Медведев В.Н.
Проблемы становления современной военной геральдики
// Гербовед. №13. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 1 (13). С. 43-46
Аннотация: В русской армии каждый полк, начиная со времен военных преобразований·Петра 1, имел свою особенную военную форму одежды, которая была не только набором предметов обмундирования, но становилась символом заслуг и доблести воинской части.
Об авторе публикации/статьи:
Медведев Владимир Николаевич (Москва) кандидат философских наук, полковник, начальник Отдела военной геральдики и символики Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, председатель Комиссии по воинской символике ВГО
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Медведева В.Н.в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 18429 знаков (с пробелами)
ЕННАЯ ГЕРАЛЬДИКА
В Медведев, к н., Москва
П.РОБЛ6МЫ GТАПО8Л6ПИЯ
GОВ.Р6М6ППОЙ 806ППОЙ Г6Р4ЛЬДИКИ
жке советского военного журналиста А. Кривицкого Традиции
ro офицерства изданной в годы Великой Отечественной войны, а особенно остро проявлялась необходимость в возрождении ых традиций Отечества, приводится одно весьма замечательное
ение офицера старой русской армии Никогда не забуду случай, е елем которого я был. Лейб гвардии Кексгольмский полк
влялся к линии фронта. Мы двигались в. походной колонне по
местечка впереди командир первого батальона. Полковой
ир ехал в центре. Неожиданно батальонный. заметил древнего
а, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся. ы что, дед спросил батальонный командир. Почему стоишь
о
как же, ответил старик, ведь это же мой родной полк. В таком
дире я, батюшка мой, еще на туретчину ходил. а альоннь 1й повернул коня и помчался к полковому командиру. е ал приказал развернуть все шестнадцать знамен и мы
ественным маршем под музыку прошли леред ветераном. удно рассказать о чувствах, которые охватили в этот торжественный ент всех нас. Глаза молодых и старых воинов блестели, сердца
тил священный трепет
десь рассказывается об одной из традиций отечественной военной
ории.
В русской армии каждый полк, начиная со времен военных образований Петра 1имел свою особенную военную форму одежды,
орая была не только набором предметов обмундирования, но а свилась символом заслуг и доблести воинской части.
ак, например, в ходе русско австро французской войны в боях при
ейсиш Эйлау и Фридланде отличился Павловский гренадерский полк. авловцы носили тогда особый головной убор высокую островерхую а ку с медным налобником. Верх шапки был из красного сукна, околыш з белого. И хотя во всей пехоте такие шапки в 1805 году были ченены, у павловцев было принято решение их оставить Чтоб в есть онаго полка ныне состоящие в нем шапки оставить в нем в том е, в каком сошел он с места сражения, хотя б некоторые из них были 43
повреждены Позднее на этих шапках были напечатаны имена rex
солдат, которые их вынесли с поля сражения.
Таким образом, военный мундир своеобразно сохранял историю,
заслуги, традиции, славу и доблесть каждого полка и был его символом.
В начале нашего века разнообразие в форме одежды полков стало
постепенно утрачиваться, так как зарождение массовых армий уже не
позволяло. обеспечивать каждую воинскую часть особой формой.
Военный костюм начинает все более унифицироваться и к началу
Первой мировой войны различия в форме одежды полков исчезают
почти полностью. Более того, обмундирование для армии в то время
приходилось зачастую закупать за границей, что также не
способствовало сохранению сложившейся традиции.
Именно тогда зарождается новая форма обозначения полковой
уникальности. Известно, что с первой половины прошлого века в русской
армии стали появляться, так называемые, юбилейные полковые знаки.
Первоначально эти знаки разрабатывались и высочайше утверждались
только для тех полков, которые отмечали свои вековые юбилеи. Они
выдавались офицерам и носились на левой стороне мундира. Затем
полковые знаки стали также вручаться и нижним чинам, то есть всем, кто
служит в данной воинской части. К 19 14 году таких полковых знаков
насчитывалось уже более шестисот. Часть из них сохранилась в
оригиналах, часть в рисунках и описаниях. Материалом для их
разработки служили кресты разнообразной формы, знаменные полковые
гербы, кивернь 1е гербы, инициалы шефов полков лаврово дубовые
венки и другие эмблемы, отражающие историю и заслуги полка.
Традиция не исчезла., а просто изменила свою форму, сохранив себя
в быть мржет более компактном символическом изображении.
Эмблематический знак становится полковой реликвией, хранителем его
истории, обычаев, сложившихся норм поведения, имен командиров,
шефов, прославившихся воинов, знаменательных полковых дат и т
К сожалению, в советское время официальной пракn 1ки создания
полковых, бригадных, дивизионных знаков эмблем не существовало.
Хотя, в ознаменование полковых юбилеев или других памятных дат в
инициативном порядке изготавливались памятные или юбилейные
значки, но официального стаrуса они не приобретали. Самодельные
полковые эмблемы можно было обнаружить на поздравительных
открытках, в солдатских дембельских альбомах и календарях.
В настоящее время Законом Российской Федерации о воинской
обязанности и военной службек предусмотрено положение о знаках
различия по принадлежности к конкретным воинским формированиям,
которое восстановило историческую преемственность в развитии
военной символики армии России. Это значит, что сегодня каждая
воинская часть, военно учебное заведение, орган военного управления,
организация и учреждение вправе иметь свой собственный знак 44
блему, герб
Для целенаправленной и планомерной реализации этой задачи в таве Военно исторического центра ВС РФ в 1993 году был создан д ел военной геральдики и символики. Первоначально процесс
азработки новой символики российской армии представлялся как чисто
орико архивная и художественно графическая проблема. Однако, ервые шаги в области разработки ведомственных знаков отличия, ооектов боевых знамен и флагов, особенно нарукавных знаков полков, визий, бригад, военно учебных заведений заставили более серьезно
задуматься о роли военной символики в процессе формирования сударственно патриотических и нравственных качеств воинов
ссийской армии.
Случилось так, что ранее искусственно сдерживаемая потребность в
фициальной эмблеме конкретной воинской части вылилась в
астоящий геральдический бум, когда почти сразу все стали
обзаводиться ими. Причем, вопросы чисто геральдического характера
енее ьсего интересовали самостийных разработчиков. Главное
заключалось в желании иметь свою собственную эмблему, которая бы
тражала принадлежность именно к данной воинской структуре.
роблема эта, конечно, не нова. И так все знают, что у пограничников
имволом их корпорации является зеленая фуражка, у десантников
олубой берет, у моряков тельняшка или бескозырка, у морской пехоты золотистый якорь и красный кант.
Проблема заключалась в том, что из чисто геральдической задачи
роцесс разработки новых военных знаков стал все более переходить в
ешение проблем социально психологического характера.
Разработанная по всем правилам геральдики эмблема остается
знаком социальной информации, который согласно культурносторической
теории знаковых систем является искусственным
средством овладения поведением. Кроме того, такая эмблема,
редставляя собой произведение художественного искусства, способна
быть более мощным стимулом к социально значимой деятельности, чем
знаки, у которых художественно графические элементы отсутствуют.
Отсюда и возникла идея об особой роли военной символики в
оптимизации воспитательного процесса в Вооруженных Силах
Российской Федерации. Ведь, если эмблема полка бригады, дивизии
становится для каждого военнослужащего предметом гордости,
считания, трепетного отношения, тогда и процесс реализации через нее
олковых традиций, норм необходимого поведения будет проходить
амного эффективнее.
Известно, что в полках старой русской армии существовали, так
азываемые, писанные или неписаные кодексы чести в которых
злагались принятые нормы поведения. Нельзя было, например,
офицеру появляться на людях в нетрезвом виде, неряшливо или не по 45
форме одетым, кляузничать или распускать о ком либо сплетни,
неуважительно относиться к женщинам и другое. Требования такого
кодекса были святы, их никто никогда не нарушал, а если такое
случалось, то такому офицеру товарищи просто переставали подавать
руку, что для последнего означало либо переводиться в другой полк,
либо подавать в отставку. Лишение полкового знака было одним из
самых суровых наказаний.
Но если так, то возрождая эту традицию, нужно организовать бытие
полковой эмблемы непосредственно в воинской части, что бы она стала
материальным носителем полковой традиции продумать и организовать
ритуал ее вручения, объяснить смысл составляющих ее символов,
разместить на военной технике, на Боевом Знамени, в местах службы,
боевой учебы и отдыха военнослужащих и т Тогда эмблема знак
может стать одним из важных элементов организации всего
воспитательно процесса. Но это уже несколько иная область для
дальнейшего исследования.
Возвращаясь собственно к военной символике, необходимо отметить,
что первым официальным документом, устанавливающим
геральдический знак армии России стал Указ Президента Российской
Федерации о военном геральдическом знаке эмблеме Вооруженных
Сил Российской Федерацииw, подписанный 27 января 1997 года.
Эмблема представляет собой двуrnавого орла с распростертыми
крыльями, держащего в правой лапе меч, а в левой лавровый венок.
На груди орла щит, увенчанный короной. В поле щита изображен
всадник, поражающий копьем дракона.
Данное. изображение выбрано не случаино. Известно, что ценность
всякой эмблемы заключается, в том числе, и в глубине ее исторических
корней, которые заставляют человека почувствовать свою
сопричастность к событиям и судьбам своего Отечества. Орел с
распростертыми крыльями наиболее часто изображался на знаменах,
нагрудных знаках, головных уборах и других предметах амуниции
русской армии во времена ее былого величия и высокого общественного
уважения и признания.
Если говорить о поэтической символике эмблемы, то одной из
трактовок образа может быть следующее рассуждение распростертые
крылья орла означают готовность к немедленному взлету, к атаке, или
птицы, защищающей гнездо. Меч в лапе символ вооруженной защиты
Отечества, лавровый венок символ доблести и славы армии России.
Эта эмблема станет теперь основой военно геральдической системы,
которая будет пополняться за счет эмблем конкретных воинских
формирований, ведомственных наградных знаков и других видов
символики армии России. 46
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Медведев В.Н. Проблемы становления современной военной геральдики (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|