| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №23. (1997) › Стукалова Т.Ю. Истоки европейской геральдики | ||||||
Стукалова Т.Ю.
Истоки европейской геральдики// Гербовед. №23. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 11 (23). С. 106-121, цв. вкладки 6-7 Аннотация: Историки XIX в. воспринимали средневековье трогательно и романтично. Они считали, что начало западноевропейской геральдике положили крестовые походы: закованные в железо с головы до пят рыцари придумали рисовать на щитах особые разноцветные знаки, чтобы отличить в бою своих от врагов. Покрыв славой оружие, рыцари возвращались в родные края - во Францию, в Германию, в Англию - и на смертном одре завещали эти знаки воинской доблести вместе с мечом, копьем и щитом своим сыновьям. Об авторе публикации/статьи: Стукалова Т.Ю. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Стукалова Т.Ю.
в библиотеке найдено еще 6 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 40189 знаков (с пробелами)
Т Стукшzова, Москва ИGТQКИ 6.GPQП6ЙGKQЙ Г6Рl ЛЬДИКИ см. рис. на 6 7 стр. цв. вкладки Историки XIX в. воспринимали средневековье трогательно и романтично. Они считали, что начало западноевропейской геральдике положили крестовые походы закованные в железо с головы до пят рыцари придумали рисовать на щитах особые разноцветные знаки, чтобы отличить в бою своих от врагов 1Покрыв славой оружие, рыцари возвращались в родные края во Францию, в Германию, в Англию и на смертном одре завещали эти знаки воинской доблести вместе с мечом, копьем и щитом своим сыновьям. Те, в свою очередь, отправлялись в следующий крестовый поход и, ревнуя к славе отцов, совершали новые подвиги, а потом передавали своим сыновьям иссеченные в сражениях щиты с эмблемами, которые таким образом становились честью и гордостью рода Нам осталось не так уж много надежных исторических свидетельств для изучения средневековой геральдики, из за чего историки неоправданно часто прибегали к экстраполяции, перенося сведения, относящиеся к XV XVI вв. и даже более поздние, несколькими столетиями ранее. Средневековые печати в данных обстоятельствах заслуживают особого внимания. Как источник они уникальны, ибо сочетают надпись, позволяющую определить владельца, и изображение, позволяющее просто видеть, а не домысливать они довольно многочисленны по данным М. Пастуро, для всей Западной Европы насчитывается ок. З млн. печатей 2 и в то же время каждая единственная в своем роде ее делали на заказ с особой тщательностью и точностью, не выдумывая того, чего не существовало, так как в противном случае скрепленный ею документ утрачивал юридическую силу. Подвешенные к грамотам печати обычно хорошо датируются оторванные, естественно, хуже и дают довольно жесткие временные рамки, что очень важно для средневековья эпохи, когда было множество хронистов, но почти не существовало ощущения значимости самого времени и, соответственно, указаний на даты. Мы ограничимся только французскими печатями XI XIII вв., ибо нельзя объять необъятное Франция послужит как бы лакмусовой бумажкой предлагаемой гипотезы, так как французские рыцари активно участвовали во всех крестовых походах и, следовательно, находились в тех же условиях и испытали те же влияния, что рыцари немецкие, английские и др. Итак, возражение первое для того, чтобы узнать своих в сражении, рыцарям не нужны были щитовые эмблемы, ибо по крайней мере до Четвертого крестового похода 1202 1204 включительно, они в большинстве своем носили открытый шлем, иногда с носовой стрелкой см. печать Тибо графа Шампанского, от 98 г. рис. 15 З Более того, в условиях жары, царившей в Святой земле, многие, даже самые знатные, закрытым шлемам, в которых очень трудно дышать даже вне боя, предпочитали 106 легкие бассинеты bassinets рис. или так называемую монтобанскую шапку железный шлем с полями см. печать Филиппа Эльзасского, графа Фландрскоrо, от 59 г. рис. 5 таюке носили кожаный шлем, усиленный железными полосами 4 см. печать Галерана графа де Молан, от 36 38 гг. рис. 4 или печать Гераута 1графа д,Арманьяк, 1245 1283 гг. 5 Их использовали, как мы видим, даже во второй половине XIII в., не говоря уже о более раннем периоде. То, что часто называется шлемом крестоносцев закрытый, горшковидной формы, с плоским верхом, иногда снабженным небольшим гребнем, появился в последней четверти XII в. его носили лишь самые знатные короли, герцоги и графьi, наиболее крупные шателены т владельцы замка с подчиненным их власти округом, насчитывавшим до трех десятков деревень Ричард Львиное Сердце оборотная сторона печати 98 г. 6 принц Людовик Французский будущий король Людовик VIII, печать 1209 12 г. 7 Артур 1герцог Бретонский печать 96 1203 г. 8 Готье граф де Бриенн печать 92 г. рис. 14 9 Жоффруа V, граф дю Перш печать 96 г. 10 Бодуэн I Фландрский, император Константинопольский оборотная сторона буллы 95 1206 г. Боэмунд принц Антиохийский лицевая сторона буллы 86 г. 12 etс. Печати последней четверти XII в. наглядно демонстрируют, что щит уже украшался гербом, а рыцарь еще носил открытый шлем Людовик, граф Блуа и Шартра печати 96 и 1202 г. 13 Герхард Гелдрнский, граф де Булонь печать ранее 8 1г. рис. 4 Жоффруа V, граф дю Перш печати 90, 92 95, 96 г. 15 Раймон Беренгарий, граф Прованса печать 1209 1245 г. 16 Бернар сир де Сен Валери сюр Сомм печать 8 1г. рис. 12 17 Филипп Эльзасский, граф Фландрский печать 68 9 1г. 18 Тибо граф Шампанский печать 98 г. рис. 15 19 и наоборот, при закрытом шлеме щит оставался пустым Артур 1герцог Бретонский печать 96 1203 г. 20 Боэмунд принц Антиохийский лицевая сторона буллы 86 г. 2 1Заметим эдесь, что до конца XII в. мы располагаем печатями, принадлежавшими в подавляющем большинстве этой высшей знати 90 100 в зависимости от региона 22 печати мелкого рыцарства еще очень редки. Но вот инвентарь снаряжения, по ставленного в крепости, удерживаемые Филиппом Августом ок. 12 10 г. дает более объективную картину. Среди доспехов там перечислены 263 предмета для защиты головы воина, из них 138 касок без определения galea 23 88 двойных и 38 простых, одинарных 403 железные шапки а также 80 шлемов helmo 24 надо полагать закрытых. Но и без этого военное снаряжение мусульманских воинов и западноевропейских рыцарей разительно отличались друг от друга, знак на щите тут ничего существенно не менял. Возражение второе обычный доспех того времени большой хауберк фактически, длинную кольчугу с юбкой и капюшоном с последней четверти XII в. стали укреплять на груди железными пластинам и. Вильгельм Бретонец, официальный историограф французского двора, в своей Philip de песнь стих 494 498 так описывает поединок между Виль 107 гельмом де Барр и графом де Пуатье будущим королем Англии Ричардом Львиное Сердце в 89 г. И то, и другое дубовое копье прошли сквозь щиты до самого тела в храбрости своей они пробили гамбезон 25 и прорвали тройной хауберк воспламененным стремлением вперед, им едва стала препятствием железная пластина, которой каждый предусмотрительно защитил свою грудь 26 Для защиты жизненно важных органов почти до середины XIII в. использовался длинный и тяжелый миндалевидный щит. Изготовленный из дерева и обтянутый кожей, он обычно имел металлический умбон и часто усиливался металлической же оковкой по краю и полосам в поле Рауль I Доблестный, граф де Вермандуа печать 6 г. 27 Галеран граф де Молан печать 36 38 г. рис. 4 28 Рено, сир де Сен Валери сюр Сомм печать ок. 60 г. рис. 6 29 Робер, сир де Витре печать 6 1г. рис. 7 30 Андре, сир де Витре печать 73 г. рис. 10 3 1Гуго VI, сир де Шатоден печать ок. 8 1г. рис. 13 32 Иногда усиливающие полосы располагались на щите крест накрест, образуя рисунок, который позднее войдет в геральдику под названием карбункула См. печать Гуго VI, виконта де Шатоден рис. 13 или витражи Шартрского собора Взятие Памплоны и Сон Константина из цикла Карл Великий рис. 16 33 Именно его называют старым гербом Анжу 34 хотя такового в природе не существовало, так как графы д Анжу, став герцогами Нормандскими в 5 1г. и королями Англии в 54 г., приняли самый высокий из своих титулов и, соответственно, его герб. Вот интересное наблюдение в XI первой половине XII в., а порой и позднее, всадник на печати изображался вообще без щита, только с мечом рис. 9 копьем рис. 8 или, чаще, с гонфаноном длинным копьем, снабженным вымпелом с тремя или четырьмя длинными косицами рис. 14, 7, 1О Этот рисунок нес важную смысловую нагрузку, так как гонфанон являлся символом власти военачальника под него собирались вассалы в походе и в бою. Копье хотя сам термин сформировался к XIV в. и в этот период, и позднее было основной тактической единицей рыцарской армии 35 Вплоть до начала XIII в. всадник на печатях изображался со щитом, обращенным к зрителю внутренней стороной Фульк V, граф д Анжу печать 09 г. рис. 3 36 Конан IV, герцог Бретонский и граф Ричмонд печать 64 68 г. рис. 8 37 Эд I Баррель, герцог Бурrундский печать 1093 г. 38 Гуго Мирный, герцог Бурrундский печать 02 г. 39 Гуго граф де Даммартен ан Гоэль печать 07 г. 40 Тибо, сир де Крепи печать 67 г. 4 1Бушар IV,сиp де Монморанси печать 69 г. рис. 9 42 Генрих граф д Анжу и герцог Нормандский печать 5 54 г. 43 Жерар, сир де Пикиньи, видам Амьена печать 86 г. 44 Карл Добрый, граф Фландрский печать 9 г. 45 Вильгельм Нормандский Клитон, претендент на графство Фландрское печать 9 г. 46 Гуго 1граф Шампанский печати 1099 и 0 г. 47 etс, следовательно, никакого рисунка на щите не было. Если же он был повернут внешней стороной, то оставался пустым Людовик, граф Блуа и Шартра печати 96 и 1202 г. 48 Ротру IV, граф дю Перш печать 90 г. 49 Боэмунд принц Антиохийский лицевая сторона буллы 86 г. 50 108 Рено, граф Сидонский печать 65 1204 г. 5 1Раймон граф Триполи печать 63 г. 52 etс. Весьма вероятно, что щиты раскрашивали яркими красками, обивали мехами по старинному германскому обычаю но изображение, несущее смысловую нагрузку, на щите с умбоном и усиливающими полосами поместить просто негде. Позднее граверы найдут способы повернуть всадника на печати так, чтобы хоть часть щита была видна, и его украсят полным или частичным гербом. Но тогда, благодаря усилению доспеха, изменится и сам щит он станет гораздо меньше до седла и легче, лишится умбона теперь на свободном поле можно поместить какое то изображение 53 Именно первая половина XIII в. время интенсивного выхода гербов на щиты, но создавались гербы в первую очередь все же не для этого. Бурный расцвет гербов приходится на первую четверть XIII в., и связан он со столь же бурным распространением среди знати, включая самую мелкую, личных печатей. Впрочем, эта идея не нова еще в 1980 г. известный французский геральдист М. Пастуро мимоходом высказал аналогичное мнение Мода на турниры и растущее использование печатей, повидимому, были двумя основными факторами относительно быстрого распространения гербов 54 Турниры придется оставить в стороне редкие праздники не оказывали уж такого значительного влияния на повседневную жизнь да и участников турнира герольды объявляли во всеуслышанье, так что не было прямой нужды в дополнительных обозначениях. Другое дело печати, необходимые если не ежедневно, то довольно часто. Дело в том, что каждый сеньор в своем округе, большем или меньшем, являлся главой военной, административной и судебной власти его печать должна была скреплять все приговоры суда, все сделки купли, продажи, дарений и завещаний движимого и недвижимого имущества, отчуждения и дарования привилегий и т. д. До широкого распространения печатей даже королевские грамоты завершались длинными списками свидетелей акта чем длиннее, тем достовернее теперь стало достаточно формулы в присутствии свидетелей подтверждаем и нашей печатью скрепляем Формирующийся в начале XIII в. новый слой пользователей печатями желает идентифицировать себя не как членов вассальной группы, следующих за своим сюзереном, а персонально, в соответствии со свое. й ролью и властью в обществе 55 И здесь герб становится знаком этой индивидуализации, знаком выделения из обезличенной группы вассалов с другой стороны, герб это принадлежность к знатному роду, что определяет права, привилегии, положение каждого в обществе. В силу этого герб становится необходимым элементом каждой рыцарской печати, несет ли его на щите всадник, занимает ли он все поле печати, или помещается на контр печати, если сама печать представляет охотничью сцену М. Пастуро 56 и вслед за ним Б. Бедос Резак 57 считают, что гербы на печатях появляются уже во второй трети XII в. Это заявление представляется очень категоричным. М. Пастуро сам пишет, что из 32 предметов королевского обихода в правление Филиппа Августа 80 1223 109 сундуки, керамическая плитка, витражи, изделия ювелиров и эмальеров половина украшена фантазийными гербами то есть составленными без правил 58 и строго говоря, гербами не являющимися. Во второй половине XII в. в поле контр печатей, еще не оформленные щитами, помещались личные отличительные знаки то, что называется сonnaissanсes столь характерные для высшей знати, или говорящие гербы так сказать, еще протогеральдические фигурь по выражению М. Пастуро 59 Естественно, что многие из них со временем превратились в полноценные гербы, но очень трудно сейчас провести между ними четкую и однозначную границу. Вот, например, печать Рено, сира де Сен Валери сюр Сомм, от ок. 60 г., на которой всадник несет щит с одним умбоном зато на контрпечати в поле изображен леопард с головой, обращенной назад рис. 6 60 Двумя десятилетиями позднее преемник Рено Бернар 18 1г. поместил двух леопардов одного под другим и на щите, который держит всадник, и на контр печати в треугольном щите рис. 12 6 1точно также мы видим орла с распростертыми крыльями говорящий герб першских сеньоров де Л Эгль франц. aigle орел в поле печати без щита, что у Ришара ок. 80 г., что у Гилберта в 12 15 г. 62 Кроме того, существовала мода на гербовый рисунок в зависимости от региона и времени. Так, в Нормандии при Филиппе Августе чаще всего встречаются пояса, в Бретани веретена, в Пуату лилии, в Бовэзи мерлетки и т 63 У вассалов выбор изображения нередко определялся тем гербом, который носил их сюзерен в Дофине дельфин, в Барруа рыбы, во Фландрии лев и т Впрочем, лев был широко распространен во всем Французском королевстве он всего лишь стереотипная эмблема христианского рыцаря, что легко просматривается по современной литературе 64 Если это учесть, то печать Робера I Фрисландца, графа Фландрского, от 1072 или 1073 г. с изображением льва, которую считают самой ранней гербовой печатью 65 получает иное, не геральдическое толкование. Интересно, что лилия в это время является не только обычным символом Девы Марии, но и атрибутом суверенитета 66 Она еще никоим образом не означает родства с французским королевским домом, будучи такой же модой, как и лев 67 По видимому, период между 50 и 80 гг. следует считать эпохой, в которую геральдика формируется как социальное явление, со временем становится неотъемлемой частью общественной жизни и пронизывает все ее сферы. Она проникает в повседневную жизнь, породив моду на блио и гербовые котты рис. 17 18 гербовыми капарасонами покрывали боевых коней, не говоря уже об участниках парадных процессий гербами украшали драпировки, мебель, кареты и паланкины дам, дома, храмы наиболее яркое свидетельство последнего великолепные витражи Шартрского собора, датируемые ок. 1223 1225 гг., с многочисленными гербами донаторов 68 и надгробия См. мраморное надгробие Робера Французского, графа д Арtуа, погибшего в 1250 г. в крестовом походе, которое ныне хранится в Сен Дени 69 Люди XIII в. уже не мыслили своей жизни без гербов сочинители снабжали гербами героев своих творений, будь то О король Артур и его рыцари Круглого стола, Карл Великий, Александр Македонский, античные или библейские персонажи. Наконец, гербы появляются на MQJ leтax сеньоров ок. 1223 1226 г. в виде отдельных эмблем рис. 19 70 ок. 1240 г. полностью рис. 20 23 7 1а после 1266 г. на королевских рис. 24 72 завершив тем самым официальное признание гербов. ПРИМЕЧАНИЯ 1Гаттерер И Начертание гербоведения. СПб, 1805. С. 6 8 Eysenbaсh G. Histoire du Ыаsоп et sсienсe des armoiries. Tours, 1848. Р. 36 38 Лакиер А Русская геральдика. М., 1990 Репринт 1855 г С. 26 28 Руа Ж Исrория рыцарсrва. М., 1996 Репринт 1858 г С. 74 Арсеньев Ю Геральдика. М., 1908. С. 14, 20. 2. Pastoureau М. Figures et сouleurs Etudes sur la symbolique et la sensib e medievale. Paris, 1986. Р. 7 1 3. Tresor de numismatique et de glyptique. Т. XII Sсeaux des grands feudataires de la сouronne. Paris, 1836. Р. 2 1pl. XIX 1Bedos Rezak В. Towns and seals representation and signifiсation in medieval Franсe ld. Form and Order in medieval Franсe. Variorum, 1993. Ar 1XII. Р. 48, fig. 2. 4. Wa n Н. Saint Louis. Tours, 1878. Р. 479 48 1 5. Tresor ор. сit. Р. 36, pl. XIX 5. 6. сatalogue general illustre des editions de la Monnaie de Paris. Paris, s Т. VI. Р. 105, В 7. Bony Р. L image du pouvoir seigneurial dans les sсeaux сodifiсation des signes de la puissanсe de la fin du Xle sieсle au debut du X e sieсle dans le pays d oil Seigneurs et seigneuries au Moyen Age. Aсtes du 7е сongres National des Soсietes Savantes. Paris, 1993. Р. 52 1pl. V 30. 8. Tresor ор. сit. Р. 19, pl. XVll 1 9. Bony Р. Ор. сit. Р. 522, pl. V 37. 10. сar 1ulaire de Saint Denis de Nogent le Rotrou. Vannes, 1895. Р. 2 15, fig. 3 4. Buсho А. Reсherсhes et materiaux pour servir а une Histoire de la domination fran ise aux XIII, XIV et XVe sieсles, dans les provinсes demembrees de l empire greс, apres la Quatrieme сroisade. Paris, 1840. Р. 24, pl. 12. de Voguё М. Monnaies et sсeaux des сroisades Melanges de numismatique. Paris Le Mans, 1877. Т. Р. 180 18 1pl. 10. 13. Marmoutier сartulaire Ыesois. Blois, 1889. Р. сXII, pl. Xl 7. 14. Pastoureau М. Diffusion des armoiries et les debuts de l heraldique La Franсe de Philippe Auguste le temps des mutations. Aсtes du сo que international organise раг сNRS. Paris, 1982. Р. 760, pl. 5. сartulaire de Saint Denis op.сit. Р. 2 14, fig. 12 р. 2 15, fig. 5 сar 1ulaire de Notre Dame de сhartres. сhar 1res, 1862. Т. 34. 16. Tresor ор. сit. Р. 23, pl. ХХ 7. Bony Р. Ор. сit. Р. 522, pl. Vl 36. 18. Tresor ор. сit. Р. 30, pl. XXV 9. lbld. Р.2 1pl. XIX 1Bedos Rezak В. Op.сit. Р. 48, fig. 2. 20. Tresor ор. сit. Р. 19, pt. XV 11 2 1de Voguё М. Ор. сit. Р. 180 18 1pl. V 10. 22. Bedos В. Signes et insignes du pouvoir royal et seigneurial au moyen age le temoignage des sсeaux Les pouvoirs de сommendement jusqu a 16 10. Aсtes du 105е сongres National des Soсietes Savantes. Paris, 1984. Т. 1Р. 57 58. 23. Ранее это название обычно относилось к кожаной шапке с металлическими полосами или простому железному колпаку. сontamine Ph. La guerre au Moyen age. Paris, 1980. Р. 3 13. 24. ld. L armee de Philippe Auguste La Franсe de Philippe Auguste. ор. сit. Р. 579. 25. Гамбезон камзол с длинными рукавами, проложенный мягким и простеганный. Wa n Н. Op.сit. Р. 478 Diсtionnaire de l anсien franсais jusqu au milieu du XIVe sieсle. Paris, 1968. Р. 307. 26. Цит. по сontamine Ph. L armee ор. сit. Р. 579. 27. Bony Р. Ор. сit. Р. 5 18, pl. 4. 28. Bedos Rezak В. The soсial impliсation of the art of сhivalry the sigi graphiс evidenсe Franсe, 1050 1250 The Medieval сourt in Europe. Munсhen, 1986. Р. 179, fig. VIII. 29. Bony Р. Ор. сit. Р. 5 19, pl. 17. 30. Pastoureau М. Diffusion ор. сit. Р. 760, pl. 14. 3 1Bony Р. Ор. сit. Р. 5 19, pl. 20. 32. lbld. Р. 5 19, pl. 18. 33. Villette J. Guide des vitraux de сhartres. Rennes, 1987. Р. 104, 2. 34. d Esсhavannes J. Armorial universal. Paris, 1844. Р. 16. 35. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. М., 1938. Т. С. 2 18 224, сontamine Ph. la guerre ор. сit. Р. 16 63 Histoire militaire de la Franсe. Paris, 1992. Т. 1Р. 72,74. 36. Bony Р. Ор. сit. Р. 5 17, pl. 16. 37. lbld. Р. 5 19, pl. 19. 38. lbld. Р. 5 17, pl. 39. lbld. PI. 12. 40. lbld. Р. 5 19, pl. 15. 4 1Вedos Rezak В. Тhе soсial impliсation ор. сit. Р. 178, fig. VI. 42. lbld. Р. 178, fig. V. 43. lbld. Р. 179, fig. VII. 44. Вопу Р. Ор. сit. Р. 520, pl. IV 27. 45. lbld. Р. 5 18, pl. 9. 46. lbld. Р. 5 18, pl. 0. 47. lbld. Р. 5 17, pl. 15. 48. Marmoutier сartulaire Ыesois ор. сit. Р. сXII, pl. Xl 7. 49, сartulaire de Saint Denis ор. сit. Р. 197, fig. 12. 50. de Voguё М. Ор. сit. Р. 180 18 1pl. V 10. 5 1Yvo Monnaies et sсeaux de l Orient Latin Revue numismatique. Paris, 1966. Sег. VI, vol. 8. Р. 107, pl. 17. 52. Sсhumberger G. Trois sсeaux franсs de Тегге Sainte Revue numismatique Paris, 189 1Р. 227, pl. V 2. 53. Wa n Н. Ор. сit. Р. 48 1482. 2 54. Pastoureau М. Diffusion ор. сit. Р. 74 1 55. Bedos В. Signes ор. сit. Р. 6 1 56. Pastoureau М. Diffusion ор. сit. Р. 742. 57. Bedos В. Signes ор. сit. Р. 57. 58. Pastoureau М. Diffusion ор. сit. Р. 740, note 9. 59. lbld. Р. 740. 60. Bony Р. Ор. сit. Р. 5 19, pl. 17. 6 1lbld. Р. 522, pl. Vl 36. 62. сar 1ulaire de Saint Denis ор. сit. Р. 12 1vign. сartulaire de Notre Dame des Vaux de сernay. Paris, 1857. Т. 1part. 1Р. 198, note 2. 63. Pastoureau М. Diffusion ор. сit. Р. 754. 64. lbld. 65. Лакиер А Ук.соч. С. 27 Арсеньев Ю Ук. соч. С. 15. Впрочем, Г. Айэенбах со ссылкой на Ж. Мабильона сообщает, что данная печать признана поддельной. Eysenbaсh G. Ор. сit. Р. 62. 66. Pastoureau М. Diffusion ор. сit. Р. 756 757 ld. la fleur de lis emЫeme royale, symЬole marial ou theme graphique La monnaie miroir des rois. Paris, 1978. Р. 253 255. 67. ld. Diffusion ор. сit. Р. 757. 68. Villette J. Ор. сit. Р. 120, 125, 128, 13 47. 69. langlois сh. V. Saint Louis, Philippe le Bel et derniers сapetiens direсts. Paris, 1982. Р. 338 339. 70. Денарий Ги Гиrа де Фореэ как графа де Невер 1223 1226, + 124 1с изображением дельфина родовой эмблемы графов де Фореэ. Poey d Avant F. Monnaies feodales fran taises. Paris, 1858. Т. 1Р. 3 15, 2 140, pl. XLVll 1 7 1Денарий ок. 1240 г., чеканенный Жаном I Рыжим, герцогом Бретонским 1237 1286 представляет первый полный герб на сеньориальной монете. Poey d Avant F. Ор. сit. Р. 63, 347, pl. Xl 8. Денарии геральдического типа, датируемые третьей четвертью Х в. монета Вильгельма де Куртене, сира де Шарантон 1255 ок. 1264 гг. сaron Е. Monnaies feodales de Franсe. Paris, 1882. Р. 102 103, 163, pl. Vll 13 монета ок. 1262 1267 гг. чеканенная Эдом Бургундским в качестве графа де Невер Duby Т. Traite des monnaies des barons et prelats Paris, 1790. Т. PI. LXXXIX 5 Poey d Avant F. Ор. сit. Р. 3 16, 2 143, pl. XLVll 3 монета Людовика, графа де Сансерр, как сира де Шарантон ок. 1264 1268 гг. Duby Т. Op.сit. PI. LXXll 2 Poey d Avant F. Op.сit. Р. 304, 208 1pl. XLV 22 72. Engel А Serrure R. Traite de numismatique du moyen age. Paris, 1905. Т. Р. 948, fig. 1457. Подписи к иллюстрациям 1Этьен Генрих, граф де Блуа и де Шартр 1089 02 Печать 1089 г. 2. Эсташ граф де Булонь 1095 5 брат Готфрида Буйонского.Печать ранее 00 г. 3. Фульк V Молодой, граф д Анжу 09 42 Печать 09 г. 4. Галеран де Бомон ле Роже, граф де Молан 8 66 Печать ок. 36 38 г. 5. Филипп Эльзасский, граф Фландрским 68 9 1Печать 59 г. 6. Рено, сир де Сен Валери сюр Сомм. Печать ок. 60 г. 3 Рис. n, С о Рис. 3. Рис. 2. J о l 1 С D. i 7. I J i г. 4 Рис. 4. Рис. 6. Рис. 5. Рис. 7. Рис. 8. 5 Рис. 9 Рис. 10. Рис. 16 Рис. 13. Рис. 14. Рис. 15. 7 Рис. 16. 8 i 1с 1r Q LJ ис. 19. 9 J l l Фссr J J j Ufta, Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Стукалова Т.Ю. Истоки европейской геральдики (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |