Симонов Р.А.
К вопросу происхождения московских Рюриковичей от римского императора Августа
// Гербовед. №19. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 7 (19). С. 14-17
Аннотация: Как пиcaл А.А. Введенский, "при деятельном участии самого царя Ивана IV создается и первый фальсифицированный документ строго официальноrо происхождения о московских Рюриковичах, идущих непосредствеюю от римских кесарей - "Книга Государева" - Государев Родословец 1555 r. в 43 главах" (1, с. 92-93). Раскрывая содержание Родословца 1555 r., он сообщает, что в его второй главе родоначальник московских гocyдарей Рюрик возводится к 14 колену Пруса, брата императора Августа. Это ложное утверждение, вьдаваемое за исторический факт, на протяжении всего последующего царствования Ивана Грозного настойчиво и постоянно использовалось официальными русскими правительственными кругами.
Об авторе публикации/статьи:
Симонов Р.А.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 20086 знаков (с пробелами)
Р Симонов, д. и. н., Москва
МИФ О ПРОИСХ ЖД6ПИИ
МОСКО.8СКИХ РЮРИКО.8ИЧ6Й ОТ
РИМСКОГО ИМП6Р4ТОР4 48ryсT4
Как rrnсaл А Введенский, ри деятельном учаспm самого царя Ивана
IV создается и первый фа Тhсифицированный докуменr строго офшщальноrо
происхождения о московских Рюриковичах, идущих не посредствеюю от римских
кесарей Книга Государева Государев Родословец 1555 г. в 43 главах 1с. 92 93 Раскрывая содержание Родословца 1555 г., он сообщает, что в его
второй главе родоначальник московских roсy дарей Рюрик возводкrся к 14
колену Пруса, брата императора Августа. Это ложное уmерждение, вьщаваемое
за исторический факт, на протяжении всего последующего царствования Ивана
Грозного настойчиво и постоянно использовалось оф ЩИIШЬНЫМИ русскими
правительственными кругами.
Псевдоrенеалоmческое родство с римским императором обеспе швало
Ивану IV, как первому русскому царю, видимОС 1Ъ родовиrости, ставившей
его в первый ряд по почеmосm происхождения с европейскими государями.
Кроме того, рассматривая Пруса как своего родоначальника, Иван IV
претендовал на терригорию Прус кой земли на которой находились полноС 1Ъю
или часmчно Ливония, Польша и Великое княжество итовское. Так. на
переговорах с Польшей в 1557 г. русский царь настцивал на призвании за
ним не только всей Ливоюш, но и короны Польпm и Великого княжества
Jlитовскоrо, как ЯJСобы закоююrо наследника Пруса, брата римского императора
Августа и родоначальника лиrовских князей 2, с. 138 139
А Введенский отмечал, что приписывание московским Рюриковичам
римской родословной офшщальная фальпnmка, не имевшая никаких оснований
в источниках Вместе с тем он считал, что непосредственными создателями
фальшивой генеалоmческой верс 1m были монахи, понявпmе сущносТh нового
полиmческоrо режима и связавшие судьбы церкви с подымающимся
абсоmопомом. Монашеское перо старца Филофея, Ш Мена Иосифа Волоцкоrо
и др. быстро создает фальшивую идею о Москве третьем Риме и полиmческую
теорию о преемственносm власrn московского ря от римских кесарей и
визаmийских базилевсов 1с. 92, 93
В современной историографии автором рассказа о происхождении
Рюриковичей от Августа через мифического Пруса считается опальный
Киевский митрополит Спиридон Савва по прозвищу Сатана, изложивший
его в Послании о Мономахов ом Венце написанном, примерно в 10 х
rr. XVI в. Указанное мнение стало своего рода общим местом в
историографии и вошло в справочные издания, где рассказ
Спиридона Саввы трактуется устанавливающим генеалогическую связь
предков Василия Ш с римским императором Августом через Пруса,
который якобы был родственником Рюрика 3, с. 4 1О а также
происхождение русских великих князей от римского императора Августа
а Пруса рассматривающим в качестве брата императора Августа 4,
с. 150, 159
Рассказ Слиридона Саввы о Прусе дочти дословно и сразу входит в Сказание о князьях ВладИмирских которое пользовалось большой 14
популярностью. Автор Сказания о князьях Владимирских не установлен, о
времени нarrnсш rnя нет единого мнения. Ученые в последнее время им считают
кон. 15 10 нач. 1520 тт. А Гольдберг или время не позднее 1527 г. Р
Дмкrриева Авторы соглашаюrся с тем, ПО Сказание было создано в среде,
связанной с великокняжеской влас 1Ъю.
Идея о начале державных владений великого князя Московского от
Августа возникла при Василии III, отце Ивана IV Грозного. Об этом, в
частносrn, свидетельствует запись 1527 г. в Сказании по
Медоварцевскому сборнику Госу дареи же великых князей русских Царству их начяток от Августа кесаря римскаrо 10, с. 346 с.
89 Впервые титул царя на Руси принял Иван IV в 1547 г., то есть спустя
20 лет после указанной записи. Под царством в ней, очевидно,
понимается территория вспомним слова аналогичного смысла из
русского фольклора полцарства за коня Действительно, в Послании
Спиридона Саввы и Сказании о князаях Владимирских говорится о
выделении Августом земель во владение своим родственникам и
приближенным, в том числе Прусу по Висле и Неману. Эта территория,
по видимому, и рассматривае ся в записи 1527 г. в качестве начятка
roсy дарственных владеЮ 1й царства Рюриковичей.
В качестве полиrnческоrо средства воинственных устремлений
Московского roсy дарства на Запад легенда стала активно использоваться
при Иване IV. При этом Прус именуется братом Августа. Спрашивается,
почему братом, а не сыном Ведь в древнем Риме и странах Западной
Европы а также в России власть передавалась от отца к сыну дочери
или усыновлеююму человеку, а также лицу, избранному вельможами
из своего состава или из числа соседних государей. Существовало и
другое динасrnческое правило передачи власти от старшего брата к
младшему. На Руси оно было введено в XI в. Ярославом Мудрым. В
соответствии с ним, после кончины великого князя наследником становился
не его старший сын, а следующий по старшинству брат 6, с. 15 На
практике это правило провоцировало военные столкновения между
претендентами на престол. Так, во второй четверrn XV в. проrnв великого
князя московского Васюшя П выстуmш его дядя Юрий Дмитриевич
Гашщки й, который, по словам А Столярова, ратовал за старинное право
наследоваЮIЯ от брата к бра I давно предаююе забвению 7, с. 59
Правда, старинное ДIОШСrnческое право не было предано забвеюпо в XV
в., т претензии князя Юрия были основаны на завещании Дмитрия Донского,
по которому престол после смерти его сына Василия I Дмитриевича должен
был перейrn не к сыну последнего Василию II а его следующему брату Юрию Дмитриевичу Галицкому 8, с. 109 На Руси в XVI в. ярославово
правило в передаче власrn от брата к брату, очевидно, поЮ 1малось в
качестве древнейшего для всех времен и народов, вкmочая древний Рим.
Об этом, в частносrn, говорит и легенда о происхождении московских
Рюриковичей от Августа через его брата а не сына Пруса, и ее отражение
в дипломаrnческой переrmске Ивана IV.
Г енеалоrическая легенда о происхождении московской династии
Рюриковичей в последнее время получила новый импульс изучения,
о чем свидетельствует недавнее выступление А Филюшкина 5, с. 133 136 15
Остается нерешенным один аспект происхождения дю астической
легенды была ли она создана сразу или прошла ряд этапов Со времени
А Введенского в историографии утвердился взгляд о том, что легенда
о происхождении московских Рюриковичей в том виде, как она
представлена в Государевом Родословце 1555 г. Прус брат Августа
имела тот же облик уже у Спиридона Саввы
Для решения указанного вопроса имеет важное значение одно
обстоятельство, прошедшее мимо внимания исследователей. Эrо
разница в именовании степени родства Августа и Пруса в Государевом Родословце 1555 г. и текстах, rде легенда отложилась
первоначально.
ПриближеЮ 1ые Августа в рассказе Спиридона Саввы делятся на три
категории братьев, сродников и людей, для которых не указываются
родствеШiые отношения к Августу. Прус ни в одном списке начального
варианта легенды не назван братом Августа, он именуется либо его сродником родственником либо попадает в число лиц, для которых
не указано родственное отношение к Августу.
Как установлено Дмиrриевой, уже к 1955 г. было извесmо 3
списка Послания о Мономаховом венце Спиридона Саввы и 25 списков Сказания о князьях Владимирских 9 Всего списков начального варианrа
династической легенды Рюриковичей существует, по видимому, больше. Однако указанные 28 списков можно рассматривать статистической выборкой
по отношенюо ко всему числу списков, как генеральной совокупности, и
на основе законов статистики утверждать с большой долей вероЯ ости, что
Прус в начальном варианте дю астической легенды не имел статуса брата
Августа. Это подтверждает обнаруженный позже 195 5 г. текст Сказания о
князьях Владимирских по Медоварцевскому сборнику с. 68 Здесь, как
и в остальных 28 списках легенды, Прус не назван братом Августа. Прус
приобрел статус брата Августа в Воскресенской летописи 12, с. 268
составленной в 1542 1544 гг. при 12 14 ле mем Иване Грозном, хотя есть
основани я считать, что работа над ней была начата еще при жизни Василия
III 13, с. 40 4 1
Таким образом, в истории создания легенды о Прусе, как государс,венном
фальсификате, можно выделить два згапа. Первым является ее написание
Спиридоном Саввой, где динасПIЧеское происхождение московских
Рюриковичей от Августа как бы только обреrает возможнОС 1Ъ, т. к. здесь Прус
еще не назван братом римского императора, а лишь в лучшем случае его сродюпсом т не обязательно кровным родственником, в худшем mщом,
не состоящим в родстве с Августом. Второй этап связан с осуществлением
возможности окончательным формированием легенды в Воскресенской
летописи и Государевом родословце 1555 г., когда Прус стал именоваться
братом Августа, чrо по древнерусскому династическому праву ставило его в
положение потеIЩИалЪного претенденга на императорский престол. Эrо и
позволяло Ивану Грозному с увереннОС IЪю уrверждаТh о своем происхождении в действигельности мнимом от римских кесарей.
По видимому, обретение Прусом статуса брата Августа в
правительственной Воскресенской летописи 1542 1544 гг. можно считать
рубежам в утверждении легенды о происхождении правителей Руси от
римского императора в дипломатической практике московского
правительства. В митрополичьей Никоновской летописи, создававшейся в 16
конце 20 х гг. XVI в., легенды еще не было. Это, по мнению Б
Клосса, объясняется тем, что родословная легенда, возможно, еще не
утвердилась в дипломатической практике Московского правительства 14, С. 19 1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1Введенский А ЛеКЦЮI по документальному источниковедению
истории СССР дюшоматика Киев, 1963
2. Зимин А Хорошкевич А Россия времени Ивана Грозного. М.
Наука, 1982.
3. Дмитриева Р Сrшридон Савва Словарь книжников и книжноспf
Древней Руси. Вып. 2. Часть 2. Л. Наука, 1989.
4. Литера 1ра и культура Древней Руси Словарь справочник Под ред.
В Кускова. М., 1994.
5. Филюшкин А Сравнительный анализ генеалогических. легенд XVI
в. о происхождении великокняжеских династий российского и литовского
государств Древняя Русь и Запад. Научная конфереIЩИЯ. Книга резюме.
М., 1996.
6. Синельников Ю Киевская Русь раннефеодальное государство
История отечества Лекции. М., 1994. Часть I.
7. Столяров А Образование Русского централизоваююго государства.
Русь и Западная Европа История отечества Лекции. М., 1994. Часть I.
8. Лурье Я Василий II Васильевич Темный Словарь книжников
и книжносrn Древней Руси. Вып. 2. Часть I. Л. Наука, 1988.
9. Дмитриева Р СказаIОfе о князьях Владимирских. М. Л. Изд во АН
СССР, 1955. 10. Дмитриева Р К истории создания Сказания о князьях
Владимирских ТОДРЛ, 196 1Т. 17. Хорошкевич А Графическое оформление комплекса Сказания о
князьях Владимирских в Медоварцевском сборнике История и палеография
Сб. статей. Ч. I. М, 1993. Август и Пруса, сродника своего, постави
с. 68 12. Полное собрание русских летописей. СПб., 1856. Т. 7. 13. ЛевЮiа С Летопись Воскресенская Словарь книжников и
книжносrn Древней Руси. Вып. 2, Часть 2. Л. Наука, 1989. 14. Клосс Б Никоновский свод и русские летоrшси XVI XVII веков.
М. Наука, 1980. 17
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Симонов Р.А. К вопросу происхождения московских Рюриковичей от римского императора Августа (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|