Королев Г.И.
Фантастические гербы в западноевропейской геральдике XVI века
// Гербовед. №12. (1996)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1996. № 4 (12). С. 129-135
Аннотация: В XVI в. в Западной Европе возникла значительная по объему литература по геральдике в виде печатных и рукописных трудов - трактатов и гербовников. Кроме того, сведения о гербах и рисунки помещались на страницах произведений географического, политического и исторического характера. Гербами украшались некоторые географические карты. Ныне изобразительный и описательный материал XVI в. является ценным источником для изучения геральдики и многих других предметов.
Об авторе публикации/статьи:
Королев Геннадий Иванович (Москва) доктор исторических наук, профессор кафедры археографии Российского государственноrо гуманитарного университета
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Королева Г.И.в библиотеке найдено еще 44 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 27823 знаков (с пробелами)
8 ГЕРАЛЬДИКА Jf МИФОЛОГИЯ
Г Королев, Москва
Ф4НТ4GТИЧ6GКИ6 Г6.РЕЫ
G ЗАП4ДНО 68.РО 6ЙGКОЙ Г6.Р4ЛЬДИК6 XVI к.
В XVI в. в Западной Европе возникла значительная по объему
литература по геральдике в виде печатных и рукописных трудов
трактатов и гербовников. Кроме того, сведения о гербах и рисунки
помещались на страницах произведений географического, политического
и исторического характера. Гербами украшались некоторые
географические карты. Ныне изобразительный и описательный материал
XVI в. является ценным источником для изучения геральдики и
многих других предметов.
Наряду с описаниями и изображениями реально существовавших
гербов в литературе XVI в. фигурирует немалое количество вымышленных
эмблем. В данном случае имеются в виду гербы, которые
приписывались тем, кто в действительности их не имел. В некоторых
произведениях такого рода гербы представлены в значительном
количестве. В своей книге по геральдике французский генеалог Иером
де ла Бара поместил не менее 144 вымышленных rербов 1Польский
генеалог и rеральдист Бартош Папроцкий предварил описание гербов
Польши и Великого княжества Литовского рисунками и пояснениями
27 фантастических rербов2 И. де ла Бара пояснил, что из множества древних гербов он взял лишь некоторые, иллюстрирующие геральдику
разных эпох и разных территорий. Расположив гербы в приблизительно
хронологическом порядке, де ла Бара попытался показать
историю геральдики от египетского царя Нектанеба около 3596 г. от
сотворения мира до своей современности.
В XVI в. гербы вымышленные помещались в одном ряду с реальными
гербами. Это отвечает вполне обычному повествованию о героях,
странах и государствах реальных и нереальных вперемешку. Нужно,
разумеется, иметь в виду, что многое из известного нам как нереальное,
в XVI в. считалось существовавшим в действительности.
Важной задачей rербоведческоrо исследования является установ
ление, на основании чего писатели XVI в. трактовали о гербах, кото
рые в настоящей статье рассматриваются как фантастические. В XVI в.
не всегда сообщали, откуда взяты сведения о гербах и их рисунки. В
большом труде немецкого географа Себастьяна Мюнстера Всемирная
космография описания земель и городов сопровождаются гербами, к
которым нет ни пояснений, ни ссылок на источник или рисовальщика3
Де ла Бара иногда пишет, что нужные данные он извлек, например, из 129
рукописной книги, найденной в одной из самых знаменитых и больших
библиотек страны Германии 4 Из его упоминаний как будто
следует. что рисунки гербов он собрал из разных рукописей.
Разнообразны древние гербы. У Папроцкого мы найдем герб
Исиды, у де лэ Бары герб Анубиса, сына Осириса, в виде собаки. В
последнем случае очевидно, что изображение отражает знание об
образе древнеегипетского Еожества шакале собаке или человеке с
головой шакала собаки Де ла Бара приводит герб Геркулеса в
пурпуровом щите серебряная семиглавая гидра с зелеными крыльями.
Этот герб напоминает о победе Геракла над Лернейской гидрой. Возможно,
этот герб был создан на основе общего знания о мифах о
Геракле, а возможно и на основании строк в Энеиде Вергилия VII,
657 658 описывающих щит сына Геракла Авенция. На щите иэобра
жен знак отцовский который Сто драконов несет и змеями обвитую
Гидру S. Кстати сказать, слова Вергилия интересны как редкое для
древности упоминание об унаследованных отцовских знаках. Де
ла Бара дал и второй герб героя в виде кабаньей головы с вонзив
шейся в пасть стрелой, явно в память охоты Геракла на Эриманфского
вепря. В книге того же сочинителя изображены гербы аргонавтов и
девяти правительниц амазонок. В гербе Ясона представлена победа
героя цад войском, явившемся из зубов дракона, которыми было
засеяно поле червленое поле, усеянное зубами, из которых вырастают
воины и овладение золотым руном, помещенном в центре щита в
гербе Тезея изображен золотой Минотавр, убитый в Лабиринте и т
Интересно объяснение, почему даны гербы правительниц амазонок
поскольку они были воительницами, то их гербы нужно изобразить.
Такое объяснение отражает характерное для недавней тогда эпохи живой геральдики представление о связи гербов с военным делом.
Не прошел мимо темы амазонок и Папроцкий, приведший герб их
страны или племени скорпиона
Французский правовед Пьер Греrуар в сочинении О государстве
касается и гербов. В частности, он сообщает о гербе Идоменея, царя
Кноса на Крите, упоминаемого в Или аде прямо ссылаясь на труд
Павсания II в. 6. В Описании. Эллады Павсаний рассказывает о
статуях в Акраганте на Сицилии, среди которых находилось изваяние
Идоменея, потомка царя Миноса, со щитом, украшенным изображением
петуха7.
ПриЕ еденными примерами геральдизация древней мифологии
далеко не исчерпывается. Разумеется, герб был дан троянскому
царю Приаму, символизированному львом де ла Бара фигурирующим
и как герб Трои Мюнстер
Сюжеты гербов извлекались также из библейских текстов. Папроцкий
утверждал, что Ной, сойдя с Ковчега, пользовался знаком верховной
власти скипетром между двух скрещенных ключей. Эти предме 130
ты и составили rерб Ноя. Ноев сын Сим как младший имел тот же герб
без одного ключа. Отриv.ательному же Хаму достался зловещий герб с
изображением черепа, на котором сидит грифон, каким, по словам
Папроцкого, некоторые рисуют сатану По данным Папроцкого рыцарскими знаками пользовались Авраам и другие ветхозаветные
персонажи. Обратим внимание на отождествление гербоведом поня тий герб, или рыцарский знак
Упоминание в Библии о знаменах иудейских племен колен
было основанием для фантазирования насчет изображенных на них
эмблем. Об этих эмблемах гербах толкуют многие авторы XVI в.
Гербы составлялись по встречающимся в разных местах Библии эпитетам.
Так, из слов в кн. Бытия 49, 9 молодого льва Иуды и в Апокалипсисе 5, 5 вот лев, от колена Иудина, корень Давидов вьmодили
rерб сero колена льва. Греrуар так прямо и писал Давид имел
льва Де ла Бара, однако, изобразил, видимо, личные гербы царя
Давида один с пращой, другой с арфой.
Из нескольких упоминаний в Ветхом завете люди XVI в. знали о
народе Маrог, жившем где то далеко, и его вожде Гоге. Этих данIJых
было достаточно для того, чтобы немецкий художник Виргил Солис
нарисовал герб Гога и Marora 8. Папроцкий привел герб Marora,
князя Келисирии Келисирией Келесирией в древности называли
местность в Ливане или часть Сирии, то есть территорию не столь
отдаленную, как земля Maror в Библии. В книжке Солиса имеются
также гербы трех волхвов из Нового завета, в западной традиции
именуемых царями Бальтазаром, Каспаром и Мельхиором.
Среди древних гербов XVI в. есть и такие, что относятся к территории
России. Один из них принадлежит по Папроцкому, Скифу
Приску т. е. Старому Папроцкий назвал Скифа старшим сыном
Аракса, родоначальником аланов, гуннов, готов, булrар, славян,
турок, татар Гербом этого персонажа подан полумесяц, а в нем
голова т. е. полумесяц с лицом. По Геродоту родоначальник скифских
царей Скиф был младшим сыном Геракла и эмеепогой девы
богини9 Французский правовед Бартелеми IIIaссaнeз считал гербом
скифов молнию, исходя, вероятно, из версии происхождения скифских
царей от Юпитера 1О. Атрибутом Юпитера была молния. Де ла Бара
описал и изобразил герб Кенея, царя Скифии в пурпуровом поле
золотой хобот слона
К западно европейским геральдическим древностям относятся
галльские гербы. Интересно, что в трех из четырех галльских гербов,
имеющихся у IIlaссaнeзa, фигурируют змеи, причем в одном из них
изображено змеиное гнездо. Возможно, в этом гербе использован
сюжет галльской мифологии о магическом змеином яйце, которого,
впрочем, в эмблеме нет. Папроцкий показал развитие герба Галлии.
Указанный им первый царь Галлии Самотес имел в гербе трех 13 1
лягушек, а Камилус заменил их тремя лилиями и двуглавым орлом.
Де па Бара, утверждавший, что Самотес был четвертым сыном Яфета,
сына Ноя, рассказывает о некой скульптуре героя со щитом, в двух
частях которого были начертаны армянские буквы и письмена,
якобы данные галлам.
В XVI в. фантазировали не только на древние, но и на средневековые
темы. Некоторый элемент фантазии содержит история двуглавого
орла в толкованиях ряда авторов. Один из каталонских гербовников,
составленный около 1550 г., содержит изображение двуглавого орла
как герба Юлия Ueзapяll. Де ла Бара изобразил герб римлян в виде
двуглавого же орла с нимбами у глав. Папроцкий детализировал
историю двуглавого орла, приписав его черного цвета шестому
вавилонскому царю Арию и первому римскому царю Ромулу. Кроме
того, он утверждал, что двуглавый орел был в гербе Помпея, в отличие
от де па Бары, наделившего полководца львом с мечом в лапах. Того
же орла, по Папроцкому, имели Октавиан Август, 25 й император Максим видимо, имея в виду Максимина, 29 ro императора, считая
от Uезаря 54 й император Юстин который был 92 м императором в
общем ряду императоров или восьмым восточно римским правителем
византийский император Юстиниан, франкский император Карл
Великий и все иные по нынешний век императоры Очевидно, что в
длинном ряду обладателей двуглавого орла представлены персоны
как действительные rербовладельцы, так и владельцы вымышленных
гербов. Разумеется, если считать, что гербы начали возникать в XII в.
Средневековая литература богата образами рыцарей и описаниями
гербов, знамен и вооружения. Естественно, что Лl тературных героев,
как и героев мифов наделяли гербами те авторы XVI в., которые
имеются в виду в настоящей ст тье. Коллекцию в 80 гербов героев
артуровского цикла представил де ла Бара. Источником для сочинения
этих гербов, по видимому, послужили романы Кретьена де Труа XII в По своему обычаю туманно де па Бара указал, что гербы
членов ордена рыцарей Круглого стола короля Артура он взял из старой рукописной книги с рисунками. Эти гербы выдержаны в
характерном для ранней геральдики духе простоты. Так, Ланселот
пользовался, по уверениям rербоведа, гербом с тремя перевязями,
Тристан гербом со львом, король Карадос гербом с короной, герой
романа Кретьена Эрек и Энида Эрек гербом с тремя отрезанными
змеиными головами и т. д. Сам Артур имел в лазуревом щите 13
золотых корон, явно намекавших на 12 рыцарей Круглого стола и
самого короля.
В XVI в. была и собственная мифология. В XVI в. была в ходу
легенда, воспринимавшаяся тогда как действительность, о государстве
пресвитера Иоанна. Легенда возникла еще в XII в. Она утверждала,
что существует могущественное христианское государство, место 132
Ланселот Бара
Скиф Папроцки й
Императоры Папроцкий
Персия Шрот
Кеней Бара
Бальтазар Солис
Эдуи Шассенез
Малая Тартария Мюнстер
Турция Мюнс тер 133
положение которого указывалось по разному. Гербы, которыми
е роп йские. 8М ОРЫ наде яли ЭТО государство, юж были разньiми.
Де ла вара и, IIIaссeнeз опубликовали Герб пресвитера Иоанна в виде
распятия, сопровождаемого по бокам двумя плетками. В немецком
гербовнике М. IIlpoтa герб того же государя представляет крест на
щите увенчанном коронованным шлемом, над которым семь крестов.
Кроме того, вокруг этого щита расположено 6 других гербовых щиТОЕ 12 Во Всемирной космографии Мюнстера дан третий вариант
герба пресвитера Иоанна лев с латинским крестом в лапах. Три
варианта объединяет крест.
Гербы сочинялись для реальных территорий и государств, причем
нередко без какой либо хронологической привязки. Например, у
Солиса есть раздел гербов Королевств в котором собраны эмблемы
Аравии, Индии, Африки, некой Барбарии и т. п. Вероятно, пользуясь
сведениями разных источников, Солис привел как гербы разных
государств эмблемы Эрмении коронованный леопард, над спиной
которого крест и Армении коронованный лев неизвестно какого
времени. В XVI в. никаких армянских государств не существовало. Малая Тартария на карте в Космографии Мюнстера отмечена
гербом, хотя у татар гербов не было. Фантазия rеральдистов распространялась
и на некоторые современные им государства, в действи
тельности гербами не пользовавшиеся. Образцами такой фантазии
могут служить гербы Персии у IIlpoтa и Турции у Мюнстера. Персидский
герб оставляет странное впечатление своей главной фигурой
человеком спиной к зрителю, турецкий соединением креста и
полумесяца. Включив крест с огнивами, т. е. эмблему, трактовавшуюся
в старой литературе как герб Палеологов или Византии, составитель турецкого герба показал подчинение земель Византийской империи
туркам. Принцип включения герба присоединенной территории в герб
нового государя в XVI в. был общепринятым в Западной Европе. В
труде Мавро Орбини по истории славян крест с огнивами приведен как
часть герба царя Стефана Душана и как герб короля Вукашина, правивших
в Сербии в XIV в. 13. В XIX в. эта эмблема вошла в состав герба
восстановленного Сербского государства.
Фантастические гербы являлись эмблематическим выражением
представлений людей XVI в. о прошлом и настоящем, о реалиях и
мифологии. Существование вариантов гербов говорит об индивидуальном
восприятии rеральдиэировавшихся объектов. Гербы, приписывавшиеся
героям и государствам часто весьма глубокой древности,
носят все черты стиля того времени, когда они сочинялись или перерисовывались.
Например, в упомянутом гербе Помпея лев держит меч,
ни сколько не напоминающий римское оружие Образы и художественное
оформление их подгонялись под привычные для эападноевропей 134
цев понятия. Если подгонка под привычное относилась к старинным
сюжетам, то она носила также характер модернизации. Так, де ла Бара
назвал герольдмейстером roy d armes Ида, т. е. Идея, вестника царя
Призма, утверждая, что и Гомер его называет героnьдом 14. Н. И. Гнедич
переводил звание Идея как глашатай старейший и вестник Илиада, XXIV, 149, 188, 325
То, что вымышленные гербы помещались в один ряд с действительными
гербами, говорит, по крайней мере, о нестрогом отличии по
нашим понятиям реального от нереального. Собственно, это отвечает
не только вкусам, но и уровню званий. В XVI в. верили в людей с
собачьими головами, в различных морских чудищ, вроде кракенов,
величиной с остров, и другие подобные вещи. Вмест с тем, независимо
от понимания степени реальности изображаемых с помощью
гербов предметов, фантастическая геральдика представляла собою
жанр популярной в XVI в. эмблематиче.ской живописи.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Bara Н. de. La Ыason des armoiries auquel est monstree la maniere de laquelle les Anсiens
et Modemes ont use en iсelles. Lyon, 158 1Первое издание вьппло в 15 г.
2. Paproсki В. Herby ryсerztwa polskiego na pieсioro xiag rozdzielone. Krakow, 1584.
3. Munster S. сosmographia universalis. Basileae, 1554.
4. Bara Н. de. Ор. сit. Р. 148.
5. Вергилий. Энеида Пер. В. Брюсова и С. Соловьева. Л., 1933.
6. Gregorius Tholozanus Р. De repuЫiсa libri six et viginti Ed. germaniae nova. Franсoforti, 1597. Р. 366.
7. Павсаиий. Оmtсание Эллады Пер. и ввод. стаn.я С. П. Кондратьева. М. Л., 1940.
т. 2. с. 66.
8. Solis V. Wappenbuсhlein NUmberg bei Virgil Solis 1555. Mtinсhen, 1886.
9. Варианты легенды о Скифе см. Раевский Д. С. Очерки идеолоrЮI скифо сакских
племен Опыт реконструкции скифской мифологии. М., 1977. 10. сassanaeus В. сatalogus gloriae Mundi. Vene s, 1576. Р. 10 rev. Riquer М. Heraldiсa сatalana des de any 50 al 1550. Barсelona, 1983. Vol. 2. Р. 387 факаwиnе листа гербовника 12. Sсhrot М. W appenbuсh des Heiligen Rбmisс.hen Reiсhs und allgemeiner сhristenheit.
Mtinсhen, 158 123 3. Orblni М. Origine degli Slavi е progresso dell lmperio loro. Pesaro, 1606. Р. 242, 274. 14. Bara Н. de. Ор. сit. Р. 5. 135
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Королев Г.И. Фантастические гербы в западноевропейской геральдике XVI века (1996)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|