 Не случайно первой работой Ф. Санти, выполненной уже к сентябрю 1722 года, было создание герба для государственной печати, т традиционно изображение и надписи на печати должны были соответствовать титулу государя 3 К 1727 г. Ф. Санти были созданы изображения герба Российской Империи, который включил, вместе с территориальными гербами, 33 изображе 140 ния. Живописные варианты герба на бумаге и на полотне 4 были выполнены работавшим с Ф. Санти живописцем И. Чернавским 5 При императрице Екатерине I были установлены основные цвета государственного герба черный орел в золотом поле 6 Петр I осуществил важную политическую акцию, соответствовавшую новому типу государственного устройства 7 мая 1724 года состоялась первая в России церемония коронации. Коронация Екатерины 1супруги первого российского императора, продумываl ась очень тщательно, как указано в документах того времени, церемония была составлена по примеру обычаев, во всех христианских государствах установленных Создатели церемониала принадлежали к ближайшему окружению императора и, возможно, действовали по его непосредственному распоряжению 7 При разработке церемонии учитывались сведения различных источников о целом комплексе коронационных программ. В числе подготовительных материалов были использованы как описания венчаний на царство русских государей XVII в., так и описания коронационных церемоний в крупнейших европейских государствах Франции, Швеции, коронаций в Аугсбурге и Праге. Для крупнейших монархий Европы коронационные церемонии были уже устоявшимися ритуалами, в них был определен и комплекс символов власти каждого государства. Так, по свидетельству источников, в церемониях в Праге и в Упсале Швеция в число регалий входило государственное знамя и существовали особые церемониалы, связанные с ним. Для церемонии коронации в России были созданы новые, соответствующие имперскому статусу государства символы корона и мантия. По указу Петра 1из Мастерской палаты, в которой хранились древние русские регалии, были взяты держава и скипетр, бывшие обязательными атрибутами церемонии венчания на царство русских государей в XVII в. Таким образом, в чиспо государственных регалий первой коронации в России были вкпючены корона, скипетр, держава, мантия. Во время коронации Петр 1 сам возложил на императрицу мантию и корону и передал ей державу. Грандиозное торжество коронации в России включило в себя различные формы репрезентации императорской персоны шествия, парады. Повсюду присутствовала государственная символика двуглавый орел украшал коронационную мантию, навершия скипетров, костюмы коронационных герольдов. В плафоне коронационного балдахина, также впервые ставшего атрибутом коронации, изображение основного символа государственного герба двуглавого орла было дополнено шестью гербами территорий зто были гербы Киевский, Владимирский, Новгородский, Казанский, Астраханский и Сибирский. Такой вариант изображения российского герба был разработан ранее Ф. Санти для государственной печати. В дальнейшем каждая коронационная церемония также готовилась специально создаваемой коронационной комиссией, в которую входили высшие сановники государства, наиболее приближенные к трону. Всякий раз первым шагом коронационной комиссии было изучение материалов предыдущей коронации. 14 1 Однако, и в сам церемониал, и в состав символов государственной власти регалий, вносились изменения и уточнения. Эти изменения были связаны с эволюцией представлений об императорской власти и приводили церемонию в соответствие с историческим контекстом, всякий раз особым. Так, в коронации императрицы Анны Иоанновны 28 апреля 1730 года было внесено дополнение в состав государственных регалий. В их число была включена цепь высшей награды России ордена Св. Андрея Первозванного. Анна Иоанновна возложила на себя знаки ордена 1О февраля, в селе Всесвятское, накануне торжественного въезда в Москву, который состоялся 15 февраля. 25 ноября 174 1г. русской императрицей стала Елизавета Петровна, дочь императора Петра Великого. Подготовка коронации Елизаветы Петровны началась уже в начале января 1742 г. Традиционно в числе первых распоряжений было дано указание бывшие при прежних коронованиях имеющиеся в Москве наличные вещи осмотреть В именном указе от 5 апреля разъяснялось, что коронация Елизаветы Петровны должна проводиться по церемониалу коронации императрицы Анны Иоанновны. Верховным маршалом коронации стал действительный тайный советник, канцлер и генарал прокурор, майор Лейб Гвардии Преображенского полка князь Никита Юрьевич Трубецкой, а Верховным церемониймейстером генерал лейтенант или генерал аншеф кавалер ордена Св. Александра барон фон Люберас. Под их руководством 12 апреля начала работать комиссия, названная Державной Комиссией Учреждения церемонии высочайшей коронации Торжество коронации было назначено на 25 апреля, через неделю после Пасхи. Указ Комиссии от 16 апреля был посвящен процессии регалий, которая была частью церемонии коронации. В числе регалий были перечислены корона, скипетр, держава, мантия. Следующий, третий пункт этого указа гласил В той же процессии быть регалиям же Государственной печати и панир или государственному знамени и мечу Таким образом, распоряжение Комиссии впервые включило в состав регалий важные политические символы, которые с этого времени стали неотъемлемой частью российских инсигний. Эти символы стали знаковым выражением политической доктрины Российской империи середины XVIII в. Правление Елизаветы Петровны началось под лозунгом восстановления петровских начал как во внутренней политике, так и на международной арене. К этому времени результаты петровских реформ в различных сферах жизни русского общества стали необратимыми. Признание за Российской Империей статуса великой державы явилось важнейшим фактором развития европейской истории. Печать, меч и знамя эти государственные символы традиционно входили в состав регалий ведущих европейских держав. Для России такие символы, как печать и меч, не вызвали каких либо особенных дополнительных постановлений коронационной комиссии. Имеются сведения о том, что уже при Петре I по регламенту Камерколлегии меч входил в число символов государства, хранившихся в 142 царской рентерии казначействе По поводу меча 16 апреля было сделано следующее распоряжение Мастерской и Оружейной палате из находившихся в оной выбрать лучший меч нежели оной в каком повреждении исправя и. вычистя Уже на следующий день меч был представлен и последовало указание заменить ткань, которой были обтянуты ножны меча, взятого Мастерской палаты, где хранилось церемониальное оружие. Необходимо было также вычистить и отполировать его полосу. Самое пристальное внимание Комиссия уделила регалии, создававшейся в Российском государстве впервые государственному знамени. 17 апреля Комиссия делает специальное распоряжение Потребно иметь быть знамя с Государственным и принадлежащими к оному провинциальными гербами. Того ради оное знамя сделать из желтого атласу, а кругом того знамя по обоим сторонам по краям обложить золотным пререзным позументом и золотной бахрамой, и к тому употребить золотные вереи и масифные лутчей работы кисти А древко к тому знамю зделать резное наилутчей работою и вызолотить Таким образом, в распоряжении коронационной комиссии было дано первое в России официальное подробное описание государственного знамени. На обеих сторонах квадратного по форме полотнища знамени были помещены изображения полного Государственного герба Российской Империи. В центре каждой стороны полотнища был изображен орел с Москов. ским гербом и цепью ордена Св. Андрея Первозванного на груди. Вокруг центрального изображения по периметру полотнища своеобразную кайму составили 3 1герб царств, княжеств и областей в овальных щитках на верхней кайме располагались гербы Киевский, Владимирский, Новгородский, царств Казанского, Астраханского и Сибирского, герб Великого княжества Смоленского и Псковский на боковых каймах гербы Эстляндский, Лифляндский, Карельский, Ольденбургский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский, Нижнего Новгорода, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский и Белозерский на нижней кайме Удорский, Обдорский, Кандинский, Иверской земли, Карталинский, Грузинский, Черкасских и Горских земель. Таким образом, на государственном знамени были представлены все территории, вошедшие в состав Российской Империи после окончания Северной войны и полностью читался титул императрицы Елизаветы Петровны. Создание новой инсигнии было поручено руководителю всех работ по оформлению коронационной церемонии И Вишнякову. Распоряжение Комиссии указывает выдать ему материалы для изготовления знамени атлас, позуме.нт, бахрому, шнуры и кисти, золото и краски на роспись полотнища. Крупнейший русский живописец середины XVIII в. Иван Яковлевич Вишняков к 1742 г. был признанным мастером, главой живописной команды Канцелярии от строений. Уже к этому времени под руководством И Вишнякова было выполнено огромное количество живописных и декоративных работ в Петербурге и его окрестностях. Кроме того, им были созданы произведения самых различных жанров и разного уровня слож 143 ности портреты, иконы, декоративные работы росписи плафонов, настенная живопись, оформление триумфальных ворот. Почти весь 1742 г. живописная команда И Вишнякова работала в Москве. Так, уже к 28 февраля дню вшествия Елизаветы Петровны в Москву было построено четыре триумфальные арки торжественной встречи императрицы, а 29 марта Сенат дал поручение самому И Вишнякову написать портрет Елизаветы Петровны. Работа И Вишнякова по оформлению коронации была оценена очень высоко, в августе 1742 года он был повышен в чине канцелярии от строений живописного дела мастеру Ивану Вишнякову был присвоен чин капитана. Следует обратить внимание на то, что распоряжение Комиссии Учреждения церемонии высочайшей коронации о создании государственного знамени было дано И Вишнякову 17 апреля всего за неделю до коронации. В этот же день, кроме работы над знаменем, И Вишнякову было поручено и создание живописных щитов с гербами для оформления интерьера Грановитой палаты. Для выполнения этих распоряжений требовалось особое мастерство и специальные знания по геральдике. Значительным был и сам объем работ государственный герб включал к тому времени 33 изображения. Поэтому непосредственными исполнителями работ стали, кроме И Вишнякова, живописных дел мастер Герольдмейстерской конторы И Чернавский и живописец Оружейной палаты И. Адольский. Иван Васильевич Чернавский начал свою работу в Герольдмейстерской конторе под руководством Ф. Санти, как уже указывалось, в 1722 г. Как живописных дел мастер и живописец, и специалист по созданию гербов И Чернавский участвовал в оформлении государственных церемоний, в том числе коронаций 1724 и 1730 годов. Известный живописец Иван Адольский состоял с 1736 года в должности надзирателя Оружейной палаты, а во время подготовки к коронации Елизаветы Петровны руководил работами целого круга живописцев по созданию портретов императрицы. Он имел опыт и в создании полковых знамен с изображениями гербов 8 Проведенные исследования позволяют утверждать, что результатом работы группы ведущих мастеров живописцев над созданием новой российской регалии стало знамя, на полотнище которого изображение герба Российской державы было выполнено с точностью, соответствующей требованиям геральдической науки I половины XVIII в., с высочайшим художественным вкусом и знанием технологических особенностей живописи по ткани. В церемонии коронации государственное знамя несли во главе процессии регалий. Это торжественное шествие было запечатлено на гравюре, выполненной по окончании коронационных торжеств. После окончания коронационных торжеств было также приказано как оным императорским регалиям и протчим вещам сочинять рисунки В числе этих гравюр было сделано изображение знамени, выполненное с необычайной тщательностью и соблюдением всех правил геральдической науки. Обе гравюры были выполнены Г. Качаловым и помещены в специальном издании, посвященном коронации 16 и 29 9 144 Последующие распоряжения Комиссии фиксируют, что часть регалий скипетр, мантия, меч, знамя, были переданы на хранение в Мастерскую палату. К каждому предмету был приложен билет своеобразная экспликация, указывающая, что он был использован в коронации. Документы Мастерской палаты отмечают поступление этих вещей на хранение описание знамени помещено в Описи Мастерской палаты 1745 г., в числе вещей, построенных вновь в комиссии к торжественной коронации К следующей коронации императрицы Екатерины 22 апреля 1762 года для государственного знамени мастерами Оружейной палаты было выполнено навершие взамен утраченного. Оно также имело форму гладкого копья по образцу воинских знамен XVIII в., но, как навершие государственной инсигнии, было покрыто позолотой. По окончании коронационных торжеств, знамя, вместе с частью государственных регалий, находилось в кремлевских хранилищах. Впоследствии в Описях Мастерской палаты 1779 г., Мастерской и Оружейной палаты 1808 г, Московской Оружейной палаты 1835 г. его описание помещалось в разделе государственных регалий. Государственное знамя один из наиболее важных политических символов. Двуглавый орел, окруженный гербами всех территорий России, на государственном знамени империи должен был представлять огромную многонациональную державу. К концу XVIII в. в результате значительных достижений во внутренней и внешней политике Россия заняла выдающееся положение на европейской и мировой арене. Успехи внешней политики второй половины XVIII столетия привели к значительному увеличению территории Российского государства. Уже к началу XIX в. изображения на государственном знамени не соответствовали реальному титулу российского императора. Поэтому к коронации императора Николая 122 августа 1826 г. государственное знамя было переделано с обеих сторон некоторые гербы были закрашены и вместо них помещены гербы территорий, вошедших в состав Российского государства во II половине XVIII в. Это были гербы Херсонеса Таврического, княжества Литовского, Курляндский, Подольский, Волынский, Семигальский, Витебский, Мситславский, Полоцкий, Белостокский, Сторманский, Дитмарсенский, Голстинский, Норвежский. Таким образом, полный императорский титул стал читаться только в совокупности изображений на обеих сторонах, так как после переделки 1826 г. не все гербы повторялись дважды, и изображения на знамени перестали соответствовать первоначальному замыслу. В 30 40 е годы XIX в. продолжался процесс развития российской геральдики. Сам император Николай I активно интересовался герботворчеством. Нередко давая свои рекомендации и указания. Работа по исправлению существовавших гербов превратилась в пересмотр всей системы российской геральдики. Эта работа проводилась в Герольдии, которая к тому времени была непосредственно подчинена генерал прокурору Сената. В 1848 г. был повышен статус Герольдии она была преоqраэована в отдельный Департамент вошла в 1е общее собрание Сената. Одним из 145 направлений работы Герольдии была разработка государственного герба, которую возглавил специалист по геральдике, помощник начальника 1го отделения Императорского Эрмитажа барон Б Кене. В коронации Александра 26 августа 1856 г. Б Кене возглавлял все работы по оформлению церемонии. Под его руководством в Петербурге было создано новое государственное знамя. В центре, на золотом полотнище, традиционно было помещено изображение двуглавого орла с Московским гербом и цепью ордена Св. Андрея Первозванного на груди. Гербы территорий заняли свое место на крыльях двуглав9rо орла и в объединенных щитках по обе стороны от центрального изображения. Это изображение герба соответствовало изменившемуся титулу императора и новым разработкам геральдической науки. Подробные описания и рисунки государственного герба были утверждены императором Александром позднее апреля 1857 г. 10 В этом же году было создано специальное Гербовое отделение Департамента герольдии, управляющим которым был назначен Б Кене. При создании государственного знамени 1856 г. были сделаны некоторые изменения в его декоративном оформлении. С этого времени бахрома, обрамляющая золотой фон полотнища знамени стала трехцветной серебряной, золотой и черной. Эти цвета соответствовали утвержденным позднее, в 1858 г. гербовыми цветами Российской Империи У знамени появились голубые ленты ордена Св. Андрея Первозванного, закрепленные вверху у навершия в виде банта. Навершие знамени выполнялось из серебра в виде шара державы, на которой был закреплен двуглавый орел. Шестигранное древко знамени было расписано тремя цветами серебром, золотом и чернью. Был создан новый ритуал, связанный с особым почитанием знамени как святыни. 18 августа, накануне коронации, в Оружейной палате в присутствии императора состоялась торжественная церемония освещения государственного знамени. Подготовка следующей коронации императора Александра 15 мая 1883 г. проходила также под руководством Б Кене. Было предложено создание нового знамени вместо обветшавшего к тому времени старого. Кроме того, 3 ноября 1882 г. императором Александром был утвержден новый проект государственного герба, в который были внесены дополнения. Новое знамя было освещено мая. Дл оформления коронации императора Николая 4 мая 1896 года были традиционно привлечены лучшие художественные силы России и самые знаменитые фирмы. Так, полотнище государственного знамени было выполнено на фабрике А. и В. Сапожниковых, являвшихся поставщиками золотных тканей для трех последних коронаций. Российский герб на знамени был выткан разноцветными шелками по фону из золотого глазета. Навершие знамени выполнил мастер фирмы Фаберже Ю Раппопорт. Как уже было указано выше, после окончания коронационных торжеств государственные знамена поступали на хранение в Оружейную палату Все четыре государственных знамени, созданные к коронациям XVIII XIX 146 ев., и сейчас хранятся в фондах музей Оружейная палата. Таким образом, в России в XVIII XIX вв., в контексте историкокультурной системы, был создан институт официальных политических символов империи, в числе которых одним из наиболее значимых было государственное знамя. Знамя было одной из важнейших политических инсигний, символом суверенитета Российской государства и единства всех составных частей огромной державы. Четыре государственных знамени собрания Оружейной палаты являются ценными памятниками политической истории, важными источниками по истории государственного герба России. ПРИМЕЧАНИЯ 1Все даты указаны по старому стилю. 2. Как известно, этот фонд не сохранился. З. Соболева Н Артамонов В Символы России. М., 1993. С. 44 45. 4. РГАДА, ф. 286, оп. 2, кн. 39, л. 66 об. 5. Иван Васильевич Чернавский был определен в rерольдмейстерскую контору к сочинению гербов всероссийской империи и к церемониальным делам при графе Сантии живопмсных дел мастером 18 октября 1722 г. 6. ПСЗ 14850. 7. В их числе были П Толстой, Г Головкин, А Остерман. 8. Павлович М К изучению биографий мастеров Оружейной палаты Генеалогические исследования. М., 1993. С. 180 183. 9. Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного вшествия в царствующей град Москву и священнейшего коронования ее императорского величества императрицы Елизаветы Петровны СПб., 1744. 10. ПСЗ 2. СПб., 1858. Т. XXXII. 3 1720. ПСЗ 2. СПб., 1860. Т. XXXl 133289. Автор приносит извинения читателям за отсутствие указаний на архивные документы, впервые вводимые в научный оборот в данной публикации, т эти материалы являются частью диссертационной работы автора по теме Российские государственные знамена XVIII XIX вв. источниковедческое исследование Текст статьи был подготовлен для каталога выставки, посвященной 500 летию российского государственного герба и передан в Государственный Эрмитаж в январе 1997 года. Публикуемые материалы были изложены в докладе автора на VII Международной генеалого геральдической научной конференции 23 февраля 1997 года. Автор данной статьи не может нести ответственности за неточности и ошибки в изложении материалов в книге Герб и флаг России, Х ХХ века М., 1997 147 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Голованова М.П. Государственное знамя Российской Империи: основные вехи истории (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |