n Липатов, Москва ОРД6П ГРУДИ КИПОГ6РОЯ Кнно ttTRO Н.30Сf А.3ИТ Л t 10
В зрительном ряду moбoro фильма огромная роль принадлежит хос 0му.
Хорошая работа художников по кос 0мам воспринимается большинством зркrелей
как нечто совершенно естественное, а у профессионалов и специалистов
вызывает одобреЮlе iшлодь до Нюси Эмми и ах Оскаров Неудачные
же косnомы видны, что называете невооруженным глазом, и нарекания исходят
и от знатоков, и от дилетантов.
Особенно присматриваются к форменному кОС 1Юму. Неудивительно
множеспо mодей в разное время носило ту или иную униформу, а количеспо
специалистов по униформологии, фалериС IИКе и ШfЫМ rералъдичесIСИМ
дисциплинам с годами увеmrоmается. Это накладывает на mодей создающих
в иrровом IСИНО форменную одаду персонажщ обмундировывающих arrepoв
второго Шiана и учаС JЮП ов массовых сцен, дополнительную ответс mеннОСТh.
Форменный KOс M на экране это не только выпуп.пси, ПОГОНЧИIСИ,
петлички Эrо еще и разнообразные награды и знахи, ахсессуары к ним. Эm
деrали способны прида 1Ъ экрmmому мундиру дополнительную досrовернОСТh,
либо, напро 1ИВ, сдела,ъ из JСИНоперсонажа особенно исторического ряженого
клоуна, рождественскую елку. Награда на игровом мундире или цивиль м
кОС 1Юме может помочь выстроюъ биоrрафию киноrеро а может и запутать
ее до бессмысmщы.
Во многих фильмах о Великой Огечес mенной войне rимнастерш и юпеля
воинов Красной Армии увешаны наградами. Красиво Пожалуй. Образно Когда
как. Достоверно Не очень.
Разумеется, ПЬПIIНЫЙ иконостас вшлядит куда представительнее, чем
одинокий орден или медаль на скромной красной колодочке. Но при этом
многие режиссеры даже фро 1ПОвики забывали, что награждали на фронrе
скупо, особенно в первые два rода войны. При этом, вследС 1Вие слабого знания
наrрадной системы мноrими художниками и режиссерами, путалась хронология
появления наград правила ношения их подверrшmсь и смеnmым и rруС ЫМ
искажениям. Возникающие опшбки разрушали довольно тонкую С8НЬ
IQ НОобраза.
И если бы ощущался недостаток источников К услугам кинематографистов
были фото и 1СИНохроника, нормапmные докумеmы самого разного характера
и уроJЗня, различные научно популярные и научные 1РУ ды по запросам
фалерисТИIСИ отечественной и зарубежной. Но неумение и нежелание работать
с Э 1ИМИ источниками приносили свои горькие плоды. И приходили на
JСИНостудии гневные, недоумевающие, ехидные а то и оnqювенно грубые
криmческие письма зркrелей.
За двадцать с лиmним лет работы над кинематографическим косnомом
автору приходилось доказывать увы, не всегда успешно невозможнОСТh
применения в том или ином эпизоде некоторых наград, либо приводиrь награды
персонажа в соо mетс mие с временем и обстоятельствами дейс,вия, либо
сознательно искажать ради пущей выразкrельносm в разумных пределах
наградной набор героя. К сожалению, не всегда можно было вовремя пресечь
режиссерское своеволие. В кrore на экране возникали ордена и медали, коих 145
у Гер ев в изображаемый момепr попросту не могло бьпъ Режиссер пожелал,
коС 1Юмеры послушно развесили награды благо, запас был немалый а
находивпmйся за IJ идевять земель ху доЖНИJС увидал содеяююе лишь на просмотре
снятого материала через довольно долгое время, когда исправиrъ что либо уже
бЬIЛо невозможно.
Не мог Г Жухов носиrь в 194 1г. Золо I Ю Звезду на квадратной колодочке
обр. 1943 г. Не могли в начале войны привинчива,ъ Красную Звезду справа,
а медали носи,ъ на rurmугольных колодках. Не могли медалями За победу над
Германией а тем более за освобождение и взЯ Пfе городов награждаТh в
ходе боевых действий впервые победную медаль надели только участюuси
Парада Победы, а медали за города начали выдав8 1Ъ спустя месяцы, а то и годы.
Не было в 1942 г. Оrечествешюй войны на вюпе и без подвесной колодки ордена такого ппш перестали вручать только летом осенью 1943 г., пока
знаки старых образцов имелись в Н8ГJХ 1ДНЬ 1Х отделах армий и фронrов. Наконец,
некоторые наrрады не могли одновременно бьпъ у одного человека по самой
географии и хронолоmи войны, А порой и воЮiское звание не соо,ветствовало
награде JСИНоперсонажа.
Немного примеров орден Славы на груди советского генерала в Ставке
больше, чем жизнь маршал Вороппmов без ордеца Ленина в БлоJСЗДе
Василий Сталин с Золотой Звездой в Железном занавесе Разные страны,
разные студии, а сm 1сок огрехов можно продо ЖаТh бесконечно Но посмо IJ ИМ,
чrо делалось по 1У сторону фронта
ЛИrературы по германским наградам на русском языке праrmческ и не быi о
до послеДЮtХ лет, но кое К8IСИе рукоm 1сные источники имелись. Да и за
рубежом издавалось довольно много книг и каталогов по этой теме. Нахонец
многочисленные хроникальные фото давали массу образцов расположения наград
на германской униформе. Тем не менее, наряду с вполне rра.маmым размещением
крестов и жетонов, ВС 1J еЧВЛИСЬ и неточнОС 1И. Если в Боевых киносборниках
воеШIЫХ лет сознательно окарикmуривались образы nrmеровцев это касалось
и наград то в некоторых послевоенных карmнах немецкие наrрады крепились
на советский манер орденские планки прикалывались весьма произвольно да
и сочетания ленточек, при внимательном рассмотрении, вызывали недоумение.
Если бутафорских пластмассовых и металлических, а то и настоящих
крестов и жетонов хватало, то плаюси немеЦI ИХ наrрад были в изрядном
дефlЩИТе. Автору неоднократно приходилось собствешюручно вьпслеивать из
разноцветных муаровых лекrочек и наре38ЮIЬIХ из них полосок имитации
немецких колодочек а также американс aнrmdtскиx, японских и дpyrnx
чrобы мундир иностранного военного выглядел достоверно, законченно. Иногда
ленточки вьпслеивались максимально точно, Д Я круrшого плана, иногда
обобщенно произвольно, для щпна ОбЩИЙ план такие допущения позволял.
Впрочем, доводилось украшать Шlостр8ННЪIЙ мундир и подлинны ми орденскими
ленточками.
Орденские знаки для киносъемок изготовлялись обычно методом прессовки термически размягченной прозрачной пласnшссы в мягкую резиновую ма,рицу пуансоном служила литая и проработанная шrихелями копия с подлинника.
Бутафорский орден мог изготовляться и методом гальванопластики, мог по
спецзаказу шrа.МI 1ова,ъся на Монетном дворе поДЛИННЬIМИ шrампами, но из
недорогого сплава, зато с горячей эмалью. Бугафорюо же расписывали ЦВе IНЬIМИ
лаками, применяли золотую и серебряную фолы у, эпоксидную смолу имитация 146
металла или эмали щшучалась весьма убедкгелъной. Вблизи муляж был легко
различим, но на экране смотрелся настоящим.
Не всегда можно было скопировmъ подлинный знак по причине его редкосm
или труднодостуmшсm. Кое что удавалось вылеmпъ по юображению и со
слепка изготовиrь форму Д Я пуансона. Но бывало, что оДЮI орден приходилось
заменять друm м, или изменять степень, поскольку не имелось требуемой. Досадно,
когда так поступали с историческими персонажа но ЛШIIЬ по причине
безвыходносm.
С орденскими ленrами и планочками советского периода проблем
практически не возникало. Сложнее было при ка ЫВа 1Ъ планочки ровно и
параШiельно. Еще сложнее бЬIЛо доказыва 1Ъ некоторым режиссерам, что у
данного генерала в изображаемый момекr имеm 1сь такие награды и ни больше,
и ни меньше. Собирательным персонажам набор планочек составлялся
сооtветсtвенно времени д
ей
ствия, воинскому званию и предполагаемой
биографии. В этом случае требовало терпеливых разъяснений юобилие лекrочек
юбилейных и выслужных ме
далей
Хлоп0 Ю было де корирова 1Ъ наrрадами и знаками костюм ветерана войны
или ударника тру щ в брежневсIСИе времена официальных и неоф щиалъных
знаков и жетонов сущес 1Вовало неимоверное количество, носюm их ПОЧ IИ
постоянно, доволыю бессистемно и без чувства меры. В мешанине значков
терялась roсy дарственная наrрада, боевой орден.
Немало хлопот доставляли орде нсIСИе ле нrы иностранных наград или
исторические русские. Перекрашивmъ ленты получалось с переменным успехам,
а подлинных лекr Анны, Станислава, Владимира было крайне мало, ях
приходилось всячески эконоМНIЪ.
С русскими наградами на экране неоднокраmо случались казусы. Можно
было обнаружиrь орденскую звезду на мундире оф 1Щера, сm yrсtвиe банта на
кресте младшей степени с мечами Внимаrел ъные зрители вспомнят, как ме юшись
местами и при этом еще изменяли форму складок ленr JсpeсThl Георгия и
Владимира на кителе его пре восходкrелъства в многосерийном Адьютанrе
Не так уж много руссIСИХ оф 1Щеров удостоилось Георmя, но добрая половина
экранных поручиков Гоmщыных имеет белый крестик на груди. Это стало
общим местом, шrампом, стереоmпом анrиисторюмом изобразиrельноrо ряда
фильма. Авось, не разберуrся зрители
А зрители как раз разбираются и живо pearnpyюr на кинематографические
несообразносm в мундирах и наградах.
Наше кино переживает сейчас трудные времена. Но фильмы продолжают
снимать, и на костюмах киноперсонажей появляются награды свидетельства
славы или бесславия ЛИПА ТОВ nавел Борисович, член Союза кинематографистов
России, художнlfК киностудии Мосфильм
член корреспондент Всероссийского Герапьди ескоrо
Общества, член корреспондент Общества историков флота,
член редсовета журнала Цe rayэ член к.пу6а Броневое
депо г. Москва. 147