| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №14. (1997) › Уколов В.В. Milites Templi | ||||||
Уколов В.В.
Milites Templi// Гербовед. №14. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 2 (14). С. 102-115 Аннотация: В год от воплощения Господа 1128, на девятый год основания рыцарства Христова в праздник Святого Хилари (St. Hilary) с благосклонностью Святого Духа в Труа (Troyes) собранием состоялось учреждение помянутого рыцарства, на котором присутствовало множество отцов Святой Церкви - такую торжественную картину открытия Собора в Труа дает нам предисловие к Уставу Ордена Тамплиеров. Кто же они такие, эти рыцари? Об авторе публикации/статьи: Уколов В.В. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 42580 знаков (с пробелами)
ФАЛЕРИСТИКА В. В. Уколов, Ульяновск MILITES TEMPLI В год от воплощения Господа 28, на девятый год основания рыцарства Христова в праздник Святого Хилари 1St. Hilary с благосклонностью Святого Духа в Труа2 Troyes собранием состоялось учреждение помянутого рыцарства, на котором присутствовало множество отцов Святой Uеркви такую торжественную картину открытия Собора в Труа дает нам предисловие к У ставу Ордена Тамплиеров. Кто же они такие, эти рыцари Они скромны как дома, так и на поле сражения, и послушание высоко ценится у них. Они приходят и уходят по sнаку наставника они надевают ту одежду, которую он им дает, и ни от кого другого не принимают ни платья, ни пищи. Они избегают излишеств как в том, так и в другом, и заботятся только об удовлетворении скромной потребности. Живут они в согласии и в воздержании, без жен и детей, и, чтобы не было ущерба Евангельскому совершенству, без имущества, в е д и н о м доме е д и н о r о духа, стремясь к миру и согласию, так что кажется, что во всех бьется о д н о сердце и живет о д н а душа. Никогда не сидят они без дела и никогда не блуждают с любопытством вокруг. Когда они отдыхают от боев с неверными, что случается редко, то, чтобы не есть даром свой хлеб, они чинят свои поврежденные или износившиеся платья и оружие. К игре в шахматы и шашки они питают отвращение, а к охоте на зверей не расположены, так же как и к излюбленной другими охоте на птиц. Они ненавидят скоморохов, уличных певцов, всякое похотливое пение и всяких артистов, равно как суету и глупость света. В сражение они вступают не стремительно и не безрассудно, а с осторожностью и осмотрительностью, как настоящие сыны Израиля. Но как только начинается бой, они бесстрашно бросаются на противников, презирая их, как овец и не знают никакой боязни, как бы мало ни было их, уповая на помощь Бога Саваофа. Поэтому часто один рыцарь обращал в бегство целую тысячу, а двое десять тысяч. Таким образом, они в одно и то же время кротче ягнят и лютее льва, так что колеблешься назвать ли их монахами или рыцарями. Но они заслуживают обоих названий, так как наделены и смирением монахов, и мужеством рыцарей такую характеристику дал рьщарям Тамплиерам Бернар Клервоский, позднее причисленный католической церковью к лику святых, в трактате De laude Novae Militiat ad Milites Templi в честь основания Ордена. l 02 r Впервые упоминание о Тамплиерах мы находим в работе Fийома Тирского t ui ume de Tyr История подвигов, совершенных за морем которая была написана в период с 69 по 84 гг. В ней он указывает примерное время основания братства рыцарей Храмовников 8 9 гг., дату, подтвержденную Уставом Ордена. Их первоначальной целью была защита пилигримов от мусульманских нападений во время их пути через Палестину к Святым местам Иерусалима. Паломничество к христианским Святыням совершалось веками, однако взятие крестоносцами Иерусалима в 1099 году повлекло за собой приток верующих к Гробу Господню в массовых количествах. Оборона завоеванных земель была задачей не простой не хватало воинов для отражения атак мусульманских войск, не говоря уже об охране прибывающих пилигримов. Видя это, небольшая группа рыцарей, возглавляемая Гюго де Пайеном Нugues de Payens дала обет посвятить себя делу защиты паломников и организовала для этой цели религиозное сообщество. Они приносят три монашеских обета бедности, целомудрия и послушания Иерусалимскому Патриарху и примыкают к монахам каноникам Святого Гроба, жившим по уставу Святого Августина. Король Иерусалимский Болдуэн II Baldwin II выделил им место для постоянного пребывания там, где по преданию находился бывший иудейский храм царя Соломона. Отсюда и пошло их именование рыцари Храма, или Тамплиеры Temple фр. храм а точнее, Бедные Рыцари Христа и Соломонова Храма Pauperes сommilitones сhristi templique SalomoniсiPauvres сhevaliers du сhrist et du Temple de Salomon. Впервые в истории мы встречаемся с сочетанием монашества и рыцарства. Как известно, монахам запрещалось ношение оружия, а раннесредневековый термин рыцари Христа miles сhristi относится к членам религиозных орденоЕ, сражающихся со злом молитвой и мессой, руководствуясь при этом уставом Святого Бенедикта. Вновь вернемся к Святому Бернару. Вот какое теоретическое обоснование идеала рыцаря монаха дает он в одном из своих трудов Этот рыцарь Христа постоянный крестоносец, который ведет борьбу как с врагами плотскими, так и с бесплотными. Этот рыцарь всегда начеку и не ведает страха. Его грудь защищает кольчуга, а душу вера. Всоруженный таким образом, он не боится ни человека, ни демона. Идите же смело вперед, рыцари, и обращайте в бегство своими бесстрашными сердцами врагов Креста Христова его благословения не лишит вас ни смерть, ни жизнь Как будет славно ваше возвращение из битвы победителями Какая счастливая смерть пасть жертвой в этой борьбе Может быть, потому, что сочетание ремесла военного с духовным было необычно, в первые годы своего существования Орден состоял Ю 104 с V, 1 Бедные рыцари Христа и Соломонова Храма 20 г., 2. 50 г., 3. 90 г., 4. 1220 r 5. 1250 г. лишь из девяти членов и не привлекал особого внимания ни на Востоке, ни на Западе. Косвенным доказательством этого служит отсутствие каких либо упоминаний о Тамплиерах у знаменитого историка Фульхерия IIIapтpскoro, который жил и писал в Иерусалиме до 27 года. Таким образом, к 27 году Орден находился в затруднительном положении пополнение рядов братства было минимальным. Храмовники жили действительно в бедности, о чем свидетельствует o, нa из самых древних печатей Ордена, на которой изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, а Гийом Тирский информирует нас, что братья носили такую же одежду, что и миряне, даруемую для спасения их душ Все это побудило рыцарей снарядить миссию в Европу для признания братства, где они были с благосклонностью встречены Бернаром Клервоским. Поездка Тамплиеров не прошла бесследно ее венцом стал Собор в Труа 13 января 29 года с главной целью рассмотреть требования Ордена. Гюго вместе со своими компаньонами Годфруа де Сент Омером Godefroy de St. Omer Роландом Roland Жоффруа Бизо Geoffroi Bisot Пайеном де Мондидье Payen de Montdidier и Аршамбо де Сент Амандам Arсhamboud de St. Amand изложили свои аргументы на Соборе скромное основание Ордена, его историю У став Ордена, 7 Присутствующие а среди них был Папский легат Матье Matthew епископ Ордена Святого Бенедикта ожество архиепископов, епископов и аббатов, в том числе и Бернар Клервоский изучили их у nожение, и Ордену был дан собственный У став, разработанный при активном участии Святого Бернара. Этот Устав, называемый первоначальным, состоял из 72 статей, написанных на латыни, и регламентировал различные стороны жизни братьев. Устав был переведен на французский, вероятно, после Собора в Пизе, который проходил 30 мая 35 года, так как во французской версии Устава пояFились статьи 74 76, отсутствующие в оригинальном латинском У ставе, перечисляющие посты и праздники, которые должны соблюдаться, установленные на этом Соборе. В течение Xll XIII веков Устав неоднократно дополнялся и дошел до нас объемистым документом, состоящим из 686 параграфов. Здесь и далее ссылки на статьи У става даются по тексту французской редакции. Присмотримся к внешнему облику рьщаря Храма. Это был мужчина с коротко остриженными волосами и бородой Устав Ордена, 22 который в состоянии носить оружие, владеть имз и избавлять землю от врагов Иисуса Христа У став Ордена, 14 облаченный в одежды белого цвета, надеваемьtе поверх доспехов, и белую мантию с капюшоном, как у монахов Цистерцианского Ордена. И мы предоставляем всем рыцарям братьям зимой и летом, по возможности, белые плащи и никому, кто не относится к вышеупомянутым рыцарям Христа, не 106 Некоторые из печатей Ордена Храма. 107 дозволяется иметь белый плащ лишь тот, кто оставил жизнь тьмы, будет примирен с Создателем знаком белых одежд, который означает чистоту и совершенное целомудрие. Целомудрие сердца и здоровье тела. Если кто нибудь из братьев не примет обет целомудрия, он не сможет прийти к вечному покою и видеть Бога, ибо сказал апостол Paсem seсtamini сum omnibus et сastimoniam sine qua nemo Deum videb Старайтесь нести мир всем, храните непорочность, без которой не узрите Бога Устав Ордена, 17 С 45 года левую сторону плаща стал украшать красный восьмиконечный крест крест мученичества и символ борцов за Церковь, дарованный как знак отличия Папой Римским Евгением III с исключительными правами на его геральдику. Братья сержанты имели тот же плащ, только черного или коричневого цвета. Знамя Ордена, известное под названием bauсent4, представляло собой полотнище, верхняя часть которого была черного цвета, а нижняя белого. Иногда по знамени был выткан девиз Ордена Non nobls Domine, non nobls, sed nomini tuo da gloriam Не нам, Господи, не нам, но имени твоему слава Встречается также изображение bauсent в виде военного штандарта, разделенного по вертикали на 9 белых и черных полос, наконец, в 48 году, предположительно, в битве при Дамаске, впервые был развернут штандарт белого цвета с кроваво красным крестом Ордена в центре. Итак, после Собора в Тру а, Гюго и его компаньоны разъехались по Европе с целью вербовки рьщарей в члены Ордена и создания командорств на континенте. Около 30 tода Гюго де Пайен прибывает на Восток. Поездка имела оглушительный успех. Способствовало этому еще и то, что Бернар Клервоский написал и распространил по Европе трактат De laide Novae Militiae ad Milites Templi отрывок из которого приведен в начале статьи. Братья начинают получать земли и поместья, на нужды Ордена жертвуется золото и серебро, быстро растет количество воинов Христовых. К концу 30 года братство окончательно сформировалось как военно монашеская организация с четкой иерархической структурой. Все члены Ордена подразделялись на три большие категории 1братья рьщари, 2. братья капелланы, 3. братья сержанты, или оруженосцы существовали также слуги и ремеслен ники. В соответствии с У ставом, каждая категория имела свои права и обязанности. Для посвящения в класс рыцарей необходимо было иметь знатное происхождение, быть неженатым, не иметь долги и т. д. Если впоследствии брата рыцаря у.uичали во лжи по одному из пунк тов, ему грозило исключение из Ордена У став Ордена, 430 437 Все ключевые посты в братстве могли занимать представители только этой категории. Во главе Ордена стоял Великий Магистр, которому посвя щены параграфы 77 98 У става. Частично его права ограничивались 108 Рыцарь Тамплиер конца XIII века в сражении t 09 Капитулом Ордена. Следующим должностным лицом был Сенешаль, который замещал Великого Магистра в его отсутствие У став Ордена, 99 100 За Сенешалем следует Маршал Ордена, который ведал всеми военными делами братства Устав Ордена, 10 03 За ним командоры провинций, из которых Командор Иерусалимского Королевства был, кроме того, каэеачеем Ордена Устав Ордена, 114 Командоры Триполи и Антиохии ведали, помимо всего прочего, снабжением замков и т. д. Вообще же иерархическая лестница братства рьщарей Храмовников насчитывала до 30 ступеней Преемник Гюго де Пайена на посту Великого Магистра Робер де Краон Robert de сraon показал себя великим администратором. Он понимал, что еще большего могущества Орден может достичь только с открытой поддержкой папства и независимостью от местной церковной власти, которая уже ревновала успехи Тамплиеров и оспаривала их права на получение десятин и пожертвований. Наконец, 29 марта 39 года Орден получает эту поддержку в виде буллы папы Иннокентия Omne datum optimum в которой все привилегии были сведены воедино. Поставив Орден под свою непосредственную власть, Иннокентий II дал Тамплиерам независимость от церковных и светских правителей. Более того, папа призвал Храмовников посвятить себя делу защиты Католической Церкви от всех врагов Креста. В этом можно видеть формальное признание более расширенной роли Ордена как защитника христианства, чем те ограниченные функции, которые ставил перед своими компаньонами Гюго де Пайен. Таким образом, логическим расширением роли Тамплиеров как защитников паломников стала роль стражей христианских земель Востока. Единственное в своем роде Орденское сочетание монашества и рыцарс а сделало его неоценимым для армий крестоносцев. Небольшие прекрасно вооруженные отряды, спаянные железной дисциплиной, наносили молниеносные удары по неприятелю. Около 70 года количество рыцарей Храмовников в Иерусалимском Королевстве приблизилось к тремстам. С Госпитальерами они составляли около половины боевой силы Королевства. Так как их пребывание на Востоке было постоянным, Орден стал своеобразным кладезем военных традиций и опыта. Европейские крестоносные армии уже не могли обходиться без их советов. Наглядные картины военной жизни и военной организации дает нам У став Ордена. Когда отряд собирается разбить лагерь, прежде всего огораживают место для часовни затем назначают место для Великого Магистра, палатки для трапез, для Командора провинции остальные братья выбирают себе места только после клича Herberges vos, seignors freres, de par Dieu Располагайтесь, господа братья, во имя Господне Устав Ордена, 148 Тамплиер без разрешения не должен удаляться 0 1Knight Templar, с 50 2 Pilgrim, 12th Hth С 3 Knight Templar, late 13th С 4 1Тамплиер, 50 г., 2. Пилигрим, XII XIII вв. 3. Рыцарь Ордена Жан де Дро в I 275 г. в белой мантии, украшенной красным крестом. Такую одежду носили рыцари в пределах прецептории. С надгробного изображения. от паrеря дальше, чем слыmен звук голоса или сигнального колокола из двух его оруженосцев один всегда должен держаться поблизости Устав Ордена, 149 Когда дело подходит к бою, глава отряда берет знамя и выделяет 5 10 рыцарей, которые окружают его для охраны штандарта. Эти братья должны рубиться с противником вокруг знамени и не имеют права ни разлучаться с ним, ни удаляться от него остальные же рыцари, подойдя к противнику, моrут напасть на него спереди и сзади, справа и слева, словом там, где они могут нанести ему урон Устав Ордена, 164 Командор носит обернутое вокруг копья запасное знамя, которое он развертывает, когда с главным знаменем случается как пибо несчастье. Ему поэтому запрещается пускать в ход копье, вокр уr которого обвито запасное знамя, даже когда для этого представляется подходящий случай У став Ордена, 165, 24 16 Даже в случае поражения рыцарь не смеет покидать поле сражения, под уrрозой позорного изгнания из Ордена, до тех пор, пока еще развевается знамя, а когда собственное знамя утрачено, рыцарь должен примкнуть к знамени Иоаннитов или друrому христианскому знамени. Лишь когда все разбиты, рыцарю можно некать спасения там, где Бог по.может Устав Ордена, 168,4 12 Дисциплина в Ордене была такова, что однажды, коrда рыцарь на приказ Ко.мандо ра ответил Терпение, я это сделаю за невыполнение приказа на месте был по единогласному решению Капитула лишен мантии Ор.nена У став Ордена, 588 В мирное время ежедневная жизнь братьев регуnировалась уставныыи часами молитв и ненамного отличалась от жизни других мона хов. День начинался около 4 часов утра с заутрени, после которой рыцари заботились о своих лошадях и лишь поспе этоrо моrли себе позволить вернуться ко сну У став Ордена, 283 Затем следовали утренние молитвы, поспе которых братья совершали общую трапезу, проходившую в молчании и слушании отрывков из Святого Писания Устав Ордена, 288 Вечерни совершались в 2.30 после полудня и в 6 часов, сразу посnе ужина. День кончался вечерним боrослужением, после которого молчание сохранялось до утренних молитв следующе го дня. Братья постились, несмотря на суровые военные испытания они ели мясо лишь 4 раза в неделю и соблюдали два поста с МасленЮ цы по Пасху, второй, более мягкий, со Святого Мартинаs по Рождество Устав Ордена, 74 76 Во время военных компаний братья должны были соблюдать, по возможности, распорядок дня мирного времени. С организацией Ко.мандорств по всей Европе во Франции, Англии, тnaндmt, Фландрии, ИспаниR, Портуrалии, Италии, Германии, Венгрии Тамплиеры добавили ко всем своим остальным функциям банковские операции. OJm снабжали деньгами Людовика VII и Людовика IX на крестовые походЫ 48 и 1250 гг., а со времен Филиппа 2 Августа сокровища французских королей хранились в Парижском тамппе. Появлению ба Ковских чеков, которыми пользуются до сих пор, мы обязаны тем е Тамплиерам. С падением Иерусалима в 87 rоду необходимость в военных Орденах возросла. Войска крестоносцев были разбиты, восточнохристианские монархии потеряли большую часть своих владений и доходов, возможности Церкви истощились, лишь только духовно рыцарские Ордена сохраняли свое могущество благодаря подnержке Европейских Командорств. Стало очевидно, что без них Святая Земля окончательно падет под ударами мусульманских войск. Оборона государств крестоносцев практически всецело падает на военно онашеские братства. В то же 87 году объединенный отряд из 130 рыцарей атаковал соединение мусульман численностью около 7 тыс. воинов. В результате этой схватки из 90 Тамплиеров остались в живых только трое. В сражении под Газа в 1244 rоду рыцари Храмовники показывали примеры самоотверженности и бесстрашия. Смертью храбрых пали 264 Тамплиера из 300, участвовавших в битве. В 1250 году около 200 Тамплиеров погибли в уличных боях селения Аль Мансура al Mansura несмотря па то, что Великий Магистр был предупрежден о готовящейся засаде Орден честно последовал с войском крестоносцев навстречу неминуемой смерти. Около 1250 rода Тамплиерам поручают охрану эаыков. К этому времени они уже имеют такие мощные крепости, как сastrum Peregrinorum сhateau Pelerin За.мок Пилигрима, построенный в 12 18 году, Вeaufort, а к 1260 году заканчивают строительство замка Сафет Saphet ЯЕ ившегося вершиной фортификационного искусства своего времени. Крепость Сафет с высокой изолированной скалы господствовала над Тивериадским озером и низменностью Галилея. Ее укрепления занимали 4 гектара. Это был собранный в кулак комплекс из семи башен, объединенных системой мощных куртин6 и снабжен ных сложной сетью переходов и коридоров с бойшtцами, а также системой подземных ходов, вырубленных в материке. Храмовники, однако, недолго владели своим замком. Окруженный войском Бейбарса, ОН сдался в 1266 году, не получив помощи от Госпитальеров. К сожалению, развалины замка плохо сохранились, и он больше известен по описаниям. В начале апреля 129 1rода сын Калауна аль Ашраф сосредоточил под стенами Акры последнего города, удерживаемого христианами, огромную армию 60 тыс. всадников, 160 тыс. пехотинцев и около 100 тяжелых стенобитных машин. Тамплиеры собрали по свои знамена всех боеспособных членов из европейских командорств. Главную роль в обороне города сыграли Храмовники совместно с Госпитальера.ми, стеной стоявnrnе за последний рубеж государства крестоносцев, но личного мужества защитников было недостаточно, 3 чтобы спасти их от разгрома. Пал Великий Магистр Ордена, выжившие Тамплиеры отошли в южную часть города, где и стояли насмерть, воодушевляемые Маршалом Ордена. Однако силы были неравные, и 18 мая город сдался. Кончился Палестинский этап истории рыцарей Храма. Его итогом стали более 20 тыс. Тамплиеров, которые погибли во имя Христа, защищая Гроб Господень и Святую Землю от рук неверных. С потерей Палестины остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего существования духовно рыцарских Орденов. Однако Госпитальеры продолжали осуществлять свою первоначальную цель заботу о больных и переселились на острова Родос 1309 1522 и позже Мальту 1530 1798 а Тевтонские рыцари обратили свое внимание на Восточную Европу. Тамплиеры же переносят свою штаб квартиру сначала на Кипр, а затем оседают во Франции. Вскоре после падения Акры теоретики крестовых походов Раймон Луль Raymond Lull и Пьер Дюбуа Pierre Dubois выдвинули идею объединения военных Орденов. Этот вопрос неоднократно рассматривался церковными иерархами, но не дождался своего решения, так как в 1307 году по Франции по инициативе короля Филиппа IV Красивого прокатывается волна арестов Тамплиеров. Они обвиняются в отречении от Христа, пречистой Девы Марии и Святых, в поругании креста, в поклонении идолу Бафомету и во многом, многом другом. Тюрьма и пытка сделали свое дело. Один за другим сознались рыцари в самых страшных грехах. В 13 10 году под Парижем принимают мученическую смерть 54 рыцаря, отказавшихся от своих вынужденных пытками показаний. Под давлением короля папа Климент V созывает в октябре 13 года XV Вселенский Собор. Однако из 140 присутствовавших на нем кардиналов за уничтожение Ордена проголосовало лишь четверо. Тем не менее судьба Тамплиеров, по крайней мере во Франции, была решена. Филипп Красивый вынуждает понтифика 3 апреля 13 12 года огласить буллу Vox сlamantis согласно которой Орден Храма был распущен, а 18 марта 13 14 года Великого Магистра Жака де Моле Jaсques de ay и Командора Нормандии Жоффруа де IIIapнe Geoff roy de сhamay как отказавшихся от своих первоначальных показаний, а значит вторично впавших в ересь, сожгли на Еврейском острове в Париже. Монархи Европы по разному восприняли папскую буллу. В Англии Эдуард II стал на позицию невиновности Ордена, и Тамплиеры перешли в монашеские Ордена. Многие германские рыцари Храма влились в состав Тевтонского Ордена, иные перешли к Иоаннитам. В Испании Тамплиеры стали членами других военных Орденов Алькантара и Калатрава. В Португалии рыцари Храма были оправданы, и король Денис дал им новое название Рыцари Христа 4 Казалось бы, на этом можно было поставить точку. Но тот трагический финал некогда самого могущественного и грозного военно монашеского Ордена продолжает будоражить умы историков. За рубежом написано великое множество книг диаметрально противоположных мнений от проклятий в адрес Тамплиеров до признания их полной невиновности. К сожалению, истина в этом вопросе вряд ли когдалибо восторжествует. Цель этой статьи в другом. Хотелось в рамках этой скромной заметки рассказать в очень сжатом виде о таком сложном явлении, каковым был Орден Храма. И если читатель заинтересуется этой захватывающей темой, автор будет считать свою миссию исполненной. ПРИМ ЕЧАНИЯ 3 января 2. Древний центр фра щузской провинции IIIu.сnaиь, расположенный в 166 км юго восточнее Парижа. 3. Орден Храма не иыел своей проrраымы боевого обучения. Подразр.севалось, что браrья уже были mодьwи ОпьrtИЬD,fИ в искусстве сражения. 4. Bauсe nt bauсant лошадь теыной ыасrи в бепьtх яблоках такое зиачение дает этому rерыииу словарь старофра щузскоrо языка И здательство АН СССР 195S г. что, видю.со, означает у Тамплиеров двухцветный черно белый окрас. Это же слово испопьэо валось братьями как боевой клич. 5. ноября. 6. Куртина в фортификации так называется стена, соединяющая башки. ЛИТЕРАТУРА 1сurzon, Н. de, La R gle du Temple, Paris, 1886. 2. J. М. Upton Ward, Тhе R ule of the Templars, Тhе Boydell Press, 1989. 3. Albon, marquisd сartulaire g n ral de l Ordre du Temple 9 50 Paris, 19 13. 4. Melville М., La Yie des Templiers, Paris, 195 1 5. Pemoud R., Les Templiers, Paris, 1974. 6. сharpentier J., L Ordre des Templiers, Paris, 1945. 7. R oy, Н istoire des Templiers, Tours, 1853. 8. сurzon, Н. de, La Maison du Temple i Paris, Paris, 1888. 9. Dumontier М., Sur les pas des Templiers i Paris et en lle de Franсe. 10. The Кnights of сhrist, Osprey PuЬlishing London, 1989. Desсharnps, Р., Les сhateaux des сroises en Terre Sointe, 1934 1939. 12. Fedden, R., сrusaders сastles, London, 1950. 13. Мишо, г., История крестовых походов. Т. 14, СПб., 184 4. Успенский, Ф., Истори я крестовых походов, СПб, 190 S. Печников, Б., Рыцари Церкви. Кто они М., 199 5 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Уколов В.В. Milites Templi (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |