Ражнев Г.В.
История и военно-этическая значимость артиллерийской эмблемы
// Гербовед. №22. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 10 (22). С. 117-123
Аннотация: Удивительна история артиллерийской эмблемы. Ее прообраз в русской армии появился в середине XVI века, до рождения в России регулярной армии -и за несколько десятков лет до появления в России самого слова "артиллерия". Впервые оно появляется только в письме Петра I А. Ю. Кревету 19 июня 1695 года: "А здесь, слава богу, все здорово. Вчерашнего дня Лефорт, а севодне алтиллерия (именно так писал это слово Петр I) и генерал пошли в путь свой".
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 32636 знаков (с пробелами)
Г. В. Ражнев, к. ф. н., Смоленск
ИGТQ.РИЯ
И GQ6ППQ ЭТИЧ6GК Зfu ЧИМQGТЬ
t РТИЛЛ6.РИЙGКQЙ ЭМБЛ6МЫ
Удивительна история артиллерийской эмблемы. Ее прообраз в русской
армии появился в середине XVI века, до рождения в России регулярной
армии и за несколько десятков лет до появления в России самого слова артиллерия Впервые оно появляется только в письме Петра I А. Ю. Кревету 19 июня 1695 года А здесь, слава богу, все здорово. Вчерашнего дня
Лефорт, а севодне алтиллерия именно так писал это слово Петр I Г Р. и
генерал пошли в путь свой
Слово артиллерия происходит от старофранцузского прилагательного артиллос искусный, хитрый, от которого пошло слово артиллер
оснащать военными машинами. Вот почему слово артиллерия впервые
упоминается еще в XIII веке, т. е. до появления огнестрельного оружия в
Европе и встречается первый раз в Истории Людовика Святого 1272 год
Автор книги участник седьмого крестового похода Жан де Жуэнвиль,
крупный шампанский феодал, побывавший в плену у сарацин, рассказал,
как молодые военные рабы султана, возмужав, вкладывали свое еще слабое
умение в султанскую артиллерию, и начальник артиллерии совершенствовал
их мастерство в меру их способностей.
В XIII веке артиллерия это парк машин и орудий, применявшихся при
осаде и обороне крепостей, тараны, катапульты, фрондиболы, бриколи,
пращи, аркбаллисты и баллисты. Во многих машинах использовалась тетива,
которую натягивали при помощи ворота несколько человек. Лучшим
материалом для тетив считались туго закрученные пучки женских волос, а
когда их не было, тетивы делали из сухожилий или кишек домашних животных,
кроме свиньи.
Снарядами для баллист и катапульт служили камни весом до 50 кг,
бревна, окованные железом, для разрушения стен или бочонки с зажигательной
смолой для поджога зданий. Некоторые из таких машин бросали снаряды на 200 400 метров. На один выстрел требовалось от нескольких
минут до нескольких часов.
С XIV века часто употребляются словосочетания и выражения пороховая артиллерия огнестрельная артиллерия Со временем из артиллерии
исчезло все, что не имело отношения к огнестрельным орудиям, а
старое слово оказалось наполненным новым содержанием.
Сегодня слово артиллерия употребляется в нескольких значениях. Вопервых,
это один из родов войск. Во вторых, это совокупность самых разнообразных
предметов вооружения. Наконец, в третьих, это наука об артиллерийском
вооружении, свойствах и способах его боевого применения.
Она включает в себя внутреннюю и внешнюю баллистику, устройство и
правила эксплуатации материальной части артиллерии и боеприпасов. теорию
стрельбы, военную метеорологию, звукометрию, фотограмметрию,
историю артиллерии и другие дисциплины. l l 7
Вот почему артиллерийское орудие со временем все более и более символизировало
прогресс в науке и промышленности, олицетворяло талант и
мастерство ученых и рабочих. На каждом этапе своего развития артиллерия,
как губка, впитывала все самое передовое, что появлялось в науке и технике,
а новейшие изобретения и открытия в области металлургии, механики, химии,
физики немедленно использовались в артиллерии. Современная артиллерия,
например, уже немыслима без сложнейшей радиоэлектроники, радиолокации,
самых быстродействующих электронно вычислительных машин и
средств автоматики.
Но первые огнестрельные орудия представляли собой кованые железные
трубы, скрепленные обручами. Вскоре их начинают отливать из бронзы и
меди. Техника литья колоколов была известна на Руси еще с XI века. Колокола
богато украшались орнаментами и надписями, им давали собственные
имена. Искусные литейщики с переходом на литье пушек также стали применять
разнообразные надписи и орнаменты по мотивам растительного и
животного мира.
Работа литейщиков пушек сопровождалась ореолом таинственности и
мистики. Места производства и испытания орудий тщательно оберегались
от лишних глаз с целью сохранения тайны. Так случилось и в Москве, где в 1475 году строится Пушечная изба, преобразованная в 1488 году в Пушечный
двор, т. е. настоящую мануфактуру, где работало более 130 человек.
Для сохранения секретности Московский Пушечный двор упрятали на левом
берегу Неглинки, против китайгородской стены.
Ремесло литейщиков пушек постепенно превращается в настоящее искусство,
и русские мастера отливают такие по красоте пушки, что они представляют
собой истинные шедевры искусства. Выдающимися литейщиками
считались Степан Петров, Богдан Пятой, Харитон Иванов, Яков Дубина,
Григорий Наумов, Проня Федоров, Кашпир Ганусов, Андрей Чохов и многие
другие.
Орнаменты на орудиях отличались 9ольшим разнообразием от скромного
и простого до пышного и сложного, который иногда покрывал орудие
сплошным ковром. В отдельных случаях орнамент имел образцы, сходные с
графикой больших художников. Например, на московскую гаубицу 1542
года нанесено изображение оленя, почти совпадающее с таковым на одной
из гравюр Луки Кранаха.
По главным изображениям на орудиях животных, птиц и т каждая
пушка имела соответствующее название Аспид, Лев, Огненный Кот, Медведь,
Разъяренная Маргарита, Гамаюн, Волк и т. д. На грандиозном 150
пудовом дробовике, отлитом А. Чоховым в 1586 году, на дульной части
находится конное изображение царя Федора Ивановича. Поэтому дробовик
получил название Царь пушка и был установлен в Московском Кремле,
где стоит и поныне. Каждый мастер делал уникальное орудие, которое имело
свой калибр, длину, лафет. Кроме орнаментов и других изображений, на
орудия часто наносили слова, рассказывающие о времени его изготовления
и мастерах, отливших его. Со временем перешли на надписи, сделанные
изысканно красивым шрифтом, выполнявшими также функцию дополнительного
орнамента.
Мастерство литейщиков вызывало возвышенное отношение к нушке,
как к предмету, несущему не только боевую и эстетическую, но и огромную 8
материальную ценность. Достаточно напомнить. что пушки по тем временам
ценились чрезвычайно высоко. Так, например, в 1394 году во Франкфурт
е на Майне была отлита бомбарда калибром 50 см, стоимость изготовления
которой составила более чем одну тысячу флоринов. На эти деньги
можно было купить огромное стадо в 442 коровы. Дорого обходилось и
производство пороха и пушечных ядер один выстрел из упомянуrой бомбарды
обходился в 2 1флорин, что равнялось стоимости 9 коров.
Постепенно в мире сформировалось столь возвышенное отношение к
пушке, что даже изображение ее стало почитаемым символом.
Из среды военных постепенно выделяется особая каста пушкари, которые
поначалу считались не солдатами, а мастерами особого цеха. Дело в
том, что первыми пушкарями были сами литейщики орудий, ибо даже небольшая
ошибка в дозировке быстро поглощающего влагу пороха могла
привести к разрыву ствола пушки, что влекло за собой травмы и даже гибель
пушкарей. Многие орудия к тому же заряжались с казенной части. Роль
затворов выполняли плиты, закреплявшиеся клином.или бревном, вбитым в
землю. Сквозь такие ненадежные затворы легко прорывались газы, что
вело к повреждению орудий и ожогам пушкарей. Пушкарское дело представляло,
таким образом, опасное и рисковое занятие, поэтому требовало
большой аккуратности, осторожности и подлинного мастерства. Кроме
этого, работа пушкарей нуждалась в людях недюжинной физической силы,
ибо пушки тех времен весили от десяти до двухсот пудов. Они выбрасывали
ядра весом от одного до трехсот килограммов. Только заряжание таких
пушек было многочасовой тяжелой работой.
Со временем пушкарское дело усложняется. В 162 1году выходит Устав
ратных, пушечных и других де до воинской науки касающихся составленный
Онисимом Михайловым. Автор этого устава подчеркивал необходимость
разносторонних и глубоких знаний, особенно по геометрии, механике,
физике и химии. Пушкари стали делиться на строевые чины пушкари
и затинщики, и нестроевые воротники, рассильщики, казенные кузнецы,
зелейные, шорные, чертежники и другие.
Помимо службы у орудий и работы на пушечных дворах и зелейных
мельницах, пушкари несли и чиновничью службу в качестве подьячих, целовальников сборщиков подати и таможенных голов. Всеми делами людей
пушкарского чина ведал Пушкарский приказ. По своему положению пушкари,
которыми командовал пушкарский голова или осадный голова
вместе со стрельцами и городовыми казаками образовывали разряд так
называемых служивых людей Жили пушкари в отдельных слободах, доступ
в которые посторонним был запрещен.
За службу пушкари получали денежное, хлебное и соляное довольствие.
Кроме него, им выдавали и единовременное жалование выдачу на дворовое
строение, обзаведение хозяйством, а также на выполнение различных
работ. Во многих городах им выделяли земельные наделы, угодья для выгона
скота и сенокоса.
Таким образом, опасность профессии пушкаря, его особые интеллектуальные
качества, требующие смекалки и широких знаний, вызывали необходимость
предоставления им некоторых льгот. Это в свою очередь привело
к тому, что рофес ия ушкаря стаJш ередаваться с 1ро 10 0 наследс 1ву И И
по специальным рекомендациям. В отличие от западноевропейских государств
пушкари на Руси наемниками не пополнялись. 9
Пушкари стремились и внешне выделяться из среды служивых людей.
Они стали носить на ярких кафтанах отличительные знаки огромные эмблемы.
Это были отчеканенные на металле изображения головы льва и двух
положенных накрест стволов пушек. Изображение головы льва было личным
знаком основателя Москвы Юрия Долгорукого, а накрест положенные
стволы пушек символизировали те социально нравственные и боевые ценности,
которые связывались с пушкой.
Одна из таких ценностей отражала уважительное, почти святое отношение
к артиллерийскому орудию. Истинный пушкарь, а тем более христианин,
любил своiо пушку всей душой, заботился о ней, тщательно следил не
только за ее исправностью, но и за ее чистотой. Не только пушка, но и место
вокруг нее поддерживалось в образцовой чистоте и порядке. Нарушение
этого правила расценивалось как богохульство, тем более, что покровительницей
артиллерии у христ ан считалась святая Варвара героиня христианской
легенды. По преданию, дивной красоты девушка была дочерью
богатого египтянина, фанатичного язычника. Варвара, хранившая девичью
чистоту, тайно стала христианкой, за что ее бросили в тюрьму. Между жестокими
пытками ее посетил и дал причастие Иисус Христос. Вскоре исступленный
от ярости отец отрубил дочери голову, но тут же убийцу поразила
молния.
Другой традицией пушкарей стало святое отношение к орудию, которое символизировало для артиллеристов их честь, славу и достоинство. Дело в
том, что по военно эстетической и нравственной значимости пушка поднялась
почти до боевого знамени. Это был неписаный закон артиллеристов.
Потеря или оставление орудий врагу были недопустимы, ибо считались
несмываемым позором. Пушка, таким образом, концентрированно вобрала
в себя понятие чести пушкаря. Как яркий пример этого, примечателен подвиг,
полный истинной трагедии, совершенный русскими пушкарями под
Венденом 2 1октября 1578 года.во время Ливонской войны. Тогда пушкари
не смогли вывезти свои орудия с поля боя и повесились на вертикально
поставленных стволах орудий, предпочтя смерть позорной сдаче врагу.
Очевидец боя Р. Гейденштейн писал, что когда из поставленных при орудиях
пушкарей большая часть была перебита, остальные, потеряв надежду на
спасение орудий и вместе с этим любовь к жизни, добровольно повесились на веревках, которые спускались сверху жерл, показав пример преданности
своей Отчизне.
Эту традицию российские пушкари с честью пронесли ерез все войны,
включая и Великую Отечественную войну.
Командиры артиллерийских полков даже в самые критические моменты
не допускали оставление орудий и отдавали под трибунал малодушных.
Именно такой случай описан в романе Ю. Бондарева Выбор где традиция
артиллеристов свято беречь и не оставлять орудия на поле боя помещена в
центр сюжетной линии романа.
С именем Петра I связано закрепление в отечественной артиллерии еще
ряда традиций. Петр I отлично знал и любил артиллерийское дело.
Слово пушкарь Петр заменил на более современное и красивое бомбардир.
И себе придумал чисто артиллерийский псевдоним бомбардир
Михайлов Сформировав при Преображенском полку в 1695 1оду Артиллерийскую
команду, или Бомбардирскую роту, в которой сам числился
капитаном, он положил начало регулярной отечественной артиллерии. В 120 1703 году он основал артиллерийские школы, богато одел бомбардиров и
приблизил их к себе. Петр лично отбирал в бомбардиры самых смышленых,
расторопных и образованных людей. Кроме того, артиллеристам строго
вменялось в обязанность всегда остерегаться спиртного. Служить в артиллерии
и употреблять спиртные напитки считалось потерей чести бомбардира.
В эти годы в народе родилась шуточная, но весьма меткая поговорка о
том, кто в каком роде войск служит Пьяница во флоте, щеголь в пехоте,
умница в артиллерии, дурак в кавалерии
Долгие годы существовали и писанные в законах привилегии артиллеристов.
Так, по Табели о рангах офицеры артиллеристы имели преимущество
перед армейскими офицерами в один класс. Например, майор в артиллерии
приравнивался к армейскому подполковнику 7 й класс а подполковник
к армейскому полковнику 6 й класс Полковник от артиллерии по
Табели о рангах имел 5 й класс и приравнивался к армейскому бригадиру,
входя в генералитет, что у гражданских чиновников соответствовало чину
статского советника.
Законом 156 года было введено право на потомственное дворянство,
которое могли получить и офицеры, но только с 6 го класса в артиллерии с
подполковника
Почтительное отношение к пушке отразилось и при формировании
прозвищ и фамилий. Например, во второй половине XIV века, как записано
в родословной А. С. Пушкина, жил знатный человек Григорий Александрович,
прозванный Пушка, и от него пошли Пушкины В гербе деда поэта
генерала И. А. Ганнибала неспроата красовались два накрест положенных
ствола в Чесменском морском бою в 1770 году благодаря искусству
Ганнибала, умело управлявшего артиллерией эскадры, русский флот одержал
блистательную победу над турецким флотом. Интересно, что до нашего
времени в музее заповеднике Михайловском чудом сохранились подлинные
потешные пушки, из которых Александр Сергеевич сатотовал в честь приезжающих
в Михайловское гостей.
С XVIII века изображения пушки распространяются не только на предметы
военного снаряжения, но и на родовые гербы. Этому способствовало
то, что главным путем к достижению дворянского звания стала воинская
доблесть, проявленная в боях за Отечество. Петр I и последующие императоры
высоко ценили воинские заслуги подчиненных. Вот почему военные
предметы, особенно пушки, получают широкое применение в русских родовых
гербах. Изображение пушек можно видеть в гербах Авиновых, Апраксиных,
Аракчеевых, Армашевских, Базиных, Барклая де Толли, Басмановых,
Бешенцовых, Бистроглазовых, Васильевых, Васильчиковых, Вахрамеевых,
Вороновых, Ганичевых, Горевых, Денисовых, Есауловых, Ивановых,
Иевлевых, Качаловых, Киянициных, Коломниных, Кульгачевых, Лаврентьевых,
Лихачевых, Макаровых, Меньшиковых, Митричевичей, Мясново,
Неверовичей, Орловых, Острощенко, Пащенке, Платоновых, Племянниковых,
Пушечниковых, Пушкаревых, Семеновых, Смирновых, Семенчуков,
Стунеевых, Уховых, Фоминых, Харламовых, Цулукидзе, Эйлеров и некоторых
других.
Вместе с гербами в русской армии распространяются и эмблемы. Старая
эмблема ушкарей стала иметь вид двух накрест лежащих стволов. В 1808
году создается прообраз современной артиллерийской эмблемы, которая
крепится на киверах. С 187 1года артиллерийская эмблема переходит на 12 1
Нарукавный знак
для артиллеристов. 1920 г. 122
Артиллерийские эмблемы,
утвержденные приказом РВСР
от 2 1января 1922 г. 322
погоны и петлицы.
В Красной Армии эмблемы введены 3 апреля 1920 года вместе с нарукавными
знаками родов войск. Артиллеристы носили знак в виде снаряда
алого цвета. В середине знака вышивалась часть круга с расходящимися
лучами. В круге находилась красная звезда, под которой прикреплялись в
виде эмблемы два медных накрест положенных ствола.
В январе 1922 года приказом Реввоенсовета вводится единая форма
одежды с системой из 40 эмблем. Четыре эмблемы предназначались для
артиллерии. Первая в виде скрещенных стволов вводилась в артиллерийских
частях, входивших в состав стрелковых дивизий. Вторая крещенные стволы
с наложенной сверху пылающей гранатой полагались личному составу
Главного артиллерийского управления и подчиненных ему складов. Третья наряд с пламенем предназначалась для артиллеристов, работающих
в парках. Самая сложная эмблема крещенные пушечные стволы, соединенные
с буквами АОН вводилась для артиллерии особого назначения
тяжелой, зенитной и траншейной.
Громоздкость системы из 40 эмблем была очевидной, и в 1924 году число
эмблем сокращается до 24, а в 1935 до 17.
Центральное место в системе эмблем, определенных приказом министра
обороны СССР в 197 1году, тоже занимает старейшая в русской армии артиллерийская
эмблема, которую носят сегодня артиллеристы, отмечающие с 1944 года День артиллерии, а с 1964 День ракетных войск и артиллерии.
В наши дни приказом Министра обороны Российской Федерации введена
эмблема для зенитно ракетных войск, в основе которой осталась старая
эмблема артиллеристов.
Итак, артиллерийская эмблема не только условный знак, указывающий
на принадлежносrь военнослужащего к артиллерии. Это еще и емкий
военно исторический памятник, хранящий в себе рождение и развитие отечественной
артиллерии, ее славных боевых традиций предмета гордости и
патриотизма Российской Армии. 123
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнев Г.В. История и военно-этическая значимость артиллерийской эмблемы (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|