| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №16. (1997) › Борисов И.В. Боевая геральдика | ||||||
Борисов И.В.
Боевая геральдика// Гербовед. №16. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 4 (16). С. 120-153 Аннотация: Период наибольшего расцвета самых разнообразных эмблем приходится на средние века, на эпоху крестовых походов. В один из дней "Епископы, бароны, рыцари и все верующие, которые присутствовали на соборе Клермонтском {в r. Оверни на Большой Клермонтской площади - И. Б.) поклялись идти освобождать Иерусалим; они облачились в одежду, украшенную красным крестом (из шелковой или шерстяной материи), и от этого произошло название крестоносцев". Об авторе публикации/статьи: Борисов Игорь Владимирович (1937–2011) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Борисова И.В.
в библиотеке найдено еще 79 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 81714 знаков (с пробелами)
Б 6.Gt Я Г6.Рt ЛЬДИК4 В городе старинном Фьерб уа Кладбище есть святой Екатерины На древнем том кладбище есть палата, Где множество набросано оружийВоенная добыча древних лет Меж ними скрыт мой меч обетованный Примета ж три лилеи золотые Изсечены на лезвее булатном И белое хочу носить я знамя, Обшитое пурпурной полосой Изобразить на нем Святую Деву С Спасителем младенцем на руках, И под Её стопами шар земной В. А. Жуковский. Орлеанская дева. Из IIIиnлepa Период наибольшего расцвета самых разнообразных эмблем приходится на средние века, на эпоху крестовых походов. В один из дней Епископы, бароны, рыцари и все верующие, которые присутствовали на соборе Клермонтском в г. Оверни на Большой Клермонтской площади И. Б. поклялись идти освобождать Иерусалим они облачились в одежду, украшенную красным крестом из шелковой или шерстяной материи и от этого произошло название крестоносцев Оченъ красноречиво характеризовал тогда все европейское воинство император Фридрих II XIII в. Так, сойдутся вместе Германия, бурная и пылкая на войне Франция, мать и вскормленица отважного рыцарства Испания, воинственная и неустрашимая плодоносная Англия, богатая героями и мощная своим флотом Алеманния, славная мужественная витязями Дакия Дания искусная в морски боях неукротимая Италия Бургундия, не знающая моря Апулия, которая не может терпеть покоя острова морей Адриатического, Греческого и Тирренскоrо, Крит, Кипр, Сицилия, доставляющие непобедимых мореходов кровожадная Ирландия острова и страны, соседние океану живой Валлис болотистая lIIотландия, ледяная Норвегия все знатные страны Запада, управляемые королями, пошлют избранное воинство под знаменем животворящего креста, который наводит страх на неистовых демонов 120 Тем не менее, несмотря на столь красочные метафоры, Европа в то время представляла весьма невеселое зрелище Перенеситесь мыслию в любое из государств тогдашней Европы, бросьте на него хоть беглый взгляд, и вы тотчас поймете, что война составляет главное занятие, почти исключительную заботу всего населения Почти каждый холм, каждая крутая возвышенность увенчаны замком при постройке которого не удобство жизни а безопасность была главной целью. Воинственный характер общества резко отразился на этих зданиях, которые вместе с железным доспехом, составляли необходимые условия феодального существования Если почти на каждом холме стоял замок, это могло означать лишь одно ни одного свободного клочка земли в государствах Европы не оставалось, что и явилось главной причиной военного похода на Восток рыцарские роды, не владевшие землями и не имевшие надежды на приобретение военной славы и добычи на родине, охотно пqддавались мечтам прославить себя военными подвигами и приобрести независимые владения Именно с этих пор язык ачлегории и иносказания широко развивается и становится очень популярным. В то время для каждого вассала создавались эмблемы или какие либо эмблематические сочетания, которые являлись строго индивидуальными и принадлежали, как правило, только одному человеку. Эти знаки со временем становятся гербами, эмблематическими признаками родовитости и знатности, переходящими по наследству. Они отображают примерно одинаковые и равнозначные в европейских странах понятия о многих сторонах человеческой деятельности, но, прежде всего, военной, ибо крестовые походы средневековья в то время объединяли многие европейские страны. Естественно, процесс этот проходил не за один десяток лет. Постепенно вырабатываются правила составления гербов, складывается система знаний о них, со временем ставшая наукой под названием геральдика. С возникновением гербов появились и люди, сделавшие геральдику своей профессией. Первые герольды должны были помнить, кому принаД ежит тот или иной герб, что означают различные сочетания гербовых эмблем, как они должны располагаться на поле щита и т Именно среди герольдов в то время мы могли бы предположить такой диалог Как ты опишешь герб вон на той галере Серебряное поле, на нем зеленый пояс с широкой зубчатой каймой А вон тот герб слева Серебро и лазурь ilопеременно шесть волнистых поперечных полос. О, это герб Стауртонов. 12 122 23 Ученые rеральдисты появляются с конца lЗ ro или в 14 ом столе тии. Одним из первых был Барболус де Саксо Ферраро тайный сов ник при Императоре Карле IV, 13 15 1355 гг В Германии это были проповедник Кириак пангенберг 1528 1604 гг. Федор Гениннr ум. 164 1Георг Филип Гарсдерфер 1607 1658 гr. Филип Яков Спенер 1635 1705 гг Этих людей можно назвать первыми знатоками герба ведения. Здесь надо вспомнить и Ульриха Рейхенталя, чьи иллюстри рованные геральдические сочинения были и зданы в Ayreбypre в 1483 и 1536 гг. Однако А. Лакиер один из первых русских исследователей и популяризаторов русской геральдики считает, что первым литератур но о геральдике стал писать ученый иезуит Менестрие. Его книги датируются 17 веком 1659 г Со временем гербов становится все больше, а их сочетания заметно усложнялись. Стало у же невозможно держать в памяти такое большое количество гербов и их владельцев. Тогда rербовладельцев с принадлежащими им эмблемами стали записывать в книги появились первые геральдические справочники, которые насчитывают сейчас по 500 600 лет. Например, в Венеции была учреждена так называемая Золотая книга в которую записывались родословные венецианского дворянства. Эта книга состояла из многих томов, а первая запись была сделана в 13 15 году. Наряду с генеалогическими описаниями в ней были представлены родовые гербы, указаны брачные связи, дsты рождения и смерти. И это была далеко не самая первая и не единственная книга по геральдике, дошедшая до нас. В каждой стране, где геральдика играла значительную роль в общественной и социальной жизни, составлению таких справочников уделялось пристальное внимание. Особенно это относилось к государствам, принимавшим активное участие в крестовых походах. При миграции большого количества военных, происходившей в средние века, надобность в расшифровке гербов погибших, попавших в плен, пропавших без вести рыцарей была особенно велика. Война, ссора, поединок являлись основой идеологии рыцарства. Как то император византийский Алексей Комнен Комнин спросил одного воина крестоносца, кто он родом и где родился. Воин был груб и прямолинеен. Он ответил Я родом истый франк И знаю только одно в моем отечестве, на распутье, стоит церковь кто желает отыскать себе противника для поединка идет туда, молится и ждет, пока явится кто нибудь, чтобы померяться с ним. Я долго стоял н а этом распутье, и не нашлось никого, кто осмелился бы принять мой вызов Не отсюда ли в нашу жизнь тянутся дурные традиции, мнение, что все проблемы в жизни можно решить силой. Современные читатели, даже те, кто совсем далек от геральдики, 124 все равно сталкивались с нею, читая в детстве произведения В. Скотта, А. Конан Дойля, Г. Сенкевича и многих других писателей, которые вводили юных читателей в волшебный мир рыцарских турниров, боевых сражений, тяжелых доспехов, изукрашенных геральдическими знаками. Неотъемлемой частью рыцарского вооружения было копье, соаоящее из древка, железного наконечника и значка или флага Под наконечником серебряными или позолоченными гвоздиками прибивался флаг. Он достигал большой длины, опускаясь до самого рыцарского шлема, и заканчивался тремя длинными языками. Наиболее употребительные цвета его были зеленый, белый и синий. Иногда вместо флага прикреплялась длинная лента В XIII столетии на флагах и на знаменах появились гербы Защищался и закрывался рыцарь щитом, но в те времена этот предмет был гораздо больше и важнее, чем просто часть военного доспеха. У человека с головы до ног закованного в железо щит представлял, говоря современным знаком, некое личное удостоверение. Именно рисунки щита являли убеждения, мировоззрение и образ мыслей воина. По щиту читали и, таким образом, узнавали с кем имеют дело. Щиты очень часто весьма искусно раскрашивались, они являлись свое образными образцами искусства средневековых художников. На них изоб ражались львы, орлы, кресты, цвеп И и другие рисунки и предметы бывшие вначале лишь простыми украшениями, не имевшими ничего общего с гербами. Именно щиты являлись самым удобным местом для размещения герба или каких либо эмблем. Щит как важнейшая часть доспеха в течение веков подвергался эволюции и к началу XIV века он принимает треугольную форму, прикрывая более половины груди и левое плечо. Этот щит называется тарч и почти всегда покрывается геральдическими изображениями. К этому же времени пехота также вводит громадные, в рост человека или даже несколько больше, щиты деревянные, обтянутые кожей На их поверхности тоже было очень удобно изображать разные знаки, эмблемы, писать надписи религиозного или каббалистического содержания Щит оторачивали золотым или серебряным галуном, бахромою из шелка или золотых нитей. Поверхность щита, кроме рисунка, имела украшения из драгоценных камней, жемчуга. На более простых щитах украшения наводились золотом, серебром, финифтью. Наиболее распространенным цветом окраски был красный червленые щиты встречаются нам в Слове о полку Игоревом На щите отражались все успехи или неудачи рыцаря, что обозначалось изменением помещенных на нем эмблем. Щит являлся и объектом казни в тех случаях, когда рыцарь, носивший его, совершал противоправные, неправедные поступки. По этому поводу был вырабо тан целый ряд обрядов. В тех трагичных случаях, когда рыцаря лишали звания, с его щита 125 Ь. 439. S o 0jdJniН Sd ufс i au btm ie banf. е tlbt 9 1нi iUQ orвen Ьiе 3ei be ber U tr tit. 126 127 стирали все принадлежащие ему эмблемы. Иногда эту процедуру меняли на другую издевательски изменяли рисунки герба. Знаток рыцарской жизни Ж. Ж. Руа пишет ит провинившегося рыцаря привязывали опрокинутым к позорному столбу Потом стирали со щита герб или какие нибудь части герба, иногда рисовали символы бесчестия, а то и ломали его Перечень наказаний рыцаря, в которых активно участвовал щит, был таков Рыцарь хвастун, болтун, обманщик в этом случае укорачивали на щите правую сторону главы герба За убийство военнопленного укорачивали главу герба на щите, округляя ее Рыцарь льстец, доносчик, лгун глава герба покрывается красным цветом, при этом закрашиваются старые знаки Безрассудному, суетливому, неумному в бою рыцарю рисовали в нижней части герба толчею надо понимать, видимо, буквально несколько столпившихся людей Лжесвидетель, пьяница получал по обеим сторонам герба дополнительное изображение две черные МОШНЫ Рыцарь трус герб замазывался с левой стороны, срезался правый угол щита Не держащий слова рыцарь получал в центре герба рисованный четурехугольник. Были и другие формы наказания. Вспомним, как в свое время Людовик Святой повелел, чтобы Жан д Авен, оскорбивший свою мать, сохранил бы льва, имевшегося у него в гербе, но с этих пор лев не мог иметь ни языка, ни копей. Геральдическое значение щита неоценимQ не только потому, что на нем располагались все изображения. Iцит активно использовался и в рыцарской литературе он присутствует во многих легендах, преданиях, поэмах, песнях менестрелей и проч. Так, есть одно предание, персонаж которого неустрашимый рыцарь входит в волшебный, заколдованный замок. Расхаживая по его залам, он видит старинные боевые щиты и любуясь ими, рассматривает их украшения, где принадлежностью щита принца Галльского был волк, Рrиса Повского олень. Эмблема Короля Страткливуда кораблекрушение. Iцит Дональда Галловая отличался скачущим конем. Золотой колос означал плодородие страны, из коей прибыл Король Лондонский. Кинжал изображал крепость Дюнталя. Наконец, герб Адольфа представлял скалу, подмываемую волнами, на которой водружен был Крест. Такова была арматура сих щитов Говоря о формах щитов, употреблявшихся в то время, а затем ИЗО бразительно перешедших в геральдику, надо вспомнить о треугольнике в форме равнобедренного треугольника В геральдике такие щиты изображаются наклоненными в левую, реже в правую сторону. 128 Прямостоящий прямоугольный щит французской формы, его основание выступает посередине небольшим острием, нижние углы закруглены. Это очень распространенная в геральдике форма. Немецкий щит отличают причудливые контуры. На правой его стороне находится выемка, служившая для помещения копья. Английские щиты сердцевидные, оканчиваются вверху тремя остриями, иногда могут походить на французские, но с более уширен ной верхнею частью. Тогда щит оканчивается острым углом. Испанский щит похож на французский, только нижняя часть его более закруглена. Итальянский щит овальной формы по преданиям и легендам такую форму имели священные щиты Польский щит более удлинен по сранению с французским, его боковые стороны ограничены кривыми, верхние углы отсечены. Круглый щит использовался генеалогами, которые в его середине писали имя и данные о родоначальнике, вокруг же концентрически располагали поколения от него. Ромбический щит чуть ли не с первых шагов геральдики был предоставлен женщинам девицам и вдовам. Это ромб, поставленный на один угол. Квадратный щит сначала употреблялся рыцарями, которые имели право иметь свое знамя, даже входя составной частью со своими людьми в войска господина сюзерена Поэтому такой щит свидетельствовал о весьма высоком происхождении. Рыцари далекого средневековья были закованы в латы, богато отделанные серебром, резко выделявшимися на синеватом фоне дамасской стали На них были надеты шпоры, на боку меч, а на груди висел треугольный щит с гербом Их талии стягивал расшитый золотом рыцарский пояс с гербом. Это могли быть, например, пять роз по серебряному полю, искусно выгравированных на пряжке Когда воины собирались в боевую единицу, они могли принять какой либо единый условный знак, чтобы узнавать друг друга в сражении. Таким знаком, например, могли стать белые верхние куртки, украшенные на груди изображением алого льва св. Георгия. Поднимались и флаги, огромные полотнища с вышитым на них гербом. Вот как выглядел такой флаг на корабле В носовой части было укреплено копье сэра Оливера с его гербом кабаньей головой на золотом поле В пешем строю, над отрядами воинов также поднимались флаги с изображением гербов На севере Сарацинская голова Брокасов и Алая рыба Де Рошей развевались над сильным отрядом лучников В самой же середине строя, как правило, реяли главные знамена, например, Белого отряда с розами Лорингов или алое знамя Мерлина с кабаньими rолвами Баттестхорнов 129 IJ. f. t JE L. l. J i. 130 i 13 l А уж когда войско рыцарей выходило в поход в боевом порядке, все геральдические знаки проплывали перед зрителем, было на что посмотреть Были тут золотые рыбы Пакинчтонов чернедь и горностаевое поле Макуортов, алые поперечники У эйков, золото и синь Гровнеров, пятилистник Клифтонов, серебряные перья Бошанов, кресты Молине, алые стропила Вудхаусов, червлень с серебром Уорслеев, мечи Кларков, кабаньи головы Льюси, полумесяцы Бойнтонов, волк и кинжал Липскомбов Так выглядели гербовые знаки английских рыцарей, отпраляющихся на войну. В те времена происходило много больших и малых сражений. Рыцарство любило сражаться и делало это с большим увлечением и охотой. Вот несколько описаний боевых порядков крестоносцев как бы идя на веселое пиршество, христиане спешат взяться за оружие, надеть панцири, подпоясаться мечом, взнуздать и оседлать лошадей, захватить свои щиты, и шестьдесят тысяч рыцарей выходят из лагеря, сопровождаемые полками пехоты. День был уже в полном блеске, солнце сияло великолепно его лучи отражались на золотых щитах и железных панцирях знамена и n ривязанные к пикам пурпуровые значки, разукрашенные драгоценными каменьями, сверкали развеваясь, всякий пришпоривал быстрого коня И другое Войско направилась к грозным стенам Антиохии неся перед собою сияющие щиты, позолоченные, зеленые, красные и других различных цветов с развернутыми золотыми и пурпуровыми знаменами с богатой вышивкой, на великолепных боевых конях, одетые в панцири и блестящие шлемы Но война всегда грязна за красивым фасадом рыцарских гербов и флагов в последние мирные минуты обязательно таится грязь, кровь, страдания, проклятия, разломанные, расплющенные, жалкие доспехи, совсем недавно вызывающие восхищение зрителя и тайную зависть слуги оруженосца. Посмотрим, например, как выглядели перед боем объединенные силы поляков и войско крестоносцев это, кстати, и покажет читателю почему в польской геральдике один герб принадлежит множеству людей На восходе солнца войска двинулись, ветер стих, так что можно было развернуть знамена. И тогда.поля запестрели стоцветными красками. Никто не мог обнять взглядом того леса разнообразных значков, под которыми польские полки подвигались вперед. IIIлa Краковская Земля под красным знаменем с белым орлом в короне, а было это главным знаменем всего королевства, великим знаком для всех войск. За ней шли придворные отряды, один под двойным литовским крестом, другой под Погонью герб Литвы Под знаком же святого Георгия шла могучая рать наемников, под своими знаками шли шестнадцать хоругвей польских земель. Мазовецкие князья вели хоругви двадцать первую, вторую и третью. Тут же шли 132 епископские хоругви, а потом магнатские. Кроме них родовая хоругвь Грифитов, и Бобовских, и Козлих Рогов, и разных других, которые в битвах сбирались под общим гербовым знаком и перекликались общим окликом обращаю внимание читателей общий отличительный для конкретной ватаги боевой знак и становился впоследствии для воевавших под ним и для их потомков фамильным гербовым знаком И. Б С правой стороны наплывали ватаги Витольда, под знаками разных цветов, но с одинаковыми изображениями литовской Погони Следующий источник дополняет наши познания о знаках объединенного польского войска на литовских знаменах красуется изображение коня, который был некогда священным животным литовцев, а на татарских изображение солнца, которому они поклоняются Познанская хоругвь имела на своем знамени значке орла без короны. А как же выглядел неприятель с крестом на плащах из польского лагеря совершенно ясно видно было грозную лавину закованных в железо коней и рыцарей. Дальнозоркие глаза различали знаки, изображенные на знаменах кресты, орлы, грифы, мечи, шлемы, головы зубров и медведей и могучий полк святого Георгия, с красным крестом на белом поле, и множество других орденских полков Перед боем Орден посылает своих герольдов к объединенному славянскому войску При ярком свете солнца было видно как они подвигались на огромных конях, покрытых боевыми проволочными попонами у одного из них на щите был цеэарский черный орел на золотом поле, у другого гриф на белом поле было видно, как они ехали в гору на своих огромных конях, блестя на солнце шелковыми одеждами, которыми были прикрыты их латы Но вот писатель Г. Сенкевич рисует кульминацию кровавого, страшного боя Кверху летели искры, иссеченные при у даре железа о железо, обломки копий, знамена, страусовые и павлиньи перья. Конские копыта скользили по лежащим на земле окровавленным панцирям и конским трупам могучий Енджей из Броховиц, сломав меч на голове рыцаря, который имел на щите сову, и забрало, выкованное на подобии совиной головы, схватив его за руку, сломал ее и размозжил ему голову И далее Один крестоносец, поверженный на землю, распорол ножом брюхо лошади, на которой сидел Марцин из Вроцимовиц, державший великое, святое для всех польских войск краковское знамя, с орлом, увенчанным короцою. Конь и всадник свалились во мгновение ока, а вместе с ним заколебалось и пало знамя. Наистрашнейшие рыцари обеих армий, как разъяренные львы, бросились к одному месту и можно было подумать, что вокруг знамени разыгралась буря. Ни один немец не вышел живым из этой бури, и 133 1 i 134 Изъ вооiнъ Нарла Смi лаго со Швейцарцами изображенiе битвы между вооруженными въ до сп t.хи рь.щарями и пt.хотинцами латниками. 135 знамя вскоре вновь возвышалось над польскими полчищами. Ветер играл им, развертывал его и вновь расцвело оно во всем великолепии Так начиналась геральдика в свирепых боях, жесточайших битвах, потоках крови, а не только в рыцарских турнирах, где воины зачастую дрались затупленными, а то и специально изготовленными не боевыми мечами и копьями. Считается, что именно крестовые походы оформиnи рыцарскую геральдику до того вида, в котором она пришла в наши дни. Только по щиту и естественно, по знаку на нем можно было узнать закованного в железо рыцаря. Крестовые походы дали очень много с точки зрения множественности эмблем, которые и стали впоследствии геральдическими символами. Но как то довольно часто выпадает из поля зрения большой исторический отрезок до крестовых походов, в котором уже достаточно ясно отразилась тенденция знакового украшения оружия, его художественного и боевого оформления. Конечно, никто в то время не думал о передаче таких знаков в наследство, они не были. персональным отличием рода. Понравившееся украшение мог взять себе и другой рыцарь, никто не имел права возразить против этого. Все эти значки, эмблемы кочевали где и как придется. Прежде всего их можно было увидеть в бою или на турнирах. Именно тогда исповедывался принцип понравилось взял Такой принцип стала исповедывать Западная Европа. Как мы знаем в Польше рыцари собирались под одно общее знамя, на котором помещался какой либо види ый отовсюду, и прежде всего, во время боя, знак. Знак этот был произвольный, но мог означать и родовые владения сражавшихся под ним. Вновь пришедших людей ставили под какое либо знамя с уже запечатленным на нем знаком. Со временем эти знаки подчинили геральдическим правилам и таким образом сложилась Польская или как ее называет русский исследователь П. фон Винклер, славянская система гербов. Собственно, польская система не так уж оригинальна и не так сильно отличается от общепринятой, как это кажется. Во время западных I междоусобных войн а не воевал тогда только ленивый, да и его заставляли воины вассалы, собирающиеся под знамена сюзерена, также употребляли общие отличительные знаки на знамени или на вооружении чтобы не перебить друг друга в жаркой битве. Со временем эти знаки начали перебираться на одно, негласно всеми установленное место щит. Безусловно, одним из главных определений и характеристик такого знака или их совокупности является его символическая распознавательная направленность. Это качество и являлось в дальнейшем основным. 136 В те времена, когда боевой костюм скрывал даже лицо, без подобных отличий просто невозможно было обойтись, ибо на поле брани или в турнирных ристалищах так все смешивалось, что отличить своего от чужого было просто невозможно. Повторяем, эта идея не нова, и начало ее лежит не в средне ековъе, а гораздо раньше. Еще раз подчеркнем, что все изображения средневековья пока далеко не гербы. До появления и оформления геральдики как науки, они оставались военными изображениями, значками для опознавания. Исследователи отмечали, что язык гербов средневекового времени сложен. Способ их сосrавления и толкования создал особое геральдическое искусство, секретом которого и обладали герольды. Многие старинные гербы наполнены эмблемами с намеком, двусмысленностью, аналогией, каламбуром, иногда метким шаржем. Для гербов зачастую выбиралась какая нибудь шутка, забавный или запомнившийся эпизод. Старики, следившие за преданиями и легендами, хорошо помнили, понимали и разбирались в такого рода эмблемах. Эm эмблемы были гораздо достовернее и приближеннее к жизни, чем заказ художнику на громоздкое и помпезное исполнение какого нибудь подвига. В основу геральдических знаков закладывались самые разные понятия, причины их возникновения могли быть самыми неожиданными. Никакой закономерности не было. Они происходили от множества причин. Зачастую они служили обозначением заслуг и обязанностей магистры употребляли в своих гербах бархатные шапки и горностаевый мех, рыцари знаменосцы знамена, мундшенки золотые кубки, обер егермейстеры и сокольники охотничьи рога и хищных птиц и т. д. Многие знаки эмблематически обозначали сострадание, различные обеты, доблесть и другие самые разные проявления человеческой жизни например, две взаимно пожимающие руки согласие и верность, якорь и столб непоколебимую надежду, шар или хлебы благотворительность, соты церковные праздники и гостеприимство, два распущенных крыла возвышенные помыслы. Во французской геральдике оригинальными знаками нежности. и любви были два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку, голуби, сердце, пронзенное стрелой, роза с шипами и без шипов, дерево, обвитое ветками плюща и многое другое. Крестовые походы дают множество новых знаковых обозначений, основанных на аллегориях это кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Раковины fiыnи украшением богомольцев, возвращавшихся из Святой Земли. Птицы без ног и клюва служили аллегорическим напоминанием о воинах рыцарях, которые часто возвращались изувеченными золотые монеты служили символом выкупа пленных и проч. 137 J i 1 i, r il i z 7 л, 7 IJ, 1J. Битва при Земnах t. рыш ри среди сtчi Минiатюра 1385 года, изъ руноnиси Всемiрной хрониt 1и Рудопь а Гоrен мскаrо хранящейся въ К ссепьсн Й бибпiотек 1fiifti t 139 Постепенно в геральдическое искусство входят и другие изображе ния пальма Восток арка взятый или защищенный мост башня завоеванный замок шлем вражеское вооруж ение звезда бой ночью меч битва полумесяц мусульманин пика, повязка, ограда, полосы углом взятые преграды и сооружения лев, тигр неукротимая храбрость орел доблесть. Геральдика как живая интересная и молодая наука во времена крестовых походов оттачивалась, шлифовалась, заимствовала глазами молодых герольдов много нового в других, экзотических странах. Рыцари, возвращаясь оттуда, стали ценить свои боевые воинские изображения, стоившие им так много и навевавшие столько воспоминаний. На стенах пиршественных залов, на башнях и воротах замков появляются уже не случайные изображения, а те знамена и хоругви, под которыми эти рыцари сражались. Это был уже серьезный психологический прорыв, прорыв в самосознание людей, качественно другая ступень формирования личности. Члены семей также переменили отношение к такого рода реликвиям теперь они заботливо хранятся в доме и. с сопутствующими легендами передаются по наследству. Бывшие воинские знаки занимают почетное, уже неотъемлемое пра во их вышивают на платьях, вырезают на мебели, рисуют на потолках и стенах, ваяют на оградах, выбивают на могильных памятниках. Их начинают освящать в церквах, они на виду во всяком торжественном случае, их носят слуги, пажи, оруженосцы. В средневековой Европе, в эпоху процветания геральдики гербы изображались везде и на всем. В то время для художников, граверов, ваятелей, зодчих, ткачей и других представителей прикладных ис кусств знакомство с геральдическими правилами было совершенно необходимо. Геральдика становится не только наукой иносказания, но и искусства. Для точного, художественного и красочного воспроизведения гербов ей приходилось прибегать ко всем представителям изобразительных профессий. Первоклассные художники прошлого Альберт Дюрер, Ганс Бальдунг и многие другие уделяли геральдике значительное место в своем искусстве, о чем и свидетельствуют изящные гербовые изображения на их рисунках 1авюрах. Рисунки же, помещаемые в гербе самые разные оружие, вооружение, живое существо от слона до муравья, растения от величественного дуба до скромного полевого цветка, все предметы испускающие сияние от небесных светил до драгоценностей, фантастические сказочные существа грифы, фениксы, двуглавые орлы и т. п. Недаром говорит е, что язык геральдики, язык знаков сильный и величественный, со своим синтаксисом, грамматикой, орфографией. Искусство геральдики состоит в умении читать и писать на этом наречии Читать гербы это значит объяснять гербовые изображения, 140 помещенные в его поле. Геральдистам надо было сначала назвать цвет поля, потом изображение, затем цвет этого изображения. Например, герб короля французского Карла VI имеет лазурь с тремя цветами золотых лилий. Это озна ает, что поле герба лазоревое и что знаки его желтые или золотые. Постепенно, с годами складывается особая, знаковая азбука, ею начинают интересоваться, пытаются запомнить. Говоря о геральдике, нельзя не вспомнить те изобразительные и гербовые элементы, которые были порождены ею. Сделаем это очень кратко, исходя из того, что все сведения гораздо более подробные, можно почерпнуть из любой книги по истории рыцарства или геральдики. Верхняя часть герба называется главой, нижняя подножием. Гербовый щит или поле герба делится горизонтальными, перпендикулярными и диагональными линиями на несколько частей, в которых размещаются гербовые эмблемы. Для гербов употребляли два металла, два меха, пять красок или цветов. Геральдические металлы золото и серебро, цвета, соответственно желтый и белый. Г lральдические цвета голубой, зеленый, красный и черный. Меха горностаевый и беличий. Кроме этого, геральдические цвета имеют особые названия голубой лазурь, воздух зеленый яшма красный огонь черный земля. Символические значения цветов следующие золото, желтый цвет богатство, сила, верность, чистота, постоянство серебро, белый цвет невинность, белизна, девственность голубой цвет величие, красота, ясность красный храбрость, мужество, неустрашимость зеленый цвет надежда, изобилие, свобода черный цвет скромность, образо ванность, печаль. Есть и другое объяснение этих порожденных боевой геральдикой и ставших традиционными цветов белый символ чистоты, красный кровь ее проливает рыцарь в защиту церкви и господина черный символ смерти которая не должна страшить настоящего бойца Предоставим слово rеральдистам прошлого, которые объяснят все значение геральдических цветов и металлов Червлень. В средние века красный цвет был эмблемою храбрости, доблести, мужества, неустрашимости, а также и пролитой крови. Финифть изображает на щите поле, упитанное вражеской кровью. Лазурь в средние века была эмблемою величия, красоты, мягкости, приятности и бдительности, а в щите изображением неба. Зелень считалась символом надежды, изобилия, свободы и радости, а в щите изображала траву. Черный цвет часто избирался рыцарями, желавшими остаться на турнире неизвестным и был символом траура, печали, отвращения от светских удовольствий, благоразумия и смирения. Пурпур считался эмблемою достоинс I Ва, силы и могущества. 14 42 143 Золото эмблема человеческих добродетелей справедливости, милосердия, возвышенности души. Кроме этого, его употребляли, чтобы показать богатство, великодушие, любовь. Серебро считалось символом красоты, правдивости и невинности. По французскому геральдисту Ансельму 1686 г. золото кроме известных добродетели, веры, справедливости, милосердия, означает еще и смирение. Мирские качества золота могущество, знатность, постоянство, богатство. Серебро чистота, надежда, справедливость, невинность. Мирские свойства благородство, откровенность, белизна. Красный цвет любовь, могущество, смелость, великодушие. Черный цвет осторожность, мудрость, постоянство в испытаниях. Синий целомудрие, честность, верность, безупречность. Зеленый надежда, изобилие, свобода, радость. Пурпур благочестие, умеренность, щедрость, господство. Горностай мех чистота, власть. Некоторые ученые утверждают, что геральдические цвета были привнесены с Востока считалось, что красный цвет был производным от еврейского и персидского, зеленый обязан своим происхождением от некоей породы земли в Леванте, окрашивающей предметы в зеленый цвет. Рубин, сапфир, аметист и мн. другие названия также восточ ного арабского происхождения. Глаз же северных видимо европейских лю ей якобы привык к другим цветам и другим названиям лиловому, карминовому, тирскому пурпуру, красной камеди. Все эти утверждения крайне спорны, но они бытовали. Поле герба покрыто цветом или металлом или мехом. На них и налагаются гербовые изображения. Основное правило геральдики если поле покрыто цветом краской или мехом, то знаки должны быть из металла золото, серебро и наоборот. Проще это звучит так краска на краску и металл на металл не налагаются. Не соблюдать этого, значит извращать геральдику. Со временем знаки на щитах закрепляются за тем или иным родом, их утверждает верховное лицо. Эти знаки уже не могут изменяться, их нельзя выбросить и взять другие, они начинают принимать новое значение знака собственности семейства и рода. Герольды, те люди, что стали изучать и запоминать эти знаки, следить за исполнением правил о целостности и неизменности этих гербов. Те знания, которые образовались вокруг этих знаков, образовали науку, под названием геральдика. Таким образом, вполне можно говорить о начале наследственности родовых гербов с XII XIII вв. 144 П. фон Винклер в своем труде Русская геральдика утверждает, что западная геральдика появилась тогда, когда выдающиеся своею доблестью и храбростью люди стали помещать на одежде и вооруже нии, особые изображения в память своих деяний Едва ли это соот ветствует действительности и применимо в жизни если мы перене семся в ХI ХП века, какие особые знаки в память своих деяний мы, малограмотные, а зачастую и вовсе безграмотные люди, совершенно не обученные образному мышлению, можем изобрести. Верхом воображе ния эдесь может стать меч или какой либо зверь. Вот, пожалуй, и все. Специальных людей, которые могли бы помочь рыцарю в деле приду мывания эмблем было тогда очень мало весьма немногочисленные герольды, менестрели вот, пожалуй, и все Скорее всего, можно допустить, что небольшой набор эмблем, имевших хождение в то время, был заимствован из недалекого еще языческого прошлого, первых христианских символов, из сказочных легенд и сказаний, приобретен в битвах и военных схватках. Вернемся, однако, к гербовым элементам. Внешние украшения щита короны, шапки, шлемы, бурелет, намет, нашлемник, щито держатели, мантия, девиз. Шлемы на древних гербах всегда изображались в профиль, с XV века они становятся прямо. Шлемы бывают с опущенным, полуоткры тым или открытым забралом с большим или меньшим числом решеток на нем. Нашлемник составляет самую верхнюю часть гербового украшения. В гербе иногда употребляется так называемый бурлет, бурелет или венчик как правило из цветов герба Это приспособление жгут из ткани, набитый шерстью и налагаемый на шлем служившее в боевом прошлом для ослабления ударов по шлему, для смягчения солнечных лучей и пр. Бурлет можно назвать самым скромным нашлемником, ибо рыцари соору али на шлеме для красоты или украшения кому как нравилось целые композиции причудливых и самых разнообразных форм. Материалом для нашлемника служили кожа, дерево, картон, реже металл. До XII века нашлемник очень любили немецкие рыцари, особенно одну фигуру рога, символ могущества. Постепенно нашлемник стал достоянием и остальных европейских народов. Кроме украшательства, нашлемники имели и чисто практическую функцию узнавания, служа условным знаком между рыцарем и его дамой, рыцарем и рыцарем, группой воинов. Они, конечно, не были наследственными и могли меняться. Намёт это кусок материи холста, шелка и пр. предохраняющий шлем от накаливания, сырой дождливой погоды. Эта ниспадающая матерчатая покрышка от времени и движения довольно быстро рас 145 146 z z 55 Е 7 1 1 147 Надгробiе Гюнтера ФОНЪ Шварцбурга въ собор t. Франкс урта на Майнt 15 1 1оа 153 1 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Борисов И.В. Боевая геральдика (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |