В Кулаков, д н., Москва
Зlli K G6ГП6РО.G4 КОЛ6G4
G ДР6.GПОGТЯХ 6.GРОПЫ временной литературе, посвященной проблемам символики и эмб ur и, давно сформировалось мнение о фигуре креста, имеющего на
отростки, расположенные под прямым углом к основным штангам. изнанно, что этот символ, именуемый Сегнеровым колесом по
с прибором подобной формы, изобретенным в 1750 г. ученым е ером или санскритским термином свастика является до еским символом солнца и жизни в Европе, Индии и Японии с 3 eJ етия до н 1Обращение к данным отечественной археологии ют несколько изменить датировку появления интересующего нас а и уточнить этапы его становления.
ебении 2, раскопанном в 1969 г. О Бадером на стоянке Сунгирь
ирская обл. и содержавшем трупоположения юноши и девушки, енные в 23 т,t.до н обнаружены костяные прорезные диски, вавшие деревянные копья, сопровождавшие костяки в могиле. Эти
позднепалеолитических мастеров по краям украшались, видимо, ами кожи и, будучи привешены к копьям, могли имитировать диски 2 Можно с уверенностью полагать, что палеолитические первопро
ашей планеты обладали духовной культурой, нашедшей материотражение
в простейших символах. Одним из них стал крест в кру.
енты которого заполнялись дополнительными элементами в Сун ожаными солнечными лучами Следует отметить, что данный
декоративного искусства людей каменного века был для них униак
правило, орнаментика того времени не использовала замкнуетричных
композиций, схема крест в круге выпадает из этой Это еще раз акцентирует эксклюзивность данного символа, явся
в сознании наших далеких предков важнейшим в их воззрениях рукотворным подобием Солнца. Данный древнейший в истории ества знак маркирует появление у человека абстрактного мышле е обозначает становление индивидуума homo sapiens3 много веков после появления этого культового символа реализуется
ая фаза его развития. Появляется фигура в виде круга с крестом в причем образованные штангами креста сегменты заполнены отлиний,
направленных к основным штангам креста под прямым углом.
ила, этот символ представлен на днищах ритуальных чащ датируюЕвропе
эпохой энеолита. В Восточной Европе этот символический известен в древностях культуры Кукутени Триполье ок. 3600 3400 гг. уверенно связывается с солнечной символикой 4
ой четверти тысячелетия до н в древностях индоевропей
евников, двигавшихся в восточном направлении, появляются имванные
из Средиземноморья бронзовые накладки, на которых ми 59
кенские мастера, представители легендарного доарийского племени пеласгов,
изображали символ Сегнерова колеса В частности, данные артефакты
обнаружены в степях Южного Урала, в материале андроновской
культуры. Однако, в отличие от ранее сложившейся в Восточной Европе
традиции, в данном случае отростки от основных штанг вписанного в круг
креста располагались не под прямым углом и не во множестве а были
одиночными и дугообразными. Показательно, что к 16 в. до н 1rакие разные
варианты этих фигуры на востоке и на юге Европы имеют отростки,
направленные как влево, так и вправо от центра композиции креста или
шестиугольной звезды 5
Дошедшие в своих странствованиях до Северной Индии кочевые племена
индоевропейцев, в составе которых в основном были выходцы из
степей Восточной Европы, принесли на юго восточные окраины Евразии
весь комплекс своей материальной и духовной культуры. Одним из ее
компонентов была культовая символика, в системе которой далеко не последнее
место занимала фигура в виде Сегнерова колеса В результате
частичной ассимиляции пришельцев с запада в местной племенной среде
указанный символ на веки сохранился в культовом обиходе жителей Индостана.
По сей день адепты буддизма считают эту фигуру символом ключа счастья 6 известным также и в искусстве Китая и Монголии, а индуисты
почитают угловатый крест как знак swastika от санскритск.
swasti счастье 7, изображая его на одной из благословляющих рук слоноrоловоrо
сына Шивы и Парвати. Как и в эпоху энеолита на далекой прародине
индоевропейцев в степях Восточной Европы, в Индии по сей
день знак Сегнерова колеса изображают на белом светлом фоне
красной краской8 Правда, этот знак в Индии изображается уже вне круга,
характеJ НОГО для его европейских вариаций на всем протяжении ранней
бронзы.
С 7 в. до н в эпоху раннего железа в Европе появляются новые варианты
интересующей нас эмблемы. Возникает трехлучевая фигура с дугообразными
ответвлениями в круговом обрамлении и без него представленная,
в частности, на ритуальной керамике лужицкой культуры 7 6 вв.
до н ставшей впоследствии базой для формирования протославянских
древностей 10 На тканых изделиях гальштапской культуры в частности
на княжеской одежде из nогр. VI в кургане Хохмихель близ Хайлигенкройцталь,
Баден Вюртемберr известно Сегнерово колесо вписанное
в квадрат, поставленный на один из своих углов, что является заменой
круга в результате специфики ткацкого процесса. К этому времени
в античном искусстве архаического периода Сеrнерово колесо изображается
уже без замкнутого обрамления, входя под именем сrux gammata в
реестр элементарных фигур декоративного искусства Средиземноморья.
Позднее, на рубеже 1в. до н 1в. н в различных варварских
культурах нашего континента, в том числе на границе Восточной Европы,
в материале пшеворской культуры появляются фигуры Сегнерово колесо
как полностью без кругового или квадратного оформления, так и вписанные
в имитирующий античные образцы меандровый декор 12 существовавший в 60 е манском декоративном искусстве вплоть до середины 6 в. н 13 ому, что по расположению в погребениях керамика, несущая эти еет явно ритуальное значение, то сомнения в сакральной значимо аженных на них фигур вместе с угловатым крестом зигзаги,
сты и линейные меандры отсутствуют. ала 1тысячелетия н фигура в виде Сегнерова колеса сохра Dеимущественно лишь в древностях германских племен. Ее очер сравнению с образцами предшествующих эпох меняются. Оди отростки, идущие в сторону от штанг креста, удлиняются, благо
у вся фигура приобретает квадратные очертания. Данный знак изображается не только и не сколько на керамике, но и на мее
их предметах, которым предпосылались магические свойства золотых брактеатах типов В и С и подвесках с зернью, стано
l ОЙ формой лангобардских пластинчатых фибул 4 5 вв. н и t ой фигурой от 4 до 8 лучей солярных подвесок, украшавших аманнских женщин 7 в. 13 Персонифицированную связь интере ас символической эмблемы с конкретным фигурантом древне о о культа раскрывают золотые брактеаты 6 7 вв., на которых вороном фигуру ц ря богов Одина Водана сопровождает изобра егнерово колесо Так на пороге создания варварских госу от знак входит в обиход дружинных вождей германских племен,
е брактеатов подвесок 1
подчеркивавших свою роль харизмати s
лощения мощи Одина 5 ути развития фигуры в виде Сегнерова колеса в германском
ом искусстве разветвляются. Упрощенный линейный вариант
указано, становится знаком, связанным с Одином Воданом и
й эманацией дружинным вождем. В скандинавских древно агическое значение он сохраняет с 6 в. 16 по конец эпохи викин 000 гг. 17 Даже князья церкви в это время, как показывает надопа
второй половины в., экспонируемое в Национальном
е. евековья в монастырском подворье Клюни Париж украшают
ие магическим знаком мощи царя языческих богов. Затем,
ые кресты, являвшиеся в германском язычестве символами
а и молний бога Донара Тора 18 знаки Сегнерова колеса сакральную мощь Водана Одина, в в. входят в номенкла вековой европейской символики. По настоящее время этот в ряду геральдических крестов, правда, не отличаясь замет
стью. Цветовая гамма гербов с крестами этого типа выдер
авило, в красно белой Центральная Европа или желтоинавия
цветовых гаммах 19 Важно отметить, что тот же
культовые астральные изображения, появившиеся, как и
eсn в Европе эпохи бронзы. В частности, изображения звезды известны как в североевропейских древностях эпоак
и в элитных украшениях Италии 10 вв.2 1В последсключено
влияние ближневосточных декоративных мотиавшихся
христианами Южной Европы как символ Вифле 6 1
емской звезды.
Становление звериного стиля, охватившее мир германского искусства
после крушен я державы Аттилы, привело к во rикновению фигуры,
штанги которои оканчиваются головками воронов Этот художественный
образ, явно связанный с культом Одина Водана, у континентальных
племен западных германцев реализуется в виде женской фибулы 6 7
вв., украшенной альмандинами, в Скандинавии обретающей круглую
фоЕму, которая на о. Готланд воспроизводилась в рамках стиля Bandstil
3 еще в 700 750 гг.24
В это время мотив Сегнерова колеса исполненного в зверином стиле попадает с о. Готланр на земли нынешнего Литовского Взморья, в
племенной ареал куршей2 В землях балтов прежде всего у племени
земrалов на территории современной Латвии к этому времени существовала
архаическая традиция изображения угловатого креста с несколькими
ответвлениями, полностью воссоздававшими упоминавшийся выше
архетип энеолитическоrо времени26 Этот мотив вышивки известен на латышских
тканях эпохи викингов и в позднейшем этнографическом материале
дожил до современности, считаясь благим символом травяной
змеи ужа 27 Уже в начале 20 в. эта деталь народного орнамента привносится
деятелями стремящейся к независимости Латвии в набор национальных
эмблем28 Уже в начале 19 18 г. янтарная свастика в иконографии
западных германцев 4 5 вв. н становится эмблемой Студенческой роты
латышей добровольцев. За оборону Риги в октябре 19 19 г. от Западной
Добровольческой Армии генерала П Бермонт Авалова бойцы этой роты
получили нагрудный знак с белой эмалевой свастикой с штангами, расширенными
по типу мальтийского креста Именно этот вариант Сегнерова колеса с ноября 19 19 г. стал ведущей эмблемой в наградной
системе Латвии и расположился в центре знака Военного Ордена Лачплесис Не исключено, что определенное влияние на выбор этого
символа Латвией оказало принятие Финляндией в 19 17 г. эмблемы Крест
Свободы голубой мальтийский крест с наложенной на него золотой
свастикой с короткими ответвлениями находящийся поныне в крыже
Президентского флага Финляндии29.
Позитивный характер угловатого креста считавшегося у народов, населяющих
пограничье Восточной Европы, приносящем счастью и удачу
знаком солнца БА Рыбаков считал его календарным знаком30 и реализовался
вплоть до 19 в. в материальных культурах населения Литвы,
Польши, Чехии, Венгрии3 1и России. В последнем случае это представляется
явным заимствованием из массива образов народной культуры земгалов
32. В археологическом материале Среднего Подунавья позднего этапа
эпохи обретения родины венграми мадьярами известна весьма архаическа 3 реплика угловатого креста напоминающего прототип эпохи
энеолита Персонифицированная связь данного символа с богами пантеона
поздних язычников Европы может быть выяснена лишь у балтов. В
историографии Латвии и Литвы знак угловатого креста именуется крестом Перкунаса и связывается с культом балтского бога молний34
62 а. обильные данные археологии и этнографии, свидетельствую оговековой связи фигуры Сегнерова колеса с солнечным куль антеоне балтов во всяком случае в его прусском варианте, хра архаические традиции индоевропейского культа этот знак должен
ится яе с Перкуно, а с богом Солнца Звайгстиксом35 На мой это подтверждается и лексическим характером имени этого бога, ю аналогичного санскритскому названию угловатого креста
оказывает пример Латвии и Финляндии, знак Сегнерова колеса зовавшийся ранее лишь в части личной дворянской геральдики, в г 20 в был включен в разряд эмблематики новых государств Евро этом традиционное позитивная смысловая нагрузка этого знака, вшаяся до современности в памяти народов Балтийского региона, а изменена ни в графическом, ни в цветовом отношении. Этого с азать о знаке свастики, ставшем в 19 18 г. ведущей эмблемой в
а с по образцу масонских лож националистическому обществу Ту онхен Этот знак черного цвета был перенят от него Немецкой
е I партией и позднее в 1920 г. Национал социалистической рабо
ей Германии. В центре красного полотнища партийного знамени, е в 1933 1945 гг. национальным флагом Германии в 1933 1935 гг. с черно бело красным флагом 2 й Империи 36 в белом медальоне ормы находился знак Сегнерова колеса черного цвета. Такого ветосо tетание соответствовало колористике упомянутого выше о национального флага. Данная цветовая символика, сомни Е. 5 есть разработки которой принадлежит вождю НСДАП37 не его общего с тем благопожелательным смыслом, которой эта аделялась использовавшими ее в народном искусстве жителями
ачиная с эпохи энеолита. Пожалуй, истинным смыслом эта ноеплика
древнейшего европейского символа являлась попытка ан я эмблемы германских конунгов 6 7 вв., считавших себя ха ее ими дублями Водана Одина в мире земном см. выше Не е, ничем не оправданные жертвы, кровь которых в виде чудо 9 атомбы запятнала красное знамя с черной свастикой, отложили наших современников вполне адекватное восприятие знака
за колеса
тазах происходит реанимация этого знака, причем, судя по сyn в современном России его репликами38, их создатели пытают z ально дистанцироваться от варианта эмблемы НСДАП, не всегда
аясь найти глубинные прототиnы для своих эмблем в богатей е. 1и восточноевропейской духовной и материальной культуры.
а ленный этюд, посвященный происхождению и истории симво ова колеса привел к следующим выводам зднем этапе древнего каменного века на широких простран ero материка, в том числе и в Восточной Европе, появляется
вол, которым человек стал изображать наиболее важнейшее
явление дающее жизнь Солнце. Данное явление маркирует
е сознания прежде всего культовое человека современного 63
типа. Символ Солнца, представляющий собой простейшую фигуру круг с
вписанным в него крестом, сохранился и в позднейшей эмблематике например в культовом наследии Ордена Тамплиеров
2. В середине IV тысячелетия до н символ главного небесного светила
усложняется путем добавления к концам креста нескольких боковых
линий. Не исключено, что тем самым древние художники пытались создать
эффект мерцания солнечного диска. В эпоху бронзы в разных точках
Европы возникают упрощенные варианты знака Сегнерова колеса однако
его древнейший вариант доживает до наших дней в этнографическом
материале многих народов, в первую очередь населения Балтии.
З. В эпоху раннего железа основной чертой данного этапа развития изучаемого
знака является необязательная представленность круга в качестве
его обрамления. Оно может быть изображено в виде квадрата, ромба
или отсутствовать вообще. Таким образом, можно предполагать тенденцию
к абстрагированию от реалистичной формы знака модели rюявившейся
в Европе на заре истории. Угловатый крест известен как магический
знак прежде всего на погребальной керамике представленный
одиночно и многократно повторенный в виде детали орнаментальной полосы меандр Два способа восприятия и отображения знака Солнца со
второй половины 5 в. н наиболее последовательно реализуются в искусстве
германских племен, играя роль как одиночного магического знака
символа царя богов Водана Одина, так и выполняя функцию композиционной
основы сложной декоративной композиции.
4. На ранней фазе средневековья христианская Европа, в новых политических
и общественных условиях формируя систему своей змблематики,
включает в ее состав все богатство языческих символов римского
времени и эпохи переселения народов. Не является исключением и знак Сегнерова колеса используемый с 3 вв. преимущественно в родовой
геральдике и превратившийся, тем самым, из символа нестандартиэованный
магический знак в эмблему.
5. Начало 20 в., ознаменованное катастрофическими социальными потрясениями,
в рамках создания символики новых государств и партий
востребовало весь возможный арсенал национальной символики. Опираясь
на данные археологии и этнографии, деятели конкретных народов и
наций не всегда адекватно своим задачам и способностям к их реализации
использовали символы и знаки из духовного наследия своих дапеких
предшественников.
6. Учитывая весь опыт многих сотен предшествующих поколений, при
формировании современных геральдических систем следует крайне бережно,
с особым вниманием относиться к знакам и символам, с которыми
на протяжении тысячелетий были связаны наиболее экзальтированные
чувства и ощущения миллионов людей самых разных народов. Без доскональной
и углубленной научной информации, полученной о каждом конкретном
знаке, использование его чревато самыми неожиданными последствиями.
Судьба знака Сегнерова колеса развивающаяся перед
нашими глазами, является тому вопиющим примером. 64
ПРИМЕЧАНИЯ
G. Lexikon der Heraldik. Leipzig, 1984 390. а ев А Аникович М Поздний палеолит Русской равнины и Крыма ПаСССР.
М., 1984. С. 234, рис. 106,4.
ов Ю Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения. М., 1997.
н В Мерперт Н Мунчаев Р Черныш Е Энеолит СССР. М.,
9 1250. Табл. LXVIII, 4,6.
ов К Кузьмина Е Происхождение индоевропейцев в свете новейших ических открытий. М., 1977. С. 49, 50, рис. 3. 12. erreiсher lwo М., Herder Lexikon Symbole. Basel Wien, 199 64. s К. WorterЬuсh Sanskrit Deutsсh. Leipzig, 1975 570. ева Н Индуизм. М., 1977. С. 264.
N. Nordisсhe Ornamentik in vorgesсhiсh сher Zeit Mannus BiЫithek. Nr. 47. 93 1АЬЬ. 49. в В Славяне в древности. М., 1994. С. 128, рис. 34,9. azewski К. Pradzieje Europy Srodkowej. Wroсlaw Warszawa Krak6w Gdansk, 127. wski К. Kultura przeworska Prahistoria ziem polskiсh. Т. V. Wroсlaw Wars а 6w Gdansk, 198 1ТаЫ. 15 1а ов В Могильники западной части Мазурского Пооэерья конца V начазз. по материалам раскопок 1878 1938 гг. BarЬariсum 1989. Warszawa, 25,4 43,2 Wegewitz W. Die Langobarden an der niederelbe Reinerth Н. с е der deutsсhen Stamme. Bd. 2. Berlin, 1936. Taf. 2 19 12,4,5. е R. Die Entwiсklung der germanisсhen Kunst Die Germanen. Bd. 2. Berlin, 46. а ов В Предшественники европейских знаков отличия Avstrvegr уть. Таллинн, 1995. С. 38. ewski К. Pradzieje EuropySrodkowej гус. 184, 13. ч кова Е Скандинавские рунические надписи. М., 1977. С. 6.
в В Введение в типологию европейских наград и воинских знаков
997. 2 14 С. 124.
ег О. Wappenkunde. Munсhen, 199 179 r ille V. Das Bootskammergrab von Haithabu Beriсhte ОЬег die Ausgrabun grabungen in Haithabu. Beriсht 8. Neumunster, 1976. АЬЬ. 40. e Dorrlamm М. Zwei hoсhmitte terliсhe Goldsсheibenfibel aus ltalien
es KorrespondensЫatt. Nr. 20. Mainz, 1990. Taf. 7 5.
L. Nordisk form om djurornamentik. Stoсkholm, 1983. Fig. 10,6.
2. Fig. 45. а В. Die Vendelzeit Gotlands. Bd. Stoсkholm, 1969. Taf. 22 806 18 14 Urgesсhiсhte Ostpressen. Konigsberg, 1929. АЬЬ. 252, 254. г ulikauskiene R. Senoves lietuviu drabuziai ir ju papU Osalai 1XIV а Vil pav., 3. е А. Apie latviu rastuotu juostu ornamentus Dangaug ir zemes simbolai.
Р. 230, 13 pav. 65
28Butkus А. Latviu ornamento struktura Mokslas ir gyvenimas. Nr. Vilnius, 1989.
Р. 9, 10.
29Herzog H. U. Flaggen und Wappen. Leipzig, 1980 77.
30Рыбаков Б Язычество древних славян. М., 198 1С. 323.
3 1Tumenas V. Eglutes ir svastikos ornamentu simbolika Lietuvoje Senoves baltu
simbolai. Vil ius, 1992. Р. 6 164.
32Амброз А Раннеземледельческий культовый символ ромб с кючками
Советская археология. М., 1965. 3. С. 16, 17, рис. 2.66 73.
33Revesz L. Die Bereitsсhafts Bogenbehalter Gorithos in den Grabern dег ungarisсhen
landnahmenzeit Aсta Arсhaeologiсa Aсademiae Sсientiarum Hungariсaep. Bd.
44. Budapest, 1992. АЬЬ. 4.
34Matuleviсiene P Latviu ornamentikos tyrine mai Liaudies kultura. Vilnius, 199 1
Nr. 1Р. 8.
35Иванов В Топоров В Балтийская мифология Мифы народов мира. Т. 2.
М., 1980. С. 155.
36Sсhurdel Н Flaggen Wappen Deutsсhland. Augsburg, 1995 39.
37Вороnаев С. Энциклопедия Третьего Рейха. М., 1996. С. 427.
38Лесман Ю. Патриотическая символика Бapьep сhallenge. Санкт Петербург, 993 С. 18.
Подписи к рисункам см. стр. 67
Схемы изобразительных композиций символа Сегнерова колесо в
процессе его развития 1Одно из костяных наверший копий из погр. 2 на территории палеолитической
стоянки Костенки, Брянская обл. России по А Рогачеву,
М Аниковичу, О Бадеру
2, 3. Рисунки на днищах керамических чаш эпохи энеолита с поселения
Кошаловцы Обоз, Молдавия по В Массону, Н Мерперту, Р Мунчаеву,
Е Черныш
4. Рисунок на бронзовой подвеске из Микен 16 в. до н по К Смирнову,
Е Кузьминой
5. Рисунок на лужицком погребальном сосуде из Вроцлава Ксенже
Вельке по В Седову
6. Деталь орнаментального пояса на плечике урны из погр. 363 пшеворскоrо
могильника Вымыслово, Польша по К. Годловскому
7. Бронзовая фибула урнового лангобардского могильника Хамсторф,
окрестности Гамбурга, Германия по В. Вегевитцу
8. Бронзовая поясная подвеска из аламанского могильника Вернау, окрестности
Эсслинга по В. Вегевитцу
9. Серебряная позолоченная накладка, украшавшая центральную часть
колчана в погр. 52 мадьярского могильника Карее, Венгрия по Л. Ревесу 1О. Элемент литовской народной вышивки по В. Туменасу Финский Крест Свободы. 12. Знак 3 й степени Военного Ордена Лачплесис Латвия 66
r о
4 6
67